Рейтинг топ блогов рунета. Цвет хлеба


Цвет хлеба - dосужие фотозарисовkи

dkphoto.livejournal.com

Цвет хлеба [Apr. 4th, 2010|04:26 pm]

dkphoto

В прошлом месяце посетил я свой любимый «Библио-глобус» и, несмотря на острое нежелание волочь в самолет тяжелую ручную кладь, без новых приобретений не ушел. В число их вошла любопытная книга историка-медиевиста Массимо Монтанари «Голод и изобилие. История питания в Европе». На пробу решил выложить тут одну главу в несколько сокращенном виде: вдруг кому-то это тоже покажется интересным. Итак, рассказ о средневековом хлебе и отношении к нему в зависимости от цвета.

Римское хлебопашество было ориентировано на пшеницу как на дорогой продукт, предназначенный для сбыта в городах (именно от городского спроса во многом зависел выбор сельскохозяйственных культур). После известного кризиса III века положение вещей постепенно менялось. Рынок постепенно замирал, зато возрастала роль натурального хозяйства. Пшенице, выращивание которой требовало немалого труда и при этом не сулило больших урожаев (они сокращались из-за упадка техники земледелия, все Темные века и примерно до XIV века в центральной и северной частях Европы урожайность находилась на катастрофическом уровне сам-три), стали предпочитать зерновые – второстепенные, но более стойкие и надежные. Это были рожь, ячмень, овес, полба, спельта, просо, сорго... Большинство названных злаков было известно уже много веков, они иногда использовались и для питания человека, а не только как корм скоту. Кстати, рожь которую римские агрономы воспринимали исключительно как сорняк. Плиний считал ее продуктом «определенно скверным, годным лишь на то, чтобы утолить голод», и порицал жителей западных Альп, которые употребляли этот злак в пищу. Тем не менее этот «определенно скверный» продукт в последующие века завоевал невероятную популярность на всем Европейском континенте и вплоть до X–XI вв. оставался самым распространенным из всех видов зерновых. Причина этому очень проста, тот же Плиний не преминул ее назвать: «Рожь родится на любой почве, давая урожай сам-сто, и сама солома служит удобрением». Такая урожайность, конечно, граничит с легендой, но причины преобладания ржи над пшеницей очевидны: более устойчивая, рожь растет где угодно. Сегодня ее выращивают даже на больших высотах, но в VI–X столетиях рожь сеяли в долинах и на склонах холмов, чтобы легче было собирать урожай. Вместе с рожью — вперемешку или чередуя — сеяли многие иные злаки. Поликультура – важная мера, направленная на снижение зависимости от погодных условий, поскольку высаживаемые параллельно растения имеют разные циклы роста – особенность, характерная для тех веков и проявлявшаяся повсюду. Пшеницу тоже выращивали, но в небольших количествах, и она предназначалась для высших классов.

Противопоставление этих двух продуктов, ярко выраженное с социальной точки зрения, подчеркивается цветом: пшеничный хлеб — белый, а ржаной (или выпеченный из других злаков) — черный. Первый предназначался для господ считался предметом роскоши. Черный хлеб – пища крестьян и рабов. Он мог выпекаться из спельты, из смеси. Сложная типология устанавливала соответствия между качеством продукта и статусом потребителя, будь то положение в обществе, будь то воля к покаянию и самоуничижению. Отсюда следует символическое значение некоторых поступков. Например, епископ Лангра Григорий в виде покаяния ел овсяный хлеб (по общему суждению, наихудший), но, чтобы не впадать в гордыню, выставляя напоказ свои лишения, ел его тайком, пряча под пшеничным хлебом, которым угощал сотрапезников, делая вид, что и сам его ест (таким образом заодно и подчеркивая достоинство своего звания).

Очевидно, однако, что критерии оценки различались в разных странах; так, например, ржаной хлеб мог определяться как vilissima torta (сквернейшая лепешка) во французской географической и культурной среде, а в немецкой среде к нему прилагали эпитет pulchrum (прекрасный). Во всяком случае каких бы оценок ни заслуживал «черный» хлеб в Центральной и Северной Европе (даже на севере Италии), все это резко сходило на нет в южных области где в большей степени сохранились посевы пшеницы (и вообще римская экономическая модель), что обеспечивало потребление белой муки в более широких слоях общества. Не менее значимым оказывалось противопоставление свежего и черствого хлеба (первый был привилегией немногих, выпекался только в крупных монастырях и при дворах знати), хлеба более или менее заквашенного (овсяный хлеб не поднимается, поскольку мука из этого зерна бедна крахмалом), а также между различными способами выпекания: в печи, у кого она была, но в большинстве случаев в особых формах на открытом огне или в пепле. В последнем случае речь идет скорее о лепешках, чем о настоящем хлебе. «Хлеб, который пекут, переворачивая его в пепле, — пишет Рабан Мавр, — это лепешка». Но его все равно ее называют «хлебом», как называют «хлебом» невероятные изделия, производимые во времена недорода. Само название имеет высокий смысл, оно — священное, даже, может быть, магическое.

Очень часто хлеба не было или его не хватало на всех: большая популярность, какую получило в христианской Европе евангельское чудо об умножении хлебов, упрямо приписываемое целой толпе претендентов на святость, означает также спрос, слишком часто не находящий удовлетворения. Преобладание второстепенных зерновых в системе производства приводит к тому, что каши, супы, похлебки начинают играть основную роль в питании большинства людей. К такому типу приготовления более всего приспособлены ячмень, овес, просо. Это зерно для варки, из него готовится pulmenta (еще один ключевой термин в тогдашней гастрономии): легко представить себе котел, подвешенный над огнем на цепи, в нем, бурля, кипят крупы, овощи, зелень, сдобренные мясом и салом. К первоначальному противопоставлению хлебов разного рода и цвета прибавляется (и на долгое время) не менее значимое противопоставление хлеба, с одной стороны, и похлебок и каш – с другой.
Comments:
Да, да, да!!!!!!!!!!!

Дальше!!!!!!!!

Голос засчитан. ;) Правда, следующим в очереди стоит легкомысленный альбом про Таиланд (тоже, пусть и несколько опосредованно, но все же связанный с тематикой еды). А дальше посмотрим. :)

Интересно, спасибо!

И вам спасибо! :)

А я вот люблю черный хлеб, особенно Бородинский:)

Именно к "Бородинскому" я так себе отношусь, но вообще ржаной хлеб тоже люблю больше всякого иного. :)

люблю дарницкий!черный хлеб - наше все. А батон как-то особо не едим.

Ну, багет все-таки хорош с белым сухим вином, бри и виноградом. :)

Огромное спасибо!

Пожалуйста! Хотя заслуга тут в общем-то не столько моя, сколько Массимо Монтанари - я в текст от себя мало что добавил. :)

From: alexsh352010-04-04 06:35 am (UTC)

Очень познавательно!

(Link)

Спасибо!!! Жду с нетерпением продолжения!

Ну раз так, посмотрю, что еще можно вырвать из контекста книги. :) Мне вообще понравилась тема отношения к жирам - оно весьма и весьма отличается от привычного современному человеку.

Очень интересно, спасибо! Хочу продолжения)

Кстати, про экономическую историю еще очень интересно Бродель пишет

Увы, с трудами Фернана Броделя я знаком только понаслышке... :(

спасибо,нужное)

Значит, это не последний мой пост на поднятую тему. :)

Очень интересно!

С теплым пушистым приветомНина

Как говорится, глас народа - глас божий. :)

Очень изящно подано.А криптоисторическую работу "Спорынья и христианство" читать не приходилось?

Наслышан-с. Но, признаться, я осторожен в этом плане. Помнится, одно время было модно во всех бедах Римской империи винить свинцовые водопроводные трубы и асбестовые скатерти.

Какая потрясающая книга!

Как минимум очень интересная. :)

cпасибо, было интересно :)

И вам спасибо за проявленный интерес. :)

Очень интересно, спасибо. :) Надеюсь на продолжение. :)

Уже убедили, будет продолжение. :) Правда, я обычно перемежаю темы альбомов, так что к средневековой Европе вернусь не сразу.

По всей Сибири буханка белого хлеба называется просто - "булка хлеба", пшеничный хлеб - хлеб по умолчанию. Белый хлеб - это просто хлеб, чёрный - экзотика, разве что для скота.

Видимо, это связано с тем, что в Сибири никогда не было крепостничества, сибиряки всегда ощущали себя свободными гражданами.

В Забайкалье в воинской части мне даже хозяин хлебопекарни говорил - ржаной хлеб не поднимается, не может он его готовить. Хотя спрос был велик - все офицеры из Великороссии.

Во всяком случае Дальнему Востоку это не характерно.

From: 75c2010-04-04 08:51 am (UTC)

еще! еще! %))

(Link)

спасибо за пост, очень интересно.

у нас здесь считается, что чем больше в хлебе семечек, отрубей и прочего, простите, мусора), тем он полезнее, его и покупают больше. А вот белый почти не едят.

У нас такой тоже продают. Я и сам иногда люблю погрызть хлеб грубого помола, правда, без шелухи. :)

Цвет хлеба

dkphoto — 04.04.2010

В прошлом месяце посетил я свой любимый «Библио-глобус» и, несмотря на острое нежелание волочь в самолет тяжелую ручную кладь, без новых приобретений не ушел. В число их вошла любопытная книга историка-медиевиста Массимо Монтанари «Голод и изобилие. История питания в Европе». На пробу решил выложить тут одну главу в несколько сокращенном виде: вдруг кому-то это тоже покажется интересным. Итак, рассказ о средневековом хлебе и отношении к нему в зависимости от цвета.

Римское хлебопашество было ориентировано на пшеницу как на дорогой продукт, предназначенный для сбыта в городах (именно от городского спроса во многом зависел выбор сельскохозяйственных культур). После известного кризиса III века положение вещей постепенно менялось. Рынок постепенно замирал, зато возрастала роль натурального хозяйства. Пшенице, выращивание которой требовало немалого труда и при этом не сулило больших урожаев (они сокращались из-за упадка техники земледелия, все Темные века и примерно до XIV века в центральной и северной частях Европы урожайность находилась на катастрофическом уровне сам-три), стали предпочитать зерновые – второстепенные, но более стойкие и надежные. Это были рожь, ячмень, овес, полба, спельта, просо, сорго... Большинство названных злаков было известно уже много веков, они иногда использовались и для питания человека, а не только как корм скоту. Кстати, рожь которую римские агрономы воспринимали исключительно как сорняк. Плиний считал ее продуктом «определенно скверным, годным лишь на то, чтобы утолить голод», и порицал жителей западных Альп, которые употребляли этот злак в пищу. Тем не менее этот «определенно скверный» продукт в последующие века завоевал невероятную популярность на всем Европейском континенте и вплоть до X–XI вв. оставался самым распространенным из всех видов зерновых. Причина этому очень проста, тот же Плиний не преминул ее назвать: «Рожь родится на любой почве, давая урожай сам-сто, и сама солома служит удобрением». Такая урожайность, конечно, граничит с легендой, но причины преобладания ржи над пшеницей очевидны: более устойчивая, рожь растет где угодно. Сегодня ее выращивают даже на больших высотах, но в VI–X столетиях рожь сеяли в долинах и на склонах холмов, чтобы легче было собирать урожай. Вместе с рожью — вперемешку или чередуя — сеяли многие иные злаки. Поликультура – важная мера, направленная на снижение зависимости от погодных условий, поскольку высаживаемые параллельно растения имеют разные циклы роста – особенность, характерная для тех веков и проявлявшаяся повсюду. Пшеницу тоже выращивали, но в небольших количествах, и она предназначалась для высших классов.

Противопоставление этих двух продуктов, ярко выраженное с социальной точки зрения, подчеркивается цветом: пшеничный хлеб — белый, а ржаной (или выпеченный из других злаков) — черный. Первый предназначался для господ считался предметом роскоши. Черный хлеб – пища крестьян и рабов. Он мог выпекаться из спельты, из смеси. Сложная типология устанавливала соответствия между качеством продукта и статусом потребителя, будь то положение в обществе, будь то воля к покаянию и самоуничижению. Отсюда следует символическое значение некоторых поступков. Например, епископ Лангра Григорий в виде покаяния ел овсяный хлеб (по общему суждению, наихудший), но, чтобы не впадать в гордыню, выставляя напоказ свои лишения, ел его тайком, пряча под пшеничным хлебом, которым угощал сотрапезников, делая вид, что и сам его ест (таким образом заодно и подчеркивая достоинство своего звания).

Очевидно, однако, что критерии оценки различались в разных странах; так, например, ржаной хлеб мог определяться как vilissima torta (сквернейшая лепешка) во французской географической и культурной среде, а в немецкой среде к нему прилагали эпитет pulchrum (прекрасный). Во всяком случае каких бы оценок ни заслуживал «черный» хлеб в Центральной и Северной Европе (даже на севере Италии), все это резко сходило на нет в южных области где в большей степени сохранились посевы пшеницы (и вообще римская экономическая модель), что обеспечивало потребление белой муки в более широких слоях общества. Не менее значимым оказывалось противопоставление свежего и черствого хлеба (первый был привилегией немногих, выпекался только в крупных монастырях и при дворах знати), хлеба более или менее заквашенного (овсяный хлеб не поднимается, поскольку мука из этого зерна бедна крахмалом), а также между различными способами выпекания: в печи, у кого она была, но в большинстве случаев в особых формах на открытом огне или в пепле. В последнем случае речь идет скорее о лепешках, чем о настоящем хлебе. «Хлеб, который пекут, переворачивая его в пепле, — пишет Рабан Мавр, — это лепешка». Но его все равно ее называют «хлебом», как называют «хлебом» невероятные изделия, производимые во времена недорода. Само название имеет высокий смысл, оно — священное, даже, может быть, магическое.

Очень часто хлеба не было или его не хватало на всех: большая популярность, какую получило в христианской Европе евангельское чудо об умножении хлебов, упрямо приписываемое целой толпе претендентов на святость, означает также спрос, слишком часто не находящий удовлетворения. Преобладание второстепенных зерновых в системе производства приводит к тому, что каши, супы, похлебки начинают играть основную роль в питании большинства людей. К такому типу приготовления более всего приспособлены ячмень, овес, просо. Это зерно для варки, из него готовится pulmenta (еще один ключевой термин в тогдашней гастрономии): легко представить себе котел, подвешенный над огнем на цепи, в нем, бурля, кипят крупы, овощи, зелень, сдобренные мясом и салом. К первоначальному противопоставлению хлебов разного рода и цвета прибавляется (и на долгое время) не менее значимое противопоставление хлеба, с одной стороны, и похлебок и каш – с другой.

yablor.ru

КАК ВЫБРАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ ХЛЕБ | Это Полезно Знать

Выбор качественного хлеба может стать большой проблемой, если рядом нет пекарни, использующей рецепты приготовления хлеба по ГОСТу. Среди разнообразия хлебных булок в супермаркетах настоящий хлеб встречается всё реже.

Хлеб – продукт скоропортящийся: белый может храниться 24 часа, а чёрный – 36, если упаковать их в целлофан, то срок хранения удлиняется, но всё равно достаточно короток – не более трёх суток. Не проданный своевременно хлеб подлежит переработке. Из него делают сухари, хлебные крошки, панировочные сухари и т. д. Но это – дополнительные расходы на производство. В идеале производитель хотел бы, чтобы весь хлеб, выпеченный им, продавался. Для магазинов непроданный хлеб – лишние проблемы: необходимо делать возврат, то есть, терять силы и время. Именно поэтому натуральный хлеб в магазинах встречается всё реже, а улучшенный – всё чаще.Улучшенный хлеб

Не стоит думать, что улучшенный хлеб становится лучше для потребителей, то есть, для тех, кто непосредственно его употребляет. Улучшители выполняют две задачи: придать хлебу более привлекательный (продаваемый) вид и продлить срок его годности. В качестве улучшителей выступают вещества в лучшем случае не полезные, а в худшем – вредные для человека (при употреблении в повышенных дозах). Но как рассчитать безопасную дозу улучшенного хлеба?

Выбираем правильный хлеб

Подойдём к хлебной полке и посмотрим на хлеб, который на ней лежит. Обращаем внимание на несколько факторов.

Упаковка. Хлеб лучше брать в заводской упаковке, хоть это и слегка его удорожает. Зато исключается инфицирование хлеба опасными микробами по пути из хлебопекарни в магазин. Кроме того, на упаковке имеется этикетка (если её нет – не берите хлеб, это очень подозрительно). На этикетке обязательно пишется состав. В идеале там должны быть указаны: мука, соль, вода. Если вы видите «улучшители» вкуса или цвета, ароматизаторы, разрыхлители – откажитесь от покупки. На этикетке должна быть указана и дата изготовления продукта. Если хлеб без упаковки, то можно спросить продавца о составе, но ответ вряд ли будет быстрым и компетентным.

Цвет. Качественный белый хлеб должен быть естественного золотистого цвета. Качественный чёрный хлеб – естественного тёмно-коричневого. Если цвет хлеба более яркий, с бросающимся в глаза блеском, то, скорее всего, в нём есть улучшители цвета и вряд ли – натуральные. А жёлтые и оранжевые красители являются обычно сильными аллергенами.

Вес. Хлеб должен весить более 500 граммов, если меньше – это уже хлебобулочное изделие. То есть, взяв хлеб в руки, вы должны ощущать его вес. Если хлеб невесомый, то, скорее всего, в нём использованы улучшители-разрыхлители. Что сэкономило производителю сырьё. Однако вы таким хлебом семью не накормите, а вот порцией вредных веществ обеспечите.

Консистенция. Сожмите хлеб. Натуральный продукт сожмётся примерно на треть и быстро восстановит свою форму. Если же вы легко смогли сжать буханку до пласта сантиметровой толщины, а потом она быстро восстановила форму – в ней содержится избыток разрыхлителей. Если же после сжатия хлеб долго не восстанавливает свою форму, он просто некачественный или непропечённый.

Аромат. Раньше сильный аромат хлеба свидетельствовал о качестве буханки, однако сейчас существует масса ароматизаторов, способных придать необходимый аромат даже самому некачественному продукту. Поэтому хлеб без аромата плох (старый), но и тот, что имеет выраженный аромат может оказаться плохим.

Поверхность. Если на поверхности имеются какие-либо чужеродные элементы – хлеб брать нельзя. Так как плесень, окалина и пятна красителя здоровья вам не прибавят. Сейчас производители используют ещё одну хитрость: посыпают готовый продукт мукой, приучая потребителей к тому, что на хлебе может быть мука. Но такая посыпка часто маскирует плесень, о чём вы узнаете лишь когда разрежете хлеб дома.Два слова о магазинных мини-пекарнях

В обычных пекарнях на изготовление хлеба уходит 6-8 часов. В мини-пекарнях – всего лишь 1-2 часа. Чтобы достичь такой скорости выпечки, естественно, используется специальная хлебная смесь, которая обеспечивает быстрый замес и поднятие теста. То есть, используются улучшители. Перед ароматом свежей выпечки устоять трудно, однако стоит отдавать себе отчёт в том, что она не так полезна, как замешанная по всем правилам в стандартной пекарне. Если же вам непременно хочется лакомиться ароматным, свежим и качественным хлебом – может быть, стоит подумать о приобретении домашней хлебопечки?

.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

etpozn.ru


Смотрите также