Работа над стихотворением Н.Рубцова «Хлеб». Рубцов хлеб


Работа над стихотворением Н.Рубцова «Хлеб».

Учитель. – Если в своем произведении Д.С.Самойлов главную мысль высказывает прямо и открыто, поэт Н,Рубцов в стихотворении «Хлеб» прячет ее в самом тексте, и читатель должен ее разгадать. Но вначале послушайте стихотворение.

(Учитель считает текст, после чего ребята отвечают на вопросы учителя).

Учитель. – Сравните то, что взял в дорогу герой и то, что положила ему старая женщина. Как определяет автор свое отношение к этим предметам, и какими словами?

Дети. – Герой положил в котомку лакомства: сыр, печенье и миндаль. Автор называет это «роскошью».

- Герой предпочел эти лакомства хлебу, а хлеб №не взял», отнесся к нему с пренебрежением:

«Ведь это же мученье –

Волочиться с ним в такую даль!»

Учитель. – А почему старая бабушка все–таки «сунула краюху»? Найдите этому объяснение в тексте.

Дети. – Бабка знала жизнь, цену хлебу.

- Из своего жизненного опыта («все на свете зная наперед») старуха сделала вывод, что всегда самым главным на Руси был хлеб, - и он главнее всех продуктов.

- Недаром в народе говорят, что «хлеб всему голова». Есть такая пословица.

Учитель. – А как вы объясните поучительные слова бабушки:

«Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себя несет…»

Дети. – Это надо понимать, что с хлебом человек всегда будет сытым, а значит сильным и выносливым.

- Хлеб - главный продукт, в нем есть все необходимые питательные вещества для жизни человека, и благодаря ему человек может преодолеть нелегкий путь.

Учитель. – А почему герой по-другому отнесся к хлебу, недооценил его?

Дети. – Наверное, он был молодым и неопытным.

- Он, наверное не испытал недостатка в хлебе, не знавал голода.

- В отличие от бабушки, прожившей нелегкую жизнь, герой не знал, что обычная маленькая краюха хлеба не раз спасла человека от голодной смерти.

Учитель. – Именно эту мысль и заложил Н.Рубцов в своем стихотворении: чтобы все дети, живущие нынче в достатке и не испытавшие голода, поняли настоящую цену хлеба, который действительно «всему голова», т.к. именно он является главным продуктом на слоте человека.

О высокой ценности хлеба народ сложил немало пословиц и поговорок.

Давайте попробуем подобрать хотя бы несколько.

(Ребята подбирают):

«Мир на Земле – хлеб на столе»;

«Жизнь замешана на хлебе»;

«Хлеб – святыня для людей»;

«Изба красна не углами, а хлебом да пирогами»;

«Беда на селе, коль хлеба нет на столе»;

«Без соли и хлеба худая беседа»;

«Хлеб на столе – хозяин, а закуска – гость».

(В оставшиеся на уроке время учащиеся выразительно читают стихотворение).

6. Домашнее задание.

Выучить стихотворение Д.Самойлова или Н.Рубцова наизусть (по выбору). Подобрать пословицы, поговорки, крылатые выражения о хлебе.

Второй урок.

I. Минуты поэзии.

Чтение учащимися любимых стихотворений.

2. Работа с пословицами и поговорками. Определение их главной мысли.

(Учащиеся читают подобранные дома пословицы и поговорки, объясняют их смысл).

«Где хозяин ходит, там хлеб родит»;

«Едешь на день, хлеба бери на неделю»;

«Ешь пироги, хлеб береги»;

«Живем, пока хлеб жуем»;

«Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»;

«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь»;

«Голодной куме хлеб на уме»

«У хлеба не без крох»;

«Хлеб – соль ешь, а правду режь».

II. Обобщение знаний о лирической поэзии, как литературном жанре.

Повторение изученного.

Учитель. – Сегодня мы заканчиваем чтение лирических стихотворений. Что вы узнали об этом жанре?

Дети. – Как и в прозе, в поэзии заложены важные авторские мысли. Но в отличие от прозы, стихи могут быть бессюжетными.

- Главное в поэзии не картины и события, а чувства, вызванные какими-либо событиями или картинами.

- Мысли автор может высказывать открыто, а иногда – в скрытой форме.

- Стихи сочиняются по особым законам стихосложения, у них есть ритм и рифма, они музыкальны и их легко наложить на музыку.

Учитель. – Сегодня мы будем читать новые стихотворения. Постараемся определить, какие они будут по настроению: веселыми, грустными или еще какими?

Работа над стихотворением Э.Э.Мошковской «Дедушка Дерево».

Первое из них написала поэтесса Э.Э.Мошковская. Она вам уже знакома. Вспомните ее стихи, которые вы уже учили в предыдущих классах.

(Ребята вспоминают стихотворения Э.Мошковской: «Счастливый остров»,

«Давайте мы с вами руками помашем»,

«Хитрые старушки».

Учитель. – Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте заглавие стихотворения. Как вы думаете, каким оно будет по настроению?

Дети. – Думаю, что веселым и забавным.

- И очень добрым, - на рисунке дерево изображено в образе человека. У него добродушное улыбающееся лицо.

Учитель. – А почему здесь дерево названо «дедушкой»? Как вы думаете?

Дети. – Дерево растет много лет. Наверное, оно старое.

Учитель. – Прочитаем стихотворение.

(Текст читают ученики вслух).

Учитель.– Сбылись ли ваши предположения о характере этого произведения?

Дети. – Да, действительно стихотворение веселое и очень доброе.

- Главный герой – добрый Дедушка Дерево, который заботится обо всем живом, сто его окружает. Дает приют птичкам и насекомым.

- Автор Дерево изображает, как живого человека с добрыми руками.

Учитель. – А о каких руках здесь идет речь? Вы поняли?

Дети. – Это ветви. Ими Дедушка Дерево держит все живое, что садится на его плечи.

- На ветвях всем есть место, добрый дедушка качает птиц и пчел, играется с ними.

Учитель. – Какую главную мысль сформулировал автор в своем стихотворении?

Дети. – Мысль о доброте и щедрости природы, в которой есть место всему живому на земле.

- Мне кажется, что поэтесса Э.Мошковская, как бы продолжает мысль Д.С.Самойлова о бескорыстьи природы и о том, что природа учит человека доброте и щедрости.

Учитель. – Найдите слова, в которых эта мысль заложена.

Дети (находят). –

«У Дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие

Зеленые

Добрые руки.

Наверно их сто …

Или сто двадцать пять …

Чтобы всех покачать,

Чтобы всех покачать!»

Учитель. – Стихотворение это очень простое и музыкальное. В чем же секрет его художественных особенностей? Прочитайте стихотворение еще раз и найдите эти «секреты» в тексте.

Дети (читают с карандашом в руках, после чего называют поэтические средства):

- В стихотворении много повторов. Так, например, автор дважды повторяет слова:

«У Дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие

Зеленые

Добрые руки …»

- Несколько раз повторяется слово «качался», «качались».

- И стихотворные строчки:

«И все восхищался,

И все восхищался!»

Автор этими повторами передает радостное настроение, которое создает Дедушка Дерево своим обитателям.

- Повторы в тексте создают плавность и музыкальность этого стихотворения.

- Стихотворение похожее на сказку, - главный герой, - Дерево, - олицетворяется с человеком.

- По характеру стихотворение веселое и забавное.

Обобщающая работа над стихотворением Ю.И.Коваля «Вот шагает человек».

(Этими произведением обобщается работа над поэзией. Работу над стихотворением можно провести в последовательности:

1). Самостоятельное знакомство с текстом.

2). Определение настроения.

3). Выделение главной мысли.

4). Соотношение иллюстрации с текстом.

5). Наблюдение над построением стихотворных строчек. Определение, почему некоторые из них состоят из одного слова.

6). Чтение стихотворения. Передача голосом основного настроения произведения.

Домашнее задание.

Нарисовать новую иллюстрацию к стихотворению о том, как изменится сюжет после призывных заключительных слов автора:

«Эй!

Скорей остановись!

На дорогу оглянись!»

Урок 87

Тема урока.

Изучение юмористических стихотворений устного народного поэтического творчества.

Материал для чтения.

Потешки и потешные стихотворения русского и английского народного творчества.

Цель урока.

Знакомство с потешками как жанром устного народного творчества.

Углубление в природу комического, формирования у учащихся представлений о способах создания в поэтическом творчестве комического эффекта.

 

Оборудование урока.

Портрет К.И.Чуковского.

Запись на доске: классификация потешных стихотворений по К.И.Чуковскому.

I. Введение учащихся в тему.

Чтение вступительной статьи.

Учитель. – Сегодня мы откроем новые странички поэзии. Они особенные. А в чем их особенность, вы узнаете из вступительной статьи на стр. 108. Прочитайте ее.

(Ребята читают текст статьи).

Беседа с учащимися.

Учитель. –Так в чем же особенность стихов, которые мы будем читать на уроках?

Дети.– Они смешные.

- Называются «потешками». В старину их сочиняли, чтобы повеселить народ, который уставал от трудной работы.

Учитель. – Вспомните со 2-го класса, как называются произведения, которые написаны в шутливой форме и в которых много смешного, веселого?

Ученик. – Эти произведения – юмористические.

Учитель. – А зачем нужен юмор в жизни? Вспомните, что мы говорили об этом в прошлом году.

Дети. – Чувство юмора помогает человеку в жизни: в решении серьезных вопросов и в общении с людьми.

- Юмор поднимает людям настроение.

- Рядом с человеком, имеющим чувство юмора, всегда легко и весело.

Учитель. – О значении смешных шуточных стихов люди поняли еще в старину, когда еще не было письменности, и народ сочинял их устно, передавая из поколения в поколение. В устном народном творчестве такие стихи называли «потешками». Само название говорит, что сочиняли ихБеседа после чтения.

для того, чтобы посмешить, повеселить, потешить народ, в жизни которого было много тяжких забот и трудностей.

Сегодня мы узнаем, как люди делали, чтобы стихи получались смешными. Мы их будем не просто читать, но и наблюдать над способами создания потешек.

 

II. Чтение и наблюдение над особенностями потешного поэтического жанра.

1. Чтение текста потешки «Ехала деревня мимо мужика» (Текст читает учитель).

Беседа после чтения.

Учитель. – Почему вам было смешно?

Дети. – В стихотворении искажена действительность, - в жизни так не бывает.

- Здесь все наоборот. Автор нарочно все перепутал, чтобы люди посмеялись.

Учитель. – А давайте попробуем в I части текста все поставить на место, чтобы было правильно.

(Ребята переделывают стихотворение):

«Ехал мужик мимо деревни,

Вдруг из-под ворот лают собаки.

Выскочила баба с паскою в руке

И давай дубасить мужика на коне.

Лошадь ела овес, а мужик – сало.

Мужик сел в сани, а лошадь повезла»

Учитель. – Что получилось?

Дети. – Получилось не складно и не смешно.

- А даже, наоборот, грустно: баба начала бедного мужика дубасить палкою ни за что, на про что.

Учитель. – Так что же в этой потешке веселит?

Ученик. – То, что в ней все действия и картины как бы перевернуты.

Учитель. – Такие шутливые стихи называются «перевертышами». Перевернутое изображение действительности – это и есть одним из способов создания потешек.

Прочитаем вторую часть стихотворения и найдем примеры перевернутых картин.

(Дети выбирают перевернутые фразы).



infopedia.su

Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса на тему "Н.Рубцов.Хлеб"

Тема: Н.Рубцов «Хлеб»

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

Цель: познакомить с содержанием и идеей произведения Н.Рубцова

Задачи:

продолжить работу над навыками выразительного и осознанного чтения с соблюдением основных норм литературного произведения; показать значение хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу; расширить кругозор учащихся, развивать интерес к чтению.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Рассадка учащихся группами

  1. Осн. часть.

Подготовка к первичному восприятию стихотворения.

Отгадайте загадку

Есть такие слова:"Он всему голова"Хрустящей корочкой одетМягкий черный, белый..

Составьте пятистишие (Каждая группа вытаскивает для себя словосочетание и работает с ним)

Хлебное поле

Блокадный хлеб

Краюшка хлеба

Ломоть хлеба

Афиширование составленных пятистиший. (Размещение на доске)

Как вы поняли, сегодня речь на уроке пойдет о хлебе. Ему же посвящено и стихотворение Н.Рубцова «Хлеб»

Первичное воприятие текста стихотворения.

Чтение стихотворения учителем.

• О чем это стихотворение?

•Как вы думаете, почему Рубцов написал именно такое стихотворению?

Чтобы узнать, почему автор написал стихотворение на такую тему, предлагаю познакомиться с фактами из его биографии

Знакомство с деталями биографии поэта

(на доске и слайд программе портрет во взрослые годы жизни. В слайд-программе – детство в детском доме)

Из воспоминаний поэта:

   «Шёл первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом, а я после бомбёжек с большим увлечением искал во дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним, всячески, как только умел. Об этом моём занятии знал только старший брат. Однажды он пришёл ко мне в сад и сказал: «Пойдём в кино». «Какое кино?» - спросил я. «Золотой ключик», -ответил он.

Мы смотрели кино «Золотой ключик», в котором так много было интересного, и, счастливые, возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У неё на глазах появились слёзы. Брат мой тоже заплакал. Я ничего тогда не понял, но сердце моё содрогнулось»

Воспоминания Ивана Серкова ( одноклассника Рубцова)

  Вечерами Коля читал нам книги при керосиновой лампе. Однажды он прочитал нам книгу «Остров сокровищ» и под впечатлением от прочитанного  заявил: «Я обязательно буду моряком!». Спать мы ложились по его команде. Мы его уважали и любили.    Учился Коля хорошо. Учителя и воспитатели тоже его любили. Многие детдомовцы обеденную пайку хлеба прятали, чтобы потом полакомиться. У нас с Колей была общая прятка. Зимой кубики хлеба замораживали, а потом сосали как конфетки. Бывало и так, что наш хлеб воровали синички. «Пернатые тоже хотят есть», – говорил он. Коля был чутким и к животным. Похожая история произошла с немецкой девочкой (в детдоме воспитывались и немецкие дети, но мы их не обижали), у которой собака Розка стащила пайку хлеба, лежавшую у неё в шапке. Коля сочинил стишок:

Хлеб 50-сто на шапке лежал.

Шапка упала.А Розка «схватила».

    Немецкие дети плохо говорили по-русски, поэтому и стишок получился корявый. Девочку дразнили этим стишком, но Коля запретил, и все сразу перестали её дразнить.

Вот говорят,Что скуден был паёк,Что были ночиС холодом, с тоскою,  – Я лучше помнюИвы над рекоюИ запоздалый В поле огонёк,  –

напишет позднее Рубцов

- Как вы теперь думаете, почему Николай Рубцов решил написать стихотворение, посвященное хлебу?

Человек, переживший голод может написать такое стихотворение . Давайте перечитаем стихотворение еще раз.

Вторичное чтение текста учащимися ( про себя – 2раза)

Работа над идейно-смысловым содержанием текста

Найдите слова, смысл которых вам непонятен.

Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора. (“Ведь это же мученье...” — у автора чувство усталости, неопределенности.)

• В какой форме написано стихотворение? (В форме диалога.)

  • Почему автор не хотел брать с собой хлеб?Как вы думаете, что думал автор о хлебе?

  • Как вы понимаете последнюю строку стихотворения: “Хлеб, родимый, сам себя несет...”?

Есть только одно слово, которое равнозначно слову "Хлеб". Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?

Просмотр видео-ролика

Песня о хлебе в исполнении Людмилы Зыкиной (клип)

Работа в группах

Выберите 2 высказывания, которые отражают смысл текста

  1. Хлеб – мерило всех ценностей

  2. Каждый человек должен свято относиться к хлебу, к нелегкому труду хлебопашца.

  3. Будет хлеб – будет песня!

  4. Худ обед, коли хлеба нет.

  5. Земля кормит людей, как мать детей.

  6. С хлебом и сила приходит.

  7. Кто землю лелеет, того земля жалеет.

  8. Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери-земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство.

  9. Хлеб – всему голова.

  10. Хлеб! Это - будни и праздник!Хлеб – это сказка и явь.Хлеб – это жизни основа,Это основа земли!Хлеб – это песня и сила,Хлеб – это совесть моя! (Арви Сийг)

  11. Хлеб – это нечто большее, чем пища. Он является посредником в дружбе и единении людей. Хлебом – солью народ встречает своих друзей.

  12. Можно думать о хлебе, как о понятии нравственном, ведь “он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье” (М.Алексеев)

Объяснение групп

Рефлексия.

Заполните листочки, которые лежат перед вами. Поднимитесь по лестнице успеха снизу вверх.

Лестница успеха

Умею

Понимаю

Знаю

Итог урока

Домашнее задание : выучить наизусть, приготовить выразительную декламацию

Послушайте историю:

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб еще дышит теплым ароматом печи.

Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.

Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле.

Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами. Может быть, вспомнил голодное свое детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки!

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понес к ближайшему газону:

- Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чем? Наверное, о голоде и холоде военных лет, разрухе и стройке послевоенных и о бережном отношении к хлебу.

-О чем задумались вы сегодня на уроке?

infourok.ru

Тема: Н. М. Рубцов «хлеб»

ТЕМА: Умножение на двузначное число (закрепление).

ЦЕЛЬ: закреплять умение выполнять умножение и деление на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки; умение решать задачи, находить площадь прямоугольника; развивать мыслительную деятельность, внимание.

-I-ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
II. Оформление тетради.

III. Минутке, чистописания, устный счет.

- Сколько здесь, каких цифр? Какое число получится, если сложить их?

"5" -3 = 15 "7" -1=7

"3" -2 = 6

28

Запишем число с помощью этих цифр.

57 3 (что вы можете сказать об этом числе?)

Запишите все числа, в которых могут быть только 3 цифры (трехзначные)

573, 537, 735, 753, 357, 375.

Запишите их в порядке возрастания:

357, 375, 537, 573, 735, 753,

- А можно, не переписывая числа, прочитать их в порядке убывания?Прочитайте.

IV. Сообщение темы урока

Закрепление умений умножать на: двузначное число.

Чтобы узнать, о чем будет идти речь на уроке, нужно заполнить

таблицу. Один у доски, остальные в тетради. (Табличку с ответом прикрепляют к общей таблице, на которой вырисовывается иллюстрация).

Х2706 х708 х327 х830 х509

54 26 45 62 76

10824 4248 1635 1660 3054

13530 1416 1308 498 3563

146124 18408 14715 51460 38684

Что изображено на таблице? ( На таблице нарисован каравай хлеба) Что вы можете сказать?

У: Сегодня мы познакомимся со стихотворением Николая Михайловича Рубцова "ХЛЕБ".

-II-

Николаи Михайлович родился в 19 36 г., а умер в 1571г.

Вычислите, сколько лет прожил писатель: _1971

1936

35 лет

А сколько лет исполнилось бы ему в этом 1998 году?

_1998

19 36

62 года

Николай Михайлович рано остался без родителей, сиротой рос он в детском доме и знал единственную мать - Родину и ей посвятил лучшие стихи.

Николай Михайлович признавался, что жизнь его идет полосами. Он

был не простой человек, и жизнь его не была простой. Работал на заводе, служил на флоте.

За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре поэтические книги, но сегодня уже нельзя представить лирику без его стихов.

Кто-то сможет еще что-то добавить? (на некоторые его стихи написаны песни, можно напеть).

У: Послушайте стихотворение и подумайте, что означают слова, которые сказала бабушка (грамзапись, значение слов котомка, миндаль).

15 тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Всюду по земле бродили наши далекие предки. Они собирали семена и ели их в сыром виде. Миновало много веков прежде, чем человек научился растирать зерна и смешивать с водой. Тогда же появились каменные терки для муки, первая мука, первый хлеб. Прошло ещё несколько тысячелетий, и человек научился возделывать и культивировать пшеницу, ячмень, просо и другие злаки.

У: Решим задачу:

С одного поля собрали 751т. пшеницы, а с другого на 79т. меньше, чем с первого, а с третьего в 12 раз меньше, чем со второго поля. Сколько всего пшеницы собрали с трех полей? На доске написаны :

751 -79; 751+79

(выбор правильного действия)

Дальше можно решать задачу путем выбора правильных действий, или путем рассуждения:

672 :12; 672х12.

-III-

Как ответить на вопрос задачи?

Итак, из пшеницы делают муку, а уже затем, пекут хлеб. Когда Вы купите свежий хлеб, вдохнете его божественных запах и вы почувствуете, как по вашему телу разливается солнечная энергия. А если пережевать маленький кусочек хлеба 33 раза, на языке появится ощущение сахара - это глюкоза, которая получилась при расщеплении аминокислот, так нужная нам для работы головного мозга.

У: Какие пословицы о хлебе вы приготовили, зачитайте.

ХЛЕБ - БАТЮШКА, ВОДА – МАТУШКА.

ХУД ОБЕД, КОГДА ХЛЕБА НЕТ.

ХЛЕБУШКО – КАЛАЧУ ДЕДУШКА.

МНОГО СНЕГА, МНОГО ХЛЕБА.

Какое значение имеет хлеб в вашей жизни?

Попробуйте расставить картинки по порядку, "Как хлеб пришел на наш стол".

Там, где на картинке пашут поле можно решить задачу на нахождение площади.

"Длина поля 12 км., а ширина в 3 раза меньше. Найдите площадь поля".

I). 12:3=4(км) ширина

2). 12:4=48 (км) площадь

У: Вернемся к стихотворению "Хлеб". Прочитайте его про себя,выберите нужную интонацию, продумайте паузу и подумайте, почемуавтор не хотел брать хлеб с собой.

Несколько человек зачитывают стихотворение выразительно, и отвечаем на вопросы:

  • Почему автор не хотел брать с собой хлеб?
  • Как вы думаете, что думал автор о хлебе?
Есть только одно слово, которое равнозначно слову "Хлеб". Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?

В музее Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города.

Стихотворение читает один из учеников:

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба 125грамм.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и крап.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова

«Хлеб – всей жизни голова».Итог урока:

Почему хлеб – это голова? ( голова – это самый важный орган, главный).

Хлебу отводится особое место в религиозных ритуалах разных

народов. А для религиозных праздников готовят специальные виды

хлеба: мексиканская фиеста, русский кулич, еврейская моща.

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки I сорта. Для выпечки одного батона, требуются более 10 тысяч зерен. Представьте себе, сколько надо, чтобы накормить весь народ.

С давних пор люди из зерна делали муку и пекли хлеб, а соломой кормили скотину, покрывали избу. В соломенных коробах хозяйки хранили муку, зерно. А умельцы из соломки для забавы детей могут сделать игрушки.

kak.znate.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *