Исследовательская работа "Слово о хлебе", Спицин Михаил. Слова о хлебе


"Хлеб – всему голова" (открытое внеклассное мероприятие)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

“Песенка о хлебе.” Музыка Цитлина. Слова Кагановой. Хор.

1.

Сеют в поле зёрна раннею весною, А над ними светит солнышко родное, А над ними светит солнышко родное.

2.

На ветру весёлом Зашумят колосья, Будет урожайной Золотая осень.

3.

И зерно в амбарах Потечёт рекою, И его машины Сделают мукою.

4.

На заводе пекарь Хлеб печёт с любовью, Скажет он ребятам: “Ешьте на здоровье”.

Вед.1 Добрый день уважаемые гости!

Вед.2 Добрый день дорогие ребята!

Вед.1 Сегодня мы собрались здесь поговорить о чуде земли-хлебе.

Вед.2

Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золочёной Шёл к тебе издалека! В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришёл, В нём здоровье наше, сила, В нём – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло!С.Поголевский

Вед.1 Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб?

(Выходят колоски.)

Колосок 1. Было это давным-давно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.

Колосок 2. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 3. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получалась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать.

Колосок 4. В 11 веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сойки, куличи, пироги с разной начинкой.

Колосок 5. С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью, Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом – солью встречали самых дорогих гостей.

Колосок 6.

Я. Аким. Хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке, Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. Пашут каждую весну, Подымают целину, Сеют, жнут, ночей не спят… С детства знай, как хлеб растят.

Вед. 1. Спасибо вам колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся каждый день.

Вед. 2. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.

Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Вед.1. Жили-были на свете Солнце, Земля и труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда ни возьмись…

(входит Безделица)

Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его ребята не – видели?

(появляется Труд)

Труд (смотрит на зерно) Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается на него сзади.

Безделица. Всё равно я стану владычицей мира.

Труд. Владыкой мира будет труд!

Безделица. Ха, давай позовём человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полёживая в тени…

Труд. Будь по-твоему. (Появляется человек).

Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесёшь всем радость.

Безделица. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек. Спасибо, тебе батюшка Труд! (кланяется)

Я тебя не подведу.

ХОРОВОД.

Трудовой наш каравай. Сколько зёрен, сколько зёрен В колыбельках золотых Нежно их ласкали зори, Ветерок баюкал их! Баю, баю ветерок баюкал их Баю баю ветерок баюкал их.

Безделица. Горе, мне горе! Ухожу я от вас! И здесь не удалось мне поселиться.

Вед.1 Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Вед.2 Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

Вика.

Каравай земли и неба На твоём столе - Ничего сильнее хлеба Нету на земле.

Кристина.

В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля.

София.

В малом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила зёрнышка хранится Из земли родной

Нурай.

И растёт под небом светлым Строен и высок Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок.

Вед.1 Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок, Видишь, пробивается хлебный стебелёк Сколько в это зёрнышко вложено труда, Знают только солнышко, ветер да вода.

Зухра Л. 1941 г. На Россию напали враги. 8 сентября в 1941 году над г. Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек.

В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. Хлеба, а неработающие (служащие, иждевенцы, дети) – по 125г. Хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм С огнём и кровью пополам.

(Дети выходят в военной форме)

Кристина

Мяли танки тёплые хлеба И горела, как свеча, изба Шли деревни. Не забыть вовек. Визга умирающих телег, Как лежала девочка без ног, Как не стало на земле дорог, Но тогда на жадного врага Ополчились нивы и луга, Разъярился даже горицвет Дерево и то стреляло вслед.

Галина Борисовна

Чёрный хлеб.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок - Ржаной муки был грубоват помол. Но расплывались лица от улыбок, Когда буханку ставили на стол. Военный хлеб. Он к щам годился постным Раскошенный, он был не плох с кваском. Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам, Его мы отдирали языком. Он кислый был, ведь был он с отрубями! Не поручусь, что был без лебеды. И все ж с ладони жадными губами Я крошки подбирал после еды. Я неизменно с острым интересом И с сердцем замирающим следил За грозным, хладнокровным хлеборезом Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил! Я восторгался им, прямым и честным. Он резал грубо, властно, без затей Горелой коркой, как в угле древесной Испачкавшись почти что до локтей. На нем рубаха взмокла холстяная Он был велик в восторге трудовом Он резал хлеб, усталости не зная, Лица не вытирая рукавом!

Настя Б. В музее Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец.Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города.

В дыму Ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм.

Ведущий 1 Находили все способы, чтобы накормить людей. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Её собирали, обрабатывали и использовали как примесь в муке. Тресли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука.

Ведущий 2 Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец… Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался.

В квартире – ложился спать и засыпал навеки.

Нередко жизнь обрывалась у станка.

Ведущий 1 Сотни тысяч жителей города погибли от холода, голода, воздушных налётов и обстрелов. Более четырёхсот тысяч их похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище.

Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

Ведущий 2 Даже в самые трудные дни ленинградцы верили в победу. Поэт Вадим Шефнер так и назвал своё стихотворение, написаное в Ленинграде, - “Верим в победу!”

Настя К.

Против нас полки сосредоточив Враг напал на мирную страну, Белой ночью, самой белой ночью Начал эту чёрную войну! Только хочет он или не хочет А своё получит от войны: Скоро даже дни, не только ночи, Станут, станут для него черны.

ХОР “ЭТО ДЕНЬ ПОБЕДЫ!”

(пустить голубей, шары)

Зухра Л. Представляет гостей и дарит подарки.

Ведущий 1 С детских лет учили ценить и беречь кусок хлеба как самое большое богатство на земле. К хлебу нужно относиться с большим уважением.

Ведущий 2 Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия.

Ведущий 1 Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа.

У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы все не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному.

Ведущий 2 Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица.

Ведущий 1 Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий.

Ведущий 2 Вкус разделённого хлеба не сравним ни с чем.

ХОР “ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ”.

(к Вечному огню подносят цветы)

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час "Хлеб – всему голова"

Разделы: Внеклассная работа

Цель: Воспитывать бережное отношение к хлебу. Дать представление о ценности хлеба, о людях, которые выращивают зерновые и выпекают хлеб.

Научиться бережно относиться к хлебу.

Оборудование: Плакат со словами “Хлеб – всему голова”. Плакат с пословицами о хлебе, колосья ржи, пшеницы, хлебобулочные изделия на столе.

Вступительное слово учителя: Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век великих научно – технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, овладели энергией атома, владеют социальными сетями, а хлеб остается хлебом.

Традиция русского народа встречать гостей хлебом-солью – символ гостеприимства и доброго расположения. С хлебом-солью отмечают важные события в жизни людей, встречают дорогих гостей. Но как много надо вложить знаний, умений, труда, чтобы вырастить большие урожаи хлеба для нашей огромной страны.

Стихотворение В. Данько “Откуда хлеб берется”. (Читает ученик).

Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук Взором радостным объемлю Даль бескрайнюю полей. Слава тем, кто любит землю, Тем, кто трудится на ней!

(Показываю колосья пшеницы и ржи).

“Что требуется для хорошего урожая?” (ответы учащихся).

(Хорошие семена – раз, хорошая земля – два, хорошая погода – три).

А еще? А еще, и это самое главное, нужен труд земледельца.

Начиная с ранней весны и до уборочной поры, с раннего утра и до позднего вечера трудятся хлеборобы, чтобы вырастить море таких колосков. Люди борются за хлеб с засухой, с непогодой, не жалея сил, здоровья. В отдельных областях нашей страны бывает сильная засуха, а в других – все заливает дождем. Потом и кровью достаются хлеборобам золотые зерна пшеницы и ржи. (Показываю зерна пшеницы и ржи). В уборочную пору круглые сутки работают на полях комбайны, машины, чтобы убрать весь урожай вовремя, до последнего зернышка.

“Хлеб – всему голова”, - говорит народная пословица. Без хлеба нет жизни на земле.

Какие пословицы о хлебе вы еще знаете? (ответы учащихся, чтение пословиц с плаката).

Каждый гражданин России может купить хлеба, сколько ему нужно. Но это не значит, что его не надо беречь и не надо аккуратно с ним обращаться.

Вспомним тяжелые годы Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград. (показываю иллюстрации блокадного Ленинграда). Сколько умирало ежедневно людей, детей, стариков, женщин только оттого, что в данную минуту не было даже крошки живительного хлеба. (Читаю детям стихи О. Берггольц).

О ночное воющее небо, Дрожь земли, обвал невдалеке, Бедный ленинградский ломтик хлеба – Он почти не весит на руке.

(Показываю кусочек хлеба в 124 гр – норму, которую выдавали ленинградцам на человека).

Нам трудно сейчас представить, как можно мечтать о кусочке настоящего хлеба, о котором мечтали умирающие ленинградцы.

Будем свежий хлеб ломать руками, Темно-золотистый и ржаной...

В нашей стране давно прошли голодные годы. Сейчас каждый из вас ежедневно съедает много вкусных хлебных изделий. (Показываю хлебобулочные изделия, которые лежат на столе). И мы должны бережно, уважительно относиться к хлебу.

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки.

(Стихотворение Н.Рыленкова “Хлеб”).

Хлеб сам по себе не появится у нас на столе. Расскажите путь хлеба от зерна до буханки (рассказы учащихся).

“А сколько хлеба нужно для вашей семьи?”, “А если хлеб остался и зачерствел, что можно с ним сделать?” (Гренки, сухарики с сахаром и солью, запеканки, пироги.) Но есть люди, которые выбрасывают остатки хлеба. Они совершают преступление. Если в семье (четыре человека) будет выбрасываться в день лишь 100 граммов хлеба, то в год это составит 36,5 килограмма.

Послушайте стихотворение С.Михалкова “Булка”. (Читает ученик.)

Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с нее сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети, Забыв на время про футбол. - Я пекарь!- человек ответил И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

Как вы оцениваете поступок мальчиков? (ответы учащихся).

Наступили дни поздней осени. Убран с полей урожай. Страна засыпала в закрома много хлеба. Славно потрудились наши хлеборобы.

А наша награда хлеборобам - низкий поклон за душистый, мягкий хлеб, который каждый день появляется на нашем столе. Стихотворение Л. Кузьмина “Каравай, каравай” (читают ученики).

Ученик 1

Вырос в поле колосок Поначалу невысок.

Но тянулся он, старался, Храбро усики вздымал, Тёмной ночи не боялся, По утрам в росе купался И высоким, сильным стал. Оглянулся, а кругом Под осенним холодком В светлом поле, на просторе Золотых колосьев — море! Все на солнышко глядят, В каждом зёрнышки сидят.

Улыбнулся колосок И сказал: — Поспел я в срок! Теперь, по этакой поре, Смогу послать всей детворе Подарок преотличный — Каравай пшеничный! Лишь бы тучи с градом Не ходили рядом; Лишь бы ветер не подул, Тучи к нам не повернул.

Ученик 2

А ветер проснулся, А ветер подул, Донёс он до поля Раскатистый гул. Но только не дождь, Не грозу он принёс, А рокот моторов И шорох колёс.

От сельской околицы В поле с утра Комбайны спешат И спешат трактора. Бегут они к полю То с горки, то в горку И вот по заре Начинают уборку.

И в бункеры Гулкие, тесные Льётся зерно полновесное, И сквозь перекличку моторов Слышны голоса комбайнёров: — Соберём весь урожай, Будет славный каравай! С телебашню вышиной, С целый город шириной!

Лишь бы спелую пшеницу Голубой электровоз Поскорее в этот город Прямо к мельнице привёз.

Ученик 3

Лишь бы там была пекарня, И была такая печь, Чтобы масленый, подовый, Великанский, стопудовый Каравай могла испечь!

И вот летит электровоз Мимо сосен и берёз. Вслед Гружённые пшеницей Мчат вагоны вереницей. А за дальним светофором, За излучиной реки, Над холмом вечерний город Зажигает огоньки. И подкатывает с ходу Эшелон к хлебозаводу. Смолкли звонкие колёса. Над платформой свет горит.

Машинист с электровоза Хлебопёкам говорит: — Вот вам новый урожай! Испеките каравай! С телебашню вышиной, С целый город шириной! Масленый, подовый, Огромный, стопудовый! Такой, чтобы с излишком Хватило всем детишкам!

Хлебопёки засмеялись, Меж собой посовещались И сказали хором, враз: — Ладно! Выполним наказ! Но сначала всё зерно Пойти на мельницу должно...

Ученик 4

Всю ночь Молола мельница И сыпалась мука В объемистые дёжи Из длинного лотка.

Всю ночь месили тесто Чугунные мешалки, Всю ночь дышали печи Теплом сухим и жарким. Всю ночь у хлебопёков Кипела, шла работа; Не гасли до рассвета Огни хлебозавода.

А на заре открылись Ворота с гулким стуком, И вот автофургоны Помчались друг за другом.

Они простором уличным Помчались прямо к булочным; Помчались в школу каждую И в каждый детский сад, А вслед за ними стлался И к небу поднимался Чудесный аромат!

Ученик 5

Аромат горячих плюшек, И буханок, и ватрушек; Запах свежих калачей, Запах сдобных куличей, Запах тёплых саек, пышек — Для девчонок и мальчишек!

И в светлой утренней тиши К столам садятся малыши. И плюшки-пышки есть у всех, И ясно всюду слышен Ребячий гам, весёлый смех: — А каравай-то ВЫШЕЛ!

Потому что если вместе Где-нибудь на чистом месте Ссыпать все буханки, Булки и баранки, То над городом с утра Встанет хлебная гора!

В сто кварталов шириной, С телебашню вышиной, С чудною макушкой — С кругленькой ватрушкой!

Мы на гору поглядим, Поглядим да поедим! Станем, словно колосок, Силы набираться, В каждый солнечный денёк Ростом прибавляться.

А когда мы подрастём, Сами смело поведём По полям бескрайним Трактора, комбайны. А как снимем урожай, Вновь затеем каравай! Каравай отличный, Золотой, пшеничный! Свежий да пахучий, Высотой до тучи! Неохватный в ширину — На всю огромную страну! На всю страну большую — Нашу Трудовую!

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила пользования хлебом:

Возьми хлеба столько, сколько ты съешь.

Из черствого хлеба умей приготовить вкусное блюдо.

Объясняй эти правила младшим товарищам.

Итог беседы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час "Его величество Хлеб"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Предварительная работа.

Классному часу может предшествовать предварительная работа с детьми по сбору материала о хлебе: стихи, загадки, поговорки, песни. Можно провести исследования по отношению к хлебу в школьной столовой, по выпекаемым сортам хлеба на местной пекарни, сбору рецептов по использованию чёрствого хлеба, снять видеофильм по выпечке хлеба.

Оформление.

Иллюстрации с изображением хлеба, рисунки детей, фотографии детей, заснятых в ходе сбора материалов к классному часу

Ход классного часа

Загадка:

Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)

Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

Ученые полагают, свыше 15 тысяч. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки. (Предлагается детям назвать продукты питания в приготовлении которых используется мука)

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?

(Можно предложить детям назвать профессии, которые имеют отношения к хлебу – пекарь, мельник, шофер, комбайнер, агроном, селекционер)

Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

(Предлагается выступить ученикам с понравившимися стихами, поговорками, статистическими данными о хлебе, рецепты по использованию чёрствого хлеба и т.п.)

Пословицы и поговорки.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб хлебу брат.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеб да вода – мужицкая еда.

Хлебушко – калач дедушка.

У голодного хлеб на уме.

Хлеба нет – корочка в честь.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Человек хлебом живет, а не промыслом.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Без хлеба, без соли худая беседа.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

Плевать на обед коли хлеба нет.

Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб черствый – обед честный.

Стихотворения

Хлеб ***
Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки. Минуту я запомнил ту Из детства озорного. Вдруг скучно сделалось во рту От хлеба аржаного.
Я тоже в поле вырос и окреп, Шел не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю. (Николай Рыленков) И бросил наземь я кусок От дедушки украдкой. И наступил я на кусок Босой чумазой пяткой.
И растоптал. И весь как был Зарылся носом в пыль я. А раньше дед меня не бил. И вообще не били. (Вл. Солоухон)

Зернышко

Перед этой пашнею Шапку скинь, сынок: Видишь, пробивается Хлебный стебелек. Теплится ли в зернышке Хлебная душа?
Для него, для зернышка, Через всю страну Комсомольцы ехали Жить на целину.
Сколько в это зернышко Вложено труда, Знает только солнышко, Ветер да вода.
А потом с тревогою Весь народ весной Замирал над сводками Трудной посевной. Зернышко проклюнулось, Зернышко растет! Значит булки белые Будет есть народ. (Г. Граубин)
Перед ним, малюсеньким, Крошечным зерном Долго думу трудную Думал агроном. Наклоняя голову, Слушал, не дыша,
Особой ценой ***
Утрами хлебный запах льется. Бегут буханки по лоткам. Я знаю, как тот хлеб дается Рабочим праведным рукам. Его формуют на рассвете, Чтоб он в духу румяно креп. Нет хлеба легкого на свете, Во все века Был трудным хлеб. Он труден летом и зимою, То сев, то жатва, то помол. Тот хлеб особою ценою Ложится пахарю на стол. Ему, как прежде, Так и ныне, Всегда была цена одна. Она не та, что в магазине, А та, Что во поле, цена. (Алексей Мишин) На поле, и в шахте, и в небе От милой отчизны вдали Немыслима жизнь без хлеба, Без хлеба родимой земли. В лазоревых лентах колосья Венчают державный наш герб, Хлеб – радость, и счастье, и гордость. Могущество Родины – хлеб! (Н. Медведев)

Булка

Три паренька по переулку Играя будто бы в футбол, Туда – сюда гоняли булку И забивали ею гол. Шел мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул, И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с нее сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал. - Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол. - Я пекарь! – человек ответил, И с булкой медленно ушел. И это слово пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)

Слово о хлебе

Работают эпохи жернова, Меняет жизнь привычное теченье, Утрачивая прежнее значенье, Уходят устаревшие слова.

Но есть слова, чей смысл так велик Что время обойтись без них не может, О них еще немало песен сложит О них серьезней думать повелит.

Хочу сказать о добром слове “ХЛЕБ”, Которое весомее с годами, Судьбе его, просоленной слезами, Впечатавший в историю свой след…

Тот след не зарастает ковылем… Под грозные военные раскаты И хлеб пошел с винтовкою в солдаты, Отстаивая землю под огнем…

Но битва продолжается за хлеб. Еще сегодня гибнут на планете Не знающие вкуса хлеба дети, А кто-то к их страданьям глух и слеп.

За словом “хлеб” - волнение и труд, Дожди, неурожаи, суховеи, Величие целинной эпопеи И времени пристрастие – строгий суд. (Ирина Набиева)

Литература.

  1. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля том 2. М., 1984 г.
  2. Старинные русские пословицы и поговорки. М., 1983 г.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Исследовательская работа "Слово о хлебе", Спицин Михаил

Муниципальное казённое учреждение

«Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ

Районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся

«Юный исследователь»

«СЛОВО О ХЛЕБЕ»

Спицин Михаил Анатольевич,

ученик 4 класса.

МОУ «Александровская СОШ»

с. Александровка - 2015 г.

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………3-4

  2. Основная часть:

2.1. Вступление ………………………………………………………….5

2.2. Происхождение хлеба……………………………………… 5- 6

2.3. История названия хлеба……………………………………………7

2.4. Каким был хлеб на Руси?................................................................ 7

2.5. Мифологическое значение слова «хлеб»………………………… 8

2.6. Как хлеб приходит к нам на стол?.................................................. 9

2.7. Чем полезен хлеб?............................................................................ 10

2.8. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный………………………………. 11 - 13

2.9. Проводим опрос среди учащихся класса…………………………14

3. Заключение…………………………………………………………………. 15

4. Список литературы и источники информации………………………….. 16

5. Приложение………………………………………………………………. 17 -

Аннотация

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

О хлебе, об отношении к нему можно говорить, писать очень много. Чтобы мы не росли невеждами, чтобы для нас, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Люди в годы Великой Отечественной войны берегли каждую крошку хлеба, потому что она была не просто счастьем, она продолжала их жизни, была хранительницей судьбы целого народа, целой страны. Хлеб – мерило жизни

Мой папа – Анатолий Федорович, работает главным агрономом в селе Александровка Лямбирского района. Он утверждает, что очень любит свою профессию и что от его труда зависит получение хлеба.

Я решил узнать, от кого же всё-таки зависит получение хлеба и какая же истинная ценность его?

  1. Введение

Выбор темы исследования.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой. Ежедневно посещая школьную столовую, я наблюдаю одинаковую картину. Столы усыпаны крошками и недоеденными ватрушками. Огрызки булок были оставлены в стаканах, на тарелках с макаронами, на столе для грязной посуды лежала целая куча остатков хлеба. Дежурные по столовой собирают после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который идет в отходы .Остается он и после нашего класса. Я решил посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь я знаю, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но я не задумывался, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот я решил узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам моего класса.

Именно поэтому объектом моего исследования, я выбрал - хлеб.

Предмет исследования: отношение людей к хлебу.

Цель исследования:

  • провести исследование « Откуда хлеб на стол пришел»;

  • определить истинную ценность хлеба и формировать уважительное отношение к хлебу и людям, его производящим.

Задачи:

  • узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

  • уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба;

  • узнать состав военного хлеба;

  • прочитать литературу с целью определения значимости хлеба для людей в годы Великой Отечественной войны

Методы исследования:

  • изучение и анализ статей и публикаций в периодической печати

  • собственные наблюдения

  • беседа со специалистами

Результат исследования:

  • узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

  • уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба;

  • узнать состав военного хлеба

Гипотеза. Я предполагаю, что получение хлеба- это результат труда людей разных профессий. Если определить роль хлеба в жизни людей, то можно узнать, как «дорого» он стоит.

Актуальность исследования

70 лет как отгремели залпы Великой Отечественной войны. Мы, школьники, знаем о ней только из рассказов наших бабушек и дедушек, из книг и фильмов. Мы привыкли к мирной жизни, полной достатка и благополучия. В нашей школьной столовой всегда в достатке булочки, хлеб, пирожки. К сожалению, нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками нашей школы. Большинство школьников не осознают истинную цену хлеба, не знают, какой ценой доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде.

Некоторые могут возразить: «Война давно закончилась, голода нет, зачем беречь хлеб, ведь его в достатке можно найти в каждом продуктовом магазине». Я могу с ними поспорить, т. к. изучая материал я узнал ( по данным ООН), что от голода каждый год умирают 9 млн. человек — больше, чем от болезней, войн или природных бедствий. Недоедание ежегодно уносит жизни около 5 миллионов детей в возрасте до пяти лет. Голодают 400 миллионов детей, а еще 200 миллионов не доедают. Самая тяжелая ситуация в странах Центральной Африки, а также в ряде азиатских государств, включая Камбоджу, Северную Корею ,Афганистан.

  1. Основная часть

    1. Вступление.

Ежедневно посещая школьную столовую, я наблюдаю одинаковую картину. Столы усыпаны крошками и недоеденными кусочками хлеба. Остатки хлеба были оставлены в стаканах, на тарелках с макаронами, на столе для грязной посуды лежала целая куча остатков хлеба. Дежурные по столовой собирают после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, которые идут в отходы. Остается он и после нашего класса.

Я знаю, что хлеб достаётся человеку, дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но я не задумывался, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот я решил узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам моего класса.

    1. Происхождение хлеба.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.

Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх.

В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами.

На Востоке к хлебу было тоже особое отношение. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний.

Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    1. История названия хлеба.

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

    1. Каким был хлеб на Руси?

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.

Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейеные печи. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    1. Мифологическое значение слова «хлеб»

Хлеб – наиболее сакральный (божественный) вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с соль.

У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приёму гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. По общеславянскому выражению, хлеб –«дар Божий», а по русскому, «стол – ладонь Божья»

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь – «он тебя есть будет».

Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями.

Хлеб широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях.

Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

    1. Как хлеб приходит к нам на стол?

А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.

Мой папа работает агрономом и является непосредственным участником процесса производства хлеба. Я часто с ним ездил по полям и наблюдал за его работой. Весной специальным трактором пашут землю, вносят удобрения, чтобы был лучше урожай. Потом в нее бросают зерна – сеют хлеб. Из зерен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зерен. Летом поля обрабатывают от сорняков. Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами – комбайнами.

Колоски скашивают и обмолачивают – вытряхивают из них зернышки. Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки. Зерно отвозят на элеватор. (Это большое зернохранилище). Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку. Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни. Здесь из нее изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия.

Я убедился, что многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка:

  • слесарь, проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны;

  • агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить;

  • тракторист пашет землю, сеет зёрна;

  • комбайнеры косят урожай;

  • шоферы отвозят;

  • мельники молят;

  • пекари пекут;

  • продавцы продают.

Вот какой долгий и трудный путь проделывает хлебушек до нашего стола. В каждую булку хлеба вложен труд людей многих профессий. Каждый из нас должен об этом помнить!

У меня дома мама часто печёт пироги, пиццу, плюшки, хлеб, которые мы с удовольствием кушаем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - 5

    1. Чем полезен хлеб?

Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Из минеральных веществ – фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления. Сегодня хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину – в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях. 100 лет назад человек в среднем потреблял 1 кг хлеба в сутки, сегодня мы потребляем только 200–400 г, и в будущем эта цифра будет снижаться, т. к. расширится ассортимент потребляемых продуктов.

Каким же хлебом питаться и какое количество его считается нормой? Нормы для взрослого человека, не занятого физическим трудом, – примерно 300–350 г хлеба в день, однако это количество может меняться в зависимости от возраста, вида деятельности человека, массы тела, индивидуальных особенностей организма, количества и состава других продуктов, входящих в рацион питания. Для людей, занимающихся спортом, физическим трудом и другими нагрузками, норма потребления хлеба выше. Специалисты в области науки о питании рекомендуют составлять свой хлебный рацион с учетом необходимости потребления как ржаного, так и пшеничного хлеба. Что касается того, какой именно хлеб потреблять, то это главным образом дело вкуса, для здорового человека нет ограничения в выборе хлебных изделий. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

2.8. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти.

Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Я нашёл много интересной информации о хлебе военного времени, воспоминания людей, переживших блокаду в Ленинграде, и попытался ответить на вопрос: «Чем же был этот хлеб для людей, которые пытались не только выжить в тяжёлые, голодные военные годы, но и защищали свою Родину от гитлеровской Германии, работали по 14-16 часов в сутки, чтобы помочь фронту и приблизить долгожданную победу? Как они относились к хлебу?»

Блокадный хлеб.

Выяснил, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадные дни между хлебом и жизнью стоял знак равен­ства.

Ленинградка Медведева Александра Михайловна (в годы войны Аля Леонова) вспоминала:«На второй день войны мне исполнилось одиннадцать лет, я закончила третий класс. Сестре моей было четыре года. Когда в 1941 году, в ноябре, снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов — рабочим, мама стала его выкупать сама. В ма­газин ходила вечером, после работы. В квартире у нас стояла старинная этажерочка со шкафчиком. Дверцы шкафчика — резные, с ключиком. В этом шкафчике и хранился под замочком наш хлеб...Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую часть еще на три. Оставляла нам на завтрак и на обед, остальную часть — на ужин — закрывала в шкафчик, а ключик брала с собой. …С тех пор прошло много лет, но до сих пор помню жгучее чувство голода. Страх остаться голодной жил во мне долго. И я не понимаю, как порою у нас забывают о том, что такое голод, что такое кусочек хлеба. ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Фронтовой хлеб.

В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.

Ветераны московских сражений рассказывали, как в овраге старшина раздавал солдатам горячий хлеб, который привез на лодке (вроде саней, только без полозьев), запряженной собаками. Неподалеку рвались мины. Солдаты, на «скорую руку» покушав хлеба и запив его чаем, приготовились к повторному наступлению.

Сталинградский» хлеб.

Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному

Хлеб оккупированных районов

О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений.

Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам вместо хлеба давали по две ложки пшенной каши в день.

Хлеб концлагерей

Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева: « Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных хлеб по особому рецепту. Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».

Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба». ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Тыловой.

Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт «рабочего хлеба», который специальными приказами доводился до руководителей предприятий общепита.

В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.

Выбрав один рецептов военного хлеба, мы с мамой испекли хлеб. В его состав входит:

  • Жмых сахарной свёклы:

  • Овсяные отруби;

  • Картофель;

  • Мука ржаная, вода, дрожжи.

Хлеб получился хороший, но на вкус он мне не понравился. ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Вывод:

Чем же был хлеб для людей, переживших страшные голодные годы войны? Как они к нему относились?

Люди в годы Великой Отечественной войны берегли каждую крошку хлеба, потому что она была не просто счастьем, она продолжала их жизни, была хранительницей судьбы целого народа, целой страны. Хлеб – мерило жизни. В блокадном Ленинграде, умирая от голода, люди не посмели тронуть ни одного зёрнышка из многих тонн хранящегося селекционного зерна. Этот факт ещё раз показал силу русского характера. Никакие трудности не смогли сломить дух русских людей, лишить их человечности и милосердия.

И если сейчас наш народ обеспечен самым разнообразным хлебом, то в этом великая заслуга тех, кто сражался за хлеб и отдавал свою жизнь в борьбе с фашизмом, кто, теряя сознание от голода, выпекал буханки святого блокадного хлеба в осаждённом Ленинграде.

Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, мы всегда должны помнить, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов.

Мы, школьники, не имеем права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

2.9. Проводим опрос среди учащихся класса. Перед тем как ознакомить одноклассников с итогами моего исследования, я решил провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя мы подготовили анкету:

1. Как часто вы едите хлеб?

-Каждый день

-Редко

-Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

-Пшеничный

-Ржаной

-Пшенично-ржаной

-Никакой не любите

-Всякий любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

-Да

-Нет

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

-Всегда

-Часто

-Редко

-Никогда

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

- Выбрасывают

-Скармливают домашним животным

-Сушат сухари

-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

Результаты анкетирования показали, что в нашем классе все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным. ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

  1. Заключение

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

Проведенное исследование открыло для меня много нового.

Я узнал:

  • как долог и труден путь хлеба к нашему столу;

  • что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку;

  • благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны;

  • я понял, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб;

  • проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека;

  • я твердо усвоил правила, которые мы должны выполнять по отношению к хлебу:

  • Берегите хлеб, он дорого достается;

  • Не оставляйте недоеденных кусков;

  • Никогда не бросай хлеб;

  • Подними брошенный кусок, отдай птичкам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Таким образом, я сумел достичь цели моего исследования и смог узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Данная работа помогла мне понять всю ценность хлеба. Теперь я буду еще больше дорожить хлебом и буду рассказывать и учить этому своих друзей.

  1. Библиографический список.

  1. Пицков Ю.А «Как хлеб на стол приходит». М. Просвещение, 2003 г.

  2. Амусина Л.К. «Хлеб всему голова», Воспитание школьников, № 9, 2004 г.

  3. Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга», М., Советский писатель, 1982, 432 с.

  4. Алмазов Б.А. Наш хлеб [Текст]: Научно-художественная книга / Рис. и оформл. Д. Плаксина. – Л.: Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.

  5. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст].-Москва: Вако, 2007.-64с.

  6. Подшибякина С.Ю..Хоровод круглый год [Текст].- Волгоград: Учитель, 2004.-48с.

  7. Смирнова Н.С., Тихонова М.В. Красна изба … [Текст].- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-48с.

  8. http://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600 Хорошие рецепты- хлеб всему голова.

  9. http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

  10. http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь

  11. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства

  12. http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...

  13. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов

  14. http://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб

  15. http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны

  16. http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038 Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3 .

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10. (диаграмма)

19

kopilkaurokov.ru

Два слова: о Хлебе и Спасе

Сегодняшний день — день поразительной символической эклектики. Народная традиция Хлебного Спаса сочетается с празднованием перенесения из Едессы нерукотворного образа Христа. И всё это — в день попразднества Успения Пресвятой Богородицы.

Слово о хлебе

Хлеб сакрален.Это единственный «продукт», упоминаемый в Господней молитве. В Отче Наш хлеб упоминается не только в буквальном, гастрономическом смысле, но и метафорически, как «хлеб насущный для души», то есть «Слово Божие, Тело и Кровь Христовы».

В добуквенную эпоху хлеб обозначался тем же символом, что и солнце – кругом с точкой посередине.

В русском фольклоре «хлеб – всему голова». Центральное значение хлеба мы усваиваем с детства. Каждый знает, что «с хлебом играть — грех». Народ создал сотни пословиц о хлебе, в них подчёркивается его культовое значение, приоритет среди всех прочих продуктов.

Есть удивительная пословица: «Был бы хлеб, а у хлеба люди будут». Здесь хлеб не просто наделяется центральной значимостью, но и приобретает черты демиурга, становится важнее и первичнее человека, людей, человечества.

Хлеб занимает центральное место на столе. В патриархальном обществе хлеб режет глава семьи, глава рода, это почётное и важное дело. Хлеб объединяет людей – свадебный каравай – традиционный символ гарантии крепкого семейного союза. В русской кулинарной культуре существует множество «хлебных блюд»: калачи, сайки, баранки, шаньги, пироги. Михайло Ломоносов в своей грамматике показывал склонение существительных на примере слова «шаньга», что, конечно, тоже неслучайно.

Слово о Спасе

Сегодня, в Хлебный Спас, когда пекут хлеб из нового урожая и освящают его, в народе также принято торговать холстами. История появления этой традиции не так очевидна, как история почитания хлеба, но связана она с не менее сакральным для русской культуры образом – образом Спаса Нерукотворного, почитание которого также отмечается сегодня, 29 августа.

История Спаса Нерукотворного уходит корнями в древние времена.Царь Авгарь, правивший в сирийской Едессе во времена Христовой проповеди, страдал от проказы. Слух о чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.Ананий, прибыв в Иерусалим, не смог пройти к Христу, вокруг которого было много народа, и решил запечатлеть его образ на расстоянии, но из этого ничего не вышло. Христос сам подозвал Анания, назвал его по имени, передал Авгарю короткое письмо, попросил принести воду и убрус (холст). Иисус умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.Так началась история Спаса Нерукотворного. В Едессе убрус с ликом Христа был до 944 года, его приходилось скрывать от одного из правнуков Авгария (язычника), при помощи крестного хода с образом Христа епископу Едессы удалось защитить город от разорения персами. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (29 августа по Новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Спас Нерукотворный – один из ключевых и наиболее значимых образов в русской иконографии. С него начинается иконопись: по традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество. Именно Спас Нерукотворный был изображён на русских боевых знамёнах. По сути, это был первый русский флаг.

Алексей Рудевич

Нерукотворные образы

fund.cyrillitsa.ru

Классный час "Цена простого хлеба"

Разделы: Внеклассная работа

Цель:

1. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу;

2. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда;

3. Показать на примере классного часа, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.

Оформление: плакат (на доске) “Его величество – ХЛЕБ”.

Оборудование: выставка книг о хлебе, карточки с пословицами, каравай, соль и рушник, слайды “Цена простого хлеба”, выдержки из сочинений детей о хлебе, музыкальное сопровождение, рисунки учащихся.

ХЛЕБ – драгоценность! Им не сори… Хлеба к обеду в меру бери.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Мне больно, когда я случается вижу, Что хлеб, недоеденный брошен бесстыже. Эй, ты! Попирающий корку ногою Ты топчешь достоинство наше людское. Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс… Земле, на которой родился и рос. Петрусь Бровка

    - Что? ХЛЕБ! – это имя существительное, а всё остальное прилагается, дополняется к хлебу. Мы поговорим сегодня с вами на очень наболевшую тему в нашем обществе, а в частности в нашей школе.

    Уже давно на нашей планете не свистят пули, не летят снаряды. Люди стали жить намного лучше, богаче. Если в прежние времена “Хлеб – батюшка, а вода – матушка”, то в наше время этот главный продукт отодвинули на задний план.

    Не секрет, что настоящей цены хлеба многие не знают. Вы, дети, не пережили голодных лет босоногого детства. Сейчас полки магазинов завалены хлебобулочными изделиями. Ничего не стоит всем нам купить ХЛЕБ, а ещё легче бросить недоеденный кусок хлебушка, пирога, булочки в мусорный бак или просто так. Не задумываясь, мы можем просто пнуть или поддеть ногой хлебушек. К сожалению, это мы делаем.

    Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли. И если заметишь кусок небрежный В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердца движенье Поднять и спасти это чудо земли.

  3. Хлеб – всему голова.
  4. - Мы часто задаём себе вопрос: Что же такое ХЛЕБ?

    (обращение к ученикам, дети отвечают)

    И отвечаем: “ХЛЕБ – это ЖИЗНЬ”. Недаром говорят:

    Что хлеб наш насущный – святые слова! Так говорили и деды и прадеды. Он в нашей жизни всему голова! Сила великая хлебушку дадена.

    Хлеб поистине можно назвать святым. И таких слов в нашей речи немного: земля, хлеб. Родина, мама. Человек всегда верил в святость хлеба, его значимость. Мы часто называем хлеб белый и чёрный, а не лучше ли сказать: ржаной, пшеничный. От этих слов веет теплом человеческих рук. Россия – это не только милые душе берёзки. Это ещё поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

    (звучит музыка “Хлеб – всему голова”) (слайды 3 - 8)

    Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.

    - Сколько хлеба вы сможете съесть?

    (ответы учащихся)

    - Сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе.

    3. Хлеб во время Великой Отечественной войны.

    (звучит музыка “Священная война”)

    - Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу Родину напали фашисты – враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как – то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди

    Вот такие слова в своей поэме “Слово о хлебе” сказала Анна Ахматова:

    Как рано в сорок первом мы взрослели! От слез слепа, от голода слаба, Я видела, как на корню горели Созреть не успевавшие хлеба.

    Горели пироги и караваи И становились дымною золой… (слайд 12)

    А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас.

    Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.

    Нам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг. Ленинградская школьница Таня Савичева.

    (Слайд 13 -14, из дневника Т. Савичевой)

    В нём всего девять страничек.

    Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки. Но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом – стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника “Цветок жизни”, под Санкт-Петербургом, на 3-м километре  блокадной “Дороги Жизни”.

  5. Ученики о хлебе (выдержки из сочинений)

Послушайте выдержки из сочинений наших учеников:

  • В войну давали хлеб по граммам, и все берегли его, собирали даже крошки. В наше же время многие не знают настоящей цены хлеба и бросают его на пол, пинают.
  • Люди стояли в очереди за хлебом. И какая была радость, когда мама приносила домой тёплую буханку хлеба.
  • Хотя хлеб без труда можно купить в магазине, но попробуйте испечь его сами.
  • Когда бабушка режет хлеб, то крошки от него она собирает птичкам. Я учусь у бабушки беречь хлеб.
  • Баловством хлеба не добудешь. Земля кормит людей, как мать детей.
  • Он очень вкусный, тёплый. Как мамины руки. Зимой мы крошим хлеб птичкам, чтобы они не погибли.
  • В наши дни хлеб можно купить в любом продуктовом магазине и поэтому многие дети, и даже взрослые не ценят хлеб, и не берегут его.
  • А моя мама работает на пекарне. Она сильно устаёт. Вся работа почти ручная, и даже через рукавицы обжигаются пальцы.

(слайды15 - 16)

  1. Хлебороб – главная профессия на земле.

Можно привести много умных, проникновенных слов о хлебе. Его воспевали в легендах и сказаниях, ему посвящены стихи и песни, повести и романы, написаны картины и созданы фильмы.

(звучит песня “Русское поле”)

- Назовите, какие вы знаете произведения, посвящённые хлебу?

(слайд 17 – репродукция И.И.Шишкина “Рожь”)

- Кто знает, как называется эта репродукция, и кто её написал?

- А вы, ребята, знаете, сколько лет этой картине?

- Эта картина была написана И.И.Шишкиным более 100 лет назад. Точно море, шумит и колышется ржаное поле, радуя глаза и волнуя сердца, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу.

Положил в котомку сыр, печенье, Положил из роскоши миндаль. Хлеб не взял. Ведь это же мученье Волочиться с ним в такую даль. Всё же бабка сунула краюху, Все на свете зная наперёд. “Так, - сказала, - слушайся старуху,Хлеб, родимый, сам себя несёт”.

- Каждый день каждый из нас не менее трёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием ест его, нисколько не задумываясь. Назовите как можно больше профессий, связанных с хлебом. (ответы детей)

(слайды 20 -21)

- Я уверена, что у нас есть ребята, чьи родители тоже трудятся на полях, выращивают хлеб и пекут хлеб. Хлебороб – главная профессия на Земле! А вы знаете, ребята, что хлеб выращивают и пекут уже около 10 тысяч лет? Научившись превращать зерно в муку, наши предки вскоре сумели сделать из нее тесто и печь лепешки на раскаленных камнях. Ученые считают, что такой примитивный хлеб появился около 8-9 тысяч лет назад.

5. Хлеб в народных традициях. (слайды 22 -23)

Издревле хлеб был основой русского стола. Его использовали во многих русских традициях.

Например, в свадебном обряде. В свадебном обряде многие традиции символизируют счастливую и богатую жизнь молодым. “Свадебный каравай” - является такой традицией. Эта традиция взяла свое начало еще в древние времена. Свадебный каравай пекли специально на свадебную церемонию. Каравай украшался узорами из теста, а самым главным украшением была веточка калины, которая является на Руси символом любви. Сегодня свадебный стол все чаще украшает свадебный торт с фигурками лебедей, а не веточкой калины. Свадебный каравай в своем первоначальном смысле вытесняется из обряда.

В современных традициях каравай используют при встрече молодоженов родителями. Его уже не пекут такой огромный как в старину, он готовится вполне обычных размеров и выносится на красивом расшитом полотенце, в сопровождении праздничной речи тамады. Молодые с благодарностью принимают из рук родителей каравай и кусают от него по кусочку. А по размеру откусанного кусочка определяли, кто в доме будет главным: муж или жена. А после этого свадебный каравай разрезается ребенком и раздается гостям.Хлеб на Алтае. (слайды 25 -28)

Алтайский край – край хлеборобный. В сентябре на площади Сахарова в г. Барнауле прошла хлебная ярмарка.

Тонны свежевыпеченного хлеба, караваи, булки и ватрушки в буквальном смысле завалили площадь Сахарова - праздник хлеба на Алтае проходил впервые за пять последних лет.

- Я надеюсь, ребята, что всё то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достаётся, каким нелёгким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете, Чем тёплый хлеб, лежащий на столе.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, пословицы о хлебе.

(слайд 29)

- А что обозначают выражения:

1) даром хлеб есть (жить напрасно, не принося пользы)

2) хлеб да соль! (пожелание приятного аппетита, благополучия гостей)

3) хлеб насущный (необходимые для жизни средства)

- Прочитайте правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

6. Подведение итогов:

На Руси гостей встречали и провожали хлебом с солью. Девушки, которые выносили хлеб, назывались каравайщицами. Сегодня наша каравайщица угостит всех гостей калачами и булками.

И надеюсь, узнав цену русскому хлебушку, никто из нас никогда не кинет хлеб на пол, не бросит его в товарища.

7. Заключительное слово учителя:

В лазоревых лентах колосья Венчают державный наш герб. Хлеб – радость и счастье, и гордость, Могущество Родины – хлеб!

См. презентацию.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также