Выполните упр. из учебника Н.Греча , изданного в 1852 году.Означить ударение на словах . То есть обозначить ударение в словах. 1)На воротах замка по три замка 2) Мука мелется из зёрен. 3) Писать тупым пером -большая мука . 4)У этого дома большие трубы 5 )Из труб идёт дым 6)У него ПРОПАСТЬ денег;как бы им не пропасть 7)Я мою голову. 1 Какая Роль может выполнять в ударение в русском языке ? Ответе на вопрос , опираясь на выполненное упражнение . 2.Каково значение выделенного в тексте слова? Употребляется оно в таком значении в наше время?
1) нА ворОтах зАмка пО трИ замкА2) мукА мелется Из зЕрен3) пИсать тУпым перОм большая мУка4) У этого дОма большИе трУбы5) Из труб идЕт дым6) у негО прОпасть дЕнег как бы им не пропАсть7) Я мОю гОлову1) В языке Ударение выполняет различные функции: смыслоразличительную , например «замок» — «замок»2) Пропасть - ударение на О выражение досады, раздрожения, да оно упротребляется в наше время например на краю пропасти, тоже что на краю гибели
cwetochki.ru
В так называемой деревенской магии существуют простые приворотные обряды, которые уже были проверены многими поколениями влюбленных девушек.
Простой механизм для приворота
Для любого приворота на замок необходимо купить само изделие. Он должен быть навесным с самым простым запорным механизмом. Не стоит изощряться и приобретать самый крутой. Те, кто уже делал подобный ритуал, подтверждают, что действие магии, как появление Херобрина, мало предсказуемо, но уж точно не зависит модных «прибамбасов». Замок является лишь инструментом, подкрепляющим ваше намерение.
Вам будет интересно:
Второе, что поможет получить максимальный результат это полная тайна происходящего. Кроме вас о планируемом мероприятии и его результатах не должен знать никто. Болтливость может повлечь за собой ослабление действия приворота и возможно не самые приятные события в виде последствий за раскрытие тайны.Кстати, после запирающего приворота рекомендуется выкинуть все мысли и мечты о том, кто был приворожен. Если не выполнить это обязательное условие, то результатов можно и не дождаться. Представим три варианта приворота на замок в зависимости от сложности и мощности процесса.
Чтобы сделать приворот на замок обязательно нужно пригласить в гости своего избранника. Перед самым его приходом запорный механизм открыть, дужку отогнуть, а сам замок спрятать таким образом, чтобы он оказался хотя бы под краешком половика у входной двери. После того, как долгожданный гость переступит порог или наступит на половик, его нужно проводить в комнату и вернуться назад. Незаметно достать замок, закрыть на ключ и прошептать заговор:
«Как замок сей не разомкнуть никому и никогда, так и твои (имя объекта приворота) чувства никому не развести и не рассорить. Ключик на дне, замок – во мне, слово заперто, дело скреплено».
Ключ обязательно нужно выбросить в природный водоем, а заговоренный замок всегда носить при себе. Кстати, ввиду того, что ключ во всех приворотных ритуалах на замок выбрасывается, удалить столь простое магическое воздействие довольно сложно. Вероятнее всего придется обращаться к специалисту, который точно знает, как снять запирающий приворот. Потому прежде чем приворожить знакомого парня, подумайте сотню раз. И уж тем более не стоит творить такое волшебство ради веселья или мести. В таких случаях вас ожидают очень неприятные последствия.
Этот ритуал исполняется в строго определенные часы – либо ранним утром (5–6 часов), либо в полдень (12–13 часов), но строго на фазу растущей луны. Так же потребуется снимок человека и свое фото. Далее следует поступить следующим образом:
Важно: в течение всего дня, когда исполнялся замыкающий приворот, настоятельно не рекомендуется ни с кем разговаривать, а потом еще неделю нельзя что-либо выносить из дома.
Этот черный приворот обладает очень большой силой. Его суть заключается в следующем: на самом замке определенным образом необходимо своей кровью (можно месячной) написать имя избранника и свое. После чего глубокой ночью отправиться в лес и, читая слова заговора, закрыть его на ветке строго двуствольного дерева.
Ритуал действительно очень мощный и использовать его нужно крайне осторожно. Подойдет он разве что для жены, желающей еще крепче привязать своего мужа. В других случаях лучше воспользоваться менее серьезным ритуалом или придумать не такой опасный способ, как собственным женским обаянием завоевать мужчину без помощи магических чар.
slovomaga.ru
Сирия – страна с особым историческим колоритом. Руины древних городов, стены и башни средневековых замков встречаются здесь повсеместно. Есть среди них и замки крестоносцев, из которых первое место по праву принадлежит Краку де Шевалье. Он превосходит другие замки по размаху строительства, степени сохранности и разнообразию фортификационных средств. Предлагаем познакомиться с историей Крака и совершить виртуальную прогулку по замку.
Не только туристы, но и специалисты-историки не могут скрыть восхищения перед этим впечатляющим сооружением. Томас Эдвард Лоуренс (Лоуренс Аравийский) во время своего путешествия по Востоку в начале ХХ в. восторженно писал о нём: «…самый красивый замок мира, просто настоящее чудо». Другой знаменитый исследователь П. Боазе сравнивал его с такими чудесами архитектуры, как Парфенон и Шартрский собор.
Сегодня Крак де Шевалье стоит в 25 километрах от автострады Латакия-Хомс. Замок возвышается на вершине горы Джабал Ансарийя, на высоте 750 м. При ясной погоде отсюда на юге можно различить высокие отроги Ливанского хребта и даже морское побережье. Географическое местоположение замка было выбрано исключительно удачно. Зелёная долина у его подножия является частью естественного прохода между средиземноморским побережьем и внутренними районами Сирии. В эпоху крестовых походов этот проход стал естественной границей между христианским графством Триполи и мусульманскими эмиратами Хамы и Хомса. Крак, выдвинутый далеко на северо-восток христианских владений, должен бы прикрывать подходы к главным портам графства Тартусу и Триполи. Он также служил крестоносцам важным форпостом при их вторжениях на мусульманскую территорию.
globalsecurity.org
Ещё до прихода крестоносцев на месте нынешнего замка находилась небольшая крепость Хосн ас-Сафах, т.е. «замок на откосе». В 1031 г. эмир Алеппо Шибл ад Даула поселил здесь колонию курдов, чтобы они могли охранять здесь дорогу на Триполи. Крепость после этого стали называть Хосн аль-Акрад, т.е. «замок курдов». Отсюда, как полагают исследователи, произошло и название, данное месту крестоносцами: Крат, позднее преобразовавшееся в Крак. С другой стороны, в местном диалекте существовало арамейское слово «карк», означавшее крепость. Оба названия замка со временем приобрели схожее звучание. К слову, современное имя, Крак де Шевалье, т.е. «замок рыцарей», является изобретением позднейшего времени — как и современное арабское название замка Калаат ал-Хосн.
В первый раз Крак был занят крестоносцами ещё в 1099 году. Тогда его осада продлилась лишь несколько дней. Опасаясь за свою участь в случае, если замок будет взят штурмом, воины гарнизона и окрестные жители безлунной ночью спустились со стен и спаслись бегством. Окончательно крепость перешла в руки христиан лишь в 1110 г. Танкред, правитель Антиохии, первый владелец замка, вскоре передал его Понсу, графу Триполи. Однако графам Триполи тяжело было поддерживать укрепления в должном порядке и содержать в отдалённом замке постоянный гарнизон. К тому же, начиная с 1115 года, мусульмане постоянно предпринимали попытки вернуть этот важный стратегический пункт себе. Наконец, в 1142 г. Раймон II, граф Триполи, торжественным актом передал его вместе с прилегающими территориями военно-религиозному ордену Святого Иоанна, более широко известному как Орден госпитальеров.
Сильное землетрясение в сентябре 1157 г. нанесло значительные повреждения укреплениям Крака. По распоряжению великого магистра ордена Раймона де Пюи, их отреставрировали, при этом укрепив и несколько расширив. После нового землетрясения в 1170 г. были предприняты ещё более масштабные строительные работы, радикально изменившие прежний облик замка и придавшие ему те черты, которые он сохраняет поныне. Прежде всего, были переделаны пришедшие в негодность стены, которые переложили заново, значительно нарастив при этом в высоту и снабдив семью наблюдательными башнями. Снаружи замковых укреплений был устроен ещё один внешний пояс стен, также с двенадцатью башнями, который должен был затруднить противнику доступ к главной линии обороны. После новой серии землетрясений в 1201–1202 гг. стены замка получили массивный скат гласис, увеличивший их устойчивость как перед ударами тарана, так и перед разрушительными подземными толчками.
Масштаб и мощь укреплений доставили Краку заслуженную славу и содействовали его превращению в важнейший центр владений госпитальеров в северной Сирии. Именно здесь находилась резиденция магистра ордена, над которой поднималось его знамя. Одиннадцать раз замок выступал пунктом сбора войск, готовившихся предпринять экспедицию против мусульманских владений. В свою очередь, мусульмане неоднократно пытались его осаждать. В 1163 г. султан Нур ад-Дин потерпел у его стен такое поражение, что вынужден был бежать полуголым на неосёдланной лошади, спасая собственную жизнь. Его наследник Салах ад-Дин дважды в 1180 и 1188 гг. подступал к стенам замка, однако, убедившись в мощи укреплений, уходил, даже не пытаясь их атаковать. В 1207 г. госпитальеры отразили нападение армии его брата Малика ал-Адиля. В 1218 г. сын предыдущего, Малик ал-Ашраф, несколько месяцев простоял под стенами, но так и не смог ворваться в замок.
Первые три десятилетия XIII в. были зенитом могущества и славы хозяев Крака. В это время госпитальеры получали 4000 динаров дани от эмира Хамы, ещё 2000 динаров им платили местные крестьяне. Гарнизон замка в обычное время состоял из 600 воинов: из них 100 были рыцарями Ордена, а 500 сержантами и рядовыми. Часто в число защитников замка входили гости из других орденских территорий. Так, в 1233 г. здесь собралось более 2000 воинов, из числа которых 100 рыцарей прибыли с Кипра, 80 из Иерусалима и 30 из Антиохии.
В 1249 г., после поражения VII Крестового похода, у защитников Святой земли начались трудности. Мусульмане всё чаще атаковали владения госпитальеров, под их ударами их территория неуклонно сокращалась, а вместе с ней уменьшались доходы казны. Всё меньшим становилось число прибывавших из Европы новых крестоносцев. В 1268 г. гроссмейстер Ордена Уго Ревель жаловался, что гарнизон Крака сократился лишь до трёх сотен воинов. Предчувствие беды не обмануло гроссмейстера. 3 марта 1271 г. египетский султан Бейбарс, объединив силы с сирийскими эмирами, начал последнюю осаду крепости.
В замке имелся пятилетний запас продовольствия, и надеяться заморить его защитников голодом было едва ли возможно. Оставалось надеяться на прямой штурм укреплений. Каждый шаг на пути к победе давался мусульманам немалой кровью. Сперва им пришлось взбираться вверх по узкой, хорошо простреливаемой со стен замка тропе. Взобравшись наверх, им пришлось втащить за собой осадные машины. 28 метательных машин-мангонелей, установленных вокруг замка, непрерывно бросали в него огромные камни. От обстрела сильно пострадали восточная и южная часть укреплений.
15 марта мусульмане через проломы в восточной стене ворвались во внутренний двор. Вход в цитадель замка преграждали четверо ворот. За каждым углом нападавшие встречали хорошо организованное сопротивление. Бейбарс отдал приказ вырыть подкоп под стены. Когда работы были окончены и 29 марта мусульмане ворвались в цитадель, последние защитники замка отступили в южный редут. Здесь были самые большие башни и имелось всё необходимое для перенесения осады. Столкнувшись с таким упорством, султан предпочёл прибегнуть к хитрости. По его распоряжению было изготовлено поддельное письмо якобы от гроссмейстера Ордена, в котором осаждённым было приказано сложить оружие. После того как надёжный человек доставил этот приказ в замок, 8 апреля 1271 г. гарнизон Крака капитулировал. Оставшиеся в живых рыцари были отпущены в Триполи, а замок перешёл в руки Бейбарса. По заключённому вскоре миру крестоносцы вынуждены были уступить ещё ряд крепостей — такова была цена, в которую обошлась потеря этого ключевого места.
Южная сторона укреплений замка. Именно здесь сарацинам удалось проломить внешний пояс укреплений и ворваться в пространство между первой и второй стеной. Когда замок перешёл в руки мусульман, для защиты южной стороны была построена массивная прямоугольная башня, сохранившаяся до сих порБейбарс немедленно приступил к восстановлению разрушенных укреплений, так что вскоре Крак снова приобрёл грозный вид. Некоторое время он служил новым хозяевам в борьбе с крестоносцами и их попытками взять реванш за поражение. Однако после того, как в 1281 г. наследник Бейбарса султан Калаун взял Триполи, его военное значение сошло на нет. Замок не затронуло ни вторжение в Сирию войск Тимура в 1401 г., ни османское завоевание в 1506 г. Одно время он служил резиденцией для турецкого губернатора провинции. Однако в скором времени губернатор нашёл для себя более комфортное пристанище, а вслед за ним ушёл и гарнизон.
Единственными обитателями замка остались местные крестьяне. Они без тени сомнения использовали внутренние помещения для собственных хозяйственных нужд и добывали камень из старых построек. После 1859 г. Крак всё чаще начинают посещать европейские туристы. В 1927 г. в замке начались реставрационные работы. Команда археологов, которую возглавил Поль Дешамп, в течение нескольких лет работала над тем, чтобы вернуть замку его первозданный образ. В 1934 г. здесь открылся музей, который ежегодно посещают тысячи туристов. В 1974 г. замок объявлен культурным наследием ЮНЕСКО.
Местоположение замка во многом определяет его оборонительную архитектуру. Как уже говорилось ранее, Крак занимает вытянутую вершину холма. Повторяя её форму, замок в плане имеет вид трапеции с вершиной, направленной на север, и основанием, ориентированным в южную сторону. Длина его боковых сторон около 200 м, ширина основания — около 150 м, так что общая площадь пространства внутри стен не превышает 2,5 га. Природа надёжно защитила замок от нападений противника. С востока, севера и запада крутые склоны холма делают его почти неприступным.
Лишь с юга, там, где выступ гряды сообщается с примыкающей соседней возвышенностью, враги могли разбить лагерь, установить осадные машины и провести атаку. Защитники замка постарались снизить опасность, перекопав гряду несколькими линиями рвов и построив треугольный контрэскарп. Линия стен с этой стороны имела максимальную ширину, именно здесь располагались самые мощные и высокие башни.
Стены и башни замка воздвигнуты таким образом, что возвышаются уступами друг над другом. Особенно хорошо это видно с наиболее опасной южной стороны укрепленийПодобно многим другим укреплениям этого времени, Крак создавался постепенно, в течение нескольких столетий. Первоначально он представлял собой довольно слабое укрепление с единственной башней. В ходе последующих строительных работ он приобрёл сначала один, а после два пояса стен с башнями, уступами возвышавшихся друг над другом. Такие укрепления относятся к т.н. концентрическому типу, поскольку их оборона последовательно строится на нескольких уровнях. Дорога в замок проходила под стенами внешнего пояса обороны, доступ к внутренней части укреплений осуществлялся по узкому коридору у подножия стен второго уровня. Проломив стену и преследуя отступающих защитников замка, противник должен был преодолевать один за другим всё новые и новые рубежи обороны.
Внутри замка его ожидали разнообразные ловушки. Все коридоры простреливались в нескольких направлениях, проходы блокировались падающими сверху решётками. Путь к воротам был устроен таким образом, что передвигаться по нему можно было лишь повернувшись к стене правым, не защищённым щитом боком. «Мёртвая зона» у подножия укреплений простреливалась из навешенных на стену коробчатых выступов машикулей и т.д.
Участок стены над входными воротами. Обратите внимание на остатки машикулей, которые позволяли обстреливать противника в мёртвой зоне у подножия стенГлавный вход в замок находится на восточной стороне. Крестоносцы приложили много усилий для его укрепления. Ворота защищает прямоугольная башня, слегка выступающая вперёд за линию стен. Ещё одна башня, больше и массивнее первой, была возведена в 30 метрах южнее, фланкируя проход с левой стороны. Такая система позволяла держать проход под перекрёстным обстрелом. Обе башни сильно пострадали во время штурма и были восстановлены впоследствии. Между 1254 и 1269 годами крестоносцы построили ещё одни ворота с северной стороны замка. По-видимому, они использовались в случае, если при внезапном нападении противника требовалось быстро впустить в замок обитателей окрестных селений и их скот. По обеим сторонам ворот для их защиты были выстроены две башни. Во время штурма 1271 г. они также были разрушены; при реконструкции замка выступающие вперёд части башен оказались скруглены. Сегодня эти ворота остаются заложенными и наполовину заваленными землёй. Небольшие калитки для тайных вылазок также существовали в южной и западной стороне укреплений.
Попробуем войти в замок через главный вход. К воротам ведёт деревянный подъёмный мост. Над аркой находится арабская надпись, сделанная в честь султана Бейбарса. Текст рассказывает о восстановительных работах, предпринятых по его приказу после того, как замок попал в руки мусульман. Проходя под арочными сводами, посетители попадают в небольшое караульное помещение. Отсюда начинается длинный сводчатый коридор, который идёт вдоль всей восточной стены замка в южном направлении. Пол коридора, вымощенный большими неправильной формы плитами с очень широкими ступенями, позволял легко продвигаться по нему не только пешеходам, но и всадникам. Слева от прохода открываются обширные залы, непосредственно примыкающие к внешним оборонительным стенам. В них размещались рыцарские конюшни, стойла для скота, а также хозяйственные помещения. Дорога под сводами коридора, пройдя почти 90 м на юг, делает затем резкий изгиб и поворачивает вновь на север. Когда-то именно здесь был вход в замок. Левая стена галереи тогда была наружной поверхностью крепостной стены. На месте развилки, соединявшей оба колена коридора, находится небольшая пятиугольная башня. Она является последним по времени сооружением крестоносцев в замке, оконченным незадолго до 1270 г. Выходящий во внутренний двор фасад здания украшен над входом геральдическими изображениями львов – символами Бейбарса.
От выхода из башни открывается грандиозный вид на самую укреплённую южную часть замка. Прямо перед ногами посетителей находится заполненный водой большой ров 72 м в длину и 16 м в ширину. Его назначение состояло в том, чтобы воспрепятствовать проведению подкопа под наиболее уязвимую сторону укреплений. Обычно такие рвы размещали за крепостными стенами, однако в Краке его значение не исчерпывалось фортификационными целями. Вода из крепостного рва использовалась для хозяйственных нужд: мытья, стирки, водопоя скота и т.д. Доставлял её сюда акведук, примыкавший к юго-западной угловой башне. Со дна рва под большим углом поднимаются вверх могучие стены внутреннего оборонительного пояса замка.
Внутренний двор в южной части замка. Прямо под стеной виден ров. Справа у самого края видна часть пятиугольной башни, в которой располагается ведущая ко входу в замок восточная галерея. Над рвом нависает массивный гласис наиболее укреплённой южной стороны цитадели. Три массивные башни будто вырастают из поверхности стены. Справа находится башня № 21, посередине «башня Монфре», далее — «башня магистра» Тот же участок с другой точки съёмки. Справа видна пятиугольная башня, ведущая в восточную галерею и к главным воротам замка. Над входом в неё — геральдические львы, являвшиеся гербом султана Бейбарса. Над башней нависает гласис цитадели и башня №21Нижняя их часть у самого основания скошена, образуя так называемый гласис, или скат. Гласис является поздней постройкой, добавленной к стенам лишь в начале XIII века. Он играл роль гигантского контрфорса и был воздвигнут не только в оборонительных целях, но и для предохранения от разрушительного действия землетрясений. Совокупная высота стен в этой части замка составляет 26 м, а их толщина в основании доходит до 5 метров. В верхней части поверхность стен увенчивают три большие башни. Их внешняя сторона, прорезанная бойницами для лучников, обращена на юг. Вход вовнутрь башен осуществляется со стороны цитадели. Именно здесь оборонялись последние защитники замка в 1271 г.
С другой стороны рва находится проход в 60-метровую сводчатую галерею, которая примыкает к стене внешнего оборонительного пояса. Судя по остаткам каменных коновязей, здесь находилась огромная конюшня. Галерея, как и вся южная стена, является созданием мусульманских строителей. Во время штурма сюда пришёлся главный удар нападавших. Две имевшиеся здесь круглые башни получили такие повреждения, что их пришлось фактически возводить заново. Переложив стену, каменщики построили галерею. Впрочем, возможно, они использовали остатки ранее существовавших здесь построек крестоносцев.
Чтобы укрепить оборону южной части замка, его новые хозяева дополнительно воздвигли здесь массивную прямоугольную башню. Она выступает далеко за линию стен, что позволяет держать под обстрелом мертвую зону у их подножия и подходы ко рву. Высота башни составляет 15 м. Широкая верхняя площадка предназначалась для установки метательных машин. По периметру она защищена зубцами с прорезанными в них бойницами для лучников. Узкая лестница ведёт с башни вниз в галерею, а оттуда спускается во внешний ров у подножия стен. Соседняя угловая башня круглой формы, приземистая и массивная снаружи, удивляет изящной внутренней архитектурой. Стройная восьмиугольная колонна поддерживает свод обширного зала. В стенах проделаны бойницы-окна.
Колено восточной галереи. Проход вниз ведёт к главным воротам замка, вверх — ко входу в цитадельПересечём вновь внутренний двор, войдём обратно в башню с изображениями львов над входом и от развилки поднимемся к входу в цитадель. Угол подъёма в этом колене коридора значительно круче, чем в нижней галерее. Свет в галерею проникает через прорубленные в стенах и потолке бойницы. Судя по тому, как хорошо укреплены ворота, когда-то они были внешним входом в замок. Сами ворота представляют собой сводчатый проход, обрамлённый так называемыми сломанными, то есть слегка заострёнными вверху, арками. По сторонам его расположены две небольшие камеры для караула. На стене виден жёлоб, предназначенный для подъёмной решётки. В боковых стенах – ниши для дверного засова. Ворота выходят во внутренний двор, являющийся центром всего сооружения. Как и весь замок, двор имеет трапециевидную форму. Первоначально его середина была обрамлена по периметру сводчатой галереей. Полная длина галереи составляет 120 м при ширине 8 м. Она была построена в начале XII в. и отреставрирована в середине следующего столетия. В ходе этой реставрации первоначальная архитектура внутреннего двора замка претерпела изменения. В его западной части возник Большой зал с открытой галереей, южная часть оказалась поднята на специальной платформе, образовав обширный хозяйственный двор.
Внутренний двор цитадели. Прямо под ногами находится крыша хозяйственного двора. Открытая часть двора в плане напоминает треугольник. В его левой части находится галерея и за ней Большой зал. Прямо перед глазами виден портик, в тени которого скрыт вход в часовню. Поперёк торца часовни проходит каменная лестница на верхнюю площадку стен. Слева видна «башня принцессы», одно из древнейших сооружений замка. Справа — башня, боевой площадкой которой служит крыша капеллыen.wikipedia.org
Выходя во внутренний двор из ворот, мы сразу справа видим здание часовни. Она представляет собой одно из самых старых строений замка, воздвигнутое начале XII века. После страшного землетрясения 1170 г. здание было значительно перестроено и расширено. Сегодня часовня представляет собой высокий однонефный зал, перекрытый тяжёлым сводом. Свет сюда проникает через широкое окно в центре полукруглой апсиды. Глубокая амбразура окна подчёркивает толщину и мощь кладки стен. Предельно простой, лишённый орнаментального декора вид часовни удивительно хорошо сочетается с крепостной архитектурой. Единственным украшением зала являются плоские колонны пилястры. Когда-то стены украшались фресками. Во время реставрации здесь были обнаружены следы изображений Богоматери с Христом и св. Иоанна. Другим украшением являлись вывешенные здесь на стенах знамена и военные трофеи, а также оружие павших рыцарей. Под плитами пола часовни покоятся останки наиболее известных рыцарей и глав Ордена госпитальеров. Во время раскопок шесть таких захоронений были обнаружены под порталом. Часовня служила также целям обороны. Её крыша использовалась как верхняя площадка башни, над апсидой имелся узкий проход вдоль стены, прорезанной бойницами. Отсюда лучники могли защищать подходы к воротам цитадели. Сразу же после взятия Крака в часовне была устроена мечеть. В этом качестве она использовалась вплоть до XX в.
Крыша хозяйственного двора и ров — «волчий прыжок» — отделяющий от него башни цитадели. Каменная лестница ведёт в «башню Монфре», далее виден угол «башни магистра»С суровостью и строгостью архитектуры замковой часовни контрастирует расположенный в западной стороне двора фасад Большого зала. Его помещение было построено в ходе реконструкции замка в 1250-х гг. Здесь рыцари-госпитальеры собирались для советов и совместных трапез. Внутреннее пространство зала перекрыто крестовыми сводами. Его высота достигает 10 м. Арки, поддерживающие свод, опираются на резные капители колонн готического стиля. Тонкие стволы колонн удачно контрастируют с массивной архитектурой сооружения. Торцовая северная стена зала прорезана большим окном, или тимпаном, украшенным ажурной резьбой в виде цветов и листьев. Ещё наряднее был скульптурный декор галереи, сообщавшейся с Большим залом. Оба сооружения были построены одновременно. Из галереи простые рыцари и сержанты могли наблюдать и слушать, как протекают советы руководителей ордена. Здесь же было любимое место общения обитателей замка: выходя фасадом на восток, галерея освещается солнцем лишь с утра, а в жаркую часть дня здесь стоит приятная прохлада. Фасад галереи разделён на две двери и пять окон. Дверные проёмы оформлены довольно скромно, окна же чрезвычайно красивы: в слегка заострённую арку вписаны две полукруглые арочки, опирающиеся на двойные колонки; верхние части арочек – сплошные, пространство тимпана над ними заполнено ажурной пятилепестковой розой. Галерея напоминает современные ей памятники готической архитектуры XIII века.
С южной стороны двора находится обширная платформа, лежащая на многочисленных столбах. Сводчатые низкие залы под её полом использовались в качестве хозяйственных помещений. Собранных здесь продовольственных запасов и фуража было достаточно, чтобы выдерживать вражескую осаду на протяжение 5 лет. Сложность переходов в западной части двора образует настоящий лабиринт. Ориентироваться в нём тем сложнее, что сюда не проникает солнечный свет. В одном из отсеков можно обнаружить 5-метровое круглое основание огромной печи, в которой ежедневно выпекался хлеб для обитателей замка. Печь топилась деревом; из-за больших размеров её разогревание было долгим процессом, поэтому огонь здесь приходилось поддерживать постоянно. Воду для замеса теста брали из прорубленного в скале 27-метрового колодца, находившегося в соседнем помещении. Наверх она поднималась при помощи деревянного колеса. В южной части хозяйственного двора находились помещения для хранения оливкового масла, а также давильный пресс. Верхняя открытая часть платформы также имела практическое назначение: здесь производился обмолот хлеба. На вершине одной из башен в северной части замка находилась ветряная мельница, где добытое таким образом зерно перемалывалось в муку.
Вид на цитадель с юго-западной стороны. На переднем плане башня магистраЦитадель в южной части замка образует самостоятельное укрепление. Лестницы, которая сегодня ведёт сюда с верхней платформы хозяйственного двора, в прошлом не существовало. Цитадель отделялась от остальной части замка 3-метровым рвом, именовавшимся у военных строителей того времени «волчьим прыжком». Переход через ров, скорее всего, был деревянным и в случае необходимости легко уничтожался. В юго-восточной части цитадели находится массивная башня № 21. Её необычайно широкие бойницы предназначались для стрельбы из мощных станковых арбалетов. Такие же бойницы были устроены в галерее, соединяющей её с соседней башней. Широкая верхняя площадка галереи использовалась для установки метательных машин. Башня № 22, или «башня Монфре», словно волнорез корабля, нависает над южной стороной укреплений. Снаружи её опоясывает открытая галерея с зубцами и бойницами для лучников. Толщина стены здесь доходит до 5 м. Вход в башню находится с восточной стороны и расположен примерно на высоте человеческого роста. По-видимому, когда-то сюда вела приставная лестница, убиравшаяся в минуту опасности. Сразу слева от входа расположено караульное помещение, являвшееся также туалетом. Узкая лестница, скрытая в толще стены, ведёт на верхнюю площадку. Поднимаясь по лестнице, слева можно видеть оставленные здесь обитателями замка буквы и магические знаки граффити.
Из всех укреплений цитадели лучше всего сохранилась юго-западная башня. Первоначально в ней, как и в других башнях, находились залы, освещавшиеся узкими бойницами. Однако в последний период существования замка здесь были устроены апартаменты коменданта, так называемые «покои магистра». Они были декорированы с большим изяществом, нежели другие помещения. Бойницы зала были превращены в два широких окна, снаружи обрамлённые двойными стрельчатыми арками. Стены украсили четыре колонны с резными капителями. Изящный рельефный фриз опоясал по периметру верхнюю часть зала. «Башня магистра» представляет собой самый высокий пункт замка. По узкой лестнице можно подняться на верхнюю её площадку, теперь утратившую некогда обрамляющий её зубчатый парапет. Здесь всё ещё видно основание стоявшей наверху небольшой сторожевой башенки. С верхней площадки открывается великолепный вид на расположенный у подножия башни замок, на окружающие его с запада, севера и востока горные массивы, на долину, раскинувшуюся к югу. В хорошую погоду далеко на западе блестит полоска Средиземного моря.
Вид замка с западной стороны укрепленийwarspot.ru
Приворот на замок - один из самых надёжных. Он применяется издавна наравне с зеркальной и воздушной стихийной присухой. К сожалению, в наши дни многие люди выполняют его неправильно. Объясним, в чём причина грубых ляпов и дадим подробную инструкцию по верному проведению ритуала.
Вам наверняка известен обязательный обряд современной традиционной свадьбы - вывешивание на мост замочка с именами жениха и невесты.
Безответно влюблённые девушки часто воспроизводят этот ритуал в одиночку, думая, что он сам по себе имеет магический смысл.
Не будьте наивными!
Просто повторяя традиционный эпизод брачного торжества, вы рискуете допустить как минимум четыре серьёзнейшие оплошности:
Соблюдайте все условия ворожбы.
Колдовать нужно в ночь на растущей луне. Нужные атрибуты следует подготовить заблаговременно. Вам понадобится совершенно новый, нигде не пользованный замочек. Желательно, чтобы он имел простую стандартную форму и не был окрашен.
Также потребуется пишущий материал. Откажитесь от идеи воспользоваться маркером или лаком для ногтей.
Для менее опасной (но и менее сильной) ворожбы возьмите уголь из русской печи, стоящей в счастливом доме. Другой вариант - развести костёр на пустыре и дождаться появления углей.
Если хотите сильнодействующей магии, можете рискнуть - написать имена менструальной кровью. Считаем своим долгом предупредить, что подобные манипуляции относятся к области тёмного, а не белого колдовства. Выполняя их самостоятельно, без помощи опытного мага, вы сильно рискуете.
Как сделать надпись? Пишите не поперёк замка, а вдоль его краёв. Поднесите уголёк либо палочку с кровью к замочной скважине и затем влево от неё напишите своё полное имя (буквы получатся в обратном порядке), а вправо - имя возлюбленного. Фамилии и отчества не нужны.
Для выполнения приворота отправляйтесь не к мосту, а к любому сдвоенному дереву за городом. Двойные стволы чаще всего бывают у берёз.
Наденьте замок на крепкую, здоровую ветку. Прежде, чем провернуть ключ, семь раз прочитайте заговор:
"Свожу два имени, прячу под семь запоров. Когда дожди пойдут, кровь (уголь) в землю заберут, Господень раб (назовите любимого) моим навеки станет. Слово моё крепко и лепко".
Бросить ключик следует в естественный водоём - реку или озеро (не в пруд!!!). Бросать следует опять же с особыми словами:
"Любовь рабы Божьей (имярек) и её суженого (имярек) на замке, а ключи - рыбе в рот. Аминь."
lubovny-privorot.ru
В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем - писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке. Это, так скажем, массовый художественный образ.
Весьма неспокойное время - средние века: помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. По-соседски, чтобы скучно не было. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными - чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. В античности так римляне окружали войско частоколом на отдыхе. Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья.
Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель - сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды - вдруг долгая осада предстоит.
Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, винтовые лестницы - узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может - ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.
Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.
Рыцарский замок в Средневековье - это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.
Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет - не спрятаться. Первое препятствие - ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.
Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные - ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.
Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении - вертикально - это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась "волчья яма" - сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.
Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов.
Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену - всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Вот так оснащались рыцарские замки Средневековья!
Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.
Внешняя стена - важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок - на случай подкопа.
Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой - внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами - так называемый цвингер - простреливается.
Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты - за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.
Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные - для лука, с расширением - для арбалета. Шаровые бойницы - закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.
Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.
Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.
Обязательно был внутри замка двор с хозяйством - колодец, пекарня, баня, кухня и донжон - центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что обустройство колодца (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!
Донжон - самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня - последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.
В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.
Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.
На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное - знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.
И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка - капеллан. Часто он же - и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.
fb.ru
Пишешь про барона в замке — изволь хотя бы примерно представлять, как замок отапливался, как вентилировался, чем освещался...
Из интервью с Г. Л. Олди
При слове «замок» в нашем воображении возникает образ величественной крепости — визитной карточки жанра фэнтези. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей «сказочной» фантастики.
Мы играем в компьютерные, настольные и ролевые игры, где нам приходится исследовать, строить или захватывать неприступные замки. Но знаем ли мы, что на самом деле представляют собой эти фортификации? Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены — свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства?
Удивительно, но факт — укрепленные жилища феодалов в разных частях света строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт. Но в данной статье речь пойдет прежде всего о средневековых европейских феодальных крепостях, так как именно они послужили основой для создания массового художественного образа «средневекового замка» в целом.
Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны — вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные «разборки». Если у соседа завелись деньги — их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь Бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь — то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.
При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом не корми — дай кого-нибудь зарезать.
Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки — разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.
Господские дворы Хастеркнауп и Элмендорв — предки замков. |
Однако прогресс не стоял на месте — с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.
Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в 12-м веке.
Осажденный замок Мортан (выдерживал осаду 6 месяцев). | Замок Бьюмари, принадлежавший Эдуарду I. |
Именно с этого времени и на все последующие века замок превратился в крепость, окруженную каменной стеной с башнями, возвышающимися над ней. Существовало множество вариантов замковой архитектуры. Но так как замок — прежде всего крепость, а уровень военных технологий в разных странах был примерно одинаков, общие принципы строительства и основные фортификационные элементы оставались неизменными как для Франции или Германии, так для России, Сирии и даже Японии.
К замку предъявлялись очень простые требования — он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции — то есть показывать мощь, богатство феодала. |
Бои на лестнице замка |
С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом — столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок. Во всех замках лестницы закручены по часовой стрелке. Существует только один замок с обратной закруткой — крепость графов Валленштейнов. При изучении истории этого рода обнаружилось, что большинство мужчин в нем были левшами. Благодаря этому историки поняли, что такая проектировка лестниц значительно облегчает работу защитников. Наиболее сильный удар мечом можно нанести в сторону своего левого плеча, а щит в левой руке лучше всего прикрывает тело именно с этого направления. Все эти преимущества есть только у обороняющегося. Атакующий же может нанести удар только в правую сторону, но его ударная рука окажется прижата к стене. Если же он выставит вперед щит, то почти утратит возможность действовать оружием. |
Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение — одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ — в основном ремесленники и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности, стерегущие нашу дорогу). Это так называемый «замковый люд».
Схема замковых сооружений. Заметим — две надворотные башни, самая крупная стоит отдельно. |
Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении — естественном или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.
Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.
Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории. |
Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка, поэтому глубина рва не имела решающего значения).
Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.
К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.
Схема входа в замок: 2 — галерея на стене, 3 — подъемный мост, 4 — решетка. | Противовесы на подъемнике ворот. | Ворота замка. |
Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.
Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют «опрокидывающимся» или «качающимся»). Одна его половина находилась внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен. |
Смоляные носы. |
Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.
Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых «надворотных башнях». Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.
Цвингер в замке Ланэк. |
За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.
Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.
Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также «смоляные носы» — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.
Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена — высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.
Нередко в замках строились двойные стены — высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое место, получившее немецкое название «цвингер». Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления (громоздкие лестницы, шесты и прочие вещи, которые нельзя перенести внутрь крепости). Оказавшись в цвингере перед еще одной стеной, они становились легкой мишенью (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы). |
Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной — прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.
Пешеходная галерея на стене. |
Кроме зубцов, за которыми удобно было прятаться, стены замка оборудовались бойницами. Через них велся обстрел нападающих. Ввиду особенностей применения метательного оружия (свобода движения и определенная позиция стрельбы) бойницы для лучников были длинными и узкими, а для арбалетчиков — короткие, с расширением по сторонам.
Бойницы для арбалетчиков. | Бойницы для лучников. |
Особый вид бойницы — шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы. |
Балконы (так называемые «машикули») устраивались в стенах очень редко — например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.
Фланкирующая угловая башня. |
По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее Средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.
Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах — своеобразная «ловушка» для нападающих. Порой замки состояли из нескольких «секций», разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же «донжон» (donjon).
Донжон в замке Венсенн. | Пятиугольная башня замка Лаэнк. |
От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы — ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка.
Из-за того, что воду приходилось с трудом доставать из глубоких колодцев, вопросы личной гигиены и санитарии отходили на второй план. Вместо того чтобы помыться самим, люди предпочитали ухаживать за животными — прежде всего за дорогими конями. Нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков. |
Расположение источника воды зависело в первую очередь от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности с деревянными переходами в замок).
Когда не было никакой возможности выкопать колодец, в замке сооружалась цистерна, собирающая дождевую воду с крыш. Такая вода нуждалась в очистке — ее фильтровали через гравий.
Боевой гарнизон замков в мирное время был минимален. Так в 1425 г. два совладельца замка Райхельсберг в нижнефранконском Аубе заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников и двух стражей оплачивают совместно. |
В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции (блокады): пекарня, паровая баня, кухня и т. п.
Паровая баня (рисунок 14 века). | Кухня в замке Марксбург. |
Башня была самым высоким сооружением во всем замке. Она обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду.
Вход в донжон. |
Исключительная толщина стен этой башни делала ее разрушение практически невозможным (во всяком случае, на это потребовалось бы огромное количество времени). Вход в башню был очень узким. Он располагался во внутреннем дворе на значительной (6–12 метров) высоте. Деревянную лестницу, ведущую внутрь, можно было легко разрушить и тем самым преградить путь нападающим.
Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа — «Angstloch» (нем. — устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты лебедка опускала туда пленников или провиант.
Если тюремных помещений в замке не было, то пленников помещали в крупные деревянные ящики из толстых досок, слишком маленькие для того, чтобы встать в полный рост. Эти ящики могли устанавливаться в любых помещениях замка.
Лебедка “Angstloch”. |
Разумеется, в плен брали прежде всего для получения выкупа либо для использования узника в политической игре. Поэтому VIP-персоны обеспечивались по высшему классу — для их содержания выделялись охраняемые покои в башне. Именно так «мотал свой срок» Фридрих Красивый в замке Траусниц на Пфаймде и Ричард Львиное Сердце в Трифелсе. |
Палата в замке Марксбург. |
Этажи центральной башни соединялись между собой деревянными лестницами (в случае необходимости их также можно было сжечь). Перекрытия внутри нее были каменными (классический вариант), позже — деревянными (это исключало сжигание внутренних лестниц).
В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.
Башня замка Абенберг (12 век) в разрезе. |
На самом верху башни находилась открытая (реже — крытая, но в случае необходимости крышу можно было сбросить) площадка, где можно было установить катапульту или другое метательное орудие для обстрела врага. Там же водружался штандарт (знамя) владельца замка.
Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» — жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.
Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами — не ради украшения, а для сохранения тепла.
Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому их посещение зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.
Замковый туалет. |
Завершая нашу «экскурсию» по замку, нельзя не упомянуть о том, что в нем обязательно присутствовало помещение для богослужений (храм, капелла). К числу непременных обитателей замка относился капеллан или священник, который помимо своих основных обязанностей исполнял роль писаря и учителя. В наиболее скромных крепостях роль храма выполняла стенная ниша, где стоял небольшой алтарь.
Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным — алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялась как убежище (наряду с донжоном).
О подземных ходах в замках рассказывают множество небылиц. Ходы, разумеется, были. Но лишь очень немногие из них вели из замка куда-нибудь в соседний лес и могли использоваться как путь к бегству. Длинных ходов, как правило, вообще не было. Чаще всего встречались короткие тоннели между отдельными зданиями, либо из донжона в комплекс пещер под замком (дополнительное убежище, склад или сокровищница). |
Тихая сапа | ||
Сапа (от франц. sape, буквально — мотыга, saper — вести подкоп) — способ отрывки рва, траншеи или тоннеля для приближения к его укреплениям, применявшийся в 16–19 веках. Известны перекидная (тихая, скрытная) и летучая сапа. Работа перекидной сапой производилась со дна исходного рва без выхода работающих на поверхность, а летучей — с поверхности земли под прикрытием заранее подготовленной защитной насыпи из бочек и мешков с землей. Во 2-й половине 17-го века для выполнения таких работ в армиях ряда стран появились специалисты — саперы. Выражение действовать «тихой сапой» означает: крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.
|
Вопреки распространенным заблуждениям, средняя численность военного гарнизона обычного замка во время ведения активных боевых действий редко когда превышала 30 человек. Этого вполне хватало для обороны, так как обитатели крепости находились в относительной безопасности за ее стенами и не несли таких потерь, как нападающие.
Для взятия замка требовалось его изолировать — то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся — порядка 150 человек (это справедливо для войны феодалов средней руки).
Псевдоготическая усадьба графа Храповицкого во Владимирской области (фото автора). | Замок Глубока над Влтавой, Чехия (фото автора). |
Вопрос с провиантом был наиболее болезненным. Без воды человек может прожить несколько дней, без еды — около месяца (при этом следует учесть его низкую боеспособность во время голодовки). Поэтому хозяева замка, готовящегося к осаде, часто шли на крайние меры — выгоняли за его пределы всех простолюдинов, которые не могли принести пользу обороне. Как уже было сказано выше, гарнизон замков был небольшим — прокормить целую армию в условиях осады было невозможно.
Обитатели замка нечасто предпринимали контратаки. В этом попросту не имелось смысла — их было меньше, чем нападающих, да и за стенами они чувствовали себя гораздо спокойнее. Особым случаем являются вылазки за едой. Последние осуществлялись, как правило, ночью, небольшими группами, которые шли по плохо охраняемым тропам к ближайшим деревням.
Не меньше проблем было и у нападающих. Осада замков иногда растягивалась на годы (так, немецкий Турант оборонялся с 1245 по 1248), поэтому вопрос о тыловом снабжении армии в несколько сотен человек вставал особенно остро.
В случае с осадой Туранта летописцы утверждают, что за все это время солдаты нападающей армии выпили 300 фудеров вина (фудер — огромная бочка). Это составляет около 2,8 млн литров. Либо переписчик допустил ошибку, либо постоянное количество осаждающих составляло более 1000 человек. |
Для взятия замка измором наиболее предпочтительным сезоном было лето — дождей выпадает меньше, чем весной или осенью (зимой обитатели замка могли получать воду, растапливая снег), урожай еще не созрел, а старые запасы уже закончились.
Лондонский Тауэр и парижский Лувр тоже вначале были замками. |
Нападающие старались лишить замок источника воды (например, строили на реке запруды). В самых крайних случаях применялось «биологическое оружие» — в воду бросались трупы, что могло спровоцировать вспышки эпидемий по всей округе. Тех обитателей замка, которые попали в плен, нападающие увечили и отпускали. Они возвращались назад и становились невольными нахлебниками. В замке их могли и не принять, но если это были жены или дети осажденных, то голос сердца перевешивал соображения тактической целесообразности.
Не менее жестоко поступали с жителями окрестных деревень, пытавшихся доставлять в замок припасы.
В 1161 году во время осады Милана Фридрих Барбаросса приказал отрубить руки 25 горожанам Пьяченцы, которые пытались снабжать врагов провиантом. |
Осаждающие разбивали постоянный лагерь неподалеку от замка. Он также имел некоторые простейшие укрепления (палисады, земляные валы) на случай внезапной вылазки защитников крепости. Для затяжных осад рядом с замком возводился так называемый «контрзамок». Обычно он располагался выше, чем осаждаемый, что позволяло вести с его стен эффективное наблюдение за осажденными и, если позволяла дистанция, обстреливать их из метательных орудий.
Вид на замок Эльц из контрзамка Трутц-Эльц. |
Война против замков имела свою специфику. Ведь любое мало-мальски высокое каменное укрепление представляло серьезное препятствие для обычных армий. Прямые атаки пехоты на крепость вполне могли увенчаться успехом, который, однако, доставался ценой больших жертв.
Именно поэтому для успешного взятия замка был необходим целый комплекс военных мер (об осаде и взятии измором уже было сказано выше). К числу наиболее трудоемких, но в то же время чрезвычайно успешных способов преодоления защиты замка относился подкоп.
Подкопы делались с двумя целями — предоставить войскам прямой доступ во внутренний двор замка либо разрушить секцию его стены.
Так, во время осады осада замка Альтвиндштайна в Северном Эльзасе в 1332 году бригада саперов из 80 (!) человек воспользовалась отвлекающими маневрами своих войск (периодические короткие атаки на замок) и в течение десяти недель проделала в твердой скальной породе длинный проход в юго-восточную часть крепости. |
Если стена замка была не слишком велика и имела ненадежный фундамент, то под ее основание прорывался тоннель, стены которого укреплялись деревянными распорками. Далее распорки поджигались — как раз под стеной. Тоннель обваливался, основание фундамента проседало, а стена над этим местом рассыпалась на части.
Позднее, с появлением порохового оружия, в подкопы под стены замков закладывались бомбы.
Для нейтрализации подкопа осаждаемые иногда рыли контрподкопы.
Вражеских саперов заливали кипятком, запускали в тоннель пчел, лили туда фекалии (а в древнее время карфагеняне запускали в римские подкопы живых крокодилов). Для обнаружения подкопов использовались любопытные приспособления. Например, по всей территории замка расставлялись крупные медные чаши с шарами внутри. Если шар в какой-либо чаше начинал дрожать — это был верный признак того, что рядом ведется подкоп. |
Но главным аргументом при нападении на замок были осадные машины — катапульты и тараны.
Штурм замка (миниатюры 14 века). |
Первые мало чем отличались от тех катапульт, которые применялись еще римлянами. Эти приспособления были оборудованы противовесом, придающим метательному рычагу наибольшее усилие. При должной сноровке «орудийного расчета» катапульты были вполне точным оружием. Они метали крупные, гладко обтесанные камни, причем дальность боя (в среднем — несколько сотен метров) регулировалась весом снарядов.
Разновидность катапульты — требушет. |
Иногда в катапульты заряжались бочки, начиненные горючими материалами. Чтобы доставить пару приятных минут защитникам замка, катапульты перекидывали к ним отрубленные головы пленников (особо мощные машины могли перебросить через стену даже целые трупы).
Баллиста (от греч. ballo — бросаю) — метательная машина, действовавшая силой упругости скрученных волокон (сухожилий, веревок, волос). Баллисты применялись до конца 5-го века для разрушения крепостных стен. Боеприпасы — тяжелые стрелы (дальность полета 30-килограмовой стрелы — до 1000 метров), окованные железом бревна (длиной до 3,5 метров, пробивали 4 ряда плотного частокола), бочки с горящей смолой и т. п. На подготовку выстрела требовалось от 15 минут до 1 часа, обслуживали баллисту несколько человек. |
Помимо обычного тарана применялись и маятниковые. Они были закреплены на высоких передвижных каркасах с навесом и представляли собой бревно, подвешенное на цепи. Осаждающие прятались внутри башни и раскачивали цепь, заставляя бревно бить в стену.
В ответ осажденные спускали со стены веревку, на конце которой были закреплены стальные крючья. Этой веревкой они ловили таран и старались задрать его наверх, лишив подвижности. Иногда на такие крючья мог попасться зазевавшийся солдат.
Штурм замка при помощи передвижной башни. |
Преодолев вал, сломав палисады и засыпав ров, нападающие либо штурмовали замок при помощи лестниц, либо использовали высокие деревянные башни, верхняя площадка которых находилась на одном уровне со стеной (или даже выше нее). Эти гигантские сооружения обливались водой во избежание поджога защитниками и подкатывались к замку по настилу из досок. На стену перекидывался тяжелый помост. Штурмовая группа забиралась наверх по внутренней лестнице, выходила на помост и с боем вторгалась на галерею крепостной стены. Обычно это означало то, что через пару минут замок будет взят.
Замки строятся и поныне. Те из них, что находились в государственной собственности, часто возвращаются потомкам древних родов. Замки — символ влиятельности своих хозяев. Они — образец идеального композиционного решения, в котором сочетается слитность (соображения обороны не позволяли живописно распределять строения по территории), многоуровневость построек (главные и второстепенные) и предельная функциональность всех составляющих. Элементы архитектуры замка уже стали архетипами — например, замковая башня с зубцами: ее образ сидит в подсознании любого мало-мальски образованного человека.
Французский замок Саумур (миниатюра 14 века). |
И, наконец, мы любим замки за то, что они попросту романтичны. Рыцарские турниры, торжественные приемы, подлые заговоры, тайные ходы, привидения, сокровища — применительно к замкам все это перестает быть легендой и превращается в историю. Здесь как нельзя лучше подходит выражение «стены помнят»: кажется, что каждый камень замка дышит и скрывает тайну. Хотелось бы верить, что средневековые замки и впредь будут сохранять ауру загадочности — ведь без нее они рано или поздно превратятся в старую кучу камней.
Замок Марксбург. | Замок Бурше (вид с воздуха). |
Замки самураев | ||
Меньше всего нам известно об экзотических замках — например, японских. Первоначально самураи и их сюзерены жили в своих поместьях, где, кроме сторожевой башни «ягура» и небольшого рва вокруг жилища, никаких других оборонительных сооружений не было. На случай затяжной войны воздвигались укрепления на труднодоступных участках гор, где можно было обороняться от превосходящих сил противника. Каменные замки стали строиться в конце 16-го века с учетом европейских достижений в фортификации. Непременная принадлежность японского замка — широкие и глубокие искусственные рвы с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон. Обычно они заполнялись водой, но иногда эту функцию выполняла естественная водная преграда — река, озеро, болото. Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшую из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару, на которой возводились дворец феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку. Последняя состояла из нескольких, постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами. Японские замки, как правило, были невелики — примерно 200 метров в длину и 500 в ширину. Но среди них встречались и настоящие гиганты. Так, замок Одавара занимал площадь в 170 гектаров, а общая протяженность его крепостных стен достигала 5 километров, что вдвое больше протяженности стен Московского Кремля. |
lifesource.ru
Предмет, используемый для символического замыкания и отмыкания в магии и обрядах, что семантически сходно с завязыванием-развязыванием узла. В большинстве охранительных и лечебных обрядов замок и ключ имеют единую семантику и выступают как взаимозаменяемые символы. |
См. также: Орудия Ключ Дверь Ворота Узел |
Египет
В египетских иероглифах этот знак представляет собой связь, скрепляющую две половинки двойной двери, символизируя по аналогии желание не допустить любую возможность перемен[1].
Славяне
В охранительной магии закрытый замок использовали для ограждения от опасности охраняемый объект. Чтобы не допустить в село эпидемическую болезнь, болгары во время обряда опахивания закалывали вола и закапывали его в землю вместе с замком, закрытым на ключ. Считалось, что болезнь не сможет проникнуть в «закрытое» таким образом село.
В другом случае замком «запирали» самого носителя опасности, чтобы обезвредить его, что синонимично символическому завязыванию, зашиванию, затыканию ему пасти и клыков. У восточных славян в день первого выгона скота в воротах клали открытый замок и замыкали его сразу же после того, как через него перейдет скотина, чтобы замкнуть волкам зубы. Чтобы опасный покойник не вставал из могилы, у словаков его гроб обматывали цепью и замыкали большим замком, а на Украине клали замок в гроб.
В медицинской практике замыкание замка символизировало замыкание болезни и применялось, в частности, при остановке различных кровотечений. В любовной магии замок замыкали, чтобы крепче привязать, приковать любимого или мужа и жену друг к другу. В Хорватии, для того, чтобы муж любил жену и не изменял ей, в первую брачную ночь молодая замыкала над мужем замок, а утром относила его на безвестную могилу.
Отмыкание замка и открывание всех запоров и дверей практиковалось у восточных славян и сербов во время тяжелых родов, поскольку символизировало открывание женского лона. Открывание замка применялось в сербском обряде символического отделения больного от болезни или смерти: когда умирал один из близнецов или одномесячников, умерший член пары мог забрать живого с собой в могилу.
Замыкание замка могло служить символом магического закрепления желаемого результата. Как замок крепок, прочен и надежен, таким же крепким и прочным должно быть совершаемое дело. Примером этому может служить русский обычай во время свадебного сговора класть под порог дома невесты незапертый замок с вложенным в него ключом. Как только жених переступал порог, сваха запирала замок и кидала его в реку, чтобы свадьба не расстроилась.
Замкнутый на ключ замок используется во вредоносной магии, чаще всего для того, чтобы поссорить, развести супругов. В чарах на бесплодие закрывание замка символизирует закрытие женской утробы, а иногда и мужской силы. Например, в Сербии при насылании бесплодия брали лоскутки от венчальной одежды обоих супругов и закрывали их замком.
В славянских мифологических представлениях замочная скважина, наряду с окном, порогом, печной трубой и другими локусами осмысляется как путь в потусторонний мир. Через замочную скважину проникает в дом нечистая сила.
В фольклорных текстах закрывание ключом замка ассоциируется с коитусом, примером чему могут служить русские загадки о замке и ключе типа: «На повети коло клети парень девку дрочит…»
У славян существуют поверья о магических травах, с помощью которых можно открывать любые замки:
Китай
Висячий замок символизирует долголетие (жизнь, закрытая на замок) и хорошее здоровье. Подвесные замки различных размеров и форм, предназначенные для использования в качестве амулетов, можно найти во всех ювелирных магазинах и на многих уличных лотках.
Многие китайские дети носят латунный или серебряный замок, прикрепленный к шее цепью, либо украшения из нефрита, напоминают по форме висячий замок, чтобы уберечь их от опасностей, детских болезней и похищения его у любящих родителей смертью.
«Нечто вроде висячего замка делается из отшлифованных зерен персика. Мать подвешивает по одному из таких замков на каждую из ног ребенка… Простые люди верят в то, что висячие замки из персиковых косточек даруют долголетие, прикрепляют детей к жизни и имеют чудесную силу отвращать недобрые влияния»[2].
Более «сильный» вариант такого оберега — амулет Бай цзя со — «Замок ста семей». Для того, чтобы получить его, человек обходит своих друзей, и получив от ста разных людей по три или четыре монеты (при необходимости добавляя денег до нужной суммы) заказывает замок, который вешает на шею своего ребенка. Считается, что поручительства ста человек способствуют тому, что этот ребенок доживет до старости.
Аналогичным предметом является Цзин цзюань со — «Нашейный кольцевой замок», надеваемый как взрослыми женщинами, так и детьми с той же самой целью, что и предыдущий.
Христианство
В своём искупительном подвиге Христос спасает благочестивых людей доисторического времени, ожидающих своей участи в «преддверии ада», взламывая засов шеола, что символизирует воскресение.
Литература
Примечания
www.symbolarium.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»