«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—22), «Восемнадцатый год» (1927—28) и «Хмурое утро» (1940—1941).
В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым[1].
Катя изменяет с ним своему мужу, адвокату Смоковникову. Сатирическими красками нарисованы «великолепные кощунства» футуристов и прочие эксцессы «серебряного века».Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша — в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз перескаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин — в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.
Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»[2]. В своём окончательном виде трилогия получила одобрение сталинского правительства и была удостоена в 1943 году Сталинской премии. Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:
«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи.
— А. Н. Толстой
muller.academic.ru
На телеканале НТВ 27 ноября начнётся показ главного сериала, посвящённого столетнему юбилею Октябрьской революции. Это «Хождение по мукам» по одноимённому роману Алексея Толстого.
Среди обилия наспех сделанных сериалов о революции получилось неожиданно хорошо – в том числе и из-за книги-основы. Третья по счёту экранизация романа больше бытовая, чем историческая, и это особенно привлекательно. Как сказал режиссёр Константин Худяков, в СССР роман «Хождение по мукам» преподавали как историческую эпопею – обоснование природы революции. У него же получилась длинная, насыщенная персонажами история о двух сёстрах, которым не повезло жить в непростое переломное время. Вместо того чтобы просто дышать полной грудью, влюбляться и ошибаться, им пришлось походить по мукам – когда с достоинством, а когда и с отчаянием принимая корректировки жизни.
«Хождение по мукам»: краткое изложение сюжета
В трилогию Алексея Толстого «Хождение по мукам» входят книги «Сёстры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Хронометраж романа вроде небольшой, с 1914 по 1918 год, но сколько событий произошло в истории России в этот период! И все они нашли отражение в жизни главных героев. Точнее, героинь. Даша Булавина переехала из провинциальной Самары в Петербург. Здесь живёт её старшая сестра Катя с нелюбимым мужем, адвокатом Николаем Смоковниковым. Энергичная Даша, студентка юридического факультета, активно включилась в неспокойную, бурлящую, грозящую закончиться чем-то страшным столичную жизнь. Она успевает отметиться везде: и на богемных литературных сходках, и на рабочих собраниях – ей важно всё попробовать и понять, на что отзовётся сердце. Катя, которой откровенно плохо с мужем, подключается к сестре. Они обе влюбятся в поэта-декадента Алексея Бессонова (описывая этот образ, Алексей Толстой ориентировался на Александра Блока), который увлечёт их за собой в новый мир. В старый нельзя вернуться при всём желании: его нет, он стёрт с лица земли сначала революцией, потом Гражданской войной. Жизнь сестёр становится «Хождением по мукам».
Алексей Толстой писал свой роман почти двадцать лет. Он начал его в эмиграции как ностальгическую хронику жизни русской интеллигенции, а заканчивал уже в чине придворного писателя в СССР накануне Второй мировой войны. Изменения в жизни самого Толстого видны и в романе. После развала Союза книга и её автор исчезли из обязательной школьной программы. Поэтому сюжет знают те, кто прочитал трилогию самостоятельно либо посмотрел одну из двух классических экранизаций: 1957 года с Ниной Веселовской и Руфиной Нифонтовой или 1977-го, где главные роли играют Ирина Алфёрова и Светлана Пенкина.
Кто есть кто в нынешней экранизации
Константин Худяков, конечно, не обладает славой Владимира Хотиненко, успешно переносящего на экран литературную классику. Это немассовый режиссёр, на счету которого экранизация «Матери Иисуса» Александра Володина. За «Хождение по мукам» Худяков взялся с большим удовольствием. Он сам очень любит эту книгу, а узнав, что сейчас её трудно купить в бумажном виде, настоял на том, чтобы накануне показа сериала роман переиздали.
При небольшом для масштабного сериала бюджете (60 миллионов рублей) Худякову удалось прекрасно справиться с масштабными сценами заводских стачек и военными сражениями. Они выглядят живо и очень натурально. Подбор актёров тоже на уровне, и есть все шансы, что они затмят канонические экранизации. Сёстры Булавины, Даша (Анна Чиповская) и Катя (Юлия Снигирь), действительно похожи на сестёр. Они молоды, энергичны, Даша заражает своим жизнелюбием и желанием всё узнать всех вокруг, Катя демонстрирует всю бездну женского обаяния. Роль их бывшего возлюбленного Алексея Бессонова досталась актёру Антону Шагину. Он уже успел себя зарекомендовать в экранизациях классики («Бесы») и с ролью нервного поэта-декадента справился на все сто. Светлана Ходченкова очень хороша в роли революционерки Елизаветы Расторгуевой. Именно такой и представляется по роману героиня: разудалой и расхлябанной на словах, а в душе нежной, трепетно влюблённой в инженера Николая Телегина (актёр Леонид Бичевин). Во второстепенных ролях также снялись Дмитрий Дюжев (Мамонт Дальский), Евгений Стычкин (Нестор Махно), Андрей Мерзликин (Аркадий Жадов) и другие.
Двенадцать серий «Хождения по мукам» на телеканале НТВ начнут показывать в понедельник, 27 ноября, в 21:40. Но уже сейчас понятно, что сериал выполнил своё главное предназначение. Те, кто по каким-то причинам прошёл мимо книги «Хождение по мукам» (не было в школьной программе, тогда не хотелось читать), теперь рады познакомиться с главным произведением Алексея Толстого.
readrate.com
«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—22), «Восемнадцатый год» (1927—28) и «Хмурое утро» (1940—1941).
В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым[1].
Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша — в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз перескаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин — в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.
Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»[2]. В своём окончательном виде трилогия получила одобрение сталинского правительства и была удостоена в 1943 году Сталинской премии. Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:
«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи.
— А. Н. Толстой
3dic.academic.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»