Рабочий поселок в Сибири. Первый послевоенный год. Учительница Надежда Сергеевна Дроздова, Надя, высокая, молодая, красивая женщина с постоянной грустью в серых глазах, слышит от мужа о некоем полусумасшедшем Лопаткине. Этот чудак, видите ли, изобрел машину для отливки чугунных труб и пытается внедрить ее в производство, не понимая, что время гениев-одиночек прошло. Мужа Надя слушает с доверием, – Леонид Иванович Дроздов является директором комбината, он гораздо старше и опытнее жены. Но вскоре, проведывая свою ученицу, Надя оказывается в доме-землянке простого рабочего Петра Сьянова и здесь неожиданно встречает Дмитрия Алексеевича Лопаткина, высокого, худощавого человека с военной выправкой и серыми глазами страдальца. Он живет в крохотной комнатке без окон, проводя дни и ночи у чертежной доски. Лопаткин рассказывает ей, как родилась у него, выпускника физико-математического факультета, бывшего фронтовика, потом – учителя, идея машины. И машина удалась. Проект одобрили в Москве и пригласили Лопаткина для разработки. УВОЛИВШИСЬ с работы, он приехал в столицу, но через два месяца услышал от министерских чиновников: на разработку денег нет. Но Лопаткин знает, что это неправда, – проект его зарубил московский профессор Авдиев, который пытается внедрить собственную машину. Лопаткин не пал духом, он продолжает работу и борьбу – пишет в
Одним из первых произведений, взорвавших общественную атмосферу в период "оттепели", стал роман В.Дудинцева «Не хлебом единым», опубликованный в журнале «Новый мир» в 1956 году. По тем временам это было очень смелое произведение, по сути дела Дудинцев первым предпринял серьезную попытку дать критический анализ механизма управления страной. Он показывает, что теми, кто стоит у кормила власти, руководит не национальный интерес, а честолюбие, жажда власти, жадность к материальным благам.
Дудинцев выбирает в качестве главного положительного ге¬роя изобретателя, который символизирует сомнение, инакомыслие. Открыватель — всегда инакомысля¬щий, в любой отрасли знаний. Главный отрицатель¬ный герой — высокий чиновник, представитель «эли¬ты власти», считающей инакомыслящих врагами.
Конфликт между изобретателем Лопаткиным и чи¬новником Дроздовым носит черты извеч¬ного спора между идеалистом, желающим облагоде¬тельствовать свой народ, и чиновником, которому мешает каждое нововведение, ибо оно угрожает его спокойствию. Но отмечая эти черты, писатель подчеркивает те характерные для советской действительности особенности, которые превращают этот конфликт в борьбу за право на инакомыслие, в борьбу с застывшей системой.
Арест Лопаткина, суд над ним, осуждение на 8 лет лагерей — необходимы Дроздову, ибо Лопаткин заражает сомнением других, убивает в других веру в непогрешимость системы.
Первой, кого заражает вирусом сомнения Лопаткин – Надежда Дроздова. Эта героиня, молодень¬кой девушкой увлеклась сильным, все умеющим, как ей казалось, Дроздовым и стала его женой. Жизнь в ор¬бите власти порождает в ней первые сомнения в спра¬ведливости того, что Дроздов делает, в чистоте его на¬мерений. Она вдруг обнаруживает, что он «стремится захватить побольше и все время кривит душой».
Появление Лопаткина окончательно рассеивает по¬следние иллюзии. Надежда уходит от Дроздова к Лопаткину.
Женщина, жена — всегда была у русских писате¬лей символом Родины, России. Дудинцев наделяет свою главную героиню — дополнительно — именем Надежда. Надежда не оставляет в невзгодах изобретателя, оста¬ется ему верной несмотря ни на что, несмотря даже на его любовь к другой женщине.
Конец романа неоднозначен. С одной стороны,победил Лопаткин, ибо его изобретение принято, приносит пользу, но победил и Дроздов, ко¬торый, правда, потерял жену, но зато поднялся по служебной лестнице на несколько сту¬пеней выше, его позиция стала еще прочнее, он больше, чем когда–либо верит в свою силу, считая успех Лопаткина случайным, легкой царапиной на стене.
Писатель не уверен, чья победа прочнее, кто ока¬жется победителем в будущем. Но впервые в советской литературе звучит убежде-ние: «Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя». Учится думать Надежда, учится думать инженер Крехов, восторгавшийся Дроздовым и обнаруживший, что он «долго молился на ... деревянного..., идиот¬ского бога». Убеждается в несправедливости приговора член суда Бадьин. У многих и многих персонажей ро¬мана деятельность изобретателя Лопаткина вызывает «инакомыслие». Он как вирус, заражающий болезнью сомнения верующих в незыблемость системы граждан страны. Он учит их думать, а следовательно учит их свободе.
6.1
studfiles.net
Рабочий поселок в Сибири. Первый послевоенный год. Учительница Надежда Сергеевна Дроздова, Надя, высокая, молодая, красивая женщина с постоянной грустью в серых глазах, слышит от мужа о некоем полусумасшедшем Лопаткине. Этот чудак, видите ли, изобрел машину для отливки чугунных труб и пытается внедрить ее в производство, не понимая, что время гениев-одиночек прошло. Мужа Надя слушает с доверием, — Леонид Иванович Дроздов является директором комбината, он гораздо старше и опытнее жены. Но вскоре, проведывая свою ученицу, Надя оказывается в доме-землянке простого рабочего Петра Сьянова и здесь неожиданно встречает Дмитрия Алексеевича Лопаткина, высокого, худощавого человека с военной выправкой и серыми глазами страдальца. Он живет в крохотной комнатке без окон, проводя дни и ночи у чертежной доски. Лопаткин рассказывает ей, как родилась у него, выпускника физико-математического факультета, бывшего фронтовика, потом — учителя, идея машины. И машина удалась.
Проект одобрили в Москве и пригласили Лопаткина для разработки. УВОЛИВШИСЬ с работы, он приехал в столицу, но через два месяца услышал от министерских чиновников: на разработку денег нет. Но Лопаткин знает, что это неправда, — проект его зарубил московский профессор Авдиев, который пытается внедрить собственную машину. Лопаткин не пал духом, он продолжает работу и борьбу — пишет в разные инстанции жалобы... Надя понимает, что перед ней не сумасшедший, а настоящий герой. Вскоре усилия Лопаткина приносят плоды — после вторичного рассмотрения вопроса в министерстве принято положительное решение. И Лопаткин едет в областной город, где в конструкторском бюро будет дорабатываться его проект. В это же время Дроздов, получив пост в министерстве, переезжает с женой в Москву.
В конструкторском бюро Лопаткин сотрудничает с инженерами-конструкторами Урюпиным и Максютенко, но вскоре обнаруживает, что конструкторы пытаются спроектировать собственную машину, воспользовавшись его идеями. Лопаткин разбивает их планы. Перед отъездом в Москву он получает письмо от Нади, из которого узнает, что на заводе начали изготавливать модель Авдиева. Лопаткин понимает, что борьба предстоит нелегкая. И действительно, на заседании технического совета в центральном институте «Гипролито» его проект с треском проваливают приспешники Авдиева — Фундатор и Тепикин. Лопаткин привычной рукой пишет жалобу в министерство. Бесполезно. Жалоба попадает к его врагам: Дроздову и заместителю министра Шутикову. И снова Лопаткин начинает свою борьбу — пишет письма и жалобы. Случайно Лопаткин знакомится с седым изнуренным стариком — гениальным, но таким же непризнанным и гонимым изобретателем профессором Бусько. Бусько предлагает кров и помощь. Два изобретателя начинают вести аскетичную жизнь героев-одиночек.
Встают строго по режиму, завтракают чаем с черным хлебом и принимаются за работу, ровно в двенадцать Лопаткин выходит из дома и проходит свой ежедневный восьмикилометровый маршрут, размышляя и дыша свежим воздухом; ровно в три он уже дома, и его ждет их совместный обед — чугунок вареной картошки и соленый огурец. Иногда в дверь раздается звонок, и соседи по коммунальной квартире передают пакет из какой-нибудь высокой инстанции с очередным отказом. Небрежно глянув на бумагу, изобретатели продолжают свой труд. Деньги зарабатывают разгрузкой вагонов и тратят их предельно экономно. Но однажды почтальон вручил им пакет с плотной пачкой сторублевок и запиской без подписи: «Деньги ваши, используйте на свое усмотрение». Теперь, когда таинственный доброжелатель дал им возможность работать, не отвлекаясь на быт, Лопаткин услышал внутренний голос, напомнивший ему, что нужно жить.
Он начал ходить в театр и консерваторию. Музыка Шопена, а потом Баха помогла ему сформулировать важные жизненные установки: человек не рожден для жирной пищи и благополучия, это радость червей. Человек должен быть кометой и светить. «Вот моя разгадка!» Однажды в консерватории Лопаткин увидел молодую, красивую, полненькую девушку с замшевой родинкой и узнал в ней Надю.
Взгляды их столкнулись, и Дмитрий Алексеевич почувствовал приятное удушье. Из разговора с Надей он узнал, что с мужем у нее нет ничего общего, героизм Лопаткина вызывает у нее восхищение, дарителем денег была она и готова помогать дальше. Для нее нашлось постоянное дело — писать на машинке и рассылать сразу в несколько инстанций заявления и жалобы изобретателей... И вот, наконец, многомесячный труд закончен — новый вариант машины готов, и Лопаткин решает, что пора снова появиться на поверхности. Знакомая секретарша устраивает ему встречу с министром. А тот, выслушав Лопаткина, распорядился направить проект на отзыв научному врагу Авдиева. На новом заседании технического совета проект Лопаткина прошел на «ура». Закипела работа по подготовке к внедрению. И именно в этот момент с завода привезли трубы, отлитые машиной Авдиева. Работа останавливается. Но на помощь приходит давний доброжелатель Лопаткина кандидат наук и директор завода Галицкий.
Лопаткина приглашают для разговора в некий институт, директор которого в генеральской форме предлагает работу над секретным заказом. Лопаткин может использовать свое новое, сделанное в соавторстве с Надей изобретение. Работать он продолжает в «Гипролите», но в закрытой лаборатории. И снова, на завершающем этапе работ, появляются зловещие фигуры Авдиева и Урюпина. Пишется донос, в котором Лопаткин обвиняется в преступной халатности: допустил к секретной документации постороннего — Дроздову. Лопаткина судят, приговор: восемь лет заключения. Бумаги лаборатории решено уничтожить. Но честный инженер Антонович спасает часть документов. Благодаря этим документам дело пересматривают и Лопаткина досрочно, через полтора года, освобождают. Лопаткин снова в Москве и узнает, что по просьбе Галицкого инженеры, работавшие под руководством Лопаткина, воссоздали уничтоженные чертежи и машина уже построена, она успешно дает продукцию. Авдиев, Шутиков, Урюпин и прочие, упоенные своей победой, еще ничего не знают. У них другие заботы: обнаружились серьезные недостатки изготовленной под руководством Авдиева машины, она перерасходует металл. И перерасход этот принес стране солидный ущерб. Урюпин предлагает Шутикову ходатайствовать об изменении стандартов расхода металла, то есть узаконить брак. В тот момент стало известно о существовании экономичной машины Лопаткина.
У обиженного изобретателя появилась возможность не только доказать свою правоту, но и обвинить Шутикова, Дроздова и прочих в сознательном вредительстве. Дроздов и компания решают перехватить инициативу. Появляется приказ по министерству, в котором вина за случившееся возложена на Урюпина и Максютенко, которые даже пытались через изменение стандартов скрыть брак и преступную убыточность своей машины. К ответственности также привлекаются Фундатор и Тепикин. Победа Лопаткина полная. Министр предоставляет ему возможность работать в «Гипролите» и гарантирует поддержку.
На торжественном банкете в институте Лопаткин встречает своих до конца не поверженных врагов, Авдиева, Шутикова, Фундатора, Тепикина, и слышит от них предложение выпить мировую. «Нет, — с боевым задором отвечает он. — Мы еще с вами драться будем!» Лопаткин и Надя вышли на балкон, занесенный снегом. «О чем ты думаешь? — спросила Надя. «О многом», — ответил Дмитрий Алексеевич, внутренним взором видя в темноте бесконечную дорогу, которая манила своими таинственными изгибами и суровой ответственностью. «Если я скажу тебе: «Пойдем дальше...»?» Надя не ответила. Только приблизилась...
sochin.net
Долгое время наши писатели должны были согласовывать свои произведения с тем общим обязательным представлением о нашей жизни, которое определяли власть имущие. Они раз и навсегда отвели литературе роль служанки и политики. Но, конечно, всегда находились такие писатели, которые не могли кривить душой, предпочитая безвестность, опалу, гонения, а то и тюрьму. Б.Пастернак, В.Гроссман, А.Солженицын и другие. По праву к этому ряду следует отнести и Владимира Дудинцева, много потерпевшего за свой роман "Не хлебом единым". И уж если искать реальных героев, то он и ему подобные писатели могут быть достойными образцами. Всегда стремился к правде и Д.Гранин. И, видимо, не случайно оба эти писателя обратились к образу ученого-борца. Мне хотелось бы поговорить о героях романа В.Дудинцева "Белые одежды" и повести Д.Гранина "Зубр". Оба произведения рассказывают о борьбе истинных ученых с невеждами, которые захватили власть и надеялись превратить науку в свою вотчину. Печально знаменитый академик Лысенко, который полностью отрицал генетику, решил уничтожить и ее, и ее сторонников. Это отбросило нашу биологию, селекцию, сельское хозяйство намного назад, а ведь в 20-30 годы в СССР были ученые-генетики с мировым именем. Многих из них посадили в лагеря или расстреляли. Наконец, в 1948 году произошла злополучная сессия ВАСХНИЛ, в результате которой все противники Лысенко были заклеймены, а генетика фактически запрещена. Но и после этого ученые- борцы нелегально продолжали свои исследования. Такова историческая подоплека обоих произведений.
Н.В.Тимофеев-Ресовский - главный герой повести "Зубр". Книга названа по прозвищу Николая Владимировича. Почему же его так звали? Автор все время сравнивает Тимофеева с настоящим зубром. Он находит сходство и во внешности, и в манере поведения, и в том, что зубр- существо, пришедшее к нам из древности. Таким является Ресовский в обстановке культа личности: сильным, неукротимым, не признающим культа "вождя народов" и вождей поменьше. Он близко знаком со всеми великими учеными мира, пользуется большой известностью. Уцелел он в страшное сталинское время только лишь потому, что еще задолго до войны уехал в Берлин возглавлять советско-германский институт биологии. Да так и остался там, не решаясь вернуться в период жестоких репрессий. А потом помешала война. Почему же можно считать Зубра героем? За его честность, стойкость, преданность науке, умение помогать людям. Во время войны в Германии он спасает людей, бежавших из плена. Он понимал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут осудить, но не уехал из Берлина на Запад перед тем, как туда вошли наши. Зубр попадает в лагерь, но это не сломило его. Из заключения Ресовского вызволил один крупный ученый. Его отправляют в ссылку в Миассово. Верный себе, он и там создает неофициальный центр, в который стекались ученые всей страны для обсуждения проблем генетики. Такие занятия могли приравнять к государственным преступлениям. Но это не останавливает Зубра. Так же, как в Германии он спасал бежавших из плена, здесь он спасает молодежь от плена духовного.
Кончилось время Лысенко и ему подобных. Росла слава Тимофеева. Но официального признания он так и не дождался. Впрочем, он никогда и не искал его, дорожа своими принципами. Писатель говорит, что он не боролся за свои убеждения, он просто следовал им в любых условиях. У него выходило, что всегда можно быть самим собой. Ничто извне не могло помешать этому. Может быть, в этом-то и состоит самый трудный подвиг - оставаться всегда самим собой!
Совсем в других условиях оказались герои романа Дудинцева. Но и перед ними стояла та же проблема: отказаться от своих взглядов, от поиска истины под давлением обстоятельств и жить спокойно, как все? Или, рискуя свободой и жизнью, продолжать делать то, что они считали своим долгом? Ученые выбрали второе. "Белые одежды"... Почему так назван роман? "Они, облаченные в белые одежды, кто они и откуда пришли?... Они пришли от великой скорби". "Белые одежды"- это библейский образ, которым автор хочет отделить тех, кто остается чистым и среди грязи, кто остается праведником и среди всеобщего греха. В этих "белых одеждах" предстанут, согласно Иоанну Богослову, праведники в Судный день. Так и в Судный день истории, который уже пришел, предстают перед нами в "белых одеждах" те, кого не испугали репрессии и духовный террор, кто остался верен своим идеалам.
Роман напоминает повествование о жизни революционеров-подпольщиков. Да разве они не революционеры в науке? Тайно собираясь в укромных местах, ученые смотрят иностранные фильмы о генах и хромосомах. Лена Блажко прячет мух-дрозофил, как прятали листовки, делится своими запасами мух с посланцами из другого города, другого кружка. Целую плеяду прекрасных, настоящих людей, ученых выводит Дудинцев. Это и Федор Дежкин, и Лена Блажко, и Стригалев, прозванный Троллейбусом (он, подобно Зубру, не сворачивал со своей дороги!), и другие. Ради того, чтобы сохранить сорт картофеля, выведенный Стригалевым, они готовы отправиться в лагеря и в конце концов попадают туда. Им помогают другие честные люди: полковник Свешников, ученый датчанин, молодые ученые, то "кубло", о котором с такой ненавистью говорит академик Рядно (литературное воплощение Лысенко). Этот ни перед чем не останавливается, чтобы оболгать и уничтожить истинных ученых, возвеличить себя. Но, несмотря на то, что за Рядно вся мощь государства, он терпит поражение. Всех тех, кого автор причисляет к достойным "белых одежд", можно назвать героями своего времени. Ибо они делали свое дело вопреки всему. А потому уже они победители!
Думая о героях нашего времени (и в литературе, и в жизни), чувствуешь, что они рождаются в каких-то необычных, ненормальных условиях. Многих, многих героев и подвигов, и загубленных жизней, и понапрасну отданных сил не понадобилось бы, если бы не было преследований, репрессий, запретов, этой злополучной сессии ВАСХНИЛ и т.д. И в Чернобыле, и в железнодорожных авариях, и в Афганистане, и в других местах не потребовались бы герои и их смерти, если бы кто-то не создал ненормальных, нечеловеческих условий!
Да, в жизни всегда есть место подвигу!
www.allsoch.ru
Роман с неожиданным для советской литературы библейским названием утверждает: в СССР с трудом пробивают себе дорогу технический прогресс и личная инициатива. Журнальная публикация вызывает скандал, автор, Владимир Дудинцев, надолго окажется опальным
Конструктор Лопаткин изобрел прогрессивный способ отливки труб. В таких случаях «производственный роман» — особо почтенный жанр советской литературы — повествует о поддержке коллектива, заботе парткома и чествовании на слете передовиков в Москве. Но в «Не хлебом единым» директору завода Дроздову изобретение Лопаткина ни к чему, его отвергают ведомственные монополисты в министерстве и отраслевом НИИ. Сидя на одной картошке, подвижник бьется за дело своей жизни, ведь «человек должен быть кометой и ярко, радостно светить». Этому Лопаткина учат Шопен и Бах, а не, скажем, вечерний кружок политзанятий. Однако при шсэкономике не получить даже «хлеба единого» — достойного вознаграждения за патент. И только жена Дроздова, Надежда, уйдя от мужа-карьериста, продаст подаренное им норковое манто, чтоб поддержать изобретателя. Хотя недруги даже сумеют упечь одержимого конструктора на полтора года за решетку, в финале справедливость отчасти торжествует, а Надежда готова идти с Лопаткиным по жизни до конца.
Жаждущий самореализации молодой читатель острее всех чувствует невосприимчивость советской системы к инновациям и почитает борца Лопаткина героем своего времени. В МГУ дело доходит до стихийных митингов с требованием дать Дудинцеву Ленинскую премию. На шумном обсуждении романа в Центральном доме литераторов маститый писатель Константин Паустовский особенно хвалит обличение Дроздова и прочих номенклатурщиков, «считающих себя вправе говорить от имени народа, который они, в сущности, презирают». Парткураторам литературы сенсационная публикация не по нраву. О Дудинцеве высказывается лично Хрущев: «автор не проникнут заботой об устранении недостатков». Официальная критика стандартно обвиняет роман в «искажении действительности». Следующая большая книга Дудинцева — «Белые одежды» про «лысенковщину» выйдет в перестройку. «Не хлебом единым» экранизируют в 2005-м, после смерти автора.
После литературы, кино, музыки, театра и живописи полем идеологической битвы неожиданно становится естествознание. Разгромив своих оппонентов — «вейсманистов-менделистов-морганистов», в биологии надолго воцаряется народный академик» Трофим Денисович Лысенко
namednibook.ru
В конструкторском бюро Лопаткин сотрудничает с инженерами-конструкторами Урюпиным и Максютенко, но вскоре обнаруживает, что конструкторы пытаются спроектировать собственную машину, воспользовавшись его идеями. Лопаткин разбивает их планы. Перед отъездом в Москву он получает письмо от Нади, из которого узнает, что на заводе начали изготавливать модель Авдиева. Лопаткин понимает, что борьба предстоит нелегкая. И действительно, на заседании технического совета в центральном институте «Гипролито» его проект с треском проваливают приспешники Авдиева — Фундатор и Тепикин. Лопаткин привычной рукой пишет жалобу в министерство. Бесполезно. Жалоба попадает к его врагам: Дроздову и заместителю министра Шутикову. И снова Лопаткин начинает свою борьбу — пишет письма и жалобы. Случайно Лопаткин знакомится с седым изнуренным стариком — гениальным, но таким же непризнанным и гонимым изобретателем профессором Бусько. Бусько предлагает кров и помощь. Два изобретателя начинают вести аскетичную жизнь героев-одиночек.
Встают строго по режиму, завтракают чаем с черным хлебом и принимаются за работу, ровно в двенадцать Лопаткин выходит из дома и проходит свой ежедневный восьмикилометровый маршрут, размышляя и дыша свежим воздухом; ровно в три он уже дома, и его ждет их совместный обед — чугунок вареной картошки и соленый огурец. Иногда в дверь раздается звонок, и соседи по коммунальной квартире передают пакет из какой-нибудь высокой инстанции с очередным отказом. Небрежно глянув на бумагу, изобретатели продолжают свой труд. Деньги зарабатывают разгрузкой вагонов и тратят их предельно экономно. Но однажды почтальон вручил им пакет с плотной пачкой сторублевок и запиской без подписи: «Деньги ваши, используйте на свое усмотрение». Теперь, когда таинственный доброжелатель дал им возможность работать, не отвлекаясь на быт, Лопаткин услышал внутренний голос, напомнивший ему, что нужно жить.Он начал ходить в театр и консерваторию. Музыка Шопена, а потом Баха помогла ему сформулировать важные жизненные установки: человек не рожден для жирной пищи и благополучия, это радость червей. Человек должен быть кометой и светить. «Вот моя разгадка!» Однажды в консерватории Лопаткин увидел молодую, красивую, полненькую девушку с замшевой родинкой и узнал в ней Надю.
Взгляды их столкнулись, и Дмитрий Алексеевич почувствовал приятное удушье. Из разговора с Надей он узнал, что с мужем у нее нет ничего общего, героизм Лопаткина вызывает у нее восхищение, дарителем денег была она и готова помогать дальше. Для нее нашлось постоянное дело — писать на машинке и рассылать сразу в несколько инстанций заявления и жалобы изобретателей... И вот, наконец, многомесячный труд закончен — новый вариант машины готов, и Лопаткин решает, что пора снова появиться на поверхности. Знакомая секретарша устраивает ему встречу с министром. А тот, выслушав Лопаткина, распорядился направить проект на отзыв научному врагу Авдиева. На новом заседании технического совета проект Лопаткина прошел на «ура». Закипела работа по подготовке к внедрению. И именно в этот момент с завода привезли трубы, отлитые машиной Авдиева. Работа останавливается. Но на помощь приходит давний доброжелатель Лопаткина кандидат наук и директор завода Галицкий.
Лопаткина приглашают для разговора в некий институт, директор которого в генеральской форме предлагает работу над секретным заказом. Лопаткин может использовать свое новое, сделанное в соавторстве с Надей изобретение. Работать он продолжает в «Гипролите», но в закрытой лаборатории. И снова, на завершающем этапе работ, появляются зловещие фигуры Авдиева и Урюпина. Пишется донос, в котором Лопаткин обвиняется в преступной халатности: допустил к секретной документации постороннего — Дроздову. Лопаткина судят, приговор: восемь лет заключения. Бумаги лаборатории решено уничтожить. Но честный инженер Антонович спасает часть документов. Благодаря этим документам дело пересматривают и Лопаткина досрочно, через полтора года, освобождают. Лопаткин снова в Москве и узнает, что по просьбе Галицкого инженеры, работавшие под руководством Лопаткина, воссоздали уничтоженные чертежи и машина уже построена, она успешно дает продукцию. Авдиев, Шутиков, Урюпин и прочие, упоенные своей победой, еще ничего не знают. У них другие заботы: обнаружились серьезные недостатки изготовленной под руководством Авдиева машины, она перерасходует металл. И перерасход этот принес стране солидный ущерб. Урюпин предлагает Шутикову ходатайствовать об изменении стандартов расхода металла, то есть узаконить брак. В тот момент стало известно о существовании экономичной машины Лопаткина.
У обиженного изобретателя появилась возможность не только доказать свою правоту, но и обвинить Шутикова, Дроздова и прочих в сознательном вредительстве. Дроздов и компания решают перехватить инициативу. Появляется приказ по министерству, в котором вина за случившееся возложена на Урюпина и Максютенко, которые даже пытались через изменение стандартов скрыть брак и преступную убыточность своей машины. К ответственности также привлекаются Фундатор и Тепикин. Победа Лопаткина полная. Министр предоставляет ему возможность работать в «Гипролите» и гарантирует поддержку.
На торжественном банкете в институте Лопаткин встречает своих до конца не поверженных врагов, Авдиева, Шутикова, Фундатора, Тепикина, и слышит от них предложение выпить мировую. «Нет, — с боевым задором отвечает он. — Мы еще с вами драться будем!» Лопаткин и Надя вышли на балкон, занесенный снегом. «О чем ты думаешь? — спросила Надя. «О многом», — ответил Дмитрий Алексеевич, внутренним взором видя в темноте бесконечную дорогу, которая манила своими таинственными изгибами и суровой ответственностью. «Если я скажу тебе: «Пойдем дальше...»?»Надя не ответила. Только приблизилась...
С. П. Костырко
sochinenie.blogspot.com
В романе описывается драматическая судьба изобретателя, сталкивающегося с бюрократической системой.
Этот роман, впервые опубликованный в 1956 году, вызвал тогда громкий скандал - не столько литературный, сколько политический.
Многие "шестидесятники" до сих пор считают, что именно с этой книги началась хрущевская оттепель. С тех пор прошло уже почти полвека.
В начале декабря 1956 года, по указанию секретарей ЦК КПСС тт. Фурцева Е.А. и Поспелова П.Н., Отделом культуры было проверено, в каком состоянии находится вопрос об издании романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Отдел докладывал тогда, что роман готовится к печати Государственным издательством художественной литературы в «Роман-газете» тиражом 500 000 экз., а также издательством «Молодая гвардия». Гослитиздату было рекомендовано отказаться от издания романа В. Дудинцева в связи с идейными недостатками этого произведения. Издательству «Молодая гвардия» было разрешено выпустить этот роман тиражом 30–50 тыс. экз. с тем, чтобы лишить демагогических элементов поводов для утверждений о том, что роман В. Дудинцева «запрещен». Как известно, лживые утверждения об административных мерах, принятых к этому роману, распространяются сейчас реакционной печатью за рубежом.
...
Записка Отдела культуры ЦК КПСС об издании романа В Дудинцева «Не хлебом единым» издательством «Молодая гвардия», 22 января 1957 г.»
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ВЛАДИМИР ДУДИНЦЕВВ романе описывается драматическая судьба изобретателя, сталкивающегося с бюрократической системой.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
– 1 -
В двенадцать часов дня к станции Музга, до самой вывески скрытой высокими снежными гребнями, наметенными по обе стороны полотна, подошел поезд. Проплыли белые крыши вагонов и остановились. На платформе началась сутолока, три человека в валенках, в одинаковых полушубках телесного цвета торопливо прошагали в хвост поезда, к последнему – московскому – спальному вагону. Поднялись в вагон, опять показались, подали вниз один чемодан в сером чехле, второй… И вдруг, словно ветер любопытства дунул по платформе, метнулся легкий шумок, и все побежало в одну сторону, тесной толпой сбилось около московского пульмана.
– Кто приехал?
– Дроздов. Сейчас будет выходить…
– Вышел уж!..
Увидеть приезжего почти никому не удалось, потому что тот, кого называли Дроздовым, был очень мал ростом. Зато все увидели мягкую меховую шапочку и лицо его спутницы – сероглазой красавицы, которая была на голову выше Дроздова.
Толпа переместилась к зданию станции, неудовлетворенно разошлась, и только те, кто успел обежать кирпичное здание, увидели, как понеслись с визгом полозьев две тройки – вдаль, к белому, снежному краю степи, из-за которого поднимались черные дымы, поднимались и сваливались на сторону, завесив полнеба грязно-серой пеленой. Там, за далекой снежной линией, как за морским горизонтом, словно бы шла эскадра. Это дымил построенный здесь в годы войны гигантский промышленный комбинат, который со своими корпусами, цехами, складами и железнодорожными ветками растянулся на несколько километров. В те первые послевоенные годы комбинат этот не значился на картах.
Директор комбината Леонид Иванович Дроздов, или просто Дроздов, как его называли в этих местах, по вызову министра ездил в Москву. Он взял с собой в эту поездку и молодую жену, от которой со дня женитьбы не отходил ни на шаг. Теперь они возвращались домой. Оба были довольны: жена – сделанными в Москве покупками, а Леонид Иванович – успешным ходом всех своих дел. Знакомый начальник главка дал Дроздову понять, что ему следует ожидать скорого переезда в Москву, а это была давняя мечта Леонида Ивановича.
www.libtxt.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»