Эдуард Шим - Сказки, найденные в траве. Шим хлеб растет читать


Эдуард Шим - Сказки, найденные в траве

"Сказки, найденные в траве" - это рассказы о цветах, о травах, которые мы встречаем на лугу, о растениях, что живут в реках и озёрах, о деревьях, растущих в наших лесах, о птицах и животных... 

Эта книга о том зелёном мире, который мы видим каждый день, но который так мало ещё знаем.

Э. ШимСказки, найденные в траве

Автор этой книги живёт на той же лестнице, что и я. 

Мы с ним иногда встречаемся в лифте. Естественно, что постепенно познакомились. 

"Как ваша фамилия?" 

"Шим Эдуард Юрьевич". 

"А!.. Это тот самый Шим, который писатель?" 

"Да, а ваша фамилия как?" 

"Образцов Сергей Владимирович". 

"А!.. Это вы тот самый Образцов, который руководит кукольным театром?" 

"Правильно". 

С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие. 

Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.

Вот я и пишу. 

За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Она с просяным зерном. Другая - как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала. 

Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро. 

К металлической авоське прилетают синицы - московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть. 

Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью. Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно. 

На столе рукопись Шима. 

Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.

Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души. 

Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья - одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано. 

Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка - это зерно, падающее в сердце ребёнка. 

Ребёнок родится, человек создаётся. 

Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.  

Человек воспитывается - и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное - приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое. 

Только так может вырасти в его сердце доброта. 

Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность - мать всякой науки. 

Только так может развиться эмоция, взволнованность - мать всякого таланта. 

Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники. 

Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук. 

Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли.

Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб - тот самый, который даёт ему к обеду мама. 

Пусть полюбит жизнь. 

Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое. 

Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать. 

С. Образцов

ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА

Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала: 

- Когда запахнет весной, мы тоже поедем. 

А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года. 

Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое. 

Я говорю: 

- Пахнет весной? 

Нет, - отвечает мама. - Весна только ещё улыбнулась. Рано! 

Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку - на улице шум весенний. 

Я говорю: 

Пахнет весной? 

Heт отвечает мама. - Весна ещё только голос подаёт. Рано! 

Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют. 

Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками. 

Мама понюхала подснежники и говорит: 

Вот теперь настоящей весной запахло... Пора ехать! 

Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями. 

Обыкновенной землёй пахнет весна.

ГДЕ НАША ДЕРЕВНЯ?

Сначала мы ехали на поезде, потом - в лобастом новеньком автобусе. 

Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется. 

Мама сказала: 

- Её издалека заметишь! 

Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают. 

Ползёт трактор, а за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля... Только проснулась да причёсывается. 

Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. Как будто облако спустилось на землю. 

Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом. Будто хоровод вести собрались. 

Ну, видишь? - спрашивает мама. Чего? 

- Да нашу деревню. Во-он, на горке... Издалека светится! 

Вот мне смешно стало! 

Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась.

ХЛЕБ РАСТЁТ

Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле - будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!

Мама сказала:

- Это хлеб растёт.

Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.

Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

А хлеб терпел.

Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась...

Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Тянется к солнышку, старается!

Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:

- До чего хлеб хорош!

КОГДА СВЁКЛУ СЕЮТ?

Встретился с моей бабушкой колхозный бригадир:

- Я посоветоваться хотел, Анна Степановна. Не пора ли раннюю свёклу сеять?

- Вечером тебе скажу, - отвечает бабушка. - Я ещё в лес не ходила, не знаю.

- Понятно, - говорит бригадир.

А мне ничего не понятно. Ни капельки... Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать?

- Деревья расспрашивать, - объясняет бабушка. - Цветы расспрашивать, травы... Они скажут, ранняя нынче весна или поздняя. Знак подадут, когда сеять свёклу, когда огурцы.

- Какой такой знак?

- Да они разные бывают, знаки. Вот, - говорит бабушка,- свёклу мы посеем, когда на опушках осина зацветёт. Это лучший срок. А почему? Да потому, что каждому овощу своё время... Свёкла любит не шибко холодную землю и не шибко нагретую. А такая земля бывает как раз в те дни, когда осина цветёт... Развесит осина серёжки, и это нам, огородникам, знак: "Сейте раннюю свёклу!"

Вон, оказывается, какие хитрости.

На лесной опушке - осина, в огороде - свёкла. Не соседи, не родственники.

Но когда сеешь свёклу, про осину не забывай.

Следи, когда она знак подаст.

profilib.org

Проверим себя и оценим свои достижения 83 - 87 / Рабочая тетрадь по литературному чтению

Ты прочитал произведения раздела «Природа и мы». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности?

Прочитай пословицу.

Определи, какая из пословиц выражает ту же мысль.

Э. Шим  Хлеб растёт

Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту

1) Почему лишь одно поле зеленое?

2) Что на этом поле посеяно?

3) Что значит «озимый хлеб»?

4) Разве под снегом могут прорастать ростки?

5) Каким образом хлеб на поле уснул?

6) Как зимует хлеб?

7) Как озимый хлеб реагирует на весну?

8) Что вызвало у людей радость?

Запиши план рассказа

План:

1) Зимнее поле

2) Зеленые ростки

3) Озимый хлеб.

4) Как зимует хлеб

5) Весенняя радость.

Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши.

На протяжении всей весны зеленые ростки возмужали и поднимались.

За лето они полностью выросли, а жгучее солнце позолотило их.

А вот уже постучалась в дверь осень.

Скоро на полях появятся комбайны и начнут убирать славный урожай.

Вот это добрый хлеб будет!

Л. Н. Толстой  Какая бывает роса на траве

С чем автор сравнивает росу?

Толстой сравнивает росу с алмазами, которые под светом солнца красиво блестят и переливаются различными цветами.

Придумай свои сравнения. Роса блестит, как

Снег на солнце, солнечные лучи в окне, алмаз на свету, чистый ручей, настоящий бриллиант, кристаллы льда, чистая слеза, снежинки в поднебесье, мыльные пузыри на солнце.

Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.

Более точно, на мой взгляд, изображаемую картину передает сравнение с кристаллами льда, алмазом, бриллиантами.

Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?».

Роса

Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения.

Знойный – очень жаркий;

Душистый – имеющий очень приятный и достаточно сильный запах;

Поглощать – впитывать что-либо;

Бисеринки – от слова бисер. Это значит – декоративные элементы небольшого размера.

Хрусталь – это особый вид стекла. Он отличается своей красотой и светоотражающими свойствами.

Кратко запиши своими словами, что такое роса.

Роса — это крошеные водяные капли, что появляются из влаги. Утром и вечером они оседают на листву, траву, различные растения.

Сравни художественный текст Л. Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.

Пример сравнения текстов о Росе для 4 класса.

 

Вывод: Л. Н. Толстой показывает красоту такого природного явления, как роса. Для того, чтоб нам легче и интереснее было читать, он использует различные изобразительно-выразительные средства.

Это помогает читателю в полной мере представить всю неотразимость росы.

А целью научной статьи является ознакомления читателя с непосредственно самим понятием, его природой (происхождением).

Поэтому авторы использую общеупотребимые слова, научные термины.

Они хотят расширить наши фактические знания. Ведь у них нет цели пробудить у читателя фантазию, как это делает Л. Толстой.

Мне кажется, что и тот и другой текст является одинаково полезным для читателя.

Различие в том, что они развивают разные стороны мышления и разума.

Научный текст обогащает багаж наших знаний.

Ведь нельзя ограничиваться лишь художественным описанием природы, в данном случае росы.

Необходимо знать каким образом образуются те или иные явления.

Тем более, имея эти знания, гораздо легче воспринимать, понимать всю суть и художественного текста.

Имея научное понимание «росы», начинаешь гораздо ярче понимать все, что хотел донести автор художественного текста.

Подключается фантазия и ты восхищаешься таким необычным чудом природы.

Обогащается литературный багаж знаний и воспитывается умение замечать прекрасное вокруг себя.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Проверим себя и оценим свои достижения стр. 83 - 87

gdz-gramota.ru

Эдуард Шим «Хлеб растёт»

Эдуард Шим

Рассказ

Гистограмма:

Количество голосов Возраст Средняя оценка
  
 18-24 
 25-34 
 35-44 
 7.00
 45-55 
 8.00
 >55 
Всего: 3Средняя: 7.33

Обратите внимание! Средняя оценка считается как средневзвешенная. Вес каждой оценки равен степени доверия сайта оценкам этого посетителя. Считается (обновляется) в фоновом режиме на основании разных критериев и статистик и не публикуется на сайте. Использование доверительного веса и средневзвешенного среднего сводит к минимуму влияние оценок недобросовестных накрутчиков. Простое среднее по оценкам этого произведения даёт значение 7.50.

Режим отображения:
  • таблица
  • список

Экспорт:

Вы можете разместить на другом сайте (форуме, блоге) картинку со средней оценкой этого произведения. Посетители будут видеть всегда актуальную, мгновенно обновляемую среднюю оценку.

fantlab.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *