Сочинения о Хлебе. Текст о хлебе
Сочинения о Хлебе
Сочинения о Хлебе
Хлеб на столе
С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие способствовало появлению песен и дум, продолжала родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда.
Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормильице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба. А в том, и мы сами, каждый из нас — ребенок своих родителей, своего народа и хлеба.
С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых.
Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.
Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.
Ты и твой хлеб
«Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.
Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба. И еще, по-видимому для того, чтобы мы, выходя в свет, раз и навсегда прониклись трепетом к тем рукам, которые вырастили и выпекли этот высокий и мягкий хлеб. Он может научить всех нас уважать работу и мирное безоблачное небо над головой.
Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.
Хлеб
Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.
Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.
Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.
И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.
Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.
Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекарем и будет даровать людям хлеб: Как едите вы караваи, Калачи вкусные едите, - Не забудьте уклониться Хлебоделу за это!
www.coolreferat.com
Комплексный анализ текста М.Алексеева "Хлеб"
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (950,4 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: Развить навыки самостоятельной работы с текстом. Выработать умение формулировать проблему, выделять авторскую позицию, создавать собственный комментарий к тексту.
Задачи:
Развитие лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы с информацией, умений увидеть проблему и пути ее решения.
Ход урока
1. Орфоэпическая разминка.
Расставьте ударения в словах: одноврЕменно, кренИться, освЕдомиться, обеспЕченье, нарОст, слИвовый, приручЁнный, щемИт, занятА, зАнятый, обзвонИт, понЯвший.
2. Лексикографический и лингвокультурологический портрет слова "Хлеб".
Выступление учащихся по итогам проектной работы с использованием мультимедийной презентации.
3. Комплексный анализ текста.
Прочитайте выразительно текст.
Слово о хлебе
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…
6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.
8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.
11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших, этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)
Определите роль заглавия в тексте.
(В названии есть определение жанра, в котором написан текст. Это жанр слова, который часто использовался в древнерусской литературе, а также часто встречался в названиях сочинений. Словами назывались в древнерусской литературе как поучения и послания церковного характера, так равно и сочинения светского характера (например, “Слово о Полку Игореве”, “Слова на поучение ко всем крестьянам”, “Слово о буквах сиречь о словах”, “Слово в неделю всех святых”) Слово произносилось во время проповеди, где позиция автора была ярко выражена. Поэтому данный жанр можно отнести к публицистике.
Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему. Эта авторское отношение прослеживается и в самом тексте - предложения (8, 9, 12).
Таким образом, определив роль названия, мы выявили проблему и авторскую позицию в тексте.
Дополнительное задание: назовите произведения литературы, в названиях которых присутствует слово “хлеб”.
Ответ: К.Г. Паустовский “Теплый хлеб”, С.А. Есенин “Песнь о хлебе”, В.Тендряков “Хлеб для собаки”, М. Алексеев “Хлеб - имя существительное”.
Слово “хлеб” - многозначное, пользуясь словарной статьей из токового словаря под редакцией Ожегова назовите значения этого слова. Какие значения слова “хлеб” использует автор в данном тексте”? (Хлеб - основа жизни, достаток)
Задание: Найдите в предложениях №11, 12 синонимы к слову “хлеб”.
Ответ: батон и кирпичик. (Дополнительный комментарий: суффикс -ик- в слове кирпичик выражает субъективную оценку говорящего. Это морфологическое средство выразительности)
Вопрос: Какую проблему ставит перед собой автор данного текста?
- Проблему воспитания уважительного отношения к хлебу и человеку, его вырастившему.
Задание.
Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру из списка. Последовательность цифр запишите.
“Автор данного текста, говоря о значении хлеба в жизни человека, опирается на многовековой опыт пошлых поколений, поэтому использует такие лексические средства, как_____3___( 5, 7),а также_______6_______ (8, 10, ) и ___8___(7). Когда автор говорит о человеке, вырастившем хлеб его речь особенно эмоциональна, поэтому в предложении 11 стоит отметить такое лексическое средство выразительности, как__5_ .
Читая текст, мы словно слышим взволнованный голос автора, поэтому используется такое синтаксическое средство выразительности, как___9____(6)”.
Список терминов:
- гипербола;
- лексический повтор;
- книжная лексика;
- метафора;
- пословицы;
- сравнительные обороты;
- фразеологизмы;
- экспрессивный повтор;
- инверсия.
Ответ: 3, 6, 8, 5, 9.
Выполните следующие задания к тексту:
1. В предложении 9 найдите слово, образованное суффиксальным способом. (Ответ: лучше.)
2. Выпишите из предложений 1- 5 частицы. (Ответ: же, разве, что, и)
3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью управление. (Ответ: поставили их)
4. Из предложений 8- 10 найдите односоставное определенно - личное. (Ответ: 9)
5. Найдите в тексте предложение (-ия) с обособленным (-ыми) определением (- ями), запишите номер (- а). (Ответ: 3, 11, 12)
6. Среди предложений 6-12 найдите сложное предложение, части которого связаны между собой бессоюзной и подчинительной связью. (Ответ: 11)
7. Какое из предложений 1-8 связано с предыдущим при помощи повтора и однокоренного слова. (Ответ: 7)
Сегодня мы рассматривали с вами текст, где автор стремиться привить своим читателям уважительное отношение к хлебу. В начале урока мы назвали авторов произведений, в названиях которых присутствует слово “хлеб”. Как в этих произведениях решается проблема воспитания уважительного отношения к хлебу?
1. В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Поэтому хлеб, благосостояние, моральные качества людей издавна связаны. В следующих пословицах можно увидеть, как люди относились хлебу, как оценивали его значимость для себя.
Например:
о богатстве и деньгах: “ Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош”;
о добрососедстве: “ Добрый сосед, как хлеба сусек”;
о гостеприимстве: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей (хозяина) слушай”;
о дружбе: “С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь”;
о веселье: “Будет хлеб - будет и песня”;
о труде: “Работай до поту, поешь хлеба в охоту”.
Фразеологизмом “хлеб да соль” встречали дорогих гостей, наказывая за проступок сажали на хлеб и воду, а, желая подчеркнуть огромное желание, говорили: “Его хлебом не корми”.
2. А. Кольцов.
Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!
С. Я. Маршак. Руки человека (отрывок из стихотворения)
Склонила тяжелую голову рожь. “Спасибо вам, солнце и ласковый дождь! Спасибо земле, Что была моим домом, И сильным рукам, Моим старым знакомым.
3. М. Алексеев в повести “Хлеб – имя существительное” приводит эпизод, когда дед Капля в беседе с Самонькой, бывшим односельчанином , живущем теперь в Москве, говорил, доказывая первостепенную важность крестьянского труда:
- Ну, ну, сейчас, знать, нельзя. Работа у нас с вами разная. Вот будет поболе машин, тогда... Не желаешь, значит, в родном селе оставаться? Плохо. А то оставайся, передам тебе свою орудью, – хозяин показал на стену, где висело его старенькое ружье, – а сам на покой. Опыт у тебя есть. Важный объект в Москве охраняешь. А мой объект наиважнейший. Хлеб! Что могет быть важнее хлеба?! Хлеб – имя существительное! – Дед Капля вымолвил эти слова особенно торжественно и по-ораторски воздел руку кверху, приподнял за столом и стал вдруг как будто выше ростом. – Потому как все мы существуем, поскольку едим хлеб насущный! – От первой выпитой чарки лицо его, красное с мороза, покраснело еще больше, ликующие глазки сияли победоносно, и он повторил с хрипотцой в голосе: – Хлеб – имя существительное, а весь остальной пропродукт – прилагательное. Так-то, товарищ командир!
Таким образом, приведенные примеры убеждают нас в том, что проблема воспитания уважительного отношения к хлебу была и остается важной, актуальной до тех пор, пока существует человек.
Домашнее задание: Написать сочинение по данному тексту в формате ЕГЭ.
Приложение
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Слово о хлебеХлеб - это символ благополучия, достатка. «Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?! Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное!» сказано весьма энергично, пожалуй, с какой-то удалью, и всё-таки слова эти не лишены глубокого смысла.
В самом деле: в семье, в государстве, коли есть на столе хлеб, остальное как-то легче прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна, сколь велик её удельный вес среди других государств.
Хлеб – он солдат в дни войны; он искусный пропагандист, политик и дипломат – в дни мира. Хлеб, наконец,- это рука, протянутая голодающему или пострадавшему от стихийных бедствий соседу. Не потому ли, кроме войн больших и малых, есть ещё одна война или, точнее сказать, ещё одна битва, которую ведут люди постоянно, - это битва за хлеб, ибо она означает в конечном счёте битву за жизнь на земле.
В одном из очерков, посвящённых селу, написано: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»
На золотых приисках случается найти самородок весом в столько-то и столько-то граммов, даже килограммов. Но нет в природе хлеба-самородка. Хлеб сам не родится. Его выращивают золотые руки сеятеля, и выращенный таким образом хлеб становится золотом редчайшего достоинства.
«В небольшом музее в Ленинграде я видел кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. Он был меньше того, что получали узники Бухенвальда…»
«…Но хлеб от горьковатого привкуса не перестаёт быть хлебом! И благодатным кажется он тому, кто работает, умываясь солёным потом, и ту щедрую силу даёт он человеку, чтобы назавтра было что тратить ему в горячем и тяжком труде!»
Зёрна наших дней, светитесьЗёрна наших дней, светитесь Говорим мы: берегите, Не мечтаем мы о чуде «Берегите хлеб, вы – люди, Николай Тихонов «О хлебе» |