Хлеб и вино. Мысли о насущном во время Великого поста. Хлеб к обеду в меру бери хлеб драгоценность им не сори


Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори

История сия Израильская такова: брат на работе до вечера, а мы пошли с золовкой его встречать. Днём там для меня с непривычки сильно жарко. Итак, встретили мы его и на обратном пути решили в киношку смотаться. 3D всё-таки, пусть и на иврите. Прикольно! Это сейчас у нас в городе три кинотеатра 3D, а до этого с этим было туговато. Так вот, как обычно (хотя и это само по себе неприятно) нас на входе начали обыскивать. А у брата был рюкзачок. Он в нём на работу тормозки носил да одёжу какую-никакую рабочую. Так вот охранник рюкзачок увидел и аж подпрыгнул:" Хальт! Аусвайс! Вас ист дас?!"(или ещё что-то для меня не менее непонятное)А ему объясняют, что тут специально для фетишистов вроде него грязные носки и прочую муть носят. От радости он туда обеими руками залез. Долго ковырялся и вытаскивает оттуда 3 ломтика черного Бородинского хлеба с салом. Всё в пакетике завязанном, чтобы не вымазать ненароком. Это богатство я брату привозил. Хлебушек такой рассыпчатый, пахучий, с приправами. Душистый. А сало свежее, точнее свежесолёное, такое на четыре пальца толщиной, с животика кабанчика, с прослоечкой мясной сантиметровой. С чесночком засоленное. Такое, знаешь ли, тоже ароматное, даже на вид мягкое. Прямо просящееся растаять у тебя на языке, когда ты глазки от удовольствия прикроешь, а одной рукой такой ломтик в рот опускать будешь. А в другой руке хлебушка кусочек черного, кусочек "Бородинского", квадратного. Аромат вокруг себя испускает, забивая свежим хлебным духом все парфюмы дезодорантные. Именно такого хлебушка ты все крошки со стола на ладонь обязательно сметёшь и в рот отправишь, чтобы удовольствие подольше растянуть.О чём это я? А, вот. Итак, сей кипанутый товарищ пакетик с хлебом держит и спрашивает грозно, что это мол? Недоумённо объясняют ему, что это хлеб. Он аж взвился!!! Да вы что, орёт, на светлый праздник Песах хлеб едите?!?!?! Тут я понял, что нам приближается светлый анус и влез в разговор. Дальше наш диалог переводили для удобства понимания. Я извинился, говорю, моё мол, я вообще-то иноземец, гость с солнечного юга. Мне нельзя без хлебушки. Паспорт ему показывал. Говорил, что, сознавая высочайшую религиозность данного народа, я специально хлеб с пакет упаковал да  в рюкзак упрятал. Чтобы, мол, не искушать, не оскорбить  и не навредить. А ему пофиг!!! Выбрасывайте, мол, и никаких гвоздей! Как же так, говорю? Я, конечно, уважаю ваши религиозные чувства, но, будьте любезны, уважьте и мои. Мне по моей религии запрещено хлеб выбрасывать. У нас в священном столовском писании так и написано: "Хлеба к обеду в меру бери, хлеб  - драгоценность. Им не сори!", "Хлеб - всему голова!", "Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!", "Бог на стене, а хлеб на столе!", "Хлеб сердце крепит!", "Хлеб да вода - богатырская еда!", "Не красна изба углами, а красна пирогами" и многие-многие другие. Я, когда зол, да в ситуации экстремальной - думаю по-другому. Быстро и качественно.А ему пофиг!!! Говорит, что это я сюда приехал, поэтому должен жить по их законам! Пытаюсь доказать, что это не законы, а всего лишь религиозные обряды всего лишь части населения, не имеющие силы даже подзаконных актов. А ему пофиг!!! А самое обидное, что уже билеты в кино купили, и кассы закрылись, так как сеанс последний. Понял я что непробиваемую тупость, сдобренную религиозным фанатизмом, мне логикой не пробить, решил найти компромисс. А какой тут компромисс может быть? С хлебом нельзя и выкинуть нельзя! Вот ведь незадача! Но мы не привыкли отступать! Решил я тогда назло врагам птичек еврейских накормить некошерной едою.С полуобрядовым бормотанием самовыдуманных заговоров и приговоров насрывал с пальмы близлежащей листочков. Листочки рядом с пейсанутым охранником на парапете разложил, и с таким же бормотанием хлебушек на листочки накрошил, то в темноту бормоча всяческую ересь, то по сторонам: "Птички небесные, вечные странники. Степью лазурною, цепью жемчужною...". Приговариваю я это и чувствую, как мне в спину кол лютой ненависти охранник взглядом вбивает. Брат потом рассказывал, что этот хрен забугорный во время бормотухи моей за пекаль свой хватался. Однако же сдержался. Когда конфликт был исчерпан, мы прошли в кинотеатр. Сеанс, конечно же, к тому времени уже начался. Ну а так как слов ивритских я не понимал, то просто на трёхмерную картинку любовался. Хотя нафиг там слова? Мульт был о том, как рокеры и прочие панки в ад попадают. Вот такое вот предупреждение для детей. Правда, ад получился слишком красивым. Даже красивее, чем рокерская жизнь. Ну а так как хлебом пришлось действительно пожертвовать (как сказал: и в прямом, и в переносном смысле!) то забытое в пылу хлебобулочного спора сало мы ели с орехами. С хлебушком было бы лучше.А зато как в новостях наших родненьких покажут про вандальный приезд иудеев на Винницкий новый год, как устроят говорильню о религиозной терпимости иудаизма, как начнут, повизгивая, изблёвывать про "весь цивилизованный мир так делает", сразу я того вооруженного охламона вспоминаю. Что-то терпимость односторонняя какая-то получается.Можно, конечно, сказать, что это был единичный случай, но так можно сказать и про твою историю средневековой поездки. Тоже единичные были случаи, а что их было так много, так это совпадение. Ну, так случилось! Не на ту смену нарвались! Так наши хоть слова понимали...

drevo-borod.livejournal.com

Хлеб и вино. Мысли о насущном во время Великого поста — Татьянин день

Стены столовой в школе, где я учился, были украшены разными плакатами. Один из текстов надолго остался в моей памяти: «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность. Им не сори».

Подобные агитки, в стихах и в прозе, встречались тогда часто. Их можно было увидеть в основном в заведениях общепита и в хлебных магазинах.

Спустя многие годы я часто думаю об этом. Что это? Рецидив крестьянского сознания в стране победившего социализма? Память о голодных годах и пережитых бедах? Тревога о национальном богатстве? А может быть - связь с Евхаристией?

Отношение к хлебу насквозь мистично. Оно никак не вмещается в рамки отношения к продукту питания. Ведь, по правде говоря, молоко, яйца, овощи тоже питают, спасают от голода, они тоже - драгоценность, но любовью пользуются меньшей. Если хлеб падал, его поднимали с поспешностью и целовали. Так не поступали ни с картофелем, ни с репой.

В крестьянской (читай, христианской) стране хлеб прочно ассоциировался с Евхаристией, то есть был такой пищей, таким даром земли, который при известных условиях становился Пищей бессмертия и Манной Небесной.

Вот одна из пословиц, говорящая об этом: «Коли хлеб на стол, так и стол - престол. Коли хлеба ни куска, так и стол - доска». Кстати, и стол, за которым ели, был свят, он осмысливался как раскрытая ладонь Божия. Положить на него по-ковбойски ноги или на него сесть было собственно поруганием святыни.

Будучи сыном невинодельческого народа, я подозреваю, что в любви грузин, армян, молдаван к виноградной лозе скрыта все та же любовь к Евхаристии. И нельзя смотреть без дрожи на черно-белые кадры старого фильма «Отец солдата». Старик-грузин отвешивает оплеуху молодому танкисту, поведшему танк на виноградник. «Ты его садил? - кричит старик. - Ты знаешь, как он растет? Ты - фашист». Оба - советские воины. Оба наступают на Берлин. Парень в танке - не фашист. Он - русский, но он не окапывал лозу, не ждал от нее плодов. Он не знает песен, которые нужно петь при сборе урожая. Он не топтал ягоды в точиле. Он вряд ли знает красивые тосты и до сих пор пил только самогон...

Если крестьянин бережет плод своего труда - это естественно. Мозоли на руках, натруженная спина, пропотевшая рубаха не дадут ему забыть, что привычное (мы так привыкли к хлебу) дается дорого. А вот как приучить любить хлеб, ценить чужой труд тех, для кого хлеб «растет» не на полях, а на полках магазинов?

Горожанин, бросающий корку на пол, - это паразит, не только пользующийся чужим трудом, но еще и презирающий чужой труд. Если он не исправится, то непременно будет наказан, может быть даже голодом.

А вот горожанин, поднимающий с асфальта кем-то брошенную корку, - это чудо. Если он сам родом не из села, то кто-то научил его этому. Быть может, священник; быть может, родители. Как верный в малом, он может быть достоин многого.

Городской житель может быть как-то по-особенному жесток и по-особенному глуп одновременно.

С рекой, деревьями, животными он не общается (вода - из крана, тепло - из батареи, суп - из полуфабрикатов). Он и с людьми почти не общается. Все больше с бумагами (справки, бланки, документы) да с механизмами. Новости - по телевизору. Путь к деградации открыт, протоптан. Многие маршируют по нему. К такому человеку нужен особый подход. Ему нужны особые заповеди.

Епископ Каллист (Уэр) говорит о том, что слова «люби природу», «не ломай деревья» могут сегодня восприниматься как заповедь. Можно добавить сюда еще: «читай книги», «учись думать», «радуйся привычным вещам»...

Кто-то из святых сказал о бесах, что они ничего не творят и поэтому им ничего не жалко. Боюсь, что нынешняя нетворческая эпоха угрожает человеку тем, что сделает его подобным демонам.

О таком человеке будет поздно молиться. Ведь Христос пришел в мир спасти человека. Если человечество, развращаясь, изменится до неузнаваемости - мир утратит смысл существования и вновь будет достоин уничтожения, как это уже было однажды.

Вернёмся к хлебу. У Серафима Саровского есть такой совет унывающим монахиням - пожевать хлебушка. Хлебушек, мол, тоску и прогонит. Есть у хлеба такая сила, но на пресытившегося человека она не действует. Нужно уметь поститься и воздерживаться, чтобы понять ржаную горбушку как милость Божию - и утешиться.

Между тем современная культура презирает воздержание, а вот тоскует человек не меньше.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует...

Сказано в ХIХ веке. С тех пор тоска умножилась. Она толкнула миллионы людей или в петлю, или с крыши дома, или в разврат, или на иглу. Индустрия развлечений тоску не лечит, а делает ее еще острее, отяжеляет похмелье.

Нужно попробовать старый способ. Затеплить лампаду, положить поклон. Не поесть до вечера. Почитать Евангелие. Такого человека утешит хлебушек. И тоску прогонит.

Да что тоску... Он и детей воспитывать умеет. Дети обязаны испытывать чувство голода. Не потому что они брошены и бездомны, а потому, что иначе они не поймут жизни, не сумеют сострадать бедняку, не захотят трудиться.

Мы сами испортили наших детей обжорством, переборчивостью в пище. Мы испортили их вкус сладостями. Научили воротить нос от тарелки обычного супа, говорить «не люблю», «не хочу».

Есть хорошее старое правило: если ребёнок хочет есть, но отказывается от хлеба - значит, он не хочет есть. Нужно дать его аппетиту разыграться. Ведь, как известно, голод - лучшая приправа.

Если мы не хотим испытать настоящий, карающий голод, если стремимся достичь спасительной простоты, хотим чувствовать себя детьми Отца Небесного - нам нужно обратить внимание на то, что мы не привыкли замечать, на то, о чем мы часто думаем как о всегдашнем и непременном.

Ну а коль скоро вы со мною не согласны, ума не приложу, какими глазами вы смотрите на небо и говорите: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...»

Материал подготовлен редакционным коллективом журнала "Отрок.UA" и опубликован в печатной версии. Смотрите также публикацию на сайте http://otrok-ua.ru/sections/art/show/khleb_i_vino.html

/>/>

www.taday.ru

«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность им не сори»

Дата: 2 декабря 2009 г.

Тематический классный час.

Подготовил Владимиров А.И. классный руководитель 5 класса.

Тема: «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность им не сори»

Цели и задачи.

  1. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, к труду хлебороба и тем, кто его создает.
  2. Учить детей вести себя в столовой, брать столько хлеба, сколько съешь.
  3. Учить любить природу, свою страну, людей, которые нас окружают. Воспитывать добро, трепетное отношение к колоску, к ломтику хлеба.

Оборудование. Высказывания о хлебе.

Иллюстрации хлебных изделий.

Ход классного часа.

Учитель: Сегодня на классном часе мы поговорим о хлебе, о том каким трудом он создается, попадая к нам на стол.

Хлеб, хлебушек.. Теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на нашем столе. Хлеб – самый древний и самый надежный вид пищи. Без хлеба встал бы завод, не взлетел самолет, не начался спектакль в театре. Он нужен всем, и у всех он есть – доступный, будничный, привычный настолько, что подчас и не помним о его цене. Вы подготовили дома стихи о хлебе. Давайте их послушаем.

  • Утрами хлебный запах льется.
Бегут буханки по лоткам.

Я знаю, как тот хлеб дается

Рабочим праведным рукам.

  • Нужны нам и мясо и фрукты…
Однако коль строго судить,

Жить можно без многих продуктов-

Без хлеба вовек не прожить.

Всему голова и основа,

В нем труд хлеборобов, их пот.

И хлебушком – ласковым словом-

Зовет его часто народ.

Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом-солью

Встречают желанных гостей.

Учитель. Хлеб.

Какое важное и сильное слово.

Хлеб – это богатство, которому нет цены.

Хлеб- это рука друга, протянутая в час испытаний.

Хлеб участвовал в сражениях за свободу нашей Родины.

Хлеб – солдат! Хлеб – строитель.

Хлеб в человеческих руках – это чудо!

Ни о звездах на небе, а о хлебе, хлебе,

О родном, неразлучном и так до конца

Все о том, насущном, что в поте лица.

  • Пахнет хлеб и солнцем, и землей,
И слезой, и ветром, и грозой,

Сколько в нем заботы и труда,

Сколько людям он несет добра!

  • На свете я видел хлеба немало,
Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

И он отдыхал, накрытый холстом.

  • Вспоминаю хлеб домашний,
Что пекла моя родня.

В нем был слышан запах пашни,

Ветра, дыма и огня.

Учитель. Хлеб… Он нужен всем, каждому.

Нужен ежедневно. Ему нет замены!

Русские люди знают цену хлебу насущному.

Они помнят хлебные эшелоны двадцатых годов.

Помнят голод Поволжья.

Был необыкновенен хлеб военной поры.

Соленый от слез материнских,

Багряный от крови солдат,

Вставал на защиту российских

Голодных, бездомных ребят.

  • Военный хлеб. Он черен был и липок.
Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

  • Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,

Его мы отдирали языком.

  • Он кислым был –
Ведь он был с отрубями!

Не поручусь, что был без лебеды,

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды…

Учитель: В Ленинграде, во Всесоюзном институте растениеводства в коробочках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Двадцать тысяч образцов семян одной только пшеницы. Во время Великой Отечественной войны 14 ослабевших от голода сотрудников этого института каждый день приходили на работу и делали все, что в их силах, чтобы сохранить от мороза, сырости, зажигательных бомб, крыс десятки тонн сортового картофеля и зерна.

От голода погиб профессор Дмитрий Сергеевич Иванов. В его рабочем кабинете остались тысячи пакетиков с зерном. Умер от голода и другой сотрудник института – Александр Гаврилович Щукин. Когда ему разжали пальцы, на стол выпал пакетик с пшеницей. Он собирал коллекцию, надеясь переправить ее самолетом на Большую Землю. В живых осталось 5 сотрудников института. Они верили, что стране после войны понадобятся семена, которые они спасали.

Прошу почтить минутой молчания всех тех, кто ценой своей жизни дал нам возможность жить, учиться и растить хлеб.

Нелегок труд земледельца. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит недоеденный кусок. В каждой крошке хлеба – труд тысячи людей. Часто наблюдаю, как в столовой дети бросаются кусками хлеба. Порой берут кусочки из столовой и бросают по дороге в школу. Это кощунственно!

Нормальный ребенок не позволит себе такого. Он знает цену хлеба. Надеюсь, что после этого классного часа вы будете бережнее относиться к каждому кусочку хлеба. Не позволите другим плохо относиться к хлебу, к труду тех, кто его выращивал, кто приготовил его, кто вам подал его на стол.

Вспомните, как выращивается хлеб. Какой долгий путь он проходит, прежде чем попасть к вам на стол. (Ответы детей)

  • Перед этой пашней шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал,

В сеялки и бороны трактор запрягал.

Перед ним малюсеньким крошечным зерном,

Долго думу трудную думал агроном.

Учитель: Помните, если каждый из вас выбросит в день маленький ломтик хлеба, то за год наберется семь килограммов, или пятнадцать батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросили хлеб, который выращивали свыше трех с половиной миллионов человек.

А сейчас мы проведем с вами конкурс пословиц о хлебе. Кто их назовет больше всех.

Земля – матушка, хлеб – батюшка.

Когда в хлебе ни куска, так и в тереме тоска.

Без золота проживешь, а без хлеба нет.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

Потом дети читают стихи, которые подготовили заранее;

Тихон Дмитриев.

Ты откуда, пирожок?

  • Родом с поля я, дружок,
Я родился там зерном,

Был на мельнице потом.

Я в пекарне побывал,

А теперь на стол попал.

Тракторист.

Тихон Дмитриев.

Ночь глаза смежает. Поздно.

И рассвет далек.

Отдохнем под небом звездным

Ну, хотя б часок.

В поле нам, дружок, с тобою

Есть уют везде.

Посидим на теплом поле,

Трактор в борозде.

Сценка «Случай в школьной столовой»

  • В школьной столовой шумно и тесно.
  • Конкурс – по семь претендентов на место.
  • Очередь весело, громко гудит-
Все. Все нагуляли большой аппетит.
  • Мне три ватрушки..
  • Булку и чай..
  • Не напирайте.
  • Не лезь, не толкай…
  • Суп и котлету.
  • Стакан молока…
  • Чай мне, котлету и хлеб… три куска.
  • Вот наконец, опустели тарелки,
И началась, понеслась перестройка.
  • В воздух летят кусочки батона,
Которые за год слагаются в тонны.
  • Ну, а в столовой гремит канонада.
Колосок. Больно! Обидно! Ребята, не надо!
  • Следует твердо запомнить слова:
Все. Хлеб в каждом доме – всему голова.

Какой, ребята, сделаем мы вывод после нашего классного часа?

Вывод: Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность им не сори.

Хлеб, как известно, всему голова!

Это совсем не пустые слова.

Хлеб – миллионов работников труд.

Хлеб берегите, как жизнь берегут!

Литература.

Н.И. Панфилова, В.В. Садовникова «35 суббот плюс каникулы» Москва 2001.

Использовал, ранее собранный материал из своей папки.

libdocs.ru

Классный час "Хлеб - драгоценность, им не сори"

Цели:

  • рассказать историю происхождения хлеба;
  • раскрыть его значение для нашего народа;
  • воспитывать патриотизм, бережливость,
  • уважение к чужому труду;
  • расширить кругозор обучающихся.

 

Вы готовы к разговору?

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

 

А чтобы настроиться на позитив, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям!

Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком.

Почувствовали какой запах, какой аромат? Вы догадались о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу. Мы совершим вертуальное путешествие в страну «Хлеба», узнаем о труде хлебороба. А вдохновят нас пусть слова

«Хлеб – всему голова» (2 – й слайд)

Слайд 1 Хлеб драгоценность, им не сори…

Слайд 2-3 Звучит песня Н. Кудрина. В.Гундарева в исполнении Ольги Воронец «Хлеб –всему голова».

Ученик:

 Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом.

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником!

(три девочки в русских народных костюмах подносят каравай)

Звучит музыка

1-я девочка:

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук!

2-я девочка:

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

3-я девочка:

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Слайд 5

 По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

 - Ребята! Вам было дано домашнее задание подготовить сообщения о возникновении такого продукта, как хлеб. Давайте вас послушаем.

1 й ученик:

Считается, что способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. А помог этому случай. Вроде бы подкисло тесто по недосмотру раба, приставленного к кухне, но он, желая, видно, избежать взбучки, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу – лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб – это дар Божий!»

2 й ученик:

В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.

3 й ученик:

Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть хлеб… Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.

4 й ученик:

Интересно, что в средневековой Европе существовала прямая зависимость между свежестью хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Свежеиспечённый хлеб ела только королевская семья, вчерашней выпечки – ближайшая камарилья. Хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, лакомились представители мелкопоместного дворянства, большей давности – монахи и школьники. Самым чёрствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне.

Слайд 7

Вот так хлеб стал главенствовать на нашем столе.

Да, дается хлеб человеку ценой больших усилий.

Он не падает нам с неба,Появляется не вдруг.Чтобы вырос колос хлеба,Нужен труд десятков рук.

Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд.

Слайд 8

Сколько в это зернышкоВложено труда,Знают только солнышко,Ветер да вода.

И в любом кусочке хлебаТы почувствуешь всегдаТеплоту родного неба,Привкус доброго труда.

Итак, хлебный каравай начинается с зернышка. А чтобы испечь одну булку нужно…

10.000 зёрен.

Слайд 9

   Путь хлеба начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, тракториста, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян.

За лесами, за лугамиРаздается в поле гром,Это тракторы плугамиПашут легкий чернозем.

Слайд 10

  Но прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Селекционеры и агрономы  выбирают лучшие, сильные зёрна и принимают решение – когда и где их посадить.

Слайд 11

Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

На широкие долиныВышли новые машины:Глянь в раскрытое окно-Сеют сеялки зерно.

Слайд 12

Через некоторое время появляются всходы.

Слайд 13

Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты. На поля вылетают авиаторы.

Слайд 14

Летом все поле в колосьях.

Слайд 15

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай.

Слайд 16

И снова в поле вышли машины. Это комбайны, за рулём комбайнёры.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,Созрел он и встал золотистой стеноюИ слышит страна: за уборку пора!Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Слайд 17

Из машин рекой струитсяНа колхозное гумноНаше золото – пшеница,Золотистое зерно.

А потом на машинах везут зерно на элеватор.

Слайд 18

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы к мукомолам.

И зерно в амбарахПотечёт рекою,И его машиныСделают мукою.

Стал ветряк уже не годен –Староват и маловат.Заменил его сегодняМукомольный комбинат.

Слайд 19

По цехам пройдешь - порядок:Закрома полны муки,Зерна мелют автоматы -Очень умные станки.

Слайд 20-21

   А оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. И пекари пекут хлеб.

На заводе пекарьХлеб печёт с любовью,Скажет он ребятам:“Ешьте на здоровье”.

Слайд 22-23

Из пекарни на специальных машинах водители везут хлеб в магазины. В магазинах продавцы предлагают нам на выбор разнообразные  хлебобулочные изделия.

Слайд 24

Почему хлеб бывает белым и черным?

Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный.

Слайд 25Слава миру на земле!Слава хлебу на столе!Вот он хлебушко душистый,Вот он теплый, золотистый!В каждый дом на каждый столОн пожаловал, пришел.В нем здоровье наша, силаВ нем чудесное тепло,Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!В нем земли родимой соки,Солнца свет веселый в нем.Уплетай за обе щеки!Вырастай богатырем!Слава миру на земле!Слава хлебу на столе!Слава тем, кто хлеб растил,Не жалел трудов и сил!

Слайды 26-30

Дети поют песню-переделку на мотив «Песенки про Лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...И поджариста, и ароматна,Нету ничего приятней...Ля-ля-ля-ля-ля-ля,Ничего вкуснее нет!!!

В магазине вкусно пахнет хлебом,Хлеба пекарь нам печет к обеду,Каждый понедельник, вторник, средуИ во все другие дни.Ля-ля-ля-ля-ля-ля,И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной кашеЗа столом дается корка наша,К чаю булки, бублики, ватрушкиИ еще, конечно, сушки...Ля-ля-ля-ля-ля-ля,Бублики, ватрушки, сушки...  

Слайд 31 (Звучит муыка из к/ф «Список Шиндлера»)

  Ребята, мы живём во времена, когда нет  хлебных карточек, бессонных очередей за хлебом. Нам, к счастью,  неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Всё это добавляли в хлеб во время войны.

Слайд 32

В истории нашей страны было  время, когда людям  не хватало хлеба. Его приходи­лось отбирать для народа у ее врагов с оружием в руках.

Был хлеб всегда в почете на Руси -Ее просторов главное богатство,Его ты хочешь цену знать? Спроси.Тебе ответить могут ленинградцы.

Слайд 33

  Осенью 1941 года Ленинград был взят немцами в кольцо блокады. Блокада длилась 900 дней и ночей. Запасы муки в городе истекали, а потому нормы выдачи хлеба снижали.

Слайд 34-35

В осаждённом немцами Ленинграде дневная норма хлеба одного человека была равна 125 граммам, рабочие получали по 250 г хлеба в день При этом «блокадный» хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки), был сырой. За этим жалким кусочком нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Бывали дни, когда бомбежки срывали работу хлебозаводов, булочные так и не открывались. И матери возвращались домой с пустыми руками, где их ждали голодные дети. В такие дни люди не ели ничего.

В дыму Ленинградское  небо,Но  горше смертельных  ранТяжелого хлеба,Блокадного хлебаСто двадцать пять грамм!

Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм.С огнём и кровью пополам.

Слайд 36

В  годы  тягот  и  лишенийНовый  мир  мужал  и  креп,Шел народ в огне сраженийЗа свободу и за хлеб.Значит, правильны  слова:«Хлеб - всей жизни голова!»

Слайд 37

 

Чёрный хлеб

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок Ржаной муки был грубоват помол.Но расплывались лица от улыбок,Когда буханку ставили на стол.Военный хлеб. Он к щам годился постнымРаскошенный, он был не плох с кваском.Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,Его мы отдирали языком.Он кислый был, ведь был он с отрубями!Не поручусь, что был без лебеды.И все ж с ладони жадными губамиЯ крошки подбирал после еды.

Слайд 38

   Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с Вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя! Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

 Слайд 39

Хлеб – это дар Земли! Зная сколько труда стоит за буханкой хлеба,  нужно  беречь его, относится к нему с уважением.

Говорят в народе метко:От зари и до зари хлебРастет не для объедков,Съесть не можешь – не бери.

Но, к сожалению, мы часто можем увидеть и такую картину.

Слайд 40

Сценка по произведению С.Михалкова “Булка”.

Три паренька по переулку,Играя будто бы в футбол,Туда-сюда гоняли булкуИ забивали ею гол. Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнулИ, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал. - Вы кто такой?- спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь!- человек ответилИ с булкой медленно ушел. И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.  

( 12-й Слайд с вопросами)

1.Как вы относитесь к поступку детей?

2.Кто является главным героем стихотворения?

3.Почему пекарь поцеловал булку?

4.А какими качествами на ваш взгляд должен обладать человек, который печёт хлеб?

- Да, ребята, я с вами согласна: плохой человек не может быть хорошим пекарем. И на Руси пекари пользовались особым почётом, величали их только уважительно.

Слайд 41

Говорила бабушка,Мама говорила: -Хлеб — наше богатство,В хлебе - наша сила.Но мальчишки  в школеС этим не считаютсяИ в столовой корками

Хлебными  бросаются.А я корку хлебаНи за что не брошу,Потому что хлеб нашВкусный  и  хороший,Потому что многоСтоило труда,Чтобы хлеб наш  вкусныйБыл у нас всегда!

Слайд 42

Ребята, давайте запомним правила, которым мы должны следовать неукоснительно:1. Береги хлеб, он дорого достается2. Не оставляй недоеденных кусков3. Никогда не бросай хлеб.4. Продли жизнь хлебу.5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в  грязь человеческий труд.

Слайд 43

Давайте ещё раз вспомним, как хлеб попадает нам на стол и сколько людей участвует в этом процессе. Селекционеры и агрономы отбирают лучшие зёрна. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Авиаторы обрабатывают поля. Затем выходят на уборку комбайнёры. Рабочие проверяют и ремонтируют тракторы, комбайны. Собранный урожай едет на мельницу к мукомолам. Готовую муку везут в пекарню к пекарям. Водители развезут хлеб в магазин. Продавцы продадут свежий горячий хлеб нам.

Слайд 44

Ребята, я надеюсь, что вы будете помнить, как тяжело даётся хлеб.  Никогда не забывайте,  сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!

Хлеб – драгоценность!Им не сори.Хлеба к обеду в меру бери.

V. РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра. А у вас на столах лежат колоски добра.  И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.

И начну я. Я увожу с собой ваше тепло, ваши улыбки. Я расскажу своим детям с какими чудесными ребятами я познакомилась и работала на протяжении 30 минут.

 (20-й Слайд)

Я РАССКАЖУ ДОМА…

Я УНЕСУ С СОБОЙ…

Дети поочередно высказывают своё мнение и вставляют колоски в сноп.

(21-й Слайд)

Нам жить, пока стоят хлеба

И петь о них, пока имеем голос.

Как хлебороба вечная страда

В судьбе нашей страны – ВЫСОКИЙ КОЛОС!

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также