Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953) — русский и советский скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге в купеческой семье. Детские и девические годы — с 1892 по 1904 год провела в Феодосии. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Окончив гимназию и переехав в Москву, училась живописи в студиях известных пейзажистов К. Ф. Юона и И. И. Машкова.
В 1912—1914 годы жила в Париже, где посещала Академию Гранд Шомьер, обучаясь у известного французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса. В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
Вера Игнатьевна Мухина участвовала в реализации Ленинского плана монументальной пропаганды.
Была признана[кем?] выдающимся мастером XX века после того, как монумент «Рабочий и колхозница» был представлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция завершала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном.
Позднее, в 1939 году монумент был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм».
В 2003—2009 годах была осуществлена реставрация монумента, и он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду приближенном к парижскому павильону 1937 года.
В 1938-1939 годах Вера Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста - «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) – единственная осуществленная композиция, остальные были воссозданы по эскизам после смерти автора.
Некоторые проекты В. И. Мухиной остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам. Памятник М. Горькому, предназначавшийся для Москвы, был установлен в Нижнем Новгороде.
Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[1].
Стандартная почтовая марка СССР, 1988 год
ushakov.academic.ru
1 июля 1889 года родилась Вера Мухина, скульптор, народный художник СССР.
Личное дело
Вера Игнатьевна Мухина (1889 – 1953) родилась в Риге в состоятельной купеческой семье. Когда Вере было два года, ее мать умерла от туберкулеза, и отец отвез девочку в Феодосию, где и прошло ее детство. Веру и ее сестру Марию Девочек воспитывала подруга матери А.С. Соболевская. Заниматься изобразительным искусством Мухина начала еще в Феодосии. Переехав после смерти отца в Курск, она продолжила занятия. Окончив в 1909 году гимназию, Вера отправилась в Москву, где училась живописи в студиях Константина Юона, Ивана Дудина и Ильи Машкова. В 1912 году в Париже в течение двух лет занималась в мастерской скульптора Эмиля Бурделя. Занималась также рисунком в частной школе Ф. Коларосси, посещала Академию изящных искусств, в течение трех месяцев изучала кубистический метод искусства в академии La Palette у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже. Совершила двухмесячное путешествие по Италии.
Во время Первой мировой войны Мухина работала медсестрой в военном госпитале. В годы войны создала скульптурные работы: «Портрет сестры», «Портрет В.А. Шамшиной», монументальную композицию «Пиета». Участвовала в оформлении спектакля «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского в Московском Камерном театре, делала эскизы декораций и костюмов к постановкам того же театра: «Наль и Дамаянти», «Ужин шуток» С. Бенелли и «Роза и крест» А. Блока. В 1918 году вышла замуж за военного хирурга Алексея Замкова, впоследствии ставшего известным медиком.
С 1919 года работала в артели «Монолит», была членом общества «Четыре искусства», с 1926 года вступила в Обшество русских скульпторов. В 1920 году у Веры Мухиной родился сын Всеволод. В 1926-1927 годах вела классы лепки в Художественно-промышленном техникуме при Музее игрушки в Москве. С 1927 года преподавала скульптуру во Вхутеине. Выполнила скульптуры «Ветер» (1926-1927), «Женский торс» (дерево; 1927), «Крестьянка» (1927), за которую на Юбилейной выставке к Х-летию Октября была удостоена первой премии и заграничной поездки. В 1928 году отправилась в Париж, где посещала мастерские О. Цадкина, К. Бранкузи, X. Орловой, Ж. Липшица и других.
В 1928 – 1930 годах участвовала в оформлении советских экспозиций на международных выставках в Кельне, Дрездене и Лейпциге. В 1930 году вместе с мужем отправлена в административную ссылку в Воронеж, где работала над оформлением Дворца культуры. Из воронежской ссылки семью вызволил А. М. Горький. В 1932 году Мухина вместе с Л.А. Бруни и В.А. Фаворским работала над интерьерами Музея охраны материнства и младенчества в Москве. В 1936 году для оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже создает скульптурную группу «Рабочий и колхозница», которая получила гран-при выставки.
В 1938 году работала над эскизами монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста. В 1941 году получила государственную премию СССР за скульптурную группу "Рабочий и колхозница". После начала войны была эвакуирована на Урал, в Москву вернулась в 1942 году. В 1943 году удостоена звания народного художника СССР и Государственной премии СССР за портреты Б.А. Юсупова и И.Л. Хижняка. Оформила спектакль «Электра» Софокла в театре имени Евгения Вахтангова. В 1945 году представила проект памятника Петру Чайковскому (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории). В 1946 году была удостоена Государственной премии СССР за скульптурный портрет академика А.Н. Крылова. В 1947 году Вера Мухина была избрана членом Академии художеств СССР и стала членом ее президиума.
Умерла Вера Мухина в Москве 6 октября 1953 года.
Чем знаменита
Наиболее известна созданная Верой Мухиной монументальная группа «Рабочий и колхозница», ставшая одним из символов СССР. Она выполнена из нержавеющей стали, высота скульптуры около 25 метров, вес 185 тонн. Изначально постаментом для нее стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже, спроектированный Б. Иофаном. Источником вдохновения для скульптора послужила знаменитая античная статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристогитона.
Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки. В Париж и обратно монумент перевозили в разобранном виде на специальном поезде. В Москве памятник установили на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). При этом постамент оказался почти в три раза ниже, чем первоначальный павильон, что нарушало замысел Мухиной. В 2003 – 2009 годах монумент был разобран для реставрации, после которой занял место на специально сооруженном павильоне-постаменте, в общих чертах повторяющем оригинальный павильон Иофана 1937 года. Внутри павильона был открыт музей, в котором представлена история создания «Рабочего и колхозницы».
Среди других значительных работ Веры Мухиной декоративная группа «Хлеб» (1939, Третьяковская галерея), памятники Максиму Горькому в Нижнем Новгороде и Москве, портрет полковника Б.А.Юсупова (1942, Третьяковская галерея), памятник П. И. Чайковскому в Москве (1954), надгробия сына Горького М. А. Пешкова (1935) и Л. В. Собинова (1940–1941) на Новодевичьем кладбище.
О чем надо знать
Легенда приписывает Вере Мухиной создание знаменитого граненого стакана. Мухина действительно много лет была консультантом Опытного завода при экспериментальном Институте стекла в Ленинград, ей принадлежит ряд художественных работ, выполненных из стекла. Она могла разрабатывать и дизайн стаканов, но документальных подтверждений ее работы над граненым стаканом не существует.
Первые советские граненые стаканы были выпущены в 1943 году на заводе в Гусе-Хрустальном. Подобные стаканы выпускались и до революции, но у стаканов нового образца граненая поверхность не занимала всю высоту стакана, а в верхней части было оставлено гладкое кольцо. Отличие дореволюционных граненых стаканов от стаканов 1943 года можно увидеть на картине К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» (1918). В некоторых источниках соавтором Мухиной в создании стакан называется Казимир Малевич, что совсем невероятно, так как Малевич умер в 1935 году. По некоторым источником, Мухина действительно создала модель граненой пивной кружки, которая тоже массово выпускалась в СССР, но молва по ошибке приписала ей создание стакана.
Прямая речь
«Затронули совершенно справедливо чрезвычайно больной для меня вопрос о постановке парижской статуи на ВСХВ. Должна сказать, что нет ни одного человека, который не бросил бы мне упрека: тов. Мухина, почему Вы это допустили? И мне остается только беспомощно опустить руки, ибо, товарищи, все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели, и тов. Чернышев как главный архитектор выставки, очевидно, не протестовал. Меня удивляет, товарищи архитекторы, что вот уже больше года никто из вас не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, уничтожившей весь порыв. Статуя ползает по земле, все точки зрения и композиционные эффекты в корне уничтожены. Но ведь это же один из вопросов реконструкции, а не частный случай... Совершенно необходимо переделать ее пьедестал, дать ему большую протяженность и поднять статую на должную высоту, чтобы вернуть ей ее первоначальное звучание"».
Из выступления Веры Мухиной в Союзе архитекторов
«Я неоднократно слышал разговоры о том, что Мухина была "любимицей" Сталина и что она была "засыпана" орденами и прочими знаками начальственного внимания. Так как эта легенда жива до сих пор, а умершая в 1953 году Вера Игнатьевна объясниться не может, постараюсь восстановить факты, насколько они мне как сыну известны. Мухина никогда не разговаривала со Сталиным и даже не видела его близко. Она десятки раз отказывалась делать его портреты или участвовать в конкурсах на воздвигаемые ему монументы. Когда министерское начальство слишком настаивало, она говорила, что не возражает, но согласна только в том случае, если он будет ей лично позировать. Под давлением министерства она дважды обращалась к нему письменно с этой просьбой и оба раза получала отказ. В первый раз ей позвонил секретарь Сталина Поскребышев, во второй - Сталин ответил ей личным, написанным от руки чрезвычайно вежливым письмом».
Из воспоминаний В. А. Замкова
«На берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».
Ромен Роллан
8 фактов о Вере Мухиной
Материалы о Вере Мухиной
Статья о Вере Мухиной в русской Википедии
Вера Мухина на сайте Vivos VoCo!
Статья о Вере Мухиной в энциклопедии «Кругосвет»
О. И. Воронова «Вера Игнатьевна Мухина»
polit.ru
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953) — советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
В её честь назван кратер Мухина на Венере.
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге Лифляндской губернии Российской империи в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина[5]. Родительский дом в Риге сохранился — улица Тургенева, дом 23/25[6]. Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов[7].
Детские и девические годы (1892—1904) провела в Феодосии, куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери (Вере было два года, когда от туберкулёза умерла её мать)[7]. В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи[6]. Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец. Веру и её старшую сестру Марию приютили дяди и тёти, жившие в Курске, где Вера с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре[8][9].
В Москве Вера Мухина училась живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова[10].
На Рождество 1912 года, когда Вера Мухина находилась в дядином имении в Смоленской губернии, с ней произошёл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы (несмотря на восемь последующих пластических операций) остались на лице Веры Мухиной на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым. После этого о балах, которые так любила Вера, пришлось забыть[8][11].
В 1912—1914 годах жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса[10].
В Москву Вера Мухина вернулась летом 1914 года, а через две недели началась Первая мировая война. Окончив курсы медсестёр, Вера стала работать в военном госпитале[9]. Здесь она в том же 1914 году познакомилась с молодым военным врачом Алексеем Замковым[8]. В 1918 году Вера Игнатьевна вышла за Алексея Замкова замуж.
После победы в России Октябрьской революции был принят «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. Мухина в 1918 году выполнила проект памятника просветителю и публицисту Н. И. Новикову. Проект получил одобрение Наркомпроса, но макет памятника, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода, так что проект остался неосуществлённым[10]. Кроме этого, в рамках работы по монументальной пропаганде Мухина создала эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция» (1919), а также памятников В. М. Загорскому (1921) и Я. М. Свердлову (также известен как «Пламя революции», 1923)[12].
В 1923 году Вера Мухина вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
В 1925 году совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи (пояса были сделаны из крашеного гороха, шляпы — из рогожи, а пуговицы вытачивали из дерева). Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный Мухиной «петушиный узор»[9][12].
В 1926—1927 гг. В. И. Мухина преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, в 1927—1930 гг. года — в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). В 1927 году созданная Мухиной скульптура «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октября; позднее скульптура была куплена музеем Триеста, а после второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме[10].
Самой знаменитой композицией Мухиной стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В. И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном[8]. По замыслу Мухиной, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими[13]. Ощущение полёта усиливал введённый Мухиной в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз[14]. Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века»[15], а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба»[9].
После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), однако дизайнерское решение Мухиной было разрушено: скульптуру разместили на низком постаменте и спиной к солнцу, так что ощущение полёта исчезло (Мухина откомментировала произошедшую с монументом метаморфозу так: «Статуя ползает по земле»)[13]. Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». В 2003—2009 годах монумент реставрировали; теперь он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года[7][8].
В 1938—1939 годах В. И. Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) — это единственная композиция, осуществлённая В. И. Мухиной, остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.
В 1945 году В. И. Мухину пригласили в Ригу — в качестве эксперта для художественной оценки Памятника Свободы, над которым нависла угроза сноса. Но Мухина — вопреки мнению партийных функционеров — решительно выступила в защиту памятника, и он избежал сноса. Сама же В. И. Мухина в годы войны и послевоенное время создаёт галерею скульптурных портретов: полковников И. Л. Хижняка и Б. А. Юсупова, балерины Г. С. Улановой, хирурга Н. Н. Бурденко. Она много и плодотворно трудится, находя при этом новые формы пластического выражения своих идей (так, в 1947 году она продемонстрировала на выставке в Русском музее отлитый из матово-голубого стекла портрет учёного-химика Н. Н. Качалова, известного своими работами в области оптического стекла и художественного стеклоделия)[6].
В. И. Мухина — автор двух памятников Максиму Горькому: один из них был установлен в 1943 году в Москве у Белорусского вокзала, другой — в 1952 году в городе Горьком. Некоторые проекты скульптора так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам.
Наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ Веры Мухиной считают памятник П. И. Чайковскому, установленный в 1954 году во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице. Эта скульптурная композиция располагается перед главным фасадом консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса. Мухина изобразила великого композитора в момент творческого вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке, которая льётся из консерваторских окон, непроизвольно дирижируя в такт ей.
С 1947 года по 1953 год В. И. Мухина — член Президиума АХ СССР. Академик АХ СССР (1947).
Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Причиной смерти стала стенокардия. Похоронена она в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[16].
wikiredia.ru
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953) — советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
В её честь назван кратер Мухина на Венере.
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге Лифляндской губернии Российской империи в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина[5]. Родительский дом в Риге сохранился — улица Тургенева, дом 23/25[6]. Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов[7].
Детские и девические годы (1892—1904) провела в Феодосии, куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери (Вере было два года, когда от туберкулёза умерла её мать)[7]. В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи[6]. Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец. Веру и её старшую сестру Марию приютили дяди и тёти, жившие в Курске, где Вера с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре[8][9].
В Москве Вера Мухина училась живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова[10].
На Рождество 1912 года, когда Вера Мухина находилась в дядином имении в Смоленской губернии, с ней произошёл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы (несмотря на восемь последующих пластических операций) остались на лице Веры Мухиной на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым. После этого о балах, которые так любила Вера, пришлось забыть[8][11].
В 1912—1914 годах жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса[10].
В Москву Вера Мухина вернулась летом 1914 года, а через две недели началась Первая мировая война. Окончив курсы медсестёр, Вера стала работать в военном госпитале[9]. Здесь она в том же 1914 году познакомилась с молодым военным врачом Алексеем Замковым[8]. В 1918 году Вера Игнатьевна вышла за Алексея Замкова замуж.
После победы в России Октябрьской революции был принят «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. Мухина в 1918 году выполнила проект памятника просветителю и публицисту Н. И. Новикову. Проект получил одобрение Наркомпроса, но макет памятника, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода, так что проект остался неосуществлённым[10]. Кроме этого, в рамках работы по монументальной пропаганде Мухина создала эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция» (1919), а также памятников В. М. Загорскому (1921) и Я. М. Свердлову (также известен как «Пламя революции», 1923)[12].
В 1923 году Вера Мухина вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
В 1925 году совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи (пояса были сделаны из крашеного гороха, шляпы — из рогожи, а пуговицы вытачивали из дерева). Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный Мухиной «петушиный узор»[9][12].
В 1926—1927 гг. В. И. Мухина преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, в 1927—1930 гг. года — в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). В 1927 году созданная Мухиной скульптура «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октября; позднее скульптура была куплена музеем Триеста, а после второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме[10].
Самой знаменитой композицией Мухиной стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В. И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном[8]. По замыслу Мухиной, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими[13]. Ощущение полёта усиливал введённый Мухиной в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз[14]. Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века»[15], а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба»[9].
После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), однако дизайнерское решение Мухиной было разрушено: скульптуру разместили на низком постаменте и спиной к солнцу, так что ощущение полёта исчезло (Мухина откомментировала произошедшую с монументом метаморфозу так: «Статуя ползает по земле»)[13]. Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». В 2003—2009 годах монумент реставрировали; теперь он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года[7][8].
В 1938—1939 годах В. И. Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) — это единственная композиция, осуществлённая В. И. Мухиной, остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.
В 1945 году В. И. Мухину пригласили в Ригу — в качестве эксперта для художественной оценки Памятника Свободы, над которым нависла угроза сноса. Но Мухина — вопреки мнению партийных функционеров — решительно выступила в защиту памятника, и он избежал сноса. Сама же В. И. Мухина в годы войны и послевоенное время создаёт галерею скульптурных портретов: полковников И. Л. Хижняка и Б. А. Юсупова, балерины Г. С. Улановой, хирурга Н. Н. Бурденко. Она много и плодотворно трудится, находя при этом новые формы пластического выражения своих идей (так, в 1947 году она продемонстрировала на выставке в Русском музее отлитый из матово-голубого стекла портрет учёного-химика Н. Н. Качалова, известного своими работами в области оптического стекла и художественного стеклоделия)[6].
В. И. Мухина — автор двух памятников Максиму Горькому: один из них был установлен в 1943 году в Москве у Белорусского вокзала, другой — в 1952 году в городе Горьком. Некоторые проекты скульптора так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам.
Наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ Веры Мухиной считают памятник П. И. Чайковскому, установленный в 1954 году во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице. Эта скульптурная композиция располагается перед главным фасадом консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса. Мухина изобразила великого композитора в момент творческого вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке, которая льётся из консерваторских окон, непроизвольно дирижируя в такт ей.
С 1947 года по 1953 год В. И. Мухина — член Президиума АХ СССР. Академик АХ СССР (1947).
Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Причиной смерти стала стенокардия. Похоронена она в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[16].
wikiredia.ru
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953) — русский и советский скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге в купеческой семье. Детские и девические годы — с 1892 по 1904 год провела в Феодосии. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Окончив гимназию и переехав в Москву, училась живописи в студиях известных пейзажистов К. Ф. Юона и И. И. Машкова.
В 1912—1914 годы жила в Париже, где посещала Академию Гранд Шомьер, обучаясь у известного французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса. В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
Вера Игнатьевна Мухина участвовала в реализации Ленинского плана монументальной пропаганды.
Была признана[кем?] выдающимся мастером XX века после того, как монумент «Рабочий и колхозница» был представлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция завершала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном.
Позднее, в 1939 году монумент был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм».
В 2003—2009 годах была осуществлена реставрация монумента, и он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду приближенном к парижскому павильону 1937 года.
В 1938-1939 годах Вера Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста - «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) – единственная осуществленная композиция, остальные были воссозданы по эскизам после смерти автора.
Некоторые проекты В. И. Мухиной остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам. Памятник М. Горькому, предназначавшийся для Москвы, был установлен в Нижнем Новгороде.
Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[1].
Стандартная почтовая марка СССР, 1988 год
biograf.academic.ru
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953) — русский и советский скульптор. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге в купеческой семье. Детские и девические годы — с 1892 по 1904 год провела в Феодосии. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Окончив гимназию и переехав в Москву, училась живописи в студиях известных пейзажистов К. Ф. Юона и И. И. Машкова.
В 1912—1914 годы жила в Париже, где посещала Академию Гранд Шомьер, обучаясь у известного французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса. В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
Вера Игнатьевна Мухина участвовала в реализации Ленинского плана монументальной пропаганды.
Была признана[кем?] выдающимся мастером XX века после того, как монумент «Рабочий и колхозница» был представлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция завершала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном.
Позднее, в 1939 году монумент был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм».
В 2003—2009 годах была осуществлена реставрация монумента, и он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду приближенном к парижскому павильону 1937 года.
В 1938-1939 годах Вера Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста - «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) – единственная осуществленная композиция, остальные были воссозданы по эскизам после смерти автора.
Некоторые проекты В. И. Мухиной остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам. Памятник М. Горькому, предназначавшийся для Москвы, был установлен в Нижнем Новгороде.
Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[1].
Стандартная почтовая марка СССР, 1988 год
veter.academic.ru
Ве́ра Игна́тьевна Му́хина (1889—1953) — советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
В её честь назван кратер Мухина на Венере.
Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге Лифляндской губернии Российской империи в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина[5]. Родительский дом в Риге сохранился — улица Тургенева, дом 23/25[6]. Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов[7].
Детские и девические годы (1892—1904) провела в Феодосии, куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери (Вере было два года, когда от туберкулёза умерла её мать)[7]. В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи[6]. Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец. Веру и её старшую сестру Марию приютили дяди и тёти, жившие в Курске, где Вера с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре[8][9].
В Москве Вера Мухина училась живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова[10].
На Рождество 1912 года, когда Вера Мухина находилась в дядином имении в Смоленской губернии, с ней произошёл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы (несмотря на восемь последующих пластических операций) остались на лице Веры Мухиной на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым. После этого о балах, которые так любила Вера, пришлось забыть[8][11].
В 1912—1914 годах жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса[10].
В Москву Вера Мухина вернулась летом 1914 года, а через две недели началась Первая мировая война. Окончив курсы медсестёр, Вера стала работать в военном госпитале[9]. Здесь она в том же 1914 году познакомилась с молодым военным врачом Алексеем Замковым[8]. В 1918 году Вера Игнатьевна вышла за Алексея Замкова замуж.
После победы в России Октябрьской революции был принят «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. Мухина в 1918 году выполнила проект памятника просветителю и публицисту Н. И. Новикову. Проект получил одобрение Наркомпроса, но макет памятника, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода, так что проект остался неосуществлённым[10]. Кроме этого, в рамках работы по монументальной пропаганде Мухина создала эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция» (1919), а также памятников В. М. Загорскому (1921) и Я. М. Свердлову (также известен как «Пламя революции», 1923)[12].
В 1923 году Вера Мухина вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
В 1925 году совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи (пояса были сделаны из крашеного гороха, шляпы — из рогожи, а пуговицы вытачивали из дерева). Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный Мухиной «петушиный узор»[9][12].
В 1926—1927 гг. В. И. Мухина преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, в 1927—1930 гг. года — в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). В 1927 году созданная Мухиной скульптура «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октября; позднее скульптура была куплена музеем Триеста, а после второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме[10].
Самой знаменитой композицией Мухиной стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В. И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном[8]. По замыслу Мухиной, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими[13]. Ощущение полёта усиливал введённый Мухиной в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз[14]. Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века»[15], а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба»[9].
После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), однако дизайнерское решение Мухиной было разрушено: скульптуру разместили на низком постаменте и спиной к солнцу, так что ощущение полёта исчезло (Мухина откомментировала произошедшую с монументом метаморфозу так: «Статуя ползает по земле»)[13]. Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». В 2003—2009 годах монумент реставрировали; теперь он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года[7][8].
В 1938—1939 годах В. И. Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) — это единственная композиция, осуществлённая В. И. Мухиной, остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.
В 1945 году В. И. Мухину пригласили в Ригу — в качестве эксперта для художественной оценки Памятника Свободы, над которым нависла угроза сноса. Но Мухина — вопреки мнению партийных функционеров — решительно выступила в защиту памятника, и он избежал сноса. Сама же В. И. Мухина в годы войны и послевоенное время создаёт галерею скульптурных портретов: полковников И. Л. Хижняка и Б. А. Юсупова, балерины Г. С. Улановой, хирурга Н. Н. Бурденко. Она много и плодотворно трудится, находя при этом новые формы пластического выражения своих идей (так, в 1947 году она продемонстрировала на выставке в Русском музее отлитый из матово-голубого стекла портрет учёного-химика Н. Н. Качалова, известного своими работами в области оптического стекла и художественного стеклоделия)[6].
В. И. Мухина — автор двух памятников Максиму Горькому: один из них был установлен в 1943 году в Москве у Белорусского вокзала, другой — в 1952 году в городе Горьком. Некоторые проекты скульптора так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам.
Наиболее романтичным и вдохновенным среди всех работ Веры Мухиной считают памятник П. И. Чайковскому, установленный в 1954 году во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице. Эта скульптурная композиция располагается перед главным фасадом консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса. Мухина изобразила великого композитора в момент творческого вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке, которая льётся из консерваторских окон, непроизвольно дирижируя в такт ей.
С 1947 года по 1953 год В. И. Мухина — член Президиума АХ СССР. Академик АХ СССР (1947).
Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года. Причиной смерти стала стенокардия. Похоронена она в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[16].
wikipedia.green
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»