Почему нужно беречь хлеб? Помогите написать сочинение. Минимум пол страницы. Сочинение по биологии Заранее спасибо! Почему нужно беречь хлеб
Проектно-исследовательская работа учащихся 3 класса "Почему нужно беречь хлеб?"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Муниципальный этап краевого конкурса
творческих и исследовательских работ младших школьников
«Страна чудес – страна исследований»
Тема: Почему нужно бережно относиться к хлебу?
Авторы:
Миронова Ольга,
Амишева Анжелика,
Бабукина Диана
г. Бородино МБОУ СОШ № 3,
3 класс
Руководитель:
Михалева Г.Н..
учитель МБОУ СОШ № 3
e-mail: [email protected]
телефон: 89659005517
Содержание
Актуальность
Хлеб – это жизнь, а не просто еда!
Хлебом клялись,
за хлеб умирали не для того,
чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот, что в народе у нас говорится:
«Коли ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!»
Каждый из нас берет в день не меньше трех – четырех раз в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём. А ведь хлеб – это народное достояние, хлеб – это самоотверженный труд, отношение к хлебу каждого из нас – это наше отношение к труду и людям труда.
В нашей школьной столовой всегда в достатке булочки, хлеб, пирожки. К сожалению, нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками школы. Остатки хлеба лежат и на столах, и на подоконниках, и прямо под ногами!!! Некоторые ребята с улыбкой на лице упражняются в меткости попадания булочкой в одноклассника, кусками хлеба и крошками усыпаны столы школьной столовой.
Мы задали себе вопрос: Почему так бывает? А знают ли школьники, как тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а многих людей.
Мы выдвинули гипотезу, если рассказывать о ценности хлеба учащимся, то они будут бережнее относиться к хлебу.
Предметом нашего исследования является хлеб.
Объектом исследования является отношение к хлебу учащихся и их родителей.
Цель: привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья и призвать бережно относиться к нему.
Задачи:
Организовать рейды в школьную столовую для изучения актуальности темы работы.
Провести анкетирование с целью изучения вопроса отношения к хлебу школьников и их родителей.
Изучить историю происхождения хлеба и русские традиции, связанные с ним.
Изучить ассортимент хлебной продукции в магазинах микрорайона и одной из пекарен города.
Прочитать художественную литературу о хлебе.
Создать электронные презентации о ценности хлеба и провести тематические беседы.
Составить правила обращения с хлебом.
Методы работы:
наблюдение;
анкетирование;
знакомство с литературой по теме проекта;
обращение к сети Интернет;
экскурсии, рейды;
анализ и обобщение полученной информации
Ожидаемый результат: привлекли внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья и призвали ребят бережно относиться к нему.
Проектная работа носит практико-ориентированный характер. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы учителями и учениками школы при проведении внеклассных мероприятий.
Рейды в школьную столовую
Для определения актуальности выбранной темы мы провели рейды в нашу школьную столовую.
На столах аккуратно были разложены булочки, пирожки, хлеб, который с любовью выпекают для учащихся школы работники столовой. Шляхова В.В., технолог школьной столовой, рассказала о том, что в нашей столовой большой ассортимент хлебобулочных изделий. Наибольшей популярностью пользуются: сосиски в тесте, ватрушки, пицца, пирожки, сочни и обычный хлеб. Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение.
Но все работники столовой, к сожалению, опечалены тем, как наши ученики относятся к этим изделиям. Прозвенел звонок, началась перемена. Что-то было съедено, что-то оставлено. Нас интересовало, какое отношение к хлебу проявят ребята нашей школы. То, что мы увидели, поразило нас.
Столы были усыпаны крошками и недоеденными кусками хлеба. В коридоре на батарее сиротливо лежала наполовину съеденная булочка, куски ватрушек были и на полу столовой. У нас возник вопрос: «Почему наши ребята с таким неуважением, даже с пренебрежением относятся к хлебу?»
Вывод. Скорее всего, школьники не знают истинную цену хлеба, не знают, насколько он был дорог в годы Великой Отечественной войны, как он спасал жизнь людям. У нас возникло желание самим больше узнать о хлебе: о его истории, традициях, связанных с ним, о цене хлеба в тяжёлые военные годы, а затем достучаться своими рассказами до наших одноклассников. Заставить их задуматься над своим отношением к хлебу.
Анкетирование
Мы решили составить вопросы для проведения анкетирования с целью изучения отношения к хлебу школьников и их родителей.
Результаты анкетирования
Брошенный в столовой на пол кусочек хлеба подняли бы и скормили птицам 50% родителей и 50% опрошенных учеников, а выбросили в контейнер для мусора или прошли бы мимо - 40% учеников и 50% родителей, наступили бы на хлеб – 10 % учеников. На необитаемый остров, прежде всего, взяли бы с собой хлеб 85% родителей и только 54% ребят. Среди других продуктов были соль, вода, мясо. На вопрос, как бы вы поступили, если бы увидели, что другие дети пренебрежительно относятся к хлебу, 70% родителей объяснили бы детям ценность хлеба и дождались бы исполнения замечания, а сделали бы замечание и, не дождавшись результата, ушли – 30%. Прошли бы мимо играющих хлебом – 15% школьников. Составили компанию детям, играющим хлебом, 5% учащихся, 12% из них закрыли бы на это глаза.
Воспитательные беседы с детьми на тему хлеба проводят всего лишь 40% родителей, никогда не беседовали с детьми о ценности хлеба и считают, что их дети и так хорошо воспитаны 15% взрослых. На вопрос, сколько стоит хлеб, 100% детей и родителей ответили, назвав какую-то сумму денег, и никто не сказал, что хлеб бесценен.
Вывод. Анкетирование показало, что большая часть сверстников не ценят хлеб, могут равнодушно пройти мимо брошенного на пол хлеба или играть хлебом. К сожалению, родители мало беседуют со своими детьми о ценности хлеба. Многие дети и родители говорят о хлебе как о продукте питания, и ценность его измеряют деньгами.
Хлеб на Руси
У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити (жить) с помощью суффикса - то (жить).
С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников – «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В 11 веке на Руси выпекали кислый, сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.
Военный хлеб
Из ЧЕГО же пекли хлеб в годы Великой Отечественной войны, ведь в те тяжёлые, голодные времена вряд ли можно было найти продукты.
Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки. Такой хлеб был мало пригоден для питания. Он был глинистый, тёмный, часто чёрного цвета, часто вяз на зубах и дёснах, от него болел живот. Но именно этот хлеб спасал жизнь людям, дарил надежду на выживание.
Мы узнали, что в военные годы был: Фронтовой; Тыловой хлеб - «рабочий хлеб»; Блокадный хлеб; Хлеб концлагерей - «остен-брот»; Сталинградский; Хлеб оккупированных районов - черные сухари.
Вывод. Мы выяснили, что в военный хлеб часто входили такие составляющие, которые не являются продуктами питания. Но именно этот хлеб спасал жизнь людям, дарил надежду на выживание.
Экскурсии в магазины микрорайона и пекарню города
Современный хлеб
Перед нами возникли вопросы. Так что же изменилось в душах людей? Почему у нас, молодого поколения, нет былого уважения к хлебу? Может, хлеб стал не таким вкусным, как был раньше? Может, ассортимент не радует нас своим разнообразием? Мы отправились в наши продуктовые магазины…..и увидели привычную для нас картину.
Как быстро привыкаешь к хлебному изобилию, так быстро, что не замечешь его, принимаешь, как должное. Сегодня трудно удивить покупателя «диковинным» составом хлеба. Чего только не добавляют пекари в тесто, чтобы сделать хлеб вкуснее, полезнее, изысканнее. Нам стало интересно, ЧТО же входит в его состав, кроме муки, сахара, соли и дрожжей, и отправились на экскурсию в пекарню.
Мы были поражены работой пекарей, какие машины им помогают, а также разнообразием продукции, которая приходит на полки наших магазинов.
Вывод. Ассортимент хлеба на прилавках современных магазинов богат и разнообразен. Поражают входящие в него продукты: масло, мёд, орехи, молоко, приправы, травы, сухофрукты. И это далеко не полный перечень составляющих современного хлеба. Он полезный, вкусный, душистый, аппетитный, румяный, золотистый. Значит, это нам – людям надо поменять свое отношение к хлебу.
Хлеб в произведениях писателей и поэтов
Тема хлеба важна и актуальна, она звучит в песнях, книгах и стихах. О нем говорят ученые и политики, учителя и хлеборобы...
Мы посетили школьную библиотеку-медиатеку и с помощью педагога-библиотекаря Пашковской Л.Г. составили список литературы для наших одноклассников, произведения, в которых писатели и поэты прославляют труд хлеборобов и наш
Электронная презентация подборки художественных текстов о хлебе
Вооружившись всей добытой информацией, мы провели обзор-беседу «Хлеб всему голова!» для учащихся 1- 2 классов. Мы познакомили ребят со сказками и рассказами о хлебе, читали им стихи, загадывали загадки, играли в игру «Каравай», обсуждали действия наших учеников в столовой.
График проведения бесед «Хлеб – всему голова!»
Вместе с одноклассниками и родителями мы составили правила обращения с хлебом. Надеемся, что ребята будут соблюдать эти нехитрые правила.1. Не покупай лишнего хлеба.
2. Никогда не бери хлеб грязными руками!
3. Ставь хлеб на стол первым, положив его на чистую салфетку или на тарелку.
4. За столом бери столько хлеба, сколько съешь.
5. Во время еды не допускай шалостей с хлебом.
6. Чтобы хлеб лучше сохранялся, храни его в емкости с крышкой или в хлебнице.
7. Научись использовать чёрствый хлеб.
8. Никогда не выбрасывай хлеб!
9. Всегда и везде уважительно относись к хлебу
Результаты анкетирования после реализации проекта показали, что брошенный в столовой на пол кусочек хлеба подняли бы и скормили птицам 55% родителей и 75% опрошенных учеников, а выбросили в контейнер для мусора или прошли бы мимо - 35% учеников и 45% родителей. На необитаемый остров, прежде всего, взяли бы с собой хлеб 90% родителей и 80% ребят. На вопрос, как бы вы поступили, если бы увидели, что другие дети пренебрежительно относятся к хлебу, 75% родителей и 50% учащихся объяснили бы детям ценность хлеба и дождались бы исполнения замечания, а сделали бы замечание и, не дождавшись результата, ушли – 25% родителей и 50% учеников.
Итак, в результате реализации нашего проекта, мы ответили на поставленный нами вопрос: «Почему нужно бережно относиться к хлебу?» Ответ получен: цена хлеба – человеческая жизнь, значит, хлеб - это главная ценность.
Таким образом, можно сделать вывод, что наши наблюдения, собранные материалы о хлебе, проведённые беседы, помогли достигнуть поставленной цели: показать ребятам важность хлеба как главной ценности человечества. Мы надеемся, что наши беседы, подобранная художественная литература, «Правила обращения с хлебом» помогут детям и их родителям бережно относиться к хлебу, ведь это - показатель духовности человека.
Информационные ресурсы:
http://www.domklad.ru/591-kak-obrashhatsya-s-xlebom.html
http://www.mkmw.com/history/
http://vyazniki.ru/2007/02/16/news_919.html
http://www.colobki.ru/ сайт музея хлеба в Санкт-Петербурге
http://weaft.com/documents/narodnye-pogovorka-poslovica-hleb-vzroslye-deti-shkolnikov-adult-kid-quotes-bread
Использованная литература:
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
Громова И. «Хлеб войны», Москва, 2010
Емельянова Э.«Расскажите детям о хлебе», «Мозаика – Синтез», 2011
infourok.ru
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию «Почему нужно беречь хлеб?»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад № 9»
Конспект
образовательной деятельности с детьми
подготовительной группы
по познавательному развитию
«Почему нужно беречь хлеб?»
Воспитатель: Ананко Наталья Михайловна
ст. Нововеличковская
2015 год
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего
дошкольного возраста.
Тема: «Почему нужно беречь хлеб?»
Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
Организация детей: свободная.
Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, познавательная.
Содержание организационной деятельности.
Беседа.
- Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? (Ответы детей будут поверхностными, но педагог их не дополняет, не корректирует.) Как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов?
-Давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.
Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.
- Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек пробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь: «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска». Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушка – калачу дедушка».
Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле.
Я.Дягутите
- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во времена Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т.д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь, ценили его, берегли даже крошку.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
infourok.ru
Почему нужно беречь хлеб? Помогите написать сочинение. Минимум пол страницы. Сочинение по биологии Заранее спасибо! -
Хлеб на столеС древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие способствовало появлению песен и дум, продолжала родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда.Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормильице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба. А в том, и мы сами, каждый из нас — ребенок своих родителей, своего народа и хлеба.С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых.Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.Ты и твой хлеб«Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба. И еще, по-видимому для того, чтобы мы, выходя в свет, раз и навсегда прониклись трепетом к тем рукам, которые вырастили и выпекли этот высокий и мягкий хлеб. Он может научить всех нас уважать работу и мирное безоблачное небо над головой.Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.ХлебОн ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекаре
dtnn.ru
Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада на тему "Путь хлеба к нашему столу"
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Задачи:
- Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
- Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
- Учить образовывать прилагательные от существительных.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.
Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?
Варианты решения:
- Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
- Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
- Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.
Тезис: "Хлеб - всему голова"
Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиопроектор.
Предварительная работа:
- Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
- Экскурсии в хлебобулочный магазин, на поле, на КЗС.
- Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
- Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий,
- Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".
- Загадки.
- Дидактические игры
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (на медиопроекторе).
Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - Побежит за трактористом Ранним утром борозда. (Показ слайда)
Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?
(Ответы детей - сеялки) (показ слайда).
Воспитатель:
Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) (показ слайда)
Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Хлеб созрел, В полях моторы Песню жатвы завели. В степь выводят комбайнеры Полевые корабли (показ слайда)
Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (показ слайда)
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Слышен, летом до заката, Гул комбайнов у реки, И везут на элеватор Урожай грузовики.
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда)
(ребенок читает стихотворение)
Убран хлеб и тише стало, Жарко дышат закрома Поле спит. Оно устало. Приближается зима
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда).
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда).
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) (дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ слайда) (ответы детей)
Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)
"Назови, какой, какая, какое?"
(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)
Хлеб из ржи - ржаной. Хлеб из пшеницы - пшеничный. Каша из пшена - пшенная. Каша из овса - овсяная. Каша из ячменя - ячневая. Каша из кукурузы - кукурузная. Каша из гречихи - гречневая. Поле с рожью - ржаное. Поле с пшеницей - пшеничное. Поле с овсом - овсяное. Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Наконец то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(ответы детей)
Воспитатель дополняет:
"Хлеб - наше богатство";
"Не трудиться - хлеба не добиться";
"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";
"Кто не работает - тот не ест"
Воспитатель: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.
(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)
Воспитатель:
Вот он, каравай душистый С хрупкой корочкой витой, Вот он мягкий, золотистый, Словно солнцем налитой! В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал-пришел. В нем - здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом - тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки - Вырастай богатырем! Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Слава им, привет от нас В добрый день, счастливый час. (Пекарь угощает детей караваем)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).
Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.
(Пекарь приглашает детей на экскурсию в пекарню.)
Используемые источники:
- Lenagold.ru
- Н.Н.Кокорина, А.К.Бондаренко "Любить труд на родной земле"
- Журнал "Воспитатель" №4 2009 год
Приложение.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Проектно-исследовательская работа учащихся 3 класса Почему нужно беречь хлеб?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Муниципальный этап краевого конкурса
творческих и исследовательских работ младших школьников
«Страна чудес - страна исследований»
Тема: Почему нужно бережно относиться к хлебу?
Авторы:
Миронова Ольга,
Амишева Анжелика,
Бабукина Диана
г. Бородино МБОУ СОШ № 3,
3 класс
Руководитель:
Михалева Г.Н..
учитель МБОУ СОШ № 3
e-mail: [email protected]
телефон: 89659005517
г. Бородино, 2015 г.
Содержание
Актуальность
Хлеб - это жизнь, а не просто еда!
Хлебом клялись,
за хлеб умирали не для того,
чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот, что в народе у нас говорится:
«Коли ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!»
Каждый из нас берет в день не меньше трех - четырех раз в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нём. А ведь хлеб - это народное достояние, хлеб - это самоотверженный труд, отношение к хлебу каждого из нас - это наше отношение к труду и людям труда.
В нашей школьной столовой всегда в достатке булочки, хлеб, пирожки. К сожалению, нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками школы. Остатки хлеба лежат и на столах, и на подоконниках, и прямо под ногами!!! Некоторые ребята с улыбкой на лице упражняются в меткости попадания булочкой в одноклассника, кусками хлеба и крошками усыпаны столы школьной столовой.
Мы задали себе вопрос: Почему так бывает? А знают ли школьники, как тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а многих людей.
Мы выдвинули гипотезу, если рассказывать о ценности хлеба учащимся, то они будут бережнее относиться к хлебу.
Предметом нашего исследования является хлеб.
Объектом исследования является отношение к хлебу учащихся и их родителей.
Цель: привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья и призвать бережно относиться к нему.
Задачи:
-
Организовать рейды в школьную столовую для изучения актуальности темы работы.
-
Провести анкетирование с целью изучения вопроса отношения к хлебу школьников и их родителей.
-
Изучить историю происхождения хлеба и русские традиции, связанные с ним.
-
Изучить ассортимент хлебной продукции в магазинах микрорайона и одной из пекарен города.
-
Прочитать художественную литературу о хлебе.
-
Создать электронные презентации о ценности хлеба и провести тематические беседы.
-
Составить правила обращения с хлебом.
Методы работы:
-
наблюдение;
-
анкетирование;
-
знакомство с литературой по теме проекта;
-
обращение к сети Интернет;
-
экскурсии, рейды;
-
анализ и обобщение полученной информации
Ожидаемый результат: привлекли внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья и призвали ребят бережно относиться к нему.
Проектная работа носит практико-ориентированный характер. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы учителями и учениками школы при проведении внеклассных мероприятий.
-
Рейды в школьную столовую
Для определения актуальности выбранной темы мы провели рейды в нашу школьную столовую.
На столах аккуратно были разложены булочки, пирожки, хлеб, который с любовью выпекают для учащихся школы работники столовой. Шляхова В.В., технолог школьной столовой, рассказала о том, что в нашей столовой большой ассортимент хлебобулочных изделий. Наибольшей популярностью пользуются: сосиски в тесте, ватрушки, пицца, пирожки, сочни и обычный хлеб. Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение.
Но все работники столовой, к сожалению, опечалены тем, как наши ученики относятся к этим изделиям. Прозвенел звонок, началась перемена. Что-то было съедено, что-то оставлено. Нас интересовало, какое отношение к хлебу проявят ребята нашей школы. То, что мы увидели, поразило нас.
Столы были усыпаны крошками и недоеденными кусками хлеба. В коридоре на батарее сиротливо лежала наполовину съеденная булочка, куски ватрушек были и на полу столовой. У нас возник вопрос: «Почему наши ребята с таким неуважением, даже с пренебрежением относятся к хлебу?»
Вывод. Скорее всего, школьники не знают истинную цену хлеба, не знают, насколько он был дорог в годы Великой Отечественной войны, как он спасал жизнь людям. У нас возникло желание самим больше узнать о хлебе: о его истории, традициях, связанных с ним, о цене хлеба в тяжёлые военные годы, а затем достучаться своими рассказами до наших одноклассников. Заставить их задуматься над своим отношением к хлебу.
-
Анкетирование
Мы решили составить вопросы для проведения анкетирования с целью изучения отношения к хлебу школьников и их родителей.
Результаты анкетирования
Брошенный в столовой на пол кусочек хлеба подняли бы и скормили птицам 50% родителей и 50% опрошенных учеников, а выбросили в контейнер для мусора или прошли бы мимо - 40% учеников и 50% родителей, наступили бы на хлеб - 10 % учеников. На необитаемый остров, прежде всего, взяли бы с собой хлеб 85% родителей и только 54% ребят. Среди других продуктов были соль, вода, мясо. На вопрос, как бы вы поступили, если бы увидели, что другие дети пренебрежительно относятся к хлебу, 70% родителей объяснили бы детям ценность хлеба и дождались бы исполнения замечания, а сделали бы замечание и, не дождавшись результата, ушли - 30%. Прошли бы мимо играющих хлебом - 15% школьников. Составили компанию детям, играющим хлебом, 5% учащихся, 12% из них закрыли бы на это глаза.
Воспитательные беседы с детьми на тему хлеба проводят всего лишь 40% родителей, никогда не беседовали с детьми о ценности хлеба и считают, что их дети и так хорошо воспитаны 15% взрослых. На вопрос, сколько стоит хлеб, 100% детей и родителей ответили, назвав какую-то сумму денег, и никто не сказал, что хлеб бесценен.
Вывод. Анкетирование показало, что большая часть сверстников не ценят хлеб, могут равнодушно пройти мимо брошенного на пол хлеба или играть хлебом. К сожалению, родители мало беседуют со своими детьми о ценности хлеба. Многие дети и родители говорят о хлебе как о продукте питания, и ценность его измеряют деньгами.
-
История происхождения хлеба и русские традиции,
связанные с ним
Хлеб на Руси
У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити (жить) с помощью суффикса - то (жить).
С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников - «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В 11 веке на Руси выпекали кислый, сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.
Вывод. На Руси выпечка хлеба считалась почётным делом. Его пекли талантливые мастера, которые пользовались особым уважением, а секреты хлебопечения держались под строжайшим секретом. Слово «хлеб» русский народ отождествляет с такими понятиями, как праздник, добро, жизнь, кормилец. Самых дорогих гостей встречали хлебом - солью. Хлеб считался послом мира.
Военный хлеб
Из ЧЕГО же пекли хлеб в годы Великой Отечественной войны, ведь в те тяжёлые, голодные времена вряд ли можно было найти продукты.
Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба - блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки. Такой хлеб был мало пригоден для питания. Он был глинистый, тёмный, часто чёрного цвета, часто вяз на зубах и дёснах, от него болел живот. Но именно этот хлеб спасал жизнь людям, дарил надежду на выживание.
Мы узнали, что в военные годы был: Фронтовой; Тыловой хлеб - «рабочий хлеб»; Блокадный хлеб; Хлеб концлагерей - «остен-брот»; Сталинградский; Хлеб оккупированных районов - черные сухари.
Вывод. Мы выяснили, что в военный хлеб часто входили такие составляющие, которые не являются продуктами питания. Но именно этот хлеб спасал жизнь людям, дарил надежду на выживание.
-
Экскурсии в магазины микрорайона и пекарню города
Современный хлеб
Перед нами возникли вопросы. Так что же изменилось в душах людей? Почему у нас, молодого поколения, нет былого уважения к хлебу? Может, хлеб стал не таким вкусным, как был раньше? Может, ассортимент не радует нас своим разнообразием? Мы отправились в наши продуктовые магазины…..и увидели привычную для нас картину.
Как быстро привыкаешь к хлебному изобилию, так быстро, что не замечешь его, принимаешь, как должное. Сегодня трудно удивить покупателя «диковинным» составом хлеба. Чего только не добавляют пекари в тесто, чтобы сделать хлеб вкуснее, полезнее, изысканнее. Нам стало интересно, ЧТО же входит в его состав, кроме муки, сахара, соли и дрожжей, и отправились на экскурсию в пекарню.
Мы были поражены работой пекарей, какие машины им помогают, а также разнообразием продукции, которая приходит на полки наших магазинов.
Вывод. Ассортимент хлеба на прилавках современных магазинов богат и разнообразен. Поражают входящие в него продукты: масло, мёд, орехи, молоко, приправы, травы, сухофрукты. И это далеко не полный перечень составляющих современного хлеба. Он полезный, вкусный, душистый, аппетитный, румяный, золотистый. Значит, это нам - людям надо поменять свое отношение к хлебу.
-
Хлеб в произведениях писателей и поэтов
Тема хлеба важна и актуальна, она звучит в песнях, книгах и стихах. О нем говорят ученые и политики, учителя и хлеборобы...
Мы посетили школьную библиотеку-медиатеку и с помощью педагога-библиотекаря Пашковской Л.Г. составили список литературы для наших одноклассников, произведения, в которых писатели и поэты прославляют труд хлеборобов и наш
Электронная презентация подборки художественных текстов о хлебе
-
Беседа о хлебе с учениками 1-2 классов
Вооружившись всей добытой информацией, мы провели обзор-беседу «Хлеб всему голова!» для учащихся 1- 2 классов. Мы познакомили ребят со сказками и рассказами о хлебе, читали им стихи, загадывали загадки, играли в игру «Каравай», обсуждали действия наших учеников в столовой.
График проведения бесед «Хлеб - всему голова!»Вместе с одноклассниками и родителями мы составили правила обращения с хлебом. Надеемся, что ребята будут соблюдать эти нехитрые правила.
1. Не покупай лишнего хлеба.
2. Никогда не бери хлеб грязными руками!
3. Ставь хлеб на стол первым, положив его на чистую салфетку или на тарелку.
4. За столом бери столько хлеба, сколько съешь.
5. Во время еды не допускай шалостей с хлебом.
6. Чтобы хлеб лучше сохранялся, храни его в емкости с крышкой или в хлебнице.
7. Научись использовать чёрствый хлеб.
8. Никогда не выбрасывай хлеб!
9. Всегда и везде уважительно относись к хлебу
Результаты анкетирования после реализации проекта показали, что брошенный в столовой на пол кусочек хлеба подняли бы и скормили птицам 55% родителей и 75% опрошенных учеников, а выбросили в контейнер для мусора или прошли бы мимо - 35% учеников и 45% родителей. На необитаемый остров, прежде всего, взяли бы с собой хлеб 90% родителей и 80% ребят. На вопрос, как бы вы поступили, если бы увидели, что другие дети пренебрежительно относятся к хлебу, 75% родителей и 50% учащихся объяснили бы детям ценность хлеба и дождались бы исполнения замечания, а сделали бы замечание и, не дождавшись результата, ушли - 25% родителей и 50% учеников.
Итак, в результате реализации нашего проекта, мы ответили на поставленный нами вопрос: «Почему нужно бережно относиться к хлебу?» Ответ получен: цена хлеба - человеческая жизнь, значит, хлеб - это главная ценность.
Таким образом, можно сделать вывод, что наши наблюдения, собранные материалы о хлебе, проведённые беседы, помогли достигнуть поставленной цели: показать ребятам важность хлеба как главной ценности человечества. Мы надеемся, что наши беседы, подобранная художественная литература, «Правила обращения с хлебом» помогут детям и их родителям бережно относиться к хлебу, ведь это - показатель духовности человека.
Информационные ресурсы:
www.domklad.ru/591-kak-obrashhatsya-s-xlebom.html
www.mkmw.com/history/
vyazniki.ru/2007/02/16/news_919.html
www.colobki.ru/ сайт музея хлеба в Санкт-Петербурге
weaft.com/documents/narodnye-pogovorka-poslovica-hleb-vzroslye-deti-shkolnikov-adult-kid-quotes-bread</<font face="Times New Roman, serif">
Использованная литература:
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
Громова И. «Хлеб войны», Москва, 2010
Емельянова Э.«Расскажите детям о хлебе», «Мозаика - Синтез», 2011
botana.cc
Берегите хлеб - Мои статьи - Каталог статей
МСКОУ специальная школа-интернат 1-2 вида.
Внеклассное занятие в 5-ом классе на тему:
"Берегите хлеба каждую крупицу".
Цель: научить детей бережному отношению к хлебу; познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб; пополнять словарный запас, обратить внимание на правильное произношение звуков, ударение, окончание в словах.
Воспитывать уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам),
обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий.
Ход мероприятия.
Восп.: загадка----«Круглобок и маслен он, в меру крут, посолен, пахнет солнечным теплом , пахнет знойным полем».
Хлеб – непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба.
Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек».
Много пословиц, поговорок сложено о хлебе. О бережном отношении к нему.
Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?
Дети: Если хлеба ни куска, так и дома тоска.
Хлеб в закромах - счастье в домах.
Хлеб всему голова.
Худ обед , коли хлеба нет.
восп. : Вспомним, как хлеб пришел на стол.
В поле пашут землю, сеют зерно, убирают урожай, везут урожай на элеватор, (зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных насекомых),из хранилища зерно попадает в цеха мельзавода, где получается мука, затем на хлебозаводы, (на кондитерские и макаронные) фабрики. На хлебозаводе замешивают тесто, а потом выпекают хлеб, булочки.
восп.: Из какой муки пекут белый хлеб? ---из пшеничной муки.
Из какой муки пекут черный хлеб? ---из ржаной муки.
Составьте предложение из слов --- из, муки, хлеб, черный, белый, ржаной, пшеничной, выпекают.
Задание :
Вы берете продукты, которые выпекают из пшеничной и ржаной муки.
Внимание, задание ---- на столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.
-Выберете из них те, которые используются при замешивании теста для хлеба.
восп.: Как думаете, люди каких профессий принимали участие в производстве хлеба?
Дети: Трактористы, комбайнеры ---механизаторы, агрономы, мельник, пекарь, водители, и т. д.-----народ.
Все эти люди работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать труд их, бережно относится к хлебу.
На Руси к хлебу всегда относились с уважением, даже сохранился обычай, почетных гостей встречать с хлебом – солью.
Как вы относитесь к хлебу?
(хлеб топтать нельзя, бросать и кидаться хлебом нельзя )
Хлеб нужно доедать, а крошками можно покормить птиц. Много рецептов есть, как приготовить из него вкусные блюда.
А вы знаете, что можно приготовить из хлеба?
Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошки хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб.
восп.:В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время.
Хотелось бы, чтобы вы научились беречь хлеб, поняли, как ценен он и труд людей.
Освежить черствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.
Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики – настоящее лакомство.
Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром.
А если молотые сухари из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром. Потом уложить в форму и поставить на холод, то получится… хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.
Послушайте ст-ние о хлебе.
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Слава хлебу на земле!
Слава хлебу на столе!
Восп: о чем говорится в ст-нии?
Какими словами говорят о хлебе?
Как люди трудились?
Вам понравилось ст-ние? Почему?
«Худ обед, коли хлеба нет», – говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из главных – он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства – «хлеб – соль», дружелюбия, мира.
Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, и как его надо беречь.
Восп.: о чем мы сегодня говорили?
Как нужно относиться к хлебу?
Занятие окончено.
vospnina.ucoz.ru