Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Слово о хождении Пресвятой Богородицы по мукам (рукопись, конец XIX века)«Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам» — довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Текст описывает муки грешников в аду. Пользовался особой популярностью у старообрядцев[1].
Древнейший список «Хождения», относящийся к XII веку, был издан И. И. Срезневским, параллельно с греческим текстом, в «Древнем памятнике языка и письма» (1863).
Апокриф описывает мучение грешников в аду. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучаются грешники. В первом месте мучились язычники, почитающие Трояна, Велеса и Перуна. В другом месте была тьма. В третьем — огненная река, где казнились те, кто был проклят родителями, ел человеческое мясо или лжесвидетельствовал. Затем Богородица увидела ростовщика, который висел вниз головой и был пожираем червями. Дальше была подвешенная за зубы сплетница. На севере ада мучились на раскалённых скамьях и огненных столах гр
ru.bywiki.com
Хождение Богородицы по мукам
Святая богородица хотела помолиться господу богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя отца и сына и святого духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто — с западной, сто — с южной, сто — с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение отца, радуйся, обитель сына, радуйся, похвала святого духа, радуйся, Христово... и утверждение, радуйся, Давидово пророчество, радуйся, святое поклонение, радуйся, пророками провозглашенная, радуйся, стоящая всех выше у престола божьего».
Ответила благодатная архангелу Михаилу: «Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого отца и светильник, радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление святого духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам, радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом владыки достойно стоящий. Радуйся, Михаил, свет непрестанный, радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола божьего все ангелы».
Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его святая богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»
Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли бога и веровали в то, что сотворил нам бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, — Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются».
В другом месте она увидела тьму великую, и спросила святая богородица: «Что это за тьма такая и кто находится там?» И ответил архистратиг: «Много душ пребывает в том месте». И сказала святая богородица: «Пусть разойдется тьма, чтобы видела я и те мучения». Ангелы, стерегущие их, отвечали:
«Сказано, что не увидят они света, пока не явится твой благостный сын, светлее чем семь солнц». Огорчилась святая богородица, подняла на ангела свои глаза и, взглянув на невидимый престол своего отца, сказала: «Во имя отца и сына и святого духа пусть рассеется тьма сия, чтобы я видела это мучение». И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая богородица воскликнула со слезами: «Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?» Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: «Почему не отвечаете?» Тогда мученики сказали: «О благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх». Святая богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали ей: «Почему ты пришла к нам, святая богородица? Твой сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, божий любимец, но ты, пресвятая богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь бога, как же ты пришла к нам, бедным?» Тогда спросила святая богородица у архистратига Михаила: «В чем их грех?» И ответил Михаил: «Это те, кто не верил в отца и сына и святого духа, и в тебя, святая богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего и что родился от тебя наш Иисус Христос, воплотился и освятил землю крещением — вот из-за этого и мучаются они там». И вновь заплакала святая богородица, и спросила их: «Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?»
Прорекла это святая богородица, и снова застлала их тьма. Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.
Увидев их, святая богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила пресвятая богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила святая богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».
И увидела святая богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела; «Кто это? Какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».
И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, святая богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала святая богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен».
В другом месте богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и святая спросила архистратига: ...«Те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви божией, — из-за этого и мучаются».
И увидела святая богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, пресвятая, что я тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются».
А в другом месте святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, пресвятая богородица сказала: «Господи, помилуй» — трижды — и сотворила молитву. К ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык.
И сказал архистратиг: «Пойдем, госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи». И она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, пресвятая спросила: «Кто они и в чем согрешили?» И ответил Михаил: «Это те, кто служили литургию, и пред престолом божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее, как звезды божий, на землю. И тогда колебался страшный престол и подножие божие дрожало, за то они теперь так мучаются».
И увидела святая мужа и крылатого змея с тремя головами — одна голова была обращена к глазам мужа, а другая — к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю божию творил, а жил в блуде и беззаконии».
И сказал предводитель господних сил: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: «Благословите, отцы святые»; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так».
И увидела пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их. Они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются».
И увидела богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых разными змеями, и спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил Михаил: «Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются».
И сказал архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — многих грешников. Увидев это, богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники». Услышав это, пречистая богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»
И спросил ее Михаил. «Отчего плачешь, святая? Разве ты не видела великих мучений?» И ответила пресвятая: «Поведи меня, чтобы я увидела все мучения». И сказал ей Михаил: «Пойдем, благодатная, куда хочешь, на восток или на запад, в рай, направо или налево, где великие мучения?» И ответила пресвятая: «Пойдем на левую сторону». Херувимы и серафимы и четыреста ангелов услышали пресвятой слово и, повернувшись, вывели ее от востока в левую сторону, а около той реки была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей, не в силах сказать: «Праведный судья, помилуй нас». Их непрестанно ели черви, и был слышен скрежет зубовный. И увидели пресвятую сторожившие грешников ангелы, и вскричали в один голос: «Свят, свят, свят, боже святый, и ты, богородица, благословляем тебя и сына божия, родившегося у тебя, так как спокон века не видели света, а сейчас видим свет благодаря тебе, богородица». И снова вскричали они все вместе: «Радуйся, благодатная богородица, радуйся, сияние света вечного, радуйся, святой архистратиг Михаил, молящийся владычице за весь мир, мы же видим мучающихся грешников и сильно скорбим».
Богородица увидела, что ангелы печальны и грустны из-за грешников, расплакалась пресвятая, и вскричали все в один голос: «Хорошо, что вы пришли в эту тьму увидеть нас и наше мучение, помолись, пресвятая, с архистратигом». И, слыша плач и крик грешников, сама зарыдала, причитая и говоря: «Господи, помилуй нас», чтобы, когда кончила молитву, утихла речная буря и огненные волны; и явились грешники, словно семена горчичные. Увидев это, заплакала святая и спросила: «Что это за река и волны ее?» И ответил ей архистратиг: «Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это жиды, которые мучили господа нашего Иисуса Христа, сына божия; это все народы, которые крестились во имя отца и сына и святого духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил после святого крещения с кумами своими, с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей, за свои дела и мучаются они так». И сказала святая: «Пусть будет так по заслугам их!» И снова залила их бурная река и огненные волны, и тьма покрыла их. И сказал Михаил богородице: «Если кто попадет в эту тьму, не будет бог помнить его». И сказала пресвятая: «О, горе грешникам в неугасимом пламени сего огня!»
И сказал ей архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе огненное озеро, где мучается род христианский». И она увидела и услышала их плач и вопль, а самих грешников не было видно, и спросила: «В чем грех тех, кто здесь находится?» И сказал ей Михаил: «Это те, что крестились и крест поминали, а творили дьявольские дела и не успевали покаяться, из-за этого они так мучаются здесь».
И сказала пресвятая архистратигу: «Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти и мучиться с христианами, потому что они назвались чадами сына моего». И сказал архистратиг: «Будь в раю». И ответила пресвятая: «Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас господь бог и помилует их».
«Жив господь бог, имя его величественно, мы поклоняемся господу, семижды днем и семижды ночью, когда хвалу возносим владыке и за грешников просим, госпожа, но нисколько нас не слышит владыка». И сказала пресвятая богородица: «Молим тебя, вели ангельскому воинству вознести меня на небесную высоту и поставить перед невидимым отцом».
И архистратиг повелел, и появились херувимы и серафимы, и вознесли благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым отцом у престола; богородица воздела руки к благодатному сыну своему и сказала: «Помилуй грешников, владыка, так как я видела и не могу переносить их мучений, пусть буду и я мучаться вместе с христианами». И раздался голос, ей говоривший: «Как я помилую их? Вижу гвозди в дланях сына моего, и не знаю, как можно их помиловать». И сказала богородица: «Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан». И раздался голос, говоривший: «Вижу, что братию мою не помиловали, и не могу тех помиловать». И снова сказала пресвятая: «Помилуй, владыко, грешников, помилуй, господи, сотворенных твоими руками, потому что они по всей земле произносят твое имя, и в мучениях, и во всех местах по всей земле, говоря: «Пресвятая госпожа богородица, помоги нам», и когда человек рождается, говорит: «Святая богородица, помоги мне». Тогда сказал ей господь: «Послушай, пресвятая богородица, владычица, нет того человека, кто не молился бы имени твоему, и я не оставлю их ни на небесах, ни на земле».
И сказала пресвятая богородица: «Где пророк Моисей, где все пророки и вы, отцы, которые никогда не грешили, где Павел, божий любимец, где воскресение, христианская похвала, где сила честного креста, которая избавила Адама и Еву от проклятия?» Тогда архистратиг Михаил и все ангелы сказали: «Помилуй, владыко, грешных». Тогда Моисей возопил, говоря: «Помилуй, владыко, ведь я дал им закон твой». Тогда Иоанн вскричал, говоря: «Помилуй, владыко, я твое Евангелие им проповедовал». Тогда и Павел возопил, говоря: «Помилуй, господи владыка, так как я церквям дал твое послание». И сказал господь бог: «Послушайте вы все: если по Евангелию моему или по закону моему и если по евангельской проповеди, которую провозгласил Иоанн, по посланиям, которые принес Павел, судить — то такой суд и примут. И имеют ангелы, за что просить, только: «Помилуй, господи, — праведны мы». И сказала пресвятая богородица: «Помилуй, владыка, грешников, так как они Евангелие приняли и закон твой сохранили». Тогда господь сказал ей: «Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве — а ты верно говоришь, что они закону твоему научились, — и снова они сделали зло, когда не отплатили им за зло, что говорю — уже сказано, и воздается им по злобе их». Тогда все святые, слышавшие владыку, говорящего это, не смели ничего ответить.
И увидела пресвятая, что никто ничего не сказал и господь святых не послушал, но удаляет от грешников свою милость, и сказала пресвятая: «Где архистратиг Гавриил, который возвестил мне: «Радуйся, так как ты прежде всех услышала отца, он теперь на грешников не смотрит»; где великий, тот, кто носит город на вершине своей и на единой земле, а земля из-за гнусных человеческих дел раскололась, и послал господь бог своего сына, и утвердил земной плод? Где служители престола, где Иоанн Богослов? Почему не молитесь с нами владыке за христианских грешников? Разве вы не видите, что я плачу о грешниках? Придите все ангелы и все, кто на небесах, придите все праведные, кого оправдал господь, вам позволено молиться за грешников. Приди и ты, Михаил, ты — первый среди бесплотных, стоящих у престола божия,— вели всем припасть к невидимому отцу, и не подымемся, пока не послушает нас бог и не помилует грешников». Тогда Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все лики небесные и все чины бесплотных. И увидел владыка моление святых, смилостивился ради сына своего единородного и сказал: «Сойди, сын мой возлюбленный, посмотри на моление святых и яви лицо свое грешникам».
И сошел господь с невидимого престола, и его увидели сидящие во тьме, и возопили в один голос, говоря: «Помилуй нас, сын божий, помилуй нас, царь всех времен!» И сказал владыка: «Слушайте все. Я рай насадил и создал человека по образу своему, и сделал его хозяином рая, и дал им вечную жизнь, они же ослушались и в своем желании согрешили, и предались смерти; я не хотел видеть, как дьявол мучает творение моих рук, сошел на землю и воплотился в деву, вознесся на крест, чтобы их освободить от рабства и от первого проклятия; просил воды, а дали мне желчи, смешанной с уксусом; руки мои создали человека, и они положили меня во гроб, и сошел я в ад, победил своего врага, избранных своих воскресил, благословил Иордан, чтобы искупить ваше первое проклятие, а вы пренебрегли покаянием в грехах своих. Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете — поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас,— я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня, прославьте отца и сына и святого духа». И все отвечали: «Слава милосердию твоему».
Слава отцу и сыну и святому духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь
studfiles.net
XII в.
Краткое содержание апокрифа
Читается за 4 мин
Хотела святая Богородица помолиться Богу, чтобы архангел Михаил поведал ей о муке небесной и земной. Тогда с небес сошёл Михаил и с ним четыреста ангелов. Богородица и архангел приветствовали друг друга. Архистратиг Михаил сказал, что не перечислить всех мук, которые существуют. Но Богородица просила рассказать о всех муках.
Явились ангелы с юга, разверзся ад, и Богородица увидела множество мучающихся людей. Архангел объяснил, что это язычники, которые обожествляли силы природы и идолов. В другом месте Богородица увидела великую тьму. По её повелению тьма рассеялась — там находились люди, которые не верили в воплощение Иисуса Христа, его рождение от Богородицы. Пресвятая заплакала об участи грешников.
Ангелы повели Богородицу на юг. Там она увидела огненную реку, а в ней — множество мужей и жён. Это были люди, проклятые родителями, кумовья, враждовавшие между собой и творившие блуд. Ещё там были людоеды и те, кто ложно клялись, Целуя крест. Потом Пресвятая увидела подвешенного за ноги мужчину — это был ростовщик. А рядом была подвешена за зубы женщина — она была сварливой сплетницей.
Далее ангельские воинства повели святую Богородицу на север. Там она увидела раскалённые скамьи посреди огненного облака. На них лежали грешники, которые при жизни ленились вставать по воскресеньям на заутреню. На огненных столпах стояли те, кто не вставал навстречу священникам. За руки и за ноги был подвешен человек, который при жизни служил в церкви и продавал священные сосуды. Клеветники были подвешены за языки.
Ангел показал Богородице священников, подвешенных за края ногтей. Они, служа литургию, считали себя достойными, а сами небрежно обращались с просвирами. Одного мужа мучил крылатый змей: этот муж читал святые книги, учил людей, а сам жил беззаконно.
Богородица увидела в аду патриархов и епископов, которые не были достойны своего сана. Потом ангел показал ей мучающихся женщин: при жизни они были попадьями и после смерти своих мужей ещё раз вышли замуж. Других женщин также терзали змеи и пламя. Это были монахини, которые предавались блуду. Вновь увидела Пресвятая огненную реку, а в ней — словно кровь текла. Среди её вод было много людей — прелюбодеи, воры, сводники, клеветники, немилосердные князья, сребролюбцы. Богородица плакала при виде этих мук.
Ангелы повели Богородицу в левую сторону. Там была река смоляная, а волны её огненные. В них мучились евреи, которые распяли Христа, а также все народы, которые крестились, но продолжали верить в демонов. Здесь были кровосмесители, отравители и детоубийцы.
Потом архистратиг Михаил привёл Богородицу к огненному озеру, где мучились христиане. Они крестились, но продолжали творить дурные дела и перед смертью не успели покаяться.
Богородица сказала архистратигу, что хочет и сама принять муку вместе с грешниками. Но Михаил сказал: «Будь в раю». Тогда Богородица стала просить ангелов помолиться, чтобы Господь помиловал грешников. Однако ангелы и так молились об этом день и ночь. Богородица попросила, чтобы вознесли её на высоту небесную, к престолу Божию. Она стала молить Бога о помиловании грешников. Но Господь не исполнил её просьбы. Тогда Пресвятая призвала святых, и они стали молить вместе с ней. Господь же сказал, что грешники должны получить воздаяние. Ангелы и святые пали ниц перед престолом Божиим. Тогда Христос сошёл с престола, явился грешникам и сказал, что должны они мучиться, ибо назывались христианами только на словах, а заповедей Божиих не соблюдали. Но ради молитв Богородицы и всех святых Господь дал мучающимся грешникам покой от Великого четверга до Троицына дня. Грешники отвечали: «Слава милосердию Твоему».
studfiles.net
«Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам» — довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Текст описывает муки грешников в аду. Пользовался особой популярностью у старообрядцев[1].
Древнейший список «Хождения», относящийся к XII веку, был издан И. И. Срезневским, параллельно с греческим текстом, в «Древнем памятнике языка и письма» (1863).
Апокриф описывает мучение грешников в аду. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучаются грешники. В первом месте мучились язычники, почитающие Трояна, Велеса и Перуна. В другом месте была тьма. В третьем — огненная река, где казнились те, кто был проклят родителями, ел человеческое мясо или лжесвидетельствовал. Затем Богородица увидела ростовщика, который висел вниз головой и был пожираем червями. Дальше была подвешенная за зубы сплетница. На севере ада мучились на раскалённых скамьях и огненных столах грешники, которые опаздывали на воскресное богослужение или не приветствовали священников. Также в аду описывается железное дерево, на котором за языки были подвешены клеветники. Особое место среди грешников занимают нерадивые церковные служители, уважаемые на земле патриархи и епископы, а также попадьи (жёны священников, попов), повторно вышедшие замуж. Для лукавых христиан было приготовлено огненное озеро.
Поражённая мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников: «Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан». Её мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери даёт облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время «от Великого четверга до Троицина дня» — только для христиан; помиловать же совершенно Христос соглашается их только в том случае, если Богоматерь снова увидит Его распятым на кресте.
На «Хождение» оказали влияние «Житие преподобного Василия Нового», «Слово»[2]Палладия-мниха (монаха, 368—430) и другие сочинения[3].
«Хождение» повлияло на народную поэзию, в частности на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе «об нынешнем веке и о будущем», где повторяются многие изречения «Хождения…»[3].
Некоторые мотивы «Хождения Богородицы по мук
ru-wiki.ru
Апокрифическое сказание о посещении девой Марией места мучения грешников («Хождение богородицы по мукам», или «Апокалипсис пресвятой богородицы») воплотило некоторые эсхатологические представления средневекового христианства. Согласно версии, восходящей к греческим рукописям 9 в. и получившей особенно широкое распространение (древнейший русский список относится к 12 в.), богородица, взойдя на Масличную гору (место Гефсиманского сада), обратилась к Христу с молитвой, желая узнать и увидеть, какие есть муки и сколько их. Посланный Христом архангел Михаил являет богородице ад и несказанные мучения, постигшие повинных в тяжких прегрешениях. Это зрелище повергает богородицу в великую скорбь, и, представ перед престолом небесного отца, она со слезами просит Христа помиловать грешников. Но лишь после того как к молитве её присоединяют свои голоса все ангелы и праведники, мучимым за грехи даруется - ради слез богородицы - послабление: с этих пор на время со дня Воскресения (христианской Пасхи) и до Пятидесятницы (день празднования Троицы) они избавлены от мучений. (Мотив возможного послабления мучающимся до свершения Страшного суда возникает очень рано.) Сказание о X. б. по м. использовалось также в назидательных целях, являя устрашающий перечень всевозможных прегрешений и соответствующих им мук. Картина «места мучного», предстающая в этом сказании, в общих чертах соответствует евангельскому образу геены огненной и «мук геенских»: огня неугасимого, тартара лютого, червя неусыпного и тьмы кромешной, - понятых с живописной конкретностью. Идея иерархического строения ада, столь важная для западного средневековья и нашедшая завершающее воплощение у Данте, едва прослеживается в звучащих рефреном словах архангела Михаила, обращённых к Марии: «Ты ещё не видела великих мук». Среди литературных переложений апокрифа - парафраз двух его фрагментов в книге А. М. Ремизова «Подорожие», а также стилизованный под X. б. по м. рассказ о «том свете» и «хождении по мукам» Акумовны в его романе «Крестовые сестры». Лит.: Памятники отречённой русской литературы, изд. Н. С. Тихонравова. т. 2, М., 1863; Владимиров П. В., Научное издание апокрифов, отречённых книг в русской литературе во второй половине XIX столетия, Киев, 1900; Мuller L., «Die Offenbarung der Gottesmutter über die Hollenetraten», «Welt der Slawen», 6, 1961, Н. 1, S. 26-39; Dawklns К. М., A Gretan Apocalypse of the Virgin, «Byzantinische Zeitschrift», 1929-30. Bd 30, S. 300-304. О. Е. Нестерова.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Источник: Энциклопедия мифологии
mirznanii.com
«Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам» — довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Текст описывает муки грешников в аду. Пользовался особой популярностью у старообрядцев[1].
Древнейший список «Хождения», относящийся к XII веку, был издан И. И. Срезневским, параллельно с греческим текстом, в «Древнем памятнике языка и письма» (1863).
Апокриф описывает мучение грешников в аду. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучаются грешники. В первом месте мучились язычники, почитающие Трояна, Велеса и Перуна. В другом месте была тьма. В третьем — огненная река, где казнились те, кто был проклят родителями, ел человеческое мясо или лжесвидетельствовал. Затем Богородица увидела ростовщика, который висел вниз головой и был пожираем червями. Дальше была подвешенная за зубы сплетница. На севере ада мучились на раскалённых скамьях и огненных столах грешники, которые опаздывали на воскресное богослужение или не приветствовали священников. Также в аду описывается железное дерево, на котором за языки были подвешены клеветники. Особое место среди грешников занимают нерадивые церковные служители, уважаемые на земле патриархи и епископы, а также попадьи (жёны священников, попов), повторно вышедшие замуж. Для лукавых христиан было приготовлено огненное озеро.
Поражённая мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников: «Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан». Её мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери даёт облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время «от Великого четверга до Троицина дня» — только для христиан; помиловать же совершенно Христос соглашается их только в том случае, если Богоматерь снова увидит Его распятым на кресте.
На «Хождение» оказали влияние «Житие преподобного Василия Нового», «Слово»[2] Палладия-мниха (монаха, 368—430) и другие сочинения[3].
«Хождение» повлияло на народную поэзию, в частности на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе «об нынешнем веке и о будущем», где повторяются многие изречения «Хождения…»[3].
Некоторые мотивы «Хождения Богородицы по мукам» использовал в своём творчестве Ф. М. Достоевский, в частности, при написании главы «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы»[1].
http-wikipediya.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам» — довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». На «Хождение…» оказали влияние «житие Василия Нового», слово Палладия Мниха и другие сочинения. Древнейший список «Хождения…», относящийся к XII веку, издан Срезневским, параллельно с греческим текстом в «Древнем памятнике языка и письма».
«Хождение…» повлияло на народную поэзию, именно на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе «об нынешнем веке и о будущем», где повторяются многие изречения «Хождения…». Некоторые мотивы «Хождения Богородицы по мукам» использовал в своём творчестве Ф. М. Достоевский, в частности, при написании главы «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы»
Апокриф описывает мучение грешников в аду. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучаются грешники. В первом месте мучились язычники, почитающие Траяна, Велеса и Перуна. В другом месте была тьма. В третьем — огненная река, где казнились те, кто был проклят родителями, ел человеческое мясо или лжесвидетельствовал. Затем Богородица увидела ростовщика, который висел вниз головой и был пожираем червями. Дальше была подвешенная за зубы сплетница. На севере ада мучились на раскаленных скамьях и огненных столах грешники, которые опаздывали на воскресное богослужение или не приветствовали священников. Также в аду описывается железное дерево, на котором за языки были подвешены клеветники. Особое место среди грешников занимают нерадивые церковные служители, уважаемые на земле патриархи и епископы, а также попадьи, повторно вышедшие замуж. Для лукавых христиан было приготовлено огненное озеро.
Поражённая мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников: Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан. Её мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери даёт облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время «от Великого четверга до Троицына дня» — только для христиан; помиловать же совершенно Христос соглашается их только в том случае, если Богоматерь снова увидит Его распятым на кресте.
Магдалина же на время удалилась со своей малолетней дочуркой в пещеры, желая быть вдали от любой суеты, всей своей наболевшей душой ища покоя...
Скорбящая Магдалина в пещерах...
– Покажи мне её, Север!.. – не выдержав, попросила я. – Покажи мне, пожалуйста, Магдалину... К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.Она стояла прямая и гордая, несгибаемая и сильная... И только на её чистом тонком лице жила жгучая затаённая боль... Она была всё ещё очень похожа на ту дивную, светлую девочку, которую когда-то показал мне Север... только теперь её смешливое, милое лицо уже омрачала настоящая, «взрослая» печаль... Магдалина была красива той тёплой и нежной женственной красотой, которая одинаково поражала и молодых, и старых, заставляя почитать её, оставаться с ней, служить ей, и любить её, как можно любить только лишь мечту, вдруг воплотившуюся в человека.... Она стояла очень спокойно, сосредоточенно всматриваясь куда-то вдаль, будто чего-то ожидая. А рядом с ней, цепко обняв её колени, жалась крохотная девчушка – вторая маленькая Магдалина!.. Она была потрясающе похожа на свою мать – такие же длинные золотые волосы... такие же лучистые голубые глаза... и такие же забавные, весёлые ямочки на нежных улыбающихся щеках. Девочка была удивительно хороша и смешлива. Вот только мама казалась настолько грустной, что малышка не решалась её беспокоить, а лишь тихо стояла, тесно прижавшись, будто ждала, когда же уже пройдёт эта странная, непонятная мамина печаль... Ласковый ветерок лениво играл в золотых прядях длинных волос Магдалины, временами пробегая по её нежным щекам, осторожно касаясь их тёплым морским дуновением... Она стояла застывшая, точно статуя, и лишь в её грустных глазах явно читалось напряжённое ожидание... Вдруг очень далеко на горизонте показалась белая, пушистая точка, медленно превращавшаяся в далёкие паруса. Магдалина тут же преобразилась и ожила, крепко прижимая к себе дочурку, и как можно веселее сказала:
o-ili-v.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»