План-конспект урока по роману Н. Ильбека "Черный хлеб". Черный хлеб ильбек


План-конспект урока по роману Н. Ильбека "Черный хлеб"

Тема урока: Социально-философское осмысление жизни в романе «Черный хлеб» Николая Ильбека

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок-исследование

Цели урока: 1) воспитание чувства уважения и любви к человеку, жалости к его несправедливой судьбе;

2) формирование умения анализировать роман «Чёрный хлеб» и фольклорный материал в сюжетной ткани романа;

3) развитие у учащихся умения и навыка диалогического и монологического мышления.

Методы и приемы: слово учителя, чтение художественных произведений в классе и дома, выразительное чтение, заучивание наизусть, эпиграф, обсуждение.

Развитие речи: анализ текста, выступление с сообщением, устное словесное рисование.

Словарная работа: роман, социально-психологический роман, портрет, психологизм, реализм.

Оборудования: портрет Н. Ф. Ильбека, презентация с биографией писателя.

Эпиграфы к уроку:

Того не насытила беда, кто не ел чёрный хлеб. (Чувашская пословица)

И будь благословенен хлеб ржаной, просоленный потом. (Василий Митта).

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. 1. Вступительное слово учителя, ознакомление с целями и задачами урока.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение жизни и творчества прекрасного писателя, рассказчика, очеркиста, публициста, переводчика, видного исследователя творчества других чувашских писателей М. Ильбека. Как мы уже упоминали, всенародное признание писателю принес роман «Чёрный хлеб», который сразу же был переведен на русский, а вскоре и на болгарский и эстонский языки. Чем же объяснить столь необычную судьбу этого произведения и неугасаемый к нему интерес со стороны писателей? В чем проявляется социально-философские и психологические аспекты романа «Чёрный хлеб»? В этом нам сегодня и предстоит разобраться. Но для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Какие факты из биографии писателя запомнили?

2. Повторение изученного материала.

  1. Назовите настоящее имя писателя? (Николай Филиппович Ильбек)

  2. Когда и где родился писатель?(19 мая 1915г. в с.Трехбиз-Шемурша Шемуршинского района ЧР)

  3. В каких учебных заведениях получал образование писатель? (Шемуршинская школа-восьмилетка, Батыревское педагогическое училище, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева)

  4. Кем доводилось работать писателю? (Учителем, редактором Чувашкнигоиздата, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии)

  5. К какому периоду жизни писателя относится начало его творческой деятельности? (Ко времени учебы в пединституте)

  6. Кем служил Писатель в годы ВОВ? (Прошел путь от рядового солдата до редактора дивизионной газеты)

  7. Чему посвящено самое знаменитое произведение автора «Черный хлеб?» (Дореволюционной жизни чувашского народа)

  8. Какое звание присвоено М. Ильбеку? (почетное звание народного писателя Чувашской АССР)

  9. Когда и где скончался писатель? (12 апреля 1981 года в г. Чебоксары

  1. Изучение нового материала.

  1. Беседа учителя и учеников с элементами анализа:

- Как мы уже отметили, в своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное не в описании историко-революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности воссозданных автором характеров, а также в показе чувашского быта, обычаев и т.д. Еще раз напомню тему нашего урока: «Социально-философское осмысление жизни в романе «Черный хлеб». Ребята, как вы понимаете нашу сегодняшнюю тему? Что такое социально-философское осмысление? Почему философия романа социальная? (Ответы учеников) Правильно, все что относится к общественности, к жизни людей, к их отношениям и положению в обществе. Судьбу чьей семьи мы наблюдаем в романе? (Ответы детей) Правильно, крупным планом в романе изображена жизнь семьи Шерккея. Что вы можете сказать об этой семье? (Дети: Это крестьянская семья, как и большинство семей в Утламыше, тяжелым трудом добывает хлеб для пропитания. Патриархальные устои семьи основываются на строгом подчинении всех членов семьи и т.д.) Давайте вспомним сюжет и содержание романа. В каких моментах это отчетливо проявляется? (Шеркей собирает детей из-за раскопанного подпола; Шеркей выдает дочь за нелюбимого ей человека; история замужества матери Сэлиме и т.д.)

  1. Словарная работа.

Роман - (франц . roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Социально-психологический роман - литературный жанр, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни, раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими; в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Психологизм в литературе – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

  1. Ознакомление с эпиграфами урока.

  2. Работа по общему содержанию текста.

4.1.Вопросы:

  1. С какого эпизода начинается роман?

  2. Как вы понимаете эпиграфы данные к прологу и к первой части романа? Раскрывают ли они причину подобного названия романа?

  3. Назовите основных героев романа? (Шеркей, Элентей, Сайдэ, Селиме, Тухтар, Тимрук, Ильяс, Кандюк и пр.)

  4. Найдите описание героев по тексту. (Можно разделить задание между учащимися; 3-4 минуты ищут, по очереди зачитывают)Анализ каждого героя, художественных средств, использованных автором.

  5. Похожи ли Шеркей и Элентей по характеру? В чем различие между ними?(В Шеркее отсутсвует нравственный имунитет, подпитываемый мудростью народа, простых людей, питательными соками земли, черного хлеба, которым обладает его младший брат Элендей. Жажда обогащения привела к краху не только Шеркея, но и его семью.)

  6. Какие трагедии случились в семье Шеркея?

  7. Кто такой Тухтар? Расскажите по тексту краткую историю и трагедию любви Селиме и Тухтара? Как вы думаете, кто или что всему виной? (Отец Селиме или прежний традиционный уклад жизни чувашей?)

4. 2. Работа с карточками:

1.Чьи слова?

1 карточка: «Тебе вот предлагаю помощь в этой беде, мостик прокладываю, проходи по нему смело и не оглядывайся по сторонам, кто там и чего скажет…  Шеркей просиял. Он знает, как нужно жить, по какой дорожке пойти. Кто бы помог ему в такой беде? Босяки что ли? Они сами ходят в драных штанах, с неприкрытой срамотой, животы борщовником набивают…» (Кандюк)

2 карточка: «Да я так, для лошадки малость…» (Тухтар)

3 карточка: «Не можем мы, братец, знать тех путей, по которым судьба приводит к нам счастье». (Кандюк)

4 карточка: «Тухтар? ... Это ты, Тухтар?» (Сэлиме)

5 карточка: «Да – да… Перебирать.. Но кто, кто мог натворить такое? И зачем? А вчера все в порядке было, все?» (Шеркей)

6 карточка: «Мама – то, я знаю, не будет против. А вот с отцом и не знаю, как быть?» (Сэлиме)

5. Слово учителя, беседа с учениками

- Ильбек сумел отразить в романе полноту жизни, уклада, мировоззрения и космоса чувашей. Экзотичность старых традиций. Какие традиционные и фольклорные аспекты вы заметили при прочтении текста? Давайте найдем их и разберем. Как вы думаете, почему в переведенном варианте слова типа «шоллом», «тете» не переведены, хотя подобрать русский эквивалент можно? Кто такой пюлех?

4.3.Выступление учеников с докладом о древних традициях и божествах чуваш. Более подробно рассказывают об упомянутой в романе традиции похищать воду.

  1. Закрепление. Составление кластера

Слово учителя. Мы сегодня подробно рассмотрели, проанализировали роман Н. Ильбекова «Чёрный хлеб», дали характеристику главных героев, которые есть в романе, еще повторили жизнь и творчество известного чувашского писателя.

Задание: Назовите главных героев этого романа (составление кластера).

Кандюк Тухтар

Шеркей Сэлиме

V. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

- Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, закончили изучение известного романа М. Ильбека «Чёрный хлеб».Художественному сознанию Ильбека свойственно глубокое социально-философское осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические движения души. Я хотела бы выделить некоторых учеников, которые активно отвечали на многие вопросы и высказывали свою точку зрения, приводили примеры, тем самым, доказывая свою позицию и взляд на ту или иную ситуацию).

VI. Домашнее задание. Написать эссе на тему «Мои жизненные ценности»

Приложение. Тест на закрепление.

1)В какое время происходят события,описанны в романе «Черный хлеб»?

А)1905-1907

Б) 1805

В) 1941-1945

2) Как звали отца Шеркея и Элендея?

А) Тимрук

Б) Сямака

В) Тухтар

3)Как звали дочь Шеркея?

А) Селиме

Б) Сайде

В) Сарпике

4)От кого Тухтар спас свою возлюбленную?

А) От медведя

Б) От волка

В) От разбойников

5)Что подарила Селиме возлюбленному?

А) Вышитый платок

Б) Вышитую рубашку

В) Пиджак

6)Чьей затеей была кража воды?

А) Элендея

Б) Палюка

В) Кандьдюка

7)Как погибла Селиме?

А) Забил до смерти муж

Б) Ее отравила свекровь

В) Утопилась в пруду

8)Как Шеркей разбогател?

А) Получил богатое приданное за дочь

Б) Нашел клад, запрятанный его отцом

В) Заработал непосильным трудом

infourok.ru

Семейная мысль в романе "Черный хлеб" М. Ильбека

План-конспекта урока

Предмет: чувашская литература

Класс: 11

Тема урока: «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

  1. Устанавливать причинно-следственные связи исторических событий с жизнью семей, описываемых в романе «Черный хлеб» М. Ильбека;

2. Оценить значение творчества писателя и его литературный талант.

3. Научиться делать нравственный выбор.

Планируемые результаты:

Мотивация учащихся к активному приобщению к дальнейшей познавательной деятельности. Учащиеся должны оценивать поступки героев романа, выявлять нравственные качества.

Оснащение урока: таблицы, иллюстрации, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

  1. Мотивационно-целевой этап. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.

На уроке мы рассуждаем о смысле и ценностях жизни в чувашской деревне 19 века и о современных общечеловеческих приоритетах; обратим внимание на высшие ценности; подумаем об осмыслении жизни, постараемся проникнуть в сложные психологические коллизии героев в романе Н. Ильбекова «Чёрный хлеб». Мы ответим на вопрос, что является семейными ценностями. Рассматривая, анализируя поступки героев, мы сделаем выводы, какие дороги выбирают герои.

  1. Этап организации познавательной деятельности, которая ориентирована на получение информации учащимися из различных источников.

1. Слово учителя:

- В своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное - не в описании историко-революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности воссозданных автором характеров, а также в показе чувашского быта, обычаев.

2. Слово ученика.

- Чтобы лучше понять творчество писателя, познакомимся с биографией Николая Ильбека.

В Шемуршинском районе Чувашской АССР раскинута несколькими улицами деревня Три-избы-Шемурша. В этом старинном чувашском селении в 1915 году в бедной крестьянской семье родился будущий народный писатель Чувашии Николай Филиппович Ильбеков.

Детство Мигулая Ильбека было нелегким. Ему было пять лет, когда умер отец. И на плечи мальчиков легло бремя тяжелого крестьянского труда. Ему приходилось выполнять всякую работу в домашнем хозяйстве, сажать и убирать картофель, косить, жать, возить сено, плести лапти. Но несмотря на трудности, мать старалась дать любознательному сыну образование. Начальное образование получил в родном селе, затем продолжил учебу в Хорновар-Шигалинской школе второй степени Дрожжановского района Татарской АССР. Школа находилась далеко, а ходить приходилось и в стужу, и в пургу, и в пору весенних паводков. В эту пору Мигулай часто еды вдоволь не видал, нередко даже голодал. Но желание учиться было настолько велико, что он перенес и эти невзгоды лишения.

Многообразны были интересы мальчика в школе. Он не только усердно учился, но и принимал активное участие в художественной самодеятельности: участвовал в спектаклях, посещал хоровой кружок, декламировал стихи.

infourok.ru

План-конспект урока по роману Н. Ильбека Черный хлеб

Тема урока: Социально-философское осмысление жизни в романе «Черный хлеб» Николая Ильбека

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок-исследование

Цели урока: 1) воспитание чувства уважения и любви к человеку, жалости к его несправедливой судьбе;

2) формирование умения анализировать роман «Чёрный хлеб» и фольклорный материал в сюжетной ткани романа;

3) развитие у учащихся умения и навыка диалогического и монологического мышления.

Методы и приемы: слово учителя, чтение художественных произведений в классе и дома, выразительное чтение, заучивание наизусть, эпиграф, обсуждение.

Развитие речи: анализ текста, выступление с сообщением, устное словесное рисование.

Словарная работа: роман, социально-психологический роман, портрет, психологизм, реализм.

Оборудования: портрет Н. Ф. Ильбека, презентация с биографией писателя.

Эпиграфы к уроку:

Того не насытила беда, кто не ел чёрный хлеб. (Чувашская пословица)

И будь благословенен хлеб ржаной, просоленный потом. (Василий Митта).

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. 1. Вступительное слово учителя, ознакомление с целями и задачами урока.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение жизни и творчества прекрасного писателя, рассказчика, очеркиста, публициста, переводчика, видного исследователя творчества других чувашских писателей М. Ильбека. Как мы уже упоминали, всенародное признание писателю принес роман «Чёрный хлеб», который сразу же был переведен на русский, а вскоре и на болгарский и эстонский языки. Чем же объяснить столь необычную судьбу этого произведения и неугасаемый к нему интерес со стороны писателей? В чем проявляется социально-философские и психологические аспекты романа «Чёрный хлеб»? В этом нам сегодня и предстоит разобраться. Но для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Какие факты из биографии писателя запомнили?

2. Повторение изученного материала.

  1. Назовите настоящее имя писателя? (Николай Филиппович Ильбек)

  2. Когда и где родился писатель?(19 мая 1915г. в с.Трехбиз-Шемурша Шемуршинского района ЧР)

  3. В каких учебных заведениях получал образование писатель? (Шемуршинская школа-восьмилетка, Батыревское педагогическое училище, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева)

  4. Кем доводилось работать писателю? (Учителем, редактором Чувашкнигоиздата, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии)

  5. К какому периоду жизни писателя относится начало его творческой деятельности? (Ко времени учебы в пединституте)

  6. Кем служил Писатель в годы ВОВ? (Прошел путь от рядового солдата до редактора дивизионной газеты)

  7. Чему посвящено самое знаменитое произведение автора «Черный хлеб?» (Дореволюционной жизни чувашского народа)

  8. Какое звание присвоено М. Ильбеку? (почетное звание народного писателя Чувашской АССР)

  9. Когда и где скончался писатель? (12 апреля 1981 года в г. Чебоксары

  1. Изучение нового материала.

  1. Беседа учителя и учеников с элементами анализа:

- Как мы уже отметили, в своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное не в описании историко-революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности воссозданных автором характеров, а также в показе чувашского быта, обычаев и т.д. Еще раз напомню тему нашего урока: «Социально-философское осмысление жизни в романе «Черный хлеб». Ребята, как вы понимаете нашу сегодняшнюю тему? Что такое социально-философское осмысление? Почему философия романа социальная? (Ответы учеников) Правильно, все что относится к общественности, к жизни людей, к их отношениям и положению в обществе. Судьбу чьей семьи мы наблюдаем в романе? (Ответы детей) Правильно, крупным планом в романе изображена жизнь семьи Шерккея. Что вы можете сказать об этой семье? (Дети: Это крестьянская семья, как и большинство семей в Утламыше, тяжелым трудом добывает хлеб для пропитания. Патриархальные устои семьи основываются на строгом подчинении всех членов семьи и т.д.) Давайте вспомним сюжет и содержание романа. В каких моментах это отчетливо проявляется? (Шеркей собирает детей из-за раскопанного подпола; Шеркей выдает дочь за нелюбимого ей человека; история замужества матери Сэлиме и т.д.)

  1. Словарная работа.

Роман - (франц . roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Социально-психологический роман - литературный жанр, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни, раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими; в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Психологизм в литературе – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

  1. Ознакомление с эпиграфами урока.

  2. Работа по общему содержанию текста.

4.1.Вопросы:

  1. С какого эпизода начинается роман?

  2. Как вы понимаете эпиграфы данные к прологу и к первой части романа? Раскрывают ли они причину подобного названия романа?

  3. Назовите основных героев романа? (Шеркей, Элентей, Сайдэ, Селиме, Тухтар, Тимрук, Ильяс, Кандюк и пр.)

  4. Найдите описание героев по тексту. (Можно разделить задание между учащимися; 3-4 минуты ищут, по очереди зачитывают)Анализ каждого героя, художественных средств, использованных автором.

  5. Похожи ли Шеркей и Элентей по характеру? В чем различие между ними?(В Шеркее отсутсвует нравственный имунитет, подпитываемый мудростью народа, простых людей, питательными соками земли, черного хлеба, которым обладает его младший брат Элендей. Жажда обогащения привела к краху не только Шеркея, но и его семью.)

  6. Какие трагедии случились в семье Шеркея?

  7. Кто такой Тухтар? Расскажите по тексту краткую историю и трагедию любви Селиме и Тухтара? Как вы думаете, кто или что всему виной? (Отец Селиме или прежний традиционный уклад жизни чувашей?)

4. 2. Работа с карточками:

1.Чьи слова?

1 карточка: «Тебе вот предлагаю помощь в этой беде, мостик прокладываю, проходи по нему смело и не оглядывайся по сторонам, кто там и чего скажет…  Шеркей просиял. Он знает, как нужно жить, по какой дорожке пойти. Кто бы помог ему в такой беде? Босяки что ли? Они сами ходят в драных штанах, с неприкрытой срамотой, животы борщовником набивают…» (Кандюк)

2 карточка: «Да я так, для лошадки малость…» (Тухтар)

3 карточка: «Не можем мы, братец, знать тех путей, по которым судьба приводит к нам счастье». (Кандюк)

4 карточка: «Тухтар? ... Это ты, Тухтар?» (Сэлиме)

5 карточка: «Да – да… Перебирать.. Но кто, кто мог натворить такое? И зачем? А вчера все в порядке было, все?» (Шеркей)

6 карточка: «Мама – то, я знаю, не будет против. А вот с отцом и не знаю, как быть?» (Сэлиме)

5. Слово учителя, беседа с учениками

- Ильбек сумел отразить в романе полноту жизни, уклада, мировоззрения и космоса чувашей. Экзотичность старых традиций. Какие традиционные и фольклорные аспекты вы заметили при прочтении текста? Давайте найдем их и разберем. Как вы думаете, почему в переведенном варианте слова типа «шоллом», «тете» не переведены, хотя подобрать русский эквивалент можно? Кто такой пюлех?

4.3.Выступление учеников с докладом о древних традициях и божествах чуваш. Более подробно рассказывают об упомянутой в романе традиции похищать воду.

  1. Закрепление. Составление кластера

Слово учителя. Мы сегодня подробно рассмотрели, проанализировали роман Н. Ильбекова «Чёрный хлеб», дали характеристику главных героев, которые есть в романе, еще повторили жизнь и творчество известного чувашского писателя.

Задание: Назовите главных героев этого романа (составление кластера).

Кандюк Тухтар

Шеркей Сэлиме

V. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

- Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, закончили изучение известного романа М. Ильбека «Чёрный хлеб».Художественному сознанию Ильбека свойственно глубокое социально-философское осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические движения души. Я хотела бы выделить некоторых учеников, которые активно отвечали на многие вопросы и высказывали свою точку зрения, приводили примеры, тем самым, доказывая свою позицию и взляд на ту или иную ситуацию).

VI. Домашнее задание. Написать эссе на тему «Мои жизненные ценности»

Приложение. Тест на закрепление.

1)В какое время происходят события,описанны в романе «Черный хлеб»?

А)1905-1907

Б) 1805

В) 1941-1945

2) Как звали отца Шеркея и Элендея?

А) Тимрук

Б) Сямака

В) Тухтар

3)Как звали дочь Шеркея?

А) Селиме

Б) Сайде

В) Сарпике

4)От кого Тухтар спас свою возлюбленную?

А) От медведя

Б) От волка

В) От разбойников

5)Что подарила Селиме возлюбленному?

А) Вышитый платок

Б) Вышитую рубашку

В) Пиджак

6)Чьей затеей была кража воды?

А) Элендея

Б) Палюка

В) Кандьдюка

7)Как погибла Селиме?

А) Забил до смерти муж

Б) Ее отравила свекровь

В) Утопилась в пруду

8)Как Шеркей разбогател?

А) Получил богатое приданное за дочь

Б) Нашел клад, запрятанный его отцом

В) Заработал непосильным трудом

resheba.ws

План-конспект урока по роману Н. Ильбека Черный хлеб

Тема урока: Социально-философское осмысление жизни в романе «Черный хлеб» Николая Ильбека

Тип урока: урок применения знаний и умений

Вид урока: урок-исследование

Цели урока: 1) воспитание чувства уважения и любви к человеку, жалости к его несправедливой судьбе;

2) формирование умения анализировать роман «Чёрный хлеб» и фольклорный материал в сюжетной ткани романа;

3) развитие у учащихся умения и навыка диалогического и монологического мышления.

Методы и приемы: слово учителя, чтение художественных произведений в классе и дома, выразительное чтение, заучивание наизусть, эпиграф, обсуждение.

Развитие речи: анализ текста, выступление с сообщением, устное словесное рисование.

Словарная работа: роман, социально-психологический роман, портрет, психологизм, реализм.

Оборудования: портрет Н. Ф. Ильбека, презентация с биографией писателя.

Эпиграфы к уроку:

Того не насытила беда, кто не ел чёрный хлеб.

(Чувашская пословица)

И будь благословенен хлеб ржаной, просоленный потом. (Василий Митта).

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. 1. Вступительное слово учителя, ознакомление с целями и задачами урока.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение жизни и творчества прекрасного писателя, рассказчика, очеркиста, публициста, переводчика, видного исследователя творчества других чувашских писателей М. Ильбека. Как мы уже упоминали, всенародное признание писателю принес роман «Чёрный хлеб», который сразу же был переведен на русский, а вскоре и на болгарский и эстонский языки. Чем же объяснить столь необычную судьбу этого произведения и неугасаемый к нему интерес со стороны писателей? В чем проявляется социально-философские и психологические аспекты романа «Чёрный хлеб»? В этом нам сегодня и предстоит разобраться. Но для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Какие факты из биографии писателя запомнили?

2. Повторение изученного материала.

  1. Назовите настоящее имя писателя? (Николай Филиппович Ильбек)

  2. Когда и где родился писатель?(19 мая 1915г. в с.Трехбиз-Шемурша Шемуршинского района ЧР)

  3. В каких учебных заведениях получал образование писатель? (Шемуршинская школа-восьмилетка, Батыревское педагогическое училище, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева)

  4. Кем доводилось работать писателю? (Учителем, редактором Чувашкнигоиздата, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии)

  5. К какому периоду жизни писателя относится начало его творческой деятельности? (Ко времени учебы в пединституте)

  6. Кем служил Писатель в годы ВОВ? (Прошел путь от рядового солдата до редактора дивизионной газеты)

  7. Чему посвящено самое знаменитое произведение автора «Черный хлеб?» (Дореволюционной жизни чувашского народа)

  8. Какое звание присвоено М. Ильбеку? (почетное звание народного писателя Чувашской АССР)

  9. Когда и где скончался писатель? (12 апреля 1981 года в г. Чебоксары

  1. Изучение нового материала.

  1. Беседа учителя и учеников с элементами анализа:

- Как мы уже отметили, в своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное не в описании историко-революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности воссозданных автором характеров, а также в показе чувашского быта, обычаев и т.д. Еще раз напомню тему нашего урока: «Социально-философское осмысление жизни в романе «Черный хлеб». Ребята, как вы понимаете нашу сегодняшнюю тему? Что такое социально-философское осмысление? Почему философия романа социальная? (Ответы учеников) Правильно, все что относится к общественности, к жизни людей, к их отношениям и положению в обществе. Судьбу чьей семьи мы наблюдаем в романе? (Ответы детей) Правильно, крупным планом в романе изображена жизнь семьи Шерккея. Что вы можете сказать об этой семье? (Дети: Это крестьянская семья, как и большинство семей в Утламыше, тяжелым трудом добывает хлеб для пропитания. Патриархальные устои семьи основываются на строгом подчинении всех членов семьи и т.д.) Давайте вспомним сюжет и содержание романа. В каких моментах это отчетливо проявляется? (Шеркей собирает детей из-за раскопанного подпола; Шеркей выдает дочь за нелюбимого ей человека; история замужества матери Сэлиме и т.д.)

  1. Словарная работа.

Роман - (франц . roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Социально-психологический роман - литературный жанр, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни, раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими; в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.

Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Психологизм в литературе - это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

  1. Ознакомление с эпиграфами урока.

  2. Работа по общему содержанию текста.

4.1.Вопросы:

  1. С какого эпизода начинается роман?

  2. Как вы понимаете эпиграфы данные к прологу и к первой части романа? Раскрывают ли они причину подобного названия романа?

  3. Назовите основных героев романа? (Шеркей, Элентей, Сайдэ, Селиме, Тухтар, Тимрук, Ильяс, Кандюк и пр.)

  4. Найдите описание героев по тексту. (Можно разделить задание между учащимися; 3-4 минуты ищут, по очереди зачитывают)Анализ каждого героя, художественных средств, использованных автором.

  5. Похожи ли Шеркей и Элентей по характеру? В чем различие между ними?(В Шеркее отсутсвует нравственный имунитет, подпитываемый мудростью народа, простых людей, питательными соками земли, черного хлеба, которым обладает его младший брат Элендей. Жажда обогащения привела к краху не только Шеркея, но и его семью.)

  6. Какие трагедии случились в семье Шеркея?

  7. Кто такой Тухтар? Расскажите по тексту краткую историю и трагедию любви Селиме и Тухтара? Как вы думаете, кто или что всему виной? (Отец Селиме или прежний традиционный уклад жизни чувашей?)

4. 2. Работа с карточками:

1.Чьи слова?

1 карточка: «Тебе вот предлагаю помощь в этой беде, мостик прокладываю, проходи по нему смело и не оглядывайся по сторонам, кто там и чего скажет… Шеркей просиял. Он знает, как нужно жить, по какой дорожке пойти. Кто бы помог ему в такой беде? Босяки что ли? Они сами ходят в драных штанах, с неприкрытой срамотой, животы борщовником набивают…» (Кандюк)

2 карточка: «Да я так, для лошадки малость…» (Тухтар)

3 карточка: «Не можем мы, братец, знать тех путей, по которым судьба приводит к нам счастье». (Кандюк)

4 карточка: «Тухтар? ... Это ты, Тухтар?» (Сэлиме)

5 карточка: «Да - да… Перебирать.. Но кто, кто мог натворить такое? И зачем? А вчера все в порядке было, все?» (Шеркей)

6 карточка: «Мама - то, я знаю, не будет против. А вот с отцом и не знаю, как быть?» (Сэлиме)

5. Слово учителя, беседа с учениками

- Ильбек сумел отразить в романе полноту жизни, уклада, мировоззрения и космоса чувашей. Экзотичность старых традиций. Какие традиционные и фольклорные аспекты вы заметили при прочтении текста? Давайте найдем их и разберем. Как вы думаете, почему в переведенном варианте слова типа «шоллом», «тете» не переведены, хотя подобрать русский эквивалент можно? Кто такой пюлех?

4.3.Выступление учеников с докладом о древних традициях и божествах чуваш. Более подробно рассказывают об упомянутой в романе традиции похищать воду.

  1. Закрепление. Составление кластера

Слово учителя. Мы сегодня подробно рассмотрели, проанализировали роман Н. Ильбекова «Чёрный хлеб», дали характеристику главных героев, которые есть в романе, еще повторили жизнь и творчество известного чувашского писателя.

Задание: Назовите главных героев этого романа (составление кластера).

Кандюк Тухтар

Шеркей Сэлиме

V. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

- Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, закончили изучение известного романа М. Ильбека «Чёрный хлеб».Художественному сознанию Ильбека свойственно глубокое социально-философское осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические движения души. Я хотела бы выделить некоторых учеников, которые активно отвечали на многие вопросы и высказывали свою точку зрения, приводили примеры, тем самым, доказывая свою позицию и взляд на ту или иную ситуацию).

</ VI. Домашнее задание. Написать эссе на тему «Мои жизненные ценности»

Приложение. Тест на закрепление.

1)В какое время происходят события,описанны в романе «Черный хлеб»?

А)1905-1907

Б) 1805

В) 1941-1945

2) Как звали отца Шеркея и Элендея?

А) Тимрук

Б) Сямака

В) Тухтар

3)Как звали дочь Шеркея?

А) Селиме

Б) Сайде

В) Сарпике

4)От кого Тухтар спас свою возлюбленную?

А) От медведя

Б) От волка

В) От разбойников

5)Что подарила Селиме возлюбленному?

А) Вышитый платок

Б) Вышитую рубашку

В) Пиджак

6)Чьей затеей была кража воды?

А) Элендея

Б) Палюка

В) Кандьдюка

7)Как погибла Селиме?

А) Забил до смерти муж

Б) Ее отравила свекровь

В) Утопилась в пруду

8)Как Шеркей разбогател?

А) Получил богатое приданное за дочь

Б) Нашел клад, запрятанный его отцом

В) Заработал непосильным трудом

botana.cc

Ильбек, Мигулай. Черный хлеб

ют?» — Тухтар, ничего не понимая, удивленно глядел на

творимые вокруг чудеса.

А Кандюк продолжал говорить воде все новые и но­

вые комплименты и слова благодарности, умолял ис­

полнить все их мечты и желания, отвешивал низкие

поклоны. И тут Тухтар услышал произнесенную Кандю­

ком фразу: «Мужем твоим, вода-красавица, станет лю­

бимый тобою Тухтар...» Он вмиг выпрямился, сделал два-

три шага вперед, пытаясь все-таки понять, что же тут

происходит, пробормотал:

— Что тут делают? А? Что делают?..

Где же это он?.. Где бы ни был, только не в родной

деревне, правда, люди все утламышцы, его односельчане.

И все они из окружения Кандюка бабая. Тухтару до них

нет дела... Он попросил у одного парня понести ведро,

тот было протянул, но Кандюк резко оборвал его:

«Нельзя!» Тухтар снова ничего не понял: почему всем пар­

ням можно, а ему нельзя?.. Тогда он решил взобраться

наверх налегке, чтобы отойти от этой кучки людей в

сторонку. Но едва Тухтар сделал два-три шага, как его

кто-то взял за плечо, остановил.

— Ты что? — Тухтар с силой рванулся из рук держав­

шего, и тот едва устоял на ногах; но в это время Тухтара

обхватил своими длинными ручищами Эппелюк. Парню

удалось вырваться и из этих объятий, и он, с силой от­

толкнув Эппелюка снова подался вверх по склону. Как

раз в это время навстречу ему сверху спускался Нямась.

Он коршуном набросился на Тухтара, заорал:

— Связать его надо, связать!

Подоспели четверо-пятеро парней, они скрутили Тух­

тара, потащили к тарантасу. Связали по рукам и ногам, в

рот воткнули кляп, чтобы не шумел. Тухтар бился всем

телом, стонал, пытаясь вытолкнуть изо рта кляп, но все

тщетно. Рядом с ним стоял Эппелюк и наблюдал за его

мучениями; остальные вновь спустились к воде. Над озе­

ром уже забрезжил рассвет. С каждой минутой станови­

лось светлее. Парни тем временем наполнили бочку во­

дой. Кандюк, довольный завершением дела, вынул из-за

пазухи свою новую шляпу и покатил ее вниз по берегу,

приговаривая:

— Чтоб поперек пути нам никто не становился, чтоб

не пришлось нам сюда еще раз приехать... — И во главе

всего свадебного народа неторопливо стал подниматься

вверх. Дойдя до тарантаса, он взглянул на Тухтара, но не

сказал ничего, проверил бочку — полна ли? Потом вы­

16. Черный хлеб.

241

elbib.nbchr.ru

Ильбек Микулай (Ильбеков Николай Филиппович)

19.05.1915–12.04.1981 гг.

Чувашский писатель, прозаик, член Союза писателей СССР (1948), народный писатель Чувашской АССР (1970), участник Великой Отечественной войны.

Родился в д. Трехизб–Шемурша (Виçпӳрт Шăмăршă) Шемуршинского района Чувашской Республики.

М. Ильбек – выпускник Батыревского педагогического техникума. В 1932-1934 гг. учился в Чувашском государственном педагогическом институте (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. Трудовую деятельность начал учителем в школе. Работал старшим редактором Комитета радиофикации и радиовещания при Совнаркоме Чувашской АССР, старшим редактором Чувашского книжного издательства, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии.

Известен как прозаик, публицист и переводчик. Писал рассказы, повести, романы, статьи о творчестве чувашских писателей, переводил произведения классиков русской и зарубежной литературы на чувашский язык. Особой популярностью пользуется роман «Хура çăкăр» (Черный хлеб). Инсценировка романа, написанная в сооавторстве с Г. Мигушкиным, долгие годы шла на сцене Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова.

“Художественному сознанию Ильбека свойственно глубокое социально-философское осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические движения души. <...> Этот присущий Ильбеку художественный “почерк” особенно ярко проявляется в романе “Хура çăкăр” (“Черный хлеб”), по праву считающемся вершиной его творчества”. (Тимуков А.Н. Ильбек…- С. 187)

Основные издания: “Вăрçăпа çĕнтерÿ” (Война и победа), “Суйласа илнисем” (Избранные), “Тимĕр”, “Хура çăкăр” (Черный хлеб), “Эпир – совет салтакĕсем” (Мы – советские солдаты) и др.

Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями. Его именем названа улица в г. Чебоксары.

Читать: "Хура çăкăр" (роман), "Салтаксем" (калав) >>>

В 2015 г. к 100-летию со дня рождения Николая Ильбека было выпущено мультимедийное издание «Художник чувашского слова - Чӑваш сӑмахӗн ӳнерҫи»

Библиография (труды): 1. Ильбек, Мигулай. Черный хлеб [Текст] : роман / Мигулай Ильбек, 1977. - 272 с.2. Илпек, Микулайе. Суйласа илнисем [Текст] : Икӗ томпа тухать. Т : Хура ҫӑкӑр : роман, 1996. - 479 с.3. Илпек, Микулайӗ. Сурпан [Текст] : калавсем / Илпек Микулайӗ, 1964. - 151 с.4. Илпек Микулайӗ Вӑрҫӑпа ҫӗнтерӳ [Текст] : повесть, калавсем : [аслӑ ҫулхи шкул ачисем валли] / Илпек Микулайӗ, 1973. - 224 с. с.

Библиография:

1. Зотов, И. А. Мигулай Ильбек : критико-биограф. очерк / И. А. Зотов. – Чебоксары, 1984. – 96 с.2. Агивер, Х. Асăнсах тăрăпăр // Агивер, Х. Илем тĕкĕрĕ / Х. Агивер. – Шупашкар, 1991. – С. 67-68.3. Артемьев, А. Хамăр ял Илпек кăмăлĕ / А. Артемьев // Тăван Атăл. – 1995. – № 11. – С. 65-68.4. Ахун, В. «1975 ç. Тухъя хитре – ахах куçпа...» : [сăвă] // Ахун, В. Урхамахăм чĕнет инçете / В. Ахун. – Шупашкар, 1982. – С. 13.5. Дедушкин, Н. Ман асăмри Илпек Микулайĕ / Н. Дедушкин // Тăван Атăл. – 1990. – № 11. – С. 66-67.6. Дедушкин, Н. Сĕтел çинчи çăкăр // Дедушкин, Н. Кунçул уттипе / Н. Дедушкин. – Шупашкар, 1975. – С. 193-194.7. Eмельянов, П. Асран кайми юлташăм / П. Eмельянов // Тăван Атăл. – 1991. – № 7. – С. 70-72.8. Ильбекова, В. «Илпек юратăвĕ ялан чĕрере» / В. Ильбекова ; И. Анаткас çырса илнĕ // Шăмăршă хыпарĕ (Шăмăршă р-нĕ). – 2003. – 16 утă.9. Ильбекова, В. Ф. «Илпек! – илтетĕп ун сассине. – Микулай...» / В. Ф. Ильбекова ; Г. Еливанова хатĕрленĕ // Тантăш. – 2005. – 18 çурла. – С. 7.10. Ильбекова, В. Ф. «Хура çăкăр» – çуртăн çирĕп никĕсĕ / В. Ф. Ильбекова ; Н. Смирнова çырса илнĕ // Х ыпар. – 2000. – 19 çу.11. Краснов, Г. Кантăк умĕнче утса иртнĕнех туйăнать / Г. Краснов // Ялав. – 2000. – № 5. – С. 35-37.12. Михайлова, Г. Чӑваш ҫыравҫисемпе журналисчӗсем – фронтра / Г. Михайлова // Хыпар. – 2011. – 22 нарӑс. – С. 4.13. Саландаев, И. Çыравçăна асăнса – митинг / И. Саландаев // Хыпар. – 2005. – 21 çу.14. Сементер, Ю. Манăçми самантсем / Ю. Сементер // Ялав. – 1991. – № 5. – С. 28.15. Сементер, Ю. Çыр хĕррипе, ай утсассăн / Ю. Сементер // Тăван Атăл. – 1995. – № 5. – С. 65-66.16. Сементер, Ю. Халăх ăсĕ, халăх туйӑмĕ / Ю. Сементер // Хыпар. – 1995. – 19 çу.17. Смирнова, Н. «Унпа çывăх пулнишĕн савăннă...» / Н. Смирнова // Хыпар. – 1995. – 20 çу.18. Смирнова, Н. Чăваш пулас тесен, Ильпеке вуламалла / Н. Смирнова // Хыпар. – 1995. – 27 çу.19. Станьял, В. Ас тăвăр Ильпеке – çӳретчĕ çил пекех / В. Станьял // Чăваш ен. – 1995. – 27 çу – 3 çĕртме (№ 22). – С. 13.20. Таллеров, Л. Ырă кăмăл таппи / Л. Таллеров // Ялав. – 1995. – № 5. – С. 83-86.21. Терентьев, В. Пурне те вӗҫме пӳрмен / В. Терентьев // Шӑмӑршӑ хыпарӗ. – 2007. – 26. – С. 4.22. Трофимова, Е. «Хура ҫӑкӑрти» сӑнарсем Виҫпӳрт Шӑмӑршӑсем-и? / Е. Трофимова // Ҫамрӑксен хаҫачӗ. – 2012. – 24 ҫурла (№ 33). – С. 5.23. Угарина, Н. «Хура çăкăр» роман – фольклор çӳпçи тата чăваш сăмахлăх тĕнчи / Н. Угарина // Шăмăршă хыпарĕ (Шăмăршă р-нĕ). – 2002. – 19, 23 юпа.24. Хусанкай, П. Илпек Микулайне : [сăвă] / П. Хусанкай // Хыпар. – 1997. – 27 çу.25. Афанасьев, П. Ильбек Мигулай (Ильбеков Николай Филиппович) // Афанасьев, П. Писатели Чувашии / П. Афанасьев. – Чебоксары, 2006. – С. 171-173.26. Гончаров, Г. И пером, и оружием / Г. Гончаров // Совет. Чувашия. – 1996. – 21 мая.27. Ильбекова, В. «Я всю жизнь жила жизнью Ильбека...» : воспоминания / В. Ильбекова // Лик Чувашии. – 1996. – № 5-6. – С. 52-84.28. Микушкин, Г. Был душой компании / Г. Микушкин // Совет. Чувашия. – 2003. – 16 июля.29. Микушкин, Г. История одной фотографии / Г. Микушкин // Совет. Чувашия. – 2009. – 14 окт. – С. 3.30. Муллин, И. «Я напишу роман в стихах...» / И. Муллин // Дружба. – 1982. – № 1. – С. 248-251.31. Романова, З. Уходит искренность, сердечность, способность работать за идею… / З. Романова // Совет. Чувашия. – 2000. – 23 мая.32. Сражались чуваши под Сталинградом // Память солдатского сердца. – Чебоксары, 1995. – Кн. 1. – С. 250-264.33. Тимуков, А. Н. Ильбек Мигулай / А. Н. Тимуков // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 186-187.34. Федоров, Г. И. Ильбек (Ильбеков) Николай Филиппович / Г. И. Федоров // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 2 : Ж-Л. – С. 125.35. Федоров, Г. И. Николай Филиппович Ильбек: 1915-1981. Горьковатый привкус черного хлеба / Г. И. Федоров // Писатели. – Чебоксары, 2008. – С. 149-158. – (Б-ка Президента Чуваш. Респ. ; т. 6).36. Хайруллин, Р. З. Мигулай Ильбек (1915-1981) // Хайруллин, Р.З. Писатели народов России / Р. З. Хайруллин, В. Н. Пушкин. – М., 1993. – С. 55-57.37. Ялгир, П. Ильбек Мигулай (Ильбеков Николай Филиппович) // Ялгир, П. Литературный мир Чувашии / П. Ялгир. – Чебоксары, 2005. – С. 43-44.

nasledie.nbchr.ru

Ильбек, Мигулай - Черный хлеб [Текст] : [роман]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru


Смотрите также