Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство» 4 Класс. Исследовательская работа 4 класс про хлеб


Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство» 4 Класс

МБОУ «СОШ №6 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Реутов МО

Учитель Джурабаева Галина Алексеевна

Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство»

Донести до учеников нашей школы важность проблемы сбережения хлеба.

-узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

-показать ценность хлеба, как важной составляющей в жизни каждого человека в отдельности и в истории всего человечества;

-привить уважение к продукту и к людям, его производящим;

-воспитать активную гражданскую позицию у детей

Методы исследования:

— анкетирование учащихся школы;

— изучение и анализ статей и публикаций в периодической печати

— проведение профильных экскурсий и наблюдений

План исследования:

1. Актуальность проблемы, определение возможности участия детей в её решении.

2. Ценность хлеба, как продукта

3. Происхождение хлеба

4. Истории названия хлеба

5. Хлеб в истории человечества

6. Рецепты разных народов

7. Вывод

Наш класс для исследования взял тему «Хлеб – всему голова». Дело в том, что, ежедневно посещая школьную столовую, мы наблюдали одинаковую картину. Дежурные по столовой собирали после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который шёл в отходы. Оставался он и после нашего класса. Мы решили посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь мы знали, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но мы не задумывались, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот мы решили узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам нашей школы. Начали мы с подсчёта количества хлеба, который теряется в нашем классе. Оказалось – это от 3 до 7 кусков в день. В среднем это 5 кусков.

За 5 дней мы выбрасывали 25 кусков, а это почти целая буханка.

В месяц на выброс шло 3 — 4 буханки хлеба, и это только от нашего класса, а ведь классов, питающихся в столовой, у нас в школе много. От подсчётов нам стало не по себе. Что же мы делаем? А ещё мы спросили нашего повара о ежедневных потерях школы. Оказывается – это в среднем 3 буханки хлеба в день.

Итак, в месяц потеря школы составляет 15 – 16 буханок, 108 буханок в течение учебного года. А ведь это очень много. Тема хлеба нас так заинтересовала, что мы решили узнать о нём, как можно больше. И вот, что мы узнали.

Слово “хлеб” имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались “клибанос”. Отсюда произошло готское слово “хлайфс”, которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово “хлайб”, очень напоминающее наш “хлеб”, или эстонское “лейб”.

Также мы узнали о составе хлеба и его пользе для -человеческого организма. В основном хлеб состоит из углеводов. В ржаном хлебе их 40-43%, в пшеничном – 42-52%. Кроме того, хлеб является источником растительного белка и незаменимых аминокислот. С хлебом мы получаем и необходимые организму минеральные вещества — калий, магний, кальций, фосфор, железо, витамины группы А и растительную клетчатку. Хрустящая корочка черного хлеба — один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.

Особенно полезным считается ржаной хлеб из муки грубого помола и цельнозерновой хлеб с добавлением пророщенных зёрен. Четыре кусочка такого хлеба на 25% покрывают дневную норму железа для женщин и на 40% для мужчин.

Ученые получили убедительные доказательства, что, питаясь продуктами из цельного зерна, можно продлить жизнь. Согласно новым рекомендациям, люди должны есть не менее 100 граммов продуктов, содержащих цельное зерно в день.

Когда же появился первый хлеб?

Мы нашли ответ и на этот вопрос. Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Главной заботой наших предков была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. Примерно шесть с половиной — пять тысяч лет назад изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.

Наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Они овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами — дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. На разрезе хлеба, приготовленного из сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб,

сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей — в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково — кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.

Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх.

В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. На Востоке к хлебу было тоже особое отношение. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний. Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.

На Руси издавна выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба всегда считалась делом почетным и ответственным.

Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. Но за всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь и хлеб ничто не может заменить.

Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти. Например, в 1932-1933 годах прошлого столетия страшный голод охватил многие территории России и Украины. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. В городах начали закрываться пекарни. Всё это привело к массовой гибели людей от голодной смерти. Только в Украине от голода умерли миллионы людей, среди них значительная часть детей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.

А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу.

Ещё хуже был рецепт хлеба в самые голодные месяцы. А.Н. Юхневич — старейшая работница ленинградского хлебозавода — рассказала о составе блокадных буханок: 10-12% — это мука ржаная обойная, остальное — жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

«Хлеб» фашистских концлагерей отдельная история.

Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.

Назывался он «остен-брот» — «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы — 40%,

отруби — 30%,

древесные опилки — 20%,

целлюлозная мука из листьев или соломы — 10%.

Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».

Хорошо, что этого сейчас нет, что это уже история.

Изучая материалы о хлебе, мы узнали национальные рецепты разных народов. У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. Оказывается, в центральной части и северо-западных районах нашей страны предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных — в основном пшеничный.

Также мы узнали разные сорта Украинского, Белорусского, Молдавского, Прибалтийского хлеба, продукцию Средней Азии и Кавказа.

Сколько существует народов в мире! И ни один народ не обошёл своим вниманием хлеб. Существует огромнейшее разнообразие сортов хлеба. Вот некоторые из них.

Багель — хлеб Восточной Европы и Израиля в виде бублика. Посыпается тмином или маком, либо выпекается с добавлением репчатого лука.

Бриошь — легкий бублик или батон на дрожжевой опаре. Сдабривается маслом и яйцами.

Круассан — слоеный хлеб в форме полумесяца.

Иногда выпекается с начинкой.

Пышка — круглый дрожжевой хлеб, соленый на вкус.

Фокача — итальянский хлеб из дрожжевого теста, по форме напоминающий пиццу. Выпекается с травами и чесноком.

Маца — традиционный еврейский хлеб из белой муки, который выпекают из пресного теста.

Пита — плоский хлеб Ближнего Востока, выпекается из белой и непросеянной муки. Иногда имеет форму кармана, куда кладут начинку.

Наан — индийский хлеб на дрожжевой опаре в форме слезы. Выпекается на стенке горячей духовки.

Горячая сдоба — английская дрожжевая булочка с кисловатым вкусом. Выпекается из белой непросеянной муки с добавлением сыра, шоколада и фруктов.

Фруктовые хлебцы — изделия из солодового или белого теста с добавлением изюма, сухофруктов и цукатов.

У каждой страны свои обычаи, свои пристрастия, но есть страны со своим ярким национальным колоритом. Такой является Болгария.

«Хлеб наш насущный» — нет другой страны, где эти слова звучали бы так глубоко и правильно, как в Болгарии. И по сей день в народе сохранилось выражение — „Я с ним хлеб ел”.

Можно смело сказать, что в Болгарии существует культ хлеба. Хлеб является важной частью множества ритуалов и обрядов, хлебом и солью встречают гостей. Когда крестный отец приносит из церкви только что крещенного младенца, то символически меняет его на хлеб. В первый день нового года, в день святого Василия, пекут один большой плоский пресный хлеб и много маленьких в форме птичек, чтобы угостить детей, которые придут поздравить хозяев с Новым годом.

Хлебом в былые времена даже лечили. Горячий хлеб, вымоченный в теплом вине, считался лучшим средством от сильных ушибов. Только что испеченный хлеб прикладывали к спине простуженного. Есть много других подобных рецептов от отравления, от ветрянки и даже от сглаза.

Сохранились обычаи, сопровождающие само потребление хлеба за столом. Разломить хлеб может только самый старший мужчина в доме и пока сам он не приступил к еде, никто не начинает есть. Разговаривать за столом во время основной еды не принято, поскольку считается, что не может быть ничего важнее хлеба. Пока хлеб на столе, не разрешается смеяться — это неуважительное отношение к хлебу. Выбросить или украсть хлеб — страшный грех. Вот такие интересные факты мы узнали о Болгарии.

А как же производили хлеб в последнее столетие в нашей стране?

До 30-ых годов хлеб в нашей стране пекли часто вручную, используя достаточно простые аппараты для выпекания, и только

в 30-х годах вступили в строй первые хлебозаводы-автоматы системы инженера Г. П. Марсакова.

Эти своеобразные по своей конструкции заводы напоминают гигантские карусели, где мука, а затем тесто движутся с этажа на этаж, пока не превратятся в румяные батоны или пышащие жаром хлебные караваи. Заводы системы Марсакова и по сей день остаются технически совершенными предприятиями. Весь процесс выпечки хлеба на заводах механизирован и частично автоматизирован, что позволяет с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками. Хлебом фабричной выпечки кормится более 2/3 населения страны.

Мы побывали на таком хлебозаводе в Москве и своими глазами увидели весь процесс рождения румяного ароматного хлеба.

А ещё от экскурсовода мы узнали, почему так называется тот или иной хлеб.

Батон. Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке… палку. Именно так, ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо, по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка. А вот у булки другая история; она находится в близком родстве с… папской буллой.

История этого родства такова. Слово “булка” заимствовано из польского языка. По-польски bulka (булка) — это уменьшительная форма от слова bula (була) — большой круглый хлеб. Латинское bulla (булла) — шар, круглая печать. По этой же причине папские грамоты, скрепленные большой круглой печатью, называли буллами.

Калач. Хотя слово это славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно возникло от корня “коло» (колесо) с помощью суффикса “ачь”. Со временем в результате развития в нашей речи аканья слово “колачь” постепенно превратилось в “калач”.

Сайка. Это слово заимствовано из эстонского языка. С помощью суффикса “ка” эстонское слово „sai” (белый хлеб) превратилось в “сайку”, которым у нас обозначают булку из специального теста. Курьезная история связана с появлением саек с изюмом. Историю эту рассказал известный русский журналист Вл. Гиляровский в своей книге “Москва и москвичи”. До революции в Москве большой популярностью пользовались изделия булочника Филиппова. Однажды Филиппов был вызван к московскому генерал-губернатору Закревскому. Дело в том, что в сайке, которую подали на завтрак “его превосходительству”, оказался запеченный таракан. Филиппов не растерялся и в ответ на грозный окрик губернатора заявил, что это вовсе не таракан, а изюминка и тут же съел кусок сайки с тараканом. Вернувшись в пекарню, он бросил целое решето изюма в подготовленное тесто, и через час хитроумный булочник угощал генерал-губернатора свежими сайками с настоящим изюмом.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.

Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Мы, ученики 4-го класса школы №6 г. Реутова, считаем, что привлекать к теме «Хлеб» детей нужно постоянно. В нашей школе мы решили провести акцию, создать стенд в столовой, который заставляет ребят задуматься над этой темой. Кроме интересного материала, мы на стенде разместили рецепты, что можно приготовить из подсохшего хлеба.

Также мы решили сделать кормушки для птиц и оставшийся хлеб крошить птицам.

Наш класс подготовил и провёл беседу о хлебе для младших ребят. А ещё мы предлагаем внести некоторые коррективы для дежурных по столовой, а именно: не раскладывать хлеб каждому человеку на порционную тарелку, а ставить на столы специальную тарелку для хлеба. Запланировано создание блокнотов с рецептами из подсохшего хлеба для каждой семьи нашего класса.

А также в процессе работы по данной теме мы провели опрос учащихся 3-их и 4-ых классов об их отношении к хлебу дома и в школе. Оказалось, что семьи большинства ребят берегут хлеб, лишнее не покупают и используют подсохший хлеб в дело (в основном это приготовление гренок и корм для птиц), а когда мы показали ещё и найденный нами материал, ребята тоже заинтересовались этой проблемой, и для многих история хлеба была большим открытием. Они сказали, что теперь к этому продукту будут относиться совсем иначе, с большим уважением, а также решили поделиться полученными знаниями и дома.

Мы надеемся, что наша инициатива будет интересна ребятам и других классов, и они нас поддержат.

Вывод

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб — бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников — земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб — общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

www.alllessons.ru

Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство» 4 Класс

Здесь Вы можете скачать Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство» 4 Класс для предмета : ОРКСЭ. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

МБОУ «СОШ №6 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Реутов МО

Учитель Джурабаева Галина Алексеевна

Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство»

Донести до учеников нашей школы важность проблемы сбережения хлеба.

-узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

-показать ценность хлеба, как важной составляющей в жизни каждого человека в отдельности и в истории всего человечества;

-привить уважение к продукту и к людям, его производящим;

-воспитать активную гражданскую позицию у детей

Методы исследования:

- анкетирование учащихся школы;

- изучение и анализ статей и публикаций в периодической печати

- проведение профильных экскурсий и наблюдений

План исследования:

1. Актуальность проблемы, определение возможности участия детей в её решении.

2. Ценность хлеба, как продукта

3. Происхождение хлеба

4. Истории названия хлеба

5. Хлеб в истории человечества

6. Рецепты разных народов

7. Вывод

Наш класс для исследования взял тему «Хлеб – всему голова». Дело в том, что, ежедневно посещая школьную столовую, мы наблюдали одинаковую картину. Дежурные по столовой собирали после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который шёл в отходы. Оставался он и после нашего класса. Мы решили посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь мы знали, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но мы не задумывались, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот мы решили узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам нашей школы. Начали мы с подсчёта количества хлеба, который теряется в нашем классе. Оказалось – это от 3 до 7 кусков в день. В среднем это 5 кусков.

За 5 дней мы выбрасывали 25 кусков, а это почти целая буханка.

В месяц на выброс шло 3 - 4 буханки хлеба, и это только от нашего класса, а ведь классов, питающихся в столовой, у нас в школе много. От подсчётов нам стало не по себе. Что же мы делаем? А ещё мы спросили нашего повара о ежедневных потерях школы. Оказывается – это в среднем 3 буханки хлеба в день.

Итак, в месяц потеря школы составляет 15 – 16 буханок, 108 буханок в течение учебного года. А ведь это очень много. Тема хлеба нас так заинтересовала, что мы решили узнать о нём, как можно больше. И вот, что мы узнали.

Слово “хлеб” имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались “клибанос”. Отсюда произошло готское слово “хлайфс”, которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово “хлайб”, очень напоминающее наш “хлеб”, или эстонское “лейб”.

Также мы узнали о составе хлеба и его пользе для -человеческого организма. В основном хлеб состоит из углеводов. В ржаном хлебе их 40-43%, в пшеничном – 42-52%. Кроме того, хлеб является источником растительного белка и незаменимых аминокислот. С хлебом мы получаем и необходимые организму минеральные вещества - калий, магний, кальций, фосфор, железо, витамины группы А и растительную клетчатку. Хрустящая корочка черного хлеба - один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.

Особенно полезным считается ржаной хлеб из муки грубого помола и цельнозерновой хлеб с добавлением пророщенных зёрен. Четыре кусочка такого хлеба на 25% покрывают дневную норму железа для женщин и на 40% для мужчин.

Ученые получили убедительные доказательства, что, питаясь продуктами из цельного зерна, можно продлить жизнь. Согласно новым рекомендациям, люди должны есть не менее 100 граммов продуктов, содержащих цельное зерно в день.

Когда же появился первый хлеб?

Мы нашли ответ и на этот вопрос. Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Главной заботой наших предков была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.

Наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Они овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. На разрезе хлеба, приготовленного из сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб,

сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.

Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх.

В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. На Востоке к хлебу было тоже особое отношение. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний. Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.

На Руси издавна выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба всегда считалась делом почетным и ответственным.

Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. Но за всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь и хлеб ничто не может заменить.

Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти. Например, в 1932-1933 годах прошлого столетия страшный голод охватил многие территории России и Украины. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. В городах начали закрываться пекарни. Всё это привело к массовой гибели людей от голодной смерти. Только в Украине от голода умерли миллионы людей, среди них значительная часть детей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.

А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу.

Ещё хуже был рецепт хлеба в самые голодные месяцы. А.Н. Юхневич - старейшая работница ленинградского хлебозавода - рассказала о составе блокадных буханок: 10-12% — это мука ржаная обойная, остальное - жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

«Хлеб» фашистских концлагерей отдельная история.

Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.

Назывался он «остен-брот» - «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы - 40%,

отруби - 30%,

древесные опилки - 20%,

целлюлозная мука из листьев или соломы - 10%.

Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».

Хорошо, что этого сейчас нет, что это уже история.

Изучая материалы о хлебе, мы узнали национальные рецепты разных народов. У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. Оказывается, в центральной части и северо-западных районах нашей страны предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный.

Также мы узнали разные сорта Украинского, Белорусского, Молдавского, Прибалтийского хлеба, продукцию Средней Азии и Кавказа.

Сколько существует народов в мире! И ни один народ не обошёл своим вниманием хлеб. Существует огромнейшее разнообразие сортов хлеба. Вот некоторые из них.

Багель - хлеб Восточной Европы и Израиля в виде бублика. Посыпается тмином или маком, либо выпекается с добавлением репчатого лука.

Бриошь - легкий бублик или батон на дрожжевой опаре. Сдабривается маслом и яйцами.

Круассан - слоеный хлеб в форме полумесяца.

Иногда выпекается с начинкой.

Пышка - круглый дрожжевой хлеб, соленый на вкус.

Фокача - итальянский хлеб из дрожжевого теста, по форме напоминающий пиццу. Выпекается с травами и чесноком.

Маца - традиционный еврейский хлеб из белой муки, который выпекают из пресного теста.

Пита - плоский хлеб Ближнего Востока, выпекается из белой и непросеянной муки. Иногда имеет форму кармана, куда кладут начинку.

Наан - индийский хлеб на дрожжевой опаре в форме слезы. Выпекается на стенке горячей духовки.

Горячая сдоба - английская дрожжевая булочка с кисловатым вкусом. Выпекается из белой непросеянной муки с добавлением сыра, шоколада и фруктов.

Фруктовые хлебцы - изделия из солодового или белого теста с добавлением изюма, сухофруктов и цукатов.

У каждой страны свои обычаи, свои пристрастия, но есть страны со своим ярким национальным колоритом. Такой является Болгария.

«Хлеб наш насущный» - нет другой страны, где эти слова звучали бы так глубоко и правильно, как в Болгарии. И по сей день в народе сохранилось выражение - „Я с ним хлеб ел”.

Можно смело сказать, что в Болгарии существует культ хлеба. Хлеб является важной частью множества ритуалов и обрядов, хлебом и солью встречают гостей. Когда крестный отец приносит из церкви только что крещенного младенца, то символически меняет его на хлеб. В первый день нового года, в день святого Василия, пекут один большой плоский пресный хлеб и много маленьких в форме птичек, чтобы угостить детей, которые придут поздравить хозяев с Новым годом.

Хлебом в былые времена даже лечили. Горячий хлеб, вымоченный в теплом вине, считался лучшим средством от сильных ушибов. Только что испеченный хлеб прикладывали к спине простуженного. Есть много других подобных рецептов от отравления, от ветрянки и даже от сглаза.

Сохранились обычаи, сопровождающие само потребление хлеба за столом. Разломить хлеб может только самый старший мужчина в доме и пока сам он не приступил к еде, никто не начинает есть. Разговаривать за столом во время основной еды не принято, поскольку считается, что не может быть ничего важнее хлеба. Пока хлеб на столе, не разрешается смеяться - это неуважительное отношение к хлебу. Выбросить или украсть хлеб - страшный грех. Вот такие интересные факты мы узнали о Болгарии.

А как же производили хлеб в последнее столетие в нашей стране?

До 30-ых годов хлеб в нашей стране пекли часто вручную, используя достаточно простые аппараты для выпекания, и только

в 30-х годах вступили в строй первые хлебозаводы-автоматы системы инженера Г. П. Марсакова.

Эти своеобразные по своей конструкции заводы напоминают гигантские карусели, где мука, а затем тесто движутся с этажа на этаж, пока не превратятся в румяные батоны или пышащие жаром хлебные караваи. Заводы системы Марсакова и по сей день остаются технически совершенными предприятиями. Весь процесс выпечки хлеба на заводах механизирован и частично автоматизирован, что позволяет с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками. Хлебом фабричной выпечки кормится более 2/3 населения страны.

Мы побывали на таком хлебозаводе в Москве и своими глазами увидели весь процесс рождения румяного ароматного хлеба.

А ещё от экскурсовода мы узнали, почему так называется тот или иной хлеб.

Батон. Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке... палку. Именно так, ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо, по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название "батон".

Булка. А вот у булки другая история; она находится в близком родстве с... папской буллой.

История этого родства такова. Слово “булка” заимствовано из польского языка. По-польски bulka (булка) - это уменьшительная форма от слова bula (була) - большой круглый хлеб. Латинское bulla (булла) - шар, круглая печать. По этой же причине папские грамоты, скрепленные большой круглой печатью, называли буллами.

Калач. Хотя слово это славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно возникло от корня “коло" (колесо) с помощью суффикса “ачь”. Со временем в результате развития в нашей речи аканья слово “колачь” постепенно превратилось в “калач”.

Сайка. Это слово заимствовано из эстонского языка. С помощью суффикса “ка” эстонское слово „sai” (белый хлеб) превратилось в “сайку”, которым у нас обозначают булку из специального теста. Курьезная история связана с появлением саек с изюмом. Историю эту рассказал известный русский журналист Вл. Гиляровский в своей книге “Москва и москвичи”. До революции в Москве большой популярностью пользовались изделия булочника Филиппова. Однажды Филиппов был вызван к московскому генерал-губернатору Закревскому. Дело в том, что в сайке, которую подали на завтрак “его превосходительству”, оказался запеченный таракан. Филиппов не растерялся и в ответ на грозный окрик губернатора заявил, что это вовсе не таракан, а изюминка и тут же съел кусок сайки с тараканом. Вернувшись в пекарню, он бросил целое решето изюма в подготовленное тесто, и через час хитроумный булочник угощал генерал-губернатора свежими сайками с настоящим изюмом.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.

Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Мы, ученики 4-го класса школы №6 г. Реутова, считаем, что привлекать к теме «Хлеб» детей нужно постоянно. В нашей школе мы решили провести акцию, создать стенд в столовой, который заставляет ребят задуматься над этой темой. Кроме интересного материала, мы на стенде разместили рецепты, что можно приготовить из подсохшего хлеба.

Также мы решили сделать кормушки для птиц и оставшийся хлеб крошить птицам.

Наш класс подготовил и провёл беседу о хлебе для младших ребят. А ещё мы предлагаем внести некоторые коррективы для дежурных по столовой, а именно: не раскладывать хлеб каждому человеку на порционную тарелку, а ставить на столы специальную тарелку для хлеба. Запланировано создание блокнотов с рецептами из подсохшего хлеба для каждой семьи нашего класса.

А также в процессе работы по данной теме мы провели опрос учащихся 3-их и 4-ых классов об их отношении к хлебу дома и в школе. Оказалось, что семьи большинства ребят берегут хлеб, лишнее не покупают и используют подсохший хлеб в дело (в основном это приготовление гренок и корм для птиц), а когда мы показали ещё и найденный нами материал, ребята тоже заинтересовались этой проблемой, и для многих история хлеба была большим открытием. Они сказали, что теперь к этому продукту будут относиться совсем иначе, с большим уважением, а также решили поделиться полученными знаниями и дома.

Мы надеемся, что наша инициатива будет интересна ребятам и других классов, и они нас поддержат.

Вывод

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

docbase.org

Исследовательская работа "Хлеб - всему голова" (4 класс) скачать docx

Оглавление.

Введение. ……………………………………………………………………………….…. 2

  1. Исследование истории вопроса
  2. 1.1. Истории появления хлеба у людей…………………………………….……. 3

1.2. Почему хлеб начали называть «хлебом»……………………………….….. 3

1.3. Мифологическое значение слова «хлеб»……………………………….….. 3

  1. Каким был хлеб на Руси.................................................................................. 3
  2. Как хлеб приходит к нам на стол.................................................................... 5
  3. Какой бывает хлеб? Хлеб разных стран…………………………...…...….. 6
  4. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный….……………………………………….. 7
  5. Хлеб в искусстве……………………………………………………………... 8
  6. Мое исследование
  7. 2.1. Откуда хлеб попадает в магазины нашего города?....……………………... 9

2.2. Какой хлеб покупают чаще?....……………………………...……………… 9

2.3. Какой хлеб нам обойдётся дешевле?....…………………………….………. 9

2.4. Что мои сверстники знают о хлебе и как к нему относятся?...… ……… 10

2.5. Хлеб в нашей школьной столовой……………………………… ………… 10

2.6. Экскурсия на пекарню………………………………………… …………… 11

2.7. Советы по хранению и использованию хлеба…………… …………....…. 11

  1. Заключение………………………………………………… …………...……….. 12
  2. Информационные ресурсы……………………………..………………..………. 13

Введение

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" –

В поле, в доме, в державе!

« Хлеб - наше богатство!». Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. Хлебом - солью встречали почётных гостей, жениха и невесту. Хлеб непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. Хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

Гипотеза:

Сегодня бытует мнение, что можно обойтись и без хлеба, чтобы сохранить хорошую фигуру. Но возможно ли это? Можно ли прожить без хлеба? Сколько труда вложено в каждый кусочек? Как его изготавливают? Какой хлеб вкуснее: купленный в магазине или испеченный своими руками? Я решила ответить на все эти вопросы. Итак, в центре моего исследования - ХЛЕБ.

Цели исследования:

  1. Изучить историю появления хлеба у людей, узнать какой бывает хлеб.
  2. Узнать какой хлеб продается в нашем городе, где и как его выпекают.
  3. Провести анкетирование среди моих сверстников в школе, чтобы узнать, как они относятся к хлебу.
  4. Научиться выпекать хлеб дома.

История возникновения хлеба.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу,и научились варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб иззабродившего теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Почему хлеб стал называться хлебом.

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

Мифологическое значение слова «хлеб»

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью. Хлеб упоминается в сочетании с Богом, землёй, солнцем и практически лишён негативных значений. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приёму гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь – «он тебя есть будет». Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями. Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, несли его при переходе в новый дом. Хлеб широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях. Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «клянусь своим хлебом». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Каким был хлеб на Руси.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.

Хлеб на Руси всегда ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями. В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения:

«Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования.

«Хлебное место» – доходная работа.

«Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь.

«Дать хлеб» – об

www.infouroki.net

Исследовательская работа: Почему хлеб - всему голова?

Тема :«Почему хлеб всему голова?»

Цель исследования : Выяснить почему хлеб занимает важное место в жизни человека уже много-много лет.

Задачи исследования

1. Изучить литературу и интернет-ресурсы о хлебе;

2. Изучить историю появления хлеба;

3. Проследить этапы производства хлеба;

4. Узнать какая польза от хлеба;

5. Выяснить отношение к хлебу людей во все времена;

6. Испечь хлеб самостоятельно.

Мои гипотезы

  • Возможно , его приготавливают каким-то особым способом...
  • Может быть , в хлебе содержится что-то очень важное...
  • Предположим , это связано с особым отношением человека к хлебу...

История появления хлеба

  • Ученые полагают, что впервые хлеб

появился на земле 15000 лет назад.

Первый хлеб имел вид жидкой каши.

  • А примерно 5000 лет назад во

время приготовления зерновой каши,

часть её вылилась на горячий камень и

превратилась в румяную лепешку, так стали выпекать

пресный хлеб в виде лепешки.

  • Первый хлеб из сброженного теста научились готовить

Древние египтяне.

Этапы производства хлеба

Первый этап -

подготовка почвы для

посева: вспахивание,

разрыхление.

Второй этап — посев.

Проверка зерна

на всхожесть.

Третий этап — уборка урожая. Комбайнирование, измельчение соломины, формирование копен.

Четвертый этап —

транспортировка и

хранение зерна. Зерно хранят

в спец.хранилищах —

зерноскладах.

Пятый этап — переработка

зерна в муку. Сейчас

переработку зерна в муку

производят на мукомольных

заводах, а несколько столетий

назад это делали на

мельницах.

Шестой этап — выпекание хлеба.

Полезные свойства хлеба

Хлеб содержит:

- белки,

- углеводы,

- витамины группы B,

- минеральные соли,

- органические кислоты,

- соли фосфора и железа.

Хлеб помогает в работе: сердечнососудистой системы, желудка, кишечника, почек, центральной нервной системы.

Отношение к хлебу во всем мире

  • Франция является не только законодательницей мод,

но и хлебной культуры.

  • В Австралии многие из первых поселенцев были

сосланы на этот материк за кражу хлеба.

  • Так как хлеб во всём мире очень ценился, то и к

пекарям было уважительное отношение. В некоторых

странах они даже освобождались от налогов.

  • В России традиции, связанные с

хлебом, особенно популярны.

Издавна гостей встречали самым

дорогим - "хлебом-солью", что было

символом благополучия и

гостеприимства.

Нельзя не затронуть тему хлеба,

не вспомнив о войне. В годы

войны хлеб был солдатом! В

блокадные дни пекли хлеб, 125

граммов – еда на весь день.

Блокадный хлеб состоял из

ржаной муки (10%),остальное –

жмых, смётки муки с

оборудования и пола, хвоя,

вода –три четверти.

В июле 1941 года были введены

хлебные карточки по всей

стране.

Практическая работа «Легко ли испечь хлеб?»

Первый этап:

Второй этап:

Заготовка продуктов

Приготовление

для приготовления

теста.

хлеба.

Третий этап:

Четвертый этап:

Формирование

Выпекание хлеба.

заготовки.

Хлеб готов!

Приятного аппетита!

Испечь хлеб самостоятельно оказалось не так уж легко!!!

multiurok.ru

Исследовательская работа на тему "Чудо земли

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

III учебно-исследовательская конференция

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:

«Чудо земли – хлеб».

Автор работы:

учащиеся 2 б и 4 д классов МБОУ СОШ №2

Руководитель:

Подлегаева Евгения Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

г. Зверево

2014 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретическое исследование

История хлеба

Путь от зерна до буханки хлеба

Хлеб – всему голова

Практическое исследование

Выводы

Список литературы

Приложения

Актуальность работы:

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

У всех народов хлеб является основным продуктом, необходимым для существования. Каждый день мы употребляем в пищу разные виды хлебобулочных изделий. А как же они попадают к нам на стол? Мы решили изучить данный вопрос. Для исследования процесса выращивания и изготовления хлеба изучали научную литературу, заглянули в историю народов и выяснить о значимости хлеба. А также с помощью литературы и Интернета узнали: когда же появился первый хлеб и кто сделал такое замечательное и вкусное открытие?

Исходя из вышесказанного, цель нашей работы – изучить, откуда берется хлеб.Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:▪ узнать историю появления хлеба, используя справочники, энциклопедии, художественную литературу, Интернет;▪ познакомиться с основными стадиями выращивания, заготовления и производством хлеба и хлебобулочных изделий;▪ выяснить, люди, каких профессий участвуют в процессе выращивания хлеба;▪ собрать сборник произведений о хлебе;▪ собрать рецепты хлеба;▪ провести анкетирование среди учеников класса по теме «Как производят хлеб?»;▪ провести исследование в школьной столовой «Сколько хлеба мы выбрасываем».

Объектом исследования является хлебПредметом исследования являются этапы выращивания и производства хлеба.

Этапы работы: коллективный выбор проекта, планирование деятельности, подбор материалов, анализ, выявление пользы и вреда хлебобулочных изделий, защита исследовательской работы.

Гипотезы исследования: предположим, что каждый человек каждый день должен есть хлеб;

допустим, что хлеб является главным продуктом на нашем столе;

возможно, получение хлеба - это результаты труда людей разных профессий.Для достижения поставленной цели мы определили следующие методы исследования: 1. Изучение исторической литературы, энциклопедий, интернета.

Выяснить, как сеют, выращивают, собирают хлеб на полях; процесс превращения зерна в муку; познакомиться с процессом изготовления хлебобулочных изделий.Собрать литературные произведения и картины художников о хлебе.Предполагаемые продукты проекта: праздник для начальной школы «Хлеб – всему голова». Результаты проекта будут оформлены в виде презентации, сборники рецептов и материалов о хлебе «Хлеб - всему голова!», которые могут быть использованы на классных часах, уроках труда, естествознания и литературного чтения в начальных классах.

1. Хлеб и его история.Начав исследование выбранной темы, мы решили узнать, когда же появился первый хлеб, как он выглядел и кто сделал такое замечательное открытие?1.1. История появления хлеба.

Этимология.

Само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались «клибанос».Отсюда произошло готское слово «хлайфе», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлаиб», очень напоминающее «хлеб».

Страницы истории.

Когда впервые хлеб пришел на стол к человеку? Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что первым хлебным растением надо считать не современные злаки — рожь и пшеницу, а... дуб. Обильные урожаи его желудей использовали для приготовления хлеба в очень древние времена. Археологи при раскопке трипольских поселений на территории современной Кировоградской области нашли высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5 тысяч лет назад. Шло время век за веком. Открытие сменялось открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. Произошло это, как полагают, впервые в Египте 4—5 тысяч лет назад. При раскопках Египетских пирамид обнаружено немало ж и других предметов, свидетельствующих о том, что древние египтяне умели не только молоть зерно в муку, но и выпекать из нее хлеб. Исследователи считают, что человек и хлеб — ровесники. Вначале человек употреблял хлеб в виде сырых зерен, затем в виде похлебки и каши. А печеный хлеб имеет свою историю. Первым хлебом считают лепешку, испеченную или обжаренную на углях из прокисшей каши. Современный способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт в Древнем Египте, около 4000 лет назад. Мастер, владеющий этим ремеслом, почитался необычайно высоко. Хорошим пекарям в Древней Греции ставили памятники. Почетен этот труд и в наши дни. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы — солнце, дождь, земля и великий честный труд. Во многих странах есть музеи хлеба. Всего их тринадцать и один из них находится в нашей стране в городе Санкт-Петербург. В Цюрихском музее, например, выставлен хлеб, возраст которого - 6000 лет. Ученые нашли его на дне озера. Он когда-то, очень давно, попал в густой ил и сохранился там до наших дней: окаменел - и сохранился. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти человека, нравственной ценности Хлеба.

1.2. Теоретическое обоснование понятия «хлеб». Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, если вдуматься! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.Мы попробовала узнать, сколько значений у слова «хлеб»? Хлеб — объединяющее название для группы продуктов питания, приготавливаемых путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи (такие как зёрна тмина) и зёрнышки (семена кунжута, мака). Зёрнышки также служат для украшения. (Толковый словарь)1.3. Польза хлеба.Почему же люди едят хлеб каждый день, и он никогда им не надоедает? Оказывается потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Человек может жить долго на хлебе и воде! Ученые подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 400 граммов хлеба, а при тяжелой работе – 800 граммов. Хлеб дает человеку почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности.Ржаной хлеб более полезен, чем пшеничный, так как в нем больше витаминов и железа. Хлеб хорошо сочетается с основными видами продуктов, длительное время не теряет вкусовых качеств. Однако употреблять его надо в меру.В настоящее время в России выпускается более 1000 наименований хлебобулочных изделий.Сегодня появились лечебные виды хлеба:- бессолевые;- с пониженной кислотностью.А также хлебобулочные изделия богатые витаминами, минеральными веществами, с добавлением йода, железа, кальция.

О значении хлеба в питании людей хорошо сказал академик Иван Петрович Павлов: "Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе насущном. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей природой".

Ученые считают, что свойство хлеба вызывать у человека чувство насыщения зависит от содержащейся в белковых веществах хлеба глютаминовой кислоты, играющей важную роль в процессах обмена, происходящих в организме. Этим, по мнению специалистов, объясняется стремление каждого голодного человека утолить голод в первую очередь хлебн

www.infouroki.net


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *