Микинь складывает сено на волокушу.
Мартынь учит его:
- Клади ворох сена на одну леснику, следующий - на другую. А третий - сверху. Вот так! Хорошую копну легче везти.
А у Микиня никак не получается.
Опять на помощь приходит Мартынь.
- Всё дело в лесниках! - говорит он. - Если они не будут ветвистыми и одинаковой длины, то копна получится кривая и на первой же кочке развалится. Давай складывать сначала!
Наконец копна готова.
Юрис впрягает лошадь в волокушу и охватывает копну вожжами. Лошадь трогается. Копна скользит, как на полозьях. Ай да мы!
Микинь уже на коне.
Он сидит даже выше Юриса!
Когда прошли большие дожди, колхозники стали убирать хлеба.
Комбайн плыл по пшеничному полю, как корабль по синему морю. А Микинь, Сармите и другие ребята собирали на стерне колоски.
До полдника Микинь собрал целый ворох колосков. И ещё один.
Отец сказал ему:
- Вот, сынок, ты и заработал сам себе хлеб.
Микинь ответил:
- Мне бы лучше пирог с ветчиной!
Сармите падает. Корзинка её опрокидывается. И все колоски, собранные Сармите, рассыпаются в высокой траве. А у ребят соревнование: кто соберёт колосков больше всех. Самых прилежных будут катать на разукрашенном автомобиле. А лентяи пешком пойдут.
Сармите хмурится. Она не хочет, чтобы её называли ленивицей. Она готова заплакать. Ведь она так хорошо работала!
Слёзы уже дрожат на её ресницах.
Микинь подходит к Сармите.
- Не плачь. Я помогу тебе, - говорит он.
И берётся за работу.
Слёзы сразу высыхают на глазах Сармите. Ей становится легче. Ведь вдвоём собирать колоски куда быстрей.
Вот и опять корзина её полна!
Вечером Микинь и Сармите вместе едут домой на трёхтонке, лёжа на мешках с зерном.
На борту машины полощется на ветру красный плакат: "Привет хлеборобам!"
Микинь и Сармите поют изо всех сил.
Но грузовик так грохочет, что ничего не слышно…
На лучшем поле полегла пшеница.
Она даже не походит на пшеницу - не поймёшь, где колосья, где стебли, всё перепуталось.
Комбайнер спрашивает:
- Что это у тебя такое, бригадир? Пшеница или овчина? С какого края подступиться, не знаю!
- Овчина не овчина, - говорит отец Микиня недовольно, - а придётся косить против шерсти.
Так и сделали.
И начисто скосили полёгшую пшеницу, хотя комбайнер и помучился.
В субботу мама отвела Микиня в парикмахерскую.
Взъерошенные пшеничного цвета вихры Микиня торчали во все стороны. Ему, занятому большими делами, некогда было и причесаться всю эту неделю.
Парикмахер сказал:
- У тебя, Микинь, волосы не волосы, а овчина. Не знаю, с какого боку и подступиться…
Микинь посмотрел в зеркало.
- Придётся косить против шерсти! - сказал он недовольно.
Парикмахер так и сделал.
И начисто выкосил голову Микиня.
После уборки хлебов пошли другие дела.
Уже в субботу вечером Микинь с отцом уговорились, что завтра они пойдут в Бор Белых Грибов.
Мать будит их очень рано.
В мокрые окна смотрится слабый серый рассвет. Ночью шёл проливной дождь.
Микинь усердно трёт глаза, но веки у него слипаются и слипаются.
- Так рано! - чуть не плачет Микинь.
- Давай, давай быстро! - торопит отец.
Выйдя во двор, Микинь поёживается.
Холодная, злая сырость забирается за воротник, под рукава.
Со всех деревьев капает, капает…
- В такую погоду - по грибы! - ворчит Микинь.
Отец не оглядывается. Большими шагами он идёт по росистой траве в сторону леса. Зелёная дорожка тянется за ним.
- После дождя боровики хорошо растут! - слышит Микинь его голос.
Микинь, стиснув зубы, чтобы сдержать дрожь, молча шагает следом.
Надо держаться, раз уговорились. Даже если на глаза навёртываются слёзы.
Бор глухо шумит.
В зарослях ходят какие-то тени. Там живут разные звери. Даже рыси и волки.
Микинь крепко сжимает в руке раскрытый нож. На душе спокойнее, когда в руках оружие. Кроме того, нож нужен, чтобы подрезать боровики. Без ножа про иной гриб и не узнаешь, какой он, стоит ли класть его в корзинку! Взять хотя бы этот - коричневый, большой, блестящий, а перерезал пополам - всё нутро червивое… Ах, какой обманщик!
Жалко! Такой большой гриб - шляпку его хоть на голову старому Мартыню надевай… Сразу на полкорзины бы.
Самые красивые, боровички, попрятались во мху.
Вот ведь какие хитрые!
Уселись в кучку, сговариваются о чём-то и укрыли коричневые головки зелёным моховым платком.
Микинь поднимает край мохнатого платка - и сразу находит один гриб. И второй. И третий…
Он очищает ножом их белые ножки от земли и поёт песенку:
- Ах ты, бор-боровик! Боровик - белый гриб…
Тёмный-тёмный-тёмный бор. Белый-белый-белый гриб!
С мокрых деревьев капает.
Лес наполнен насторожёнными шорохами.
В чаще что-то шуршит. Будто зверь украдкой пробирается… Микинь прячется за куст можжевельника и, боясь вздохнуть, таращит глаза в ту сторону.
Там, под елью, какая-то тень…
Мелькает что-то серое.
Волк!
Надо крикнуть. Позвать отца. Но у Микиня от страха пропал голос.
- Па-а-а-па-а!
Поздно. Зверь уже выскочил из-под ёлки, перепуганный криком Микиня.
И в ту же секунду по всему лесу раздаётся радостное:
- Па-апа! Меня заяц испугался!
На верхушку сосны шумно опускается птица.
Красивая, сине-красная, величиной с ворону.
Она поводит головкой, смотрит чёрным глазом и вдруг как закричит на Микиня! В лесу так и зазвенело:
- Чу-чужой! Чужой! Вон из леса!
Микинь вздрагивает, бежит через поляну и зовёт:
- Ау-у! Па-па! Ау-у!
Отец откликается, и Микинь со всех ног бросается к нему, опасливо оглядываясь на сердитую птицу.
А птица летит вслед за Микинем, садится на ветку сосны, в трёх шагах, и опять кричит на весь лес:
- Ухо-ди-ди! Ухо-ди-ди! Вон из леса! Чу-чужой! Чу-чужой!
- Такая красивая и такая злая! - говорит Микинь. - Что ты за птица? Тебе жалко, да, что мы в лесу ходим?
Отец усмехнулся:
- Это сойка. Лесной сторож. Теперь все птицы знают, что мы с тобой в лесу. Ну пошли, сынок, а то она долго не успокоится…
Отцветают георгины. Отцветает с ними и лето.
А вместе с летом улетают перелётные птицы.
Первыми собираются в дальнюю дорогу длинноногие журавли. Покинув своё любимое болото, где они вывели птенцов, журавли долго кружатся над лесом и печально спрашивают:
- Куррр-лы? Куррр-лы? Куда летим? Ку-уда летим?
И сами отвечают:
- Туда, где солнце! Туда, где солнце! Куррр-лы-ы!
Длинным косяком улетают они на юг.
Микинь смотрит журавлям вслед, пока они не исчезают в голубой дали. Сердце его сжимается отчего-то.
Бедняжки! Они не знают, что солнце совсем недалеко. По утрам оно, горячее-горячее, весёлое, забирается в комнату Микиня и не даёт ему спать…
В садике возле дома растут три яблони.
Одна из них усеяна донизу яблоками, а две другие в этом году не уродили.
Пустые ветки поднимаются вверх, и ветер треплет их.
А первая - отяжелённая румяными плодами - клонится к самой земле. Она подзывает Микиня:
- Иди попробуй моих яблок. Вкусные!
А Микинь не поддаётся.
- Нельзя! - отвечает он яблоне. - Яблоки ещё не поспели.
Через неделю яблоня снова просит Микиня:
- Ну, бери же! Сними с моих плеч эту тяжесть, иначе я сломаюсь.
Микинь срывает самое румяное, большое яблоко, разрезает пополам.
- Ещё не созрели! - со вздохом говорит он. - Семечки совсем белые.
Он подставляет палки под ветки яблони, чтобы ей легче было держать свою сладкую ношу.
Тёмной, ненастной ночью с далёкого моря примчался ветер. Он по-мальчишечьи свистит за углом, с размаху трясёт яблони. Спелые яблоки падают на землю. Румяные, крепкие, они до самого утра лежат в росистой траве.
Утром прибегает Микинь, собирает яблоки в корзину и ставит на стол. Самые красивые он откладывает для мамы, а остальные ест сам. Дуксис смотрит на Микиня, подняв вверх одно ухо и склонив набок голову. Он стучит хвостом по полу… Микинь бросает Дуксису сердцевину яблока - ешь! - а тот, глупый, только обнюхивает её и уходит.
Не знает, наверно, до чего вкусны яблоки!
Ещё вчера всё вокруг зеленело.
И вдруг ударили заморозки.
За одну ночь всё изменилось. Микинь выходит во двор и широко открывает глаза, не веря себе.
Георгины опустили свои пышные головки и почернели. Пожухла картофельная ботва. Весь луг побурел. Даже задиристые репейники печально поникли, и их колючие цветы осыпаются.
Зато все краски лета теперь на листве деревьев.
Пламенеют, словно красные маки, широкие листья клёна. Осина трепещет оранжевой листвой. На верхушках берёз словно осело солнечное сияние. В багряной одежде стоит торжественный праздничный лес.
Микинь бежит к Студёному Ручью и поёт:
- Лето, лето красное, гори-гори ясно!
profilib.org
Annotation
Повесть о мальчике, живущем в колхозе, о смене времён года, о трудовых буднях.
Юлий Петрович Ванаг
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
УТРО
ВСЁ ЕЩЁ ХОЛОДНО
КУДА ТЕЧЁТ РУЧЕЙ?
НАПИТОК СИЛЫ
ВОРОНИЙ ЯЗЫК
КАК ВЕЛИК СВЕТ?
ВРЕМЯ СЕВА
ПОРА ЦВЕТЕНИЯ
ПЕРВАЯ ГРОЗА
ОМУТ
БЕЛОЧКИНА БЕДА
ЩУКА
БОЛЬШОЙ УЛОВ
КОСИ, КОСА, ПОКА РОСА!
ВОБЩИМИ СИЛАМИ
ГРАБЛИ
ГОЛАВЛЬ УШЁЛ НАПИТЬСЯ
ХОРОШАЯ КОПНА
ХЛЕБ, ЗАРАБОТАННЫЙ СВОИМИ РУКАМИ
ХЛЕБОРОБЫ
ПШЕНИЦА ПОЛЕГЛА
СЛОВО МУЖЧИНЫ
БОР БЕЛЫХ ГРИБОВ
ЗВЕРЬ
ЛЕСНОЙ СТОРОЖ
ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
ЯБЛОНЯ И ЯБЛОКИ
ЗАМОРОЗКИ
ОТЦОВЫ САПОГИ
В ГОЛОЛЕДИЦУ
САННЫЙ ПУТЬ
СИНИЧКА
ПОДАРОК
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОСЕНЬ
ОХАПКА СОЛОМЫ
О ЧЁМ ШУМИТ ДУБРАВА
КУСТАРНЫЙ ЛЕКАРЬ
МОХОВЫЕ БОРОДЫ
ИЛЗИТЕ И БАБУШКА
ПЕРВЫЙ СНЕГ
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ
РАЗВЕ ВИНОВАТ ДЛИННОУХИЙ?
НЕРЯХА
ПИСЬМЕНА НА СНЕГУ
ЛАКОМОЕ БЛЮДО
«О ЧЁМ РЕЧЬ!»
СТАРАЯ РИГА
ПИСЬМО
ПО НАСТУ
АВОКСНЕ РАЗЛИЛАСЬ
ВРЕМЯ ВИТЬ ГНЁЗДА
МУЖСКИЕ ДЕЛА
КУКУШКА ЗАКУКОВАЛА
ШАРМАНЩИК
ЯБЛОНЬКА ПЛАЧЕТ
ПОЧЕМУ ЯБЛОНЯ ПЛАКАЛА?
ПЕСНЯ ВЕСНЫ
ЛЕТО
ДОЖДЬ
ОТСТАЮЩИЙ
БАБЬЕ ЛЕТО
ЛУКОШКО ГРИБОВ
ЦВЕТЁТ ВЕРЕСК
НАГРАДА
notes
1
2
Юлий Петрович Ванаг
Большие дела маленького Микиня
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РАССКАЗЫ О СОБЫТИЯХ ОДНОГО ГОДА
УТРО
Ночью прошёл первый дождь.
Микинь проснулся очень рано. Быстро умылся, позавтракал, тепло оделся и вышел во двор.
Горячее солнышко светило вовсю.
Снег растаял.
В березняке перекликались грачи и галки.
За колхозными амбарами, на горе, рокотал трактор.
Мама сказала Микиню:
— Не ходи по лужам, сынок!
— Я буду канаву копать, — ответил Микинь.
Он взял в сенях лопату и побежал к большой луже посреди двора. В луже с криками купались гуси и утки. Микинь принялся копать канаву в сторону баньки.
За банькой, пенясь, шумел Студёный Ручей.
Когда канавка была готова, вся вода из лужи стекла в ручей. Гуси и утки, оказавшись на сухом месте, долго удивлённо переговаривались между собой, не понимая, что случилось…
ВСЁ ЕЩЁ ХОЛОДНО
Студёный Ручей разлился и ревёт, как река.
Чёрные ольхи у ручья стоят, как крепкие мужики, глубоко зашедшие в воду.
Окунув в тёмный поток пальцы своих оголённых веток, они пробуют воду, качаются на ледяном ветру и шепчут друг другу:
— Ещё холодно… Ещё холодно…
Микинь сдвигает шапку на затылок и смотрит на солнышко.
— Ничего, скоро потеплеет! — говорит он продрогшим деревьям.
Над кустами пролетает дикая утка.
— Где-где-где? — спрашивает она. — Где моё прошлогоднее гнездо?
Зелёная лягушка, выбравшись на серую кочку, злорадно квакает ей вслед:
— Прроп-пало! Прроп-пало!
Невидимый жаворонок взлетает высоко в небо и поёт:
— Скоро, скоро, скоро! Очень скоро все птицы совьют себе гнёзда!
На верхушке чёрной ольхи сидит ворон.
Кряхтя, он ищет в небе жаворонка:
— Дурррень! От ррадости ум за ррразум зашёл! Пррридётся тебе ещё кукушке-хитрушке яйца высиживать… Дурррень!
Солнце глядит в весёлый ручей и улыбается.
КУДА ТЕЧЁТ РУЧЕЙ?
Вернувшись во двор, Микинь спрашивает маму:
— Куда течёт Студёный Ручей?
— К речке, сынок, к речке Авоксне. Она теперь за Циемской горой разлилась, как море… Крутит турбины новой электростанции. Даёт ток нашему колхозу…
— А куда течёт Авоксне?
— В Даугаву.
— А Даугава далеко?
— Далеко, сынок: за Бором Белых Грибов.
Микинь задумывается. Потом идёт в дровяной сарайчик, выбирает щепку, раскрывает нож, привязанный верёвочкой к поясу, и начинает стругать.
Мать говорит ему:
— Опять порежешь палец!
— Не порежу. Я уже большой.
— Что это ты там мастеришь?
— Лодку. Пусть плывёт в Даугаву.
Когда лодка готова, Микинь, крепко зажав её в руке, бежит к ручью.
Через мостки с шумом хлещет мутный поток.
Вода подхватывает лодку Микиня и, завертев её, уносит. Микинь бежит по берегу вслед, но лодка скрывается за поворотом и исчезает из глаз.
Далеко до Даугавы…
НАПИТОК СИЛЫ
Вешние воды сошли, и снова стали видны мостки через Студёный Ручей.
Тёплым воскресным утром отец сказал Микиню:
— Сбегай-ка, сынок, в кладовушку да принеси бурав. За берёзовым соком пойдём!
И они зашагали по тропинке. Микинь несёт на плече большущий бурав, а отец — деревянное ведро и желобок.
Отец глубоко пробуравил берёзу, туго забил желобок, и вот чистой слезой берёзовый сок закапал в ведро.
Кап… Кап… Кап…
Микинь смотрел. Сок покрыл уже всё донышко.
Отец наклонил ведро и сказал:
— Пей, сынок! Это напиток силы — в нём вся мощь земли!
Микинь присел на корточки и стал пить сок большими глотками.
Сладко!
Дома он сказал матери:
— Теперь я буду очень сильным! Берёзка дала мне напиток силы…
ВОРОНИЙ ЯЗЫК
Отец с матерью ушли на работу в колхозный посёлок. Пёс Дуксис, высунув язык, убежал куда-то по своим делам с кудлатым Кранцисом, а Минцис ушёл охотиться на полевых мышей… Микиню пришлось одному хозяйничать дома. Но он ничего не боялся. Он сильный — он пил берёзовый сок, силу земли.
В полдень во дворе закричал петух.
Бесстрашный Микинь выбежал из дому и увидел, что вороны, разогнав кур, дерутся возле куриной кормушки.
Схватив камень, Микинь запустил им в ворон и сердито закричал:
— Кыш! Кыш! Как вам не стыдно, воришки! Кыш!
Вороны взлетели на верхушку берёзы и раскричались оттуда:
— Скррряга! Скррряга! Крррошек жаль!
— Это не крошки, а куриный корм! — сказал Микинь.
Но вороны всё твердили:
— Скррряга! Скррряга! Скррряга!
Совсем рассердившись, они улетели прочь.
— Глупые! — сказал Микинь. — Только свой вороний язык и понимают!
КАК ВЕЛИК СВЕТ?
Вечером отец жалуется матери:
— Плохо, что скотные дворы у нас так разбросаны. Полсвета обежишь, пока везде побываешь…
Микинь, немного подумав, спрашивает:
— Папа! А свет большой?
— Большой, сынок, большой! — отвечает отец. — Когда подрастёшь, сам увидишь.
— А я бегаю быстрее тебя… Если ты полсвета можешь, так я весь свет обегу, — говорит Микинь.
Отец смеётся и гладит Микиня по голове.
…На другой день Микинь идёт смотреть, велик ли белый свет.
Но сегодня бежать вокруг света Микиню некогда: опять надо за домом глядеть.
А ведь можно увидеть мир и с дерева.
Микинь карабкается на забор. Теперь следует ухватиться за нижний толстый сук берёзы. Вот так! А теперь — всё выше и выше.
Ветер свистит в ветвях и раскачивает берёзу. Микинь глядит вверх.
По небу плывут пушистые облака…
И вдруг Микиню кажется, что он вместе с берёзой несётся куда-то по небу.
В страхе он крепче прижимается к стволу и смотрит вниз: далеко ли до дома?
Но берёза стоит на старом месте, и дом его — рядом.
Тогда Микинь взбирается ещё выше, до самого скворечника.
Он смотрит в одну сторону — там серебрится притихший Студёный Ручей. Смотрит в другую — там, на горе, белеет новый колхозный посёлок…
А больше ничего и не видно.
Весь мир заслоняют деревья. Должно быть, белый свет очень большой.
Ну ничего, придётся всё-таки как-нибудь обежать вокруг света!
ВРЕМЯ СЕВА
Когда на берёзе распустились листья, а колхозные поля покрылись нежной, трепетной зеленью, Микинь с матерью сажали на огороде картошку.
— Весной посадишь одну картофелину, — говорит мама, — к осени вырастет целая корзина…
Но вот посадили всю картошку, и мать заметила, что на ремешке Микиня нет ножика. Болтается одна верёвочка.
— Где твой ножик, Микинь? — спрашивает мама. — Потерял?
— Нет, не потерял, — отвечает Микинь. — Я его посадил. Пусть к осени вырастет целая корзина ножиков…
ПОРА ЦВЕТЕНИЯ
Первой зацвела черёмуха.
Словно снежными сугробами покрылся берег Студёного Ручья.
Украсилась цветами и старая вишня в саду.
Торопливо расцветали молодые яблоньки, боясь отстать от других деревьев.
И наконец, фиолетовым и белым покрывалом оделась сирень под окнами.
На лугу давно желтели лютики. Под ивами красовались фиалки, застенчиво склоняя свои головки. Под ольхой прятались белые ландыши.
Расцвёл весь мир. Микинь смотрит в зеркало и видит, что нос его покрылся золотистыми пятнышками.
— Мам! — говорит он радостно. — Посмотри, я тоже цвет ...
knigogid.ru
ФИО автора материала: | Смаженкова Елена Петровна |
Должнсть, звание, квалификационная категория (если есть): | Воспитатель первой квалификационной категории |
Наименование образовательного учреждения: | МБДОУ№18 « Мишутка» |
Адрес населенного пункта: | Тюменская область Ханты – Мансийский АО, город Сургут п. Юность, ул. Саянская 4А, кв.6. |
Название материала: | «Откуда хлеб пришёл» |
Раздел сайта для публикации: 1. Конспекты занятий, НОД 2. Методические разработки 3. Презентации 4. Внеклассное мероприятие 5. Педагогический опыт 6. Разработки уроков 7. Современный урок | Конспект занятия НОД |
Цели и задачи материала: | Образовательная: Дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания; систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Развивающая: Развивать внимание, память и логическое мышление. Развивать познавательно исследовательскую и продуктивную деятельности. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. |
Краткое описание материала: | Обогатить знания детей, что хлеб является необходимым продуктом питания; систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Дать знания детям о том, как выращивают хлеб. |
Список использованной литературы, ссылки на источники в сети интернет: | 1. Митяев А.В. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», М., 1990 2. Алмазов Б.А. «Наш хлеб» — Л., 1985 3. Владимиров А.В. «Земля на зернышке стоит» — М., 1984. 4.Дацкевич В.П. «От зерна до каравая» М., 1985. 5.Ю.Ванаг «Хлеб заработанный своими руками».6.АртёмоваЛ.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» — М.,1992. 6.УшаковО.С. «Развитие речи дошкольников» -М.,2001. |
Скачать материал
novoedrevo.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 39
Муниципального образования
Усть –Лабинский район
Педагогический проект
Тема: «Как вырастить хлеб»
Номинация: Окружающий мир
Воспитатель МБДОУ №39
Стрельцова Ю.И.
2015г.
Педагогический проект на тему: «Как вырастить хлеб»
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт
Самой первой святыней
Золотые слова
Забывать мы не вправе
Хлеб всему голова
В поле, в доме, в державе!
Программное содержание:
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Обогатить познавательный опыт детей;
Сформировать систему знаний о производстве хлеба;
Показать каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
Приобщать родителей к воспитанию посредством совместных мероприятий.
Актуальность проекта:
Потребительские свойства муки. Химический состав зерна колеблется в довольно значительных пределах, особенно по содержанию белков и углеводов, следовательно, и мука из различного зерна должна иметь неодинаковый состав.
Мука разных сортов из одного и того же зерна имеет различный химический состав, что вполне объяснимо при помоле в нее попадает различное количество отдельных частей зерна, а последние отличаются по химическому составу.
Различный состав может иметь и мука одного и того же сорта, но произведенная на разных мельницах.
Технологический режим производства муки оказывает влияние на ее химический состав. Таким образом, химический состав муки обусловливается различными факторами природой зерна, сортом и технологическим режимом помола.
Зольность муки. Зерно пшеницы содержит обычно 1,7-2,2 минеральных веществ. Минеральными веществами богаты оболочки, зародыш и алейроновый слой, в мучнистом ядре их мало. Отсюда понятно, почему их мало в муке высших сортов и много в отрубях и муке низших сортов. Чем больше попадает отрубянистых частей в муку при помоле, тем выше зольность муки. Иными словами, зольность служит основным показателем сорта муки. Для каждого вида муки установлена максимальная зольность. Зольность муки характеризует работу мельницы.
Хлеб – это продукт человеческого труда символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречаю хлебом- солью. Без чего за стол не сядешь? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно. Как же научить уважать хлеб?
Объект проекта: дети второй младшей группы
Предмет проекта: «Сельское – хозяйственная культура Краснодарского края»
Цель проекта:
развитие творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук,
знакомство с историей произрастания хлеба, его техникой;
приобщение детей к народному искусству;
расширить знание детей о хлебе
Задачи:
1. Образовательные:
Создать условия для мотивации получения детьми знаний о производстве хлеба;
Расширить знания детей о росте растений, свойствах муки, строении хлебного колоса через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Формировать эмоционально позитивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками в процессе решения поставленной задачи;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Термин выполнения: 1 неделя
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, физинструктор, родители воспитанников.
Необходимые материалы: интерактивная доска, мука, вода, иллюстрации (пашня, жатва, трактор, комбайн, плуг, сеялка, и т. д.) всходы пшеницы, куклы бибабо (Круть и Верть, атрибуты для драматизации сказки; колоски, ручная и электрическая кофемолки, увеличительное стекло, соленое тесто, макеты мельницы.
Предполагаемые продукт проекта: презентация «Как вырастить хлеб»; чтение сказки «Колосок», спортивное развлечение «Хлеб – всему голова»; литературный и иллюстрированный материал по теме: «Хлеб»; разработанные консультации для родителей.
Список литературы:
В.А. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
В.Крупин «Отцовское поле»
Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками»
А. Букалов «Как машины хлеб берегут»
Содержание проекта:
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Колосок»,
2. Подбор литературы со стихами, пословицами, поговорками, загадками о солнце, хлебе ( какие)
3. Проращивание и посадка зерен пшеницы, наблюдение за их ростом и развитием.
4. Экскурсия на кухню детского сада
5. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе, заучивание стихов, потешек о солнце, хлебе;
ПЛАН РАБОТЫ
УчастникиОтветственные
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор литературы со стихами о геометрических фигурах;
- подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе;
- родители ознакомлены с целями и задачами предстоящего проекта;
Воспитатели,
музыкальный руководитель, физинструктор.
Воспитатели
Основной этап:
Пн.
21.09.
1-я половина дня:
1)Презентация «Веселая геометрия»;
2) Игра «Разложи в коробки»;
3) Д\и «Колумбово яйцо»
4) С/р игра «Шоферы»;
2-я половина дня:
Беседа «В стране геометрии»;
Анкета для родителей:
«Математика в жизни ребенка»
Консультации для родителей
«Чем занять ребенка дома. Оригаметрия».
Воспитатели,
музыкальный руководитель, физинструктор,
родители.
Воспитатели
Вт.
22.09.
1-я половина дня:
1) Рассматривание альбома
«Геометрические фигуры»;
2)П/и «Раз. Два. Три…»;
3) Рассматривание объёмных геометрических фигур.
2-я половина дня:
1) просмотр презентации «Геометрические фигуры»;
2) С/р игра «Стройка»;
3) Составление рисунков и узоров из разрезных геометрических фигур;
4) Консультации для родителей «Математика – царица наук»;
Воспитатели,
музыкальный руководитель, физинструктор родители.
Воспитатели
Ср.
23.09.
1-я половина дня:
1)пальчиковая игра «Фигуры»;
2) Спортивное развлечение
«Путешествие с Незнайкой в стране геометрических фигур»;
3) д/и «Больше - меньше»;
2-я половина дня:
1) просмотр презентации
«Фигуры. Поиск на картинке»;
2) Беседа: «Свойства геометрических фигур»;
3) С/р игра: «Ярмарка»;
4)Анкета для родителей: «Как вы помогаете запомнить ребенку названия геометрических фигур»
Воспитатели,
музыкальный руководитель, физинструктор родители.
Воспитатели
Чт.
24.09.
1-я половина дня:
1) Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать»
2) Опыт №1 «Что катится?»;
3) чтение и обсуждение литературного произведения Б. Воскобовича
«Волшебный квадрат»;
4) С/р игра: « Магазин»;
2-я половина дня:
1) Театрализованная игра «Подарки»;
2) Пальчиковая гимнастика: «Семья»
3) П/и «Море волнуется раз…»;
4) Консультация для родителей для родителей «Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»;
Воспитатели,
музыкальный руководитель, физинструктор родители.
Воспитатели
Пт.
25.09.
1-я половина дня:
1) Физкультминутка «На машине»;
2) Опыт №2 «Сколько?»
3)Экскурсия по территории детского сада
2-я половина дня:
1) Пальчиковая гимнастика
«Кружок»;
2) Лепка «Геометрические фигуры»;
3) п/и «Найди и покажи геометрическую фигуру»;
4) Консультации для родителей
«Оригами и геометрия»
Воспитатели,
музыкальный руководитель, физинструктор родители.
Воспитатели
«Откуда хлеб пришёл»
Воспитатель(вопрос) –дети (ответ)
- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина
- А в магазин как попал? – Из пекарни
- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб
- Из чего пекут хлеб? – Из муки
- Из чего мука получилась? – Из зерна
- Откуда зерно? – Из колоса
- Откуда колос? – В поле вырос
Кто посеял пшеницу? – Колхозники
«Родственные слова»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Тесто (какое?) – мягкое, воздушное … .
Булочка (какая?) – вкусная … .
Хлеб (какой?) – румяный … .
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
«Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)
«Тесто»
Тесто pучками помнем Сжимать- разжимать пальчики
Сладкий тоpтик испечем Имитировать движения рук как будто мнем тесто
Серединку смажем джемом Круговые движения ладошками
А верхушку сладким кремом Круговые движения ладошками по по плоскости стола
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко. Имитировать движения рук как будто "сыплем крошку" пальчиками обеих pук.
А потом заварим чай,
В гости друга приглашай!
«МОЯ СЕМЬЯ»
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Поочередное сгибание пальцев, начиная с Этот пальчик - папочка, большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель игры. Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит. Воспитатель изображает, что будто бы он лепит вареники. «Что я делаю?» — спрашивает он у детей. — «Вареники лепите». — «Давайте все будем лепить вареники». Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают лепку вареников, водящий отгадывает: «Вы лепили вареники». Для продолжения игры выбирают другого водящего. Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др. Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете», воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем». «Вова, скажи правильно, что делают дети», — предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют»
«Мы веселые ребята»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.
«У медведя во бору»
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».
1этап: Подготовительный
Воспитатель: мои юные друзья, слышите, кто-то стучит в дверь? (стук в дверь). Я посмотрю, а вы тихонько подождите. (воспитатель вносит мышат Круть и Верть (куклы бибабо) .
Мышата: Здравствуйте ребята. Вы нас узнали? Как вы думаете, из какой мы сказки?
Круть: мы очень хотим испечь пирожков и угостить всех своих друзей. За помощью обратились к Петушку, а он почему-то послал нас на хлебное поле.
Верть: а мы стали смеяться, что на хлебном поле булки, пирожки, ватрушки растут? Пришли к вам за помощью, научите нас, как печь пирожки?
Воспитатель: Не расстраивайтесь мышата, мы с моими юными помощниками обязательно поможем вам.
2этап: Основной
Воспитатель: Давайте сядем на наш волшебный космолет и перенесемся на хлебное поле. Все помнят правила полета? (закрыть глаза и взяться за руки)
Так давайте побыстрей,
Закрывайте все глаза
В путешествие пора.
(Дети рассаживаются вокруг мольберта) .
Воспитатель. Весной лишь только растает снег, просохнет земля в полях, начинают работу люди и машины. (Иллюстрация пашни).
Какие машины работают в поле весной?
Что они делают? (пашут, сеют)
Чем пашут землю? (плугом)
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, пушистой, послушной, вот теперь можно и сеять.
Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора-
Весенний сев идет.
Воспитатель: С помощью чего укладывают в почву зерна пшеницы или ржи? (Иллюстрация сеялки) .
Воспитатель: Друзья, а мы с вами тоже сажали пшеничные зерна, посмотрите, как она выросла. Расскажите, мышатам как мы это делали? (Рассказы детей.)
Воспитатель: потом мы наблюдали, как растет пшеничка и, что необходимо для ее роста и развития? (Солнце, дождь) .
Воспитатель. Почему нужно солнце и дождь? (Рассуждения детей) .
Свои зернышки мы поливали, выставляли к свету и теплу на подоконник.
Воспитатель. Нашей пшенички необходимо много времени, чтобы из нее выросли колоски. Но специально для нас, наш друг Петушок передал нам несколько колосков.
Опыт №1 «Где живут зернышки»
Воспитатель: Друзья мои, возьмите в руки колоски. (Колоски на подносах) .
Воспитатель: Какие они? (Колючие, усатые, желтые, золотые) .
Воспитатель: Да, так выглядят колоски, которые поспели. А можно ли из колоска испечь пирожок? (Нет)
Воспитатель: Может у колоска есть какая-то тайна? Давайте мы их внимательно рассмотрим. (Дети обнаруживают, что в колосках прячутся семена) .
Воспитатель. Какой формы, величины и цвета зерна? (гладкие, овальные, коричневые, желтые, маленькие)
Мышата: Ой, как интересно, в колоске прячутся зернышки.
Воспитатель: Посмотрите, мышата и ребята на поле - пшеница созрела. (Иллюстрация.)
Воспитатель: Что дальше? Начинается жатва. Как называется машина, которая жнет, то есть убирает хлеб? (комбайн) .
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Воспитатель. Комбайн срезает пшеницу и отвозит ее на мельницу.
Воспитатель: Давайте и мы с вами отвезем зерно. На чем повезем? (На машине.)
Физкультминутка «На машине».
Воспитатель. Друзья мои, как вы думаете, зачем зернышки везут на мельницу? (молоть)
Воспитатель. В старину, люди мололи муку в таких мельницах, (показ макета мельниц) ветряной и водяной, а сейчас, это делают на мукомольном заводе.
Воспитатель: Друзья мои, хотите посмотреть, как из зерна получается мука?
Воспитатель: Давайте возьмем наши зернышки и попробуем их перемолоть. (Воспитатель использует ручную и электрическую кофемолки) .
Покручу, поверчу,
Покручу, поверчу,
Да муку получу.
Воспитатель. Друзья мои, посмотрите, у нас получилась мука.
Опыт №2 «Волшебница мука»
Воспитатель: Давайте попробуем ее на вкус, потрогаем, добавим воды. Какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.) .
Воспитатель. А что делают из муки? (пирожки, торты и т. д.)
Воспитатель. Друзья мои, как вы дома помогали мамам печь пирожки? (Рассказы детей) .
Воспитатель. Итак, тесто замешивают из муки, добавляют молоко, сахар, соль, яйца, масло, дрожжи. Поэтому хлеб, пирожки получается очень вкусными. И я для вас замесила тесто, из которого мы будем стряпать булочки и пирожки для Мышат, а сначала давайте подготовим руки для работы с тестом.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто замесили мы, (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Сахар не забыли мы, (Имитация посыпания)
Пироги пшеничные (Соединили ладошки вместе)
В печку посадили мы. (Руки вперед, вверх ладонями)
Мы печем пшеничные (Имитация стряпни пирожков)
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать (Поднимание, опускание плеч)
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра, (Показать ладонь, загибать пальцы)
Пес лохматый со двора
И другие, все кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся воробьям достанутся.
3 этап: Заключительный
Дети лепят пироги, булочки, украшают их и дарят Мышатам.
Воспитатель. Мои юные помощники давайте еще раз расскажем Мышатам, как много труда надо затратить, чтобы получить муку и испечь пирожки.
Круть: Спасибо ребята, вы нас научили, как испечь пироги и булочки.
Верть: А еще, теперь мы знаем, чтобы вырастить хлеб надо приложить много труда.
Воспитатель. Вот и весь наш сказ,
А мышатам есть наказ:
Кто любит труд,
Того все чтут!
Ведь не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться! »
4этап: Итог.
Мальчишки и девчонки, где вы сегодня побывали?
Кому вы помогли? А чем?
Что позволило вам оказать помощь?
infourok.ru
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Вопросы:
- Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
- Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
- Как выращивают хлеб люди?
- Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Проблемы (темы) самостоятельного исследования:
- Значение хлеба
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Задачи проекта:
Что мы знаем |
Что мы хотим узнать? |
Где мы можем узнать? |
Хлеб продается в магазине (Артем А.), Мама дома печет хлеб в хлебопечке (Юля), Из зерен делают муку (Артем М.), Хлеб бывает белый и черный (Дима), У меня мама работает на хлебозаводе (Даша) |
Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Витя), Что надо, чтобы вырастить хлеб?(Леша), Как растили хлеб раньше? (Виолетта), Как готовится тесто? (Вова), Что можно сделать из муки еще? (Дима), Как пекут хлеб? (Полина Р.) Какие еще есть крупы? (Даша), Как работает мельница? (Никита), Почему говорят :Хлеб всему голова (Виолетта). Как называют хлеб в других странах?(Артем ), Что можно приготовить из черствого хлеба?(Аня) |
Сходить на экскурсию (Аня), Спросить у родителей (Лаура), Посмотреть в Интернете (Женя , Спросить у воспитателя (Полина Г.), Провести опыты (Юля), Посмотреть в книгах, энциклопедиях(Илья) |
Реализация проекта
Образовательная деятельность |
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
С родителями |
Социально-личностное развитие (Социализация, Труд, Безопасность) |
Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу. Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами», рассказ о коллекциях и музеях , выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста. |
Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел», с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», настольно-печатные игры |
Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?», выпечка хлеба дома, замешивание теста. |
Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество, Музыка) |
Коллаж «Что можно сделать из муки?», конструирование из бросового материала «Мельница»,изготовление тряпичной куклы «Крупеничка»,лепка из соленого теста «Хлебное поле»,рассматривание иллюсраций И.Шишкин «Рожь»,И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба», Составление букетов из листьев, колосков. |
Раскрашивание раскрасок. Составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен. |
Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб-всему голова»,изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие колобка»,изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова» |
Познавательно-речевое развитие (Коммуникация Познание, Чтение) |
Экологическая игра «что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница), экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», «раз , два, три-сказка выходи» опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу», чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле»Ю.Ванаг «Хлеб ,заработанный своими руками»,А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая»,беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по выращиванию семян (ржи, пшеницы). |
Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка»,посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов. |
Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. |
Физическое развитие (Здоровье, Физкультура) |
Спортивное развлечение «Хлеб –всему голова»,пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы» |
Игра в подвижные игры, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» |
Составление альбома «О пользе хлеба», Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам» |
Презентация проекта «Хлеб – всему голова»
- мини-музей «Хлеб - батюшка»
Результат
1. Рисунки хлебных полей,
2. Выпечка из соленого теста,
3. Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков.
4. Разыгрывание сценки «Путешествие колобка», «Колосок»,
5. Выпуск рекламной газеты «Хлеб-батюшка»,
6. Создание мини-музея «Хлеб-батюшка»
open-lesson.net
«Хлеб- всему голова» Автор проекта: воспитатель МАДОУ д/с д.Дубовицы «Домовенок» Кириллова И.А Актуальность Не напрасно народС давних пор и понынеХлеб насущный зовет Самой первой святыней.Золотые словаЗабывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе! Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект. Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде. Вопросы: Основополагающий: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Что во главе стола стоит? Вопросы проблемные: Как люди выращивают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу? ^ - Значение хлеба - Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему. ^ Дети подготовительной группы ,воспитатели, родители. Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры»,беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц ,поговорок. задачи проекта: - Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку - Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба - Показать значимость сельскохозяйственной техники - Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда - Формировать реалистические представления о природе - Совершенствовать системы обследовательских действий - Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление -Помочь увидеть необыкновенное в обычном. -Развивать эмоциональную сферу ребёнка. - Поддерживать естественный интерес и любознательность детей. - Научить доводить порученное дело до конца. - Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие. - Учить сотрудничать, уважать чужой труд. --Обогатить кругозор детей. ^
Реализация проекта
Презентация проекта «Хлеб –всему голова»-мини-музей «Хлеб-батюшка» Результат 1.Рисунки хлебных полей, 2.Аппликация сельхозтехники, 3.Выпечка из соленого теста, 4.Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков. 5.Экскурсии, 6.Разыгрывание сценки «Путешествие колобка», «Колосок», 7.Выпуск рекламной газеты «Хлеб-батюшка», 8.Создание мини-музея «Хлеб всему голова» |
fs.nashaucheba.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»