1) о массовой культуре
2) о народной культуре
3) об элитарной культуре
4) о поп-культуре
А19. Выражение «муки совести» относится к области
1) религии
2) морали
3) праву
4) науке
А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2.
В1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.
1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
2) развитие сети образовательных учреждений
3) господство религии
4) бурное развитие науки, совершение научных открытий
В2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В4. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.
3 вариант
Ответы на задания итоговой контрольной работы
по обществознанию
8 класс
Часть 1
задания
Ответ
1
3
2
4
3
3
4
3
5
1
6
1
7
2
8
1
9
4
10
2
11
4
12
3
13
1
14
1
15
3
16
1
17
2
18
3
19
20
3
Часть 2
задания
Ответ
1
1324
2
2121
4
2
infourok.ru
Класс
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (А1 – А20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе. |
А1.В узком смысле слова под обществом следует понимать
1) территорию, имеющую определённые границы
2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг
4) политическую организацию государства
А2. В широком смысле под обществом надо понимать
1) сотрудников одной фирмы
2) первобытное общество
3) учащихся одной школы
4) всё население планеты Земля
А. Общество является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4.Человека от животного отличает
1) физическая активность
2) наличие инстинктов
3) развитая речь
4) наличие разнообразных ощущений
А5. Что свойственно и человеку и животному?
1) приспособление к природным условиям
2) целенаправленная деятельность
3) способность создавать орудия труда
4) развитая членораздельная речь
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Исторически природа «старше» общества.
Б. Природа является единственным творцом культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения?
1) экономической
2) социальной
3) политической
4) духовной
А8. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?
1) производителя товара и его покупателя
2) учителя и ученика
3) глав соседних государств
4) правонарушителя и адвоката
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?
1) индустриальному
2) традиционному
3) информационному
4) постиндустриальному
А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.
Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12.Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции
1) милитаризации современного мира
2) деградации современного общества
3) глобализации современного общества
4) дезинтеграции современного мира
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) рост народонаселения планеты
2) кризис перепроизводства
3) научно-технический прогресс
4) переход к постиндустриальному обществу
А14. Какой признак характеризует человека как личность?
1) активная жизненная позиция
2) физическое и психическое здоровье
3) свойства темперамента
4) особенности внешности
А15. К формам чувственного познания относится
1) суждение
2) наблюдение
3) ощущение
4) умозаключение
А16. К объектам нематериальной культуры можно отнести
1) язык
2) жилые дома
3) кинофильм
4) орудия труда
А17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.
Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?
1) о массовой культуре
2) о народной культуре
3) об элитарной культуре
4) о поп-культуре
А19. Выражение «муки совести» относится к области
1) религии
2) морали
3) праву
4) науке
А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2.
При выполнении задании с кратким ответом (В1 – В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания |
В1. В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.
1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
2) развитие сети образовательных учреждений
3) господство религии
4) бурное развитие науки, совершение научных открытий
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2.Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) съёмки нового телесериала | 1) социальная |
Б) открытие приюта для бездомных | 2) духовная |
В) научное открытие | |
Г) выплата пенсий |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где живёте»? Результаты опроса приведены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ (в %) |
Очень хорошая | 4,8 |
Скорее хорошая | 28,1 |
Скорее плохая | 37,1 |
Очень плохая | |
Затрудняюсь ответить | 2,2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.
В4.Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.
В5.Укажите правильную последовательность потребностей человека в соответствии с тем порядком, в котором они представлены в пирамиде А. Маслоу.
1) духовные
2) физиологические
3) экзистенциальные
4)престижные
5) социальные
Часть 3.
Для ответов на задания это части (С1 – С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему |
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6 |
Социальный статус
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Яркий пример - известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетной профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека.
По материалам сайта: http://www.anriintern.com
C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
С2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
С3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.
С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
3 вариант
Ответы на задания итоговой контрольной работы
По обществознанию
Класс
Часть 1
№ задания | Ответ |
Часть 2
№ задания | Ответ |
Часть 3.
C1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) понятие «социальный статус»; 2) статусный набор; 3) главный статус. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены три смысловые части текста | |
Выделены одна - две смысловые части текста | |
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С2.Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе дано определение: «социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей». Приведены примеры: 1) водитель - участник дорожного движения и инспектор ГИБДД; 2) режиссер-постановщик спектакля и артист, играющий роль в спектакле. | |
Дано определение, приведены два примера | |
Дано определение и приведён один пример | |
Определение не дано, примеры не приведены или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С3.Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должно быть отмечено, что это «совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком», назван главный статус и неглавные. | |
Дано понятие, назван главный статус и неглавные | |
Дано понятие, назван главный или неглавные статусы | |
Понятие не дано, главный статус и неглавные не названы или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должен быть указан пример отношений учителя и ученика. В качестве собственного примера могут быть указаны отношения врача и его пациента. | |
Приведён пример из текста, приведён собственный пример | |
Приведён пример из текста или собственный пример | |
Примеры не приведены или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должно быть указано, что человек обладает социальным статусом с момента рождения, так как с этого момента он наделен правами и обязанностями по отношению к окружающему его обществу. Следовательно, новорожденный Сергей М. имеет свой социальный статус: он сын, внук, житель страны, член этнической группы. | |
Приведён правильный ответ и аргументация | |
Приведён правильный ответ, аргументация отсутствует | |
Ответ не приведён или ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с данной точкой зрения может быть указано, что - главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой; - главным выступает тот статус, который на текущий момент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека; В случае несогласия может быть указано, что - у одного человека может быть одновременно несколько статусов, каждый из них будет настолько ярким, что выделить один, самый главный, будет невозможно; - главным в данном определении назван статус, с которым отождествляется конкретный человек. Но в разных кругах общения один и тот же человек может отождествляться с совершенно разными статусами. Могут быть приведены другие аргументы и примеры. | |
Приведено мнение обучающегося и два аргумента для его подтверждения | |
Приведено мнение обучающегося и один аргумент для его подтверждения | |
Приведено мнение обучающего, но без аргументов для его подтверждения | |
Мнение обучающегося не приведено, аргументы не названы | |
Максимальный балл | 3 |
Список литературы:
1. Баранов П. А. Полный справочник для подготовки к ГИА. – М.: Астрель, 2012.
2. Боголюбов Л. Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А. Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.
3. Калачёва Е. Н. Обществознание. Государственная итоговая аттестация в новой форме. Мето-дическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2010.
4. Кишенкова О. В. Сборник тестовых заданий для подготовки к ГИА по обществознанию. – М.: Экзамен, 2012.
Интернет ресурсы:
cyberpedia.su
Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести.
Ещё в древности философы и мудрецы размышляли об этом голосе: откуда он исходит и какова его природа? Выдвигались различные предположения и теории. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души.
Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть — лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». И ещё заявил Гитлер: «Совесть — выдумка евреев».
Понятно, что невозможно достичь ясного понимания явлений духовных с помощью одних лишь предположений. Только Всевышний, Знающий в точности сущность духовных явлений, может открыть её людям. Ниже излагается еврейский взгляд на явление, которое называется «совестью». Этот взгляд основывается на Традиции, которую Моше-рабейну получил от Владыки мира на горе Синай.
В современном иврите совесть называется мацпун — от слова цафун — «скрытое», потому что голос совести — внутренний, скрытый глубоко в сознании человека. Кроме того, слово мацпун связано со словом мацпэн («компас»), потому что, подобно компасу, совесть указывает человеку направление, в котором он должен идти.
Но в древнем иврите совесть называется мусар клайот, буквально «муки почек».
В статье «Что говорит Иудаизм о “сердце”?» мы писали, что у каждого органа тела кроме физиологической имеется духовная функция. В Талмуде (трактат Брахот 61а) сказано, что духовная функция почек — указывать («советовать») человеку прямой путь. Так сказано в Гмаре: «Почки советуют».
Эта функция подобна физиологической функции почек — отделять полезное от вредного, выводить вредное (прежде всего — выделение мочи). Так и духовная их функция — отделять добрый путь от дурного.
Выражение это восходит к словам царя Давида в книге Тэилим (16, 7): «Благословлю Господа, Который советовал мне, и ночами наставляли (мучили) меня почки мои». «Наставляли (мучили) меня почки мои» — йисруни хильйотай. Объясняет Мальбим этот стих так: хотя каждый человек наделён свободой выбора и свободен делать добро или зло, Всевышний не оставляет человека полностью во время осуществления свободы выбора. Из любви к Своим творениям Он помогает им спастись от греха. Помощь эта осуществляется двумя путями:1) Всевышний дал Тору, в которой мы находим совет, как преодолеть дурное стремление и спастись от него; 2) Всевышний вложил в душу человека нравственное чувство, называемое «совесть»; оно мучает человека, когда тот идёт дурным путём, и хранит от греха.
За эту помощь царь Давид благословляет Всевышнего, говоря: «Благословлю Господа, Который советовал мне…» — Всевышний дал нам Свою Тору, которая «советует» нам, как спастись от дурного стремления. Затем царь Давид продолжает: «…и ночами наставляли (мучили) меня почки мои» — Всевышний поместил внутрь человека почки (совесть), которые мучат его и удерживают от совершения дурных дел.
Об этом сказано и в книге Ийова (33, 15—16): «В сновиденье ночном, когда сон падает на людей, во время дремоты на ложе. Тогда открывает Он уху людей и запечатляет Свои назидания (мосарам)».
Объясняет Мальбим: во сне и в видении Всевышний «открывает ухо людей», сообщая им постановление Небес, «и запечатляет Свои назидания (мосарам)», т.е. нравственная (мусари) сила, запечатлённая в душе (совесть), побуждает человека прислушаться ко сну и оценить свои поступки.
Рав Кук в своей книге Орот а-Тшува перечисляет три основных пути к раскаянию. Один из этих путей он называет Мусар Клайот (т.е. совесть, как мы видели выше).
Рав Кук пишет: «Более внутренним является естественное раскаяние, душевное и духовное, то, что называют мусар клайот. Природа человеческой души — идти прямым путём. И когда [человек] сходит с такого пути и впадает в грех, если душа его ещё не испорчена полностью, это ощущение [потерянной] прямоты печалит его сердце, и оно томится и болит, и человек торопится исправить то, что испортил, пока не почувствует, что грех его стёрт. Этот путь раскаяния значительно более сложен, он зависит от многих условий, внутренних и внешних, и на нём подстерегают несколько возможных ошибок, которых следует остерегаться. Но в любом случае это — одна из основ, на которых держится раскаяние». (О возможных ошибках см. ниже «Возможность проигнорировать голос совести»).
Как мы писали, источник голоса совести — изначально добрая природа человека (как сказано в Коэлет 7, 29: «…сотворил Б-г человека прямым»). Когда человек отклоняется от прямого пути, в глубине сердца он чувствует это и страдает, жалеет о том, что сделал это. Это ощущение страдания и называется «муками совести».
В книге пророка Шмуэля рассказано о двух случаях, когда царь Давид испытывал муки совести. В обоих случаях эти муки названы «болью (избиением!) сердца» — акаат а-лев, потому что угрызения совести воспринимаются человеком как боль в сердце.
В трактате Гитин (57 б) говорится о Нэвузарадане, военачальнике Нэвухаднэцара: когда он захватил Иерусалим, увидел на одной из иерусалимских улиц кровь, которая не прекращала кипеть. Это была кровь пророка Зхарьи, которого евреи убили за то, что тот обличал их. Его кровь кипела долгие годы и не могла «успокоиться».
Нэвузарадан решил «успокоить» кровь. Для этого он привел туда членов Сангедрина и зарезал их — в надежде, что теперь кровь пророка перестанет кипеть. Этого, однако, не случилось. Нэвузарадан привёл юношей, девушек и маленьких детей, казнил и их, но кровь не прекратила кипеть. Сказал Нэвузарадан: «Зхарья, Зхарья, лучших в твоём народе я погубил, хочешь ты, чтобы я погубил всех?». После этих слов кровь пророка прекратила кипеть.
Талмуд рассказывает, что в этот момент Нэвузарадан испытал муки совести. Он подумал: «Что же, если за одну душу (пророка Зхарьи) так (полагается такое наказание — гибель стольких евреев), то мне, убившему все эти души (всех этих людей), во сколько раз большее наказание полагается?». Он раскаялся в том, что сделал, оставил войско и принял еврейство.
Говорит царь Шломо в книге Мишлей: «Глубокие воды — совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает его» (20, 5). Автор Ховот а-Левавот разъясняет: «Мудрость скрыта в истории жизни человека, в его природе, в силе его познания, как вода скрыта в недрах земли. И разумный, понимающий постарается отыскать те частицы мудрости, которые скрыты в нём, чтобы открыть её, увидеть её и почерпнуть её из своего сердца, как черпают воду из глубин земли» (Предисловие).
Как следует из стихов Танаха, приведённых выше, совесть начинает свою работу, главным образом, после того, как действие уже совершено, а не во время самого действия, т.к. во время совершения действия человек слишком занят, чтобы прислушаться к её голосу.
И в истории с Нэвузараданом мы видим: он не почувствовал угрызений совести прежде, чем кровь пророка перестала кипеть. До этого у него просто не было времени задуматься о том, что происходит. Всё время, пока он пытался «успокоить» кровь пророка, он не мог слышать голоса своей совести.
Из стиха Тэилим (16, 7) «…и ночами наставляли (мучили) меня почки мои» следует: муки совести обычно приходят ночью. По той же причине: в это время человек не занят, у него есть время прислушаться к голосу совести.
Поскольку человек способен слушать голос совести, когда он не занят, очень важно в течение каждого дня выделить себе некоторое время, чтобы оценить свои действия и прислушаться к голосу совести. О необходимости выделения на это специального времени подробно говорится в книге Рамхаля Мэсилат Йешарим (ч. 4, 5).
Как мы уже видели, внутренний голос предостерегает нас от дурных поступков и заставляет раскаиваться, когда мы их уже совершили. Кроме того, тот, кто умеет к нему прислушиваться, может узнать, какой путь является верным. В Мидраше Бэрейшит Рабба (95, 3) мудрецы делают вывод: праотец Авраам соблюдал все заповеди Торы прежде, чем она была дана на горе Синай. Мидраш спрашивает: «А где Авраам учил Тору?». И отвечает: «Почки его (имеется в виду совесть, см. выше) были источником его знаний».
Но в течение веков лишь немногие смогли настолько вслушаться в свой внутренний голос, чтобы понять, в чём заключается верный путь. В книге Rejoice of Youth (ч. 2) рав Авигдор Миллер пишет: «Разум человека был более надёжен, когда мир был молод. Впечатляющей массы ложных воззрений, существующей ныне в мире, тогда не существовало. Тогда люди были в большей мере способны доискаться до истины своими силами, с помощью собственных размышлений. Их собственное сознание могло подсказать им, что истинно, а что ложно. Поэтому поколения, жившие до дарования Торы, считаются ответственными за действия, которые тогда ещё не были запрещены Всевышним (Рав Нисим Гаон в предисловии к трактату Брахот). Сегодня ложные воззрения настолько утвердились, что способны подавить голос разума».
Не существует человека, у которого нет и никогда не было совести. Каждый рождается с той или иной мерой совести. Однако совесть можно убить. Пишет рав Хаим Фридлендер в книге Сифтей Хаим:
«Человек создан с внутренними чувствами, называемыми совестью, и он совершает свои действия в соответствии с совестью. И когда он терпит неудачу, совершая грех, совесть кричит изнутри, чтобы он исправил сделанное, раскаялся и привёл свои действия в соответствие со своим внутренним миром. Но, конечно, необходимо ухо, способное услышать крик совести. Человек может также проигнорировать или заглушить этот крик, но, в любом случае, когда он первый раз совершает грех, совесть его кричит, и мучает его, и требует раскаяться. Но если человек проигнорирует её крик, он уже не будет чувствовать, как совесть мучает его и побуждает к раскаянию. А если он повторит свой грех, то на этот раз грех убьёт совесть. С этого момента совесть не кричит и не побуждает. Совесть уже не требует от него ничего, она уже мертва».
Сказано в Талмуде (Кидушин 20а): «Если человек не прислушался к голосу совести, Б-г наказывает его муками». Рав Хаим так объясняет это изречение: «Пока совесть ещё жива в человеке, существует надежда, что исправление придёт изнутри: ухо сможет услышать, и тогда человек пробудится и раскается, приведёт свои дела в соответствие со своим внутренним миром. В этом случае надежда не потеряна. Но если человек продолжает грешить и приходит к нему второе бедствие — он повторяет тот же грех, — то этот грех уже представляется ему разрешённым действием. Отныне он уже не сможет услышать крик своей совести. Единственная возможность — “пока не примет ещё одно бедствие”, т.е. может случиться так, что к раскаянию его побудят события внешнего мира — бедствия и мучения, и он раскается из-за бедствий и мучений, которые потрясут его и заставят задуматься о том, что он делает».
Обычно совесть мучает человека, когда тот чувствует, что совершил какой-то поступок, который ему не подходит. Поэтому сказали мудрецы (Пиркей Авот 12:13): «Не будь грешником в своих глазах». Объясняет Рамбам: если человек ценит себя низко — не будет ему страшно совершить низость.
И ещё в одной ситуации человек не чувствует угрызений совести, совершив грех. Это происходит тогда, когда он совершенно не осознаёт, что его поступки дурны. Например, есть люди, для которых позлословить о ком-то совершенно не представляется грехом. Но Тора относится к злословию как к одному из самых тяжких грехов, который, в определенном смысле, приравнивается к убийству, прелюбодеянию и идолопоклонству.
У йецер а-ра (дурного начала) есть очень грозное оружие в войне с совестью. Это оружие называется «разделение». Работает это так: обычно люди остерегаются воровать, но иногда позволяют себе проехать на автобусе зайцем, убеждая себя, что это вовсе не кража. Йецер а-ра часто убеждает человека: то, что ему хочется сделать, вовсе не является тем аморальным поступком, совершить который он так опасается.
Из того, что сказано выше, следует: недостаточно во всех делах руководствоваться голосом совести, ведь ее так легко убить или обмануть. Человек, который хочет идти прямым путём, должен прислушаться к голосу Творца, Который говорит ему, какие действия являются добром, а какие — злом. И услышать его можно только с помощью изучения Торы.
В недельной главе Вайера (Бэрейшит 20) рассказывается: когда праотец Авраам был в Граре, он не хотел открывать тамошним жителям, что Сара его жена. Он боялся, что кто-то из них захочет взять её в жёны и ради этого убьют его. Поэтому он сказал, что Сара — его сестра. Авимелех, увидев красоту Сары, пожелал взять её в жёны и приказал слугам доставить её во дворец. Но ночью во сне Всевышний открыл Авимелеху, что Сара — жена Авраама, и предостерёг его: если он прикоснётся к Саре — умрёт. Рано утром Авимелех призвал Авраама и спросил его: «Что ты имел в виду (букв. что ты видел?), когда делал это дело?» (стих 10). Мальбим разъясняет вопрос Авимелеха: почему ты боялся, что тебя убьют, чтобы забрать Сару? «Разве ты видел, что люди моего царства проливают кровь или отнимают жён у мужей?» Мы — культурное государство, у нас много философов, просвещённых людей, у всех у нас есть совесть. Почему ты боишься, что кто-то поступит по отношению к тебе так отвратительно?
Авраам отвечает на это (стих 11): «Так как я подумал, что нет вовсе страха Б-жия на месте сём, и убьют меня из-за жены моей». Объясняет Мальбим: «Сказал ему [Авраам]: даже если человек или народ выглядит большим философом, и установил для себя прямые обычаи, и приучил себя к добрым свойствам по своему разумению, и творит суд и милость — всё по своему разумению. При всём этом мы не можем полагаться, что в тот момент, когда соблазняет этого человека или народ его вожделение совершить злое дело, разум его окажется сильнее его вожделения. Наоборот: когда загорится в нём огонь вожделения к прекрасной женщине или богатству ближнего, и не будет вокруг посторонних глаз, тогда и разум его поддастся обману и [оправдает] и убийство, и разврат, и любое другое зло. Есть только одна сила в душе человека, на которую можно полагаться в таком случае: это страх перед Всевышним, укоренённый в душе… Потому что когда душа человека исполнена страха перед Всевышним, Который видит в нём всё открытое и скрытое и наблюдает за всеми его делами, то даже если возобладает в нём дурное начало, он будет страшиться и стыдиться Великого Царя, Который видит всё, что он делает. Тогда он остережётся творить зло… И это то, что ответил ему Авраам: “Так как я подумал — хотя я и видел, что народ твой обладает добрыми свойствами, творит суд и милость, и не видел в них никакого порока, кроме одного — что нет страха перед Всевышним на месте сём. [Страх перед Небесами может быть у людей только в том случае, если они верят в то, что Всевышний наблюдает за каждым, видит, знает и следит за всем, что происходит. Страха Б-жия не может быть у тех, кто верит, что мир существовал всегда и им управляют законы природы]. И убьют меня из-за жены моей. Я не могу полагаться на них в тот момент, когда они увидят прекрасную женщину и загорится в них огонь вожделения. Тогда они не смогут одолеть своё дурное начало и убьют меня, потому что не страшатся Всевышнего, а один только разум (т.е., человеческая совесть) и разумные обычаи не устоят перед силой вожделения”».
Действительно, каждый может вспомнить примеры: многие люди, считающиеся большими философами, несмотря на все красивые речи, дурно обходятся с окружающими, особенно когда что-то препятствует исполнению их желаний.
Рассказывают о великом Аристотеле. Его как-то застали за совершением неблаговидного поступка и спросили: как может быть, чтобы человек его уровня поступал подобным образом? Ответил философ: «Сейчас я не Аристотель».
В противоположность этому, человек, у которого есть страх перед Небесами, чаще всего прислушивается к голосу совести и не снижает уровня, т.к. всегда помнит, что Всевышний — «вся земля полна Славы Его!» (Йешайа 6, 3) — видит все его дела. Рав Дов Яфэ пишет в своей книге Левадха бэ-Эмет: «Я удостоился много раз побывать у великого рава Ицхака Хунтера, благословенна память праведника. И могу засвидетельствовать, что он всегда был великим равом Ицхаком Хантером, всегда с той же мудростью и достоинством и с тем же абсолютным самообладанием».
Совесть — внутренний голос, который Всевышний «встроил» в человека, чтобы тот мог исправлять свои поступки. Но человек не всегда прислушивается к этому голосу. Тому, кто хочет, чтобы совесть вела его прямым путём, следует выполнять три правила:
Тогда пути человека будут прямыми.
toldot.ru
3) глав соседних государств
4) правонарушителя и адвоката
9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?
1) индустриальному
2) традиционному
3) информационному
4) постиндустриальному
11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Индустриальному обществу не свойственен социальный прогресс.
Б. Основным сектором экономики в постиндустриальном обществе является промышленность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Распространение в современном мире норм и ценностей евро-американской культуры, формирование мировой экономики, создание международных организаций в финансовой сфере являются проявлением тенденции
1) милитаризации современного мира
2) деградации современного общества
3) глобализации современного общества
4) дезинтеграции современного мира
13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) рост народонаселения планеты
2) кризис перепроизводства
3) научно-технический прогресс
4) переход к постиндустриальному обществу
14. Какой признак характеризует человека как личность?
1) активная жизненная позиция
2) физическое и психическое здоровье
3) свойства темперамента
4) особенности внешности
15. К формам чувственного познания относится
1) суждение
2) наблюдение
3) ощущение
4) умозаключение
А16. К объектам нематериальной культуры можно отнести
1) язык
2) жилые дома
3) кинофильм
4) орудия труда
А17. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.
Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?
1) о массовой культуре
2) о народной культуре
3) об элитарной культуре
4) о поп-культуре
А19. Выражение «муки совести» относится к области
1) религии
2) морали
3) праву
4) науке
А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.
Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
infourok.ru
Введение
Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.
Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры.Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести. Интересно то, что психологи обратили внимание на следующий факт: в семьях, где существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека, не понимающего ничего, кроме плетки. Он будет идти к своей цели, стремясь избегать внешнего наказания и нисколько не обращая внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют мягкие, доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии. Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.
Цель данной работы – рассмотреть основные вопросы проблемы совести.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
— рассмотреть императивность морали;
— раскрыть понятие совести;
— рассмотреть основные аспекты совести.
1. Императивность морали
Ценностная, т.е. смысловая или значимая, функция моральных представлений столь тесно переплетена с их императивной, т.е. повелительной, функцией, что их трудно порой отделить друг от друга.
Правда выступает несомненной положительной ценностью, ложь — несомненно отрицательной. И они очевидно воспринимаются нами непосредственно соединенными в требовании «Не лги». Они даны через это требование.
Ценность равенства утверждается в золотом правиле, ценность милосердия — в заповеди любви, ценность супружеской верности — в требовании«Не прелюбодействуй» и т.д.
Наиболее важные, устоявшиеся в практике человеческих отношений ценности имеют свои явные императивные продолжения. Но любая ценность, если она осознается как нравственная, воспринимается как должная к исполнению.Еще точнее: некая ценность осознается человеком как нравственная в той мере, в какой она становится для него императивом [4, с.312].
В связи с чрезвычайным распространением на телевидении и в видеокопиях детских мультфильмов и фильмов, в которых все мало-мальски конфликтные ситуации преодолеваются героями с помощью грубой силы, многие родители, педагоги и психотерапевты обеспокоены тем, что дети с малых лет оказываются вовлеченными в такой мир, в котором безусловные негативные ценности — насилие, подавление, убийство и т.д. — оказываются не сопряженными со страданием людей и с обязательствами не причинять страданий. Также высказывается тревога по поводу распространения порнографической продукции, которая демонстрирует абсолютную доступность любовных утех и из которой любовь может быть понята как всего лишь партнерские отношения, а чаще — вещные, пользовательские отношения. В этих тревогах легко прослеживается реакция нормального (и не чуждого самоанализу) сознания на то, что в большинстве произведений массовой культуры, поэтизирующих насилие, существует действительно драматичный разрыв между ценностями и нормами как обязательствами.
Стало быть, если некоторая ценность не воспринимается как то, из чего для человека следуют определенные обязательства, она не может считаться нравственной. Обязательства, вытекающие из ценности, касаются как достижения самой ценности, так и средств ее достижения.
Нравственные ценности императивны (обязательны). И не просто императивны, но императивны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Ими надо руководствоваться в отношениях со всеми людьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег, соотечественников. Нравственные императивы, как и утверждаемые ими моральные ценности, имеют надситуативный и безличный, т.е. универсальный, характер.
В истории философии существуют два подхода к решению вопроса о соотношении ценностности и императивности моральных суждений (высказываний)— блага и долга. Согласно одному из подходов, человек так или иначе знает(скорее всего, от природы), в чем состоит его благо; его задача — не уклоняться от него; долг человека состоит в том, чтобы стремиться к собственному благу и содействовать благу других людей. Этот подход свойствен эвдемонистическим теориям. Согласно другому подходу, человек от природы несовершенен, общество есть средоточие зла; мораль дана человеку(скорее всего, Божеством), чтобы обуздать его страсти и удержать от зла; в следовании долгу человек обретает благо. Этот подход свойствен деонтологическим теориям. Эвдемонистический подход указывает на определенное содержание, которое должно быть реализовано в моральном поступке. Деонтологический подход указывает на форму, посредством которой только и может быть реализовано какое-либо моральное содержание [2, с.176].
Но как в одном, так и в другом решении проблемы соотношения ценности(блага) и нормы (долга) предполагается, что нравственная задача решается человеком в преодолении чего-то — себя, обстоятельств, каждодневной рутины, давления авторитета или какого-либо иного внешнего принуждения. В любом случае мораль императивна, и ее императивность осуществляется посредством противопоставления того, что должно быть, и того, что есть в этой жизни.Имея в виду эту существенную черту моральной императивности — постоянную противоположность должного и сущего, — можно сказать, что деонтологический подход точнее раскрывает механизм функционирования морали. Противоречие должного и сущего, обязанностей и нравов является фундаментальной характеристикой морали. И как бы человек высоко ни поднялся в нравственном развитии и именно потому, что он поднялся высоко, он остается критичным по отношению к себе и миру.
Существенной характеристикой моральных требований является их универсальность, или всеобщность. Всеобщность нередко неправомерно понимается как то, что: а) у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном; б) определенные моральные требования и ценности являются общераспространенными, в) всеми признаваемыми в виде неких «простых норм нравственности» или«общечеловеческих ценностей». Такие понимания всеобщности моральных требований отражают действительный факт общераспространенности некоторых форм поведения и человеческих взаимоотношений. Но универсальность как свойство морального требования неправильно сводить к общераспространенности[2, с.177].
Под универсальностью следует понимать безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситуациям. Это выражается в: (а) беспристрастности, т.е. равном отношении ко всем в определенной ситуации.
Так, беспристрастность как нелицеприятность проповедовалась Моисеем — как требование к судье: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего». В НовомЗавете это требование повторяется, но в то же время как будто допускает и расширительное толкование: к людям следует относиться по вере, «не взирая на лица», одинаково относясь к богатому и к бедному.
(б) в надситуативности, т.е. равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах. В этих характеристиках нравственного требования Ты обобщается до Они, Мы, Человечество, и это значит, что к другому должно относиться как к вочеловеченному другому, в лице другого — к человечеству.
Беспристрастность и надситуативность кристаллизуются в (в) принципе универсализуемости, который гласит: принимая и осуществляя решение в отношении другого, исходи из того, что другой в такой же ситуации примет такое же решение в отношении тебя.
Здесь по-своему обнаруживается золотое правило: из универсализуемости вытекает, что если сейчас говорю, что я должен поступить определенным образом по отношению к определенному лицу, я обязан считать, что то же самое должно быть совершено в отношении меня, будь я в точно такой же ситуации, включая то, что я обладал бы теми же личностными качествами и теми же мотивами.
Таким образом, принимая во внимание различные аспекты всеобщности моральных требований, можно заключить, что этическая нормативная мысль движется следующим образом:
(1) «Поступай одинаково в отношении различных людей в одинаковой ситуации» (беспристрастность).
(2) «Поступай одинаково в отношении одного и того же лица в разных ситуациях» (надситуативность).
(3) «Исходи из того, что любой другой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человека или в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуации поступил бы так же»(универсалиъуемость) [6, с.98].
Все эти черты морального долженствования, характеризуя форму последнего, недвусмысленным образом задают и его содержание. Очевидно, что они предполагают, не исчерпывая это содержание полностью, что в моральных решениях, действиях и оценках человек должен по крайней мере соблюдать равенство и не ущемлять ничьи права.
Тогда разрешаются вышеозначенные затруднения. И золотое правило, и принцип универсализуемости, будучи довольно общими, призваны всего лишь ограничить произвол.
Только при условии соблюдения прав других людей и, стало быть, исполнения своих обязанностей человек должен содействовать благу других людей. Это содействие же предполагает иные по характеру поступки — совершаемые сообразно сложившимся ситуациям и включенным в них лицам [6, с.99].
2. Совесть – глаза человеческой души
2.1. Понятие совести
Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе [7, с.92].
Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести». В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний — страшных чудовищ, которые неотступно преследуют и терзают человека.
Будучи по своей природе эмоциональной, совесть выступает в каком-то смысле как сверхразумная. Что это значит? Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и«морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако разум — большой хитрец в отношении того, как найти оправдания для нашего неморального поведения. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т. е. ищет рациональные, практические аргументы, обосновывающие собственное несовершенство. Вот здесь и вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и витиеватые доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.
Всегда ли права совесть? Думаю, что утверждать так было бы некорректно.
Совесть — чувство ответственности за конкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенно определенных моральных обязанностей! которые далеко не всегда совпадают с обязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от них уклоняться. Человек может считать своим долгом совершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог ее совершить. Или некто обязан докладывать начальству о благонадежности окружающих, и его мучает совесть, что он пожалел своего соседа и скрыл от властей его критические разговоры. В подобных случаях всегда встают вопросы: является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мы служим? Возникает проблема иерархии ценностей, рефлексии по поводу самих установок нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму, без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации [7, с.93].
2.1. Чистая совесть
В обычной речи мы можем употреблять выражения «спокойная совесть» или«чистая совесть». Под ними понимают факт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.
На эту тему существуют два противоположных взгляда. Один взгляд, выражаемый, в частности, Альбертом Швейцером, состоит в том, что чистая совесть как таковая невозможна. Это все равно, что круглый квадрат или сапоги всмятку. Если совесть — значит, непременно больная.
Строго говоря, в таких случаях речь идет о достоинстве, а слова«чистая совесть» могут выражать только амбицию человека на то, что им достигнуто совершенство, на внутреннюю цельность и гармоничность. Состояние«чистой», «успокоившейся» совести (если принимать это словосочетание в буквальном смысле) есть верный признак бессовестности, т.е. не отсутствия совести, а склонности не обращать внимание на ее суждения. Неспроста принято считать, что «чистая совесть» — это выдумка дьявола.
В подобном случае приводится тот аргумент, что человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Он становится суперчувствительным к малейшему своему отступлению от моральных образцов и начинает переживать такие тонкости, которых обычный индивид и вовсе не заметит. Он все время страдает от своего несовершенства и его совесть, как открытая рана. Тот же, кто говорит, что его совесть чиста, просто не имеет совести, потому что совесть как раз и есть инструмент, указывающий на уклонение от долга. Но ведь мы не ангелы!Мы постоянно грешим, попустительствуем своим слабостям, и, значит, чистая совесть — не более, чем иллюзия или самообман [3, с.261].
В притче Иисуса о молитве фарисея и мытаря рассказывается, что фарисей в молитве благодарил Бога за свое особое благочестие, мытарь же, не поднимая глаз к небу и ударяя себя в грудь, лишь просил Бога о милосердии к себе за грехи свои. Оправданным перед Богом оказывается мытарь, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»
Фарисей уверен в том, что выполнил долг и что совесть его чиста. Но долг перед Богом означает помимо прочего смирение. Самомнение и заносчивость ему противоречат.
Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благу других людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга.Совершенствование — потенциально бесконечно. Предположение индивида о том, что он достиг совершенства, свидетельствует о его несовершенстве.
Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть — это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров. Зачем надо мучиться, если ты действительно выполняешь то, что положено, и делаешь это честно и охотно? Ощущение чистой совести дает человеку уравновешенность, спокойствие, способность оптимистично и бодро смотреть в будущее. Если у морального индивида возникнут реальные основания для сомнений в правильности того или иного своего поступка, индикатор- совесть моментально заработает. Это произойдет даже раньше, чем возникнет рефлексия, чем появится мысль — «что-то не так». Но там, где таких реальных оснований нет, изобретать себе муки и посыпать голову пеплом совершенно незачем. Совестливость не должна становиться болезнью, мазохистской страстью, тем самым самоуничижением, которое паче гордыни. В этом случае человек может так увлечься муками совести, что забудет о реальной жизни, которая продолжается.
Чистая совесть — нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Я совершенно согласна с нашим отечественным ученым XX в. Г. Бандзеладзе, который считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность [3, с.261].
Но уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитости, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, значит, смерти души. Наоборот, в ощущении нечистоты собственной’ совести — надежда. В муках совести — не только презрение к самому себе, но и тоска по просветлению и самоочищению, а значит, желание исправить ошибку, ответить за преступление. В муках совести — усилие к совершенству. Муки совести знаменуют неприятие себя как такового. В осуждении себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение (или по крайней мере надежда) не совершать впредь того, что будет достойно сожаления. В признании своей вины(которое может принимать форму исповедального признания) и в осознанном принятии наказания, искупляющего вину, это намерение может перейти в решимость. В строгом смысле слова эта решимость и есть добродетель вообще: как стойкость человека в исполнении своего долга — вопреки естественным колебаниям, сомнению, скептицизму, унынию.
Гораздо чаще встречающееся выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; в узком и более распространенном смысле«свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа.
Однако в собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, а свобода в последовательном своем выражении — ничем иным, как жизнью по совести.
2.3. Виды совести по Э.Фромму
Интереснее понимание совести дано в работах психоаналитика Э. Фромма.Фромм считает, что совесть бывает двух видов — авторитарная и гуманистическая. Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов.Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести.: Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.
Гуманистическая совесть, по Фромму, это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей, к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой. Совесть — это призыв.
Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителемМартином Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности. Зов совести приходит в молчании[7, с.94].
2.4. Совесть и стыд
Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания — стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд — даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».
Логика совести иная. И это было осмыслено исторически довольно рано.
Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного:«Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.» И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного» [3, с.263].
2.5. Совесть и долг
В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке — быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.
Субъективно совесть может восприниматься как хотя внутренний, но чужой голос (в особенности, когда он редко о себе заявляет или к нему редко прислушиваются), как голос, как будто независимый от «я» человека, голос«другого я». Отсюда делаются два противоположных вывода относительно природы совести. Один состоит в том, что совесть — это голос Бога. Другой состоит в том, что совесть — это обобщенный и интериоризированный(перенесенный во внутренний план) голос значимых других. Так что совесть истолковывается как специфическая форма стыда, а ее содержание признается индивидуальным, культурно и исторически изменчивым. В крайней форме этот вывод обнаруживается в положении о том, что совесть обусловлена политическими взглядами или социальным положением индивида.
Эти точки зрения не исключают друг друга: первая акцентирует внимание на механизме функционирования зрелой совести, вторая — на том, как она созревает, формируется; первая рассматривает совесть по преимуществу со стороны ее формы, вторая — со стороны ее конкретного содержания. Совесть в самом деле формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) — родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других. В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требование исполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам. Но так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности. Однако сформированная совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть — это голос «другого я» человека, той части его души, которая не обременена заботами и утешениями каждого дня; совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Совесть— это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей [3, с.264].
Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» — это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал:
«Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства» .
И это — тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.
Моральное сознание интригует заключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого [3, с.265].
Заключение
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Принимая во внимание различные аспекты всеобщности моральных требований, можно заключить, что нормативная мысль движется следующим образом:
1) «Поступай одинаково в отношении различных людей в одинаковой ситуации» (беспристрастность).
2) «Поступай одинаково в отношении одного и того же лица в разных ситуациях» (надситуативность).
3) «Исходи из того, что любой другой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человека или в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуации поступил бы так же»(универсалиъуемость).
Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.
Главная функция совести — самоконтроль.
В обычной речи мы можем употреблять выражения «спокойная совесть» или«чистая совесть». Под ними понимают факт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.
На эту тему существуют два противоположных взгляда. Один взгляд, выражаемый, в частности, Альбертом Швейцером, состоит в том, что чистая совесть как таковая невозможна. Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть — это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров.
Фромм считает, что совесть бывает двух видов — авторитарная и гуманистическая.
Стыд и совесть в общем довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица.
В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке — быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.
Завершая разговор о совести, можно сказать, что она всегда выступает как особого рода внимательность, как осторожное замедление рассмотрения морального сюжета и чуткое вслушивание в ход внутренних и внешних событий — все ли в порядке? Не нужно ли переосмыслить происходящее и предпринять душевные и практические усилия, чтобы восстановить нарушенную моральную гармонию?
Список литературы
Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1990. – 346 с.Бергер П.Л. Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. –М.: Аспект Пресс, 1996. – 462 с.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Обществознание. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 416 с.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Обществознание. В 3-х т. Т.3. социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс»,1999.
reshal.ru
Вопрос 1. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть?
Долг, чувство долга — кто делает то, что может, делает то, что должен. Мадлен де Скюдери – Долг это то, чего в эту минуту не сделает никто, кроме вас. Пенелопа Фицджеральд – Долг это то, о чем думаешь с отвращением, делаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься.
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.
Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела.
Вопрос 2. Что такое долг?
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.
Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Вопрос 3. Что такое объективные обязанности?
Объективные обязанности – это такие обязанности, которые человек может выполнить, то есть они реальные, земные и посильные ему.
Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвёл товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.
Вопрос 4. Какие стороны предлагает наука различать в долге?
Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.
Вопрос 5. Что такое моральный долг?
Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.
Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и праютически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.
Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.
Вопрос 6. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
Существует двойной контроль: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний — самоконтроль человека, т. е. совесть.
Вопрос 7. Что такое совесть?
Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совесть — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А ещё про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.
Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоких тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждёт его?
Вопрос 8. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... Никому я ничего не должен!»
Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.
Каждый человек имеет какие-то обязанности. Если не прямые, то косвенные. Школьник должен учиться, рабочий-работать, домохозяйка-содержать дом и т.д. и т.п.
У всех людей есть определенные социальные роли. Все должны им соответствовать, дабы их поведение в обществе было предсказуемо. Таким образом у человека есть обязанности, о которых он сам даже не задумывается, которые он выполняет всегда и везде. Следовательно: каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять.
Вопрос 9. Ты уже знаешь, что долг — это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.
Формализм – Соблюдение внешней формы в чём-н. в ущерб существу дела.
Формализм – это когда по букве закона или инструкции все верно, а по сути – не правильно и даже преступно.
Формально относится к своим обязанностям – это значит поступать от «сих до сих», не проявляя личной инициативы и не учитывая никаких обстоятельств.
Вопрос 10. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».
Понятия "муки совести", "угрызения совести" и "нечистая совесть" схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков. Эти понятия идут по нарастающей от "нечистая совесть" до "муки совести", если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить. А вот "спокойная совесть" понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.
Вопрос 11. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».
Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие?
Совесть может преисполнять человека страхом, если он поступил гнусно ввиду своей неприязни и эгоизма к другим. Допустим: тебя спросили дорогу, а ты подсказал идти по тому-то пути. А из-за неприязни, ты сказал тот путь, где много опасностей и поэтому ты думаешь «А что, если этот человек умрет или покалечит себя...» и т.д.
Душевное же спокойствие возникает, когда ты помог человеку или дал хороший совет (неважно) и он тебя поблагодарил. Ты уже знаешь, что совершил что-то доброе, поэтому и совесть находится в спокойствии.
Вопрос 12. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?
Определение «бессовестный» говорит само за себя - это человек, у которого нет совести. Что это за человек? Наглый, беспринципный, живущий только для себя. Человеком его назвать, конечно можно, в биологическом понимании этого слова, и вполне возможно он личность, ведь не всегда бессовестные люди демонстрируют эту свою особенность на каждом шагу. Таким людям характерна ложь и лицемерие, умение приспосабливаться к ситуации с выгодой для себя. Для окружающих его поведение будет иметь те последствия, какие выгодны бессовестному человеку. Не всегда бессовестные люди порицаемы нашим обществом, особенно если они богаты. А для него самого отсутствие совести - спокойствие нервной системы. Единственные люди, которые реально будут страдать и мучиться из-за такого человека это его близкие - родители, жена (муж), дети и т. д.
Вопрос 13. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.
М. Ганди был прав в своем утверждение в вопросах о совести. Каждый человек имеет свои границы своей же совести. Не каждый человек способен совершать совестные поступки. Закон совести большинства не действует, так как у каждого совесть разная, и мнение большинства не всегда правильное, справедливое.
resheba.com
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Я уже понял, что франкмасонство — это что-то отрицательное. Помоги мне понять насколько?
Довольноплохо
Неприятно, ножить можно
Текст комментария:
kartaslov.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»