Мiръ пращуровъ. Круглый белый хлеб у восточных и южных славян круглый белый хлеб


Калач (Россия)

xn--90ahr3b.xn--j1amh

Кала́ч (вар. колач, от общеславянского kolač, kolo — «круг») — у восточных и южных славян круглый белый хлеб, обычно в виде кольца или с небольшим отверстием; у западных славян так назывался любой обрядовый хлеб, в т.ч. свадебный каравай.

В центральной и северной России калач — род высококачественного белого хлеба из муки высшего сорта, выпекаемый в специфической форме — наподобие гири (с массивной нижней частью и "ручкой" над ней). Были весьма популярны с середины XVII века до конца Старой России. Советской хлебобулочной промышленностью выпускались массово до 1960-х гг., позднее объёмы выпуска калачей постоянно сокращались, на рубеже 1980-90-х гг. промышленный выпуск калачей прекратился.

Виды калачей

Русские (гиревидные) калачи в старину встречались различных сортов: «тёртые» и ковритщенные, мягкие; пеклись из пшеничной муки, ценой в деньгу, две деньги, в грош и в алтын. Изготовление калачей в XVII веке (по крайней мере в Москве) контролировалось властью: подьячим было поручено наблюдать, чтобы производители калачей — калашники — пекли калачи в установленный вес (Указ царя Михаила Фёдоровича о хлебном и калачном весу 7134 года (от сотворения мира) во «Временнике Московского императорского общества истории и древностей Российских» 1849 г., книга IV).

Существует легенда, что специфическая гиревидная форма калача родилась для удобства грузчиков и иных тружеников, не имевших возможности вымыть руки перед едой: берясь да «дужку» калача грязной рукой, они съедали его основную часть, а испачканную «дужку» выбрасывали.

В действительности, как гиревидная, так и кольцевидная формы калачей объясняются методами их хранения: калачи пекли редко (в крестьянском быту — один-два раза в год) и в больших количествах. Готовые калачи нанизывали на шесты и подвешивали под потолком избы. Таким образом калачи, с одной стороны, были защищены от порчи мышами, с другой стороны, засыхали не плесневея и долго сохранялись в виде сухарей, которые снимали с шестов и съедали по мере надобности.

В настоящее время, в связи с выходом из широкого обихода «гиревидных» калачей, по всей территории России всё шире начинает распространяться южнорусское понимание калача, как кольцевидного плетёного сдобного хлеба (кренделя).

Обряды с калачами

В народных обрядах калач насаживают на палку колядующих, «стожер» (столб в середине гумна), рог вола, надевают на руку невесте, полазнику. Через отверстие в калаче смотрят, чтобы добиться чьего-либо расположения или навести порчу, а также с целью узнать ведьму или обезопасить себя от вредоносной магии. Защитные свойства калача обусловлены символикой замкнутого круга. Считается, что защитные свойства можно усилить с помощью украшений на хлебе (цветов определенного цвета, кругообразных рисунков, веточек вербы, красных ниток и пр.) и специальными способами выпечки (например, замешивание на грудном молоке, запекание монеты и др.).

В календарной обрядности южных славян калач используются на святках. Как и другие кольцевидные предметы (обручальное кольцо, венок) в свадебных обрядах является символом бракосочетания: невеста кружится с калачом, обходит вокруг стола, на котором лежит калач, смотрит через него и т.п. В Украине невеста смотрит на жениха через дивень (большой свадебный хлеб с дыркой) после венчания (полтав.). У русских жених ломает баранку и съедает её во время брачной ночи (калуж.). В белорусском Полесье колачами встречает новобрачных мать жениха (пин.).

Используется калач и в магии, особые свойства которого усиливаются специальными действиями во время его приготовления: хлеб замешивают на молоке одновременно кормящих матери и дочери (болг., серб., босн., хорв.), на собранной до восхода солнца росе; его «пекут» на солнце, а не на огне (серб.). В Болгарии женщины, выпекающие такой калач на грудном молоке, готовят его в полночь голыми и без головных уборов. Он используется в любовной магии: глядя через этот калач на мужчину, женщина произносит: «Как са обичат майкя и дащерка, така да са обичаме стоа, дек го гледам» («Как любят друг друга мать и дочь, так пусть любим мы друг друга с тем, на кого гляжу»).

Калач Википедия

Кала́ч (колач, от общеславянского kolač < kolo — 'круг')[1] — у восточных и южных славян круглый белый хлеб, обычно в виде кольца или с небольшим отверстием; у западных славян так назывался любой обрядовый хлеб, в том числе свадебный каравай.

В центральной и северной России калач — род высококачественного белого хлеба из муки высшего сорта, выпекаемый в специфической форме — наподобие гири (с массивной нижней частью и «ручкой» над ней). Южнорусский калач имеет, как и бублик, торообразную форму.

История калачного производства в России

Муромский калач на картине Б. Кустодиева «Купчиха, пьющая чай» (1923). Внутренняя структура калача на изломе Калачи «Сырные» в полимерной упаковке на прилавке магазина

Калачи упоминаются ещё в «Домострое» (XVI век). Они пеклись из пшеничной муки, ценой в деньгу, две деньги, в грош и в алтын. В XVII веке изготовление калачей контролировалось властью: подьячим было поручено наблюдать, чтобы калашники пекли калачи установленного веса[2].

В пореформенное время, во второй половине XIX — начале XX века, когда города России постепенно превращались в промышленные центры, значительная доля самодеятельного населения занималось ремеслом — мелким производством. На изготовлении калачей в это время специализировались калачники[3]. О быте калачников рассказывает частный коломенский музей «Калачная» (открылся 22 сентября 2013 года).

Характерна в данном контексте судьба калачного производства. Если калач традиционно выделяли как продукт самого высокого качества, то в условиях большей доступности других изделий из белой муки калач теряет особость. Тем более, что его начинают успешно выпекать булочники, а узкие специалисты-калачники терпят убыток. Поэтому неудивительно, что кратковременное увеличение числа калачников (1871—1877 гг. с 7 до 15 мастеров) сменилось к 1884 г. их заметным сокращением — до 3 мастеров и минимальным присутствием на рынке в 1909 г.[4] Примерно то же происходит в производстве баранок и саек.

Советской хлебобулочной промышленностью калачи выпускались массово до 1960-х гг., позднее объёмы выпуска калачей постоянно сокращались, пока к концу советского периода их промышленный выпуск не был свёрнут. Из вспоминаний Т. Баньковской-Гавриловой (1913—2006)[5]:

Русский простонародный калач! Ржаной, пшеничный, крупчатый – был столетиями у народа в почёте, едали, знали его вкус! После Второй мировой войны русский калач в немилости, пропал, не стали его выпекать, молодому поколению и на погляд не осталось. Булки хлеба выпекаются – «кирпичи», караваи, булочки, сушки, калач обойдён, нет в продаже калача. А народ любил это немудреное печево, в каждом доме и избе без калача не мыслили! К чаю с молоком в дорогу, в подарок. Калач имеет русский колорит. Бывало бабушка выпечет калачи, само собой, в русской печи, наздевает их на ухват, и в кладовку, один конец на одну полку, другой – на другую противоположную, аромат! Подпрыгнешь, сорвёшь и в рот… То-то радость детям! Вернись, калач!

Калачи гиревидные и кольцевидные

Кольцевидный калач (чайная ложка для сравнения размеров)

Существует предположение, что специфическая гиревидная форма калача родилась для удобства: за эту дужку, или ручку, держали калач, когда его ели. «Дойдя до ручки», то есть съев практически весь мягкий калач, едок эту жёсткую ручку отдавал нищим или просто выбрасывал. О тех, кто готов был подобрать ручку от калача, говорили, что «он дошёл до ручки», то есть оказался в крайней нужде, обнищал[6].

Более вероятно, что как гиревидная, так и кольцевидная формы калачей объясняются методами их хранения: калачи пекли редко (в крестьянском быту — один-два раза в год) и в больших количествах. Готовые калачи нанизывали на шесты и подвешивали под потолком избы.[источник не указан 458 дней] Таким образом калачи, с одной стороны, были защищены от порчи мышами, с другой стороны, засыхали не плесневея и долго сохранялись в виде сухарей, которые снимали с шестов и съедали по мере надобности.[источник не указан 458 дней]

После выхода из широкого обихода «гиревидных» калачей по всей территории России распространилось южнорусское понимание калача как кольцевидного плетёного сдобного хлеба (кренделя).[источник не указан 458 дней]

Тёртые калачи

Гиревидные калачи в старину встречались различных сортов («тёртые» и коврижчатые, мягкие). Тёртый калач изображён на гербе города Мурома — одного из крупнейших и старейших центров калачного производства. Муромский калач делали из ситного теста (пропущенного через сито, а не решето). Главная особенность теста для муромского калача — это его скважистость: тесто долго мяли («тёрли») руками на льду, благодаря чему не испарялся содержащийся в нём углекислый газ — и изделие получалось пористым, с большими пустотами внутри. Благодаря тесту возникло второе название муромского калача — «тёртый».

См. также

Примечания

  1. ↑ Гура, Плотникова, 1999, с. 439.
  2. ↑ Указ царя Михаила Фёдоровича о хлебном и калачном весу 7134 года (от сотворения мира) во «Временнике Московского императорского общества истории и древностей Российских» 1849 г., книга IV.
  3. ↑ Согласно отчётам коломенского уездного исправника, существовала группа ремесленников, занятых изготовлением предметов пищи. Помимо калачников, существовали категории хлебников (готовили хлеб из ржаной муки), булочников (выпекали хлеб из пшеничной муки), саечников, бараночников, кондитеров (конфетчиков, сластников, приготовляющих лакомства, сахарные яства), пирожников (выпекали пироги и торговали ими), мясников, колбасников, поваров, квасников. См.: Соза Л. Н. Пореформенная Коломна: на пути к промышленному городу. — Коломна: Московск. гос. обл. соц.-гум. инст., 2012 — C.85.
  4. ↑ ЦИАМ. Ф.199. Оп.2. Д.62 Л. 8; Ф. 492. Оп. 2. Д.67. Л. 24; Д. 659. Л. 77
  5. ↑ газета «Соль Земли» (Уралкалий), № 86(3025), 19 ноября 1994
  6. ↑ Первушина Е. Дойти до ручки // Наука и жизнь. — 2015. — № 7.

Литература

Ссылки

Рождественский калач - рецепт на ProBiskvit

wikiredia.ru

Калач. Дрожжевой белый хлеб в виде кольца

Пироги 0 12/05/2017

 

Калач — круглый белый хлеб у восточных и южных славян, обычно в виде кольца или с небольшим отверстием; у западных славян так назывался любой обрядовый хлеб, в том числе свадебный каравай. Калачи выпекались массово промышленностью до 1960-х годов, но объемы постоянно снижались. К концу советского периода их выпуск полностью свернули. Из воспоминаний Т. Баньковской-Гавриловой (1913—2006): «Русский простонародный калач! Ржаной, пшеничный, крупчатый – был столетиями у народа в почёте, едали, знали его вкус! После Второй мировой войны калач в немилости, пропал, не стали его выпекать, молодому поколению и на погляд не осталось. А народ любил это немудреное печево, в каждом доме и избе без калача не мыслили! К чаю, с молоком, в дорогу, в подарок. Вернись, калач!».

Ингредиенты

  • сухие дрожжи (быстрорастворимые) — 11 г;
  • мука в/с — 500 г;
  • растительное масло — 3 ст. л.;
  • соль — 1 ч. л.;
  • сахар — 1 ст. л.;
  • вода — 250 мл;
  • сливочное масло — 30 г;
  • чеснок — 3-4 зубца;
  • тимьян, розмарин — по 2-3 веточки;
  • свежий укроп — небольшой пучок.

Как приготовить калач

  1. Смешиваем муку, соль, сахар и дрожжи.
  2. Добавляем растительное масло и теплую кипяченую воду. Приступаем к замесу. Сначала  тесто будет вязким, но вскоре после старательного вымешивания мучной комок превратится в мягкое, податливое тесто.
  3. В смазанную маслом миску помещаем тесто, накрываем пищевой пленкой и оставляем в теплом месте на 1 час.
  4. За это время тесто значительно увеличится в объеме. Снова обминаем полуфабрикат и приступаем к формированию заготовки.
  5. Присыпаем рабочую поверхность мукой, тесто раскатываем в лепешку прямоугольной формы толщиной 0,5 см. Применяем скалку или просто растягиваем руками. Работать с этим видом теста — настоящее удовольствие. Без особых усилий и хлопот справится даже новичок.
  6. Смазываем всю поверхность лепешки растопленным сливочным маслом. Сверху разбрасываем измельченные чеснок и укроп, листики тимьяна и разломанные иголки розмарина.
  7. Сворачиваем лепешку вдоль.
  8. Отступаем с одного края 1-2 см и разрезаем заготовку пополам.
  9. Перекручиваем жгутом.
  10. Сворачиваем жгут кольцом. Кладем на застеленный пергаментом противень, отправляем в раскаленную до 200 градусов духовку. Уменьшаем температуру до 180 градусов и выпекаем калач около 35 минут.
  11. Проверив лучиной степень готовности мякиша, накрываем калач салфеткой и остужаем.

Готовила Anna, специально для Леди-Шеф.Ру

 

Share Tweet

Смотрите также

ladychef.ru

Хлеб

Хлеб — пищевой продукт, получаемый путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. Хлеб — один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды.

Чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить «союз» Огня, Воды и зерна — продукта Земли. Все эти три сути были для славян божествами, всем трём поклонялись. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни.

Уместно напомнить здесь о Яриле и о «воскресающем» зерне, которое только радуется собственным «похоронам». В священной каше с зерном соединяется ещё и мёд — один из символов «живой воды» у самых разных народов, и ягоды, также связанные с идеей «неисчислимого» плодородия. И вся эта символика «прочитывалась» древними так же легко, как мы читаем вот эту книжку, сразу схватывая смысл и не думая про каждую букву!

Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в христианские ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод — изюм, а вместо цельной пшеницы — рис…

Другой древнейшей ритуальной едой с незапамятных пор у славян были блины. Учёные-языковеды пишут, что произношение слова «блин» — искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что «молоть» и «мелкий», обозначая таким образом пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна. В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин отчасти схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму. Вот почему и доныне блины пекут опять-таки на поминках и ещё на Масленицу, когда празднуется победа над злой Богиней Мораной — холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны…

Так или иначе, освоив приготовление каш и блинов, древнейшие предки славян так или иначе вышли и на хлеб.

Хлеб унаследовал все священные свойства, о которых только что говорилось, но многое и добавилось.

О поверьях, связанных с тестом и хлебом, учёными написано множество книг; сколько-нибудь полно пересказать их здесь невозможно. Вот хотя бы некоторые воззрения. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу — к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»… О том, что это было не просто иносказанием, подробнее рассказывает глава «В едином хлебе». А почему молодых осыпали зерном, я думаю, теперь понятно и без подсказки.

Печь для выпечки хлеба. X век

А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, — значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея…

Упомянув об Англии, вспомним два хорошо известных всем слова: «леди» (lady) и «лорд» (lord). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: «леди» в первоначальном значении — это попросту «та, что замешивает тесто для хлеба»; «лорд» же — «хранитель хлебов». Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода. А жена — всё тесто, ещё находившееся в квашне!

А что такое «коровай»? Да-да, это слово правильнее писать именно так, а не «каравай», как мы привыкли. Уже было рассказано, как язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже — хлеб, увенчанный рожками, «коровай». В первые века русского православия христианская церковь порицала «молёные», то есть выпеченные с языческими молитвами, короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам. Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а короваи остались. Осталось и наше отношение к хлебу…

Обрядовое печенье «мосты», «козули», «кресты», «жаворонки», «богачи»

На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил. Выпечка каравая представляла систему обрядов, занимающих несколько дней, в которых принимали участие особые жрецы. Для приготовления использовались специальные архаические орудия, например, мука мололась на обрядовых жерновах. Приготовление свадебного каравая поручалось специально приглашенным женщинам — каравайницам. Ими были только замужние, имеющие детей и крепкие семейные узы женщины, которые через выпекаемый каравай делились своим счастливым укладом семейной жизни с молодоженами. Сажать в печь свадебный каравай полагалось женатому мужчине, а во время работы пели песни и читали молитвы.

В белорусской песне говорится «Сам Бог коровай месить», пекущие каравай люди обращаются к богу с просьбой спуститься с неба, чтобы помочь им в работе. Во время свадебных обрядов каравай, украшенный фаллическими знаками, символизировал жениха, а две половины каравая или два каравая символизировали жениха и невесту. На каравай наносились солярные и лунарные знаки. В белорусской обрядовой свадебной поэзии каравай воплощал солнце и месяц: вернувшийся с неба каравай видел там месяц и зарю. Символика каравая связана с Мировым древом. Например, солнце и месяц у вершины мирового древа.

Свадебные караваи украшаются сложными тестяными узорами, живыми колосьями и веточками калины. Колосья пшеницы символизировали изобилие, достаток, листья или гроздь калины — любовь, прибавление в семье. Каравай мастерицы украшали солнцем и месяцем, двумя кольцами или парой лебедей, что было символом верности в любви.

Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.

Традиция выпекать на свадьбу праздничный обрядовый хлеб — на русских свадьбах каравай — присуща всем славянским народам.

По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством.

Каравай также использовался в Древней Руси на похоронах. Ко дню похорон выпекали свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.

Необходимо упомянуть ещё об одном важном виде хлеба — это кала́ч (от общеславянского  kolo — 'круг') — у восточных и южных славян круглый белый хлеб, обычно в виде кольца или с небольшим отверстием.

В народных обрядах калач насаживают на палку колядующих, «стожер» (столб в середине гумна), рог вола, надевают на руку невесте, полазнику. Через отверстие в калаче смотрят, чтобы добиться чьего-либо расположения или навести порчу, а также с целью узнать ведьму или обезопасить себя от вредоносной магии. Защитные свойства калача обусловлены символикой замкнутого круга. Считается, что защитные свойства можно усилить с помощью украшений на хлебе (цветов определенного цвета, кругообразных рисунков, веточек вербы, красных ниток и пр.) и специальными способами выпечки (например, замешивание на грудном молоке, запекание монеты и др.).

В календарной обрядности южных славян калач используются на святках. Как и другие кольцевидные предметы (обручальное кольцо, венок) в свадебных обрядах является символом бракосочетания: невеста кружится с калачом, обходит вокруг стола, на котором лежит калач, смотрит через него и т. п. На Украине невеста смотрит на жениха через дивень (большой свадебный хлеб с дыркой) после венчания (полтав.). У русских жених ломает баранку и съедает её во время брачной ночи (калуж.). В белорусском Полесье колачами встречает новобрачных мать жениха (пин.).

Используется калач и в магии, особые свойства которого усиливаются специальными действиями во время его приготовления: хлеб замешивают на молоке одновременно кормящих матери и дочери (болг., серб., босн., хорв.), на собранной до восхода солнца росе; его «пекут» на солнце, а не на огне (серб.). В Болгарии женщины, выпекающие такой калач на грудном молоке, готовят его в полночь голыми и без головных уборов. Он используется в любовной магии: глядя через этот калач на мужчину, женщина произносит: «Как са обичат майкя и дащерка, така да са обичаме стоа, дек го гледам» [Как любят друг друга мать и дочь, так пусть любим мы друг друга с тем, на кого гляжу].

В средневековой Руси талантливые безымянные мастера в течение многих веков по вдохновению создавали технологию производства великолепного ржаного хлеба, который и сегодня не имеет себе равных в мире. Кроме ржаного хлеба на Руси испокон веков выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига представляла собой большой хлеб, но не круглый (в отличие от каравая), а трёх- или четырёхугольный.

Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались в средневековой Руси к праздникам. Для калачей отбирали муку лучшего качества. К праздничному столу готовили и другие хлебные изделия, называемые пирогами. В эпоху Московской Руси готовили пироги со всевозможными начинками: грибами, маком, горохом, репой, капустой, в виде Курников, начинённых курицей, яйцами, бараниной, выпекались сложнейшие кулебяки с начинками из разных сортов рыб, дичи, грибов. Сладкие пироги заменяли нашим предкам современные пирожные.

 

В XVI—XVII вв. в русских городах значительную часть городского ремесленного населения составляли мастера хлебного дела, которые делились на хлебников, калачников, пирожников, ситников, саечников, крендельщиков, блинников и пряничников.

 

Излюбленным видом хлебного лакомства на Руси были пряники, или по-белорусски «пернiкi». Их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, одаривали ими дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники, которые пекли для подарков, весили 2-3 кг, а порой достигали и пуда (16 кг).

 

Но главным видом хлебного товара был каждодневный простой хлеб: сытный, недорогой, заменяющий простому люду порой другие блюда на завтрак, обед и ужин.

Источник: Википедия

kokorinva.wix.com


Смотрите также