Нравственная проблематика рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки». Анализ произведения хлеб для собаки тендряков


Нравственная проблематика рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки» - Скачать Реферат - Сочинения

Контрольная работа по курсу «Современный литературный процесс» по теме: Нравственная проблематика рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки»

2012г.

Нравственная проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: Голод как нравственная проблема. Бесчеловечное отношение к ссыльным Изображение периода коллективизации в жизни нашей страны

ПроизведенияВ.Ф.Тендрякова неизменно вызывали острые споры. Он зачастую опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Основополагающее в его этическом кодексе - совесть. Многие его произведения и в эти дни злободневны. В.Ф. Тендряков написал рассказ "Хлеб для собаки" в конце 60-х годов прошлого столетия, и только в 1988 году, уже затем смерти автора, рассказ был напечатан в журнале"Новый мир".

В рассказе поднимается тема голода 1932-1933г. По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. в 1932 г., 18 млн. в 1933 г., 10 млн. - 1932 г. За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн. Ещё недавно упоминать об этом времени было небезопасно. И только чудом уцелевшие от голодомора старики и старухи, скорбно доживающие свои дни наединесо страшной памятью тех восьми месяцев голода 1932-1933 годов, зажигали украдкой поминальные свечи. На память эту государственная власть наложила проклятие. Ее пытались стереть, уничтожить и запретить. Но она жила, подчас робко прорываясь на страницы книг.

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в егопамяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланныев Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства,» - пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали засмертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке). Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдираякожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Чтоже вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?…». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько«обмозолило» его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым – это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И...

www.skachatreferat.ru

План урока-проекта по теме "Совесть как нравственная проблема рассказа "Хлеб для собаки" В. Тендрякова"

Предмет – русская литература

Класс – 7 «Э» класс 12-летнего обучения.

План урока-проекта по теме «Совесть как нравственная проблема рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова».

Цели урока:

  1. Формировать метапредметные результаты:

- коммуникативные навыки через анализ текста рассказа, устную и письменную речь;

- познавательные навыки через первичные навыки работы с информацией, поиск знаний творчестве и биографии писателя В. Тендрякова;

- регулятивные навыки через оценивание деятельности, работу в группах.

2. Формировать личностные результаты через эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, приобщение к литературе как искусству слова;

Комплексные задания:

- проектные задания по содержанию рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки»;

- исследовательскую деятельность по теме урока.

- работать над формированием универсальных учебных действий (УУД).

Ход урока:

Хронометраж урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

В ходе работы над проектом мы изучали отношение к понятию совесть, понимание этого слова. Каждый из вас сам определял свое отношение. Результаты опроса вы можете видеть на классной доске.

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки", который был опубликован уже после смерти писателя в 1988 году. Несмотря на известность В. Тендрякова, как писателя, о его личной жизни и его творчестве мало известно. Сегодня мы назвали наш урок по теме «Совесть как нравственная проблема рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова» уроком – проектом, так как в ходе урока нам придется презентовать проекты отдельных групп, анализировать текст рассказа, решать исследовательские задачи.

Кроме того на основе нашего сотрудничества мы должны решить вопрос о том, является ли понятие «совесть» нравственной проблемой не только самого писателя, но и нашей проблемой, проблемой подрастающего поколения, наших с вами современников.

Проблемный вопрос «Является ли рассказ «Хлеб для собаки» автобиографичным ?»

Выступает группа учащихся «Биографы», которые представляют свой проект «Личное дело писателя Владимира Тендрякова». В своем выступлении учащиеся, анализируя текст рассказа, делают вывод о том, что рассказ «Хлеб для собаки» является автобиографичным (Приложение 1).

Проблемный вопрос «Являются ли события, описанные в рассказе, художественным вымыслом или исторически достоверны?»

Выступает группа учащихся «Историки», которые дают краткую историческую справку о событиях, происходивших в стране в 30-тые годы ХХ века, и нашедших свое описание в рассказе (Приложение 2).

Проблемный вопрос «Какие слова и словосочетания, использованные в тексте, вызвали непонимание ?»

Выступает группа учащихся «Филологи» (Приложение 3).

Проблемный вопрос «Какими показывает автор рассказа голодающих людей?»

Учащиеся приводят примеры описаний персонажей рассказа, испытывающих чувство голода (Приложение 4).

Предлагаю вам несложную мыслительную зарядку.

Учащиеся всего класса разгадывают кроссворд, в котором по вертикали должно выстроиться слово «совесть» (Приложение 5).

Вдумайтесь в значение слова «совесть», предложите свое толкование и составьте кластер (от каждой группы требуется одно определение).

Учащиеся составляет кластер к слову «совесть» (Приложение 6).

Проблемный вопрос «Авторское отношение к слову «совесть» в рассказе ?»

Учащиеся находят в тексте авторское отношение к слову «совесть», зачитывают его (Приложение 7).

Проблемный вопрос «Какой выбор делает герой рассказа, чтобы успокоить свою совесть?»

Учащиеся приводят примеры из текста, показывая действия и переживания Володи Тенькова (Приложение 8).

Проблемный вопрос « Как мы, молодые люди начала третьего тысячелетия, понимаем, что такое совесть?»

Результаты проведенного исследования показали, что 165 учащихся, а это более 50% опрошенных, либо слабо разбираются в значении этого слова, либо вообще не понимают его значения. Это звучит угрожающе. Ведь каждый из этих групп человек может совершить поступок, который навредит окружающим, обществу, самому подростку.

Учащиеся группы «Социологи» говорят о результатах своего социологического исследования (Приложение 9).

Проблемный вопрос «Что необходимо сделать вам для того, чтобы число попавших в группы слабо понимающих и непонимающих значение слова «Совесть» стало меньше?»

Учащиеся высказывают свое мнение.

Давайте подведем итог нашего урока. Я предлагаю вам сопоставить свое понимание значения слова «совесть» на начало урока (показывает на доску) и на конец урока. Изменилось ли ваше представление и что этому способствовало?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, и меняют на доске позиции своего выбора.

Предлагаю вам оценить свою деятельность в группах на уроке. Используйте для этого критерии оценки.

Кто на ваш взгляд был самым активным на уроке?

Учащиеся проводят самооценку в группах, выставляют по трехбалльной системе («удовлетворительно», «хорошо», «отлично») оценки каждому члену группы, сдают оценочные листы учителю.

Я предлагаю вам в качестве домашнего задания на выбор: 1) составить синквейн со словом «совесть»;

2) написать мини-сочинение, в котором вы расскажите о поступке, который вызывает у вас угрызения совести.

Учащиеся записывают ДЗ в дневники.

Группы

– биографы

- историки

- филологи

- социологи

Приложение 1.

Личное дело писателя Владимира Тендрякова

1.Фамилия, имя, отчество

Тендряков Владимир Федорович

2.Даты рождения и смерти

5 декабря 1923 года - 3 августа 1984 года

3. Место рождения

Деревня Макаровская, ныне Верхневолжского района Вологодской области

4. Родители

Отец, Ф. Тендряков, - народный судья, затем прокурор

5. Основные факты биографии (до учебы в литературном институте)

После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован; преподавал в школе военное дело, затем был секретарем райкома комсомола.

6. Образование

В 1945 году поехал в Москву, поступил учиться во ВГИК на художественный факультет. В 1946 году перешел в Литературный институт имени М. Горького, который окончил в 1951 году. В студенческие годы начинает писать рассказы , часть из них публикуют журналы «Огонек», «Новый мир», «Наш современник».

7. Профессия

Писатель, прозаик, сценарист

8.Произведения

Повести «Падение Ивана Чупрова», «Не ко двору », «Ухабы», «Чудотворная», «Тройка, семерка, туз», «Суд», «Короткое замыкание», «Находка», «Кончина», «Весенние перевертыши», «Три мешка сорной пшеницы», «Ночь после выпуска», «Затмение», «Расплата», «Шестьдесят свечей», «Путешествие длинной в век»; романы «Тугой узел», «За бегущим днем», «Свидание с Нефертити»; пьесы, очерки, рассказы в книге «Плоть искусства»; повесть «Шестьдесят свечей» не разрешали публиковать в течение 10 лет (издана в 1980), при жизни писателя не увидели свет роман «Покушение на миражи», рассказ «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «День седьмой», «Охота» (все произведения опубликованы в 1988 году).

9.Сценарии кинофильмов по собственным произведениям

«Чужая родня» - по повести «Не ко двору »; «Саша вступает в жизнь» - по повести «Тугой узел»; «Суд»; «Чудотворная»; «Весенние перевертыши», премия Всесоюзного кинофестиваля; «Житейское дело» - по новелле «Где ты, Любовь Дуняшова ?»

10.Постановки спектаклей по произведениям В. Тендрякова

«Три мешка сорной пшеницы» - Большой драматический театр; «Без креста», по повести «Чудотворная» - Московский театр «Современник».

11.Награды,отличия

Награжден двумя орденами; назван «человеком 1976 года»

12.Основные темы

Жизнь колхозной деревни; жизнь современной школы; воспитание молодого человека; история страны в наиболее трудные периоды её развития.

13.Основная проблематика произведений

Острейшие вопросы, связанные с жизнью деревни; проблемы двойной морали; проблемы образования и воспитания; осмысление трагических событий в истории страны.

Прочитав рассказ «Хлеб для собаки», мы нашли следующие факты, доказывающие автобиографичность произведения писателя:

- « Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко "куркуль".- «… мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек»,

- «Есть мне приходится по три раза в день.».

Приложение 2.

Ученик 1.

1933 год связан в истории Республики Советов с одним из самых трагических событий — голодом, охватившим население почти всей страны. Голод возник в результате громадного недостатка продуктов сельского хозяйства, с поставкой которых в нужном количестве не справлялись колхозы, создание которых началось в 1929 году.

В 1933 году начинается процесс коллективизации. Внешне цели были благие, но что в действительности представляла собой коллективизация?

В деревнях разворачивались два взаимосвязанных насильственных процесса — создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью, прежде всего, обеспечение коллективных хозяйств материальными средствами.

С конца 1929 года до середины 1930-го было раскулачено свыше 320 тысяч крестьянских хозяйств; их имущество стоимостью более 175 млн. рублей было передано колхозам.

Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных власти бедняков. В отдельных районах страны число раскулаченных достигало 15—20% населения.

Разорение деревень раскулачиванием привело в 1932—1933 годах к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек. Районами голода стали Дон, Кубань, Нижняя и Средняя Волга, часть Центрально-Черноземной полосы, Казахстан и вся Украина. Число умерших от голода в 1932—1933 годах колеблется в пределах 10 — 15 млн. человек.

Ученик 2.

В рассказе  Тендрякова  «Хлеб для собаки» дата, с которой начинается повествование, прямо указывает на время действия и на главное событие этого времени: голод, разразившийся в стране.

Тендряков  сразу хочет ввести читателя в центр трагических событий в стране, в числе которых раскулачивание 1933 года.

Автор не только рассказывает о непосредственном событии, свидетелем и участником которого он был, — голоде 1933 года, но,и заставляет задуматься о судьбах страны.

- Лето 1933 года.

- Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины.

-  Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе…   А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли...

- Женщина… плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно.

Ученик 3 - С другой стороны в Республике Советов начиналась индустриализация, развитие промышленности, строительство новых заводов и фабрик, первых гидроэлектростанций:

«…мы бежали в поселок.       Туда, где шла нормальная жизнь, где часто можно было услышать песню:      Не спи, вставай, кудрявая!      В цехах звеня,      страна встает со славою      на встречу дня...

Ученик 4. Шла активная агитация крестьян в колхозы, оплата труда:

«- Дал бы ты рабочему хлеб за чугун?  - Что мне ваш чугун, с кашей есть?  - То-то и оно, а вот колхозу он нужен, колхоз готов за чугун рабочих кормить. Хотел ты идти в колхоз? Только честно!  - Не хотел.  - Почему?  - Всяк за свою свободушку стоит.»

Приложение 3.

Ученик – Мы составили словарь к рассказу:

Имярек - Слово, заменяющее чье-л. имя или какое-л. название; некто, такой-то. (по Ожегову)

Лишенец – В СССР до введения Сталинской конституции - человек, лишавшийся избирательных и других гражданских прав по социальным признакам.

Адмовысланный – административно высланный человек за вменяемые ему антиобщественные действия

Куркуль – Крестьянин-кулак на Украине.

Человек – студень – Толстый человек; жир, брюхо.

Бунтарь – (Устаревшее слово) Подстрекатель или участник бунта.

Пахорукий – косолапый, неловкий руками, либо больной или слабый руками.

Шматочек – (украинское слово) - кусочек

Паек – Продовольствие, выдаваемое по определенной норме на определенный срок.

Болезнь «водянка» - скопление жидкости в полостях, тканях, органах, суставах и оболочках организма человека.

Доходяга –Изможденный, обессилевший человек или животное.

Буржуй – (устаревшее разговорное ироничное слово) - крупный промышленник.

Гракхи – Тиберий Гракх и Гай Гракх — два брата, знаменитые римские политические деятели, ораторы.

Приложение 4.

 - «Одни из них - скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами.  Другие, наоборот, туго раздуты - вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.»

- «Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе и взирал в пространство тлеющими, нечеловечьи широкими глазами. Кто-то, лежа в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них и кожу. Кто-то расплылся на земле студнем, не шевелился, а только клекотал и булькал нутром, словно кипящий титан.»

- «Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции.»

- «Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже.»- «…на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. …неловко выкрикнул:      - Кто хочет?!

 - И мне!.. И мне!.. Мне тоже!.. Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.  - Всем не хватит! - Я отламывал всем по кусочку.»

- «- Крыши чинить! Дрова пилить! Помойки чистить! Любая работа! - Сильный, с вызовом баритон.      - Крыши чинить! Дрова пилить! Помойки чистить! - повторил мальчишеский альт.      Это тоже высланные куркули - отец и сын. Отец - высокий, костлявоплечистый, бородатый, сурово-важный, сын - жилисто-худенький, веснушчатый, очень серьезный, постарше меня года на два, на три.      Каждый наш день начинается с того, что они громко, в два голоса, почти высокомерно предлагают поселку чистить помойки.»

- « Я встретил скрюченную бабку Обноскову, которая жила тем, что собирала на обочинах дорог, на полях, на опушках леса травки и корешки, сушила, варила, парила их... Другие такие одинокие старухи все поумирали.»

- «Я встретил Зильбербрунсра. Недавно он был одним из шкилетников, торчащих возле столовки, но приноровился делать рыболовные крючки из проволоки, за них платили даже куриными яйцами.»

Приложение 5.

Кроссворд

Приложение 6.

- Совесть - это умение осознать, что ты поступил плохо.-  Переживания человека, если совершишь дурной поступок

-  Совесть  - это качество души каждого человека. Например, человек поступил неправильно, жестоко, и он сам это понимает; проходит время, он все больше убеждается, что поступил неправильно, и начинает действовать — помогает, извиняется и т. д. Совесть диктует человеку поступки, искупающие его вину.- Совесть   - это личный судья человека. А человек, у которого есть  совесть , — это тот человек, который даже тогда, когда его никто не видит, поступит точно так же, как если бы на него посмотрел весь мир. Это умение не идти на компромисс с самим собой в выборе между добрым и злым, умение никогда не делать противное себе, хотя так было бы намного легче. - Совесть   - это чувство человека, которое помогает сделать правильный выбор.

Приложение 7.

    Цитата

« Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании д л я с е б я хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других. Большей частью из числа сытых выходили идейные борцы с кастовой сытостью - Гракхи всех времен.»«Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя  совесть  продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни.»     

Приложение 8.

  1. Сначала Володя решил экономить свои обеды и найти самого голодного, чтобы поделиться с ним.

  2. Володя поделился с одноклассниками хлебом.

  3. Мальчик искал голодного среди «врагов».

  4. Володя мучается своим выбором, потому что «враги» стали его «преследовать».

  5. Володя выбирает собаку, которая не просит у него еды.

Приложение 9.

Ученик знакомит класс с результатами исследования

Нами было опрошено 310 учащихся 5-11 классов нашей школы. Мы просили респондентов ответить на один вопрос «Как ты понимаешь слово «Совесть»?. Затем мы обработали полученные результаты и систематизировыали их по трем основным группам «Правильно понимают значения слова» - 145 учащихся;

«Имеют не совсем точное представление а значение слова» - 102 ученика;

«Не знают значения слова» - 63 ученика.

kopilkaurokov.ru

Тендряков. «Хлеб для собаки» | Тендряков Владимир

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий. Ужас детских воспоминаний и составил основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями»: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым — это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв — «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг…

«У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:

— Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!

Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе».

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!»

И тут появляется собака. Вот оно — самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

Так заканчивается рассказ. Но даже после этого читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

«Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

school-essay.ru

"Хлеб для собаки"-В. Тендряков - Разные - Сочинения по русской литературе - Каталог файлов

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа "Хлеб для собаки". Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные "зажиточные" крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети... "Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства," - пишет автор. "Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали...". Дети наблюдали за смертью "куркулей" (так там называли "живущих" в березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти "куркуля", который "вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (...) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, "бунтарь" сползал вниз по стволу и (...) затихал насовсем". В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за "куркулями" : "Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?...". Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял "опрятных" людей идти на публичные унижения. Это несколько "обмозолило" его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым - это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды "куркулям". Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв - "излечение", как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг..."У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:-Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!(...) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло.А я не мог остановиться и кричал рыдающе."

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода "куркулю". Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: "Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать - жалею своих врагов!"

И тут появляется собака. Вот оно - самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно "съедает" жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что "не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть".

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. "В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя."

Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

"Глаголом жги сердца людей". Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А.С. Пушкина "Пророк". И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

alexlat.ucoz.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *