«Хождение по мукам». О чем проговаривается название? Хождение о мукам


Роман Толстого "Хождение по мукам": краткое содержание :: SYL.ru

Алексей Толстой, автор "Хождения по мукам" (в кратком содержании опишем его ниже) писал про революционную Россию начала 20-го века. В центре сюжета - две сестры, Дарья и Екатерина Булавины, Иван Телегин и Вадим Рощин. Эти люди на фоне страшных событий стараются не потерять себя и друг друга. Как писал Толстой: "Никакой разум не мог объяснить, почему железом, динамитом и голодом человечество упрямо уничтожает само себя." То были жуткие времена.

Роман Толстого «Хождение по мукам», краткое содержание которого мы рассматриваем, состоит из трех частей. Первая часть – «Сестры», написана между 1921-1922 гг. Затем было создано продолжение - «Восемнадцатый год» (1927-1928). В завершение трилогии Толстой написал «Хмурое утро» (1940-1941). В общей сложности создавал автор «Хождение по мукам» на протяжении двадцати лет. За это время изменились не только его герои. Изменился и он сам.краткое содержание хождение по мукам

«Хождение по мукам»

Почему Толстой объединил свою трилогию под этим названием, кажущимся сегодня несколько странным? Но еще сто лет назад каждый читатель понимал, что имел в виду автор.

«Хождение Богородицы по мукам» в те времена было известным произведением духовной литературы XII века. И, конечно, Алексей Толстой (краткое содержание «Хождение по мукам» мы рассмотрим ниже) знал об этом произведении. Это истинно русское творение, неизвестное в европейских странах. Поэтому при переводе книги на иностранные языки переводчики столкнулись с трудностями.

«Хождение…» повествует о Богородице, которая однажды попросила архангела Михаила показать ей, как мучаются грешники в аду. Архангел демонстрирует Ей адские мучения и рассказывает, кто из грешников за что наказан. И тогда милостивая Дева Мария просит Сына облегчить их страдания. Господь обещает, что мучения в аду будут отменять каждые пятьдесят дней – от Пасхи до Троицы.

Таким образом в своем романе «Хождение по мукам» Толстой рассказывает об аде, который каждый россиянин пережил в те смутные времена Октябрьской революции. В этом романе автор пытается разобраться, что произошло с ним и с другими беглецами, которые покинули охваченную бунтом Россию. Он изменялся и менял убеждения вместе со своими героями. Итак, краткое содержание романа «Хождение по мукам» приведено ниже.хождение по мукам толстой

В предчувствии неизбежного

1914 год. Петербург, прекрасный и загадочный, застыл в предчувствии чего-то неумолимого. В одной из петербургских квартир встречаются члены общества «Философские вечера». На одном из таких сборищ присутствует молодая девушка с пепельными волосами. Она слушает вполуха, но тут ее внимание и вовсе переключается на привлекательного молодого человека с надменным взглядом. Это поэт Алексей Бессонов. У выхода он заговаривает с ней, но сконфуженная девушка быстро уходит.

Дарья Дмитриевна Булавина приехала в Петербург из Самары в прошлом году на юридические курсы. Она поселилась у своей старшей сестры, жены успешного адвоката Николая Смоковникова.

Екатерина Дмитриевна принимает у себя в квартире множество знакомых, почти каждый вечер здесь собираются шумные компании. Даше не нравится большинство людей из этих компаний. Вскоре Дарья влюбляется в англичанина, который, однако, уже обручен. Это первое, быстротечное чувство влюбленности в жизни девушки.

Правда или ложь?

Первое потрясение в романе «Хождение по мукам», краткое содержание которого мы рассматриваем, Дарья Дмитриевна испытывает в отношении старшей сестры.

Однажды Николай сообщает золовке, что Катя изменила ему. И хотя супруги выясняют отношения, и он начинает верить в невиновность супруги (со зла сказала!), Дарья знает – измена действительно была. Знание этого причиняет девушке боль.

Вскоре Даша посещает один из литературных вечеров в доме №19. Эту квартиру арендует Иван Ильич Телегин. Молодой человек работает на Балтийском заводе и мало бывает дома. Остальные комнаты он сдает компании молодых людей.

Один из его жильцов, журналист Сапожков, однажды получает приглашение в гости от Кати. Там молодой человек знакомится с Дашей и просит ее нанести ответный визит. Даша принимает приглашение. Между нею и Иваном сразу вспыхивает симпатия. Он кажется ей надежным и умным мужчиной.хождение по мукам книга краткое содержание

Приехав домой, она признается сестре, что ей нравится Бессонов. Екатерина Дмитриевна предупреждает ее, что Бессонов – нехороший человек. Реакция сестры во время разговора убеждает Дашу, что именно с Алексеем Алексеевичем она изменила мужу.

Даша отправляется на премьеру спектакля с сестрой и зятем. Именно в этот момент она решает, что должна признаться поэту в своих чувствах.

В это время Бессонов знакомится с Елизаветой Киевной. Девушка, как и Сапожков, арендует комнату у Телегина и тайно влюблена в его. Но порочный поэт увлекает ее больше спокойного Ивана.

Алексей привозит Лизу в гостиницу, просит спасти от одиночества и холода. Но утром, протрезвев, даже не помнит ее имени. Оскорбленная Елизавета Киевна покидает номер.

Признание Даши

хождение по мукам автор краткое содержание

Вечером Бессонова посещает Даша. С пылкостью первой любви она признается ему в своих чувствах. Поэт, удивленный и опьяненный, начинает дурить ей голову, но делает ошибку – сравнивает ее со старшей сестрой. Разъяренная Дарья Дмитриевна убегает.

Интересный факт! Принято считать, что прототипом Бессонова в романе «Хождение по мукам» (в кратком содержании) является Блок.

Она приходит в комнату Екатерины и требует, чтобы та призналась мужу в неверности. Катя признается Николаю и решает уехать от него. Она говорит, что давно не любит супруга и устала от такой жизни. Даша в это время понимает, что поступила неразумно в своем упрямстве. Супруги разъезжаются. Катя едет в Париж, Николай – в Крым.

Первая любовь

Даша едет к отцу, Дмитрию Буланову, в Самару. Телегин едет с ней на пароходе. Его уволили за то, что он наговорил грубостей администрации после забастовки рабочих. Симпатия молодых людей крепчает. Но когда они прибывают в Самару, начинается Первая мировая война.

Дмитрий Степанович побуждает дочь поехать в Крым и уговорить Николая помириться с женой. В Крыму Даша встречает Бессонова, который говорит ей, что пересмотрел свою жизнь. Он даже зовет девушку замуж. Но та прогоняет его.

Неожиданно в Крым приезжает Иван. Его мобилизовали. Влюбленные признаются друг другу в любви и прощаются. Дарья обещает ждать любимого. Телегин уезжает, а Даша с Николаем едут в Петербург.

Трудные времена

Описана в романе «Хождение по мукам», краткое содержание которого мы обсуждаем, и сама Россия. Потерянная, окровавленная, неуверенная. В это время страна погружается в кровавую резню. Юноши, мужчины и даже старики отправляются на войну в радостном возбуждении, даже не понимая, с кем воюют и ради чего.роман толстого хождение по мукам краткое содержание

Даша в это время работает в госпитале вместе с Екатериной. На передовой сестрой милосердия работает и Елизавета Киевна. Там она знакомится с поручиком Жадовым. Между молодыми людьми возникает симпатия. Но вскоре Жадова ранят. Девушка преданно ухаживает за ним. Они венчаются, но жизнь с супругом не приносит Лизе счастья – он бьет ее, часто выпивает.

Вадим Рощин

Николай приводит в дом капитана Вадима Рощина. Он влюбляется в Екатерину, но пока без взаимности. Телегин оказывается в списке пропавших без вести. Дарья в отчаянии. Однако Иван жив. После нескольких неудачных попыток он бежит из концентрационного лагеря в Москву. Влюбленные воссоединяются. А в это время начинается Февральская революция. Иван своими глазами видит, как заговорщики выбрасывают в реку тело Распутина. Молодые супруги переезжают в Петроград.

Екатерина Дмитриевна становится вдовой – Николая убивают на фронте недовольные его приказом солдаты. Ее утешает Рощин. В это время в одной из петербургских квартир большевики готовятся к захвату власти.

Вторая книги трилогии «Восемнадцатый год»

Вторая книга "Хождения по мукам" (в кратком содержании по главам) полна печали и разлук.

Даша после нападения грабителей в подворотне рожает мальчика раньше срока. Через несколько дней младенец умирает. Семейная жизнь разлаживается, Иван не может вывести ее из депрессии. Отчаявшись, он уезжает добровольцем в Красную армию.

Ссора

Екатерина же едет с Рощиным к Булавину, а потом в Ростов. Там формируется белая Добровольческая армия, в которую жаждет вступить Вадим. Но к их приезду военные покидают город. Пара ссорится на почве идейных разногласий. Рощин уезжает вслед за армией. Вскоре вступает в ряды белых. Мысли о супруге не покидают его. Получив отпуск, он мчится в Ростов, надеясь увидеть Катю. На вокзале встречает Телегина в белом мундире, понимает, что он - разведчик красных, но не выдает его.

Однако Екатерины в городе уже нет. Она покинула Ростов после того, как получила ложное письмо о смерти Вадима. Она едет на поезде в Екатеринослав. В пути на него нападают махновцы. К счастью, бывший вестовой Вадима, Алексей Красильников, узнает ее и начинает опекать. алексей толстой хождение по мукам краткое содержание

Встреча с мужем

Дарья в это время живет в «красном» Петрограде. К ней приходит старый знакомый, Куличек, и вербует девушку. Она переезжает в Москву и участвует в «Союзе защиты родины и свободы». Для прикрытия посещает собрания анархистов и слушает выступления Ленина. Но вскоре порывает связи и с заговорщиками, и с анархистами. Она едет к отцу.

У ее отца объявляется и Телегин, чтобы узнать вести о супруге. Но старик, ярый сторонник белых, вызывает контрразведку. Иван на выходе из дома сталкивается с Дашей (она была в доме) и успевает объясниться с ней перед побегом.

Однако через время, когда Телегин врывается в Самару с полком, оказывается, что дом пуст. Дарья пропала.

Третья книга трилогии «Хмурое утро»краткое содержание романа хождение по мукам

Дарья Дмитриевна едет в поезде, но на него нападают белые. Она и ее случайный попутчик вынуждены идти через степь, в сторону Царицына. Они попадают в распоряжение красных, и те начинают подозревать их в шпионаже. Но выясняется, что командир красных хорошо знаком с Дашиным мужем.

Телегин в это время везет боеприпасы в Царицын. Его тяжело ранят при обороне города. Когда он приходит в себя, видит у постели свою любимую супругу.

Жизнь в разлуке

Рощин, разочарованный в белой армии, серьезно подумывает о дезертирстве. Однако в Екатеринославе он узнает, что Екатерина захвачена махновцами. Сорвав с себя погоны, он едет в Гуляйполе. На улице мужчина оказывается схвачен. Он попадает к Левке Задову. Левка предан Махно, но отличается ужасающей жестокостью. Во время допроса он бьет Рощина в висок. Когда Вадим пришел в себя, увидел перед собой и самого Махно. Он объясняет, что ищет Катю, показывает ее фото. Махно сообщает, что Катя в обозе Красильниковых. Он забирает Рощина в свой штаб. Но Вадиму удается побывать на хуторе, где раньше жила Катя и Алексей. Их там нет. Вадим остается с Махно, который заключает союз с большевиками для взятия Екатеринослава. Рощин участвуют в штурме, но получает серьезное ранение и попадает к красным, в харьковский госпиталь.

Он не знает, что Катя отвергает ухаживания Красильникова и селится в своей старой квартире (теперь уже коммунальной) в Москве. Она по-прежнему учительствует. Женщина почти не думает о себе, но чувствует себя живой и нужной.

Служба во имя Родины

Описание романа "Хождение по мукам" в кратком содержании подходит к концу.

Рощин в это время выписывается из госпиталя, какое-то время находится в Киеве в штабе Чугая, с которым он познакомился во время боев в Екатеринославе. Они истребляют банду Зеленого. В ее состав входит и Алексей. Рощин убивает Красильникова, но поиски Кати остаются безуспешными.

Иван Ильич, уже комбриг, вскоре знакомится с новым начальником штаба, в котором узнает Рощина. Сначала он даже принимает его за шпиона белых, но Вадим все ему объясняет. Из-за бессмысленных приказов, исходящих от начальства, телегинский полк разбит. Иван даже пытается покончить жизнь самоубийством, но неудачно. Рощин обвиняет его в малодушии.

Заключительная часть

Краткое содержание «Хождения по мукам» не позволяет описать все перипетии войны, в которых участвовали Вадим и Иван. Однако однажды судьба все-таки сводит его вместе с супругой в доме общих знакомых, куда Рощин приехал по заданию. Екатерина падает в обморок. Ведь она считала себя вдовой.

Вскоре к ней в Москву приезжают Дарья и Иван. Пары наконец снова вместе. Они слушают доклад об электрификации России. Трилогия заканчивается на светлой ноте – для России еще не все потеряно.

"Хождение по мукам" - книга, краткое содержание которой не может передать всех изумительных цитат, написанных автором. Толстой действительно был очень талантливым автором и хорошим психологом. Он писал живо, интересно, его герои - яркие и энергичные.

www.syl.ru

Сериал "Хождение по мукам": отзывы и рецензии

Знаменитая трилогия лауреата трех Сталинских премий в прочтении Константина Худякова вызвала противоречивые отзывы. «Хождение по мукам» 2017 года – третья экранизация романа Алексея Толстого. От самой известной, вышедшей в семидесятые, зрители были в восторге. В телесериале сыграли звезды отечественного кино – Ю. Соломин, И. Алферова, М. Козаков. О фильме «Хождение по мукам» 2017 года отзывов больше негативных.

отзывы хождение по мукам

О победе красных над белыми

«Это не Толстой!» - фразы, подобные этой, встречаются в гневных отзывах о сериале «Хождение по мукам» 2017 года. Так говорят, конечно, те, кто знает: фильм снят по книге, созданной не Львом Николаевичем, а совсем другим писателем. Автор - советский прозаик, общественный деятель, всегда умевший, в отличие от своего гениального однофамильца, найти общий язык с официальной цензурой, о чем свидетельствуют вышеупомянутые премии и другие государственные награды.

Рецензии и отзывы о «Хождении по мукам» были только положительными. К слову, за эту книгу Алексей Толстой получил вторую Сталинскую премию. Первой писатель был удостоен за «Петра I». Третью ему присудили посмертно за «Ивана Грозного».

О романе «Хождение по мукам» отзывы современных критиков противоречивые. Высокими художественными достоинствами обладает первая часть – «Сестры». Создана она была во время эмиграции, а потому проникнута чувством ностальгии. Последняя книга из знаменитой трилогии написана в Советском Союзе. Завершается недвусмысленным изображением победы красных над белыми.

хождение по мукам 2017 отзывы

Вольное прочтение

Авторам отрицательных отзывов о фильме «Хождение по мукам» 2017 года особенно не понравилась свободная трактовка. Сюжет изменен. В актрисах сложно узнать Катерину и Дарью Булавиных – главные женские образы в романе Толстого. Не смогли А. Чиповская и Ю. Снигирь передать наивность, восторженность, чистоту героинь. Согласно отзывам и рецензиям о сериале «Хождение по мукам» (2017), актрис на главные роли следовало подобрать более молодых. Справедливости ради стоит сказать, что не все телезрители восприняли столь отрицательно фильм Худякова. По мнению отдельных рецензентов, актерский состав подобран отлично.

 хождение по мукам сериал отзывы

Переломный период в истории

В фильме, как и в книге, показан раскол страны. Этот раскол начинается в душах людей, в зарождении сомнительных теорий, внедряемых в массовое сознание. Меняется мировоззрение и главных героев.

Начинается Первая мировая война. Беззаботное существование сестер Булавиных осталось в прошлом. Им предстоит суровое испытание, так же как и миллионам других русских людей. Согласно отзывам о сериале «Хождение по мукам», главный недостаток фильма - это недостаточно динамичное повествование. Сюжет весьма скомкан. Революционные события показаны скудно. И конечно, сценаристы добавили много того, чего в романе Алексея Толстого вовсе нет.

В то же время зрители отмечают: создателям сериала удалось передать атмосферу военного времени. Костюмы, декорации, боевые сцены – все это поставлено неплохо. Хотя в отрицательных отзывах о «Хождении по мукам» говорится и о недостатках массовых сцен.

хождение по мукам сериал 2017 отзывы

«Хождение по мукам» (2017): отзывы критиков

Стоит сказать несколько слов в оправдание сценариста и режиссера. Создатели фильма предупредили: это не экранизация, кинолента снята по мотивам романа Толстого. А потому вольное прочтение вполне допустимо. Хотя несоответствий с литературным первоисточником слишком уж много. Елена Райская, написавшая сценарий к фильму Худякова, деликатно подошла к интерпретации советского классика. Так полагают критики. При этом сравнивают сериал 2017 года с советской экранизацией, вышедшей на экраны в семидесятые годы.

Современный фильм не уступает киноленте Василия Ордынского. Представители молодого поколения воспримут его куда лучше, нежели советскую киноленту. За сорок лет кинематограф сильно изменился. Появились новые художественные методы, темпы развития сюжета сегодня режиссеры используют более стремительные. В фильме Худякова все очень современно. Темпераментно, энергично. Содержание одной серии соответствует содержанию двух серий фильма, созданного сорок лет назад.

хождение по мукам отзывы о фильме

Фильм для современного зрителя

Сравнивать киноленту 1977 году с версией Худякова - неблагодарное дело. Тринадцать серий фильма Ордынского сегодня осилит не каждый. Современный зритель привык к динамике, стремительности в сюжете. Он не поймет десятиминутного показа лестничного пролета, статичного изображения пейзажа. Но все это хорошо воспринимали интеллигентные советские зрители 70-х.

В отличие от Ордынского и Рошаля (режиссера первой экранизации), Худяков знает, чем закончились мечты о всеобщем счастье. Это еще один момент, свидетельствующий о том, что сравнивать современный фильм с картинами советской эпохи нельзя.

Главное преимущество сериала «Хождение по мукам» 2017 года заключается в точном попадании в сегодняшние реалии, ощущения и тревоги. Режиссера упрекают в том, что он показал главных героинь пошлыми девицами, которые настойчиво ищут лучшей жизни. Пожалуй, Даша и Катя ищут не лучшую жизнь, а ее смысл.

Вокруг все мутно, зыбко, непонятно. Интеллигенты занимаются демагогией, призывают к революционным преобразованиям. Возможно, все дело в том, что они понимают: в любой момент можно сбежать в Париж. Проливать кровь будет народ, о котором они так пекутся. К этой странной обстановке сложно приспособиться молодым женщинам. Худяков показал героинь Толстого без наигранной романтичности, наивности, возвышенности – всего того, что едва ли воспринял современный зритель.

хождение по мукам отзывы о фильме 2017

Политические и философские дискуссии

Герои сериала постоянно спорят. Неудивительно. В эпоху страшных перемен бесплодные дискуссии о судьбе страны - нормальное явление. Некоторым зрителям показалось, что создатели фильма сэкономили на историках-консультантах. Герои разговаривают совсем не так, как говорят персонажи Толстого или любого другого писателя начало XX века. Если в картине Ордынского Бессонов и прочее сомнительные личности высказывают свое мнение тактично, спокойно, почти неэмоционально, то у Худякова они споры ведут на повышенных тонах.

Зрительские симпатии вызвали немногие герои фильма «Хождение по мукам». Один из них - Смоковников в исполнении Алексея Колгана. В то время как экзальтированный Бессонов вещает свои довольно странные идеи, муж Катерины, успешный и состоятельный адвокат, произносит: «Стабильность – это хорошо». Все революционное чуждо Смоковникову. Чуждо оно и отцу главных героинь – еще одному персонажу, не вызывающему раздражение у зрителей.

хождение по мукам сериал 2017 отзывы рецензии

Сестры

Так называется первая книга романа Алексея Толстого. Чиповской и Снигирь удались образы главных героинь. Правда, так можно утверждать, если не сравнивать их с Алферовой и Пенкиной – актрисами киноленты 1977 года. Звезды советского кино исполнили роли сестер из романа Толстого не просто хорошо, а великолепно, блистательно. Ирина Алферова запала в душу миллионам зрителей, роль Даши Булавиной прославила ее на всю страну. Фильм Худякова не произвел фурора. Для актрис, исполнивших главные роли, эта работа не стала значимой в карьере.

Анна Чиповская

Актриса стала известна после выхода сериала «Оттепель». Возможно, роль в фильме Тодоровского - самая удачная работа Чиповской на сегодняшний момент. Большинство зрителей, которые не преминули оставить отзывы о киноленте Худякова, отмечают, что актриса сыграла неплохо, но образ представительницы интеллигенции начала XX века ей не удался. Чиповская не смогла передать эмоции Дарьи Булавиной, ее чувственность, тонкую душевную организацию. Актриса известна также по фильмам «Чистое искусство», «О любви».

Юлия Снигирь

«Последний забой», «Обитаемый остров», «Глянец» - с этих фильмов началась карьера актрисы. Юлия Снигирь сыграла в сериале «Хождение по мукам» 24-летнюю Катю. По крайней мере, именно таков возраст героини в первой части романа Толстого. По мнению зрителей, Екатерина Булавина получилась в исполнении Снигирь резкой и даже стервозной. Образ, созданный актрисой, не вписывается в атмосферу времени. К тому же старшая сестра в фильме - осовремененная. В ней нет ничего от литературного персонажа, прототипом которого является жена Толстого.

Антон Шагин

Актер сыграл Бессонова – поэта, в которого влюблены сестры Булавины. В его исполнении, согласно отзывам, персонаж, прототипом которого был Александр Блок, смотрится довольно странно. Сложно поверить, что герой Шагина мог завладеть чувствами Дарья и Екатерины, как и чувствами любой другой женщины.

Актер прославился после фильма «Стиляги». Он также сыграл в картинах «Куприн. Яма», «Пятница», «Молот». В сериале «Хождение по мукам» Шагин, вероятно, исполнил роль, которая слишком далека от его амплуа.

Единственный актер, которому удалось создать образ, вписывающийся в исторический фильм, повествующий о революции и Первой мировой войне, - это Леонид Бичевин. Но и его рецензенты сравнивают с Соломиным, сыгравшим Телегина в фильме 1977 года.

Другие актеры

Павел Трубинер сыграл Вадима Рощина - второго мужа Екатерины Булавиной. Светлана Ходченкова - Лизу Расторгуеву. В фильме также сыграли А. Мерзликин, А. Колган, С. Колтаков, Е. Ткачук, А. Яценко, Л. Аксенова, Д. Дюжев, Р. Мадянов, Е. Стычкин, С. Пускепалис.

Первая режиссерская работа Худякова вышла в 1975 году. Всего он снял 29 фильмов. Среди них: «Смерть в кино», «Успех», «На Верхней Масловке», «Ленинградец», «Однажды в Ростове», «Тени Фаберже».

Худяков снял далеко не безупречный фильм. Но и Толстой написал книгу замечательную, хотя отнюдь не великую. Режиссер адаптировал сюжет, дополнил деталями, понятными большинству зрителей. Его не раз обвиняли критики в том, что на главные роли он взял актрис «с современными лицами». Но ему было бы сложно подобрать других артисток. В кинематографе давно играют медийные персоны, герои «желтой прессы». Их действительно сложно ассоциировать с персонажами классической литературы. Картина, созданная в 1977 году, конечно же, лучше сериала Константина Худякова. Но фильм уровня Ордынского сегодня смотрели бы только кинокритики.

fb.ru

«Хождение по мукам». О чем проговаривается название? | Культура

При чтении подобных панегириков, возникает впечатление, будто ты присутствуешь на похоронах. Под плачущую музыку несут на черно-красных подушечках награды усопшего. Сам покойник движется следом, положенный в лакированный гробик, навсегда успокоенный и, следовательно, готовый к канонизации. То есть к препарированию.

Но Алексей Николаевич Толстой, при всем том высшем пилотаже приспособленчества, который он показал при жизни, в лакированный гробик «выдающегося советского писателя» влазил с трудом. И не потому только, что был телом могуч. Его ведь еще и талантом писательским природа одарила в полной мере. Особых доказательств для этого не требуется. Как говорил некий отставной регент из знаменитого романа М. А. Булгакова, «…возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем».

Попросту говоря, книги А. Н. Толстого читать интересно, в отличие от творений большинства «совписов». Как говорится, талант не пропьешь. И полностью не продашь тоже. Даже если сам продашься с потрохами.

Одна из увесистых наград, полученных А. Н. Толстым — Сталинская премия первой степени в 1943 году за трилогию «Хождение по мукам». По тем временам высшая оценка преданности литератора официальным советским идеологическим канонам. И лично тому, кто эту премию выдавал.

Нынешнему вдумчивому, хотя и не слишком образованному, читателю название трилогии А. Н. Толстого покажется странным. Что это за хождение такое, и по каким мукам? Но современникам писателя особого объяснения не требовалось.

Сто лет назад любой образованный человек в России знал о «Хождении Богородицы по мукам», известном произведении русской духовной литературы XII века. Произведение это было апокрифическим, то есть в церковный канон не вошедшим, но несмотря на это, почитаемым и любимым. К тому же, «Хождение…» было произведением чисто русским. В других христианских странах этот апокриф не известен. Потому перевод заглавия трилогии А. Н. Толстого на западные языки представлял проблему для переводчиков. Для европейского читателя такого библейского сказания попросту не существует.

О чем же рассказывает эта легенда? Богородица просит архангела Михаила показать ей, как мучаются в аду души грешников. Архангел исполняет ее волю, демонстрирует картину адских мучений и объясняет, кто из грешников за что наказан. Богородица обращается к своему сыну и молит об облегчении участи несчастных. Вняв молитвам Матери, Господь отменяет мучения в аду ежегодно на пятьдесят дней: от Пасхи до Троицы.

Известный факт из биографии А. Н. Толстого: Октябрьскую революцию он не принял и в 1919 году эмигрировал из Одессы через Константинополь в Париж. В 1920 году русский писатель-эмигрант пишет, а в 1922 году публикует роман, в котором пытается разобраться, что же произошло с ним и со многими другими беглецами из охваченной бунтом России. Вот этому-то роману название «Хождение по мукам» подходило идеально. Для автора, так же, как и для первых читателей, изгнанных с родной земли происшедшими событиями, эти события — ад, в котором им всем, грешникам, воздалось по заслугам. За грехи в прежней, еще довоенной и дореволюционной жизни. И надежда на избавление — только Бог и сострадательная дева Мария.

Впрочем, на Бога надейся, да сам не плошай. Автор романа решил выбраться из ада при помощи собственных сил и собственного таланта. В 1923 году А. Н. Толстой возвращается в Советский Союз в качестве «красного графа» и включается в литературный процесс на вновь обретенной Родине. А дальше все идет в соответствии с грубоватым анекдотом о том, что девушку «танцует» тот, кто ее кормит.

А. Н. Толстой изрядно перерабатывает написанный роман и разворачивает его в идеологически правильную сторону. Роман стал называться «Сестры». Его дополняют еще две книги, «Восемнадцатый год» (1927−1928) и «Хмурое утро» (1940−1941), написанные уже в полном соответствии с «Кратким курсом истории ВКП (б)». «Хождение по мукам» теперь становится названием всей трилогии. И плоховато соответствует общему оптимистическому пафосу творения, которое завершается не в Париже, а в Москве, в Большом театре. Герои слушают здесь не «Чио-Чио-Сан» какую-нибудь легкомысленную, а доклад об электрификации России. Хождения закончены, и муки тоже закончены. Мы еще увидим небо в алмазах! Не на пятьдесят дней, а навсегда. И при чем тут Спаситель небесный? Все в руке Спасителя, сидящего в Кремле!

Пожалуй, немереным талантом писателя-обманщика надо было обладать, чтобы в то время уверить в этом и себя, и читателей. Впрочем, читатель у А. Н. Толстого был уже другой, доверчивый и не шибко грамотный. Который вряд ли догадывался о смысле, вложенном в достаточно странное название. Что им, комсомольцам, Богородица?

Писатель об этом прекрасно знал. Вероятно, потому и сохранил не вполне «политграмотное» название трилогии, не сменил его на что-нибудь типа: «Светлый путь». Встретившись в 1937 году с одним из приятелей, оставшихся в Париже, художником Ю. П. Анненковым, Алексей Николаевич вполне откровенно признался: «Я иногда чувствую, что испытал на нашей дорогой родине какую-то психологическую или, скорее, патологическую деформацию. Но знаешь ли ты, что люди, родившиеся там в 1917 году, в год знаменитого Октября, и которым теперь исполнилось двадцать лет, для них это отнюдь не „деформация“, а самая естественная „формация“: советская формация…»

Впрочем, девушка, которую «танцуют» за ужин в ресторане, совсем не обязана безоглядно восхищаться умом и прочими качествами кавалера. Напротив, чем циничнее она будет подыгрывать своему партнеру, тем лучше справится со своими обязанностями. И здесь А. Н. Толстой впал в главный грех советской, да и русской тоже, интеллигенции: покусывал руку дающую.

«Я циник, — откровенничал он в той же беседе с Ю. П. Анненковым, — мне на все наплевать! Я — простой смертный, который хочет жить, хорошо жить, и все тут. Мое литературное творчество? Мне и на него наплевать! Нужно писать пропагандные пьесы? Черт с ним, я и их напишу! Но только это не так легко, как можно подумать… Я уже вижу передо мной всех Иванов Грозных и прочих Распутиных реабилитированными, ставшими марксистами и прославленными. Мне наплевать! Эта гимнастика меня даже забавляет! Приходится, действительно, быть акробатом…»

После смерти М. Горького Алексей Толстой занял место первого советского писателя. Первого не по должности и не по таланту, как ему бы хотелось думать. В той же беседе с Ю. П. Анненковым он беспечно выболтал главный секрет своей советской славы. «Кувыркаются» все советские литераторы, а вот граф среди них — только он один.

Похоже, что именно на примере графа А. Н. Толстого товарищ Сталин более или менее точно определил цену, которую следует платить деятелям искусств. Отдельная плата назначалась за лояльность, за послушание, за умелое, верткое перо. И получалось, честно говоря, не так уже дорого. За прошлое дворянство тоже следовала приплата. Единовременная, но пожизненная. Как за потерю девственности.

shkolazhizni.ru

«Хождение по мукам» Вступительная статья В. Щербины. Хождение по мукам

«Хождение по мукам»

Вступительная статья В. Щербины

А. Н. Толстой — выдающийся советский писатель, один из крупнейших современных художников слова. В его лучших произведениях реалистическая правдивость, широта охвата явлений жизни, крупные масштабы исторического мышления сочетаются с ярким словесным мастерством, способностью воплощать материал в монументальных художественных формах. Трилогия «Хождение по мукам», а также ряд других произведений писателя получили заслуженное признание, стали любимыми книгами миллионов читателей, вошли в классику, в золотой фонд советской литературы.

Яркое и широкое воспроизведение жизни нашей страны на рубеже двух эпох, резкие изменения под влиянием революции духовного мира людей составляют основное содержание эпопеи.

А. Н. Толстой писал трилогию «Хождение по мукам» более двадцати лет. Когда он в 1919 году в эмиграции приступил к работе над первой книгой трилогии — романом «Сестры», он не думал, что произведение развернется в монументальную эпопею. Бурное течение жизни привело его к убеждению в необходимости продолжить работу. Нельзя было поставить точку и оставить своих героев на бездорожье.

В 1927–1928 годах выходит в свет вторая книга трилогии — роман «Восемнадцатый год». 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, была дописана последняя страница романа «Хмурое утро».

А. Н. Толстой прожил со своими героями более двадцати лет, прошел с ними большой, сложный путь. За это время произошли перемены не только в судьбах героев, но и в судьбе автора, многое перечувствовавшего и передумавшего.

Уже в процессе работы над романом «Сестры» писатель, стремящийся к истинности воссоздания истории, несмотря на свои временные заблуждения, осознал обреченность и лживость бытия правящих классов старой России. Стремление разобраться в причинах, вызвавших очистительный взрыв социалистической революции, помогло писателю сделать верный выбор, пойти вместе с Родиной.

По словам Толстого, работа над трилогией «Хождение по мукам» была для него процессом познания жизни, «вживания» в сложную, полную противоречий историческую эпоху, образным осмыслением драматического опыта своей жизни и жизни своего поколения, обобщением исторических уроков грозных лет революции и гражданской войны, поисками верного гражданского и творческого пути.

Характерные поучительные особенности формирования творчества А. Н. Толстого и других выдающихся советских писателей старшего поколения подчеркнул К. А. Федин. «Советское искусство, — говорил К. А. Федин, — рождено не в кабинете начетчика и не в келье отшельника. Старшие и тогда не старые русские писатели в грозные годы гражданской войны очутились перед выбором: на какую сторону баррикады стать? И они делали свой выбор. И если ошибались в выборе и находили в себе силы исправить заблуждение, исправляли его. Замечательный советский, писатель Алексей Толстой оставил нам сурово-восторженное свидетельство в рассказах о таких мучительных заблуждениях. И он же в начале двадцатых годов исторгнул гимн обретенному новому своему читателю: „Новый читатель это — тот, кто почувствовал себя хозяином Земли и Города. Тот, кто за последнее десятилетие прожил десять жизней. Это тот, у кого воля и смелость — жить…“ Толстой утверждал, что писатель в тайнике сердца слышал зов этого нового читателя, гласивший так: „Ты хочешь перекинуть ко мне волшебную дугу искусства, — пиши: честно, ясно, просто, величаво. Искусство — это моя радость.

…Всякий опыт складывается из плюсов и минусов. Опыт Судеб старших писателей, опыт трагедий, как уроки жизни, усваивался советскими писателями наряду с тем величайшим историческим уроком, который черпали они в клокотавшей гуще своего революционного народа“.»[1]

Реалистическое изображение жизни русского общества в предреволюционный период в первом, романе трилогии «Сестры» представляет поразительную по убедительности картину продажности, растленности, лживости, фальши всего бытия социальной верхушки. Все это способствовало нарастанию и предельному обострению общественных противоречий, неминуемо ведущих к революционному взрыву. Для общего настроения романа «Сестры» характерны мотивы обреченности буржуазно-интеллигентской среды, исторической закономерности гибели старого строя, предчувствия неизбежности «страшной мести», «жестокой расплаты», «мирового пожара», «конца мира». Мотив неизбежности распада царской империи в первой редакции романа носил во многом неопределенный характер. Предчувствие «конца мира», как известно, в предреволюционной русской литературе носило весьма различный, чрезвычайно дифференцированный характер. Если писатели революционного лагеря видели в обреченности буржуазно-интеллигентского уклада следствие реальных общественных процессов, непримиримости и обострения классовых противоречий, то декадентские литературные течения провозглашали «конец мира» с реакционных мистических позиций, затушевывавших подлинные конфликты бытия. А. Н. Толстой был далек от мистических концепций, утверждавших обреченность мира, неизбежность его конца. Писатель, вначале еще смутно понимая цели социалистической революции, тем не менее образно показал ее причины, кроющиеся в реальных социальных условиях, в ненависти народных масс к разложившимся привилегированным кругам общества. В последних романах трилогии мотив предопределенности конца старого мира получает последовательно реалистическое звучание; причины, вызвавшие революционный взрыв, крушение царской империи, здесь выяснены более глубоко и точно, в соответствии с исторической истиной.

Первая часть трилогии привлекает читателей пластичностью картин, словесным искусством. Художественные достоинства этого чудесного русского романа огромны. Как живые, стоят перед нами его главные герои — Катя, Даша, Телегин, Рощин. Однако сила этого произведения не только в его художественном, реалистическом мастерстве. Роман «Сестры» отличается глубоким реализмом в изображении распада старого дворянско-буржуазного общества и кризиса путей интеллигенции. Правдиво, в широких типических обобщениях показано здесь лицо верхушки царской России, чуждость народу декадентской разложившейся интеллигенции. Здесь образы и картины в полной мере реалистически убедительны. Роман создает ощущение грандиозности и решительности исторических преобразований, заставляет с волнением переживать мучительные судьбы его героев. Судьба героев особо интересна и поучительна благодаря тому, что роман проникнут пафосом решения основного исторического вопроса — вопроса о смысле революционного преобразования и дальнейшей судьбе нашей страны, с огромной силой и искренностью поставленного художником. Именно в этом один из источников значительности романа «Сестры». Во время создания этого произведения автор не имел ясного представления о дальнейшем пути России, еще не решил трудную задачу — верно увидеть эпоху и найти в ней самого себя. Мучительные размышления и искания пронизывают роман, создают его основной тон.

На фоне огромных общественных событий, в предчувствии грядущих перемен А. Н. Толстой рисует своих героев одинокими и беспомощными. Смятение царит в их сознании, еще бессильны они решить поставленные жизнью вопросы. Включение в борьбу раздвигает границы их мировоззрения, поднимает их до осознания общих связей личности и общества, до понимания движения времени как истории, то есть приводит к целостному познанию закономерностей эпохи. А. Н. Толстой много раз подчеркивал, что «Сестры» — роман не исторический. Писатель создавал его как произведение о судьбе своего поколения. В последних книгах трилогии вырисовывается уже конкретный образ живой истории. Жизненный опыт героев трилогии становится безмерно богаче, обобщает не только наблюдения одной социальной прослойки, а умножается опытом истории, борьбы народа, опытом революционной эпохи.

Постижение сущности Великой Октябрьской социалистической революции, героика строительства социализма произвели решительный перелом в литературной жизни А. Толстого. Революционное мировоззрение, идеи советского патриотизма несоизмеримо возвысили его творчество, одухотворили новым пафосом и целями. Совершенно в ином свете предстают перед писателем казавшиеся известными ему ранее исторические события, глубже вникает он в смысл борьбы народа за новую жизнь. Теперь он по-другому смотрит на мир, ставит перед собой другие творческие задачи, прежде всего — воплощение величия революционного народа.

Смелее, шире, значительнее становятся творческие замыслы А. Н. Толстого. Он предъявляет к себе все более строгие требования, стремится создать обширную эпопею, посвященную русскому обществу в годы революции и гражданской войны. Писатель отлично понимал сложность и ответственность этой задачи. «Революцию одним „нутром“ не понять и не охватить, — писал он. — Время начать изучать революцию, — художнику стать историком и мыслителем. Задача огромная, что и говорить, на ней много народа сорвется, быть может, — но другой задачи у нас и быть не может, когда перед глазами, перед лицом — громада Революции, застилающая небо».[2]

Создавая последующие книги трилогии — романы «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», А. Н. Толстой уже ставил перед собой новую цель — «оформить, привести в порядок, оживотворить огромное, еще дымящееся прошлое»,[3] художественно запечатлеть грандиозные события социалистической революции и гражданской войны.

В романах «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» писатель обращается к широкому воплощению жизни всего народа в переломный момент его развития, определяющий будущую историю всей страны. Другой, несоизмеримо более широкий смысл, в единстве с последующими частями трилогии, приобрел и роман «Сестры», ставший органической частью монументального эпического произведения.

Романы «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» показывают, что именно социалистическое искусство обновило реализм, воскресило способность воссоздания всеобъемлющей картины общества в его разнообразных противоречиях, интересах, событиях и характерах. Для первых двух романов трилогии характерно восприятие социалистической революции как могучей разбушевавшейся стихии. Безусловно, оно явилось следствием неясности представлений определенных кругов старой интеллигенции о движущих силах и смысле свершившегося переворота. Тем не менее «стихийнические» представления о революции в годы зарождения советской литературы были далеко не однородными, выражали различные, нередко противоречивые тенденции. У одних писателей стихийничество выражало непонимание подлинного характера революции, неприятие ее классового характера, склонность «растворить» его во всеобщих внесоциальных определениях. У других писателей, в частности и у А. Н. Толстого, представление о революции как могучей разбушевавшейся стихии изменялось в своем содержании. В романе «Восемнадцатый год» оно уже является формой утверждения величия, исторической закономерности, неизбежности и неодолимости революции, ее народного характера. В романе «Хмурое утро» автор стремится показать организованные, направляющие и активные силы революционной эпохи.

Широкое введение темы народного движения как главной силы истории определило не только своеобразие идейной концепции, но и всей композиционно-сюжетной структуры трилогии. Содержание «Хождения по мукам» воплощено в емких и свободных формах современной реалистической литературы. Сложная многоплановая структура этого произведения вызвана широтой изображаемых исторических событий, остротой классовых конфликтов, богатством характеров.

Обращение А. Н. Толстого и других советских писателей к емкой монументальной форме романа-эпопеи определялось самой жизнью, грандиозностью событий, требованием широкого и правдивого воплощения коренного исторического перелома в жизни народных масс, ставших главной, определяющей общественной силой.

Прежде всего выделяются в трилогии две важнейшие, тесно связанные между собой темы. Первая и главная — повествование о событиях гражданской войны; вторая, тесно связанная с духовной биографией писателя, — история русской интеллигенции, ее путь к революции. «Дело в том, — рассказывал писатель, — что ощущение родины на рубеже первой мировой войны и даже в первую мировую войну в среде интеллигенции было ослаблено. И только за эти 25 лет новой жизни, и в особенности в преддверии ко второй мировой войне, стало вырисовываться перед каждым человеком глубокое ощущение связи, неразрывной связи со своей родной землей. Мы пришли к ощущению родины через глубокие страдания, через борьбу. Никогда на протяжении, может быть, целого века не было такого глубокого и острого ощущения родины, как сейчас. Всего этого я не мог бы понять в 1927 году, когда писал „Восемнадцатый год“.

„Хождение по мукам“ — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».[4]

Последнюю книгу трилогии — роман «Хмурое утро» — художник создавал накануне Великой Отечественной войны. Это произведение проникнуто стремлением осмыслить исторический опыт жизни народа, глубочайшие преобразования, совершенные в нашей стране; во весь голос сказать о неисчерпаемости творческих сил, непобедимости социалистической Родины.

Писался роман в предчувствии больших мировых событий. «Я думаю, — высказывал А. Н. Толстой свои мысли в то время, — что этим летом Европа будет ареной неизъяснимых ужасов, а если втянется Америка, то затрещит весь мир. Ясно одно, старый мир кончен, он переходит огромную кровавую реку со всеми последствиями такого мифического перехода… Я много работаю над третьей частью „Хождений по мукам“, идет хорошо, но туго: первое — увеличенные требования, которые я предъявляю к этому роману, второе — трудность темы, третье — смена грандиозных событий, вторгающихся в жизнь…»[5]

Дыхание этих грандиозных событий пронизывает роман, делает его глубоко созвучным священной борьбе советского народа против немецкого фашизма.

В романе «Хмурое утро» снова перед нами проходят картины боев, крупных побед Красной Армии, развала белогвардейщины. Гражданская война еще не закончена, но контуры побед уже ясны. «Жить победителем или умереть со славой» — эти слова поставлены эпиграфом к третьей части трилогии.

До создания трилогии «Хождение по мукам» и после появления ее в печати было написано немало крупных литературных произведений о революции и гражданской войне. И все же трилогия А. Н. Толстого принадлежит к числу лучших. Впервые тема гражданской войны была представлена с такой эпической широтой, с такой остротой постановки «русского вопроса», проблемы интеллигенции и народа. Трилогия так убеждала и волновала людей потому, что тема и идея выражены в ней не отвлеченно, а в живых образах, в живых человеческих судьбах.

Писатель нарисовал многокрасочную панораму родной страны, охваченной огнем гражданской войны. Он воспроизвел главнейшие исторические факты, боевые эпизоды. Действие стремительно переносится на громадные расстояния. Быстрая смена фактов, событий, людей, иногда создающая впечатление разорванности композиции, продиктована самим характером эпохи. При создании двух последних книг трилогии А. Н. Толстой широко пользовался архивными материалами и документами. Это придает трилогии большую познавательную ценность. Но писатель не хотел создавать историческую хронику. Все время он старался подчинить обильный и многообразный документальный материал строго продуманному творческому плану, отразить историю в ее наиболее характерных процессах, в живых образах.

Жанр трилогии нередко характеризуют как роман-исповедь. Бесспорно, подобное определение является узким, не учитывает огромного эпического содержания произведения. Вместе с тем читатель все время чувствует субъективность автора. Эта исповедь связана с автобиографической линией произведения, прежде всего с темой потерянной и возвращенной Родины. В полемике Телегина и Рощина мы чувствуем столкновение различных точек зрения. Отсюда следует сделать вывод о неоправданности попыток представить кого-то из названных героев воплощением исканий писателя. Взгляды А. Н. Толстого не персонифицированы в воззрениях какого-либо одного из героев трилогии. Они представлены в целостной концепции произведения, в борьбе различных мировоззрений, в уроках жизни героев.

Правдивость воссоздания истории в трилогии А. Н. Толстого слита с творящей силой искусства, с яркостью изображения индивидуальной жизни.

С поисков личного счастья начинают свой путь основные персонажи трилогии. В первой книге трилогии Телегин, Даша, Рощин и Катя во многом напоминают старых положительных героев Толстого. Они так же честны и отзывчивы, в такой же степени уповают на всемогущую силу любви. История здесь лишь фон, на котором развертываются личные судьбы и переживания героев романа, аполитичных, еще наивно надеющихся, что буря революционного движения пройдет стороной, мимо них. Приобщение их к борющемуся революционному народу уничтожает противоречия между личным и общественным, гармонично сливающимся в понятии и чувстве Родины.

Расширение духовного диапазона героев трилогии, социалистическое преобразование их внутренней сущности отчетливее всего видно в безмерном обогащении восприятия самого дорогого для них понятия «Родина». В свете социалистической революции понятие «Родина» у Телегина и Рощина предстает неизмеримо более ярким и глубоким, приобретает новый смысл. Для них становится ясной ограниченность их прежних представлений о Родине: слово это пополняется новым, высоким гуманистическим содержанием, включает в себя безмерные просторы страны, одухотворяется идеалом революционного служения народным массам. Наиболее рельефно этот процесс обогащения сознания человека в огне революции и гражданской войны выражен во внутренней биографии Рощина, человека чистого, искреннего, но много заблуждавшегося. Ранее для него, офицера, выходца из небогатой дворянской семьи, понятие о Родине, любви к ней ограничивалось узким кругом привычных традиционных представлений. «Ты ответь, для чего тебе родина, — спрашивает сам себя Рощин в напряженнейшее время своих исканий, предельно обостренных непримиримостью классовых боев революционной эпохи. — Июньский день в детстве, пчелы гудят на льне, и ты чувствуешь, как счастье медовым потоком вливается в тебя. Разве я не любил это?»

Движение истории, развитие революции и гражданской войны, горький жизненный опыт раскрыли Рощину узость его привычного представления о Родине, навсегда слили его с жизнью народа. Суровые уроки борьбы привели Рощина к выводу: «Оказалось, родина это не то, родина — это другие… Это они. Они — трудовой народ, начавший с оружием в руках творить свое будущее».

Поразительно правдиво, с убедительнейшей достоверностью в трилогии воспроизведен драматизм столкновения иллюзий героев с суровой действительностью грозных лет революции и гражданской войны, преображение в жестоких социальных конфликтах всего строя их чувств. Непосредственно втянутые в водоворот классовой борьбы, чувства дружбы, любви, гуманности, стремление к добру преобразуются, пополняются новым содержанием. Органическое вхождение истории в души не только преображает сознание, но и вносит новые черты в общечеловеческие чувства и стремления.

Развитие сознания героев трилогии — Телегина, Рощина, Кати и Даши — проходит в мучительных размышлениях, во внутренних противоречиях и конфликтах. Преодоление отживших представлений под влиянием действительности у них зачастую проходит в острой внутренней борьбе, в столкновениях противоречивых точек зрения. Первоисточником таких переживаний героев А. Н. Толстого всегда служат реальные факты, неумолимо разбивающие их прежние хрупкие камерные представления и мечты.

Революция затронула все стороны человеческого существования. Наивные мечты Кати и Даши о счастье сбываются не скоро. На протяжении многих лет личная жизнь их складывается неудачно. Не скоро они находят место в обществе. Порой представлялось, что все рушится, и тогда наступали минуты отчаяния, но опять воля к жизни брала верх и заставляла Катю и Дашу — слабых и беззащитных — пробивать себе дорогу. Часто кажутся они жалкими листьями, оторванными от дерева — Родины, дома, семьи, — уносимыми вихрем страшных и непонятных им событий. Однако искренность и стремление к правде побеждают все, и они отыскивают выход из самых безнадежных на первый взгляд положений.

Как показала жизнь, иллюзорной оказывается мечта героев об изолированном от общества маленьком личном счастье, счастье вопреки всем войнам, революциям, вопреки всем потрясениям человечества. Маленькое замкнутое благополучие не могло сохраниться в грандиозной революционной ломке общественных отношений, противостоять историческим бурям. Личное счастье Телегина и Даши, Рощина и Кати оказывается под ударом. Они принуждены на длительное время расстаться. Лишь найдя свою дорогу в жизни, находят они и свою любовь.

Чувства героев трилогии обогащаются, становятся глубже и сильнее. Раньше любовь заставляла их изолироваться от людей, бояться бурь и волнений казавшейся им такой беспощадной и неприветливой жизни. Теперь их чувства окрылены уверенностью в будущем.

Личное в представлении героев трилогии уже не противостоит общественному, а, напротив, личное — любовь — еще более расцветает, озаренное патриотическим чувством граждан свободной страны.

Сила таланта А. Н. Толстого во всей полноте сказалась и в широких эпических картинах, и в воспроизведении тончайших интимных переживаний. История любви Телегина и Даши проникнута подлинной поэтичностью. Писатель заставляет нас живо ощущать тонкость и сложность самых сокровенных человеческих чувств. По глубине передачи духовной жизни героев роман Толстого принадлежит к числу лучших произведений советской литературы. А. Н. Толстой, раскрывая несостоятельность попыток своих героев-интеллигентов в суровую революционную эпоху укрыться от бурь истории, замкнуться в пределах своего скромного личного счастья, показывает органическую взаимосвязь человека со временем. Драматическое развитие биографий основных героев трилогии наглядно, с тонким проникновением в глубины человеческой души раскрывает сложный процесс приобщения человека к истории, раскрепощения тем самым его духовных возможностей. Жизненный опыт Телегина, Рощина, Даши и Кати зримо свидетельствует о том, что именно включение истории в душу человека обогащает духовное содержание личности, дает возможность наиболее полно выявлять индивидуальные свойства.

Трилогию «Хождение по мукам» можно воспринять как своеобразный творческий синтез на основе нового опыта революционной эпохи всех прежних исканий автора, как итог его художественной биографии. Совершенно новое решение находят проблемы, всю жизнь волновавшие писателя. А. Н. Толстой и прежде никогда не разделял декадентских воззрений, утверждавших обреченность человека, его неспособность к духовному развитию и совершенствованию. Тема духовного обновления, очищения, возвышения человека — одна из основных в его дореволюционном творчестве. Если писатели-декаденты концентрировали внимание на падении, темных сторонах, болезненных патологических инстинктах личности, то Толстому присуще стремление к воплощению внутреннего возрождения, нравственного очищения героев. Тем не менее изображение духовного обновления человека в дореволюционных произведениях писателя носило характер отвлеченного, замкнутого, внутреннего самоусовершенствования. Постоянная для А. Н. Толстого тема совершающегося духовного прогресса личности получает в трилогии новое, исторически обоснованное освещение. Приобщение писателя к идеям социализма, художественное воплощение опыта революции и гражданской войны дали прочную, жизненную почву для всестороннего обновления, преображения и совершенствования героев. Их жизнь проникнута подлинно великими, возвышенными, в то же время реальными идеалами, одухотворяется великими целями.

В связи с темой всестороннего «обновления» и прогресса личности во многих произведениях А. Н. Толстого широкое развитие нашла классическая тема поисков героями правды, достойных устоев и целей жизни. Мотив «правдоискательства», получивший широкое воплощение в русской классической литературе прошлого века, нашел свое развитие в творчестве А. Н. Толстого. Однако в романе «Сестры» он еще носит умозрительно-отвлеченный характер, еще остается в стороне от реальных, исторически обоснованных общественных идеалов, не совпадает с подлинной высшей социалистической правдой эпохи, движущей миллионы людей на борьбу.

Мотив поисков правды, достойных основ и целей бытия получает в трилогии новое решение, органически сливается с борьбой всего народа за новую жизнь. Настойчивые искания героями произведения подлинной справедливости увенчиваются успехом, получают незыблемую жизненную основу, сливаясь с реальным ходом развития общества, с идеями революции и утверждения социализма.

Художник в живых образах нарисовал небывалое по размаху столкновение сил старой и новой России.

Глубоко почувствовал и передал А. Н. Толстой героический пафос эпохи, остроту общественных конфликтов этого переломного времени, невиданный взлет человеческого героизма, переплавку человеческих характеров в огне революции. Отличительная черта этого периода состоит в том, что он ломает сложнейшие порядки и отношения, перестраивает убеждения и характеры многих людей, заставляет их по-новому смотреть на действительность, искать новое место в жизни и борьбе. В этом свете переход интеллигентов — героев романа А. Н. Толстого — на сторону революции представляется обоснованным и закономерным.

Одна из основных тем трилогии «Хождение по мукам» — человек и народ, взаимоотношения личности и общества. В характере ее художественного освещения наиболее отчетливо раскрывается новаторство советской литературы.

Современная буржуазная литература и эстетика всячески стараются обострить конфликт личности и общества, возвести его в вечный закон человеческого бытия. По этим воззрениям, лишь в изоляции от общества человек получает внутреннюю свободу, возможность полного выявления своей индивидуальности. Человек и история представляются извечно враждебными, всегда противостоящими друг другу.

А. Н. Толстой, художественно утверждая революционную действительность, дает новое, принципиально иное освещение проблеме взаимоотношения человека и общества.

История человека, выбирающего свою жизненную дорогу в суровые годы революции, получила чрезвычайно широкое воплощение в литературе. Общая идейно-художественная концепция выдающихся произведений советской литературы состоит в пафосе достижения единства личности и общества, в приходе человека к своему народу. Такова, например, жизненная дорога основных героев «Хождения по мукам», «Тихого Дона» и «Поднятой целины» М. Шолохова, «Севастополя» А. Малышкина, «Городов и годов», «Первых радостей» и «Необыкновенного лета» К. Федина, «Страны Муравии» А. Твардовского и многих других.

Пути героев советской литературы к единству с народом различны. Если многие из них вышли из толщи трудящихся масс, неотделимы от них или сразу заняли свое передовое место в жизни, то другие приходят к народу дорогой длительных, иногда очень сложных исканий. Для них путь к гармонии интересов личности и общества совсем не легок и прост. Для ее достижения нужны борьба, мужество, умение выбрать верный ориентир. У некоторых это исторически и биографически достигается в итоге драматической внутренней борьбы или ряда жизненных уроков и испытаний.

Судьбы интеллигенции в революционную эпоху занимают большое место в трилогии «Хождение по мукам». Но это не единственная, всеопределяющая проблема, как утверждается в ряде критических работ.

В центре всего произведения находится всеобъемлющая и всепроникающая тема обогащения, расширения духовного горизонта людей в бурях революции, в борьбе за ее завоевания. Слияние героев трилогии — интеллигентов — с жизнью народа дает прочную основу для их духовного возвышения. Более емким и широким становится внутренний мир также и героев — представителей народной массы. Общая основа идейного роста, преобразования и возвышения сознания всех героев произведения А. Н. Толстого — их органическое приобщение к истории, включение в решение основных проблем эпохи, в сознательное созидание новой жизни.

Выдвижение в заключительной части трилогии — романе «Хмурое утро» — героев-коммунистов, революционных рабочих и крестьян, характеров цельных, целеустремленных, творящих в борьбе новую историю своей страны, внесло в творчество А. Н. Толстого новые черты: в трилогию широким потоком врывается, как безбрежный океан, все заполняет деятельность народных масс.

В дореволюционных произведениях А. Н. Толстого образы активных деятелей революции не находили воплощения. Как известно из биографии писателя, людей такого типа он ранее по-настоящему не знал. В романе «Сестры» выведены образы большевиков. Но писатель в это время был далек от верного представления об облике людей, творивших революцию. Поэтому образы людей из революционного лагеря в первой книге трилогии оказались однолинейными, менее убедительными, нежели другие персонажи: большевики здесь были показаны однобоко, только как сила разрушения старого, олицетворение ненависти к буржуазному миру. Героика всенародного созидания последующих лет раскрыла перед писателем новые грани облика советского человека.

Движение истории, новое мировоззрение внесли в творчество А. Н. Толстого обогащенное воссоздание характера передовых людей эпохи — революционеров. Более глубокое и верное воспроизведение образов героев-творцов революционной истории — было обусловлено тем, что советская действительность, во второй половине двадцатых годов развернувшая созидание новой жизни, многограннее раскрыла для писателя сущность героических характеров, рожденных революцией. Условная, схематическая фигура Василия Рублева отошла на задний план, когда в трилогии появились образы Ивана Горы, Чугая, Агриппины Чебрец, Шарыгина, Латугина, Анисьи Назаровой. Большевики уже предстают воплощением наиболее последовательного, действенного социалистического гуманизма, воплощением созидательного пафоса, богатства эмоций.

А. Н. Толстого особенно интересовало — создание типических образов людей, свершивших социалистическую революцию, отстоявших ее завоевания, строящих новую жизнь. Прежде всего о них хотел рассказать миру художник: «А те новые типы, кому еще в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто еще рукою призрака стучится в бессонное окно к художнику, — все они ждут воплощения. Я хочу знать этого нового человека»[6]

Особое значение в трилогии приобретает образ Ивана Горы. Такие рабочие-коммунисты, как Иван Гора, спасали страну от немецкой оккупации, боролись против интервентов и контрреволюции, Иван Гора — путиловский рабочий, красногвардеец, затем командир роты, а потом комиссар полка — проходит большую жизненную школу. У него есть незаменимое умение находить доступ к душе каждого бойца, каждого трудового человека, сплачивать самых различных людей идеями революции. Иван Гора героически погибает весной во время жестоких боев на реке Маныч. При всем своем индивидуальном своеобразии, по своему духовному складу он близок Клычкову из «Чапаева» Д. Фурманова, Суркову из «Последнего из удэге» А. Фадеева, Давыдову из «Поднятой целины» М. Шолохова, Рогозину из «Необыкновенного лета» К. Федина.

Идея рождения нового человека, раскрытие прекрасного в душе простых людей труда придает значительность даже, на первый взгляд, эпизодическим фигурам трилогии. Очень скупо, всего на нескольких страницах, передана трагическая история комсомолки Маруси, вместе с Рощиным готовившей восстание в Екатеринославе. Но какой свежестью, молодостью и оптимизмом согрет ее облик.

А. Н. Толстой создал галерею образов передовых людей разных биографий и индивидуальностей. Они не похожи на схемы «идеального героя». Это скромные люди — рабочие, крестьяне, интеллигенты, окрыленные идеями революции. В своем единении миллионы таких людей составляют самую мощную, самую непобедимую силу в мире — хозяина истории, советский народ, И для выявления исторического значения своих героев — рядовых людей труда — А. Н. Толстой раскрывает эту нераздельную связь обычного и простого с возвышенным, великим.

Народ, его героика воплощены А. Н. Толстым в трилогии и в массовых сценах, в обобщающих поэтических образах. Неизгладимый след в памяти оставляет сцена перед большим сражением на реке Маныч. Художник мастерски создал впечатляющую картину, где фигуры простых людей вырастают в образы большого исторического обобщения. Величие исторического дела, судьбу которого в боях решают эти простые люди, выводит их образы за пределы обычного, придает им черты гигантов, шатающих выше облаков. Перед нами уже не просто Иван Гора и его товарищи, а как бы легендарные великаны, свершающие титаническое. Реалистическое, зримое изображение бойцов, как бы ставших во весь рост над земным шаром, — это замечательный образ освобожденного народа, поднявшегося на битву за свое будущее.

Трилогия «Хождение по мукам» стоит в ряду лучших произведений советской литературы о революции и гражданской войне. Но она созвучна также произведениям, посвященным теме труда. Тема творческого характера революции находит завершающее патетическое выражение в финале трилогии, изображающем переход страны к решению задач мирного строительства. В конце трилогии показано начало новой эпохи в истории Родины — эпохи великого социалистического созидания.

Для трилогии характерны многоплановость сюжета, сочетание лирики и сатиры, философских раздумий и конкретно-бытовых деталей, органическое вплетение в сюжет хроники и публицистики. Центральный конфликт трилогии определяет также целую гамму частных производных противоречий, отражавших важные процессы в бурную эпоху революции и гражданской войны. Все они находят выражение в обилии и взаимодействии различных сюжетных линий и столкновений, отражающих различные стороны развития действительности. Художник очень внимательно следил за композицией, за ясностью, выразительностью и законченностью многочисленных сюжетных линий, составляющих живую ткань произведения, его образную полноту. Поражает у Толстого его искусство изображения пейзажа, обстановки, батальных и камерных эпизодов, всех явлений действительности. И это одухотворено, живет, переливается всеми красками жизни, волнует читателя потому, что в центре внимания художника стремление изобразить человека во всей его исторической и психологической правде.

А. Н. Толстой достигает словесного мастерства многообразными средствами и приемами. Вся его творческая работа подчинена единым реалистическим принципам, связана с задачей наиболее полного раскрытия облика времени, облика человека.

Замечательная жизненная полнота образов А. Н. Толстого во многом результат его поразительной способности внутреннего видения предмета, которая, по мысли художника, одно из первых условий творчества. Отсюда то огромное значение, которое он придавал способности художника воспроизводить в своем воображении лица и предметы во всем многообразии отличительных свойств.

Развивая мысль о необходимости видеть своих героев во всех их индивидуальных особенностях, относиться к ним как к реально существующим людям, А. Н. Толстой имел в виду богатства жизненного опыта, впечатлений писателя, наблюдательность, глубокое знание человеческих душ, социальную и психологическую прозорливость, силу творческого воображения. Из этого рождается дар «второго зрения», способность художника явственно видеть людей, рожденных воображением, «вживаться» и «вчувствоваться» в судьбы своих героев, Читать в их сердцах, представлять в динамике, во всех деталях внутреннего и внешнего облика.

Писатель стремится воплощать образы людей и события осязаемо, зримо. Отсюда следует особая взыскательность и целенаправленность его работы над языком, постоянное стремление усиливать, находить новые изобразительные возможности, слова образного, четкого, фактически точного, поэтически гибкого, роскошного русского языка. Требовательное и творчески смелое отношение А. Н. Толстого к родному языку стало основой его больших художественных достижений.

Достижение образной чувственности изображаемого — вот первая художественная цель, которую преследовал А. Н. Толстой в своей работе. Властелин весомого слова, дающий не общее определение или обозначение предмета, а его предметный образ, он хотел писать так, чтобы читатель воспринимал изображенное словами, как доступное, зрению и осязанию. Цель литературы — «чувственное познание Большого Человека».[7] Искусство должно «пахнуть плотью и быть более вещественным, чем обыденная жизнь».[8] Тяготение к вещественности, предметности, зримости изображения — главнейшая черта эстетики А. Н. Толстого.

Язык А. Н. Толстого — весомый, точный, идущий от острого наблюдения, от глубокого чувственного восприятия предмета.

Реалистическая убедительность, вещественность и рельефность языка отличают как речь персонажей, так и авторское повествование. Язык каждого персонажа автор раскрывает в неразрывной связи с сущностью характера, как производное от его общественно-психологического своеобразия, как незаменимое средство типизации образа. Выбор слов, стилистическое строение фразы, ритм речи, интонация определяются творческими задачами, служат прежде всего цели индивидуализации характеров. Без этого А. Н. Толстой не мыслит художественное бытие и реалистическую убедительность своих героев.

Именно гармоническое слияние внутреннего состояния человека с его внешними проявлениями, слова — с движением содействует реалистической убедительности образов, выявлению индивидуальных особенностей характеров.

«Хождение по мукам» — замечательное произведение советской литературы. Как в живой человеческой душе, в нем переплетаются радость и горе, личные переживания и сложнейшие общественные проблемы. Толстой глубоко проникает в жизнь, сочетая в неразрывном единстве силу исторической и человеческой правды с думами и чувствами художника-патриота.

Много раз А. Н. Толстой подчеркивал, что процесс творчества носит глубоко индивидуальный характер, обусловлен своеобразием художника. Однако он всегда отвергал возможность создания подлинно реалистических произведений искусства без наличия у художника идеи, обобщающей и пропитывающей весь материал.

При всем разнообразии проблем трилогии отчетливо вырисовывается основная, всеохватывающая тема, как узел стягивающая к единому центру все написанное им, — тема Родины. Эта всепроникающая тема предстает в произведениях А. Н. Толстого в самом различном воплощении. Пафосом горячего патриотизма проникнуты произведения художника и о героической революционной современности, и прошлом нашего народа. Без этой главной творческой идеи не было бы А. Н. Толстого — большого художника, одного из классиков советской литературы.

Мотив величия революционного преобразования страны звучит в творчестве А. Н. Толстого патетически-взволнованно. В художественных произведениях, в публицистике писатель показал Родину в ее стремительном росте, в годы высочайшего напряжения ее исторической жизни, всю проникнутую устремленностью в будущее. А. Н. Толстой берет в основу трилогии «Хождение по мукам» тяжелую борьбу, влекущую за собой лишения, жертвы. Произведение полно острых жизненных конфликтов, драматической борьбы и столкновений, глубоких переломов как в общественной жизни, так и в судьбе и психологии отдельных персонажей. Но трилогия А. Н. Толстого совсем не мрачна, все его творчество светло, гуманно, полно радости и чувственной полноты жизни, проникнуто светлыми предчувствиями торжества добра и правды.

Жизнелюбие и гуманность творчества А. И. Толстого метко охарактеризовал А. М. Горький. В письме к автору «Петра Первого» он отметил: «Вы знаете, что я очень люблю и высоко ценю Ваш большой, умный, веселый талант. Да, я воспринимаю его, талант Ваш, именно как веселый, с эдакой искрой, с остренькой усмешечкой, но это качество его для меня где-то на третьем месте, а прежде всего талант Ваш — просто большой, настоящий русский и — по-русски — умный…»[9]

Гуманистический талант А. Н. Толстого всегда отличался жизнелюбием, оптимизмом. Ему органически чужды всякие виды пессимизма, неверия в человека. Развитие творчества А. Н. Толстого наглядно демонстрирует разнообразие путей и форм жизнеутверждения как одной из основных черт советской литературы. Прежде всего она отвергает тенденциозное мнение, будто бы жизнеутверждающее начало советской литературы представляет сглаживание жизненных конфликтов, обход темных сторон действительности. Много тяжелых испытаний, опасностей, трудностей, мучительных размышлений и переживаний выпало на долю героев трилогии. Они — участники жестокой, беспощадной борьбы классовых сил старой и новой России. Но все превратности и испытания истории, формирование нового, социалистического мировоззрения еще более укрепляют их веру в жизнь, в будущее своей Родины. Жизнеутверждающее начало советской литературы с каждой новой книгой романа получает все более полное и рельефное воплощение. Все содержание трилогии, слова Горького о добром, светлом таланте.

А. Н. Толстого прекрасно раскрывают подлинный смысл философии жизнеутверждения, противостоят всякого рода неверным предвзятым трактовкам этого понятия. Здесь вполне уместно привести слова А. М. Горького о подлинном смысле, богатстве и мужественности жизнеутверждения, проникающих трилогию «Хождение по мукам». В связи с узкими трактовками этого понятия он писал одному поэту: «А вы думаете, что единственное жизнеутверждающее чувство есть радость? Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти. В руках писателя много могучих сил, которыми он утверждает жизнь».

Развитие событий революции, опыт созидания социализма укрепили жизнеутверждающую основу творчества А. Н. Толстого. Его общее жизнелюбие обогатилось, когда писатель приобщился к революционному решению основных проблем эпохи, пришло в соответствие с поступательным движением истории, активно включилось в борьбу за социализм. Здесь уже нашла превосходное выражение общая выдающаяся особенность, советской литературы как литературы действенного сознательного утверждения новой жизни, идеалов социализма.

В А. Н. Толстом представлен тип художника, занятого разработкой больших общественных вопросов, принципиально отвергавшего мысль о писателе как иллюстраторе готовых положений. Всегда он исходил из убеждения, что художник должен быть исследователем общества, пролагателем новых путей в познании пути народа, души человеческой. Образно назвал он писателей «каменщиками крепости невидимой, крепости души народной».[10] В этих словах А. Н. Толстой замечательно выразил мысль о высокой патриотической миссии советской литературы, вместе с тем также превосходно определил пафос и смысл своей блестящей многолетней литературной деятельности.

В. Щербина

librolife.ru


Смотрите также