Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы — интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский. Рассказ моя мама пахнет хлебом сухомлинский


Сухомлинский. Рассказы и сказки для детей

Сухомлинский. Рассказы и сказки для детей читать

Сказки и рассказы Василия Сухомлинского

 

О творчестве Сухомлинского

Василий Сухомлинский (1918 — 1970)

Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.ухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Сухомлинский написал много рассказов и сказок для детей.

Содержание

Бабушка отдыхает

Все добрые люди – одна семья

Грязное слово

Для чего говорят «спасибо»?

Две матери

Девочка и ромашка

До свидания, Солнышко!

Заболел врач

Зайчик и рябина

Именинный пирог

Как мы спасли птенцов жаворонка

Как Муравей перелез через ручеек

Как спаслась Ласточка

Кого ждала рябина

Коту стало стыдно

Как Андрейка перевез Нину

Как Федя почувствовал в себе Человека

Крылья матери

Красивое и уродливое

Карасик в аквариуме

Кто кого ведет домой

Как родился Василько

Легенда о материнской любви

Легенда про пионера

Лепесток и цветок

Ленивая подушка

Мамин Арбуз

Мамина коса самая красивая

Мальчик и колокольчики ландышей

Маменькин сыночек

Неблагодарность

Начальник автоколонны

Не забывай про родник

Отец и Сын

Осень принесла золотистые ленты

Петрик и Павлик

Птенец выпал из гнезда

Пчела и тыквенный цветок

Почему голуби прилетели к Олегу

Почему плачет синичка?

Простите, дети, я опоздал

Пусть будут соловей и жук

Рогатка и воробьиное гнездо

Собаке — собачья смерть

Самые ласковые руки

Седьмая дочь

Сказка о Гусыне

Стыдно перед соловушкой

Семь дочерей

Стеклянный Человечек

Сыновняя неблагодарность

Страсть обогащения

Телефонная трубка

Цветок и снег

Человек без имени

Чтобы бабочка не укололась

Яблоко в осеннем лесу

Я больше не буду

Я хочу сказать своё слово

 

www.miloliza.com

Список литературы - стр. 4

Список литературы

1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно. М., 2000.

2. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.,

1967.

3. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.

М., 1985

4. Развивающие игры с малышами до трёх лет / Сост. Т. В. Голанова.

Ярославль, 1998.

5. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ – хлоп, малыши. СПб., 2001.

6. Фёдорова Г. П. На золотом крыльце сидели. СПб., 2000.

7. Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких. М., 2007.

Теория и практика дошкольного образования: пути обновления: сборник статей преподавателей МаГУ и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Л.Н. Санниковой, С.Н. Томчиковой.-Выпуск 2. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 308 с.

Елизавета Михайловна Козак

музыкальный руководитель

МДОУ «ЦРР – Д/с № 171»

Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа маленького ребёнка на руках, приговаривает:

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку и т. д.

Или:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами,

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку,

По горбатеньку… и т. д.

И ребёнок начинает вместе со взрослым хлопать в ладошки, пружиня ножками и улыбаясь.

Что побуждает малыша к активности? Желание двигаться, действовать? Оказывается, ритм самого стиха, потешки подталкивает его к действию, к движению. Работая долгое время с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что самыми яркими и запоминающимися для детей становятся игры со словом, движением. И в этом немалую роль играют произведения устного народного творчества.

Ребёнок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения. Почти каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь. Академик А. А. Орбели так высказывался о роли движений: «Для них (детей) чрезвычайно важно уже с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему определённые центральные образования для того, чтобы иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены».

Каждая мама помнит, как её кроха, ещё не умея ходить и даже твёрдо стоять на ножках, с упоением может довольно длительное время ритмично пружинить у неё на коленях – «поехали, поехали в тележке за орехами», или «скакать по кочкам» и «падать в ямку – бух!», когда немножко подрастёт. А с каким удовольствием он вновь и вновь подставляет свою ладошку, чтобы «прискакала сорока и сварила кашку»!

Став ещё немного старше, ребёнок уже может выполнять простейшие движения по тексту какой либо народной потешки.

Это кто уже проснулся? «проснуться»

Кто так славно потянулся? встать и потянуться

Потягуни – потягушечки наклониться, достать руками

От носочков – до макушечки носочки ног, выпрямиться,

Мы потянемся, потянемся, коснуться макушки,

потянуться

Маленькими не останемся. присесть, погрозить

пальчиком

Мы растём, растём, растём, - медленно встать, «вырасти»

Скоро в армию пойдём. помаршировать на месте

Мыши водят хоровод, дети идут по кругу

На лежанке дремлет кот хороводным шагом

Тише, мыши, не шумите, указательный палец к губам

Кота Ваську не будите. грозят пальчиком

Вот проснётся Васька – кот – идут в центр круга

Разобьёт весь хоровод. с последними словами

Васька «просыпается»

и ловит «мышей»

И уж, конечно, никак нельзя обойтись в этом возрасте без русских народных песенок «Баю-Баю», «Где же наши ручки?» и «Ладушки», где дети не только сопровождают своё пение движениями рук, но и узнают части своего тела: где у них ручки и ножки, глазки и носики, носочки и пяточки, коленочки и головушка.

Как известно, в понятие «детский фольклор» (устное народное творчество) входят: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки. Организовать режимные моменты, провести игру – занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и т. д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Педагоги нашего детского сада постарались, чтобы русское народное творчество в различных его проявлениях постоянно присутствовало в повседневной жизни детей всех возрастов. Совместно с воспитателями младших групп подобрали серию потешек, пестушек, прибауток и используем их в работе с детьми в группах ясельного и младшего возраста.

Все знают, как воспитателю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него мир детского сада. Ведь главным направлением в работе с детьми является установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребёнком. Поэтому воспитатели активно используют жесты поглаживания, которые снимают напряжённость, отчуждённость во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребёнком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием. В этом нам помогают

пестушки (т. е. нянчить, воспитывать, носить на руках) – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком. Например: воспитатель, поглаживая ребёнка по голове, плечикам, ласково говорит:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий.

Моя маленькая, ненаглядненькая.

Да хорошенькая, да пригоженькая.

Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях.

А если ребёнок обижен, огорчён или плачет и его нужно успокоить, то и здесь народное слово придёт на помощь.

Не плачь, не плачь детка, прискачет к тебе белка,

Принесёт орешки для нашей потешки.

Ой, не плачь, ты не плачь, - я куплю тебе калач.

Ты не плачь, дорогой, - я куплю тебе другой.

Ты не плачь, не кричи, - я куплю тебе три.

Младших детей мы знакомим и с колыбельными песнями. Малыши

не только слушают песенки, но и сами поют куклам – и про кота – воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

У кота – воркота колыбелька хороша,

Я коту – воркоту тихо песенку спою.

Баю-баюшки, бай-бай, баю, баю, бай.

Люли-люли, люленьки, прилетели гуленьки.

Стали гули ворковать, нашу деточку качать.

Хороши различные приговорки и во время казалось бы обычных действий:

во время умывания - Впереди умывание и кормление. Не хочется, но

надо. И приучаться это делать тоже надо.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялись губки,

Чтоб кусались зубки.

во время кормления - Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

во время причёсывания - Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

во время одевания – Пора уже учиться делать это самостоятельно! Пора,

но в первый раз всё кажется трудным. А вот с потешками легче и

веселее.

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Вот так хорошо.

При организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки используются нами достаточно широко:

«Водят мыши хоровод»

«Сорока-ворона»

«Идёт коза рогатая»

«По кочкам, по кочкам»

«Наши уточки с утра»

Любовь к родине начинается с малого. Может быть, с познания быта родного народа, родственных связей, ощущения своих предков:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

А сколько уже вошло в постоянный обиход пальчиковых игр на основе русских народных потешек, прибауток, закличек, которые помимо доброты, нежности, такта, рациональности, несущих в себе, связаны с интересными, полезными и важными для развития ребёнка движениями. Такие игры выпущены целыми сборниками и воспитатели нашего детского сада постоянно используют их в работе с детьми не только младшего, но и старшего, и подготовительного к школе возраста.

Солнышко, солнышко, ладони вверх к солнышку

Погуляй у речки! ладони вниз, покачать руками

Солнышко, солнышко, опять руки вверх к солнышку

Разбросай колечки! руки через стороны вниз, вращая кистями

Мы колечки соберём, соединить большой и указательный палец

одной руки, одевать это «колечко»

поочерёдно на пальцы другой руки

Золочёные найдём. поменять руки

Покатаем, потереть ладони круговым движением

Поиграем постучать кулачками по коленочкам

И опять тебе вернём! «забросить» колечки на небо

Выполнение детьми различных движений при проговаривании или пропевании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д. помогает выполнить следующие задачи:

1. Прежде всего, это развитие мелкой моторики и кистей рук, которое неразрывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.

2. Развитие движений всей руки, т.е. крупных рычагов руки, которые могут быть весьма разнообразны: рисовать солнце, показывать радугу, вдвоём пилить дрова, строить дом и т.д. Главным требованием при этом должно быть равномерное развитие правой и левой руки.

3. При использовании народного фольклора у детей расширяется и развивается многообразие выразительных движений.

4. Потешки с движениями позволяют развивать речевой слух, ставить правильное дыхание, лучше воспринимать динамику речи, совершенствовать произношение.

И, возможно, самое главное. Педагог должен с таким мастерством прочитать это маленькое фольклорное произведение, чтобы детям захотелось повторять слова и движения. Именно заинтересованность ребёнка в воспроизведении услышанного и увиденного – залог успеха.

Игры со словом и движением хорошо использовать на занятиях по развитию речи, на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении развлечений и праздничных утренников.

Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение её создателей и носителей.

Актуальные проблемы приобщения детей дошкольного возраста к труду: науч.-метод.сб./науч.ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – Вып.1. – 258 с.

Замурагина Татьяна Алексеевна

воспитатель

Елизавета Михайловна Козак

музыкальный руководитель

МДОУ «ЦРР – д/с № 171»

Формирование трудовой активности, эмоционального отношения к труду у дошкольников

Детская трудовая деятельность в значительной мере является источником общего развития ребёнка. В труде формируется нравственная воспитанность личности, развивается устойчивость поведения, собранность, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности. На современном этапе особое значение имеет формирование у подрастающего поколения социально – психологической готовности к труду. Социально – психологическая готовность к труду следует рассматривать как целостную характеристику личности, включающую такие мотивационные, когнитивные, эмоционально – волевые, поведенческие качества, которые могут обеспечить оптимальное функционирование личности в трудовом коллективе. Труд объединяет детей, формирует умение работать сообща, создаёт условия для формирования отношений сотрудничества, возникновения «ростков дружбы» внимательного отношения друг к другу и к продуктам труда другого человека. Труд развивает все психические качества дошкольника, требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, сосредоточенности.

Основная задача педагога – на доступном материале показать детям общественную значимость, полезную направленность труда взрослых. Эту работу необходимо начинать с младшего дошкольного возраста и осуществлять её на основе конкретных жизненных примеров. Воспитатель показывает детям сам процесс труда и его результат.

У детей старших групп воспитатель формирует более сложные обобщённые представления общественной значимости труда взрослых, а именно: всех обеспечивают необходимыми вещами люди разных профессий. Постепенно дети начинают понимать общественную значимость труда взрослых, направленность его на общую пользу. На жизненных примерах воспитатель показывает, что в изготовлении каждой вещи вложен труд многих людей. Так, чтобы сшить платье, нужна ткань, а чтобы сделать ткань, нужен хлопок, его надо вырастить, убрать и т.д. Установление таких связей имеет огромное воспитательное значение. На основе таких знаний дети приходят сначала к пониманию необходимости разных видов труда, значимости их для людей, а затем и к необходимости труда вообще.

Открывшаяся сторона труда взрослых поднимает в глазах детей авторитет их родителей и других близких им людей. Это понимание переносится детьми на другие виды труда. Воспитатель показывает, что одинаково ценен и нужен всякий труд.

Важно обратить внимание дошкольников на коллективный характер труда, людей, объединение их усилий в общей работе, разделение труда, взаимопомощь.

Весьма эффективными для уточнения и закрепления представлений детей о труде взрослых являются различные методы работы: художественное творчество; экскурсии; дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, режиссёрские игры; рассматривание картин, иллюстраций; составление тематических альбомов; решение проблемных ситуаций; встречи с интересными людьми.

Эффективным путём формирования трудовой активности, эмоционального отношения к труду является педагогическое стимулирование в виде тематических праздников, досугов и развлечений.

Конспект досуга «Все работы хороши, выбирай на вкус»

(старший дошкольный возраст)

Цель: воспитывать у детей чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни; закреплять знания детей о роли и разнообразии труда взрослых в жизни людей; развивать познавательную активность; совершенствовать умение детей выразительно читать стихи, инсценировать.

Дети входят в зал под музыку «В просторном светлом зале» в костюмах разных профессий. Перестроение.

Ведущая:

- В нашей стране трудятся все люди. Работают ваши мамы, папы, родные. Многое умеете делать и вы. Сегодня мы расскажем о труде взрослых. Кто же создаёт всё, что нас окружает: дома, заводы, корабли, машины?

- Кто нам делает сапожки? Ранцы, пуговицы, ложки?

Кто построил дом? И кто? Сшил нам куртки и пальто?

Кто нам сделал в школе парты? Напечатал книжки, карты?

Кто куёт металл для плуга? Добывает нефть и уголь?

Ничего не создаётся без труда. Всё вокруг нас – от больших машин до пуговиц и ниток – создали рабочие.

- Кто учит детей? (дети отвечают хором) - Учитель!

Кто водит машину? - Водитель!

А самолёт? Конечно, - пилот!

Кто выращивает сад? - Садовод!

Кто уголь в шахте добывает? - Шахтёр!

Кто провода монтирует? - Монтёр!

Кто приносит нам газеты? - Почтальон это!

Кто варит нам кашу? - Повар тетя Маша!

Кто продаёт нам огурец? - Продавец!

Всё вы знаете! Молодцы!

Всё, что нас окружает, сделано руками рабочих на заводах и фабриках. Заводы и фабрики бывают разные.

Как называется фабрика, где шьют обувь? А что делают рабочие на мебельной фабрике? Как называют завод по изготовлению кирпичей? На какой фабрике шьют одежду? (Дети отвечают на вопросы).

Ведущая:

- Каждый человек трудится не только для того, чтобы купить себе еду, одежду, чтобы хорошо самому жить. Он старается работать лучше, чтобы все люди жили счастливо и спокойно, чтобы у них было всё необходимое для жизни и труда. А что же такое счастье?

Сценка «Про счастье» В. Данько

- Лётчик, что такое счастье?

- Самолёт стрелой летящий в высоту, в синеву. Вот что счастьем я зову.

- Что ж, ответ мне ясен. Я с лётчиком согласен. Доктор мнения иного!

- Счастье – вылечить больного, жизнь прожить, людей леча – это счастье для врача.

- Что ж ответ мне ясен. Я с доктором согласен. Пекарь, что такое счастье?

- Счастье? Вынуть из печи мягкий, с корочкой хрустящей, хлеб. Такое это счастье – лучшего и не ищи.

- Что ж ответ мне ясен. Я с пекарем согласен. Вырос дом высок и светел.

Люди жить придут сюда. И строитель так ответил:

- Счастье – строить города.

- Ответ хорош и ясен. Я тоже с ним согласен! А это что за человек? Не догадаться вам во век! Сидит, сложивши руки. Считает мух от скуки. Я спросил его о счастье и услышал от него:

- Счастье – это есть послаще, счастье – это пить послаще. И… не делать ничего.

- Лодыря ответ мне ясен. Только кто же с ним согласен? Уж, наверное, друзья, и не вы, и не я!

Ведущая:

- Теперь нам ясно, что же такое счастье для человека каждой профессии. И лодыря ответ нам ясен. Вы с ним согласны? Людям различных профессий для выполнения работы часто требуются специальные предметы – атрибуты.

Игра «Слово на ладошке»

Дети поют:

- Мы найдём слова везде:

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в «Слово»! (Ведущая называет профессию и проходит по кругу возле детей, как бы «собирая» слова – атрибуты в свои ладошки).

Ведущая:

- Самые близкие вам люди, которые трудятся для вас – это ваши мамы и папы. А как узнать, кем работают родители? Сейчас мы с вами узнаем, кем работают родители у Коли и Толи.

Сценка «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинский.

В детский сад пришли два новичка – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю:

- Где работает твоя мама?

- А разве ты не догадался? – удивился Коля. – Она же пахнет лекарствами. Моя мама врач. Заболеет человек – мама вылечит. А твоя мама где работает?

- А ты не знаешь? – сказал Толя. – Она же пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто.

- И врач? – спросил Коля.

- И врач, - ответил Толя.

Ведущая:

- Как ребята узнали, кем работают мамы? (Ответы детей). Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

Сценка «Мамы всякие нужны»

- А сегодня наша мама отправляется в полёт,

Потому что наша мама называется пилот.

С лесенки ответил Вова:

- Мама – лётчик?

Что ж такого! Вот у Коли, например, мама – милиционер.

А у Толи и у Веры обе мамы – инженеры.

А у Лёвы мама - повар.

- Мама – лётчик? Что ж такого!

- Всех важней, - сказала Ната, - мама вагоновожатый,

Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

- Разве плохо быть портнихи?

Кто трусы ребятам шьёт? Ну, конечно не пилот.

Лётчик водит самолёты. Это очень хорошо.

Повар делает компоты – это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе.

Мамы разные нужны, Мамы всякие важны.

Ведущая:

- Как вы уже поняли все профессии очень важные, полезные и нужные. Всё умеют наши мамы. И на заводы ходят и тепловозы водят.

Песня «Всё умеют мамы»

Ведущая:

- А наши ребятки очень хорошие помощники для своих родителей, даже пельмени умеют готовить.

Логоритмика «Пельмени» И Лопухина

(слова сопровождаются имитацией соответствующих действий)

- Я три горсточки муки сыпал в миску из руки.

Размешаю тесто ложкой, всё с мукой я перетру.

Тесто я руками мну. Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки. Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу. Отделяю фаршу горстку,

На кружок кладу я горку. Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю. Покажу своё уменье

Сделаю я сто пельменей!

Ведущая:

- Про таких помощников не зря говорят: «Маленький, да удаленький». А вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей).

Ведущая:

-Не зря говорится: «Поспешишь – людей насмешишь», как в сценке про мальчика Немеле. Давайте посмотрим.

Сценка «Лемеле хозяйничает» Л. Квитко

Мама уходит, спешит в магазин:

- Лемеле, ты остаёшься один.

Мама сказала: - Ты мне услужи: вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь, мой сынок, поймай петуха и запри на замок.

Сестрёнка, тарелки, петух и дрова…У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестрёнку и запер в сарай. Сказал он сестрёнке:

- Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно помыл кипятком, четыре тарелки разбил молотком.

Но долго пришлось с петухом воевать – ему не хотелось ложиться в кровать.

Ведущая:

- Уверена, что вы не такие торопыжки, как Лемеле. И со всеми делами справляетесь.

Главной заботой русского человека является хлеб. Вырастить его – это большой труд. Чтобы испечь хлеб, надо зерно размолоть в муку. Где мелят зерно?

Наша Родина очень большая и живёт в ней много людей, хлебе нужно много. Сейчас мы с вами станет мельницами, намелем много муки, чтобы всем хватило.

Игра «Мельница»

Ведущая:

- Хорошо, мельницы поработали. Много муки намололи. А покуда есть хлеб да вода, всё не беда. Как вы думаете, можно ли не обучаясь, овладеть какой – либо профессией? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что же случилось с поваром.

Сценка «Повар»

- Повар готовил обед, а тут отключили свет.

Повар леща берёт и опускает в компот.

Бросает в котёл поленья, в печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерёжкой, угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон и очень доволен он.

То-то был винегрет, когда включился свет!

А если наши ребята станут пекарями, они ничего не перепутают.

Логоритмика «Пекарь»

(слова сопровождаются имитацией соответствующих тексту действий)

- Пекарь тесто месил спозаранку, пекарь из теста испёк баранки.

Бублики, ватрушки, батоны, посыпушки.

Маслом их намазал. Съели все разом мы.

Губки облизали, спасибо сказали.

Крошки собрали, птичкам отдали.

Птички поклевали, чик – чирик сказали.

Ведущая:

- Сами поели, пекаря поблагодарили и птичкам досталось.

Издавна Россия славилась работами умельцев – кружевами, плотников, столяров и др. Наши девочки тоже не скучают, они прядут пряжу.

Танец «Прялица» (под русскую народную мелодию)

Ведущая:

- Наши ребятки умеют не только пряжу прясть, но и блины печь.

gigabaza.ru

Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы — интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида.

Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

Цели: 1. Учебные: - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. – Учить определять основную мысль прочитанного, выделять действующих лиц. – Учить описывать содержание иллюстраций к тексту. – Учить чтению текста по ролям. 2. Воспитательные: – Учить определять эмоциональный тон и настроение произведения. - Оценивать персонажей, осмысливать прочитанное. - Прививать интерес к чтению.3. Коррекционные: - Развивать речевые навыки и слуховое восприятие учащихся с нарушением слуха. - Обогащать словарный запас учащихся по теме «Профессии».Наглядный материал, оборудование: 1. Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу. 2. Учебник. Чтение: учебник для 3 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 вида / Граш Н.Е. – М: Гуманитар. изд. центр Владос, 2011. 3. Плакатики с речевым материалом (РМ). 5. Рисунки детей «Мы рисуем маму».

ЭтапыСодержание занятия.Наглядность, материалы.

1. Организация начала урока. - Здравствуйте. Сядьте ровно. - Какой сейчас урок? - Который по счёту урок?- Какое сегодня число? - Какой день недели?

Речь учителя за экраном (Э).

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем читать рассказ «Моя мама пахнет хлебом». Автор рассказа Васи·лий Сухомли·нский. Учитель показывает портрет: - Скажите правильно: Ва - си - лий Су - хом - лин - ский. - Какой рассказ мы будем читать? (Э)- Кто автор рассказа?- Писатель пишет сказки, рассказы. Писатель Васи·лий Сухомли·нский писал о жизни детей и их родителей. Рассказ – это история, которая могла произойти с детьми, история об играх, о разговорах детей.

Оформление доски:

Плакаты с речевым материалом (РМ).

Портрет писателя.

3. Чтение учителем рассказа «Моя мама» - Откройте учебники.- Возьмите карандаш, слушайте и следите по тексту за чтением.

Учебники.

4. Беседа, направленная на восприятие прочитанного. Уч. - О ком говорится в рассказе? Р. - В рассказе говориться о мальчиках. Уч. - Как зовут мальчиков? Р. - Их зовут Толя и Коля. Уч. - Куда пришли мальчики? Р. - в детский сад.- Кто привел мальчиков в детский сад? - Их привели мамы.- Что делали мальчики? - Они познакомились, разговаривали.

Уч. – учитель,Р. – ребенок, ученик.

РМ.

5. Чтение рассказа учениками вслух. = Чтение труднопроизносимых слов. - Читайте правильно!поз - на - ко - ми - лись, познакомились. раз - го - ва - ри - ва – ли. разговаривали. = Чтение рассказа учениками вслух.

Слова на доске.

Динамическая пауза. Мама! Так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я большому кораблюДам название «Мама». Стихотворение «Мама» Яков Аким.

6. Беседа с выборочным чтением, выяснение содержания рассказа.

Уч. - Будем отвечать на вопросы.- Что спросил Толя?Р. - Где работает твоя мама?Уч. - Что ответил Коля?Р. – Моя мама - врач. Если заболеет человек – мама его вылечит. Уч. – Что делает врач? Дополните предложение. Р. - Врач людей. (лечит) Уч. - Врач пахнет лекарствами. Что такое лекарства? Р. Лекарства – это таблетки, растворы, йод, зеленка.

Уч. – Кем работает мама Толи? Р. – Мама Толи – пекарь. Она корми

profhelp.net

Василий Сухомлинский - Две матери: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

В маленькой больнице, на окраине города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства , которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.

— А я хочу, чтобы мой сын стал хорошим человеком, — сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

….Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго – долго о чём-то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем, конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.

…Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях…

…Наконец, Чернокосая мать спросила:

— Кем же стал твой сын?

— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – и Белокосая мать назвала имя музыканта.

Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

— А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

— Хлеборобом. Ну, чтобы тебе было понятно – механизатором в колхозе, т. е. трактористом и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась…

— Всё-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

…И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. «Поправляйся, мама», — сказал он на прощание и поцеловал её.

…А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

— У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы…

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из дальнего села. Опять он долго сидел на белой скамейке и Белокосая мать услышала, что сейчас в поле горячая пора, работают и день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой матери засветилось и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.

На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке, что вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна.

— Я тоже буду комбайнёром, — сказал мальчик, и бабушка поцеловала его…

… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришёл.

Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали её из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно ещё полежать.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько букетов красных роз. Цветы подарили врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.

Категории сказки "Василий Сухомлинский — Две матери": Читать сказку "Василий Сухомлинский — Две матери" на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

skazki.rustih.ru

Организованной учебной деятельности старшая группа 23 сентября 2013 год

- Назовите членов своей семьи.

- Как ласково назвать маму? Папу? Брата? Сестру? Бабушку? Дедушку? А как ласково зовут вас?

- Кем вы приходитесь папе? Бабушке? Сестре? Брату? Дедушке? Тете? Маме? Дяде?

Презентация «Наши родители»

Предлагает подойти к компьютеру и фотографиям родителей рассказать о них, сказать им ласковые, добрые слова.

- Итак, в этой семье есть дедушка, бабушка, мама, папа. А еще у многих есть старшие и младшие братья и сестры. Как у всех в семье, у них есть свои обязанности. И об этом мы поговорим.

????

  • У кого есть старший брат?
  • Что старший брат делает?
  • Как он помогает папе?
  • Ваше отношение со старшим братом?
  • Кто хочет рассказать о младшей сестре?
  • Что она умеет делать?
  • Как ты помогаешь своей сестре?
  • Какие есть семейные традиции?
Вывод: о заботе старших братьев и сестер о младших, о том, что младшие должны уважать старших, и тоже заботиться о них.

- Семью можно сравнить с пшеничным колосом: дедушка и бабушка – это корешки, родители – стебель, а вот детки - это зернышки. Давайте нарисуем и раскрасим колосок.

Физминутка «Каравай»

Пальчиковая гимнастика Хлеб

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили:

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!

Чтение рассказа В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»

??? по содержанию

Д/игра « Назови профессии»

папа мама

учитель учительница

художник художница

ткач ткачиха

воспитатель воспитательница

пастух пастушка

писатель писательница

певец певица

продавец продавщица

повар повариха

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю

И никогда их не огорчу.

Ведут диалог с педагогом.

Называют ласковые и добрые слова своим родителям.

Отвечают на вопросы воспитателя

Слушают и запоминают обобщение по теме

Работают с карточкой, закрашивают колосок.

Выполняют движения в хороводе. Снятие статического напряжения.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Слушают рассказ, запоминают последовательность сюжета, имена героев.

Образовывают слова профессии женского рода

kze.docdat.com

Внеклассное чтение по теме: З.И. Воскресенская. Мама. В. Сухомлинский. Крылья матери. - Уроки - Материалы педагогов - Каталог статей

Васьковская Юлия Казимировна Учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 1 г. Темиртау» Урок внеклассного чтения 2 класс Тема: З.И. Воскресенская. Мама. В. Сухомлинский. Крылья матери.

Цель: знакомство с творчеством З. Воскресенской, В. Сухомлинского. Задачи: познакомить с рассказом З. Воскресенской «Мама»; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать интерес к чтению, коммуникативную культуру, любовь к маме. Ход урока. 1. Орг. момент. - Сегодня у нас с вами необычный урок. На нём присутствуют ваши мамы. Давайте поприветствуем их.

2. Прогнозирование темы урока. - Определить тему урока нам поможет стихотворение. Я буду читать стихотворение, а вы отвечать на мои вопросы, если догадались, о ком идет речь. Мама. Кто пришел ко мне с утра? Мамочка. Кто сказал: «Вставать пора!» Мамочка. Кашу кто успел сварить? Мамочка. Чай в пиалу налить? Мамочка. Кто косички мне заплел? Мамочка. Целый дом один подмел? Мамочка. Кто цветов в саду нарвал? Мамочка. Кто меня поцеловал? Мамочка. Кто ребячий любит смех? Мамочка. Кто на свете лучше всех? Мамочка. - Итак, какое слово красной нитью пройдёт через наш урок. - Какие чувства вы испытали, когда я читала стихотворение? -Ребята, кто же для вас самый родной и дорогой человек на земле? Ну, конечно же, это мама. - Образуйте новые слова от слова мама. Мама-мамочка, мамулечка, мамусечка, мамчик, мамульчик.

3. Сбор ассоциаций к слову «мама». - Закройте глаза. Подумайте о маме. Откройте глаза и назовите слова, которые ассоциируются со словом мама. Мама – красивая, добрая, покой, тепло, подарки, сюрпризы. - Можно ли все эти слова сказать про ваших мам?

4.Написание пятистиший. - Используя слова, записанные на доске, составьте пятистишия и запишите их на листок. Прочитайте, что у вас получилось.

5. Работа с текстом. - О маме, сложено немало стихов, песен, написано множество рассказов, повестей, романов. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом детской писательницы Зои Ивановны Воскресенской. Он называется «Мама». - Вы внимательно слушаете, а затем после обсуждения, вам нужно будет придумать свое название к этому рассказу.

6. Обсуждение прочитанного. Работа в группах. - А почему вы молчите? Чем бы вы хотели поделиться? - Что делает мама для своих детей? - Как автор описывает мамины руки? Найдите в тексте и прочитайте. - Как описано сердце матери? -Как мама учит ребенка видеть и открывать мир? - К чему призывает автор? - Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим). - Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки. - Обсудите прочитанное в команде, если необходимо – прочитайте еще раз и придумайте свои названия к рассказу. - Какие названия придумали команды?

6. Работа с пословицами. - У вас получились очень интересные названия для этого рассказа. А как вы думаете, что еще можно было использовать в качестве названий? (пословицы). - Каждая группа получает набор слов. Ваша задача: составить пословицу из слов и объяснить смысл каждой пословицы.  Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.  Нет милее дружка, чем родная матушка  Птица радуется весне, а младенец матери.  При солнышке тепло, при матери – добро. - Как вы понимаете мудрый смысл этих слов?

7. Работа с рассказом В. Сухомлинского «Крылья матери». - А сейчас я предлагаю вам прочитать еще один рассказ о маме. Его автор Василий Александрович Сухомлинский. - Как вы понимаете название рассказа? Есть ли у мам крылья? Предположите, о ком пойдет речь в рассказе. - Чтение рассказа по частям. Работа с каждой частью.

Сухомлинский В.А. "Крылья матери" В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать неявные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

-Давайте подумаем, как поступят гусята? А мама? - Есть ли интересные решения?

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно.

- Как вы думаете, что случилось после того, как утих ураган?

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

- Какой же была материнская любовь к своим деткам? (огромной, преданной, бескорыстной) - Ради жизни своих детей, мама всегда готова к подвигу. Она может пожертвовать своим покоем, здоровьем, счастьем ради счастья детей. - Расскажите о том, как крылья маминой любви ограждают и защищают вас от бед? - Почему израненная мать всё-таки была счастлива? -Как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своим матерям?

8. Оформление плаката. - Как нужно относиться к маме? Почему? - Для урока мы подготовили плакат, на который поместили фото мам. Как вы думаете, чем еще можно его украсить? Что можно поместить на него? - Оформление плаката стихами детей, пословицами.

9. Рефлексия. Итог урока. Просмотр видеопоздравления. - Очень важно чтобы у мамы на душе было всегда спокойно. Мы должны с вами заботиться и о душевном спокойствии мамы. Мама будет счастлива и будет улыбаться, как солнышко, когда вы ее согреете своей любовью, вниманием, заботой. А наш урок я предлагаю закончить вашими высказываниями. Продолжите это предложение. После нашего разговора…..

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. З.И. Воскресенская. Мама. http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/ulianowa.txt 2. В.А. Сухомлинский. Крылья матери. http://happy-school.ru/publ/v_a_sukhomlinskij_krylja_materi/8-1-0-1816

sabak.ucoz.org


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *