Конспект урок литературы в 11 классе
Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:
-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;
-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиваться к голосу своей совести;
-развивать умение выделять главное, находить ключевые слова;
-формировать аналитические, исследовательские умения
Тип урока: интегрированный (история, русский язык, обществознание, литература)
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя
Сегодня мы отойдем от привычного анализа текста и начнем наше занятие с просмотра нескольких слайдов.
Презентация «Счастливые люди в счастливой стране»
Это история нашей страны, определённый этап в истории нашей страны. Конспект, написанный государством, которое обещало сделать каждого человека сытым, богатым, счастливым.
Но существуют и другие конспекты, написанные теми, кто жил в советской стране в тот период, о котором государство предпочитало молчать. Конспекты тех, кто выжил. Конспекты людей, прошедших испытание голодом.
Презентация «Голод в
увиделя куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах» 1932-1933»
30-е годы являются объектом споров, в них есть всё: грандиозный рывок страны от сохи и лаптей к могучему государству, и срывы, трагедия перенапряжения, вирус страха. Сегодня мы увидим это на примере рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки»
Тема голода не нова для русской литературы. В произведениях Некрасова, Тургенева, Короленко, Чехова и других авторов мы встречали классические ситуации: ты сыт, а рядом голодные. Это ранит твое сердце. Когда голоден ты и голодны твои мать и сестра, потому что в блокадном Ленинграде не хватает продовольствия.
Но в рассказе Тендрякова ситуация особенно трагична. Это рассказ о самой страшной войне: войне против своего народа. Голод 1932-1933 годов был организованным голодом. В стране были вполне достаточные запасы хлеба, чтобы спасти людей, но, тем не менее, вымирали целые деревни: мужчины, женщины, грудные младенцы.
Рассказ Тендрякова воспроизводит атмосферу ненависти , в которой жила страна, ненависти к внутренним врагам, которую внедряли в людей, объявляя её высшей формой человечности. Через всю жизнь пронес память об увиденном герой рассказа Тендрякова, хотя его лично голод даже не задел.
Аналитическая беседа.
«Уже взрослым, я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем –то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые
Какой ответ дает сам автор?
«Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу, и у меня была возможность как – то попривыкнуть, обмозолиться»
Что значит «обмозолиться»?
Привыкнуть, притерпеться к боли, свыкнуться с ней, очерстветь, огрубеть
У Достоевского: «Ко всему подлец–человек привыкает. Поплачет, поплачет и привыкнет»
Какова роль вводного слова в этом предложении?
Неуверенность, предположение
Значит, все не так просто? Что помешало ему обмозолиться?
Ему было стыдноза то, что он сытый. Его мучила совесть.
Словарная работа.
А что такое совесть, по-вашему?
Внутренний закон; то, что руководит человеком и т.д.
Запись на доске: совесть-нравственная категория + внутренний закон и состояние души
Вспомните фразы, устойчивые сочетания, в состав которых входит слово совесть.
Нет совести, мучает совесть, укоры совести, больная совесть.
Больная совесть. ..Когда человек болен, он пытается вылечить свою болезнь, избавиться от нее. Совесть Володи Тенковабольна? А он пытался ее вылечить? Как?
Несет хлеб в школу, понимает, что всем не хватит и приносит еще больше. Мальчишки голодны и поэтому неаккуратны. Хлеб истерзан и растопчен.
Что удивило, потрясло Володю в этой ситуации?
Учительница не враг, но она тоже голодна и готова так же, как и женщина на улице упасть на колени и съесть хлеб
Что тон еще предпринимает?
«Слон» (поначалу все складывается хорошо, но потом появляютсяи другие куркули, а всех накормить он не сможет)
Запись на доске: несёт хлеб в школу, «слон»
Мальчишка загнан в угол. Число попрошаек стало расти, и тогда случился срыв - «излечение», как его назвал автор. «Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!..» Простые, распространенные в жизненном обиходе слова, но так ярко и выразительно передают они эмоциональный надрыв ребенка, его страх, протест, боль. Ведь они не живут, совести нет.
Опять неудача, болит совесть, нет лекарства. В чем же спасение?
Работа с текстом.
Давайте попробуем проанализировать отрывок.
«Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлебы, а свою совесть. Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».
Найдите ключевые слова в этом отрывке.
Кормил кусками хлеба…свою совесть…, совесть продолжала воспаляться… но не опасно для жизни
Так исцелился?
Нет, успокоил
Успокоил, но через 36 лет снова вернулся к этой истории и с болью, страданием, мукой вспоминает этот страшный, голодный, жестокий год, потому что совесть, тогда пробужденная, жила в нем все эти годы и мучила его.
Ребята, как вы считаете, нужны ли такие рассказы современному читателю?
Да, потому что это наша история. Потому что он учит нас быть в ответе за каждый наш поступок.
Итог урока.
Думаю, что слова, сказанные героем А.П.Чехова, в одном из его рассказов, созвучны нашей беседе и нашей сегодняшней жизни. Я бы хотела, чтобы вы взяли их себе на вооружение.
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда-болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
nsportal.ru
8
Тема урока по литературе в 7 классе: «Трудный процесс пробуждения совести».
Урок посвящается текстуальному анализу рассказа В.Ф. Тендрякова (1923-1984), который был опубликован в журнале «Новый мир» № 3 за 1988 год, «Хлеб для собаки».
«Доброе же дело не в том, чтобы накормить хлебом голодных, а в том, чтобы любить и голодных и сытых. И любить важнее, чем кормить и не любить».
Лев Толстой.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, подготовленная презентация.
Цель урока: приблизиться к пониманию авторской позиции;
проследить трудный процесс пробуждения совести главного героя.
Ход урока:
Технология продуктивного чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
(Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт).
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение проходило на предыдущем уроке и дома (выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста).
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов. Анализ текста.(приемы: диалог автора через текст, комментированное чтение, выделение ключевых слов).
3 этап. Работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Работа с дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрацией.
4. Творческие задания.
Предварительная работа проходила по группам.
Работали историки, литературоведы, искусствоведы, биографы, мемуаристы.
Выберем оценочную комиссию, чтобы записывала всех выступающих и помогла в конце урока с выставлением оценок.
- Предположите, о чем этот рассказ, судя по его названию?
- А иллюстрация подтверждает это?
- Что нам скажут искусствоведы по поводы этой иллюстрации?
----------------------------------------------------------------
Пабло Пикассо
Мальчик с собакой [1905]
Картон, гуашь. 57 x 41 см.
Начиная с 1901 года Пикассо вырабатывает собственный стиль, который характеризует так называемый «голубой период» в его искусстве. Художник пишет исключительно в холодной, сине-голубой гамме. Персонажи его картин — нищие, больные или выброшенные из жизни люди.
МОЖЕМ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ГЕРОЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БУДУТ ТАКИЕ ЖЕ ЛЮДИ,
Холодный колорит придает произведениям то грустное, то трагическое звучание.
Картина трогательна без сентиментальности, она глубоко человечна. Изображая худого, бледного, большеголового ребенка, голодного и одетого в рубище, художник не унижает его достоинства, но придает его образу тонкую поэтичность. В «Мальчике с собакой» проявляется высокий гуманизм Пикассо, составляющий главную черту всего его искусства.
Картина поступила в Эрмитаж в 1935 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.
Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей[
----------------------------------------------------
Приступать к изучению этого рассказа трудно. Рассказ непростой. Рассказ удивительно тяжелый даже для взрослого человека. Некоторые просто бегло знакомятся с темой рассказа, читают отрывки. Я тоже так поступала иногда. сть рассказ Горького «Страсти-мордасти» и рассказ Шолохова «Алешкино сердце». Я никогда не рекомендовала его читать ребятам, а тем более – анализировать. Достоевский, вернувшись с каторги, был убежден, что человек этого видеть не должен. И вряд ли рассказывал детям своим о тех каторжных годах. Писатель 20 века Варлаам Шаламов тоже был категоричен, вернувшись из ада на земле. Человеку лучше этого не знать. Но мы попробуем прикоснуться. Ведь прикоснулся же писатель Тендряков. Написал о том, что видел сам. И остался человеком. Биографы. Что скажут о жизни писателя. Как она сложилась?
Приготовьте свои читательские заметки.
План лекции
+ знаю
- не знаю
! запомнить
!!! это интересно
----------------------------------------------------------------
- Попробуйте сформулировать основную тему рассказа.
Если это сложно, выберите из предложенных формулировок ту, что представляется вам наиболее точной.
«Голодный 1933 год».
«Бесчеловечное отношение к ссыльным».
«Муки человеческой совести».
«Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства».
Все темы в той или иной степени отражены в рассказе.
Что скажут литературоведы? Кто из писателей обращался к подобной теме?
В.Г.Короленко «Голодный год» о голоде 1891-92 годах.
И.С. Шмелев «Солнце мертвых» о голоде в Крыму в 1920-х годах.
Цветаева. Мандельштам «Холодная весна…»
Борис Пильняк «Голый год» о 1919 годе.
М. Горький «Рождение человека».
«Превосходная должность - быть на земле человеком».
« Это было в 92-м, голодном году, между Сухумом и Очемчирами, на берегу
реки Кодор, недалеко от моря - сквозь веселый шум светлых вод горной речки
ясно слышен глухой плеск морских волн».
М. Шолохов «Алешкино сердце». О 1919-20 годах
-Почему рассказ «Хлеб для собаки» начинается таким страшным описанием голодных людей?
Выберите из этого описания основные, опорные слова, с помощью которых писатель создает художественный образ.
- Как вы думаете, он отражает реальную действительность или нарочно сгущает краски, домысливает, нагнетает обстановку?
Возьмем задание 23 из тетради по литературе, оно нам поможет.
ВИДИМ картину страшного голода.
НЕТ, не преувеличивает автор, говоря о голоде.
Нам помогут историки.
Какие сведения мы нашли о голоде в нашей стране?
Голод 1601 г Никитина Даша.
Голод 1890 –92 годов в России. Юшкова Н.
Голод 1918-22 годов. Все по карточкам (33-й талон на гроб). Артемьева Полина.
Голод 1930-33 годов.
Голод в блокадном Ленинграде.
Видео-фото документы.
1919 г. «На Садовой – вывеска: «Собачье мясо, 2руб.50 коп. фунт». Перед вывеской длинный хвост. Мышь стоит 20 руб.
НЕТ, НЕ ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ АВТОР.
- Все ли люди одинаково относились к голодным ссыльным?
Только два человека ощущают трагизм происходящего. КТО?
Начальник станции и маленький (десятилетний) Володя Тенков. ДВА ЧЕЛОВЕКА
(Отвлекусь. Вы думаете сейчас больше людей, которым совесть не дает спать спокойно, зная, что не все благополучно у стариков и детей в нашей стране в наше время?)
Вывод 1.
Подобное зрелище способствует пробуждению совести.
Попытайтесь сформулировать тему урока: ПРОБУЖДЕНИЕ СОВЕСТИ. (Записать фломастером на доске все варианты, предложенные детьми).
1.Что сближает мальчика Володю Тенкова с героями книг Герцена, Толстого и Горького?
Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутреннее «я», голос совести. Брат его до этого еще не дорос (а может, и не дорастет). Володя снисходительно замечает: «Брат был моложе на три года, в свои семь лет умел переживать только за самого себя».
В жизни Володи, как и в жизни героев Толстого и Герцена, произошли события, содравшие ему «кожу с сердца».
Безысходность, глубокое горе, тихая безнадежная покорность судьбе.
Володя, будучи сытым, не стал жадным, черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе.
Сначала он хочет накормить товарищей.
Потом терзаясь муками совести сытого перед голодными, не в силах заглушить свой внутренний голос, он ищет самого голодного.
Парадокс – люди воруют для себя, а он, чтобы отдать другим.
2. Как автор объясняет, что Володя не сошел с ума?
3. Испортило ли Володю то, что он был сытым?
(На том свете бог даст бедному шубу, а богатому – душу М.И. Цветаева)
4. Почему Володя мучился угрызениями совести, когда садился за стол, а брат ел спокойно?
Вывод 2.
НЕ У ВСЕХ ПРОБУЖДАЕТСЯ СОВЕСТЬ.
5. Расскажите о душевных мучениях, сомнениях Володи.
6. Как Володя пытался помочь голодным?
ВЫВОД 3
СОВЕСТЬ НЕ ДАЕТ ПОКОЯ.
7. Почему Володя с криком, «чужим, диким голосом» прогнал от дома голодных людей?
8. Что больше всего поразило Володю в словах отца о собаке и в самой собаке? Как вы понимаете смысл фразы: «Не облезлого пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»?
ТАК ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? РАЗБУДИТЬ СВОЮ СОВЕСТЬ.
Тему говорят сами ученики. ТРУДНЫЙ ПРОЦЕСС ПРОБУЖДЕНИЯ СОВЕСТИ.
9. Какая сцена вам показалась наиболее чудовищной?
10. Какую роль играет в рассказе начальник станции? Можно ли понять, какие мысли мучили этого человека? Как можно объяснить его самоубийство?
(Подобную же драму переживает и отец Володи). «У станы не хватает на всех-то. Чайной ложкой моря не вычерпаешь, сынок».
А ВОЛОДЯ ЧЕРПАЕТ. И Лев Толстой, отказавшись от благополучия при всем том, что все другие графы и бароны не отказались, продолжал черпать ложкой чайной море.
Обратите внимание на эпиграф. Что делал Толстой? Открывал столовые, когда царское правительство это запрещало. В 30-х годах 20 века не было Льва Толстого и никого такого, как Лев Толстой, в России не было. В начале века в России по 20 казней ежедневно – люди протестуют против царя, идут на виселицу, борются таким образом с голодом, произволом. В 30-х годах при новой власти никакого протеста ни по какому поводу. ПАРАДОКС.
Неделю назад в классе была работа групповая. Вам было предложено охарактеризовать наше время.
Прочитать выдержи из ответов ребят.
Что вы можете добавить к сказанному, сравнивая то время и наше время. Страна живет, люди живут, терпя много, лишь бы не было войны.
У страны, к сожалению, тоже два «я»: одно внешнее – «я» бодрых песен, красивых лозунгов. Другое внутреннее – драматическое, но реальное «я» нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, и власти, распорядившейся в голодный год вывозить зерно за границу.
К чему призывает автор своим рассказом? Нужны ли такие страшные произведения с такими страшными фотографиями в школе, в литературе?
И последнее. Народ хранит в памяти все. Даже если не печатаются такие рассказы.
Почему все-таки произведение проникнуто идеей гуманизма, если такое страшное?
Оценим работу литературоведов, биографов, историков.
Работу мемуаристов проверю к следующему уроку.
И творческая группа.
Стихотворение Цветаевой. «Пышно и бесстрастно вянут розы нашего румянца…»
Мандельштам О.Э.
Холодная весна. Бесхлебный, робкий Крым,
Как был при Врангеле, такой же виноватый.
Комочки на земле, на рубищах заплаты,
Все тот же кисленький, кусающийся дым.
Все так же хороша рассеянная даль,
Деревья, почками набухшие на малость,
Стоят, как пришлые, и вызывает жалость
Пасхальной глупостью украшенный миндаль.
Природа своего не узнает лица,
И тени страшные Украйны и Кубани --
На войлочной земле голодные крестьяне
Калитку стерегут, не трогая кольца...
Лето 1933, Москва
Марина Цветаева
Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
Почему сытость сытых – враг?
Искусствоведы
Творческая бригада
Историки
Литературоведы
Биографы
Оценочная комиссия
multiurok.ru
Урок литературы в 7 классе.
Пятникова М.Г.
Цели:
предметные: знакомство с произведение В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»;
метапредметные:
личностные: формирование нравственного понятия – совесть.
Форма урока: Урок - диалог
Ход урока.
1) Аналитическая беседа по вопросам:
(С того момента, когда стал осмысленно относиться к окружающему миру, своим поступкам).
Карточка: «Каким меня видят люди».
«Какой я на самом деле».
«Каким я сам себя представляю».
«Я + Я»
(Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими).
Карточка: «Люди с чистой совестью».
«Совесть нечиста у кого-нибудь».
«Со спокойной совестью делать что-нибудь».
«Угрызения совести».
«Поступить по совести».
«Этот поступок лежит на его совести».
«По совести говоря».
«И как у него только совести хватило!»)
Учитель: размышления над этими вопросами помогут понять вам рассказ Владимира Фёдоровича Тендрякова «Хлеб для собаки».
(Хотел показать правду жизни).
2) Группа учеников подготовила историческую справку.
30-ые годы 20 века – страшное время в жизни нашей страны. Во главе государства стоит Сталин, который подвергает репрессиям народы. Лето 1932, 1933, 1934 – страшная засуха.
Работа со словарём.
Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами.
Геноцид – политика истребления населения по расовому, национальному или религиозному мотивам.
3) Чтение с остановками. «Диалог с автором».
«сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества», «лишенец», «адмовысланный», «раскулаченный», «куркуль».
4) Работа в группах.
А) Выделение ключевых эпизодов рассказа.
Составление линейной ассоциограммы
(объяснение порядка частей, содержащихся в тексте;
соответствие между частью текста и его общей идеей).
Аналитическая беседа по вопросам:
(формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им).
Володи накормить их?
Б) Анализ литературных образов героев.
Составление СЛС (структурно-логической схемы)
(нахождение необходимой информации,
сопоставление форм выражения информации)
Портрет | Речь. Диалог. Внутренний Диалог. | Художественные детали | |
Начальник станции | Оплывшее свинцовое лицо; Воспалённо-тёмное лицо; глядел под ноги, не поднимая головы; бродил подолгу. | Молчал, не отвечал; наконец изрёк: «Что за мир?» | Красный верх фуражки («красная шапочка») |
Вовка Тенков | |||
Отец |
5) Аналитическая беседа. Вывод.
(формирование на основе текста системы аргументов (доводов)
для обоснования определённой позиции).
( Проблему пробуждения человеческой совести. Совесть не рождается вместе с нами, не даётся в наследство ).
(ответ продолжают учащиеся).
(Велика. Именно чувство нравственной ответственности говорит о том, что личность состоялась).
(Она передаёт отношение автора к описанным событиям).
(Да. Описанные события автор наблюдал в детстве, когда в Вологодскую область целыми эшелонами вывозили голодных людей с Украины, их Поволжья).
(Нет. Нужно много над собой трудиться).
6) Размышление в « картинной галерее».
(Сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов).
Обратимся к картине Сальвадора Дали «Рождение нового человека».
(Да. Картина подчёркивает дисгармонию мира, в котором живёт главный герой).
*тематика
*авторский замысел
*идейное звучание
*экспрессивность выразительных средств.
Поэт Давид Самойлов считал: «Нет! Невозможно научиться
Себя и ближних понимать!»
6) Домашнее задание:
напишите эссе по теме урока.
nsportal.ru
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА
ВЛАДИМИРА ТЕНДРЯКОВА
«ХЛЕБ ДЛЯ СОБАКИ»
Автор: Пазатова Наталья Станиславовна,
МОУ СОШ № 43 города Томска,
учитель русского языка и литературы:
дом. адрес: 634049, город Томск,
ул. Иркутский тракт, д. 17, кв. 157,
дом. тел.: 75-39-22:
моб.: 8-913-874-74-08
Художественная литература составляет важный компонент духовного развития народа. В российской школе литература – ведущий предмет в системе нравственного воспитания школьников. На уроках литературы происходит общение с книгой, здесь, по словам психолога А. Леонтьева, “мы учимся чувствовать, “относиться” к другим людям – через искусство. Оно – то, на чем мы учимся быть людьми”. По мнению Ю. Бондарева, «через литературу читатель удовлетворяет извечное любопытство к миру, к самому себе, накапливая мироощущения, духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь, становясь мудрее, проживая не одну, а несколько жизней, - и тем самым удлиняет срок собственного существования на земле”.
Рассказ Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки» изучается в школе по нескольким программам: в 7 классе этим произведением начинается изучение нового раздела «Я и Я» (учебник по литературе «Путь к станции «Я» под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой) и в 11 классе (учебник "Русская литература ХХ века. 11 класс", ч.1, 2, для общеобразовательных школ и школ гуманитарного профиля. Авторы В.А. Чалмаев, С.А. Зинин).
Если в 7 классе внимание учащихся акцентируется на внутреннем и внешнем состоянии человеческого «я», о совести и моральной ответственности каждого из нас перед обществом и собой, то в 11 классе ведется разговор с учащимися о том, какое отражение нашел в литературе тяжелый трагический период в жизни нашей страны — коллективизация. Объединяющим звеном в изучении рассказа является проблематика нравственности, которая близка и понятна школьникам любого возраста. Очень важно, чтобы школьники не только смогли понять, о чем рассказ, какова позиция автора, но и сумели передать свои чувства и настроения
Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов:
· Голод как нравственная проблема.
· Бесчеловечное отношение к ссыльным
· Изображение периода коллективизации в жизни нашей страны
Произведения В.Ф.Тендрякова неизменно вызывали острые споры. Он зачастую опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Основополагающее в его этическом кодексе - совесть. Многие его произведения и в эти дни злободневны. В.Ф. Тендряков написал рассказ "Хлеб для собаки" в конце 60-х годов прошлого столетия, и только в 1988 году, уже затем смерти автора, рассказ был напечатан в журнале "Новый мир".
В рассказе поднимается тема голода 1932-1933г. По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. в 1932 г., 18 млн. в 1933 г., 10 млн. - 1932 г. За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн. Ещё недавно упоминать об этом времени было небезопасно. И только чудом уцелевшие от голодомора старики и старухи, скорбно доживающие свои дни наедине со страшной памятью тех восьми месяцев голода 1932-1933 годов, зажигали украдкой поминальные свечи. На память эту государственная власть наложила проклятие. Ее пытались стереть, уничтожить и запретить. Но она жила, подчас робко прорываясь на страницы книг.
Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.
А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства,» - пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).
Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.
Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?…». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.
Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым – это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв – «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг…
«У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:
-Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!
(…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло.
А я не мог остановиться и кричал рыдающе.»
Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.
Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!»
И тут появляется собака. Вот оно – самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».
Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».
Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. В этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.
Владимир Тендряков сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» является неотъемлемой частью сознания нравственного человека. Формирование нравственных убеждений — квинтэссенция нравственного воспитания и связано в первую очередь с усвоением ценностных отношений, главной особенностью которых является то, что они «включают в себя не только должное (норму, императив), но и желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением». Страшный рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей, абстрагированным от живых людей, по сути враждебным им, и истинным, живым человеческим участием. Истинная ценность, истинная человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку. Работа над этим рассказом пробуждает у многих учащихся сильный эмоциональный отклик, заставляет испытать настоящее потрясение. Одна ученица написала в своей работе: «После этого рассказа невозможно ничего говорить. Можно только молчать... молчать и думать».
В рассказе В.Ф. Тендрякова не говорится о голоде как о биологической проблеме, это проблема нравственная, проблема человеческой совести.
Тема голода не новая для русской литературы. Вспомним «Детей подземелья» В. Короленко и слова героя А.П. Чехова: «Надо, чтобы за дверь каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не услышит, как теперь он не слышит и не видит других».
mirznanii.com
Почему рассказ начинается таким страшным описанием голодных ссыльных, которые “недоехали до места”, “выпали из числа людей”?(Ужасное описание передает страшное впечатление на тех, кто не потерял совести).Работа с толковыми словарями (значение слов “кулак”, “раскулаченные”, “лишенцы”).2) Ситуация выбора. Выступления ученика“психолога”. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразным мериломнравственности человека. Психологи утверждают, что в каждом человеке живет три “Я”: 1 каким тебя видят люди, 2 каким ты сам себя представляешь, 3 какой ты есть на самом деле. Нам нужно понять причины собственных поступков.3) Анализ эпизода с разлитым молоком. Комментированное чтение (стр. 107). Почему Володю больше, чем смерть потряс эпизод с разлитым молоком?(Воспитанная женщина черпает “обгрызенной деревянной ложкой” молоко из грязного конского следа и ест. Онане “ссыльная”, “не раскулаченная”. Эта безысходность, горе, покорность судьбе потрясли детское сердце).4) Анализ эпизода “желание накормить одноклассников”. Чтение по ролям (стр.107108). Испортило ли Володю то, что он был “сытым”? Почему он сначала искренне хотел накормить ребят, а потом “наотрез отказался брать в школу завтраки”? Почему одноклассники без благодарности отнеслись к Володиной попытке накормить их?(Володя, будучи “сытым”, не стал жадным и черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Среди одноклассников Володя был чужой, прежде всего потому, что был “сытый”, а в пролетарской стране вообще “стыдно быть сытым”. Володя понял отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки). Почему Володя мучился угрызениями совести, когда садился за стол, а брат его ел спокойно?(Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутренне “Я”, голос совести. Брат до этого еще не дорос). Как Володя пытался помочь голодным? Почему Володя с криком, “чужим , диким голосом” прогнал от дома голодных людей?(Не только от испуга, но и от сознания своего абсолютного бессилия). Что же делать? Как “накормить” свою голодную, неудовлетворенную совесть?(Нашелся тот, “самыйсамый голодный”, несчастная облезлая собака, которая навсегда утратила доверие к человеку.). Володя спас собаку от голодной смерти. А от чего она его спасла?(Она спасла его нравственно: дала возможность заботиться о комто, успокоить мечения совести. Кормя собаку, он “кормил” свою совесть).5) Определение смысловой нагрузки персонажа начальника станции. Какую роль в рассказе играет начальник станции? Почему он, идя вдоль скверика, “глядел себе под ноги и молчал”? Можно ли понять, какие мысли мучили этого человека? Как можно объяснить его самоубийство?(В рассказе не только Володю мучает “Я”, его совесть. Это второе “Я” живет во многих людях. Начальник не может от стыда за все происходящее поднять глаз на умирающих от голода людей. Здесь и жалость к ним, и чувство собственной вины и ответственности, скрытое, осознанное недовольство тем, что происходит в стране). Что он сказал ребятам, наблюдавшим за людьми в сквере (стр.107)?Работа с толковыми словарями (слово “жестокость”).(Этот человек застрелился от укоров совести, от собственного бессилия, не догадавшись найти себе “несчастной собачонки”. Но вряд ли собачонка помогла бы: перед нами не ребенок, а взрослый).6) Анализ личностного конфликта отца Володи (стр. 113).
znanio.ru
Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».
Цель урока : раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым
живут герои В.Ф.Тендрякова;
формировать умение анализировать художественное произведение,
развивать коммуникативные навыки;
воспитывать у учащихся доброту, милосердие, терпимость,
способность установить и сохранить общность с людьми,
отличающимися от нас в каком-либо отношении.
Тип урока: урок философского осмысления бытия.
Выступление ученика-биографа.
Первый слайд- фотография писателя.
2. - Как вы считаете, почему это произведение не печаталось столько лет?
Ответ учащихся : причина – голодомор.
-Как вы расшифруете это слово?
Выступление группы историков «1933год в истории страны».
Слайды 3-9. Документальная реплика.
Обобщение. Ещё совсем недавно даже упоминать об этом времени было небезопасно. И лишь чудом уцелевшие от голода старики и старухи, скорбно доживающие свои дни со своей страшной памятью тех восьми месяцев голода 1932-1933 годов, зажигали украдкой поминальные свечи. На память эту государственная власть наложила проклятие. Её пытались стереть, уничтожить и запретить. Но она жила, иногда робко прорываясь на страницы книг.
3. Слайд . Название «Хлеб для собаки». 10. Слова В.Тендрякова.
-Какие слова особенно затронули вас? Неожиданным или нет оказалось для вас содержание рассказа? Что вы почувствовали, прочитав рассказ?
4. Выбор главной проблемы.( Слайд 11.)
- Какая из предложенных проблем, на ваш взгляд, является главной?
1) «Бесчеловечное отношение к ссыльным»
2) «Голод как нравственная проблема»
3) «Изображение определённой эпохи в жизни нашей страны»
Большинство ребят правильно выбирают главную проблему- «Голод как нравственная проблема».
Слайд-12 эпиграф к уроку «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема.» (Н.А.Бердяев)
-Существуют ли другие проблемы?
-Да.
-Докажите, что голодны все, у кого нет ответственной работы:
а) Пашка из многодетной семьи
б) интеллигентная женщина (стр.2)
в) учительница (стр. 3)
г) Отрыжка
д) слоны и шкелеты (стр. 1)
5. Главный герой.
С точки зрения жанра рассказ автобиографичен: это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку. Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нём, времени, участия: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о самом себе, давнем, ищущем успокоения своей совести(стр. 6)
.
Всё происходящее в рассказе мы видим глазами десятилетнего мальчика Володи Тенкова. Что он за человек?
Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутреннее «я», голос совести. Он открывает для себя истины, над которыми раньше не задумывался: как можно помочь одному, а другому- нет, почему опасно протягивать руку помощи другому.
Итак, время и человек.
6. Символы времени.
Выступление учеников-исследователей.
«Встречный»- имеется в виду встречный план повышенных трудовых обязательств). В СССР, начиная с эпохи индустриализации, осуществлялось централизованное планирование: все отрасли экономики должны были выпустить предусмотренный государственным планом объём выпуска продукции. После этого в годы индустриализации предприятия на местах выдвигали «встречный план»- обещание выпустить больше продукции, чем от них требуется по госплану. Якобы инициатива исходила от самих работников, однако выдвижение встречного плана было обязательным, вплоть до расстрела. Особенно ужасным было положение в с/х: над рабочими можно было издеваться как угодно, но зарплату всё равно приходилось платить, и с голоду он не умрёт. У крестьян (в то время уже колхозников) можно было забрать всё. Весь хлеб, даром.
Учитель: с одной стороны, как об этом говорится в песне, «страна встаёт со славою на встречу дня», «жизни выходит навстречу», «навстречу труду и любви»- но в этой же самой стране умирают от голода миллионы ни в чём не повинных людей.
Система противопоставления, когда основная «мелодия» сюжета – смерть от голода- обрамляется словами прекрасной песни- это и есть система символического обозначения времени, система доказательства того, что господствующей идеологией в стране стала идеология обмана, и мальчик тонко чувствует этот обман, потому что говорит о себе: «Я дурной. неисправимый мальчишка, ничего не могу поделать с собой- жалею своих врагов. А кто враг? Враг ли тот, кто грызёт кору?» «Но это же куркули грызут траву! Ты жалеешь?»
Эти сомнения были для мальчика симптомом «ненормальной» жизни- «нормальная» была другой: «Долго сквера выдержать мы не могли… бежали в посёлок… туда, где часто можно было слышать песню «Не спи, вставай, кудрявая»(стр.2).
Словарная работа: куркули, имярек
2)Частушка(работа с текстом) - это знак меланхолии, положенный на откровенное издевательство, но над кем? Над собой? Или над тем, кто не даёт возможности иметь портошину на другую ногу, если она у него есть? Каково ваше мнение?
3) Говорящие фамилии –а)милиционер Ваня Душной с застывшей
миной «смотри ты у меня!»- что это означает?
б) Дыбаков- секретарь райкома
(разговор,стр. 4-5) – расшифруйте фамилию, прочитайте разговор, дайте ему оценку
4) Телега.
Володя Тенков остро мечтает о счастье ( стр. 6, прочитать). И снова диссонанс (знакомо ли вам это слово?): именно в тот момент, когда мир герою кажется прекрасным, удивительно покойным, автор вводит ещё один трагичный символ времени- грохот телеги(зачитать). Как вы понимаете эту сцену?
7. Как живёт главный герой? Какова его семья?
«Сытым быть стыдно». В нём просыпается совесть. Докажите это.
Что же такое совесть?
Наш собкор попросил одноклассников ответить на этот вопрос. Сейчас мы послушаем их рассуждения. Собкор читает высказывания одноклассников, а затем определение из словаря Ожегова и делает сравнение.
8. Слайд 13. Какой же выход?
Найти самого голодного. Слон (стр. 8) «Весь день я был счастлив».
Отрыжка ( пересказать эпизод, сделать вывод).
Слова отца (стр. 10, зачитать). Как отреагировал на это Володя? Как вы думаете, понял ли он слова отца? Понятны ли они вам? Как бы вы поступили на его месте?
Каковы последствия поступка? (Все пришли). «Они ждали меня. Все лежачие стояли на ногах»
Реакция мальчика? (Взрыв, бессилие). Понимает бесполезность своего поступка. Найдите цитату, говорящую о мучениях мальчика.
(«Теперь я всегда просыпался перед рассветом. Никогда не пропускал стука телеги. Гремела телега- знамение времени..») Объясните значение слова «знамение». ( Мы говорили о нём при изучении «Слова о полку Игореве»).
Выдержал ли герой нравственное испытание голодом?
Нет, но он нашёл выход. Какой? (стр.13) Может быть, кто-то из вас запомнил эти слова? («Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.)
9. Слайд 14. Слова А.П.Чехова.
10. Рефлексия. Как вы думаете, ребята, что-нибудь изменилось в вашем восприятии окружающего мира? Сумели ли вы почувствовать страшное время в истории нашей страны? Захотелось ли вам поближе узнать о нём?
На столах у вас лежат треугольники синего(1 вопрос), красного(2 вопрос) и зелёного(3 вопрос) цвета. Подумайте и поднимите столько треугольников, сколько сочтёте нужным.
Приложения:
Использованная литература:
1. В.Ф.Тендряков. Хлеб для собаки.
2. Советский энциклопедический словарь.
3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
4. А.П.Чехов. «Крыжовник».
5. Интернет-ресурсы.
Учитель : Горбачева Г.М.
rosmetod.ru
Рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки» произвел на меня одно из самых сильных «литературных» впечатлений за всю мою жизнь. Произведение автобиографично и пронизано страшными воспоминаниями 1933 года. Это было время сильнейшего голода и нищеты. По всей стране активно шел процесс «раскулачивания». Обезвреженных «врагов народа» отправляли прочь с родных мест, но они часто не доезжали до пункта назначения и оказывались в городке, где жил герой произведения. Там, рядом с вокзалом, в березовом скверике, эти люди сходили с ума и умирали от голода. Одни из них были похожи на скелеты, другие болели водянкой и напоминали слонов. И на те, и на других было страшно смотреть. Но маленькие мальчишки не могли удержаться от животного любопытства и подсматривали за умирающими через щели в заборе. Герою рассказа Володе Тенкову всего десять лет. Он так же, как и ребята из его двора, наблюдает сквозь забор за смертью этих, уже не похожих на людей, существ. Но этот мальчик отличается от своих приятелей особой впечатлительностью и душевной тонкостью. Именно его начинают терзать муки совести. Сам Володя предполагает, что совесть в нем проснулась оттого, что он сытый: «Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других». Отец Володи получал хороший паек, и семья всегда была обеспечена пропитанием. Почти все остальные жители страшно голодали. Одноклассники мальчика косились на него, когда он доставал на перемене свой обед: два куска хлеба с повидлом. И Володе становилось стыдно за то, что он сыт. Дальше это чувство продолжает развиваться в мальчике. От природы наделенный тонкой душой, он начинает страдать оттого, что другие голодают. С муками совести пытается бороться «здравый смысл». Мальчик старается убедить себя, что в березовом скверике от голода умирают не люди, а враги народа. Но это не помогает, и Володя задается страшным вопросом: «Не потому ли в привокзальном сквере люди грызут кору, что я съел сейчас слишком много?» Десятилетний мальчик не может спокойно спать и есть. Он мучается, потому что сыт сам, но не может спасти от голода всех окружающих: «Я сыт, очень сыт - до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым хватило бы спастись от голодной смерти. Не спас пятерых, съел их жизнь. Только чью - врагов или не врагов?..». Володе совестно за свое социальное положение. Страшно, когда окружающая действительность толкает ребенка на такие размышления! И вот Володя приходит к выводу, что есть способ хоть немного успокоить совесть: «Я не должен есть свои обеды один. Я обязан с кем-то делиться… Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг». И вот герой отправляется на поиски самого голодного человека. Он желает спасти кому-нибудь жизнь, поэтому ищет того, кто умрет без его куска хлеба. Найти подобного человека не так уж легко. Но вот мальчик встречает больного водянкой и решает отдать еду ему. После этого поступка Володя почувствовал себя счастливо и легко. Важно еще раз отметить глубокое наблюдение автора: сытый человек часто испытывает муки совести, для голодного понятия совести уже не существует. Люди, брошенные умирать голодной смертью, способны думать лишь о себе и своем возможном чудесном спасении. Володя дает хлеб одному «слону». Этот человек благодарен, но не может на этом остановиться. Через день он начинает поджидать доброго мальчика около дома: «Знакомый слон начал вести со мной молчаливый поединок. Он подходил под наше окно и стоял, стоял, стоял, застывший, неряшливый, лишенный лица. Я старался не глядеть на него, терпел, и... слон выигрывал. Я выскакивал к нему с куском хлеба или холодной картофельной оладьей. Он получал дань и медлительно удалялся». Этот человек начинает играть на совести мальчика, занимаясь вымогательством. Ему самому муки совести больше не знакомы, он доведен до полного отупения, каждый день находясь на грани смерти. Каким-то образом все «куркули» узнали о том, что Володя подкармливает их товарища по несчастью, и около дома мальчика стала собираться целая толпа. Конечно, нельзя винить этих людей в том, что они начали играть на совести и жалостливости мальчика. Но их поведение «излечило» Володю: «Я излечился?.. Пожалуй. Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы». Мальчик перестал подкармливать «куркулей», но его совесть все еще была тяжела. Решение пришло само собой. Оказалось, что, кормя бездомную собаку, о которой некому позаботиться и про которую после ее смерти никто не вспомнит, совершаешь по-настоящему великое дело: «…Мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить». Безусловно, основной в рассказе является проблема совести. Мальчику Володе довелось жить в то страшное время, когда классовая ненависть пыталась побороть все понятия человечности. У кого-то это получалось, у кого-то – нет. Автор своим произведением приводит нас к выводу, что в те годы страдали все умеющие чувствовать. Одни мучились физически: голодали, умирали от холода и страшных болезней. Другие мучились морально, не находя успокоения своей совести из-за относительного жизненного покоя. Важно заметить, что и то, и другое одинаково страшно и приводит к физической или моральной смерти. И неслучайно рассказ заканчивается сообщением о самоубийстве начальника станции, «которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика». Совесть этого человека не выдержала. Ведь ее тоже надо кормить, как это делал мальчик Володя: «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».
kraidruzei.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»