Вопросы и ответы к рассказу К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Теплый хлеб паустовский анализ


краткое содержание и анализ :: ashanet.ru

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский – признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» - замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

Поучительный рассказ

За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных. Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.

Название произведения

Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это символ жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме. Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.

Начало произведения

Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. "Теплый хлеб" повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу. Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном. Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.

Далее рассказ Паустовского "Теплый хлеб" повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду. Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь "общественный" и пострадал за правое дело.

Мальчик Филька

В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым. На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: "Да ну тебя!" Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи. Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: "На вас, на христорадников, не напасешься!"

Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз. Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло. Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: "Да ну тебя!" Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.

Лютый холод

Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. "Теплый хлеб" рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов. Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда. Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.

Старая легенда

Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. "Теплый хлеб" устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи. Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное "угощение". Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя. Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер "от охлаждения сердца".

Осознание поступка

Поучительную притчу придумал Паустовский. "Теплый хлеб" описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика. Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается. Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.

Путь к покаянию

"Путь Фильки был нелегким", - пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика "бессмысленным гражданином" и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Придуманный способ

Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы. Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода. Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Примирение с конем

Рассказ Паустовского "Теплый хлеб" - замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука. Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем. Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб. Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

Символ хлеба

Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский "Теплый хлеб". Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль. Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость - со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом. За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.

Коллективная ответственность

Школьники изучают в пятом классе рассказ "Теплый хлеб" (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал. Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.

Роль природы в произведении

В рассказе "Теплый хлеб" (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня. Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину. И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.

Сила слова

Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении "Теплый хлеб" он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло. Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину - теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в "Теплом хлебе" присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому "Теплый хлеб" можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Старинные слова

Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо. Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог. Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.

В рассказе часто используются и другие архаизмы: "картуз", "баталия", "пожухли", "нашкодил", "треух", "яр", "осокори" и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.

Грех и покаяние

За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины. Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок – заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил. Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.

Заключение

Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности. В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька - мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке. А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность – одно из самых важных человеческих качеств.

ashanet.ru

Проект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"

Администрация Кстовского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

ПРОЕКТ УРОКА

Литературное чтение 3 класс

( Л.А. Ефросинина)

Тема: « Теплый хлеб» К.Г. Паустовский

ВЫПОЛНИЛА:

Шуваева Антонина Ивановна

Учитель начальных классов

г. Кстово, 2015г.

Цель: Формировать читательские компетенции школьника.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского.

  2. Учить объяснять, анализировать поступки героев с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков, учить строить высказывания о своем отношении к герою.

  3. Продолжить работу над пониманием идеи сказки -торжество любви, добра над злом.

  4. Учить творческому пересказу от лица героев.

  5. Развивать навыки работы с текстом, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.

  6. Развивать умение делить текст на смысловые части, составлять план, делить текст на композиционные части.

  7. Развивать память, внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, закрепить понятия «эпитет», «олицетворение» и др.

  8. Развивать творческую фантазию, воображение, способность к ассоциативному мышлению.

  9. Развивать умение работать в группе, оценивать свою работу и работу товарища.

  10. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, любовь к животным.

Планируемый результат обучения, формирование УУД.

Личностные УУД

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Учиться высказывать свое предположение ;

  • Учиться составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебнике;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, моделировать;

  • Творческий пересказ от лица героя.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Выразительно читать и пересказывать текст;

  • Договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе и следовать им;

  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Структура урока.

1. Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке. Актуализация знаний.

1. Прием – прогнозирование.

2. Формулирование темы и цели урока.

3. Постановка учебной задачи.

2. Работа с текстом во время чтения. Анализ сюжета, композиции произведения.

1. Повторное выборочное чтение с комментированием, диалог с автором.

2. Словарная работа (выделение ключевых слов)

3. Составление характеристики героя.

4. Анализ сюжета, композиции произведения.

5. Игра «Верно-неверно»

6.Самостоятельная работа (работа в тетради). Работа в группах.

3. Работа с текстом после чтения

1. Обобщающая беседа.

2. Работа с пословицами

3. Творческая работа

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Оборудование.

  1. Презентация.

  2. Выставка книг с произведениями К.Г.Паустовского

  3. Портрет писателя.

  4. Модели

  5. Карточки для работы в группах

  6. Учебная хрестоматия «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина Л.А.Ефросинина, 3 класс, Москва, Вентана-Граф 2013г

  7. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» (часть 2) Л.А.Ефросинина, 3 класс, Москва, Вентана-Граф 2013г

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке.

Актуализация

знаний.

Работа с текстом до чтения

1. Прием – прогнозирование.

2. Формулирование темы и цели урока

Сегодня на уроке литературного чтения мы, как всегда, будем продолжать рассуждать над произведением, анализировать, помня о том, что «Читать, не рассуждая, что есть, не пережёвывая» (пословица)

Рассмотрите выставку книг.

Произведения какого автора здесь представлены? Какие произведения К.Г Паустовского вы уже читали? Что вы можете рассказать об этом писателе?

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество К.Г Паустовского, остановим наше внимание на его замечательном произведении «Теплый хлеб», которое вы читали дома.

Какая модель соответствует этому произведению? (даны несколько моделей) Почему вы так думаете?

Верно. Это сказка о взаимоотношении человека с природой.

Снова внимательно прочитаем название сказки «Теплый хлеб». Но ведь хлеб может быть не только теплым. Он может быть…. Каким?

Все эти слова помогают нам понять, о каком хлебе идет речь. Мы называем эти слова..

А если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили. Значит, перед нами не просто определение, а художественное определение – яркое, выразительное, нужное только в этом случае. Такое определение называют…

Что же хотел сказать нам автор, назвав сказку «Теплый хлеб»? Вы хотите узнать? Мы проведем «диалог с автором» через текст и попробуем в этом разобраться.

Ученики: Рассматривают выставку книгу, строят высказывания о уже прочитанных книгах, о писателе, определяют тему урока.

Определяют «границы» своих знаний по данному вопросу.

вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.

Дети находят модель этой сказки и доказывают правильность своего выбора.

Белым-ржаным

Мягким-черствым

Вкусным, добрым и др.

Определениями

..Эпитетом.

Личностные УУД: смыслообразование,развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Прогнозирование

Моделирование

К.Г.Паустовский

«Тёплый хлеб»

Работа с текстом во время чтения.

Анализ сюжета, композиции произведения

1. Повторное выборочное чтение с комментированием, диалог с автором.

2. Словарная работа (выделение ключевых слов)

3. Характеристика героя (его внешность,речь,поступки, мироощущение, мотивации)

4.Анализ сюжета, композиции произведения.

Работа над ключевой сценой.

Назовите персонажей этой сказки

Вспомните, как раненый конь оказался в деревне? Зачитайте этот отрывок.

Что ещё вы узнали из этого отрывка?

Абзац, из которого мы узнали о времени и месте действия, это…

Вступление.

Как относились к коню местные жители? Почему? Подтвердите словами текста.

Главный герой сказки - Филька. Каким вы представляете его? Что о нем сообщает автор?

Как вы понимаете слово- недоверчивый? Разберите его по составу.

Как об этом записано в словаре?

Как можно назвать все перечисленные вами качества? С каким цветом они у вас ассоциируются?

Не забывайте, события в сказке происходят в суровое военное время.

Филька живет с бабушкой, и мы не знаем, почему он так сердит.

Однако, у каждого человека можно найти хорошие, положительные качества.

Какие черты характера Фильки вам симпатичны? С каким цветом ассоциируются?

Как вы думаете, сразу ли изменился Филька? Проследим, с чего все началось?

Начало действия или…

Завязка.

С чего все началось?

Зачитайте этот эпизод.

Что значит- ударил наотмашь?

Злорадный крик? Разберите по составу слово злорадный.

Составим модель отношений:

Ф. К.

Чем так провинился конь?

Какова была реакция коня?

Как вы думаете, что в этот момент испытал Филька? Ему было хорошо? Представьте его состояние.

Конь и Филька – частицы живой природы. Однако, человек –существо разумное, на нем лежит ответственность за все живое, за все, что происходит в природе, в мире.

Как выдумаете, всегда ли человек сознает эту ответственность? Докажите.

А что Филька осознал?

Филька совершил зло «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)

Что последовало за этим событием?

Подберите синонимы к слову сильные, используя текст (контекстуальные)

Как понимаете, «лютые» морозы? Найдите объяснение в словаре.

Докажите, что это были лютые морозы (невыносимо тяжкие), приносящие мучения всем жителям.

Какова причина страшного мороза? Как объяснила бабушка? Прочитайте рассказ бабушки. Объясните смысл ее рассказа.

Как понимаете выражение от «охлаждения сердца»?

Что грозило всем людям?

Как понимаете выражение «неминучая смерть»?

Какие чувства вызвал этот страшный мороз у всех жителей деревни? Какие изобразительные средства использует автор?

Это самый напряженный момент или…

..Кульминация

Какие новые мысли появились у Фильки?

Сумел ли Филька исправить свою ошибку? Как? Зачитайте этот эпизод.

Так закончилась сказка. Это конец действия или …

Развязка

Рассмотрим теперь отношения между героями

Ф. К.

Что мог сказать Филька коню в этот момент? Как он говорил ему эти слова?

Итак, конь поверил Фильке. А люди? Докажите.

Чему радовались люди?

Почему- весна?

Автор надеется, что оживут человеческие души, потеплеют сердца, все будут стремиться к добру. Добро победит зло.

Правда, кто-то в сказке считает, что весна наступила не потому, что добро победило зло. Кто это?

Можно ли ей верить? Почему?

Мы узнали, о времени (действия происходят во время Великой Отечественной войны) и о месте действия (деревня Бережки)

…вступление

Конь был раненым, он пострадал от врага. Конь - помощник и друг человека.

Дети дают характеристику герою, при этом доказывают свою точку зрения чтением текста.

Филька: молчаливый, недоверчивый, неласковый, сердитый, грубый, плохо ладит с людьми, у него нет друзей, он обидел коня-плохо, жестоко поступил.

Не-до- вер-чив-ый.

Корень слова – вер. Нет веры.

С.И.Ожегов «Недоверчивый-отсутствие доверия, подозрительность.»

Трудолюбивый,он понял свою ошибку и сумел ее исправить,

сумел убедить друзей помочь ему,

стал внимательнее прислушиваться к людям.

ему стало стыдно быть плохим и др.

…Завязка.

Это эпизод, когда Филька ударил коня.

Сильно размахнувшись.

Злобная радость при несчастье, неудаче другого.

Ученики рассуждают так: конь пришел к Фильке за помощью, с надеждой, что Филька его накормит- обозначим зеленой или желтой стрелкой. Филька поступил жестоко –зло обозначим черной стрелкой.

«Конь заржал жалобно, протяжно. Слеза скатилась у коня из глаз»

У него появились угрызения совести.

Высказывания детей.

Сначала нет. Слеза коня –первый толчок. В душе Фильки стало что-то меняться, происходить.

Наступили сильные морозы.

Колючие, лютые, страшные.

Злой, свирепый, беспощадный, очень сильный; невыносимо тяжкий, приносящий мучения.

Морозы начались «от злобы людской», от «охлаждения сердца».

В сердце нет любви, есть зло, жестокость, холод.

Неминучая смерть.

«За окнами воздух был синий, густой, страшный.» Использование эпитета «страшный» передает те чувства, которые испытывают каждый житель деревни.

..кульминация

Все жители могут погибнуть. За зло последует наказание. Надо что-то делать, чтобы наказание не постигло, чтобы люди не погибли. Надо исправлять свою ошибку, свое зло.

Чтение текста.

..Развязка

Рассуждения учащихся:

Филька плачет. Это слезы раскаяния, очищения. Ему хочется, чтобы люди и конь простили его, поверили ему. На помощь Фильке пришел Панкрат. В конце конь доверился Фильке. «Конь положил голову на плечо»

Он просил прощение у коня. Все слова он произносил с любовью, нежностью, от души.

«Все радовались, улыбались»

Наступила весна.

Весной происходят преобразования в природе, все оживает, становится лучше.

Сорока.

Сорока- сказочный герой, это болтливая птица. Ей верить нельзя.

Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста сказки;

2) умение ориентироваться в тексте

Познавательные УУД:

Свободное владение знакомым материалом данной сказки. Умение ориентироваться и работать с текстом сказки и со словарем (Толковый словарь Ожегова)

Проверка своих предположений о герое

Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, используя цветовые гаммы; эмоционально «проживая» текст

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Формирование умения включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, умение свободно ориентироваться в тексте, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

Личностные УУД

Умение оценивать поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Познавательные УУД: формируем умение представлять информацию в виде модели. схемы

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую ( на основе ассоциаций)

Коммуникативные УУД.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Игра «Верно-неверно»

Игра

1 С чем сравнивает автор сороку, которая сердито трещала на раките?

Пулемет, барабан, молотилка, трактор

2. Какому воинскому подразделению принадлежал конь?

Полк, рота, взвод отряд, армия,

3 По чему, согласно выражению Панкрата, каждый потреплет Фильку, если он изобретет спасение от стужи?

Щека, рукав, плечо, спина, вихры.

Создание ситуации успеха

Самостоятельная работа.

Работа в группах

Самостоятельная работа (в рабочей тетради)

1 группа № 1, 4

2 группа №2, 4

3 группа №3,1

4 группа - работа с пословицами. Характеристика Фильки.

5 группа- составление плана сказки.

6 группа – творческий пересказ от лица одного из героев (на выбор)

Коммуникативные УУД.

Умение договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе и следовать им;

умение работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Дифференциация- задания по степени сложности, по интересам

Работа с текстом после чтения

1. Обобщающая беседа.

2. Работа с пословицами

3. Творческая работа

1.Обобщающая беседа. Проверка самостоятельной работы.

Отчего произошел такой лютый мороз.Подумай, почему сказка озаглавлена «Теплый хлеб»?

Выбери ответ:

- потому что в деревне пахло хлебом

-потому что все любят свежий хлеб

-потому что Филька принес коню свежий хлеб

А как вы объясните название сказки?

2. Работа с пословицами

Какие пословицы характеризуют Фильку и как?

Красив тот, кто красиво поступает

Как аукнется, так и откликнется.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Так думай, чтобы после раздумки не было.

Счастливым быть – никому не досадить.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Мудрым никто не родился, а научился.

Задним умом дело не поправишь.

Зло натворишь – легче не станет.

Обидеть легко, да душе каково?

Подбери свои пословицы

3. Творческая работа

Восстанови план, дополнив его:

1Раненый конь.

2?

3. Совет мельника

4. Страшный мороз.

5. Филька и бабушка

6 Спасение мельницы

7Теплый хлеб

8?

4 Творческая работа

Перескажи эту сказку от лица одного из героев

(от лица сороки, раненого коня, Панкрата, бабушки, Фильки)

Хлеб-это жизнь

Вместе с хлебом Филька принес коню дружбу, тепло своего сердца, жизнь,

Филька изменился и правильно поступил, он понял, как плохо быть злым, жестоким.

План:

1Раненый конь.

2 Филька ударил коня

3.Филька и бабушка

4. Страшный мороз.

5 Совет мельника.

6 Спасение мельницы

7 Теплый хлеб

8 Приход весны.

Добро побеждает зло

Коммуникативные УУД.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД.

умение делать выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя, составлять план произведения, осуществлять

творческий пересказ от лица героя

Личностные УУД:

Умение оценивать поступки людей поступки как хорошие или плохие с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения

Итог урока

Рефлексия

Итог.

Достигли цели урока? Мы узнали, почему автор назвал свою сказку «Теплый хлеб»?

Подумай, для чего К.Г. Паустовский написал эту сказку? Что он хотел сказать этим произведением?

Как К.Г. Паустовский относится к Фильке?

А у вас изменилось ли отношение к нему?

Почему вы поверили Фильке?

Филька просит прощение у коня. Вспомните, а легко ли вам просить прощение?

Какую победу одержали вы на этом уроке? Что удалось? Над чем задумались?

- Хотели бы вы ещё раз перечитать это произведение этого автора? Какие слова писателя затронули ваше сердце и заставят тебя ещё раз вернуться к этому произведению?

Оцени свою работу на уроке:

Выберите нужную фигурку, которая соответствует вашим знаниям:

- всё получилось, доволен своей работой

- - не всё получилось, но могу работать лучше

- ещё есть затруднения в работе

Продолжите фразы:

"Сегодня на уроке я узнал(а) ...",

"На уроке мне было ...

Предостеречь от злобы людской

Человек в ответе за свои поступки

Никогда не поздно исправить свои ошибки

Нельзя обижать животных, других людей и др.

Фильке было тяжело, но он сумел себя перебороть. Он одержал победу над собой. Важно признавать и исправлять свои ошибки.

Регулятивные УУД умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные УУД

Умение понимать эмоции других людей, сопереживать.

Самооценка.

Домашнее задание

Домашнее задание

1 вариант. Прочитай понравившийся отрывок из сказки, постарайся передать своим чтением, чем вам понравился данный эпизод.

2 вариант. Пересказ от лица одного из героев (от лица сороки, раненого коня, Панкрата, бабушки, Фильки)

3 вариант. Докажите, что данное произведение - сказка

Дифференциация-выбор задания на дом по степени сложности, по интересам

infourok.ru

Какой анализ рассказа "Тёплый хлеб" Паустовского 5 класс?

Какой анализ рассказа "Тёплый хлеб" Паустовского 5 класс?

Тёплый хлеб: анализ, герои, описание?

тэги:

анализ,

анализы,

герои,

описание,

паустовский,

теплый хлеб

категория:

образование

ответить

комментировать

в избранное

бонус

1 ответ:

старые вышеновые вышепо рейтингу

2

Сила птаха билок­рыла на топол­ю[130K]

1 час назад

О рассказе -Тёплый хлеб Паустовского было уже очень много написано . Но , тем не менее, произведение настолько интересное и трогающее за душу, что не оставляет равнодушными большинство людей и они всё возвращаются и возвращаются к этому незамысловатому, на первый взгляд, рассказу.

Касаемо анализа, то можно кратко напомнить сюжет, который заключается в том, что мальчик-школьник по имени Филька, который живёт в деревне, обижает старого коня, бросает ему хлеб на землю и ударяет мо морде само животное, то есть лошадь. Внезапно на деревню приходят страшные холода, есть угроза того, что остановится мельница и негде будет молоть муку.

Фильке бабушка рассказывает, что похожая история произошла много лет назад, когда также обидели старого раненого солдата, швырнув ему заплесневелую корку хлеба прямо в грязь. В то время в деревне настали холода и принесли много бед.

Филька подумал, что всё это из-за него, разбил с друзьями лёд на речке, пришёл к коню с тёплым хлебом и конь его простил. Холода сразу отступили и всё наладилось.

Делаем вывод, что добро порождает добро, а зло, как правило, оборачивается для совершившего его, тоже злом.

Кроме всего прочего, мы наблюдаем изменение характера главного героя в том плане, что в начале рассказа он предстаёт перед читателем эдаким ухарем, способным на неблагородные поступки, а вконце произведения, Филька уже совсем не тот, оно всё осознал и изменился в лучшую сторону.

Многие называют этот рассказ Паустовского- сказкой. Возможно, что какие-то элементы сказки действительно имеют место. Хотя, если вчитаться внимательно, то ничего особо сказочного здесь нет, просто поучительная история о совести и морали, о добре и зле, о способности каяться и исправлять свои ошибки.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

roypchel.com

Вопросы и ответы к рассказу К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

  • Почему мальчика Фильку прозвали Ну Тебя?
  • Филька был молчаливый, недоверчивый, неласковый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»

  • Почему мельник Панкрат назвал Фильку «бессмысленным гражданином»?
  • Филька обидел «общественного» коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его поступке не было никакого смысла, а только бессмысленная злоба.

  • Что случилось в Бережках после злорадного окрика Фильки: «Вон твой хлеб, иди копай его из-под снега»?
  • Конь заржал жалобно, завыл пронзительный ветер, повалил снег.

  • Чем грозила такая погода жителям Бережков?
  • Замерзли колодцы, вода в реке, мельница остановилась, мука у всех вышла, и теперь, по словам бабки, их всех ждала «неминучая смерть».

  • Когда Филька осознал свою вину перед людьми и обиженным конем?
  • Бабушка рассказала внуку об упавшем на всю округу лютом морозе, который превратил землю в пустыню. Причиной этого была «злоба людская» — бессмысленная злоба мужика, обидевшего старого солдата.

  • Что пришлось преодолеть мальчику, когда он решился исправить свое злодейство?
  • Он пересилил свой страх, отправившись морозной темной ночью по пустынной улице за советом к Панкрату. Особенно страшно ему стало, когда в сарае, почуяв Фильку, заржал конь. Но мальчик преодолел и страх, и стыд, рассказав все мельнику.

  • Как Филька искупил свою вину? Материал с сайта //iEssay.ru
  • Он собрал ребят со всей деревни, и они рубили лед на реке, пока не показалась вода. Здесь Филька, наверное, понял смысл брошенных коню слов: «Иди, копай свой хлеб из-под снега».

  • Как вы думаете, изменит ли Филька после этого случая свое отношение к людям и животным?
  • Мальчик многое понял, пережив эти страшные дни. Он оценил помощь ребят и взрослых, осознал цену куска теплого хлеба и последствия бессмысленного злого поступка.

    На этой странице материал по темам:
    • вопросы после текста Паустовский теплый хлеб
    • вопросы к рассказу паустовского теплый хлеб
    • платонов тёплый хлеб анализ
    • сообщение к рассказу тёплый хлеб
    • кроссворд по рассказутеплый хлеб в п астафьева

    iessay.ru


     
     
    Пример видео 3
    Пример видео 2
    Пример видео 6
    Пример видео 1
    Пример видео 5
    Пример видео 4
    Как нас найти

    Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

    Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
    +7 (48235) 56-817
    Электронная почта: [email protected]
    Закрыть
    Сообщение об ошибке
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки: .

    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте:
    Отправить captcha
    Введите код: *