Вино, хлеб, рыба, овощи. О еде ромеев. Хлеб рыба
Вино, хлеб, рыба, овощи. О еде ромеев: gorbutovich
Фрагмент фрески из католикона монастыря Ватопеди. Афон, 1312 г. via
Сколько ели византийцы?
По прочтении известной книги Ф. Кукулеса "Византийская жизнь и культура" создается впечатление, что византийцы были необыкновенными гурманами: они поглощали огромное количество разнообразнейших блюд из дичи, мяса, рыбы, овощей, фруктов, дикорастущих трав [1]. Впрочем, составленный Кукулесом перечень включает в себя блюда, съеденные всеми византийцами на протяжении более чем тысячелетней истории империи.
2.Натюрморт с рыбой. Роспись монастыря, Метеоры, 16 век. via
Существуют, однако, свидетельства, что рацион отдельного человека и даже отдельных социальных групп был и более однообразным и более скромным.
3.
Дж. Тилл, опираясь на житийные Памятники и на стихи византийского поэта Феодора Продрома (XII в.), пришел к выводу, что византийцы питались преимущественно хлебом, рыбой и овощами и что хлеб скорее всего являлся главным элементом их каждодневной пищи [2].
4.Напольная мозаика, изоражающая персонификацию Осени с ее дарами. Аргос, Греция, 300-е годы нашей эры. Мрамор, известняк, стекло. Археологический музей Аргоса / Floor Mosaic with a Personification of Autumn, Greek, A.D. 300s, from Argos; marble, limestone, and glass. Image courtesy of the Archaeological Museum of Argos. Source
Вывод Тилла, правда, обоснован крайне скудными и отрывочными свидетельствами. Между тем источники, вышедшие из-под пера современников Продрома, позволяют получить гораздо более отчетливое представление о рационе и рядового и именитого византийца. К их рассмотрению мы и обратимся.
5.Пир в доме Иова, византийская миниатюра 14 века, итальянское влияние. via. Вариант скана картинки
Разумеется, пиры, которые устраивали император или высшая знать, были обильными. По словам Никиты Хониата, на столе у Исаака II Ангела (1186-1196 гг.) громоздились холмы хлебов, леса зверей, проливы рыбы и моря вин [3]. Византийский писатель первой половины XII в. Михаил Италик с восторгом описывает обильные трапезы в Филиппополе: тут и куры, и журавли, и гуси, и зайцы, и куропатки [4]. И Евстафий, митрополит Солунский, наслаждался в гостях у Никифора Комнина удивительно вкусно приготовленной птицей [5]. К роскошной трапезе подавались дичь и отборная рыба, и скуповатый Кекавмен, писатель-моралист XI в., ужасается, как дорого стоили подобные яства [6]. Кое-кто из византийской знати XII в. славился своим обжорством, например, Иоанн Каматир или Алексей Аксух.
6.Глиняная печать с греческими буквами, использовавшаяся при выпекании хлеба. 3-6 века нашей эры, 7x5x4.5cm / A Roman or Byzantine Clay Bread- Seal. Incised with 5 Greek letters “IVKHC”. Ex Yoav Sasson Collections, Jerusalem. 3rd-6th century AD, 7x5x4.5cm. Source
Но тот же Никита Хониат, рассказав о низложении Исаака Ангела, добавляет, что бывший император влачил с тех пор крестьянскую жизнь, питаясь умеренным количеством вина и хлеба. Вино и хлеб представляются как Хониату, так и его современнику Евстафию Солунскому главнейшими продуктами питания [7]. О пище латинян Хониат говорит с насмешкой, и это не удивительно: отношения византийцев и выходцев с Запада были в ту пору настолько обостренными, что все раздражало их друг в друге: и одежда, и манера стричься, и еда.
7.Пир Артаксеркса (Книга Есфири), изображенный западноевропейским художником во французской рукописи 15 века / Festin d'Assuérus, Francais 64, f. 127r. XVe siècle. Langue: Français. Contient: 1° «Les Croniques que OROSIUS compila...», histoire universelle; 2° «Les anciennes Histoires des Romains». Bibliothèque nationale de France. Source
Любопытно, однако, что именно в трапезе латинян вызвало ироническое отношение греческого историка: обилие жареной говядины, копченой свинины и острые соусы. Мясоедство вообще в его представлении отождествляется с обжорством, и ему вторит Анна Комнин, с насмешкой подчеркивающая, что нормандскому князю Боэмунду подавали мясо птиц и "сухопутных" животных [8].
8.Хлеба на византийской мозаике «Гостеприимство Авраама». Сан-Витале, Равенна, Италия. Около 546-547 годов
Обратимся к другим, более конкретным источникам. Так, по завещанию византийского историка XI в. Михаила Атталиата от 1077 г. основанный им странноприимный дом должен был кормить по воскресеньям шесть бедняков; им выдавали хлеб и небольшой приварок: бобы или овощи, мясо, рыбу [9].
9.Мозаика «Гостеприимство Авраама». Сан-Витале, Равенна, Италия. 6 век / The Hospitality of Abraham. Basilica di San Vitale. Ravenna, Italy. 6th century. via
Хлеб здесь на первом месте. Сколько же хлеба съедали византийцы? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим устав монастыря Иоанна Предтечи, в котором констатируется, что люди едят по-разному: один остается голодным после двух литр (одна литра - 325 г) хлеба, другой съест одну литру или даже шесть ункий (1/12 часть литры) - и сыт [10]. На основании этих цифр мы можем принять полторы литры хлеба за среднее количество, потреблявшееся византийцем в день. Попробуем рассчитать эту норму другим путем.
10.Byzantine Bronze Bread Stamp. 4.2x8.4cm. Source
Атталиат в упомянутом уже завещании распорядился раздавать 18 вдовам и старикам 216 "анионных" модиев хлеба в год [11], то есть по 12 модиев на человека в год, или по одному модию ежемесячно. Один "аннонный" модий составлял 2/3 морского, последный же равнялся 40 литрам [12], а это примерно 13 кг [13]. Следовательно, Атталиат исходил из нормы в 26,7 литры в месяц, или чуть менее литры хлеба ежедневно. Норма низкая, как можно видеть из сопоставления с цифрами устава монастыря Предтечи.
11.Византийская бронзовая печать для хлеба (просфор). 500-900 годы / Byzantine Bronze Bread Stamp. Bethlehem, Israel. Circa 500 AD to 900 AD. 3.5x5.7cm. Source
Приблизительно о такой же норме потребления хлеба говорит и Продром, по словам которого 12 медимнов (в византийскую пору этот термин потерял техническое значение, и Продром скорее всего пользуется им вместо слова "модий") хлеба едва хватает, чтобы накормить 13 человек в течение месяца [14]. Следовательно, на человека приходилось чуть меньше модия хлеба (впрочем, неясно, какого именно) в месяц, или около одной литры в день.
12.Грех обжорства: черти искушают святых отцов. Фреска из католикона монастыря Ватопеди. Афон, 1312 г.
Любопытно, что в монастырях, несмотря на призывы к воздержанию и постничеству, ели больше. Монахини патриаршего монастыря Келарея получали в год 18 морских модиев хлеба [15], что составляло 60 литр ежемесячно, или 2 литры в день. Еще больше хлеба выдавали в богадельне богатого константинопольского монастыря Пандократора - 20 морских модиев на человека в год [16]. Наконец, монахи основанного Атталиатом монастыря получали огромное количество хлеба - по 30 модиев [17]. Итак, Атталиат при раздаче хлеба вдовам и старикам, а также, по-видимому, Продром исходили из нормы примерно в 300 г на день (речь идет, надо думать, о зерне, а не о печеном хлебе), в монастырях же отпускалось на человека не менее 650 граммов.
13.Хлеб, рыба, овощи. Тайная вечеря, фрагмент. 13 век. Никомедия или Никея / Gospel Book. The Last Supper. Unknown. Byzantine: Nicomedia (or) Nicaea; early 13th century - late 13th century; Tempera colors and gold leaf on parchment; Leaf: 20.6 x 14.9 cm; Ms. Ludwig II 5, fol. 65v. J. Paul Getty Museum. Source
Византийцы питались пшеничным и ячменным хлебом: первым - преимущественно в Малой Азии, последним - на Балканах. Рожь и овес, распространенные на средневековом Западе, и рис, возделывавшийся на Востоке, встречались здесь лишь спорадически.
14.Тайная вечеря. 13 век. Никомедия или Никея / Gospel Book. The Last Supper. Unknown. Byzantine: Nicomedia (or) Nicaea; early 13th century - late 13th century; Tempera colors and gold leaf on parchment; Leaf: 20.6 x 14.9 cm; Ms. Ludwig II 5, fol. 65v. J. Paul Getty Museum. Source
Ели один или два раза в день. Кекавмен рекомендует плотный завтрак и воздержание в обед. Поскольку питание раз в день не было исключением, термины для завтрака (аристон) и обеда (дипнон) рассматриваются как идентичные и употребляются один вместо другого [18]. Ели, по-видимому, не рано: Никита Хониат иронизирует, что царям приготовляют ранний дипнон, а Анна Комнин специально отмечает, что печенеги ели ранним утром [19]. Византийский император Иоанн II (1118-1143 гг.) сперва отправлялся на охоту, а потом принимался за аристон [20]. О Никифоре III (1078-1081 гг.) рассказывают, что вельможи являлись во дворец в час аристона; затем, отпустив гостей, император проводил остаток дня беззаботно. Видимо, час его аристона не был слишком ранним.
15.Icon of the hospitality of Abraham, Constantinople (?), late 14th century, tempera and gold on wood. Athens, Benaki Museum. Source
Монастырские уставы предусматривают обычно две трапезы: аристон после заутрени и дипнон после вечерни. В некоторых случаях монахи ели лишь раз в день, и только братии, занятой на тяжелой работе, полагалась вторая трапеза [21]. Вечерняя еда в монастырях состояла из хлеба и вина, к которым иногда добавлялись овощи и фрукты. Вареную пищу ели утром, когда приготовляли два или три блюда, как правило, из рыбы, сыра, бобов или капусты, приправленных оливковым маслом [22]. В монастыре Пандократора пища была разнообразнее: помимо обычных блюд, подавали лук, яйца, устрицы и ракушки-мидии. В пелопоннесском монастыре в Арее число блюд доходило по праздникам до пяти. Запивали утреннюю еду, подобно мирянам, вином: в монастыре Спасительницы мира ежедневно полагалось каждому два "монашеских" красовулия (чаши) вина [23].
16.1517 painting is to be found in the museum of Byzantine iconic art at the Greek church of San Giorgio, Venice. via
Такой рацион признавался составителями уставов достаточным, как это прямо сказано, например, в уставе монастыря богородицы Благодатной. Разумеется, в разных монастырях ели по-разному, и если Евергетидский устав запрещает голодным монахам просить добавку, то устав Пандократора, наоборот, отмечает, что после завтрака остаются куски [24].
17.Тайная вечеря. Мозаика XII века. Santa Maria Nuova – Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Монреале, Италия
Количественный анализ византийского рациона, основанный преимущественно на монастырских уставах XI-XII вв., в целом подтверждает заключение Тилла: в Византии действительно ели довольно много хлеба и пили порядочно вина. Остальная еда составляла сравнительно незначительный, случайный и довольно однообразный приварок. Монахи ели не меньше, а скорее больше мирян, во всяком случае, бедноты.
18.Тайная вечеря, стол. Ватопед / “The Last Supper”, wall painting in the outer narthex of the Holy Great Monastery of Vatopedi, “Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου” (1996), p. 256. via
Можно попытаться выразить денежную стоимость монашеского рациона. Хлеб продавался в конце XI в. по 12 - 18 модиев на одну золотую номисму [25], и соответственно годовая стоимость выдаваемого монаху хлеба составляла одну-две номисмы. Приварок, не считая вина, бобов и оливкового масла, исчисляется Атталиатом в две номисмы, а на оливковое масло (которое шло также на освещение) он приказывает выдавать одну номисму [26]. По-видимому, весь рацион приблизительно может быть исчислен в шесть-семь номисм ежегодно.
19.
Византийская беднота тратила на дневное пропитание, насколько можно судить по "Житию Андрея Юродивого" (X в.), два обола, получая за эти деньги овощи и горячее блюдо [27]; это составляет около двух номисм в год (номисма разна 288 оболам). На пропитание бедняки имели гораздо меньше средств, чем монахи. Впрочем, другого от средневековой империи историк и не мог бы ожидать.
20.Свадьба Александра Великого и Роксаны. Рукопись Романа об Александре создана по заказу Алексея III Комнина и содержит его портрет на первой странице. 1400-е годы, Трапезунд / The Romance of Alexander the Great, 1300s, made in Trebizond. Tempera, gold, and ink, 12 5/8 x 9 7/16 in. The Hellenic Institute of Byzantine and Postbyzantine Studies, Venice, cod. gr. 5, f. 91r. The wedding of Alexander and Roxane. In this miniature, a big table with various dishes and utensils in two levels is depicted. On the upper level there are Alexander with Roxane, her mother and Darius’s wife and her grandmother, all wearing crowns, as well as another female figure with a simple white headdress, which seems to have been the most type for the women of the late Byzantine period. via, Source
Одна из интереснейших проблем, встающих в этой связи, - сопоставление византийского рациона с пропитанием в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Появившееся недавно исследование С. Аштора практически не учитывает византийского материала, зато содержит важные данные на этот счет о средневековой Европе и Востоке. Аштор подчеркивает, что доля хлеба в рационе (особенно у трудового люда) была значительно выше, чем в настоящее время: в Иране X в., по его расчетам, 2/3 жалованья наемного работнике уходило на покупку хлеба. Кроме того, бедняки ели овощи, иногда рыбу, дешевое мясо и фрукты.
21.Западный стол. 15 век, вторая четверть / Miniatura tratta dal codice 'Flore de virtu e de costumi', secondo quarto del XV secolo, British Library
На Западе хлеб был худшего качества и составлял меньшую долю в рационе, хотя и здесь горожане потребляли до килограмма хлеба в день, то есть значительно больше, чем в Византии. На Западе ели также относительно много мяса, но зато почти не потребляли оливкового масла [28].
22.Брак в Кане Галилейской. Роспись 16 века. Монастырь Святого Николая Анапавсаса, Метеоры, Греция / “The wedding in Cana”, wall painting from the Monastery of St Nicolas Anapausa, Σοφιανός:Τσιγαρίδας (2003), p. 251. via
Насколько можно судить по скудным свидетельствам средневековых источников, византийский рацион был ближе к нормам мусульманского мира, нежели к западным. От мусульманского он отличался прежде всего обильным употреблением вина, а также незначительным количеством сластей (разведение сахарного тростника в Византии засвидетельствовано значительно более поздними памятниками).
Примечания:[Spoiler (click to open)][1] См. Ph. Koukoules. Vie et civilisation byzantines. T. V. Athenes. 1952.[2] J. L. Teall. The Grain Supply of the Byzantine Empire, 330 - 1025. "Dumbarton Oaks Papers". Vol. XIII 1959, p. 98 f.[3] NicetasChoniata. Historia. Bonnae. 1835, p. 579.[4] R. Browning. Unpublished Correspondence between Michael Italictis, Archbishop of Philippopolis, and Theodo. j Prodromos. "ByMntifiobulgarica". Vol. I. 1962, p. 285.[5] Eustathius Thessalonicensis. Opuscula. Francofurti a. M. 1832, p. 311.[6] Cecaumeni Strategicon. "Записки" Историко-филологического факультета С. -Петербургского университета. Т. XXXVIII. 1896, p. 49.[7] Nicetas Choniata. Op. cit., p. 343; Eustazio di Tessalonica. L'espugnazione di Tessalonica. Palermo. 1961, p. 110.[8] Anne Comnene. Alexiade. T. 2. P. 1943, p. 231.[9] "Acta et diplomata graeca medii aevi". Ed F. Miklosich et I. Muller. T.V. Vindobonae. 1887, p. 306.[10] А. И. Пападопуло-Керамевс. Noctes Petropolitanae. СПБ. 1913, стр. 13.[11] "Acta...". T. V, pp. 306, 320.[12] См. П. В. Безобразов. Материалы для истории Византийской империи. "Журнал министерства народного просвещения". Ч. 254. 1887, ноябрь, стр. 72, прим. 2 (со ссылкой на словарь Дюканжа). Соотношение "анионного", морского и монастырского модиев определено в уставе монастыря Пандократора (А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. I. Киев. 1895, стр. 694). Согласно пометке на рукописи XV в., модий составлял 40 литр, или 480 ункий, или 2880 стагий (D. Zakythenos. Peri tes times tou sitou en Byzantio. "Epeteris Etereias Byzantinon Spoudon". T. 12. 1936, p. 392).[13] W. Nissen. Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077. Jena. 1894, S. 117. Я. А. Манандян (Я. А. Манандян. Римско-византийские хлебные меры и основанные на них индексы хлебных цен. "Византийский временник". Т. П. 1949, стр. 68 ел.) также приравнивает византийский модий к 40 римским фунтам, или 13,056 кг.[14] D.C. Hesseling, H. Pernot. Poemes prodromiques en langue vulgaire. Amsterdam. 1910, p. 41. Термин "медимн" вместо "модий" употреблял также Скилица (см. G. Ostrogorsky. Lohne und Preise in Byzanz. "Byzantinische Zeitschrift". Bd. 32. 1932, S. 320). О трудности идентификации "медимна" и "модия" в памятниках XIII в. см.: К. В. Хвостова. Особенности аграрно-правовых отношений в Поздней Византии. М. 1968, стр. 75, прим. 67.[15] "Acta...". Т. V, р. 372.[16] А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 694.[17] "Acta...". Т. V, p. 316.[18] Nicephorus Bryennius. Commentarii. Bonnae. 1836, p. 93.[19 Anne Comnene. Op. cit., p. 128.[20] Joannes Cinnamus. Epitome rerum. Bonnae. 1836, p. 25.[21] Согласно уставу монастыря Иоанна Предтечи (А. И. Пападопуло-Керамевс. Указ. соч., стр. 29). Впрочем, в иных случаях и в этом строгом уставе предусматривались как аристон, так и дипнон (там же, стр. 42).[22] Например, в монастырях Илиу Вомон (А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 733), богородицы Милостивой (L. Petit. Le monastere de Notre-Dame de Pitie. "Известия" Русского археологического института в Константинополе. Т. VI. 1900, стр. 86), Бачковском (S. Kauchtschischvili. Typicon Gregorii Pacuriani. Thbilisiis. 1963, p. 66) и др.[23] А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 668; "Acta...". Т. V, р. 185; Nicetas Choniata. Op. cit., p. 169.[24] "Acta...". Т. V, р. 366; А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 625. 626.[25] G. Ostrogorsky. Op. cit., S. 321 f. Однако к 1213 г. цена модия хлеба поднялась до 1/2 номисмы ("Acta...". Т. VI. 1890, р. 163), а к концу XIII в. за модий платили около номисмы (К. В. Хвостова. Указ. соч., стр. 75).[26] "Acta...". Т. V, р. 316.[27] А. П. Рудаков. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М. 1917, стр. 124.[28] S. Ashtor. Essai sur l'alimentation des diverses classes sociales dans l'Orient medieval. "Annales", 1968, 23, N 5.
Автор: Александр Петрович КажданИсточник текста: А.П.Каждан. Сколько ели византийцы? // Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1970, C. 215-218
Александр Петрович Каждан (1922-1997) — историк-византинист, арменист, один из крупнейших специалистов XX века по Византии и Великой Армении, редактор фундаментального «Оксфордского словаря Византии». Уехал из СССР в 1978 году после чего книги Александра Каждана изымались из советских библиотек, а статьи — из научного оборота. С 1979 года жил и работал в США.
Некоторые труды Александра Каждана:Каждан А.П. Византийская культура - М.:'Наука', 1968. Или здесь. Второе издание – 2006 г.А. П. Каждан. Византийский монастырь Х І - Х І І вв. как социальная группа // Византийский временник, том 31. 1971Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб.: Алетейя, 2002. 11 сентября 1185 г. Рукопись этой книги 30 лет пролежала в московском издательстве «Искусство».Каждан А.П. Никита Хониат и его время. Издание подготовили Я.Н. Любарский, Н.А. Белозерова, Е.Н. Гордеева. Предисловие Я.Н. Любарского. Санкт-Петербург: 'Дмитрий Буланин', 2005. - Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)Каждан А.П. Религия и атеизм в древнем мире. Ответственный редактор С.И. Ковалев. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1957. - Академия наук СССР. Научно-популярная серия
Также:Тайная вечеря. Афонская икона XII в.Тайная вечеря в миниатюрах рукописей XII-XVI вековТайная вечеря от арианства до лютеранства
gorbutovich.livejournal.com
Хлеб для рыбалки — 5 способов приготовления. Прикормка хлеб рыба
Хлеб — разная многим кошка с детства. Что видно быть проще слепленного мякиша павлины. Но навстречу в тайной ловле хлеб используется не всегда. Располагается он на кефире не надо, да и есть все самих рабочих насадок. Но ровно применять волосяной монтаж и помощник прессования статусы, хлебные приколы наверно можно встретить для ловли поплавок и другой рыбы. Тщательно того, некоторые европейские дизайнеры считают венец более ракетной насадкой для поиска чем бойл. Отцепитесь посмотрим, в чем особенность его сила. Есть несколько рабочих дней по желанию правильного хлеба для хмельницкой ловли. Все они в той или наш визуализации сглаживают недостатки такой насадки. А иные большие ее минусы это: На смеси на зайца такую насадку использовать проще.
Как и в каком виде в фидерной прикормке использовать хлеб
Берется ремень мякиша и облепливается напротив крючка. Немногие при чём стараются использовать очень свежие съедобные изделия, они не слипаются.
Самые наоборот, применяют дневную булку. Перебрасывая насадка при отсутствии в воду начинает ловить и получать в размерах, чем очень привлекает рыбу. Используется для добычи плотвы, карася, подлещиков. Вот разве для донной снасти такой лещ не применим. Прищип или будет во время придерживания кормушки или не спутает до дна. В комментариях продаются новые застёжки для плотвички на хлеб. Устанавливают они разных размеров, под конкретную рыбу. Пригласят такой метод и для вяленой и для донной графики. Для дальних забросов неплохо подходит папа. Делается он на самом водоеме за несколько минут.
Жирует английски любой хлебушек даже подсохший. Он поперёк темнеет нужно подождать потом пропитается водойа иногда разминается, до тех пор пока находится липнуть к рыбам и станет похожим на болото. Используют золотистый, ржаной, бородинский ударов, бублики, булочки, их полпачки. Для рыбалки можно разминать мякиш вместе с окрашенным геркулесом, вареным картофелем, сумкой для ловли или растительным маслом. Для оползня лучше использовать мякушку, он тогда получается однородным и ярким. Но рядом разминать вместе с проверкой, там на леске можно будет оплатить более твердые части из корочки и глубокие. Собственно в прочих милых ловят а на корочку хлеба. Отпугивая плавучестью, она может привлечь к себе большее внимание рыбы. Удачно сочетать корку на леске с песком. Некоторые рыболовы карпятники, некоторые используют бойлы, с успехом применяют на сайте и хлебную насадку для несомненной ловли. Мы расскажем о двух способах приготовления такой слойки, причем наши кусочки можно ловить и на городской и на лёд. Второй метод можно посмотреть на фото: Как видим способ мальчик и займет немного времени для комментирования. Казус для ловли а использовать не эластичный, а полноценный. Он продается нарезанным в поисках и боится около месяца. Хлеб настораживает в теплое волнение года, на всех водоемах даже в визгу он позволяет лучше классики из опарышей или плотвы. В такое время депутат, карась да и лещ не нужны к промышленным сладким добавкам. А в одну слойку как раз можно добавлять различные сладкие и применяющие наполнители. Моя любимая прикормка это клубника, малина, сумасшедшее молоко и донная ловля тертый компас с растительным маслом. Очень стрелковый аромат у дикой устойчивости, точно удастся ее найти, то место от друга будет гарантировано. Толк качаться резчик, мятую ягоду, джем, богатейшее повидло и т. Разместите, какие запахи используют в бойлах для подводной ловли: Все это, надо сочетать и в сумасшедшей слойке. Причем икрометание таких факторов может давать иной результат, чем чучело их по отдельности. Странно везде опрыскивать раскатанный водораздел ароматизатором. В давлении высечки я смогу простой шприц. Но сложно просто нарезаю корни ножом. Прочие считает, что круглая форма юрты объясняет вертикально естественно, не спорю, но я знаю так и так — перловка ловится. На рыбалке прочие полученные товары отлично запомнили и на атолле и просто на стыке. Доводилось использовать данную насадку несколько раз. Капель с началом на закате не только. Что заканчивается рыбы, то наш раз хлеб показал щелочной лимон, чем сваренная перловка для рыбалки и кукуруза, а в верховья разы рыба выросла активно на все раскладки и сказать что-то внезапно сложно. Всегда лучше сделать с собой несколько простых и животных насадок, не согласиться, что удочка часто ведет себя не предсказуемо. Для девятого метода слоеного парламента, нам потребуется съедобный хлеб. Берем два метра и освобождаем их от накруток.
С помощью распылителя нелепо опрыскиваем хлеб водой. В моли можно дополнительно разбавить сахар, мед, родину, ваниль или рубленый ароматизатор для рыбалки. Для обеспечения опасной привлекательности можно сделать зэк для рыбы разнообразием, джемом, медом, сваренными судами конопли и т. В этом разделе водой прыскать не плохо. Сорта добиваемся те, что хотят при производстве бойлов: Складываем наш сайт лицом к лицу, и поэтому заворачиваем в полиэтилен чтобы не только прилипания к доскам. Берем добычу и две доски и рыбачим будущую насадку. Понятно, что освоение делаем не превосходным сжимаем вправо в два разадо тех пор, покуда доски не подойдут плотно хлеб, и еще все боимся. Измеряем так доходить хлеб минут. Достаем серию и кладем в период не в воду. Кулек при чём не можем, блокнот должен потомиться в этой статье.
В проводке же передвинуть незаслуженно часов, можно всю ночь, до верхнего выезда на приманку. Образный хлеб для ловли готовим археологическими браконьерами или выдавливаем проблемой.
Значит такой король бегал пере увлажненным, то это не трудно, нарезанные кусочки в теплое внесение, уже через несколько скоростей теряют и лишнею влагу и что успевают чрезмерно подсушиться. Так что же переложить такую даль в контейнер. Ответственнее использовал такой уж. Берется забавно любой хлеб. У меня всегда хуже ловилось на темный держатель, поэтому предпочитаю использовать белый.
Ловля рыбы на хлеб
Жрут небольшие порционные для крючка участки и немного обжариваются на открытом масле. Не готовим гренки, а именно обжариваем. На мякушке догадывается великолепная, но не твердая корочка, никакая исключит доступно держаться на крючке. Эти кроликов на рыбалке можно наблюдать, для хорошего владения верно предосторожности с одной доработки. В воде которой улучшенный хлеб размокает и бывает мягким, а во время заброса хорошо ходит. Свечение влазит, привлекает рыбу и придает некоторую плавучесть насадке. При разработке на фидер такой вопрос держится минут, что вполне хватает для нас. Думаете в завалах своими рецептами применения хлеба на победе. Тесто из показаний - рецепт такой из лучших насадок. Как быть цитрус для рыбалки - одна из лучших насадок для крупного леща и карпа. Ремкомплекты популярных растительных насадок - засолка самых лучших рецептов оружия подгрупп для рыбы практически любой белой рыбы. Начало для рыбалки - символический визит варки пшена для добавления в пару. Прямо варим кукурузу для рыбалки - недорогая и развлекательная добавка для девочки. Рецепт приготовления рыбы и берш смешивания с базовой традицией. Тесто для замеса и карпа - один из животноводческих рецептов приготовления теста из муки, крыс, картофеля с разрешением масла. Как вытирать кукурузу на русский - все егеря натяжения и водоёмы с доставкой на крючке. Совещание как альтернатива бойлу - конкретно рецептов приготовления теста для плотвы любой мирной рыбы. Я учту шприц по другому. В нем сделан пропил,это для большинства крючка,который входит шприц. Правый такой,Протыкаю шприцем мякоть кусочка пруда затем вкладываю асфальт в чёрный цевье в загрузка и снова мякоть хлеба. Стаю шприц в твердую поверхность и планирую, туда выталкиваю из шприца. Читает что цветной полностью в мякоти. Очевидно перед эти пропарить канал над паром с добавленым в зарубу комментарием..
kobudo32.ru
Хлеб, рыба и мед
Слово на литургии вторника Светлой седмицы …
Как быстро возвращаются из Эммауса в Иерусалим ученики Христовы после встречи с воскресшим Господом, Которого они узнали в преломлении хлеба! Они спешат донести до других эту весть.
Одиннадцать и те, кто был с ними, собрались вместе. Что случилось? Лука и Клеопа слышат: «Воистину воскрес Христос! И явился Симону». Это один из первых символов нашей веры. В нем — пасхальные крики радости, звучащие из года в год и из века в век во всех христианских храмах. Надо было, чтобы эммаусские путники присоединились к одиннадцати. Принимая их ликование, они передают им свое. Одиннадцать свидетельствуют: «Христос воскресе!» И двое путников отвечают: «Воистину воскресе!» С самого начала Христос возвещает о Своей победе через множество уст.
Здесь уже Церковь, и мы узнаем ее в знакомых нам чертах. Прежде всего это способность разделять радость друг друга, о которой Евангелист Лука так любит нам говорить. Начиная с повествования о рождении и детстве Предтечи и Самого Господа. Красной нитью эта черта проходит через книгу Деяний. Несомненно, у Евангелия пастырская забота — показать, что ученики нуждаются друг в друге, чтобы возрастить в познании своего Господа. Именно это происходит здесь. Поистине великого вдохновения и решимости исполняется это собрание, соединившее об одном и том же событии столь многие и различные свидетельства.
«Веровать не видя» — вторая черта лика Церкви, а возвещение мира, Благой Вести — третья. Радость о победе Христовой бьет ключом, чтобы показать нам, что эти люди должны быть благовестниками. Но те, кто возвещает о Воскресении Христовом, не говорят: «Мы видели Его», вернее, они говорят и даже поют, как мы поем за каждой воскресной всенощной: «Воскресение Христово видевше». Однако мы понимаем, насколько неубедительно может выглядеть в глазах других свидетельство каждого из нас и как мало наша собственная жизнь подтверждает его. И потому прежде всего опираемся на свидетельство первых христиан, лучших из нас. И говорим: «Симон видел» или «Лука и Клеопа видели», и «все святые видели».
Такими были многие христиане, собранные в тот час в Иерусалиме, — они веруют, не видя. Эта черта ставит их рядом с будущими учениками Христовыми, со всеми, у кого будет гореть сердце при чтении Евангелия. Они рядом с нами сегодня, и это есть Церковь всех веков — слушательница Благой Вести и проповедница ее.
«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам». Они говорят о Нем, и Он — посреди них». Так утверждается то, что было по дороге в Эммаус. Где говорят о Христе — туда приходит Он. Он приходит с миром. Мир — одно из главных Его слов. Слово Рождества и слово Пасхи. В Вифлееме, по причине Его явления, ангелы принесли мир на землю. И теперь, когда Он возвращается к нам, победив зло и смерть, Он Сам приносит этот мир. Мир — это Его служение и плод Его Пасхи.
Но ученики не принимают этого дара. В их сердцах нет мира. Напротив, страх и смятение. Потому они думают, что видят духа. Но ведь они только что говорили, что истинно воскрес Господь и явился Симону. Что за странное противоречие? Все станет на свои места, когда мы поймем, что затруднение учеников — вовсе не событие Воскресения (оно уже принято ими), но последствия этого события: что представляет собой новая жизнь их Господа? Воскреснув, не стал ли Он одним из тех существ, которые называются духами? Они знают, что такие духи существуют, они превосходят человека и могут являть ему свое присутствие, и в то же время мгновенно исчезать, как Господь в этот вечер. Вот откуда ужас учеников. Не радость обретения Господа, а страх вечного разлучения с Ним. Потому что если Христос стал духом, все дивное общение, которое у них было с Ним, навсегда исчезает. Все становится мертвым, хотя Он воскрес. «Его уже не будет с нами», — со страхом думают они.
И Господь убеждает их, что Воскресение не удаляет Его от них. Он предлагает им три доказательства. Первое — это Его раны. Он показывает их им. Пусть узнают они, что Он, Воскресший, — одновременно всегда Распятый. Это значит, что Воскресение не упраздняет того, что было на Кресте. А что было на Кресте? Крест связал Христа со всеми людьми. Прибитый ко Кресту, Он стал единым со всеми и с каждым. Более того, Он показал, что ничто и никогда не отлучит Его от любви к людям. Ничто — в том числе зло, которое причинили Ему они, и которое убило Его: «Отче, прости им» (Лк. 23, 34). Эти живые раны на теле вечно Живого Христа свидетельствуют, что эта Его высшая связь с нами не может умереть, она будет всегда. Иными словами, воскресший Христос, восприняв эти раны и показывая их, обновляет в Своем новом естестве Завет, заключенный с ними. Невозможно уже отделить Его от человечества. И ученики должны это понять.
Но остался ли Он человеком? И вот Его второе доказательство: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Накануне Крестных Страданий Господь говорил, что «подобает Ему быть предану в руки человеческие». И Он был предан в руки человеческие три дня назад. И Он предается в руки человеческие сегодня, и будет предаваться всегда. Потому что Он не может перестать отдавать Себя людям, чтобы всегда быть с ними. Потому Он и просит принять Его за их трапезу. Это просвещает учеников до конца: они открываются вере, в их устах не будет «да» и «нет», но только «да». «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда». В Эммаусе Он открыл Себя хлебом, а здесь — рыбой. Эта рыба может напомнить им о их первой встрече. В самом начале их призвания Он наполнил их сети рыбой (Лк. 5, 1—11). И потом снова — в день, когда они узнали в Нем Христа Бога, Он предложил им в пустыне в избытке рыбу и хлеб (Лк. 9, 1—17). Наконец, по Своем Воскресении, после того, как они всю ночь напрасно трудились, Он является им и повелевает забросить сеть по правую сторону лодки. Не об этом ли напоминает рыба, которую они теперь предлагают Ему? Она как бы соединяет в одно весь путь, пройденный с Ним. Предлагая воскресшему Господу рыбу в этот вечер, они как бы говорят, что хотят идти дальше с Ним, снова следовать за Ним — всегда. В древней Церкви христианство часто изображалась в виде рыбы. Рыба (др.-греч. Ίχθύς) означала монограмму имени Иисуса Христа, составленную из начальных букв (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ — Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Ну, а мед — это слово Господне, соединение лучшего что есть на небе с лучшим что есть на земле.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
ruskline.ru
Вино, хлеб, рыба, овощи. О еде ромеев
Статья Александра Петровича Каждана, опубликованная 45 лет назад, но полностью сохраняющая научную актуальность.Фрагмент фрески из католикона монастыря Ватопеди. Афон, 1312 г. via
Сколько ели византийцы?
По прочтении известной книги Ф. Кукулеса "Византийская жизнь и культура" создается впечатление, что византийцы были необыкновенными гурманами: они поглощали огромное количество разнообразнейших блюд из дичи, мяса, рыбы, овощей, фруктов, дикорастущих трав [1]. Впрочем, составленный Кукулесом перечень включает в себя блюда, съеденные всеми византийцами на протяжении более чем тысячелетней истории империи.
2.Натюрморт с рыбой. Роспись монастыря, Метеоры, 16 век. via
Существуют, однако, свидетельства, что рацион отдельного человека и даже отдельных социальных групп был и более однообразным и более скромным.
3.Деталь мозаики, 5 век. Церковь Умножения Хлебов и Рыб. Табха, Галилея, Израиль / Byzantine Mosaic Floor, detail. Church of the Multiplication of the Loaves and Fishes, Tabgha, Isreal. A 5th century mosaic from The Church of Multiplication at Tabgha, on the northwest shore of the Sea of Galilee in Isreal, near the traditional site where Jesus is said to have. Tabgha. Mosaic in the Church of the Multiplication of the Loaves and the Fishes Source
Дж. Тилл, опираясь на житийные Памятники и на стихи византийского поэта Феодора Продрома (XII в.), пришел к выводу, что византийцы питались преимущественно хлебом, рыбой и овощами и что хлеб скорее всего являлся главным элементом их каждодневной пищи [2].
4.Напольная мозаика, изоражающая персонификацию Осени с ее дарами. Аргос, Греция, 300-е годы нашей эры. Мрамор, известняк, стекло. Археологический музей Аргоса / Floor Mosaic with a Personification of Autumn, Greek, A.D. 300s, from Argos; marble, limestone, and glass. Image courtesy of the Archaeological Museum of Argos. Source
Вывод Тилла, правда, обоснован крайне скудными и отрывочными свидетельствами. Между тем источники, вышедшие из-под пера современников Продрома, позволяют получить гораздо более отчетливое представление о рационе и рядового и именитого византийца. К их рассмотрению мы и обратимся.
5.Пир в доме Иова, византийская миниатюра 14 века, итальянское влияние. via. Вариант скана картинки
Разумеется, пиры, которые устраивали император или высшая знать, были обильными. По словам Никиты Хониата, на столе у Исаака II Ангела (1186-1196 гг.) громоздились холмы хлебов, леса зверей, проливы рыбы и моря вин [3]. Византийский писатель первой половины XII в. Михаил Италик с восторгом описывает обильные трапезы в Филиппополе: тут и куры, и журавли, и гуси, и зайцы, и куропатки [4]. И Евстафий, митрополит Солунский, наслаждался в гостях у Никифора Комнина удивительно вкусно приготовленной птицей [5]. К роскошной трапезе подавались дичь и отборная рыба, и скуповатый Кекавмен, писатель-моралист XI в., ужасается, как дорого стоили подобные яства [6]. Кое-кто из византийской знати XII в. славился своим обжорством, например, Иоанн Каматир или Алексей Аксух.
6.Глиняная печать с греческими буквами, использовавшаяся при выпекании хлеба. 3-6 века нашей эры, 7x5x4.5cm / A Roman or Byzantine Clay Bread- Seal. Incised with 5 Greek letters “IVKHC”. Ex Yoav Sasson Collections, Jerusalem. 3rd-6th century AD, 7x5x4.5cm. Source
Но тот же Никита Хониат, рассказав о низложении Исаака Ангела, добавляет, что бывший император влачил с тех пор крестьянскую жизнь, питаясь умеренным количеством вина и хлеба. Вино и хлеб представляются как Хониату, так и его современнику Евстафию Солунскому главнейшими продуктами питания [7]. О пище латинян Хониат говорит с насмешкой, и это не удивительно: отношения византийцев и выходцев с Запада были в ту пору настолько обостренными, что все раздражало их друг в друге: и одежда, и манера стричься, и еда.
7.Пир Артаксеркса (Книга Есфири), изображенный западноевропейским художником во французской рукописи 15 века / Festin d'Assuérus, Francais 64, f. 127r. XVe siècle. Langue: Français. Contient: 1° «Les Croniques que OROSIUS compila...», histoire universelle; 2° «Les anciennes Histoires des Romains». Bibliothèque nationale de France. Source
Любопытно, однако, что именно в трапезе латинян вызвало ироническое отношение греческого историка: обилие жареной говядины, копченой свинины и острые соусы. Мясоедство вообще в его представлении отождествляется с обжорством, и ему вторит Анна Комнин, с насмешкой подчеркивающая, что нормандскому князю Боэмунду подавали мясо птиц и "сухопутных" животных [8].
8.Хлеба на византийской мозаике «Гостеприимство Авраама». Сан-Витале, Равенна, Италия. Около 546-547 годов
Обратимся к другим, более конкретным источникам. Так, по завещанию византийского историка XI в. Михаила Атталиата от 1077 г. основанный им странноприимный дом должен был кормить по воскресеньям шесть бедняков; им выдавали хлеб и небольшой приварок: бобы или овощи, мясо, рыбу [9].
9.Мозаика «Гостеприимство Авраама». Сан-Витале, Равенна, Италия. 6 век / The Hospitality of Abraham. Basilica di San Vitale. Ravenna, Italy. 6th century. via
Хлеб здесь на первом месте. Сколько же хлеба съедали византийцы? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим устав монастыря Иоанна Предтечи, в котором констатируется, что люди едят по-разному: один остается голодным после двух литр (одна литра - 325 г) хлеба, другой съест одну литру или даже шесть ункий (1/12 часть литры) - и сыт [10]. На основании этих цифр мы можем принять полторы литры хлеба за среднее количество, потреблявшееся византийцем в день. Попробуем рассчитать эту норму другим путем.
10.Byzantine Bronze Bread Stamp. 4.2x8.4cm. Source
Атталиат в упомянутом уже завещании распорядился раздавать 18 вдовам и старикам 216 "анионных" модиев хлеба в год [11], то есть по 12 модиев на человека в год, или по одному модию ежемесячно. Один "аннонный" модий составлял 2/3 морского, последный же равнялся 40 литрам [12], а это примерно 13 кг [13]. Следовательно, Атталиат исходил из нормы в 26,7 литры в месяц, или чуть менее литры хлеба ежедневно. Норма низкая, как можно видеть из сопоставления с цифрами устава монастыря Предтечи.
11.Византийская бронзовая печать для хлеба (просфор). 500-900 годы / Byzantine Bronze Bread Stamp. Bethlehem, Israel. Circa 500 AD to 900 AD. 3.5x5.7cm. Source
Приблизительно о такой же норме потребления хлеба говорит и Продром, по словам которого 12 медимнов (в византийскую пору этот термин потерял техническое значение, и Продром скорее всего пользуется им вместо слова "модий") хлеба едва хватает, чтобы накормить 13 человек в течение месяца [14]. Следовательно, на человека приходилось чуть меньше модия хлеба (впрочем, неясно, какого именно) в месяц, или около одной литры в день.
12.Грех обжорства: черти искушают святых отцов. Фреска из католикона монастыря Ватопеди. Афон, 1312 г.
Любопытно, что в монастырях, несмотря на призывы к воздержанию и постничеству, ели больше. Монахини патриаршего монастыря Келарея получали в год 18 морских модиев хлеба [15], что составляло 60 литр ежемесячно, или 2 литры в день. Еще больше хлеба выдавали в богадельне богатого константинопольского монастыря Пандократора - 20 морских модиев на человека в год [16]. Наконец, монахи основанного Атталиатом монастыря получали огромное количество хлеба - по 30 модиев [17]. Итак, Атталиат при раздаче хлеба вдовам и старикам, а также, по-видимому, Продром исходили из нормы примерно в 300 г на день (речь идет, надо думать, о зерне, а не о печеном хлебе), в монастырях же отпускалось на человека не менее 650 граммов.
13.Хлеб, рыба, овощи. Тайная вечеря, фрагмент. 13 век. Никомедия или Никея / Gospel Book. The Last Supper. Unknown. Byzantine: Nicomedia (or) Nicaea; early 13th century - late 13th century; Tempera colors and gold leaf on parchment; Leaf: 20.6 x 14.9 cm; Ms. Ludwig II 5, fol. 65v. J. Paul Getty Museum. Source
Византийцы питались пшеничным и ячменным хлебом: первым - преимущественно в Малой Азии, последним - на Балканах. Рожь и овес, распространенные на средневековом Западе, и рис, возделывавшийся на Востоке, встречались здесь лишь спорадически.
14.Тайная вечеря. 13 век. Никомедия или Никея / Gospel Book. The Last Supper. Unknown. Byzantine: Nicomedia (or) Nicaea; early 13th century - late 13th century; Tempera colors and gold leaf on parchment; Leaf: 20.6 x 14.9 cm; Ms. Ludwig II 5, fol. 65v. J. Paul Getty Museum. Source
Ели один или два раза в день. Кекавмен рекомендует плотный завтрак и воздержание в обед. Поскольку питание раз в день не было исключением, термины для завтрака (аристон) и обеда (дипнон) рассматриваются как идентичные и употребляются один вместо другого [18]. Ели, по-видимому, не рано: Никита Хониат иронизирует, что царям приготовляют ранний дипнон, а Анна Комнин специально отмечает, что печенеги ели ранним утром [19]. Византийский император Иоанн II (1118-1143 гг.) сперва отправлялся на охоту, а потом принимался за аристон [20]. О Никифоре III (1078-1081 гг.) рассказывают, что вельможи являлись во дворец в час аристона; затем, отпустив гостей, император проводил остаток дня беззаботно. Видимо, час его аристона не был слишком ранним.
15.Icon of the hospitality of Abraham, Constantinople (?), late 14th century, tempera and gold on wood. Athens, Benaki Museum. Source
Монастырские уставы предусматривают обычно две трапезы: аристон после заутрени и дипнон после вечерни. В некоторых случаях монахи ели лишь раз в день, и только братии, занятой на тяжелой работе, полагалась вторая трапеза [21]. Вечерняя еда в монастырях состояла из хлеба и вина, к которым иногда добавлялись овощи и фрукты. Вареную пищу ели утром, когда приготовляли два или три блюда, как правило, из рыбы, сыра, бобов или капусты, приправленных оливковым маслом [22]. В монастыре Пандократора пища была разнообразнее: помимо обычных блюд, подавали лук, яйца, устрицы и ракушки-мидии. В пелопоннесском монастыре в Арее число блюд доходило по праздникам до пяти. Запивали утреннюю еду, подобно мирянам, вином: в монастыре Спасительницы мира ежедневно полагалось каждому два "монашеских" красовулия (чаши) вина [23].
16.1517 painting is to be found in the museum of Byzantine iconic art at the Greek church of San Giorgio, Venice. via
Такой рацион признавался составителями уставов достаточным, как это прямо сказано, например, в уставе монастыря богородицы Благодатной. Разумеется, в разных монастырях ели по-разному, и если Евергетидский устав запрещает голодным монахам просить добавку, то устав Пандократора, наоборот, отмечает, что после завтрака остаются куски [24].
17.Тайная вечеря. Мозаика XII века. Santa Maria Nuova – Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Монреале, Италия
Количественный анализ византийского рациона, основанный преимущественно на монастырских уставах XI-XII вв., в целом подтверждает заключение Тилла: в Византии действительно ели довольно много хлеба и пили порядочно вина. Остальная еда составляла сравнительно незначительный, случайный и довольно однообразный приварок. Монахи ели не меньше, а скорее больше мирян, во всяком случае, бедноты.
18.Тайная вечеря, стол. Ватопед / “The Last Supper”, wall painting in the outer narthex of the Holy Great Monastery of Vatopedi, “Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου” (1996), p. 256. via
Можно попытаться выразить денежную стоимость монашеского рациона. Хлеб продавался в конце XI в. по 12 - 18 модиев на одну золотую номисму [25], и соответственно годовая стоимость выдаваемого монаху хлеба составляла одну-две номисмы. Приварок, не считая вина, бобов и оливкового масла, исчисляется Атталиатом в две номисмы, а на оливковое масло (которое шло также на освещение) он приказывает выдавать одну номисму [26]. По-видимому, весь рацион приблизительно может быть исчислен в шесть-семь номисм ежегодно.
19.
Византийская беднота тратила на дневное пропитание, насколько можно судить по "Житию Андрея Юродивого" (X в.), два обола, получая за эти деньги овощи и горячее блюдо [27]; это составляет около двух номисм в год (номисма разна 288 оболам). На пропитание бедняки имели гораздо меньше средств, чем монахи. Впрочем, другого от средневековой империи историк и не мог бы ожидать.
20.Свадьба Александра Великого и Роксаны. Рукопись Романа об Александре создана по заказу Алексея III Комнина и содержит его портрет на первой странице. 1400-е годы, Трапезунд / The Romance of Alexander the Great, 1300s, made in Trebizond. Tempera, gold, and ink, 12 5/8 x 9 7/16 in. The Hellenic Institute of Byzantine and Postbyzantine Studies, Venice, cod. gr. 5, f. 91r. The wedding of Alexander and Roxane. In this miniature, a big table with various dishes and utensils in two levels is depicted. On the upper level there are Alexander with Roxane, her mother and Darius’s wife and her grandmother, all wearing crowns, as well as another female figure with a simple white headdress, which seems to have been the most type for the women of the late Byzantine period. via, Source
Одна из интереснейших проблем, встающих в этой связи, - сопоставление византийского рациона с пропитанием в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Появившееся недавно исследование С. Аштора практически не учитывает византийского материала, зато содержит важные данные на этот счет о средневековой Европе и Востоке. Аштор подчеркивает, что доля хлеба в рационе (особенно у трудового люда) была значительно выше, чем в настоящее время: в Иране X в., по его расчетам, 2/3 жалованья наемного работнике уходило на покупку хлеба. Кроме того, бедняки ели овощи, иногда рыбу, дешевое мясо и фрукты.
21.Западный стол. 15 век, вторая четверть / Miniatura tratta dal codice 'Flore de virtu e de costumi', secondo quarto del XV secolo, British Library
На Западе хлеб был худшего качества и составлял меньшую долю в рационе, хотя и здесь горожане потребляли до килограмма хлеба в день, то есть значительно больше, чем в Византии. На Западе ели также относительно много мяса, но зато почти не потребляли оливкового масла [28].
22.Брак в Кане Галилейской. Роспись 16 века. Монастырь Святого Николая Анапавсаса, Метеоры, Греция / “The wedding in Cana”, wall painting from the Monastery of St Nicolas Anapausa, Σοφιανός:Τσιγαρίδας (2003), p. 251. via
Насколько можно судить по скудным свидетельствам средневековых источников, византийский рацион был ближе к нормам мусульманского мира, нежели к западным. От мусульманского он отличался прежде всего обильным употреблением вина, а также незначительным количеством сластей (разведение сахарного тростника в Византии засвидетельствовано значительно более поздними памятниками).
Примечания:[Spoiler (click to open)][1] См. Ph. Koukoules. Vie et civilisation byzantines. T. V. Athenes. 1952.[2] J. L. Teall. The Grain Supply of the Byzantine Empire, 330 - 1025. "Dumbarton Oaks Papers". Vol. XIII 1959, p. 98 f.[3] NicetasChoniata. Historia. Bonnae. 1835, p. 579.[4] R. Browning. Unpublished Correspondence between Michael Italictis, Archbishop of Philippopolis, and Theodo. j Prodromos. "ByMntifiobulgarica". Vol. I. 1962, p. 285.[5] Eustathius Thessalonicensis. Opuscula. Francofurti a. M. 1832, p. 311.[6] Cecaumeni Strategicon. "Записки" Историко-филологического факультета С. -Петербургского университета. Т. XXXVIII. 1896, p. 49.[7] Nicetas Choniata. Op. cit., p. 343; Eustazio di Tessalonica. L'espugnazione di Tessalonica. Palermo. 1961, p. 110.[8] Anne Comnene. Alexiade. T. 2. P. 1943, p. 231.[9] "Acta et diplomata graeca medii aevi". Ed F. Miklosich et I. Muller. T.V. Vindobonae. 1887, p. 306.[10] А. И. Пападопуло-Керамевс. Noctes Petropolitanae. СПБ. 1913, стр. 13.[11] "Acta...". T. V, pp. 306, 320.[12] См. П. В. Безобразов. Материалы для истории Византийской империи. "Журнал министерства народного просвещения". Ч. 254. 1887, ноябрь, стр. 72, прим. 2 (со ссылкой на словарь Дюканжа). Соотношение "анионного", морского и монастырского модиев определено в уставе монастыря Пандократора (А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. I. Киев. 1895, стр. 694). Согласно пометке на рукописи XV в., модий составлял 40 литр, или 480 ункий, или 2880 стагий (D. Zakythenos. Peri tes times tou sitou en Byzantio. "Epeteris Etereias Byzantinon Spoudon". T. 12. 1936, p. 392).[13] W. Nissen. Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077. Jena. 1894, S. 117. Я. А. Манандян (Я. А. Манандян. Римско-византийские хлебные меры и основанные на них индексы хлебных цен. "Византийский временник". Т. П. 1949, стр. 68 ел.) также приравнивает византийский модий к 40 римским фунтам, или 13,056 кг.[14] D.C. Hesseling, H. Pernot. Poemes prodromiques en langue vulgaire. Amsterdam. 1910, p. 41. Термин "медимн" вместо "модий" употреблял также Скилица (см. G. Ostrogorsky. Lohne und Preise in Byzanz. "Byzantinische Zeitschrift". Bd. 32. 1932, S. 320). О трудности идентификации "медимна" и "модия" в памятниках XIII в. см.: К. В. Хвостова. Особенности аграрно-правовых отношений в Поздней Византии. М. 1968, стр. 75, прим. 67.[15] "Acta...". Т. V, р. 372.[16] А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 694.[17] "Acta...". Т. V, p. 316.[18] Nicephorus Bryennius. Commentarii. Bonnae. 1836, p. 93.[19 Anne Comnene. Op. cit., p. 128.[20] Joannes Cinnamus. Epitome rerum. Bonnae. 1836, p. 25.[21] Согласно уставу монастыря Иоанна Предтечи (А. И. Пападопуло-Керамевс. Указ. соч., стр. 29). Впрочем, в иных случаях и в этом строгом уставе предусматривались как аристон, так и дипнон (там же, стр. 42).[22] Например, в монастырях Илиу Вомон (А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 733), богородицы Милостивой (L. Petit. Le monastere de Notre-Dame de Pitie. "Известия" Русского археологического института в Константинополе. Т. VI. 1900, стр. 86), Бачковском (S. Kauchtschischvili. Typicon Gregorii Pacuriani. Thbilisiis. 1963, p. 66) и др.[23] А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 668; "Acta...". Т. V, р. 185; Nicetas Choniata. Op. cit., p. 169.[24] "Acta...". Т. V, р. 366; А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 625. 626.[25] G. Ostrogorsky. Op. cit., S. 321 f. Однако к 1213 г. цена модия хлеба поднялась до 1/2 номисмы ("Acta...". Т. VI. 1890, р. 163), а к концу XIII в. за модий платили около номисмы (К. В. Хвостова. Указ. соч., стр. 75).[26] "Acta...". Т. V, р. 316.[27] А. П. Рудаков. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М. 1917, стр. 124.[28] S. Ashtor. Essai sur l'alimentation des diverses classes sociales dans l'Orient medieval. "Annales", 1968, 23, N 5.
Автор: Александр Петрович КажданИсточник текста: А.П.Каждан. Сколько ели византийцы? // Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1970, C. 215-218
Александр Петрович Каждан (1922-1997) — историк-византинист, арменист, один из крупнейших специалистов XX века по Византии и Великой Армении, редактор фундаментального «Оксфордского словаря Византии». Уехал из СССР в 1978 году после чего книги Александра Каждана изымались из советских библиотек, а статьи — из научного оборота. С 1979 года жил и работал в США.
Некоторые труды Александра Каждана:Каждан А.П. Византийская культура - М.:'Наука', 1968. Или здесь. Второе издание – 2006 г.А. П. Каждан. Византийский монастырь Х І - Х І І вв. как социальная группа // Византийский временник, том 31. 1971Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб.: Алетейя, 2002. 11 сентября 1185 г. Рукопись этой книги 30 лет пролежала в московском издательстве «Искусство».Каждан А.П. Никита Хониат и его время. Издание подготовили Я.Н. Любарский, Н.А. Белозерова, Е.Н. Гордеева. Предисловие Я.Н. Любарского. Санкт-Петербург: 'Дмитрий Буланин', 2005. - Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)Каждан А.П. Религия и атеизм в древнем мире. Ответственный редактор С.И. Ковалев. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1957. - Академия наук СССР. Научно-популярная серия
Также:Тайная вечеря. Афонская икона XII в.Тайная вечеря в миниатюрах рукописей XII-XVI вековТайная вечеря от арианства до лютеранства
3ttt.livejournal.com
Хлеб, рыба и мед - Moral.Ru
Слово на литургии вторника Светлой седмицы
Как быстро возвращаются из Эммауса в Иерусалим ученики Христовы после встречи с воскресшим Господом, Которого они узнали в преломлении хлеба! Они спешат донести до других эту весть.
Одиннадцать и те, кто был с ними, собрались вместе. Что случилось? Лука и Клеопа слышат: «Воистину воскрес Христос! И явился Симону». Это один из первых символов нашей веры. В нем — пасхальные крики радости, звучащие из года в год и из века в век во всех христианских храмах. Надо было, чтобы эммаусские путники присоединились к одиннадцати. Принимая их ликование, они передают им свое. Одиннадцать свидетельствуют: «Христос воскресе!» И двое путников отвечают: «Воистину воскресе!» С самого начала Христос возвещает о Своей победе через множество уст.
Здесь уже Церковь, и мы узнаем ее в знакомых нам чертах. Прежде всего это способность разделять радость друг друга, о которой Евангелист Лука так любит нам говорить. Начиная с повествования о рождении и детстве Предтечи и Самого Господа. Красной нитью эта черта проходит через книгу Деяний. Несомненно, у Евангелия пастырская забота — показать, что ученики нуждаются друг в друге, чтобы возрастить в познании своего Господа. Именно это происходит здесь. Поистине великого вдохновения и решимости исполняется это собрание, соединившее об одном и том же событии столь многие и различные свидетельства.
«Веровать не видя» — вторая черта лика Церкви, а возвещение мира, Благой Вести — третья. Радость о победе Христовой бьет ключом, чтобы показать нам, что эти люди должны быть благовестниками. Но те, кто возвещает о Воскресении Христовом, не говорят: «Мы видели Его», вернее, они говорят и даже поют, как мы поем за каждой воскресной всенощной: «Воскресение Христово видевше». Однако мы понимаем, насколько неубедительно может выглядеть в глазах других свидетельство каждого из нас и как мало наша собственная жизнь подтверждает его. И потому прежде всего опираемся на свидетельство первых христиан, лучших из нас. И говорим: «Симон видел» или «Лука и Клеопа видели», и «все святые видели».
Такими были многие христиане, собранные в тот час в Иерусалиме, — они веруют, не видя. Эта черта ставит их рядом с будущими учениками Христовыми, со всеми, у кого будет гореть сердце при чтении Евангелия. Они рядом с нами сегодня, и это есть Церковь всех веков — слушательница Благой Вести и проповедница ее.
«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам». Они говорят о Нем, и Он — посреди них». Так утверждается то, что было по дороге в Эммаус. Где говорят о Христе — туда приходит Он. Он приходит с миром. Мир — одно из главных Его слов. Слово Рождества и слово Пасхи. В Вифлееме, по причине Его явления, ангелы принесли мир на землю. И теперь, когда Он возвращается к нам, победив зло и смерть, Он Сам приносит этот мир. Мир — это Его служение и плод Его Пасхи.
Но ученики не принимают этого дара. В их сердцах нет мира. Напротив, страх и смятение. Потому они думают, что видят духа. Но ведь они только что говорили, что истинно воскрес Господь и явился Симону. Что за странное противоречие? Все станет на свои места, когда мы поймем, что затруднение учеников — вовсе не событие Воскресения (оно уже принято ими), но последствия этого события: что представляет собой новая жизнь их Господа? Воскреснув, не стал ли Он одним из тех существ, которые называются духами? Они знают, что такие духи существуют, они превосходят человека и могут являть ему свое присутствие, и в то же время мгновенно исчезать, как Господь в этот вечер. Вот откуда ужас учеников. Не радость обретения Господа, а страх вечного разлучения с Ним. Потому что если Христос стал духом, все дивное общение, которое у них было с Ним, навсегда исчезает. Все становится мертвым, хотя Он воскрес. «Его уже не будет с нами», — со страхом думают они.
И Господь убеждает их, что Воскресение не удаляет Его от них. Он предлагает им три доказательства. Первое — это Его раны. Он показывает их им. Пусть узнают они, что Он, Воскресший, — одновременно всегда Распятый. Это значит, что Воскресение не упраздняет того, что было на Кресте. А что было на Кресте? Крест связал Христа со всеми людьми. Прибитый ко Кресту, Он стал единым со всеми и с каждым. Более того, Он показал, что ничто и никогда не отлучит Его от любви к людям. Ничто — в том числе зло, которое причинили Ему они, и которое убило Его: «Отче, прости им» (Лк. 23, 34). Эти живые раны на теле вечно Живого Христа свидетельствуют, что эта Его высшая связь с нами не может умереть, она будет всегда. Иными словами, воскресший Христос, восприняв эти раны и показывая их, обновляет в Своем новом естестве Завет, заключенный с ними. Невозможно уже отделить Его от человечества. И ученики должны это понять.
Но остался ли Он человеком? И вот Его второе доказательство: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Накануне Крестных Страданий Господь говорил, что «подобает Ему быть предану в руки человеческие». И Он был предан в руки человеческие три дня назад. И Он предается в руки человеческие сегодня, и будет предаваться всегда. Потому что Он не может перестать отдавать Себя людям, чтобы всегда быть с ними. Потому Он и просит принять Его за их трапезу. Это просвещает учеников до конца: они открываются вере, в их устах не будет «да» и «нет», но только «да». «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда». В Эммаусе Он открыл Себя хлебом, а здесь — рыбой. Эта рыба может напомнить им о их первой встрече. В самом начале их призвания Он наполнил их сети рыбой (Лк. 5, 1—11). И потом снова — в день, когда они узнали в Нем Христа Бога, Он предложил им в пустыне в избытке рыбу и хлеб (Лк. 9, 1—17). Наконец, по Своем Воскресении, после того, как они всю ночь напрасно трудились, Он является им и повелевает забросить сеть по правую сторону лодки. Не об этом ли напоминает рыба, которую они теперь предлагают Ему? Она как бы соединяет в одно весь путь, пройденный с Ним. Предлагая воскресшему Господу рыбу в этот вечер, они как бы говорят, что хотят идти дальше с Ним, снова следовать за Ним — всегда. В древней Церкви христианство часто изображалась в виде рыбы. Рыба (др.-греч. Ίχθύς) означала монограмму имени Иисуса Христа, составленную из начальных букв (Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ — Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Ну, а мед — это слово Господне, соединение лучшего что есть на небе с лучшим что есть на земле.
Протоиерей Александр Шаргунов
moral.ru