Полный сценарий хлеб — всему голова. Сценарий хлеб всему голова


Полный сценарий хлеб — всему голова.

Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова».

(проведено в 4 «Б» классе 15 октября 2010 года)

Цель: 1. Расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей.Задачи:1.Расширить знания детей о том, как хлеб попадает на стол.2.Пополнить знания детей о предках хлеба.3.Рассказать детям о значимости хлеба в военное время.4.Воспитывать бережное отношение к хлебу.

(Под звуки песни «Русское поле» (слова И. Гофф, музыка Я. Френкеля) в класс входят дети и садятся на стульчики.)Ведущий:Всех гостей сейчас встречаемКруглым пышным караваем.Он на блюде расписном,С белоснежным рушником.С караваем соль подносим,Посетить наш праздник просим.Учитель: Ребята! Сегодня наш праздник посвящен чуду, чуду, взращенному и сотворенному руками человека, чуду земли - хлебу.- Какое коротенькое, но очень емкое слово «хлеб». Ведь хлеб занимает в жизни человека самое важное место. В хлебе содержатся белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, которые необходимы нам всем для здоровья, для жизни.

Сегодня на празднике вы сможете в этом убедится.

Звучит песенка о хлебе.

1.Сеют в поле зерна раннею весноюА над ними светит солнышко родное.На ветру веселом зашумят колосья.Будет урожайной золотая осень.

2.И зерно в амбары потечет рекою,И его машины сделают мукою.На заводе пекарь хлеб печет с любовью.Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!»

1 ученик: Каравай земли и неба сегодня на столе –Ничего полезней хлеба нету на земле.2 ученик: В каждом маленьком кусочке - хлебные поля.А на каждом колосочке держится земля.3 ученик: В малом зернышке пшеницы летом и зимойСила солнышка хранится и земли родной.4 ученик: И растет под небом светлым, строен и высок.Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

(Девочки исполняют танец колосков).

Ведущий:Хлеб мы едим каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.1 ученик: В хлебе здоровье наше, силаВ нем чудесное тепло.Много рук его растило,Сохраняло, берегло.

Учитель: - Ребята! Посмотрите на выставку.Прочитайте ее название: «Чудо земли - хлеб».Вы видите лишь малую часть всех хлебобулочных изделий. В мире насчитывается более 750 видов разных хлебобулочных изделий. Такое изобилие было не всегда.Пышный, мягкий пропеченный,Подрумяненный слегка.Хлеб с горбушкой золоченнойШел ведь к нам издалека.Несколько тысяч лет назад люди еще не умели выращивать хлебные колоски. Чтобы не умереть от голода, они собирали съедобные травы, корешки, ягоды и грибы. Но часто случалось так, что вместе со съедобными корешками человек приносил несколько зернышек. Люди пробовали жевать сырые зерна, но было не вкусно. А вот каша из этих зерен была очень вкусной. Потом люди стали растирать зерна камнями и получать муку. А из муки месить тесто, печь лепешки.Хлеб по вкусу был совсем не похож на наш. Он был грубоватым. В 11 веке на Руси стали выпекать хлеб из кислого теста. И получался он более мягким и вкусным. Кроме ржаного хлеба пекли и пшеничный хлеб, а так же сайки, куличи и пироги с разной начинкой.Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на Земле.

Святое дело – вырастить хлеб. Профессия хлебороба – одна из самых важных.Слава миру на Земле!Слава хлебу на столе!Слава тем, кто хлеб растил,Не жалел труда и сил.

СЦЕНКА

Мальчик - Каравай земли и небаСегодня на столе.Ничего полезней хлеба Нету на земле.Девочка - Каравай наш вкусный,Каравай красивыйНизко кланяемся тебе,Говорим: «Спасибо».Каравай - Лучше б вы не поленилисьЗемле – матушке поклонились.Мальчик -Спасибо матушка – земля,Что людям хлебушка дала.Земля - Лучше б вы не поленилисьТрактористам поклонились.Тем, кто Землю Острым плугом пашет,Чтобы было мягко зернышкам нашим.

Девочка - У трактористов труд особый,Ответственность большаяЗемлю хорошо вспахатьДля будущего урожая.Благодарим Вас за заботу,За отличную работу.

Трактористы - Лучше б вы не поленились,Сеяльщицам бы поклонились.Ведь они так трудились упорно,Чтоб в землю посеять янтарные зерна.Девочка - Сеять зерна - труд почетный.Мы вам спасибо говорим.У Вас ответственность большая.За это Вас благодарим.Сеяльщица - Лучше б вы не поленились,Зернышкам бы поклонились.Мальчик - Низкий поклон вам зернышки от нас,Ведь выросла дружная семья у вас.Зернышки - Лучше б вы не поленились,Солнцу в небе поклонились.Девочка - Спасибо золотое солнышко,Что согреваешь зернышки.Солнце - Лучше б вы не поленились,Дождику бы поклонились.Мальчик - Спасибо тебе дождик в небе,Что заботишься о хлебе.Дождик - Лучше б вы не поленились,Колоскам бы поклонились.Колоски - Колоски, чтоб были крепче,Не напала б злая тля,И удобрит, и подлечитЛетчик с воздуха поля.Лучше б вы не поленились,Летчику бы поклонились.Мальчик - Спасибо большое за Вашу работу,Ведь колоски Вы согрели заботой.Летчик - Стало поле щедрой нивой,Сильной, рослой, златогривой.Лучше б вы не поленились,Золотой ниве поклонились.Девочка - Спасибо тебе кормилица - нива.Как колосишься ты красиво.Ты янтарным зерном налита,Гордо стоишь – высока и густа.Нива - Хлеб созрел, в полях моторыПесню жатвы завели.На поля выводят комбайнерыПолевые корабли.Лучше б вы не поленились,Комбайнерам поклонились.Мальчик - Вы работою гордились,Не жалели своих рук.Вы работы не боялись.Мы благодарны Вам за труд.Комбайнеры - Святое дело - вырастить хлеб.Лучше б вы не поленились,Хлеборобам поклонились.Девочка - Почет и честь Вам хлеборобы!За Ваш прекрасный урожай,За то, что Родине Вы далиБогатый хлеба урожай.

Хлеборобы - Убран хлеб - и тихо стало.Мелят мельники зерно.Быстро в муку превратитсяИ в пекарню попадет оно.Лучше б вы не поленились,Пекарю бы поклонились.Девочка - Шлем с благодарностью привет,Тем, кто хлеб печет чуть свет.

Пекарь - Хлеб печем с любовью,Ешьте на здоровье.Даже скачут из печиВатрушки, сушки, калачи.Режь да ешь от всей души,Силы набирайся.Лишь напрасно не кроши,Хлебом не швыряйся.А если крошки останутся,Пусть воробьям достанутся.Мальчик - Так повелось на нашей земле:Из года в год, из рода в род, векамиСвежий хлеб, что в каждом доме на столеСогрет был человечьими руками.Девочка - Слава урожаю в закромах!Слава караваю на столах!Слава, слава дружным рукам!Слава, слава труженикам!

Учитель показывает детям кусочек хлеба весом 125грамм.- Ребята! А вы бы могли сказать сколько весит этот кусочек хлеба.125 грамм – это был поек на весь день для каждого жителя, осажденного фашистами Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Именно в военное время слова «хлеб» и «жизнь» были равнозначны.

Ученик читает стихотворение «Военный хлеб».Даже не верится, что когда – тоНа поле, сожженном огнем батарей,Перед атакой герои – солдатыДелили остатки ржаных сухарей.Военный хлебОн черен был и липок -Ржаной муки был грубоват помол.Но расцветали лица от улыбокКогда буханку ставили на столВоенный хлебОн кислым был,Ведь он был с отрубями.И были в нем частицы лебеды.И все ж с ладони жадными губамиСолдаты крошки хлебаСобирали после еды.Крошка хлеба, хлебная крошка.Это много? Или немножко?

Учитель: - Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. «Священным даром» называли обычный хлеб во время Великой Отечественной войны. Чтобы получить эти желанные 125 грамм хлеба, необходимо было на морозе отстоять большие очереди, держа в руках вот такую (показ) хлебную карточку. Не смотря на то, что хлеб был с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды и других суррогатов, люди понимали, что этот хлеб – это их жизнь. В блокадном Ленинграде от голода погибли более 641 тысячи человек.

Учитель: - Ребята! Наш праздник называется «Хлеб – всему голова». Объясните смысл этой пословицы.- Какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? Объясните их смысл. Хлеб – наше богатство.И обед нам не обед, если к супу хлеба нет.Без соли и без хлеба худая беседа.Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.Буханки хлеба нет, так и корочке честь.Даже каша с хлебом краше.

СЦЕНКА «БУЛКА». (С.В.Михалков)Учитель - Даже не верится нам с тобою,Что кто – то сорит этим чудом земли.Сердце за хлеб обливается болью,Когда он лежит в придорожной пыли.

Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда – сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул.И на ребят, почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувал.И вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал.Так повелось на моей всей земле:Из года в год, из рода в род. Веками.Родной наш хлеб и булки всеСогреты человечьими руками.Запомните как дважды дваНародной мудрости слова:«Кто хлебушком не дорожит,Тот мимо жизни пробежит.Вы вспомните мои слова,Проснувшись утром на рассвете.Ведь ничего дороже в жизни нет,Чем свежий хлеб на этом белом свете.И, если каждый из вас не глух, не слеп.Цените родной народный хлеб.- Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол.- Я – пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушел.А мальчики стояли молча,Опустив головы, глаза.Нам очень стыдно за такое поведенье.Из глаз катилася слеза.Ведь прав был пекарь – мудрый человек -Дороже хлеба в жизни нет.

- Какое счастье иметь на столе такое изобилие хлеба.- А теперь давайте повторим правила обращения с хлебом.1.Покупайте в магазине столько хлеба, сколько потребуется его вам и вашей семье на день – два.2.В магазинах – самообслуживания, чтобы выяснить, мягкий ли хлеб в продаже, пользуйтесь специальными вилками или ложечками.3.Купив хлеб, положите его в чистый полиэтиленовый пакет. Хлеб без упаковки легко впитывает влагу, запахи. Он может запылиться.4.Резать хлеб надо специально – заточенным ножом тонкими ломтями, на чистой деревянной дощечке.5.Мягкий хлеб легче режется слегка нагретым ножом.

Учитель: Хлеба к обеду в меру бери.Хлеб - драгоценность. Им дорожи!

- Какие правила хранения хлеба вы знаете?1.Хранить ржаной и пшеничный хлеб желательно раздельно. Продаются хлебницы с двумя делениями металлические, пластмассовые, деревянные.2.Своевременно удаляйте из хлебницы остатки хлеба (крошки, ломтики, кусочки). Ведь этими остатками можно покормить птиц.3.Не реже одного раза в неделю ваши родители могут промывать хлебницу слабым раствором уксуса, а затем тщательно просушить ее.4.Если хлеб храните в полиэтиленовых пакетах, то чаще их меняйте.

Учитель: А сейчас послушаем выступление ребят, которые споют частушки о том, какие хлебобулочные изделия они любят кушать. Частушки.1.Поскорее накрывай 2. Я в Высоковске живу,Стол скатеркой чистой Вкусные сухарики жуюПеред нами каравай Погрызу, потом глотаюС корочкой душистой. За обе щечки уплетаю.3.Тушки – татушки 4.Я люблю есть пироги.С творогом ватрушки. С рисом, с мясом и мукиИ с повидлом тоже есть С вишней сладкой и капустойСтолько, что не перечесть. Выбирайте, очень вкусно.5.Бублик с маком, 6.Мы девчонки - хохотушкиБублик с тмином. Учимся на «4» и на «5». До чего же вы красивы. Очень любим в перемену Всем на загляденье! Баранки, сушки пожевать. Всем на объеденье!7.Пекли на Масленицу мы 8.Хлеб. Он мягкий и душистыйБлиночки, блинчики, блины. Витаминов много в нем.Еще пекли оладушки Уплетай за обе щеки.Для любимой бабушки. Вырастай богатырем.9.Эти хлебные изделияОчень, очень любишь ты. За столом и на прогулке Уважай и береги!В заключение нашего праздника мне хочется сказать:-Так повелось на родной земле:Из года в год, из рода в род – веками.Родной наш хлеб и булки все Согреты человечьими руками.Запомните как дважды дваНародной мудрости слова:«Кто хлебушком не дорожит,Тот мимо жизни пробежит».И если каждый из вас не глух, не слеп.Цените родной народный хлеб!15

educontest.net

Хлеб - всему голова - Сценарии праздников: дошкольные, начальные, старшие классы

Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Хлеб - всему голова» для учащихся 2-ых классов.

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

/Зал украшен плакатами и рисунками о хлебе, вырезанными из картона хлебными колосками и плакатами с пословицами и загадками о хлебе; приготовлена выставка книг на тему «Хлеб – всему голова». Организована выставка репродукций картин: «Ужин трактористов» А. Пластова, «Хлеб» Т. Яблонской, «Сбор колосков» Л. Ройтер и др. Подготовлена стенгазета с интересным материалом о хлебе, с рецептами блюд из черствого хлеба./

Подготовлена на отдельных столах выставка булочных изделий.

На передвижной магнитной доске помещен эпиграф к данному внеклассному мероприятию:

«Хлеб, каравай

Сытный, насущный, единый.

Бьет через край

Дух молодой и былинный.

Добрый наш хлеб –

Тульский, кубанский и курский, -

Ты словно герб славной

земли нашей Русской».

/Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят учащиеся, гости праздника. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль./

Мальчик

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Девочка

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В.Бакалдин

/Звучит музыка. Дети преподносят гостям хлеб-соль./

Ведущий.

Доброго здоровья, гости дорогие! Сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом-солью. История хлеба неотделима от истории человечества. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью. Недаром у многих народов хлеб, как солнце и золото, обозначались одним символом – кругом с точкой посередине. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Есть только одно слово равнозначное слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ».

В одном из очерков я прочитала: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

Выходят дети в костюмах Колосков.

Колосок 1-ый.

Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человеческими руками.

Колосок 2-ой.

Он их теплом, как их добром, пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом, в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Колосок 3-ий.

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

Колосок 4-ый.

Ты вырастешь, и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете».

Ведущий.

Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю. Как ты пришел к людям, Хлеб?

Колосок 1-ый.

Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски.)

Колосок 2-ой.

В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-ий.

Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-ый.

А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущий.

Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Так же уважительно относились и относятся к труду тех, кто создает хлеб. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами – Иван, Федор, Петр.

А знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Хлебороб. Раньше этих людей называли хлебопашцами. У слова «хлеб» очень много родственных слов. Хлеб, хлебец, хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка, хлебобулочный, хлебоуборочный, хлебохранилище.

Точно, с исключительной полнотой оформил народ свое отношение к хлебу. Шлифовалось оно веками и стало словом из поговорки, пословицы, присказа.

-Хлеб на стол – и стол на престол!

-Хлеба ни куска – и стол доска…

-Будет хлеб, будет и обед.

-Без соли, без хлеба – худая беседа.

Я объявляю конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок. В этом конкурсе могут принять участие учащиеся, наши гости, подняв руку.

-Хлебушка - всему свету дедушка.

-Будет хлеб – будет песня.

-Плох обед, когда хлеба нет.

-За хлебом – все добро.

Хлеб – от земли, сила – от хлеба.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без соли, без хлеба половина обеда.

Баловством хлеба не добудешь.

Все от хлеба-батюшки.

Ведущий.

Ну а теперь немного отдохнем, проведем физминутку. Представьте огромное хлебное поле, колоски колышет ветерок, все дышит солнцем, теплом радостью. Улыбнемся и проведем небольшой комплекс под музыку.

Ведущий.

Вы прекрасно знаете пословицы и поговорки, а знаете ли вы и умеете ли отгадывать загадки о хлебе.

1.Какое море за селом 2.Он на солнышке стоит

Волнует ветерок? И усами шевелит,

В нем волны можно собирать, Разомнешь его в ладонях,

Укладывать в мешок. Золотым набит зерном.

/Поле/ /Колос/

3.Мнут и катают, 4.В поле росла,

В печи закаляют, Под жерновом была,

А потом за столом Из печки на стол

Нарезают ножом. Караваем пришла.

/Хлеб/ /Пшеница/

5.Что две недели зеленится, 6.Я пузырюсь и пыхчу,

Что две недели колосится, Жить в квашне я не хочу.

Что две недели отцветает, Надоела мне квашня,

Две недели наливает, Посадите в печь меня.

Две недели подсыхает? /Рожь/ /Тесто/

7.Кольцо не простое, 8.И комковато, и ноздревато,

Кольцо золотое, И кисло, и ломко,

Всем на загляденье… А всех милей.

Ну и объеденье! /Бублик/ /Хлеб/

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)

А теперь мы все попадаем в театр. Театр необычный. Актерами выступают дети. Давайте вспомним, как зрители ведут себя в театре. /Ответы детей./

Инсценировка белорусской сказки «Колосок».

Ведущий.

Какой же путь прошло зернышко, чтобы петушок мог испечь пирог?

Испокон веков было принято на Руси потчевать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб, само название происходит от слова «пир» - праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог: к приезду дорогих гостей – «Хлеб да соль», к свадьбе – обрядовый « каравай», к появлению в доме новорожденного – «Бабкины пироги».

Каравай - истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и «ширины», и «вышины». Но прежде всего – это особый, богато украшенный хлеб – каравай.

Ну а мы проведем с вами игру-хоровод «Каравай-каравай…»

Ведущий.

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех,

«Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!»

(Дети идут по кругу. Один ребенок – в центре. Он водящий.)

Все: Как на Колины именины

Испекли мы каравай (дети останавливаются)

Вот такой вышины (приподнимают руки)

Вот такой нижины (приседают)

Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг)

Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг)

Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай! (прихлопывают в ладоши)

Водящий.

Я люблю, конечно, всех, ну а … больше всех!

Игра повторяется 3 раза, темп убыстряется.

Ведущий.

А кто из вас знает, какие машины помогают людям при посадке хлеба, его сборе? /Тракторы, комбайны, хлебоуборочные машины./

Куда везут собранную пшеницу и рожь? /На элеватор./

Что делают на элеваторе?

Куда поступает мука?

Что делают, используя муку?

А раньше, когда не было этих машин – помощников, люди пахали землю плугом. /Демонстрация плуга./

Сколько людей работает, чтобы мы с вами ели вкусный душистый хлеб. /Показать выставку./

Хлеб можно видеть белый, серый, черный. На хлебозаводах делают специальный хлеб для подводников и космонавтов. В космосе крошки разлетаются и могут попасть в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают в виде крохотных булочек на «один укус», герметически упакован, хранится долго. Но так было не всегда. /Звучит музыка./

В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от голода погибло людей почти в 40 раз больше, чем от авиабомб и снарядов. Город был окружен войсками фашистской Германии. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов хлеба. /Показать./ Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза.

В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

«В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм». /Рождественский Р./

Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Если мы с вами проведем простой подсчет, то получится следующее: если каждый ученик за один день не доест или выбросит 50 граммов хлеба (показать кусочек), это составит по школе 35, да 35 буханок хлеба!

«Хлебом дорожи настолько, чтобы знал и класс твой весь. Постарайся брать лишь столько, сколько можешь сразу съесть!»

Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.

Колосок 1-ый.

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

И он отдыхал, накрытый холстом.

Колосок 2-ой.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка –

Ни крошки, ни крошки, ломоть – до конца.

Колосок 3-ий.

На свете я видела хлеба немного.

Его отмеряли так скудно, так строго.

Его заливали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком.

Колосок 4-ый.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего,

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Колосок 5-ый.

На свете я видела хлеба разливы:

Мешки, бункера, элеваторы, нивы,

Он золотом лился, волною бежал,

Горой на токах деревенских лежал.

Колосок 6-ой.

И если примечу кусок в небреженье,

В грязи природной, в дорожной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять это чудо Земли и спасти.

Колосок 7-ой.

Зреет тучей золотой новый урожай.

Каждый колос наливной крепко уважай.

Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,

Надо в поле уберечь каждый колосок!

Колосок 8-ой.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Колосок 9-ый.

Хлеб – это жизнь.

Недаром хлеб называют насущным.

Вот поэтому наш девиз:

«Бережно относись к хлебу!

Ведущий.

Мы заканчиваем наш праздник «Хлеб – всему голова». Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили свой труд, чтобы мы свободно могли купить любое хлебобулочное изделие. Хлеб всегда будет жив и одушевлен нашей памятью. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для нас, как энергия солнца, как свет и воздух, потому хлеб и бесценен.

Хлеб – всему голова. Хлеб будет – все будет!

Автор: Кондрашова Елена Михайловна

pedportal.net

Сценарий "Хлеб – всему голова"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Оформление: На центральной стене плакат с изображением каравая, по бокам слова: “Хлеб – всей жизни голова”, на стене прикреплены колосья. На боковой стене плакаты, изображающие сбор урожая. На столе, накрытом вышитым полотенцем, каравай, сольница, изделия из муки. Слева находятся столы, на которых выпечка из отходов хлеба (приготовлена родителями).

Оборудование: баян, детская педальная машина.

Костюмы: каравай, пекарь, мельник, русские национальные, рабочий.

Материал: стихи о хлебе, рассказ Сенченко “Хлеб святой”, песни “Зернышко”, муз. Чичкова “Хлеборобы”.

ХОД ПРАЗДНИКА

Под музыку И. Дунаевского “Урожайная” в зал входят дети. Все становятся вдоль центральной стены.

Учитель: Дети, посмотрите, как оформлен зал. Мы сегодня собрались, чтобы прочитать стихи, спеть песни о хлебе. “Хлеб – всему голова” - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. Вот они у нас на столе.

Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.

1 Вот он, хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой. Вот он, теплый, золотистый, Словно солнцем налитой.

2 В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем…

Все дети: уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

3 Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе.

Дети: люди долго и упорно потрудились на земле!

Учитель: О хлебе сложено много песен.

Песня “Зернышко”, муз. Чичкова.

Учитель: А теперь послушайте, как приходит к нас на стол хлеб.

1 За лесами, за лугами Раздается в поле гром, Это тракторы плугами Пашут легкий чернозем.

2 На широкие долины Вышли новые машины: Глянь в раскрытое окно- Сеют сеялки зерно.

3 Сколько в это зернышко Вложено труда, Знают только солнышко, Ветер да вода.

4 Посеяли хлеб хлеборобы весною, Созрел он и встал Золотистой стеною И слышит страна; За уборку пора, Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Песня “Хлеборобы”.

Учитель: Дети, расскажите, как из зерна получают хлеб.

Дети: Зерна мелют на мельнице в муку, ее везут на хлебозавод, на пекарни. Там выпекают хлеб, булки, калачи. Все это мы покупаем в магазине.

Учитель: Дети, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки нашего пекаря. Здесь и каравай , булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, дети, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Дети: Много снега – много хлеба.

Посей впору – будешь иметь хлеба гору.

Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Учитель: Теперь отгадайте загадки:

1 Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят.

2 В долг зерно возьмет, каравай вернет.

3 Он идет – волну сечет, из трубы зерно течет.

Учитель: Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей страны. Наступает праздник урожая.

Звучит музыка.

В зал въезжает детская педальная машина, в ней сидит мальчик в костюме каравая.

Инсценировка стихотворения Т. Коломиец “Праздник каравая”.

Учитель: К первоклашкам на машине Каравай приехал ныне. Пышной коркой похрустим Все на свете угостим Вкруг вставай, каравай, Кого хочешь – выбирай!

Каравай: (вылезает из машины и становится в середину круга, который образуют дети.)

Пекаря!

Он не грел на печке бок – Каравай ребятам пек. Пекарь с нами поиграй, Кого хочешь – выбирай!

Входит пекарь, становится рядом с караваем.

Мельника!

Не молол он чепуху, А смолол зерно в муку! Мельник, с нами поиграй, Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал, А хлеба растил и жал! Хлебопашец, в круг вставай, Кого хочешь – выбирай!

Выходит хлебопашец в русском национальном костюме.

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами – Тягачами, тракторами! А награда – урожай! Всех на праздник приглашай!

Выходит рабочий (в комбинезоне), становится рядом с хлебопашцем.

Пекарь: Слава урожаю в зернах!

Мельник: Слава караваю на столах!

Хлебопашец: Слава, слава дружным рукам!

Рабочий: Слава, слава труженикам!

Все дети выстраиваются полукругом. Выходят мальчик и девочка в русских национальных костюмах.

Девочка: Человек привык трудиться.

Люди пашут, сеют, жнут!

Мальчик: В каждом зернышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба – труд!

Песня “Без труда не проживешь”, муз. Агафонникова.

Учитель: У народа есть слова: “Хлеб – всей жизни голова!” Послушайте рассказ Сенченко “Хлеб святой” и подумайте, чему учит этот рассказ.

Рассказ читает учитель.

Учитель: Скажите, дети, чему же учит нас этот рассказ? Как же нужно относиться к хлебу? Что можно приготовить из остатков хлеба?

Дорогие гости! Вы, наверное, посмотрели нашу выставку – выпечку из остатков хлеба, приготовленную детьми и родителями. Об этом они сейчас сами вам расскажут.

Девочка: Мы хотим угостить гостей этими изделиями.

Дети в костюмах раздают угощения.

Учитель: На этом наш праздник заканчивается. Благодарим всех, кто пришел к нас сегодня в гости.

Звучит музыка. Дети выходят из зала.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сценарий: Хлеб всему голова !

Сценарий

районного торжественного собрания,посвященного Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности » ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА «

КДЦ им. Г.М, Аушина 27 ноября 2009 г.

Празднично украшен козырек Дома культурыНа площади ДК звучат музыкальные фонограммы на тему песен “Земля, родной край, раздолье для души”Праздничная выставка в фойе ДКЗал. Праздничное оформление сценыДо начала звучат фонограммы праздничных песен.Занавес закрыт. На порталах высвечена заставка “Битва за урожай — 2009 г.”

10-55 перед началом звучит песня “Колышется хлебная нива”

Пауза

11-00 __________________________________________________________

Занавес открывается. На сцене выстроены коллективы ЦДК, Сибирского ДК, Добровольского ДК, КДЦ им. Г.М. Аушина.

На открытие занавеса диктор читает текст

Диктор:Не напрасно народС давних пор и понынеХлеб насущный зоветСамой первой святыней.Золотые словаЗабывать мы не в праве:Хлеб — всему голова! -В поле, в доме, в державе!

Исполняется хореографическая композиция: “Как земля прекрасна”

На протяжении всего вечера на порталах будет проецироваться соответствующие тексту и действию на сцене — кадры

Вручение хлеба — главе Русско-Полянского муниципального района.

Ведущие на сцене. Коллективы на сцене

Вед.1: Добрый день, дорогие русскополянцы!

Вед.2: Здравствуйте, уважаемые земляки!

Вед.1: Русско-Полянский район, рабочий поселок Русская Поляна, совсем недавно отметившая свой 100-летний юбилей, жизнь людей нашего гостеприимного края состоялись благодаря кормилице ниве, благодаря хлебу, выращенному славными сельскими тружениками!

Вед.2: Скажут:“Хлеб — избитая тема”Я иду и смеюсь над такимиИ несу домой — каравай, как поэмуСозданного сибиряками,Земляками моими.

Вед.1: В стремительно развивающемся мире многие прежние ценности теряют свою силу. Но хлеб — был, есть и будет символом процветания и благополучия нации. Вот почему сегодняшний праздник — День работников сельского хозяйства — особенный для всех нас!

Вед.2: Так давайте же поздравим всех, чьим трудом создаются богатства нашей Родины — России

Вед.1: Дорогие земляки, герои страды — 2009! Вас поздравляет с праздником Глава Русско-Полянского муниципального района …

Вед.1: Возвышенней нет и счастливейВ служении вашему долгу,Чем верность Кормилице — нивеИ верность родимому дому!

Вед.2: В дни праздничных торжеств русскополянцам, внесшим существенный личный вклад в развитие района, присваивается звание “Почетный гражданин Русско-Полянского муниципального района”.Претендентов на соискание этого звания выдвигают органы местного самоуправления, трудовые коллективы.

Вед.1: Внимание! Церемонию награждения проводят Глава Русско-Полянского муниципального района …….. и председатель Совета Русско-Полянского муниципального района ……….

“Хлеб всему голова” – Целинный КДЦ, хор

1 “Гармонь”………………………………… Целинный КДЦ

2 “Ой вы гости дорогие” (А-капелла)… “Сибирские девчата”

3 “Околица”…………………………… “Сибирские девчата” и образцовый детский хореографический ансамбль “Цветочинская карусель”

4 “Золоченая церковь”………………. Н. Калинина

5 “Удаль молодецкая”………………… Мужской пляс, Целинный КДЦ

6 “Бабье лето”…………………………..

С переходом в Н. Люхман, КДЦ им. Г.М. Аушина

7 “Трактористка”………………………. Н. Люхман, КДЦ им. Г.М. Аушина

8 “Киевский вальс”……………………. Н. Быкова, КДЦ им. Г.М. Аушина

9 “Дроби бей”………………………….. “Цветочинская карусель”, школа №2

10 “Амулет”……………………………… О. Шумайлова, О. Петухова, К. Хиленко

11 “Фантазия”…………………………… А. Петренко, КДЦ им. Г.М. Аушина

12 “Танец”……………………………….. Группа медиков

13 “Приходите в мой дом”……………… Ю. Потапкин, Н. Светлаева, КДЦ им. Г.М. Аушина

14 “Живы будем, не помрем””………… Добровольский КДЦ

15 “Приезжайте, увидите сами”……….. “Родные просторы”, “Русские узоры”

16 “Мой дом Россия”…………………… Ю. Потапкин

Все участники программы на сцене.

На их фоне – ведущие:

Вед.1: За все тебе спасибо,Моя прекрасная земля!За хлеб, колосья налитые,За ширь — бескрайние поля!

Вед.2: За то, что после ратной жатвыМашин усталых равен строй,За то, что Родина — не карта,А русский воздух, мы с тобой.

Вед.1: Да будет ваша жизнь светла во всемЧтоб никакой невзгоды не случилось, И радует земля как теплый домДаруя каждый год вам только милость!

Все участники “Русская Поляна” .

Вед.1: С праздником вас, труженики земли Русско-Полянской!

Вед.2: Пусть ваша жизнь, будет полна здоровья и радости!

Фонограмма праздничная

Сценарий разработала Е.И. Лаптева

Дополнительно.У жизни были б скучны перспективыКогда б не знали мы,Что основательно, прилежно. терпеливо,Вершит свой труд работник, на селе.

Он не стремится к почестям и славе — Он очень скромен и в быту неприхотлив — Работой просто пользу он несет державе,Работе поклоняясь до земли.

Он тяжкий хлеб свой добывает потом, — Вспахать, засеять, боронить, скосить….Как жизнь, как песня для него работа — Уж так оно ведется на Руси…

И редок праздник, но настанет если — Гармонь достанет он, и чарочку нальет…Вас — с праздником! И пусть звончеют песни!И пусть награды и удача вас найдет!

Сценарии по теме

  • Ярмарка труда — Сценарий районного праздника день сельского хозяйства Ярмарка труда - Сценарий районного праздника день сельского хозяйства СценарийДень сельского хозяйства 2009 «Ярмарка труда!»Занавес закрыт, на мкдиопроекторе заставка «С днем сельского хозяйств...
  • Торжественно и памятно — день милиции Торжественно и памятно - день милиции «Торжественно и памятно»( праздничная торжественная программа, посвящённая Дню милиции) Оформление: на заднике - три полотнища белого, синего и ...
  • Сценарий празднования Дня работников культуры Сценарий празднования Дня работников культуры Сценарий Открытие «Алкаган сос»(в нац.русс. и алт. костюмах выносят нац. блюда)«Замыкая круг»Танец «Ника» ( дети с шарами)(ФАНФАРЫ, ВЫХОД ВЕДУЩИХ)Вед....
  • Сценарий поздравления с Денем милиции Сценарий поздравления с Денем милиции День милиции.Музыка. Выход группы.В столице и в провинцииВсе сутки напролетРоссийская милицияПокой наш бережет.В милиции, естественно,Не место слабаку,Ведь дол...
  • Сценарий к Дню работника культуры в районном ДК Сценарий к Дню работника культуры в районном ДК Сценарий к Дню работника культуры.Ведущая: Живи, моя профессия, живи! Живи и процветай на радость людям- Мечтай, дерзай, выдумыв...

holidayscenario.com

Сценарий развлечения "Хлеб - всему голова"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Сценарий мероприятия для детей дошкольного возраста

«Хлеб – всему голова»

Разработал:

Музыкальный руководитель

Ведешкина М. Б.,

Воспитатель Тувалева Л. В.

Ядрин, 2016

Программное содержание:

1. Расширять и углублять представления детей о том, как выращивают хлеб, и как он попадает на стол.

2. Развивать познавательные процессы (память, внимание, речь).

3. Воспитывать у детей уважение к людям труда и бережному отношению к хлебу.

Предварительная работа. Беседы о труде хлеборобов, чтение рассказов «Прости, меня хлеб» О.Глинской, «Как самолет в поле работает» И. Винокурова.

Разучивание песенного и танцевального материала.

Рассматривание картин и иллюстраций.

Материал. Букет из колосьев. Хлеб-каравай. Иллюстрации, изображающие последовательный процесс выращивания и изготовления хлеба. Колосья для танца. Фигуры для пальчикового театра: дед, баба, тесто, колобок. Разрезанная на части картинки для игры «Пазлы».

Xoд развлечения

Дети входят в зал, садятся на стулья

Воспитатель:

Ребята, послушайте загадку:

Рос сперва на воле, в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда меня смололи,

Я в муку превратился. (Колос.)

Правильно! Сегодня разговор наш будет о хлебе.

У народа есть слова:

«Хлеб - всей жизни голова».

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе!

Чтение пословиц. Без хлеба – нет обеда.

Много снега – много хлеба.

Хлеб всегда надо доедать.

Будет хлеб – будет и пища.

Не трудиться – хлеба не добиться.

Без хлеба сыт не будешь.

Хлеб да каша – пища наша.

Хлеб – всему голова.

Дети читают стихи.

1-й ребенок:

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятка рук.

2-й ребенок:

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!

3-й ребенок:

Крепкою державой

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве - царь!

(T. Шорыгина)

Звучит музыка. На ширме появляются Дед и Баба.

Дед.

Ох, захотелось колобка,

У нас есть масло и мука? (Бабе)

Ты бы тесто замесила

Да детишек угостила.

Баба.

С охотой я возьмусь за дело,

Хоть задача нелегка:

Чтоб тесто сделать пышным, белым,

Нужна не только мне мука.

Вниманье нужно да уменье,

Про соль и сахар не забыть.

Чтоб лучше сделать угощенье,

Начну-ка тесто я месить.

Дед и Баба.

Тесто мы месили, масла добавляли.

Выбились из сил, ох, как мы устали!

Уходят.

Тесто.

Очень сдобное я тесто,

Усидеть здесь не могу,

Мне в кадушке мало места,

Тесно, тесно, убегу!

Баба (выбегает).

Ай-ай-ай! Куда? Куда?

Вот несчастье, вот беда!

Не уйти тебе от нас!

Будет колобок сейчас!

Колобок падает в руки воспитателю.

Баба. Убежал мой колобок, не попался на зубок!

Уходит, ширма закрывается.

Звучит песня «Колобок», музыка Г. Струве, слова В. Татаринова.

Воспитатель. Укатился Колобок от Бабы с Дедом да к нам в гости попал. Отправимся мы вместе с ним в путешествие, узнаем, как хлеб растет.

С древних времен люди берегут и уважают хлеб, без него нет жизни.

Давным-давно, это было, когда люди жили в пещерах. Случилось так, что людям нечего стало есть, и отправились они на поиски мест, где можно было прокормиться. Долго они шли, многие умирали от голода. Один человек упал, потерял сознание, а когда очнулся, рядом никого не оказалось.

Ему очень хотелось есть, и вдруг он увидел удивительное растение, из которого сыпались мелкие зёрнышки. Человек попробовал одно зёрнышко. Приятный вкус и запах оживили его, подействовали на него как лекарство. Человек стал есть эти зёрнышки и окреп, у него появились силы. С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски.

Воспитатель (показывает детям зёрна). Вот какие маленькие зёрнышки: из них и растут хлебные колоски. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? ( Ответы детей.) Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, во всю кипит работа. Посмотрите на картину. Так в старину пахали землю (картина 1), сеяли хлеб (картина 2). Тогда не было машин, и люди всё делали вручную.

А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым. Вы знаете такие песни? (Дети исполняют песню-попевку «Нива золотая»). И вырастала пшеница да рожь сильная, наливная. Колосилась на солнце, золотом отливала (картина 3).

(Воспитатель показывает иллюстрации.)

3-й ребенок. Встает стеною золотой,

Волнуется пшеница,

И каждый колос налитой

К земле готов склониться.

(Н. Забила)

4-й ребенок. Я – пшеничный колосок,

Тонкой ножкою высок,

Рос на ниве золотой.

Посмотрите, я какой.

Воспитатель. Отправимся и мы с вами на такое поле. (Дети исполняют «Танец с колосьями»). Вот и созрели колосья. Посмотрите, какое поле ржи - оно и так переливается на солнце, колышется на ветру! Наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины.

5-й ребенок. Рожь наливается зерном

Тяжелым, урожайным,

И солнечным, погожим днём

В поля идут комбайны.

(Н. Забила)

Воспитатель. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой. (Рассматривают картину 4.) Песни пели, когда жали хлеб.

(Дети исполняют песню «Расти рожь»).

Колосья ржи или пшеницы везут на молотильню. Там их молотят, зерно высыпается, а потом его отправляют… куда? Правильно, на мельницу. Сейчас построены большие заводы, где жернова вращаются при помощи моторов. А в старину мельницы были….какими? Ветряными, водяными.

Так из зерна получается мука.

Дети старшей группы исполнят «Песенку о хлебе». Музыка В. Витлина, слова П.Кагановой.

А ­­­что можно испечь из муки? (Ответы детей).

Воспитатель. А вот и наш красавец каравай! Посмотрите на него и скажите, какой он? (Ответы детей). Под музыку «Каравай» выносим каравай.

Чтение стих «Каравай».

6-й ребенок 1. Вот каравай, на него посмотри,

Добрые руки его испекли.

Труд хлебороба всегда береги!

7-й ребенок 2. Ты, дружочек, не ленись,

Хлебу низко поклонись.

Обойди весь белый свет,

Вкуснее в мире хлеба нет.

Воспитатель. Ребята, в этом стихотворении говорится о том, что хлеб проходит долгий путь. Это нелегкий труд людей, достойный уважения. Поэтому относиться к хлебу надо бережно, с огромной любовью.

Игра «ПАЗЛЫ»

Воспитатель. Вот сколько мы с вами узнали сегодня интересного! Про хлеб сложено еще много песен, стихов, потешек, скороговорок. И Колобок хочет послушать. Послушаем

1.Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали

Мышки зубики сломали.

2. Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

3. Испекла Иришка

Куклам по коврижке.

Нравятся коврижки

Грищке и Маришке.

Песенка-закличка. Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

8-й ребенок. Слава урожаю –

В закромах!

Слава караваю –

На столах!

Слава, слава

Дружным рукам!

Слава, слава

Труженикам!

Воспитатель. Ребята, что нового сегодня вы узнали? Как надо относиться к хлебу? Я надеюсь, вы будете беречь хлеб, потому что уже знаете, как непросто его вырастить. А ещё потому, что хлеб – это наше богатство, здоровье, сила. Ну, а теперь… правила пользования хлебом.

Бери хлеба столько, сколько съешь.

Не оставляй недоеденных кусков.

Никогда не бросай хлеб.

Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали человеческий труд.

Картина 1

Картина 2

Картина 3

Картина 4

infourok.ru

Сценарий Хлеб всему голова

Донецка общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней № 89

Внеклассное мероприятие на тему:

«Хлеб – всей жизни голова».

Разработала и провела

учитель начальных классов

Орлова Н.В.

Донецк

Праздник «Хлеб – всей жизни голова».

На классной доске плакат со словами «Праздник «Хлеб – всей жизни голова». На доске написаны пословицы о хлебе. По сторонам стоят снопы пшеницы и ржи. У доски накрыт праздничный стол. На нем лежат румяные булочки, пирожки, пряники.

Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в класс входят учащиеся, гости праздника, родители. Справа и слева от праздничного стола участники праздника. В центре девочка и мальчик в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб – соль.

Мальчик. Слава миру на земле!

Девочка. Слава хлебу на столе!

Мальчик. Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Девочка. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

В. Бакалдин

(Вручает хлеб – соль гостям праздника.)

Чтец. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Чтец. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Чтец. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

С. Погореловский

Чтец. Рожь, рожь… Дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь, рожь – до свода голубого.

Чуть видишь, где – нибудь вдали,

Ныряет шапка верхового,

Грузовичок плывет в дали.

Чтец. Рожь уродилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула – хоть подпирай.

Знать колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды, вагоны,

Составы хлеба над землей.

А. Твардовский

Исполняется песня «Золотое зернышко» (музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского). 10 девочек в костюмах (на голове зеленая косынка с желтым колосом пшеницы, белые футболки, зеленые юбки) выбегают вперед:

Мы золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Мы дружим, не разлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотистые.

Мы ветерком провеяны

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждое - зернышко

Маленькое, скромное,

А вместе хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

Р.Валеева

Девочки исполняют танец «Золотая пшеница».

Учитель. Есть хлеб, будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.

Чтец. На свете я видела хлеба не мало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Учитель. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! В одном из очерков, посвященных селу, я прочитала: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевести крошку хлеба! »

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – на зло фашистам, на зло бомбежкам и обстрелам. Живой – значит победа!

Чтец. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба

125 грамм.

Р. Рождественский

Чтец. В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сраженный

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб - всей жизни голова».

Чтец. Выйди в поле за станицу,

Дымка сизая клубится…

Слышит чуткая округа

Гул моторов день-деньской,

И бурлит земля под плугом,

Как высокий вал морской.

Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода

Мать – земля на целый год,

Чтоб сошлись, как в океане,

В закромах твоей страны

Золотой поток Кубани

И далекой целины.

В. Бакалдин

Учитель. В 1954 году началось освоение целинных земель.

Чтец. Степные машины

Покоя не знают,

Горячую воду

Моторы глотают.

Горячее солнце,

Нагревшийся воздух,

И ночью восходят

Горячие звезды.

И капли горячего

Пота на спинах –

Горячее время

В совхозах целинных…

Пшеница стоит,

Опаленная зноем.

Над степью горячею –

Марево злое.

Но ветер доносит

Сквозь горечь полыни,

Сквозь запах бензина

В горячей кабине,

Сквозь гул молотилок,

Сердец колыханье –

Горячего, сытного

Хлеба дыханье!

В. Семернин.

Чтец. Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей

Не хотим мы видеть черных

Зерен выжженных войной,

Пусть сияет нам узорный

Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!».

Н. Тихонов

Чтец. «Хлеба у нас вдоволь. Посмотрите, на полках магазинов пшеничный и ржаной, паляницы, булочки, бублики. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. И порой становиться обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного лиха, не ценят хлеб. Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому что бережливость – мать богатства, один из важных факторов экономического могущества нашей Родины.»

Чтец. Глубоко ошибается тот, кто решил в нынешние времена, когда нива оснащена современной техникой, хлеб дается легко. Нет, он добывается в поте лица и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла.

Чтец. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери писал «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем».

Чтец. Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург – народ.

Чтец. Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Чтец. И еще помни: для того чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Чтец. Не легок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.

Чтец. Святое дело – вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 граммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколь же надо, чтобы накормить народ?

Чтец. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба! Никогда она не отомрет, не устареет.

Чтец. И нет для человека более приятного запаха, чем запах свежего хлеба.

Чтец. Русский хлеб причастен ко всему

К дружбе наций, к миру, к правде,

К счастью на земле.

Чтец. Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песни той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой на поле,

Не громко молвит: «Поклонись ему,

как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь : «Ничего дороже нет,

чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Н. Аникеева

infourok.ru


Смотрите также