Конспект урока по литературе на тему "К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб. Герои сказки (5 класс). Герои паустовский теплый хлеб


К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки

Тема урока «К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки» Цели: Создать условия для достижения образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных. Задачи: 1.Формировать понятия о нравственности, добре, зле. 2.Способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения. 3. Воспитывать нравственные качества. Планируемые результаты Предметные: -уметь определять темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора. -уметь анализировать описанные события, поступки героев. - уметь составлять портрет литературного героя Метапредметные: Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; Личностные: формирование позитивной самооценки, нравственных качеств.

Тип урока: урок открытия нового знания Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1.Организационный момент. (Цель: настроить учеников на учебную деятельность) Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте 2.Постановка цели и задач: Проверяет готовность учеников к уроку. Прозвенел звонок наш в срок… Ты готов начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? И учебник, и тетрадки? Все ли правильно сидят, За учителем следят? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться.   Начать наш урок хочу с притчи. Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком : -Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. — Плохих людей не бывает,- ответил вождь. -В каждом человеке есть две половинки – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, ложь, зависть, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а другой – тёмный. Понимаешь? - Понятно, - сказал внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.   - Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение? - Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей). - Подберите антоним к слову зло. (Добро) - Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие. - В каких поступках может выражаться добро? - Давайте поставим учебную задачу на данный урок. (Рассмотреть противостояние добра и зла) - В каких текстах художественной литературы, уже  известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.) Мы раскроем эту тему на примере сказки «Тёплый хлеб»). Значит, о чем будет идти речь в этом произведении? Чему научит нас это произведение? Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку. Самоопределение, смыслообразованиеЦелеполагание Планирование учебного сотрудничества 3.Открытие нового знания. (Цели: Развитие умения анализировать, делать вывод; - развитие мышления и грамотной речи учащихся; Осмысление содержания , в ходе которого происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. 6. Рефлексия 7. Домашнее задание (Цель: организация самостоя- тельной работы учащихся, творческой работы учащихс Поразмышляем Приём «Верите ли вы, что…» - Мальчик совершил злодейство - Поступок мальчика отразится на жизни жителей деревни - Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих Чтение произведения. Физминутка «Я такая, какая я есть…» - Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки. - Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. - Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»(Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.)- Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?(«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?(Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.)- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?- Почему конь простил Фильку?(Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.)  Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли, что это произведение по жанру сказка? Запишите характеристики мужика из притчи и Фильки. Сравните, сделайте вывод. - Итак, в чем смысл названия сказки?Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика. - Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. - От какого из волков каждый из вас хотел бы избавиться? Предлагаю заточить наши слова и высказывания в черный ящик. Евгений Евтушенко писал: Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя. Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните эти слова. Домашнее задание. Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит все задания: 1)      создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка;  2)      написать письмо Фильке от своего лица;

Оценки по ходу урока Высказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников. Читают притчу. Отвечают на вопросы.

планирование учебного сотрудничества с соседом; умение строить речевое высказывание в устной форме; умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей; определять успехи и трудности

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Выражение своих мыслей полно и точно;

educontest.net

К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке "Теплый хлеб".

Тема урока: К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Урок литературы в 5 классе.

Цели урока: а) обучающая – раскрытие системы образов сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизодов через авторское отношение к героям)

б) развивающая – умение давать личностную интерпретацию произведению, развитие творческих способностей и воображения учащихся

в) воспитывающая – прививать любовь к чтению произведений.

Оборудование урока: учебник В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина, иллюстрации, таблица.

Методика проведения: комментирование иллюстраций, заполнение таблицы, проблемные вопросы, работа с текстом.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Ребята знакомятся с листами оценки своей деятельности)

  1. Актуализация знаний

- Ребята, сейчас мы вспомним сюжет прочитанного произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Перед вами лежат листочки, на них записаны слова. Ваша задача-распределить эти карточки так, чтобы восстановить содержание произведения.

  1. Кавалеристы, раненый конь, мельник Панкрат, хлеб

  2. Страшная метель

  3. Слезы, сорока на дереве

  4. Деревня, мальчики

  5. Буханка свежего хлеба

- Вы познакомились с содержанием произведения. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что будем обсуждать?

- Итак, тема сегодняшнего урока…

- Определите, к какому жанру относится это произведение? Найдите особенности этого жанра в тексте.

- Вы любите сказки? Чем они интересны? Привлекают ли современных детей сказки?

3.Объснение нового материала

Анализ текста. Проблемные вопросы.

-Как конь очутился в деревне Бережки?

-Кто вылечил коня? Найдите в тексте описание этого человека. Что толкнуло его на такой поступок?

-Почему Панкрат разрешил коню ходить по деревне?

-Как Филька отнесся к появлению коня возле дома?

- Что сделал Филька? Правильно ли он поступил?

-Ребята, можно ли так обращаться с хлебом. Приведите примеры пословиц о хлебе.

  • Примеры пословиц:

  • Хлеб батюшка, водица матушка.

  • Хлеб в пути не тягость.

  • Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

  • Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

  • Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

  • Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.

  • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

  • Не земля хлеб родит, а небо.

  • И пес перед хлебом смиряется.

  • Пересев хуже недосева.

  • Когда рожь цветёт, нельзя холстов белить.

  • Без хлеба смерть, без соли смех.

  • Калач приестся, а хлеб никогда.

- Какое впечатление вызывает у вас поступок мальчика?

-Как отнесся Филька к рассказу бабки?

Когда Филька понял , что поступил очень плохо?

Найдите в тексте место, где происходит примирение Фильки с конем.

  1. Закрепление материала

-Что в сказке реальное и что фантастическое? (Pабота по тексту, высказывание в устной форме)

-Найдите общее между сказкой К.Г.Паустовского и русскими народными сказками.

-Назовите реалистичных героев.

Составление таблицы

Филька в начале сказки

Филька в конце сказки

-Изменился ли герой? Что побудило его измениться?

– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)

-Почему произведение названо «Теплый хлеб»?( Работа по словарю, нахождение значения слова «теплый»)

(«Теплый»-данный рукой, от души.)

Самостоятельная работа по группам. Составление синквейнов по алгoритму

.1 Душа

2 Холодная

3.Согревает, сочувствует

4. Осознал, понял ошибки

5 Филька

6.Вкусный, душистый

  1. Итог урока. Рефлексия.

-Какая задача была перед вами в начале урока?

-Удалось ли ее решить?

-Что вам понравилось больше всего на уроке ?

  1. Оценивание работы. Работа с листками оценивания.

  1. Домашнее задание

1.Творческое задание. Нарисовать понравившегося героя сказки «теплый хлеб»

2. Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

multiurok.ru

Конспект урока по Литературе "К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»" 5 класс

Урок литературы в 5 классе. (Информационные технологии; технология проблемного обучения и уровневой дифференциации.)

Сажина Г.В., учитель русского языка и литературы высшей категории

МОУ НагорненскойСОШ Увельского района Челябинской области.

Тема: К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»

Цели:

обучающая: познакомить уч-ся с личностью писателя; проанализировать сказку, побудить их к размышлению о том, что такое добро и зло; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; учить выделять детали, необходимые для характеристики героя;

развивающая: развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения;

воспитывающая: воспитывать в детях доброту и отзывчивость.

Ход урока:

Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Степан и Фунтик», «Барсучий хвост», «Первый снег», «Шкатулка», «Кот – ворюга», «Корзина с еловыми шишками» (слайды 2-5)

Да, действительно, все эти произведения написаны замечательным русским писателем К.Г.Паустовским. А к сегодняшнему уроку вы прочитали ещё одно творение писателя – сказку «Теплый хлеб». Нам с вами предстоит сегодня поговорить о личности автора и о героях его сказки. Запишем число и тему урока.

Вступительное слово учителя. (слайды 6-7)

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.68)

-Что значит уметь читать (Понимать прочитанное, вникать в замысел)

-Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде, т.е. книгу)

-Для каждого ли книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным)

Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в Киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под ёлку для своего сына Кости книгу сказок Х.К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.

«Желания необыкновенного преследовали меня с детства»,-говорил Паустовский. Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.

-Расскажите, кто читал книги этих писателей? О чём они?

-Как вы думаете, о чём может мечтать человек, увлечённый этими книгами?

Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Когда освободился от службы, начал странствовать по России, работал репортёром.

В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он активно вмешивался в жизнь .Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз».

Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далёкой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашёл клада, вернулся к себе на родину и – нашёл клад в родной деревне.

Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру, удивительный край, богатый озёрами, болотами и лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона».

У любимого сказочника Паустовского – у Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок – «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Тёплый хлеб».

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

  • Понравилась ли вам сказка? Какие картины вы себе представляли, когда читали её?

  • Многие слова в произведении вам могли показаться непонятными. Давайте поговорим о тех которых нет в сносках. (листочек со словами лежит на парте)

  • Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

  • О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?

  • А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время. Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы. Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: «Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»

  • Где происходят события? (в обычной русской деревне)

  • Назовите главных героев сказки (слайды 8-10)

  • (Конь Мальчик – вороной конь, был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нём.

  • Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от неё), умный и проницательный, из-за этого, наверно, его считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

  • Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя»

  • Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе)

  • Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках. Какое событие является завязкой этой сказки? (Филька обижает коня). (выразительное чтение эпизода с.69 – 70)

- Как Филька обидел коня?

Во-первых, наотмашь ударил коня по губам, то есть сильно размахнувшись.

Во-вторых, обозвал дьяволом и христарадником. (на Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту)

- Почему Филька так поступил? ( просто потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя)

- Что случилось после того, как Филька обидел коня? (выразительное чтение эпизода с.70) (слайд 11)

- Какую часть речи чаще использует в этой пейзажной зарисовке и почему? (глаголы, чтобы показать стремительные изменения)

- Почему природа разозлилась?

- Давайте прочитаем по ролям эпизод «Разговор бабки с Филькой» и узнаем, что случилось 100 лет назад и почему. (реализация индивидуального задания) (слайд 12)

- Какие фразы являются ключевыми в этом разговоре? (злоба людская, охлаждение сердца. Записать в тетрадь) (слайд 13)

- Как вы понимаете фразу «охлаждение сердца»? (охл. наступило, потому что был сильн. мороз; сердце у мужика было злое, холодное, умер из-за своей злости)

-Что может спасти людей от лютого мороза? (на зло природа ответила холодом, значит, чтобы наступило тепло, надо совершить добрый поступок)

Холод – тепло

Зло – добро (слайд 14)

-Филька должен догадаться, что ему надо совершить добрый поступок. Но сначала ему надо дойти до мельника Панкрата, на совет которого он надеется. А идти по лютому, колючему морозу. Подсказывает ли ему мельник? Нет, Ф. сам находит выход , рассчитывает на помощь ребят. Стр. 74

-Что же победило лютый мороз? (добро, взаимовыручка, совместная дружная работа, изменился сам Ф.) (слайд 15)

- Расскажите о том, как Ф. помирился с конем. Стр.77 (слайд 16)

- Почему конь не сразу простил мальчика?

-Как изменился Ф. после всего произошедшего? (мальчик понял, что нельзя думать только о себе. Кстати, почему автор дал своему герою именно такое имя? Филька означает «любящий коней». В конце сказки прозвище уже не упоминается)

-Ребята, помните, в начале урока мы говорили о том, на какой вопрос мы должны будем ответить. Так что же хотел сказать П. детям в трудное послевоенное время?

-Какие добрые советы даёт нам сказка?

2.Кого из героев произведения вы хотели бы встретить в своей жизни и почему?

3.Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подобрать пословицы о хлебе (индивидуальное задание 2 человека)

  3. Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?

Приложение

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

  3. Подобрать пословицы о хлебе.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

  2. Подумать над вопросом: «Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?»

  3. Подобрать пословицы о хлебе.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

doc4web.ru

страницы биографии. Сказка «Тёплый хлеб»" 5 класс

К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Тёплый хлеб».

Цели урока: познакомить учащихся с фактами из биографии К.Г.Паустовского; помочь учащимся разобраться в главной идее произведения – добро в человеке должно побеждать зло, учить их быть чуткими друг к другу, милосердными; учить выделять детали, необходимые для характеристики героя; раскрыть реальность и фантастику в сказке; развивать навыки быстрого выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды.

Методические приёмы: слово учителя, вопросы, выборочный пересказ.

На доске: число, тема урока, портрет К.Г. Паустовского.

Ход урока:

  1. К.Г. Паустовский: страницы биографии.

Учитель: Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в Киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под ёлку для своего сына Кости книгу сказок Х.К. Андерсена. Эта книга стала для писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.

К.Г. Паустовский – замечательный писатель 20 века, горячо любивший жизнь, светлый и добрый человек, участник двух войн. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы, он начал странствовать по России – работал на заводе в Екатеринославле (сейчас Днепропетровск), рыбачил с артелью на Чёрном море. В 1917 году он работает репортёром в московских газетах, потом снова путешествует по стране и живёт в Одессе. Паустовский – романтик очень любил море, и главным героем одной из повестей он делает Чёрное море («Чёрное море», 1936).

В своих странствиях Паустовский не был путешественником – созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз». Затем он полюбил Ленинград и написал несколько повестей и рассказов о севере, о его колдовских белых ночах.

Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру, удивительный край, богатый озёрами, болотами и лесными речками, ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона».

У любимого сказочника Паустовского – у Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок – «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрепанный воробей», «Заботливый цветок», «Тёплый хлеб».

2. Главные герои сказки.

Учитель: Что же вы узнали нового о К.Г. Паустовском из моего рассказа?

Учитель: Сегодня мы будем анализировать сказку «Тёплый хлеб». О чём эта сказка? Постараемся определить тему произведения?

Дети: Эта сказка о добрых и злых поступках людей, о добре и зле в нас, в мире, о том, что только вместе люди способны преодолеть любые трудности, даже победить силы природы.)

Учитель: О каком времени идёт речь в сказке, о каких событиях в истории русского народа?

Дети: События в сказке Паустовского происходят в годы гражданской войны.

Учитель: Как вы понимаете слово «война»? (Война. 1. Вооружённая борьба между государствами. 2. Враждебные отношения с кем-либо.)

Учитель: Что оставила после себя война в деревне Бережки?

Дети: Воронки от снарядов, разруху, голод, раненого коня.

Учитель: Как вы думаете, почему «мельница давно не работала»?

Дети: Война, нет зерна, голод.

Учитель: Что можно сказать о жителях деревни, которые сами полуголодные кормили коня?

Дети: Они были хорошими, милосердными людьми.

Учитель: Все ли в деревни были милосердными?

Дети: Нет, Филька не был милосердным.

Учитель: Найдите строчки, в которых рассказывается о Фильке – главном герое сказки. Обратите внимание на эпитеты, которыми характеризует Паустовский своего героя в начале сказки.

Дети: Молчаливый, недоверчивый, сердитый.

Учитель: Как ребята прозвали Фильку?

Дети: «Ну тебя».

Учитель: Что означает это выражение?

Дети: Выражение нежелания иметь дело с кем-либо.

Учитель: Как вы думаете, заслужил ли Филька своё прозвище?

Дети: Да, заслужил.

Учитель: Как описывается мельник Панкрат?

Дети: «Скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном».

Учитель: Найдите завязку тех удивительных событий, о которых пойдёт речь в сказке? Какой поступок явился причиной бед жителей деревни?

Дети: Филька бросил раненому коню плохой кусок хлеба.

Учитель: Как обиженный конь наказал Фильку и жителей деревни? Найдите этот эпизод в тексте.

Дети: Наслал мороз.

Учитель: Найдите описание мороза и ветра в тексте. С помощью каких изобразительно-выразительных средств описывает эти явления природы автор? (Эпитеты, олицетворения, сравнения)

Учитель: Был ли такой мороз в деревне раньше? Почему? Расскажите.

Дети: Обидели солдата-инвалида.

3. Нравственные уроки сказки «Тёплый хлеб».

Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор бабки с Филькой».

Учитель: Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?

Ученики называют слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца».

Учитель: Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»? На что решился Филька, чтобы исправить «злодейство»? Найдите этот эпизод в тексте.

Дети: Филька понял, что совершил плохой поступок, что нельзя обижать животных. Он решил попросить совета у Панкрата.

Учитель: Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?

Дети: В начале сказки Филька был «молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Потом он понял свою ошибку, раскаялся, придумал как спасти всех от голода, решил попросить прощения у коня.

Учитель: Кто помог Фильке заслужить прощение коня?

Дети: Дети, старики и даже сорока помогали Фильке, но первый шаг Филька сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал всё Панкрату, и сам изобрёл спасение от стужи.

Учитель: Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? (Текст)

Дети: В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла тёплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошёл по деревне». Люди начали долбить лёд около мельницы, и к полудню задул «ровный и тёплый ветер». «С каждым часом становилось всё теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.

Учитель: Что происходит в деревне с приходом тепла?

Дети: Все начинают печь хлеб.

Учитель: Давайте прочитаем этот отрывок (стр. 86).

4. Реальные и фантастические события и персонажи сказки.

Учитель: Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими?

Дети: Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ филькиной бабки о том, что десять лет назад после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до тёплого моря, разбудила ветер и попросила его прогнать мороз.

Учитель: Перечислите персонажей сказки «Тёплый хлеб» (кроме главных героев).

Дети: Бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай.

Учитель: Какие из этих персонажей мы назовём фантастическими?

Дети: Ветер и мороз.

Учитель: Правильно, реальные, казалось бы, явления – ветер и мороз – описаны как живые, в сказочной традиции: «А к ночи небо заледенело как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах и они трещали и лопались»; «А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом».

Учитель: Паустовский не выдумывает каких-то особых сказочных персонажей. Он превращает в сказочных существ самых обычных животных и птиц – мышей, лисиц, сорок, ворон. Простой мирный труд – починка мельницы, разбивание льда, приготовление хлеба – превращаются у Паустовского в волшебный и радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы открывать чудеса вокруг нас, в простых делах каждого дня.

5. Заключение.

Учитель: Как можно было бы назвать эту сказку? Почему автор назвал её «Тёплый хлеб»?

Дети: Эту сказку Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки» и т.д. Сам автор называет эту сказку «Тёплый хлеб». Тёплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке.

Учитель: Чему учит эта сказка?

Дети: Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости.

Домашнее задание: В.Г. Короленко «В дурном обществе» (1-3 глава)

globuss24.ru

Конспект урока Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Герои и их поступки.

Предмет: литература.

Класс: 5 класс

Тема. Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Герои и их поступки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Средства обучения: учебник «Литература 5 класс»В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин , открытки с сюжетными картинками.

Цель урока:

Содержательная:

  1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений,

жизненного опыта для постижения смысла сказки;

2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;

3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.

Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы:

2.создание ситуаций успеха:

3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности:

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

5.развитие навыков самоконтроля:

6. развитие схематичного мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: проанализировать поступки героев сказки К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Обоснование

1.Организационный момент.

Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.

Проверяет готовность учеников к уроку.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

 

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.

Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться

2. Актуализация знаний.

Цель:

Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.

- Сейчас, мы вспомним сюжет сказки и поиграем в игру «Рассыпанные открытки».

1.Раненый конь, хлеб.

2.Сорока на дереве.

3.Деревня зимой.

- Итак, тема нашего урока…

-Определите, к какому жанру относится это произведение?

-Дайте определение этому понятию

- Найдите примеры сказа в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

-Для чего человеку во все времена нужна была сказка?

-Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?

Обучающиеся собирают сюжет и показывают, что изображено на открытках.

Герои сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

К жанру сказа.

Сказ- это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.

Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Наш век – век техники, компьютеров, новых технологий. Но никто не может запретить человеку мечтать. В сказках люди выражали свои лучшие устремления, веру в добро, справедливость, в счастье, в любовь.

Сказки необходимы, потому что они дают надежду.

Коммуникативные:

Взаимодействовать с учителем во время игры.

Слушать собеседника, строить для собеседника высказывания

Выражать свои мысли полно и точно.

Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные:

Контролировать правильность ответов.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять высказанные мнения. Контроль.

Предметные: жанровые признаки сказа.

Познавательные:

Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности; подвести под понятие темы.

Целеполагание – важный этап, он способствует осознанной деятельности на уроке, дети учатся анализировать и синтезировать, планировать свою работу; самостоятельное формулирование целей развивает речь, мышление. Учителем провоцируется проблемная учебная задача, решение которой и является целью ученика.

3. Проблемное объяснение нового знания

Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Анализ текста.

Проблемные вопросы.

-Каким образом конь очутился в деревне Бережки?

-Найдите в тексте описание человека, который вылечил коня?

- Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться?

-Как Филька встретил раненого коня?

-Прочитайте отрывок, как

Филька закинул хлеб в снег?

-Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка?

-Когда Филька понял сою вину перед конем и перед всей деревней?

-Опишите сцену, как произошло примирение Фильки с конем?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросах, формулируют собственное мнение, анализируют.

Раненого немецким снарядом вороного коня оставил в деревне командир кавалерийского отряда.

Ученик зачитывает со слов «Панкрат был скорый на работу…» до конца абзаца.

Мельнику было трудно его прокормить, поэтому он пустил коня по деревне.

Филька встретил коня недружелюбно, обидел его.

Обучающиеся зачитывают со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…» до когда рассерженный конь бьет им себя по бокам…».

Бабушка рассказала о том, что замерзли колодцы, воды нет, а значит, не будет муки, ни хлеба. Все это приведет к голоду.

Ночью Филька пошел на мельницу к Панкрату.

Деятельностные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..

Чтение по ролям, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей

Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.

Регулятивные: Осуществлять самоконтроль понимания текста.

Принимать и сохранять учебную цель;

На этом этапе урока происходит осмысление содержания текста

произведения. В ходе этого этапа происходит непосредственная

работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Через постановку проблемных вопросов, происходит более глубокое, осознанное пониманию содержания произведения. Происходит развитие мыслительных процессов, активизируется познавательная деятельность.

4.Физминутка:

«Встаньте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами , используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.»

5. Первичное закрепление Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия.

Ответы на вопросы.

- Какие фантастические, нереальные элементы вы заметили в «Теплом хлебе»?

- Назовите реалистичных героев?

- Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. - Что заставило его измениться? Стали бы вы дружить с таким Филькой, каким он был в начале?

-Как вы понимаете название сказки «Теплый хлеб»?

-Найдите общее в сказке К.Г.Паустовского с русскими народными сказками?

Самостоятельная работа.

Групповая работа. Составление синквейнов (задание по группам). Проверка синквейнов.

Подберите эпитеты к слову «теплый»

Творческое задание. Конкурс рисунков.

Задание: Нарисуйте любимого героя сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?

Строят речевые высказывания в устной форме, находят информацию.

Говорящая сорока, описание природы – возникновение метели.

Это Филька, его бабка, Панкратий и т.д.

В начале сказки Филька обидел коня, но осознал свою ошибку и они стали друзьями.

«Теплый»- значит данный рукой, от души.

Погода «отреагировала», метель появилась, птица говорит.

Обучающиеся составляют синквейны по алгоритму.

1.Душа.

2. Холодная, отрешенная.

3.Согревает, понимает, сочувствует.

4.Осознал и понял ошибки.

5.Филька.

Вкусный, ароматный, душистый

Обучающиеся по одному выходят к доске, демонстрируют свой рисунок и рассказывают о герое.

Познавательные:

Участвовать в беседе.

Выполнять действия по алгоритму.

Работать с творческим заданием.

Понимание текста, извлечение информации; осознанно строить речевое высказывание.

Осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении содержания текста

Осуществлять самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Аргументировать свое мнение.

Уметь использовать текст для регуляции своего действия.

Формировать выводы, строить понятные высказывания.

Коррекция, оценка.

Регулятивные:

Самоконтроль понимания текста.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Самоконтроль выполнения задания

Контроль.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.

Основной метод обучения – исследовательский, т.к. на данном уроке именно этот метод способствует разнообразному (индивидуальному, групповому) изучению учебной проблемы, активному взаимодействию учащихся и учителя.

6.Итог урока Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Рефлексия

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке: 1. На уроке я работал…активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

Домашнее задание (по выбору): придумать свою небольшую сказку или написать мини – сочинение «Как рождаются сказки».

Формируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как усвоили его, что получилось, и чего не получилось, почему?

Выбирают домашнее задание

Познавательные: сравнение, оценивание.

На данном этапе учащиеся оценивают уровень понимания изученного материала, высказывают собственную позицию, соотносят с мнениями.

Прием рефлексии - устная, цель которой – обнародование собственной позиции, соотнесения с мнениями других , выражение эмоционального состояния.

Д/з творческое. Учащиеся выбирают то задание, которое им ближе и интереснее.

infourok.ru

Конспект урока по литературе на тему "К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб. Герои сказки (5 класс)

Конспект урока по литературе «К.Г.Паустовский. Страницы биографии. «Теплый хлеб». Герои сказки

Цели:

  • познакомится с биографией и творчеством писателя;

  • организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;

  • учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Вы дома познакомились с творчеством К.Г.Паустовского, прочитали сказку «Теплый хлеб», и как выдумаете, чем мы сегодня с вами займемся? (ответы учащихся, постановка темы и целей урока учащимися)

2. Знакомство с творчеством писателя.

Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

К.Паустовский

Пересказ учащимися биографии, доклады и интересные факты о писателе.

3. Работа над содержанием сказки.

1. Закончите предложение:

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?

( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Назовите героев сказки Паустовского “Тёплый хлеб”.

- Назовите героев сказки.

Филька

Раненый конь

Мельник Панкрат

Бабка

Сорока

Мороз, метель

Ребята

Жители деревни Бережки

3. Ответить на вопросы (учащиеся делятся на группы):

- Каких из этих персонажей мы назовем фантастическими, а каких - реальными?

- Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки?

- Почему его прозвали “Ну Тебя”?

- Почему так жестоко поступил Филька с конём?

- От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне “дурной” человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).

- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)

- Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал?

- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).

ВЫВОД:  Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу “замёрзнуть” от жестокости и зла.

- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.

4. Подведение итогов.

Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.

- Так что же значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание:

Прочитать рассказ «Заячьи лапы» (с.83 - 88), ответить на вопросы (стр. 88).

infourok.ru


Смотрите также