РОДИНА, ЛЮБИМАЯ РОДИНА, МАЛАЯ РОДИНА, РОДНОЙ КРАЙ. Ставрополье ворота кавказа где меня встретят хлебом и солью
Новоселицкие просторы - Ставрополь (Кавказ): статьи
Агротуризм в действии
11.06.2013 в 10:17, просмотров: 5926Новоселицкий район Ставрополья напоминает маленькую шкатулку с сюрпризами. Читатели спросят, почему маленькую? В сравнении с другими территориями края район занимает небольшие площади. Но не в этом суть. Подобрал ключ к хитрому механизму, которым открывается «ящичек», а там – одно украшение ослепительнее и бесценнее другого. Показалось, все перебрал, рассмотрел, ан нет – шкатулочка продолжает удивлять и радовать своим содержимым…
Глава администрации Новоселицкого муниципального района О. Проскурин.
О сокровищах
Сравнение со шкатулкой вышло бытовое, житейское, но, на наш взгляд, оно как нельзя лучше подходит этому району.
О «сокровищах» пока что навскидку, не вдаваясь в подробности. В районном центре – селе Новоселицком – находится один из старейших каменных храмов Ставрополья – Спасо-Преображенская церковь (была построена в 1820 году). Уникальны лесные массивы района, растительный и животный мир здешних лесов. В селе Китаевском и Новоселицком в 70-е годы прошлого века найдены погребения, относящиеся к III – II вв.
до нашей эры. Археологи выяснили, что захоронения, могильники, стоянки, поселения принадлежали древним скифам, аланам и другим кочевым народам. «Маленьким Байкалом» и жемчужиной района называют искусственно созданное в 1950-е годы водохранилище Волчьи Ворота, излюбленное место отдыха, рыбалки новосельчан, жителей Ставрополья и даже гостей края.
Здесь же, на территории района, расположен единственный в своем роде исторический памятник – братская могила красных партизан, погибших в годы гражданской войны, и воинов Советской Армии, погибших в 1941 – 1945 гг. Уроженец села Чернолесского – один из двух ныне живущих маршалов Советского Союза, Герой Советского Союза – Василий Петров.
Если обратиться к новейшей истории Новоселицкого района, то и здесь – немало приятных и достойных описания «сюрпризов».
Стойкий характер новосельчан не смогла погнуть перестройка, ставшая для большинства аграриев страны поистине злосчастной. На территории этого района (факт общепризнанный) были сохранены коллективные формы хозяйствования. Конечно, колхозы претерпели изменения, которых требовали новые времена и «рыночные условия». Но принцип остался тот же: главное – люди.
Кроме того, ряду новоселицких хозяйств в свое время повезло с инвесторами. Бизнесмены оказались заинтересованными не только в получении сиюминутной прибыли, но и в развитии территории, на которую «зашли» с бизнес-проектами. То есть в улучшении социального самочувствия работников своих предприятий и создании для них достойных условий труда и комфортного проживания. Гости и журналисты, посещающие некоторые новоселицкие хозяйства, в разговорах между собой обычно шутят: «Живут как при коммунизме». Замечательны также традиции местного меценатства…
Предваряя большой разговор о еще неиспользованных возможностях Новоселицкого района, нельзя не сказать о том, что на его территории расположено одно из лучших предприятий отрасли АПК России. Это – ООО СХП «Свободный труд». Предприятие занимает вторую строчку в рейтинге лучших сельхозпроизводителей страны. Вместе с этим известным хозяйством районная администрация строит планы по развитию перспективнейшего направления – агротуризма. Но, собственно, выражение «строит планы», не очень уместно. Практически все готово к тому, чтобы принимать, расселять, организовывать отдых и досуг, показывать местные достопримечательности людям, «наевшимся» шарм-ель-шейхов, египетских сфинксов и таиландских тараканов.
В августе-сентябре СХП «Свободный труд» пустит в эксплуатацию туристический комплекс, строящийся на берегу местного водохранилища – «Золотые пески». При этом нельзя не отметить, что пока в ряде районов Ставрополья только планируют развивать агротуризм, пытаются попасть со своими проектами в краевые и федеральные программы, просят денег у властей, ищут инвесторов, что-то придумывают и доказывают – новосельчане взяли, да и сделали. Конечно, не все в их власти и требуется кое-какая помощь, но об этом – позже.
Все – для души и тела
Разберемся, актуально ли выбранное для инвестиций направление? Если конкретно об этой местности, то, говорят, в зимнее время года лед на Волчьих Воротах «ломится» от любителей рыбной ловли. Рыбаков как грачей, «слетается» до 400 человек. Нет отбоя и от желающих отдохнуть на водохранилище в летний сезон. Бывает до тысячи человек и больше. Сюда едут из Москвы, Петербурга, Пскова, Калининграда, Перми, само собой, приезжают жители Ставрополья, региона КМВ, и даже – гости из-за границы. Все это – без подготовленной инфраструктуры, условий и услуг…
Отметим и тенденцию: число туристов, которых потянуло к российской глубинке, собственным корням, – растет от года к году.
Размеренный, спокойный уклад сельской жизни, чистый воздух, рыбалка, вкусная и здоровая деревенская пища. Кони, гуси, хрюшки, буренки, цыплята – для городских детей такая же диковинка, как львы и крокодилы. А некоторые видели воочию вторых, а о первых имеют представление только «по картинке».
Все прелести сельской жизни наряду с обширной «культурной» программой, экскурсиями по памятным историческим местам, экологическим маршрутам и многое другое Новоселицкий район Ставрополья готов предложить туристам уже сегодня. Тем более инициатива новосельчан тесно перекликается с одним из главных посылов правительства Ставропольского края, которое буквально «призывает» муниципальные образования развивать сельский (аграрный) туризм на своих территориях.
Изучаем туристический потенциал
Чтобы продемонстрировать и изучить туристический потенциал Новоселицкого муниципального района, по инициативе его главы Олега Проскурина на днях была организована специальная информационная поездка. В инфотуре, как модно и принято сейчас называть такие мероприятия, приняли участие замминистра курортов и туризма Ставропольского края В. Вышеславов, начальник отдела развития туристско-рекреационного комплекса министерства
Е. Ступников, представители краевой и местной прессы. В увлекательнейшей, экскурсионно-познавательной, а также презентационной поездке довелось побывать и корреспондентам «МК-Кавказ».
По приезду в кабинете руководителя районной администрации Олега Проскурина разговор сразу заходит по существу.
«В Новоселицком районе идет активная работа по созданию туристического кластера под рабочим названием «Новоселицкие просторы», – поясняет он. – Центральным звеном туриндустрии должен стать культурно-оздоровительный комплекс «Золотые пески» на водохранилище Волчьи Ворота. Инвестпроект по созданию комплекса реализуется его инициатором и исполнителем ООО СХП «Свободный труд» начиная с июня 2011 года. На данный момент предприятие подходит к эксплуатационному периоду реализации своего проекта. Пока база достраивается и открывается, мы хотим представить несколько видов туризма в качестве «главного продукта» создаваемого кластера. В их числе: сельский, паломнический, событийный, этнографический и культурно-исторический, экологический и природный».
Если «отставить» термины и умные названия, то в район (было бы желание и возможности) любой человек может отправиться уже сегодня или завтра. Для чего? Например, посетить старейший Спасо-Преображенский храм (паломнический вид туризма). Наведаться в районный историко-краеведческий музей (культурно-исторический, этнографический туризм). Не надо улыбаться! Местный музей действительно того стоит. Можно покататься на лошадях, поухаживать за животными, поучаствовать в сборе, расфасовке, заготовке лекарственных растений, пряных культур и плодового урожая (сельский туризм). В конце концов, просто прогуляться. Осмотреть старинные постройки, казачьи и мамайские кордоны, восточное Мамайское городище. Взобраться на самую высокую точку района – гору Шестикурган (396 метров над уровнем моря), Бабкину гору, Маркин пуп. Побывать у истоков реки Томузловка, «заглянуть» в бездонные «Фроловские» и «Щелканные» колодцы. Словом, пройти и проехаться по пяти разработанным и действующим туристическим маршрутам (экологический и природный вид туризма).
Отдельный вид туризма, который уже пользуется большой популярностью, – событийный. Новоселицкий муниципальный район славится рядом великолепных мероприятий, которые проходят на его территории. К ним относятся районный конкурс «Хлеб новоселицкий» на Масленичной неделе, Крещение Господне (19 января, Волчьи Ворота), фестиваль бардовской песни в селе Китаевском (11 июня), фестиваль «Казачья невеста».
Ежегодно 1 мая в районе традиционно проходят очень зрелищные и успевшие полюбиться многим ставропольчанам конно-спортивные соревнования – «Скачки». На очень высоком, достойном уровне каждый год отмечается День Победы (в этот раз устроили Парад Победителей) и День защиты детей. Так что свою поездку к новосельчанам можно приурочить к любому празднику, а уже потом отправиться в длительную экскурсию по местным достопримечательностям.
Всему «виной» потемкинцы
Как большую местную достопримечательность (а оно так и есть) во время нашего визита Олег Проскурин представляет ветерана Великой Отечественной войны, своего учителя, знаменитого краеведа, хранителя истории района, заслуженного общественного деятеля Новоселицкого района, председателя Совета ветеранов, почетного гражданина района Михаила Семеновича Мамонтова.
Олег Иванович так и говорит о своем учителе: «живая энциклопедия». Михаил Семенович знает район до квадратного метра в плане его ландшафтных, экологических, этнографических, исторических и культурных ценностей. Как раз благодаря кропотливой и заинтересованной работе Михаила Семеновича «на свет» появились пять действующих туристических маршрутов, которые сейчас предлагаются вниманию потенциальных туристов. На самом деле, это те маршруты, по которым уже прошел не один, а сотни человек.
«Большим толчком к развитию туризма на территории района послужила именно работа Михаила Семеновича Мамонтова», – отмечает глава администрации Новоселицкого муниципального района.
Михаил Семенович, автор трех серьезнейших изданий по истории Новоселицкого района, признается, что подвигло его на разработку туристических маршрутов. Надо сказать, что свою деятельность в этом направлении Михаил Семенович начал в далекие 50-е годы прошлого столетия. И вы не поверите, «катализатором» стали… революционеры.
Оказалось, в восстании броненосца «Потемкин» участвовало пять жителей села Чернолесского Новоселицкого района. Михаил Семенович говорит, факт того, что чернолесские мужики оказались потемкинцами произвел на него в свое время неизгладимое впечатление. Казалось бы, где «Потемкин», где Севастополь и где село Чернолесское бывшей Ставропольской губернии…
В общем, история и нужна нам для того, чтобы сегодняшний день был осмысленнее, насыщеннее, ярче. При любых обстоятельствах «соль» новоселицкой земли составляли ее «мужики», люди.
Зачем агротуризм инвестору?
Таким образом, в разговорах с организаторами инфотура мы подбираемся к главному. А зачем же все-таки понадобилось сельхозпроизводителю, одному из лучших в России, у которого все итак идет очень и очень даже хорошо, браться за такое неизведанное для себя направление, как агротуризм.
Как выяснилось, генеральный инвестор не строит планов по извлечению глобальной прибыли из отдыха людей на озере. Одна из главных задач – привести само озеро в порядок, сохранить «маленький Байкал» для грядущих поколений. Об идее создания культурно-оздоровительного комплекса «Золотые пески» и планах инвестора рассказал заместитель генерального директора ООО СХП «Свободный труд» Геннадий Цивенко:
«В какой-то момент особая категория людей, приезжающая отдыхать на водохранилище, начала его сильно замусоривать. Шумные компании невоспитанных отдыхающих, что называется, где попили, поели, повеселились – там все и бросили. Бывший глава администрации Новоселицкого муниципального района Александр Нагаев неоднократно обращался на предприятие за помощью, чтобы привести территорию озера в порядок. Естественно, помогали. Тем более что директор «Свободного труда» Николай Шурупов здесь родился и вырос. Места родные, любимые. Он никак не мог смотреть спокойно, со стороны, как «загаживается» водоем. В итоге предприятию предложили взять землю вокруг озера в аренду под строительство. Многих трудов стоило привести ее в порядок, оформить все по документам, и уже потом началось строительство. Пока что мы заканчиваем строительство базы отдыха на 250 человек. Посмотрим, что из этого выйдет. Мы – землепашцы, аграрии, если хотите, «колхозники». Для нас, безусловно, бизнес, связанный с предоставлением туристических услуг, – совершенно неизведанный и новый. Но, мы уверены, все получится».
Во-первых, благодаря самому месту. Таких красивых и чистых водоемов на территории края можно пересчитать по пальцам. Во-вторых, здесь будет много всего эксклюзивного. Конные прогулки на чистокровных лошадях (ООО СХП «Свободный труд» получил статус конезавода, содержит и занимается разведением породистых лошадей). С использованием лошадей планируются программы по иппотерапии, лечению детей, больных ДЦП.
Кстати, расчет в принципе идет на семейные посещения, отдых с детьми. Поэтому – никаких шумных попоек, никаких лиц, танцующих в пьяном виде. Практически готов большой бассейн для купания маленьких детей с мамами. Со временем появится детская площадка: несколько аттракционов, качели, карусели. На стадии завершения строительства находится стадион, в дополнение – планируем построить еще и крытый спортзал.
Всем желающим – организуем рыбалки. За время пребывания в «Золотых песках» мы хотим, чтобы человек не только отдохнул, но и оздоровился. Питаться отдыхающие смогут блюдами, приготовленными только из экологически чистых продуктов СХП. У нас своя свинина, куры, яйца, молоко, говядина.
Немаловажно, что база будет готова принимать гостей круглогодично. На данный момент все коммуникации к коттеджному туристическому поселку подведены. В зимний период времени в «Золотых песках» предусмотрено катание на лыжах, снегоходах, подледная рыбака, горячая русская баня с окунанием в ледяную прорубь.
Номера «люкс», «полулюкс», «эконом-вариант» – все варианты продуманы в соответствии с требованиями нового времени и рассчитаны на людей с разной «толщиной» кошелька. Не обидят и тех, кто захочет отдохнуть по старинке, «дикарем», в личной палатке на берегу озера. Просто отдых таких «дикарей» будет тщательно организован. Появятся стоянки для автомобилей отдыхающих, мусорки. Туристам предложат на прокат мангал и шезлонги, дадут пакеты для мусора и т.д.
У нас нет планов по обогащению за счет этого туристического комплекса – подводя итоги, признается Геннадий Николаевич. – Мы, местные жители, содержим в порядке могилы и захоронения наших предков, памятники Великой Отечественной войны, точно так же хотим сохранить и это уникальное озеро. Пока что – такие цели. Планы есть планы, но действительность диктует другие условия. Это крылатое выражение: «Хотели как лучше – получилось как всегда».
До начала реализации инвестпроекта побережье водохранилища Волчьи Ворота было интересно только для любителей «дикого», неорганизованного отдыха. Как только стали возводится фундаменты строений, случилось обострение – невероятный всплеск интереса новоявленных хозяев, контролирующих и надзирающих структур к этому участку суши. Каждый из них до сих пор норовит вставить палки в колеса.
Один из последних примеров – закрытие плотины, которая являлась единственной кратчайшей дорогой к зоне отдыха. Почти шесть десятков лет плотина стояла незыблемо и ни разу не прорвалась. Это говорит о многом! Ко всему прочему, не так давно плотину капитально отремонтировали.
Обращение в различные структуры как краевого, так и местного уровня до сегодняшнего дня не нашло положительного решения данной проблемы. По сей день плотина закрыта из-за того, что определенные структуры опасаются – как бы чего не вышло. Как итог – дорога на противоположное побережье удлинилась на несколько десятков километров.
Нужна дорога!
Если у вас есть сомнения по поводу посещать ли Новоселицкий район с туристической поездкой или нет, скажем одно: не сомневайтесь и не раздумывайте. Приехать надо. После первого раза захочется приехать еще, и еще…
В день инфотура его участникам (в том числе корреспондентам «МК-Кавказ») успели показать не так много объектов – районный историко-краеведческий музей, Спасо-Преображенский храм, Волчьи Ворота и достраивающийся на водохранилище гостиничный комплекс «Золотые пески», конеферму СХП «Свободный труд».
На каждом объекте по объективным причинам (иначе не хватило бы и целого дня) мы провели в среднем по пятнадцать минут, а надо бы два, три часа, а то и более. Больше времени, к сожалению, заняли «прелести» разбитой муниципальной дороги, «гравийки». По ней наша «туристическая группа» возвращалась с Волчьих Ворот в районный центр – Новоселицкое. Эта дорога, подъезд к оздоровительному лагерю «Патриот», стала, пожалуй, единственным неприятным моментом всего путешествия.
Пока участники информационной поездки «подпрыгивали» на кочках, глава администрации Олег Проскурин обратил внимание представителей министерства курортов и туризма СК на необходимость капитального строительства дороги. Ведь она должна стать связующим звеном между населенным пунктом, оздоровительным лагерем и гостиничным комплексом. При этом, по словам главы, район готов на условиях софинансирования участвовать в строительстве дороги.
Что тут скажешь, право слово, предлагать туристам такой высокий уровень туристических услуг, что уже совсем скоро смогут делать «Золотые пески», а потом везти отдохнувших, полных позитивных впечатлений людей по такой дороге – просто… Слова подходящего не подобрать. Но одно спрогнозировать можно уже сейчас. В первую очередь, такая дорога непременно отразится на общем впечатлении, которое произведет на туристов и гостей не только Новоселицкий район, а наш край в целом.
Экскурсия
Как мы и говорили, главным событием информационной поездки стала экскурсия. Но что делать? Если рассказывать о каждом туристическом объекте – не хватит и целого номера газеты. Поэтому вкратце о некоторых. Надеемся, заинтригуем…
Районный историко-краеведческий музей был открыт 9 мая 2007 года. Здание музея располагается в постройке, возведенной к трехсотлетию Дома Романовых. В дореволюционные времена это была богадельня. Она располагалась в непосредственной близости от большого храма Александра Невского. Храм в 30-е годы прошлого века был разрушен, а богадельня осталась.
В музее пять экспозиционных залов, 1600 экспонатов. Среди экспонатов – наиболее интересные предметы быта конца XIX – начала XX века. Это медные тульские самовары, гончарные изделия, коллекция рубелей, утюгов, предметов кухонной утвари, мебели, показана динамика развития средств сельхоз-производства от древней сохи до железных плугов, орудий домашнего труда, предметы рукоделия жителей Новоселицкого района.
В музее есть и поистине бесценные экспонаты: иконы, церковные книги XVIII, XIX веков, венчальные венцы, которым более ста лет. Самое главное, многие из этих бесценных реликвий переданы в дар музею самими жителями Новоселицкого района.
После директора музея Любови Сухомлиновой гостей радушно встречал настоятель Спасо-Преображенского храма отец Сергий.
«Храм славится тем, что это старейший из каменных храмов на Ставрополье, и тем, что в годы лихолетья местные жители полностью спасли его от разграбления», – рассказал отец Сергий.
По одной версии, селяне разобрали иконостас и закопали иконы, ценности, утварь, богослужебные сосуды и облачения в собственных огородах. По другой версии, все это в разобранном виде было засыпано и спрятано под зерном. Но что еще более удивительно, во время Великой Отечественной войны, с 1943 года, когда храмы по стране стали возрождаться, – новосельчане вернули в церковь все, до последнего предмета.
Святыней храма считается икона Божией Матери «Милующая», написанная на Афоне. Новосельчане верят, что эта икона чудотворная. Она способна исцелять недуги людей. Чаще всего милости у нее просят матери больных детей, и она помогает!
После храма участники инфотура побывали в «Золотых песках», на Волчьих Воротах. Здесь заместитель генерального директора ООО СХП «Свободный труд» Геннадий Цивенко провел экскурсию по гостевым коттеджам, показал ресторан, террасы для отдыха, провел по побережью водохранилища, на котором будет организован пляж, и показал большое футбольное поле.
Ну а завершало экскурсию посещение конефермы ООО СХП «Свободный труд».
ИТОГИ
Они были подведены в администрации Новоселицкого муниципального района. Участники экскурсии обменялись мнениями, состоялась обстоятельная беседа о возможностях туризма в районе.
Глава администрации Олег Проскурин выразил готовность администрации и всех заинтересованных субъектов в развитии туризма, сейчас важна поддержка со стороны профильного министерства. При ее наличии есть большая вероятность в успешной реализации наших начинаний.
Заместитель министра курортов и туризма СК
В. Вышеславов, убедившись в серьезности намерений новосельчан, пообещал оказать содействие районной администрации и ООО СХП «Свободный труд» в решении обозначенных вопросов.
kavkaz.mk.ru
«Кавказские игры» на территории мира - Ставрополь (Кавказ)
Преемственность культурных традиций
16.10.2013 в 09:26, просмотров: 2583Прошедший в этом году на Ставрополье праздник спорта и культурных традиций, который еще называют «Кавказской Олимпиадой», в очередной раз доказал правильность курса правительства края на гармонизацию межнациональных отношений в регионе.
Полпреда встретили хлебом с солью.
Внимание власти – залог высокого уровня
Основные спортивные мероприятия развернулись на стадионе Пятигорска, который и стал городом-хозяином соревнований. Поучаствовать в «Кавказских играх» – 2013, которые в прошлом году проходили в Кабардино-Балкарии, по традиции собрались сильнейшие спортсмены всех регионов Северо-Кавказского федерального округа. Кстати, «Кавказские игры» проводят при поддержке полномочного представителя Президента России в СКФО Александра Хлопонина. Выступая на открытии игр, Александр Геннадиевич отметил, что этот праздник важен для Кавказа не только с точки зрения спортивных событий и результатов, но и как культурный, объединяющий и познавательный фестиваль, который способствует укреплению атмосферы дружбы и взаимного уважения в регионе.
«Для всех здравомыслящих людей понятно, что Северный Кавказ – это территория мира, спорта, культуры, дружбы», – подчеркнул Александр Хлопонин.
Такое внимание со стороны федеральной власти, конечно, при объемных усилиях, приложенных по организации праздника принимающей стороной, обеспечила Играм и высокий уровень, и массовую посещаемость местных жителей. Вот и городской парк Пятигорска, который находится по соседству со стадионом, где шли спортивные состязания, буквально ломился от желающих лично принять участие в событии уже культурной направленности – ярмарки национальных подворий. Пожалуй, во всем парке не осталось ни одной тропы, где не гуляла бы молодежь, живо высказывая свои ожидания от грядущего праздника.
Многие активные молодые люди приехали на Ставрополье специально, чтобы посетить игры и ярмарку подворий, которую можно считать целым фестивалем культур. Они встречали в парке за сотни километров от своего дома друзей, с которыми познакомились раньше на форуме «Машук» – еще одном грандиозном проекте для молодежи, ежегодно и с большим успехом реализуемом на Ставрополье. Ребята радовались встрече и вместе смотрели большой концерт, проходивший на сцене у входа в парк. Перед стартом ярмарки национальных подворий гостей фестиваля развлекали артисты из всех регионов Северного Кавказа – яркие представители культурных традиций. Очень понравилось зрителям выступление известного осетинского певца Руслана Кабалоти, который остроумно переделал песню Муслима Магомаева «Эти слова о тебе, Москва». В конце каждого припева он экспромтом менял Москву на один из городов Северо-Кавказского федерального округа. Получалось так: «Песня плывет, сердце поет, эти слова – о тебе, Магас!». В песне поочередно прозвучали Моздок, Махачкала, ну и, конечно, Пятигорск, который стал домом для очередных «Кавказских игр».
Встреча «без галстуков»
Организаторы подворий перед началом фестиваля с трудом сдерживали интерес гостей, которым хотелось поскорее познакомиться с представляемыми экспозициями. Всю территорию парка поделили на несколько зон. Для каждой делегации был предоставлен достаточно обширный по площади участок, на котором и развернулась фантазия национальных мастеров. Лично проинспектировать ход торжеств в парк прибыли представитель президента в СКФО Александр Хлопонин и главы всех регионов округа. Но их визит был больше похож вовсе не на инспекцию, а на дружескую прогулку. В официальных протоколах ее назвали бы встречей «без галстуков». Высокие гости поочередно заходили в каждое из национальных подворий, где их уже ждали угощения из блюд традиционной кухни и теплые слова благодарности за радушный прием на ставропольской земле.
Глава Ставрополья Владимир Владимиров тепло поблагодарил всех спортсменов и участников «Кавказских игр», не забыв и про болельщиков. Он отметил, что болельщики и зрители делают этот праздник таким ярким, интересным и активным. Гости подворий при этом получили уникальную возможность поучаствовать в празднике вместе с высокими гостями. Никаких особенных мер безопасности в связи с нахождением в парке полномочного представителя президента и глав регионов не предпринималось: они прогуливались по аллеям, заходили в большие национальные шатры, общались с представителями разных делегаций и обычными зрителями. Журналисты иногда даже теряли своих ньюсмейкеров из виду: в дагестанском шатре Александр Хлопонин и Владимир Владимиров наблюдали за национальными танцами в общей массе посетителей подворья.
Пестрое разнообразие национальных подворий
Посмотреть на национальных подворьях действительно было на что! Делегация Дагестана соорудила на своем участке настоящую стилизованную под старину крепость, стены которой были украшены национальными коврами. В центре – песни и танцы, в которые постепенно оказались втянуты и сами зрители, зашедшие познакомиться с дагестанской культурой. На столах – национальные блюда, отведав которые можно было перейти и к осмотру изделий местных ремесленников. Дагестан представил изделия мастеров, которые издавна славятся производством столового серебра и серебряной посуды.
Не менее многолюдно было и на подворье Ингушетии. Там гостей встречали горные башни, устремленные высоко вверх, у подножия которых неторопливо прогуливались старейшины. Организаторы этого местного подворья решили поразить своих гостей красотой национальных костюмов и виртуозностью мастеров кузнечного дела. Навыками своего мастерства делился член республиканского Союза художников Адам Галаев, который прямо на глазах изумленной публики изготавливал из металла цветы.
Северная Осетия привезла на Ставрополье целое национальное жилище в миниатюре. Здесь можно было встретить и предметы живописи, и сувенирную продукцию, и примеры национальных костюмов. В центре экспозиции – большой стол, на котором аппетитно расположились осетинские пироги и другие классические всеми любимые блюда. Рядом со столом – очаг с традиционной для североосетинского дома очажной цепью. Она является символом единения семьи, показателем уюта и домашнего тепла.
«Концепция нашего подворья состояла в том, чтобы показать преемственность культурных традиций, – говорит генеральный директор национального музея Северной Осетии Лариса Сохиева. – Старинную часть экспозиции доставили из фондов национального музея, а современную местные мастера изготовили специально для участия в фестивале».
Лариса Сохиева рассказала, что мастера Северной Осетии продолжают традиции предков, работают в дереве, в металле, занимаются вышивкой, сохраняя форму традиционных костюмов. Особое место занимает и пищевая промышленность, в частности пивоварение. Эта отрасль в Северной Осетии издревле является почитаемой и всенародно любимой. Кстати, гости осетинского подворья могли эксклюзивно попробовать свежего хмельного напитка, сваренного в республике специально для пятигорского фестиваля культур.
Экспозиция Ставрополья была представлена в виде большого казачьего куреня с массивными входными воротами и смотровой вышкой. Главное место на столах подворья заняли изделия из дерева. Гости казачьего традиционного жилища могли не только полюбоваться ими, но и даже попробовать себя в роли мастера, приложив свою руку к изготовлению фигурок и посуды.
Столы в казачьем курене буквально ломились от национальных блюд русской кухни: большие мягкие булки свежего хлеба выглядели на белоснежной скатерти ставропольского стола словно нарядные круглые гирлянды на праздничной елке, а горячий борщ, казалось, источал свой аромат на весь пятигорский парк. Сказать, что выглядело это все очень аппетитно – значит не сказать ничего!
Экспозиция Карачаево-Черкесской республики изобиловала предметами творчества национальных мастеров из войлока. Заместитель декана института культуры и искусств Казимир Исикуев рассказал, что было принято решение привезти в Пятигорск экспозицию по декоративно-прикладному искусству. По его словам, работы по войлоку – традиционное искусство, которым занимаются все народы, населяющие Карачаево-Черкесию.
"Причем это не только традиционные ковры, – говорит Казимир Исикуев. – Из войлока делаются многие вещи, например, из женского гардероба или изделия быта. Такие костюмы выглядят настолько празднично, что их можно надевать и на различные торжества".
Работы для экспозиции Карачаево-Черкесской республики выполняли преподаватели института культуры и искусств, студенты и выпускники. Многие специалисты продолжали дорабатывать изделия прямо во время работы экспозиции, чтобы продемонстрировать зрителям не только итоговый продукт, но и технологию его изготовления.
В центре черкесской экспозиции по соседству с ярмаркой мастеров расположился большой шатер с шикарно накрытым блюдами национальной кухни столом. Стены шатра украсили картинами на национальную тематику, дополняющими единую концепцию всей экспозиции. Изюминка – новая технология изготовления полотен. Картины декоративно оформляются рамкой из обработанной кожи, что придает им особенный стиль и неповторимую харизму.
Казимир Исикуев рассказал и про еще одну уникальную технологию, при помощи которой декорируют деревянную посуду. Полоска металла шириной два-три миллиметра врезается в древесину по контуру рисунка, затем обрабатывается наждачкой. Такую посуду можно использовать для пищи, в ней можно подавать овощи, фрукты. В Карачаево-Черкесии чашки с таким орнаментом используют и для напитков, из такой посуды пьют айран.
«Вы сами видите, какие работы представлены здесь в национальных подворьях, – говорит Казимир Исикуев. – В них использованы культурные течения каждой народности, эта культура связывает все народы Кавказа. Она настолько переплетена, что люди через эту связь взаимно обогащаются, она притягивает их друг к другу, помогает понимать и, главное, уважать друг друга. Поэтому на Кавказе наши народы живут в мире».
Чеченский двор порадовал посетителей различными изделиями декоративно-прикладного искусства мастеров из разных районов республики. На столах подворья можно было найти продукцию Дуба-Юртовской керамической фабрики и вещи, изготовленные в частных мастерских. Параллельно с выставкой в чеченском подворье проходило и настоящее представление: свою концертную программу демонстрировали национальные певцы и танцоры, а умельцы проводили целый мастер-класс для всех желающих научиться резьбе по дереву или кузнечному делу.
Кабардино-Балкария представила для гостей ярмарки национальных подворий быт и кухню терского казачества, кабардинцев и балкарцев. Народные мастера Зольского района республики развернули на своем подворье целую мастерскую шорно-седельного искусства, где любой зритель, решивший познакомиться с этим ремеслом, мог попробовать себя и в роли специалиста, перенять основные азы технологии.
Кавказскому «дереву дружбы» не страшны заграничные порывистые ветры
Несмотря на достаточно пасмурную и прохладную погоду, в пятигорском парке не было места плохому настроению. Молодежь была настолько увлечена выставкой национальных подворий и общением со сверстниками, что, казалось, в парке установилась своя собственная особая атмосфера, которую был не в силах предугадать ни один гидрометеоцентр. Но зато такую атмосферу вполне могли предугадать в правительстве края. Предугадать и даже устроить все необходимые для нее предпосылки. Так сказать, подготовить благодатную почву для того, чтобы росток дружбы и мира на ставропольской земле постепенно превращался в высокое, могучее и окрепшее древо. Такому дереву будут не страшны ни сильные порывы ветра, которые иногда приносят нам заграничные циклоны и антициклоны, ни какие-то внутренние паразитирующие организмы, пытающиеся как-то навредить нашему общему большому организму под названием Кавказ. Основным принципом становления дружбы и мира, без сомнения, является взаимопонимание. Его можно добиться, только узнавая друг друга, ведь вражда обычно зарождается из-за банального незнания. Именно поэтому работа краевой власти направлена в первую очередь на то, чтобы на Ставрополье с каждым годом становилось все больше и больше массовых молодежных мероприятий, чтобы парни и девушки не только осознавали свою собственную национальную идентичность, но и чувствовали индивидуальность своих соседей. Соседей, которые при помощи таких праздников и национальных фестивалей, как «Кавказские игры», со временем становятся настоящими друзьями! Согласитесь, что никому и в голову не придет враждовать, если после того же «Машука» у тебя появились друзья и в Северной Осетии, и в Дагестане, и в Чеченской республике, и в Кабардино-Балкарии, и в Ингушетии, и на Ставрополье. Друзья, которые будут рады видеть тебя у себя в гостях и от визита которых ты будешь счастлив.
«Кавказские игры» – это поистине грандиозный праздник, который еще раз показывает то, что Кавказ является территорией мира, – говорит председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Якушев. – Я прошел по всем подворьям: везде богатство национальных культур и гостеприимство. Именно таким и является наш Кавказ – красивым, ярким и дружным. Народы Северного Кавказа уже давно смогли выработать правила совместной жизни, правила добрососедских отношений, несмотря на какие-то страницы трагических историй. Но это наша общая история, а сегодня необходимо начинать как раз с этого – с традиций и мира. Северный Кавказ нуждается в таких ярких, массовых праздниках, которые позиционируют нас как территорию мира. Недавно на Ставрополье прошел фестиваль мировой этнической музыки «WOMAD», наш «Машук» уже известен на всю страну. В этот славный список теперь добавились и «Кавказские игры». Нам действительно есть чем гордиться и что показать гостям: Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск… Замечательные и красивейшие курорты КМВ! Вообще мне бы хотелось, чтобы и другие российские фестивали и праздники постепенно перешли бы к нам на Ставрополье и на территорию Северного Кавказа».
Особую атмосферу «Кавказских игр» отметил и атаман Ставропольского округа Терского казачьего войска Александр Фалько. По его мнению, у обычных людей в мыслях нет никаких конфликтов, так что никаким политическим технологам никогда не удастся поссорить наши народы между собой.
«Посещая национальные подворья, я обратил внимание, что у молодежи горят глаза, – поделился впечатлениями Александр Фалько. – Парни и девушки с необыкновенным задором осматривают национальные выставки, знакомятся с мастерством местных ремесленников и, конечно, приобщаются к всеобщему кулинарному празднику! Здесь в одном месте собрались представители разных национальностей, но ни на какие распри даже намека нет! Это прямым образом указывает на то, что у обычных людей и в мыслях нет никаких национальных конфликтов. «Кавказские игры» это лишний раз доказывают».
Кавказ – здоровая семья
Конечно, не все ладно в «датском королевстве». Есть и сложные моменты, и проблемы взаимопонимания. Но, как отмечали все гости ярмарки подворий и «Кавказских игр» в целом, главное, что на государственном уровне взят курс на дружбу. Ставрополье очень достойно организовало на своей земле этот грандиозный спортивный и культурный праздник. И хоть местная команда спортсменов не смогла победить в общем зачете (первое место взяла чеченская команда), но победа была достигнута в другом – благодарность гостей за теплый прием приятнее любых медалей!
Люди благодаря таким праздникам получают просто уникальную возможность узнавать друг друга и познакомиться с культурой соседей. Каждый из нас получает шанс осознать, что эта культура – не что-то чужое и далекое, а наше, родное, что эта культура – и есть Кавказ. Конечно, идентичность никто не отменял: каждый из нас живет в своем населенном пункте. Это и Ставрополь, и Пятигорск, и Махачкала, и Грозный, и Черкесск, и Нальчик, и Назрань. Но мы – это одновременно и Кавказ, общий дом для всех, большая единая семья. А в единой семье нет места дискриминации и ненависти. Только здоровая во всех отношениях семья будет развиваться. Развиваться так, как сегодня развивается Кавказ. Это понимают и обычные люди, и наши региональные правительства, и руководство государства. И никаким потусторонним силам не удастся это понимание переломить.
kavkaz.mk.ru
СТАВРОПОЛЬЕ - песни о родном Ставропольском крае
Дорогие читатели! Сайт "Любимая Родина" рад представить вам песни о Ставропольском крае (Северо-Кавказский ФО, Россия), которые написали современные поэты. Мы благодарим авторов за творческое вдохновение, чуткость, доброту и любовь к Родине.
Гимн ставропольскому краю
автор: Светлана Руденко
Ставрополье мое- необъятные дали,
Голубые озера с камышовой каймой,
Изумруднее зелень найдешь где едва ли...
Нет прекрасней тебя, край любимый родной.
Разливается золотом хлебная нива,
Тополя-великаны глядят в небосвод.
Ты богата зерном, ты природой красива,
Только главное здесь-ставропольский народ.
ПРИПЕВ:Ты прекрасней всех на свете,
Край мой, вытканный шелками,
Здесь счастливо живут дети,
Дорожат и стариками.
Не найти другого края,
Где так вкусно пахнет хлебом,
Сторона моя родная,
Я с тобою, где бы не был.
Не курорты , не храмы, не горные спуски,
Не сравнятся с величием наших людей.
Здесь все-братья:татарин,чеченец и русский,
Дагестанец и немец,армянин и еврей.
Когда враг захотел на колени поставить,
На защиту поднялся наш гордый народ,
Отстоял свою честь,силу духа прославил,
Эта слава теперь во всем мире живет.
ПРИПЕВ:тот же
Ставропольскому краю (песня)автор: Вера Похожаева Нестерова
СтаврОполь - град, стеною крепостною
Раскинул пограничье в пустыре.
Был избран этот край самой судьбою
Служить воротами Кавказа на земле.
И отныне, как и прежде, развивайся, процветай!
Южным солнцем обогретый Ставропольский Край!
И отныне, как и прежде, развивайся, процветай,
Благодатный, хлебосольный Ставропольский Край!
Твои поля – бескрайние богатства!
От горных пиков тянуться к степи.
Наш верный страж, опора государства.
Ты гордость наша, твердо скажем мы!
И отныне, как и прежде, развивайся, процветай!
Южным солнцем обогретый Ставропольский Край!
И отныне, как и прежде, развивайся, процветай,
Благодатный, хлебосольный Ставропольский Край!
Ты многогранностью сияешь наций,
Столетьями объединяя их.
Здесь все равны, здесь нет дискриминаций!
У дружбы нет, границ твоих!
И отныне, как и прежде, развивайся, процветай!
Южным солнцем обогретый Ставропольский Край!
И отныне, как и прежде, развивайся, процветай,
Благодатный, хлебосольный Ставропольский Край!
Ставропольский край (авторская песня)автор: Елена Садовская
Здесь на Ставрополье мое сердце,
Золотых хлебов бескрайние поля!
Здесь всегда смогу душой согреться,
Благодатна наша Ставропольская земля!
Припев:
Ставропольский край , здравствуй и живи!
Эх, казак, гуляй, эту жизнь люби!
Флагу в верности И в чести всегда,
Ставропольский край, мира и добра!
Ни к чему нам войны и невзгоды,
Пусть растет большая, но дружная семья!
Мы за президента, за свободу!
Пусть слышит детский смех благословенная земля!
Ставропольский край - Россия моя! (песня)автор: Елена Киселева-Никифорова
Над курганом новый рассвет заревом день встречает,
Так же, как тысячи лет, горы и степь венчает.
Солнцем согрета земля, радостно трели льются,
Вольно цветут, колосятся поля, словно с ветрами поют
Славу родимой земле!
Припев.
Ставропольский край - Россия моя!
Легендарный край – отчизна моя!
Милая земля – золотые поля!
Я люблю тебя – юность моя,
Песня моя!
Сколько песен спето тебе, солнечный край, во славу!
Жить на богатой земле – счастливо жить по праву!
Наши сады зацветут, станет весь мир добрее.
Если народы в братстве живут - новые гимны споют -
Славу родимой земле!
Припев тот же.
Мы умножим богатства земли – всё молодым под силу!
Будут просторы твои в пышных садах, Россия!
Верь, через тысячу лет вновь голосами юных
Так же с любовью к отчей земле наши потомки споют
Вечную славу тебе:
"Ставропольский край - Россия моя!
Легендарный край – отчизна моя!
Милая земля – золотые поля!
Ты любовь моя – юность моя,
Песня моя!"
Проект текста гимна ставропольского края (ред. 2)автор: Олег Забусов
ЖИВИ, ПРОЦВЕТАЙ, СТАВРОПОЛЬЕ РОДНОЕ,
ТЫ ЖИТНИЦЕЙ ЮГА ЗОВЁШЬСЯ НЕ ЗРЯ.
МЫ ВЕРИМ В ТЕБЯ И ГОРДИМСЯ ТОБОЮ -
НАВЕКИ ЛЮБИМАЯ НАША ЗЕМЛЯ!
ПРИПЕВ:
СЛАВЬСЯ НАШ КРАЙ -КРАЙ СВЕРШЕНИЙ И ДОБЛЕСТИ,
ПОДВИГОВ РАТНЫХ, ПОБЕД ТРУДОВЫХ.
ЖИТЬ И РАБОТАТЬ МЫ БУДЕМ ПО СОВЕСТИ
РАДИ ДЕТЕЙ, РАДИ ВНУКОВ СВОИХ.
ОТ РАЗНЫХ НАРОДОВ РОЖДЁННЫЕ ДЕТИ,
МЫ СВЯЗАНЫ КРЕПКО СОЮЗОМ ОДНИМ,
ЛЮБОВЬЮ К ЗЕМЛЕ, САМОЙ ЛУЧШЕЙ НА СВЕТЕ,
КОТОРОЙ ВСЕГДА СВОЮ ВЕРНОСТЬ ХРАНИМ.
ПРИПЕВ:
ВОСПЕТЫЙ ПОЭТАМИ В РАЗНЫЕ ГОДЫ,
СВОЕЙ КРАСОТОЙ КРАЙ И НЫНЕ БОГАТ.
ЗДЕСЬ ПОЛНОЮ ГРУДЬЮ ВДЫХАЕШЬ СВОБОДУ,
И ВДАЛЬ, БУДТО ПТИЦА, УНОСИТСЯ ВЗГЛЯД.
ПРИПЕВ:
Ставрополье - край Золотых сердец! (песня)автор: Анна Бахмат
Выйду я в широко поле,
Где волной плывёт пшеница.
Бог послал такую долю,
Мне с землёю породниться.
Край родимый ,хлебосольный,
Над Тобой Любви венец!
Ставропольский край раздольный
Золотых людских сердец.
Я в натруженных ладонях
Спелый колос разотру.
Как прекрасно это поле
В лучах солнца по утру.
Край родимый ,хлебосольный,
Над Тобой Любви венец!
Ставропольский край раздольный
Золотых людских сердец.
Пахнет хлебушком землица,
И ласкает солнца луч.
Повезло мне тут родиться,
Ставропольский край могуч!
Край родимый ,хлебосольный,
Над Тобой Любви венец!
Ставропольский край раздольный
Золотых людских сердец.
Выйду я в широко поле,
Где волной плывёт пшеница.
Бог послал мне такую долю,
Мне с землёю породниться.
Край родимый ,хлебосольный,
Над Тобой Любви венец!
Ставропольский край раздольный
Золотых людских сердец.
Смотрите и другие материалы по теме:
ljubimaja-rodina.ru
Ставрополь - ворота Кавказа. - Михайлов Геннадий
Город по имени Ставрополь, в переводе с греческого – «город креста». Он был основан, как крепость для защиты южных рубежей страны, поэтому его называли воротами Кавказа. В этот раз мне удалось просто прогуляться по улицам города. Выпавший снег приукрасил Ставрополь и скрыл все недостатки, которых у каждого города в избытке.Ставрополь был основан по указу Екатерины II в 1777 году как крепость на Азово-Моздокской оборонительной линии, предназначенной для охраны южных границ России, и очень быстро превратился в важный экономический центр Северного Кавказа.При закладке Ставропольской крепости строителями был найден каменный крест, непонятно как попавший в эту местность. По одной из версий, именно этот факт привел к тому, что город назвали Ставрополь, что в переводе с греческого – город креста.До 1935 года город назывался Ставрополь-Кавказский в отличие от Ставрополя в Поволжье, после чего был переименован в Ворошиловск, и только в 1943 году городу вернули историческое название. Ставрополь нередко называют «воротами Кавказа».
«Хоперская палатка». Монументальный комплекс в честь 200-летия основания г.Ставрополя.
Ключ от города.
Фрагмент стены имеет длину 34 метра, в стене имеются бойницы высотою 0,8 метра. На торце стены имеется табличка, на которой написано: "Ставропольская крепость Азово-Моздокской линии, созданная для обороны южных границ России. Заложена 22 октября 1777 г. Владимирским драгунским и Хоперским казачьим полками. Памятник основания города Ставрополя. Охраняется государством"
Крепостная горска - историческое ядро Ставрополя, с сохранившимся фрагментом крепостной стены. Гордость Крепостной горки — каскадная лестница, ведущая с проспекта имени Карла Маркса к вершине. И настоящие пушки.
В центре Крепостной горы стоит памятник Будденовцу, возведенный в честь 50-летия освобождения Ставрополя от белогвардейцев. Кроме того, туристы могут увидеть здесь тот самый каменный крест, который был найден при строительстве крепости в 18 веке, а сегодня считается символом города. Здесь же, на Крепостной горе, расположены памятник и могила генерала армии И.Р. Апанасенко.
В исторической части много памятников.
Герб города Ставрополь.
Памятник Пушкину, размещен напротив того места, где когда то находилась почтовая станция, на которой Пушкин отмечал свою подорожную.
Даже зимой можно увидеть виноградную лозу.
В городе очень много цветущих деревьев. Сначала я думал, что это гнезда птиц.
Красивый балкон из советского периода.
Площадь Ленина.
Я решил пойти против правил. И не стал фотографироваться там, где все фотографируются.
32-метровый столб с бронзовой фигурой ангела на самом верху, монумент "Ангел Хранитель". Ангел Хранитель, как бы возносит крест на городом Ставрополем, одной ногой шагает, а другой опирается на позолоченную полусферу. У подножия монумента расположен бассейн, которой радует своей свежестью в жаркие денечки.
Вид на город изокон гостиницы.
Необычный памятник Первой Учительнице. Скульптор изобразил первую учительницу, как даму средних лет в длинноватом платьице и с книжкой в руках. Монумента стоит на площади перед ставропольским государственным университетом, который как раз и готовит учителей.
Стадион Динамо.
Самая главная достопримечательность - это люди, в основном казаки и военные. Которые понимают толк в породистых лошадках. В частности наш Volkswagen Touareg.
А почитать как проходит Эстафета по России можно на сайте Эстафета БолельщиковОстаемся на связи! За всеми нашими передвижениями можно следить онлайн по хэштегу #VW2014
gmichailov.livejournal.com
#Кавказтревел - Ставрополь - врата Кавказа
Одна из моих целей в путешествиях - проехать все регионы России. Но есть города, в которые специально не поедешь, но можно заглянуть лишь по пути. Так это и вышло со Ставрополем. В ходе небольшой прогулки вы убедитесь в этом.Источник: http://bepowerback.livejournal.com/32798.html
Первое, что вы увидите в центре - Александровская площадь и монумент "Ангел-хранитель". Монумент был установлен к 225-летию города. Он представляет собой колону, облицованную красным гранитом, высотой 25 метров, которую венчает Ангел, отлитый из бронзы, опирающийся одной ногой на позолоченную полусферу. Ангел обращен на восток и возвышает над городом в своих руках крест.
А это краеведческий музей, в котором выставлены экспонаты, повествующие об истории Северного Кавказа и Ставропольского края.
Через дорогу площадь Ленина с памятником самого Ильича и здание краевой думы. Интересно, что напротив думы на той же площади стоит библиотека.
Исторический центр города - крепостная горка. Тут сохранилась часть крепостной стены. Место для строительства укрепительного пункта было выбрано не случайно - это высокий холм, возвышающийся над равнинами, кроме того рядом находится густой лес, что для степей редкое явление, а значит, это отличное место для обороны. Ставрополь стали называть «вратами Кавказа».
На мемориальной доске, прикрепленной к торцу стены, можно прочитать следующую надпись: «Ставропольская крепость Азово-Моздокской линии, сделанная для обороны южных границ России. Заложена 22 октября 1777 года Владимирским драгунским и Хоперским казачьим полками. Памятник основания города Ставрополя. Охраняется государством».
Тут же установлен военно-исторический памятник «Хоперская палатка», который выглядит как стилизованная походная палатка или 3 раскрытые книги. На них укреплены информационные доски с надписями: «План Ставропольской крепости. 1811 год», «Станица Ставрополь. 1877 год».
Внутри палатки на постаменте-барабане символический ключ от города.
Неподалеку памятник Суворову. Русский полководец был одним из основателей крепости, откуда и пошел сам Ставрополь.
Монумент «Буденовец», посвящённый освобождению города от белогвардейцев, который среди местных житель известен как «Солдат». За «Солдатом» раскинулась обзорная площадка на город.
На последок мы прогулялись по проспекту Карла Маркса, в центре которого находится сквер, густо насаженный деревьями.
Заканчивается сквер триумфальной аркой «Тифлисские ворота». Это один их самых запоминающихся символов города, место, где открывалась дорога для экипажей, держащих свой путь на Кавказ, куда мы и продолжили путь.
Источник: http://bepowerback.livejournal.com/32798.html
russiantowns.livejournal.com
Застольные традиции народов Кавказа -1
Arzamas Academy рассказывает о том, как едят дагестанцы, осетины, чеченцы, ингуши, адыги, армяне, грузины, азербайджанцы и тюркские народы Северного Кавказа.
Дагестанцы
«Можно подумать, что юноши здесь не женятся и не играют свадеб. Сколько я ни ходил по улицам этого странного города, ни разу не увидел ни одного барана. Но спрашвается, что же режут москвичи, когда порог переступит гость? Чем же, если не разрезанным бараном, отмечают они приход кунака? Нет, я не завидую этой жизни. Я хочу жить в своем ауле Цада, где можно вволю поесть хинкалов, сказав жене, чтобы она побольше положила в них чесноку…»
Расул Гамзатов. «Мой Дагестан»
Хинкал нередко путают с хинкали, однако это совершенно другое блюдо, занимающее центральное место в дагестанской кухне. Четыре ингредиента — мясо, тесто, чесночный соус и бульон — в нем подаются раздельно. В Дагестане живут десятки народов , и многие создали свои версии хинкала. Основное различие между ними — форма изделий из теста: у аварцев куски огромные, у лакцев — крошечные. Легенда гласит, что в старину у хорошей лакской хозяйки в ложке помещалось 99 хинкалин. Не самое фантастическое утверждение, если учесть гигантские размеры хинкальных ложек. Хинкал у кумыков, словно подчеркивая их принадлежность к тюркам, неотличим от среднеазиатского бешбармака (с мясом соседствуют тонкие квадратики теста; бешбармак традиционно ели руками, отсюда и название, в переводе означающее «пять пальцев»). Слоеный даргинский хинкал в виде рулетиков из слоеного теста, пересыпанного специями, напоминает немецкое блюдо штрули.
Аварский хинкал Сварить крупные куски мяса. Пшеничное тесто, замешенное на кефире или кислом молоке, раскатать в пласт толщиной 6 миллиметров, порезать ромбами или квадратами и кинуть в оставшийся после мяса кипящий бульон. Варить минут пять, иногда помешивая. Если глаз еще не наметан, разрезать и попробовать одну хинкалину. Как только тесто готово, срочно вынуть, не забыв проколоть каждый кусок вилкой или зубочисткой. Для соуса смешать сметану или тушенные в бульоне помидоры без кожицы с чесноком. Мясо, тесто, соус и бульон подавать раздельно.
Дагестанский хинкал
Чеченцы
«Одна была жена Садо, та самая немолодая, худая женщина, которая укладывала подушки. Другая была совсем молодая девочка в красных шароварах и зеленом бешмете, с закрывавшей всю грудь занавеской из серебряных монет. На конце ее не длинной, но толстой, жесткой черной косы, лежавшей между плеч худой спины, был привешен серебряный рубль; такие же черные, смородинные глаза, как у отца и брата, весело блестели в молодом, старавшемся быть строгим лице. Она не смотрела на гостей, но видно было, что чувствовала их присутствие. Жена Садо несла низкий круглый столик, на котором были чай, пильгиши, блины в масле, сыр, чуре́к — тонко раскатанный хлеб — и мед. Девочка несла таз, кумган и полотенце. Садо и Хаджи-Мурат — оба молчали во все время, пока женщины, тихо двигаясь в своих красных бесподошвенных чувяках, устанавливали принесенное перед гостями. Элдар же, устремив свои бараньи глаза на скрещенные ноги, был неподвижен, как статуя, во все то время, пока женщины были в сакле».
Лев Толстой. «Хаджи-Мурат»
Жена Садо вносит закуски, которые в кавказских домах быстро подавали на стол, чтобы не заставлять голодного гостя ждать. Вопреки стереотипу о шашлыках, основой северокавказской кухни были и остаются мучные изделия, каши и сыр — простая, дешевая и калорийная пища, которую удобно носить с собой и пастуху, и воину. Поэтому каждый живущий в горах кавказский народ создал свою разновидность лепешек или пирогов. В Дагестане это чуду, у карачаевцев и балкарцев — хычины. Осетины до сих пор используют в религиозных обрядах священные пироги с сыром. В Чечне же наиболее популярны хингалш (тыквенные лепешки) и чепалгаш (тонкие лепешки с творогом). Именно последние Толстой называет пильгишами. Слово «чепалгаш» происходит, вероятно, от тюркского корня, также обозначающего лепешку («чапелек» по-кумыкски и «чалпак» по-узбекски), с добавлением аффикса множественного числа «-аш».
Чепалгаш Пшеничное тесто замешать на кефире или кислом молоке, разделить на куски весом около 200 грамм в виде шариков и тонко раскатать. На середину уложить пару столовых ложек начинки из домашнего (это важно!) творога, зеленого лука, яиц и соли. Края соединить и защепить, раскатать лепешку до толщины менее сантиметра. Обжарить с обеих сторон на сухой сковороде (первую сторону — с крышкой, вторую — без крышки). Готовые лепешки окунуть в горячую воду, сложить друг на друга, густо промазывая каждый слой сливочным маслом. Всю горку разрезать, как торт, на 6 частей. Есть, пока не остыло.
Иллюстрация Евгения Лансере к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Петроград, 1916 год
Чеченские лепешки готовятся на сухой сковородке и густо промазываются маслом, уже когда их складывают в стопку. Их разрезают вместе, как торт. В современной городской кавказской культуре традиционные мучные изделия серьезно потеснила итальянская пицца. У многих кавказских народов и даже в некоторых русских общинах, проживающих на Кавказе, мужчины и женщины, как правило, питаются раздельно. Общение между полами сведено к минимуму. В Чечне гостям-мужчинам нередко подавал еду сам хозяин или его сыновья. Крайне не одобрялось, если перед посторонними крутилась взрослая дочь. Другое дело — появление «совсем молодой девочки». Возможно, вынос умывальных принадлежностей важным гостям был ее первым «выходом в свет», по волнительности сопоставимым с первым балом Наташи Ростовой. Важно было не испортить его, вести себя скромно и с достоинством.
Высоко ценилось умение гостя деликатно выразить почтение хозяйке дома. Она же, не вступая в беседу, коротко отвечала и удалялась в соседнюю комнату, готовая в любой момент вернуться и помочь гостям или мужу. В современной Чечне этот обычай сохранился лишь частично, женщины нередко присутствуют при разговоре и сами беседуют с гостями. Значительный вклад в женскую эмансипацию внесли недавние войны, когда мужчинам передвигаться по республике было смертельно опасно и часть их обязанностей легла на женские плечи.
«Только когда женщины вышли и совершенно затихли за дверью их мягкие шаги, Элдар облегченно вздохнул, а Хаджи-Мурат достал один из хозырей черкески, вынул из него пулю, затыкающую его, и из-под пули свернутую трубочкой записку.
— Сыну отдать, — сказал он, показывая записку.
— Куда ответ? — спросил Садо.
— Тебе, а ты мне доставишь.
— Будет сделано, — сказал Садо и переложил записку в хозырь своей черкески. Потом, взяв в руки кумган, он придвинул к Хаджи-Мурату таз. Хаджи-Мурат засучил рукава бешмета на мускулистых, белых выше кистей руках и подставил их под струю холодной прозрачной воды, которую лил из кумгана Садо. Вытерев руки чистым суровым полотенцем, Хаджи-Мурат подвинулся к еде. То же сделал и Элдар. Пока гости ели, Садо сидел против них и несколько раз благодарил за посещение. Сидевший у двери мальчик, не спуская своих блестящих черных глаз с Хаджи-Мурата, улыбался, как бы подтверждая своей улыбкой слова отца. Несмотря на то, что Хаджи-Мурат более суток ничего не ел, он съел только немного хлеба, сыра и, достав из-под кинжала ножичек, набрал меду и намазал его на хлеб».
Лев Толстой. «Хаджи-Мурат»
Этикет гостеприимства налагает обязанности не только на хозяина, но и на гостя. Не рекомендуется хвалить вещи в чужой сакле — иначе их вам будут вынуждены подарить. Когда приглашают в дом «на чай» (в действительности под «чаем» обычно разумеется основательный обед), хорошим тоном считается не соглашаться сразу: вдруг это лишь форма вежливости? Но если гость пришел, даже если к нему относятся не слишком хорошо, хозяин поставит на стол и последний кусок хлеба. Пусть собственная семья будет голодать, гостеприимство — это святое!
Чтобы не ставить гостя в неловкое положение, никто не заканчивал трапезу раньше него. В свою очередь, культурному гостю, особенно понимающему, что он пришел к беднякам, следовало попробовать угощение, но не есть слишком много. Благо воздержанность в еде считалась важным достоинством горца, тем более авторитетного лидера вроде Хаджи-Мурата. Покидать дом сразу после еды считалось неприличным. Во время следующего визита в селение полагалось остановиться у того же хозяина.
Впрочем, от обычая гостеприимства следует отличать существовавший в Дагестане и Грузии институт пахты, когда феодалы или представители крупных общин кормились за счет мелких и слабых селений. Здесь уже дело доходило фактически до грабежа.
«— Наш мед хороший. Нынешний год из всех годов мед: и много и хорош, — сказал старик, видимо довольный тем, что Хаджи-Мурат ел его мед. — Спасибо, — сказал Хаджи-Мурат и отстранился от еды. Элдару хотелось еще есть, но он так же, как его мюршид, отодвинулся от стола и подал Хаджи-Мурату таз и кумган. Садо знал, что, принимая Хаджи-Мурата, он рисковал жизнью, так как после ссоры Шамиля с Хаджи-Муратом было объявлено всем жителям Чечни, под угрозой казни, не принимать Хаджи-Мурата. Он знал, что жители аула всякую минуту могли узнать про присутствие Хаджи-Мурата в его доме и могли потребовать его выдачи. Но это не только не смущало, но радовало Садо. Садо считал своим долгом защищать гостя — кунака, хотя бы это стоило ему жизни, и он радовался на себя, гордился собой за то, что поступает так, как должно».
Лев Толстой. «Хаджи-Мурат»
Культура гостеприимства была естественным инструментом, позволявшим путешествовать по опасным горным дорогам, останавливаться в селениях, где и не слышали про гостиницы, вести успешную торговлю. Каждый гость обретал защиту и покровительство. Если он нарушал этикет, на это смотрели снисходительно. Даже враг в гостях пользовался иммунитетом до тех пор, пока не покидал дома. Но особые права были у друга — кунака. Кунаков часто связывали не только дружеские, но и деловые отношения. К примеру, горшечник, путешествуя по аулам, оставлял товар у кунаков, а на обратном пути забирал выручку. Хозяин дома знал, что всегда может рассчитывать на ответное гостеприимство кунака. Кунаки посещали друг друга по случаю радостных или грустных событий. В отличие от обычного гостя, интересоваться делами и целью приезда кунака не возбранялось.
Приему гостей на Северном Кавказе служили две структуры: годекан и кунацкая. Годекан, под разными названиями распространенный у многих горных народов Кавказа, представлял собой своеобразный мужской клуб на сельской площади, где имелись навес и удобные для сидения камни или даже каменные кресла, а впоследствии — стулья. Здесь принимались решения по важным общественным вопросам. Женщинам на годекане появляться не полагалось, подростки могли прислушиваться к словам старших, находясь поблизости. Попавший в незнакомое село гость приходил на годекан, где глава общины назначал того, кто должен его принять. После сытного ужина, если хижина была тесной, странник отправлялся ночевать в мечеть, но обычно хозяева старались предусмотреть место для гостя у себя дома.
Кунацкая. Иллюстрация из книги Джона А. Лонгворта «Год среди черкесов». Лондон, 1840 год
Кунацкая — специальное помещение для приема гостей, распространенное на северо-западе Кавказа. Была либо комнатой в доме, либо отдельной постройкой (у некоторых народов — за пределами усадьбы). В ней помещали самые лучшие вещи, на стенах развешивали оружие. Во время приема гостя в кунацкой собиралось много мужчин самого разного возраста — и выказать почтение, и узнать последние новости. Но и без гостей она не пустовала. Глава чеченского семейства проводил в ней много времени с друзьями. Также в кунацких часто собирались молодые мужчины. Кунацкие за границами усадьбы, по сути, были наполовину общественными. «После обеда для отдыха или на ночь молодежь рассыпается по кунацким; ложись в какой хочешь и спи спокойно: никто не спросит, кто ты таков, зачем ты здесь, какое имеешь право», — пишет Саукуй Кокиев о быте осетин .
По мнению этнографов, и кунацкая, и годекан происходят от архаических мужских домов, распространенных у многих народов. Их следы до сих пор читаются в европейских сказках: вспомним хотя бы историю Белоснежки, попавшей в странную компанию живущих одним домом семи гномов.
Осетины
Новый год пришел сегодня. Пусть он счастье вам приносит! Пусть в своих благодеяньях Не оставит вас Христос! Дети пели хором дружным, Старики взывали к небу: «Мы к тебе, о Боже правый, К духам гор, долин и рек Обращаемся с молитвой…»
Коста Хетагуров. «Новый год»
Осетины — единственный коренной народ Северного Кавказа, преобладающая религия которого — христианство. Однако оно тесно спаяно с реликтами верований прошлых веков. Многие осетины — приверженцы так называемой народной веры, синтеза христианских и языческих традиций. Важная ее особенность — национальный уклон: если христианство и ислам подчеркнуто наднациональны, а проступки верующих — это грехи против Бога, вредящие душе совершившего, то народная вера осетин направлена на сохранение нации во времена прогрессирующей ассимиляции и утраты языка, а главный грех в ней — отказ от веры предков, ценность которой прежде всего в том, что она своя. Такая разнонаправленность нередко приводит к своеобразному совмещению различных вер. К примеру, осетин может считать себя мусульманином, но во время поста Рамадан участвовать в церемонии у святилища Реком , пить пиво и есть пироги.
Цахараджин Замесить тесто на дрожжах с молоком, солью и топленым маслом. Накрыть и оставить в теплом месте на час. Сделать начинку из свежего молодого сыра, зеленого лука и нарезанной соломкой свекольной ботвы без стеблей. Для жирности можно добавить топленое масло или сметану. Посолить и поперчить. Сделать из теста лепешку толщиной чуть меньше сантиметра. На середину положить начинку. Стянуть концы теста на середину, защипнуть. Перевернуть, аккуратно разровнять поверхность пирога, в середине сделать надрез для пара. Выпекать в духовке 15–20 минут. Потом смазать маслом.
Современная народная вера в значительной степени воссоздана осетинскими интеллектуалами. Толчок для этого дали раскопки аланских городищ в XIX веке (осетины считают себя наследниками алан , благо они единственный крупный народ региона, говорящий на языке иранской группы). Отбирая самые привлекательные факты и гипотезы, интеллигенты несли в народ истории о великих предках и возрождали утраченные традиции — процесс, нередкий для европейских стран в момент подъема национального самосознания. Помимо сведений, почерпнутых у археологов, они вдохновлялись нартским эпосом (его варианты унаследовали несколько народов Северного Кавказа) и народными обрядами, важнейшими из которых являются ритуальные застолья.
«…Ты прости грехи нам, Боже! Пусть все земли наши будут Хлебом и скотом обильны!» Вторя старшим, говорили Младшие: «Аминь, аминь. Пусть нам благо Бог дарует». С частью жертвоприношенья Юный виночерпий чашу Передал для молодежи. Турий рог подняв, старейший Первый тост провозгласил За Георгия святого.
Коста Хетагуров. «Новый год»
Порядок молений-тостов на осетинских церемониях строго регламентирован. Первый предназначен Великому Творцу — вероятно, результат влияния христианства. Второй — Уастырджи, самому популярному небожителю , покровителю мужчин, воинов и путников. На дорогах Северной Осетии немало посвященных ему котлов для пожертвований, куда водители бросают монетки: недаром в советское время Уастырджи в шутку называли министром путей сообщения. В третьем тосте говорится о причине собрания. Вероятно, раньше небожители осетинского пантеона назывались иначе, но под влиянием миссионеров обрели имена христианских святых. Владыка вод стал Донбеттыром («водяным Петром»), поскольку апостол Петр был рыбаком. Покровитель охоты превратился в Афсати, святого Евстафия. Гром, как и у славян, «поручили» святому Илие — Уацилле. Имя Уастырджи филологи производят от Уас Герги, святого Георгия, с которым отождествляется этот небожитель.
Памятник Уастырджи. Алагирский район, Северная Осетия
Поэт, конечно, не мог перепутать порядок тостов. И действительно, в оригинальном тексте на осетинском слова «первый» нет. Налицо ошибка переводчика, плохо знакомого с традициями народа.
Нам хозяйка, улыбаясь, Хлеб, кувшины подносила. На столах дымилось мясо, А для пирогов, для сыра Даже места не хватало.
Коста Хетагуров. «Новый год»
Важная часть обрядовой трапезы — три ритуальных пирога с сыром. Иногда, в отличие от обычных круглых пирогов, их делают треугольными. Исключение составляет поминальный стол, на котором четное число пирогов. Хотя в обрядах у «мужских» святилищ участвуют только мужчины, пироги всегда пекут женщины. На обычных застольях также часто встречаются пироги с мясом, свекольной ботвой, картофелем, капустой.
Осетинское застолье. Кадр из кинофильма «Чермен». Режиссер Николай Санишвили. 1970 год
Старший традиционно получает почетную часть туши — шею и голову.
В каждом роге белой пеной Через край переливаясь, Пиво как бы говорило: «Пей! Тебе я впрок пойду. Ты и через год захочешь Пить до дна, живя счастливо!»
Коста Хетагуров. «Новый год»
Другим важным элементом церемоний и у осетин, и у соседних ингушей было священное пиво. Впрочем, от обычного пива оно сильно отличается: в нем мало алкоголя, а вкус своеобразен и ближе скорее к квасу. Варят его в больших котлах. Промышленные аналоги традиционного пива продаются по всей Северной Осетии. Каждый год в республике проходит множество церемоний с пивом и пирогами. Крупнейший из них — праздник Хетага во второе воскресенье июля, когда десятки тысяч человек съезжаются в священную рощу неподалеку от трассы Владикавказ — Алагир.
В отличие от Северной Осетии, в мусульманской Ингушетии традиции народной веры почти не сохранились. Последнее крупное языческое жертвоприношение на Столовой горе в горной Ингушетии состоялось в 1925 году. К тому времени жрец в белоснежных одеждах с чашей пива смотрел уже не на восток, в сторону восходящего солнца, а в направлении Мекки. Лишь изредка увидишь, как свадебная процессия останавливается у ручья и невеста разбивает куриное яйцо о камни в воде. Девушка и сама не знает, что отдает тем самым дань давно забытой Хий-нане — «водной матери».
Ингуши
«Ужин был обильный и изысканный. Молодая отварная баранина с черемшовой подливой и галушками, баранья голова, грудинка и курдюк на отдельном деревянном блюде, вареники, творог в масле, жареные блины с начинкой — всего этого было подано на десятерых. Наконец Наси внесла индюка, за которым последовало особое лакомство — халва и чай с сахаром».
Идрис Базоркин. «Из тьмы веков»
Наси приносит гостю чуть ли не все основные блюда ингушской кухни, начиная с козыря — дулх халтам, мяса с галушками. Подается оно в виде четырех раздельных ингредиентов (мясо, галушки, чесночный соус и бульон), что роднит его с дагестанским хинкалом. Сам же рецепт галушек из пшеницы или кукурузы заимствован у казаков. Слово «галушка» перекочевало даже в чеченское название этого блюда — жижиг-галнаш. Использование черемши типично для вайнахов (чеченцев и ингушей), которые кладут ее во множество блюд — от омлетов до вареников.
Бирх Ингушский соус бирх отлично подходит к галушкам, да и сам по себе весьма вкусен. Готовить его следует так: картофель сварить на мясном бульоне, тщательно размять, добавляя в процессе сырые яйца. Смешать с бульоном так, чтобы пюре в нем растворилось. Варить пару минут, затем снять с огня, добавить мелко нарезанный зеленый лук и прочую зелень по вкусу. Посолить, поперчить, томить 10–15 минут. Добавить зажарку из репчатого лука и моркови, тушенных на сливочном масле.
Жижиг-галнаш (мясо с галушками)
Горячая баранья голова считается на Северном Кавказе изысканным лакомством. До сих пор в горных селениях Дагестана попадаются ларьки, торгующие этим блюдом. На пирах голову барана предлагали старшему. Тот брал кусок мяса и один глаз, а остальное пускал по кругу. Второй глаз доставался хозяину дома.
Свиное сало запрещено исламом, а потому в регионе ценится бараний курдюк, особенно копченый, который называют мох-мох. Творог с маслом, а порой и с рубленым яйцом — это кушанье калд-дятта. Его часто подают к лепешкам.
«Хасан был тронут таким обилием угощения, но ел очень мало. — Гость, кажется, боится растолстеть! — язвила Наси, принося обратно почти нетронутые блюда, на что соседка ответила, что умеренность в пище — признак благородства и воспитанности человека. — Конечно! — не удержалась, чтобы не позлословить, Наси. — К чему бобылю еда? На что ему силу тратить? На чтение книг? А настоящий мужик без мяса что конь без овса — борозды не вспашет!..»
Идрис Базоркин. «Из тьмы веков»
Героиня Наси откровенно насмехается над гостем-мужчиной, показывая резкий боевой характер. Вопреки стереотипу о «скромных горянках», кавказские женщины порой пускали в ход кинжалы или в отсутствие мужчин защищали селения от врагов. Этнограф Башир Далгат утверждал: «Несмотря на внешнее бесправное положение свое, женщина при уме и энергии играет выдающуюся роль и в родовом быту народов». Когда мюриды Кунта-Хаджи — легендарного суфия, про которого рассказывают, что именно он обратил ингушей в ислам — пошли на русские войска после ареста учителя, среди трупов обнаружили женщин, переодетых в мужскую одежду. В Дагестане XIX века известен случай, когда 16-летняя девушка, оставшись сиротой с детьми брата на иждивении, остригла волосы и явилась в сельский суд с просьбой приравнять ее к мужчинам. Те согласились. Вместе с односельчанами храбрая женщина пахала, скакала на коне, стала прекрасным охотником и не знала равных в меткости. В итоге ей удалось добиться равного с мужчинами права голоса на сельских сходах. Недаром некоторые кавказские народы (и в первую очередь ингуши) верят, что их предками были амазонки.
Продолжение следует
vestikavkaza.ru
Стихи про город Ставрополь - ЛЮБИМАЯ РОДИНА
автор: Екатерина Капель
Люблю я Ставрополь в любое время года,
Люблю смотреть на красоту бесчисленных аллей,
Мне не важна, какая за окном погода,
От красоты его становится светлей.
Мне нравиться бродить по Комсомольской горке,
Идти к «Солдату», посмотреть на город с высока,
Бывает, спрячусь в зелень, будто в норке,
И в миг становится, душа моя легка.
Мой город больше двух столетий процветает,
Растёт, светлеет, хорошеет с каждым днём,
И утром каждый раз, когда светает
Всех граждан солнце обдаёт своим теплом.
Я каждый день хочу вновь любоваться,
На клумбы с морем золотых цветов,
По улицам мне нравиться слоняться,
Чтоб вновь увидеть чудо стареньких домов,
Мне каждый уголок любим и дорог,
О них воспоминанья в сердце берегу,
И я смотрю на красоту минут уж сорок,
И глаз я оторвать всё ж не могу.
Другие города прекрасны тоже,
Я с ними город мой всегда сравню,
Но сердцу Ставрополь всегда, всегда дороже,
Я только лишь его сейчас люблю!
Ставропольавтор: Янас Вокрич
На высокой, на горе,
Словно став лицом к заре,
Бросив взгляд вперед усталый
Расположен город старый.
Двести слишним лет назад,
Там, заложен был посад,
Где как страшная нелепость,
Из камней возникла крепость.
Ее древняя стена
До сих пор еще видна,
Как великий монолит
Рядом памятник стоит.
Здесь приволье и простор
Красота, величье гор,
Чудный воздух и погода,
Царство вечное свободы.
Здесь бывали много раз,
Кто ссылался на Кавказ,
Тут устраивали драки
Часто грозные казаки.
Здесь когда-то Пушкин был,
Он по площади ходил,
Устремив свой пылкий взор
На громаду древних гор.
Ставропольавтор: Зоя Ивановна
Городов много разных на свете
Дальний Мехико, модный Париж
А над ним по-весеннему светел
Златокрылый ангел парит
И летит он свободною птицей
Над бескрайним разливом полей
Где колышется море пшеницы
С берегами из тополей
Это Ставрополь-друг мой старинный
И свое он начало берет
От времен тех казачьих,былинных
С крепостей и Тифлийских ворот
Здесь туманной весной из под снега,
На бульварах фиалки цветут
И высокое, звездное небо
Да и Родина это ведь тут
И в разлуке всегда мне приснится
Удивительный город Креста
Он российской земли пограничник
И живет под защитой Христа!
Северный Кавказ. Ставропольавтор: Габриел Бардахчиян
До Ставрополя путь неблизкий.
Когда поедешь ты на юг,
Тогда перед Невинномысском
Сверни-ка ты налево, друг.
Красивый, чистый, светлый город
Возникнет сразу, как из сказки,
Он, кстати, раньше назывался
Когда-то «Ставрополь-Кавказский».
Он посредине меж Азовским
И меж Каспийским морем,
И вот уж скоро двести лет –
Столица Ставрополья.
И это сразу видно всем
И всем понятно сразу,
Что Ставрополь не зря зовут
«Воротами Кавказа».
Сначала здесь была станица
У Крепостной горы,
Сыны хопёрских казаков
Живут здесь с той поры.
Он был губернским городом,
России южный центр,
А после – центом Северо-
Кавказской ССР.
Сегодня он — красивый
Зеленый, стильный город,
Прекрасен он от центра
До самых до задворок.
Стоит здесь из гранита
Высокий постамент,
И Ангел там Хранитель –
Священный монумент,
Он выполнен из бронзы,
Стоит он на посту,
С Крестом, поднятым в небо,
Он виден за версту.
Здесь в Ставрополе можно
Поехать в Зоопарк,
А можно – в Парк Победы
Или в Центральный парк.
По этим же аллеям,
Усыпанным листвой,
Гулял когда-то Пушкин,
Лермонтов, Толстой.
А на проспекте Маркса –
Памятник Ермолову,
Командующий Кавказа
Здесь гордо держит голову.
Есть памятник Суворову
На Крепостной горе,
При нем когда-то город
Разросся и окреп.
И на горе Соборной
Суворовский есть крест,
Видны отсюда горы,
Эльбрус — наш "Эверест".
А по центральной площади,
Носящей имя Ленина,
Проходит сорок пятая
Земная Параллелина,
Что означает ровно
Серёдку от Экватора —
До Северного полюса
(Слегка холодноватого).
Библиотека краевая,
И Краеведческий музей,
И Драматический театр
Всегда здесь ждут своих друзей,
И здание Правительства
И стадион «Динамо».
На ЦУМе здесь красуется
Подсветка и реклама.
Здесь помнят Генерала
(И это вам не враки),
Как выйдешь из вокзала –
Стоит Никифораки.
Здесь Арка Триумфальная
«Тифлисские ворота».
Суворовские ванны
Открыты для народа.
Места вокруг раздольные,
Богатые причем,
Ведь здесь в селе Привольное
Родился Горбачев.
У всех открыты лица,
Ведь здесь народ простой.
Ты приезжай жениться
Коль, часом, холостой.
Вообще здесь всё красиво,
Родное всё, своё,
Здесь житница России
И здравница её.
А убедиться в этом чтоб,
Приедьте поскорее!
ljubimaja-rodina.ru