Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 21города Новокуйбышевска городского округа НовокуйбышевскСамарской области(Структурное подразделение «Детский сад» Дружная семейка»)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
группа «Ягодка»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Хлеб – всему голова!»
Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.
Задачи:
Материал к занятию: колосья пшеницы, ржи; несколько кусочков ржаного и пшеничного хлеба; картинки с изображением хлебобулочных изделий;
Ход занятия
В-ль: Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:
Он сыплет в мельницу зерно. Ты назови скорей его.
Дети: Мельник.
В-ль: Правильно, к нам в гости пожаловал наш друг Мельник, встречайте его.
Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Давайте посмотрим ее.
(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб)
Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий
Мельник: Молодцы, вы все правильно сказали. А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.
Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать?
Дети: Вспахать землю.
Мельник: Правильно. В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а сейчас им в этом помогают машины.
Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?
Дети: Зерна.
Мельник: (достает пшеничные и ржаные колоски и показывает детям)
В землю теплую уйду,К солнцу колосом взойду.В нем тогда таких как яБудет целая семья.
Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.
Посмотрите, какие еще бывают зерновые культуры.
Раньше люди садили хлеб в ручную, посмотрите как они это делали. А теперь хлеб сажают с помощь. Специальной техники.
По земле сырой и жесткой,Там где тракторы прошли,Неглубокие бороздкиВ черной пашне пролегли.И до вечера и позже,До полночи с темнотойЗерна, сыпались как дождик,Точно дождик золотой.
Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?
Дети: Потому что люди работали до поздна.
Мельник: Правильно. Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.
Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.
Хлеб созрел.В полях моторыПесню жатвы завели.В степь выводят комбайнерыПолевые корабли.
Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда. Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, а потом обмалывали колосья.
Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.
Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением теретьЖернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).Получается мука!
(Показ муки на тарелочке).
А вот водяная мельница. Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных и ветряных мельниц.
А что же теперь делать с мукой? Куда ее везти? Опять на помощь людям приходят машины.
Богатырь – муковозНа завод муку привез.
Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»
Дети встают в круг. Мельник по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.
Мельник: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь продолжим. Что же сначала надо сделать, чтобы приготовить хлеб, булочки, кренделя?
Ответы детей.
Мельник: Правильно. Надо замесить тесто. А какие нужны продукты, чтобы замесить тесто?
Дети: Мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи.
Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускаютДрожжи тесто раздували. воздух).Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)Разрастись и поднимись!Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)Тесто зрело и толстело – ох! Ох!Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)И весёлкой повзбивали.
- Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины.Ребята, а для чего нам нужен хлеб?
Ответы детей.
Мельник: Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт на нашем столе. Он составляет основу всего питания человека. Недаром говорят: «Хлеб всему голова.»
А вы ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?
«Худ обед, коли хлеба нет.»
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.»
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.»
Молодцы! Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему следует бережно относиться, т.е. не бросать на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените. А сейчас примите от меня угощение.
nsportal.ru
Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в старшой группе).
Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок.Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Глубоки у нас моря,Широки у нас поляИзобильная, роднаяЩедрая моя земля!Ребята, а что значит щедрая земля?
Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Дети: Хлеб.Знают все, кто ест:Хлеб не надоест!Хлеб наша главная едаВсегда!Рыба – водица,Ягода – трава,А хлеб, как говорится,Всему голова!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).
Воспитатель: А сейчас, Катя расскажет нам, стихотворение про каравай.
Катя: Вот он, каравай душистыйС хрупкой корочкой витой,Вот он мягкий, золотистый,Словно солнцем налитой!
Воспитатель: Из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего муку получают?
Дети: Из зерна.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Оля, иди, покажи на колоске, где кармашки, а где зернышки (Показ ребенком). А что еще пекут из муки?
Дети: Блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий)
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?
Дети: Да.
Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода?
Дети: Безветренной.
Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?
Дети: Солнце, и дождей в меру.
Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Катя: Без хлеба – нет обеда.
Маша: Много света – много хлеба.
Макар: Хлеб всегда надо доедать.
Коля: Будет хлеб – будет и песня.
Саша: Не трудиться – хлеба не добиться.
Эмиль: Хлеб – всему голова.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Скажи иначе» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они подбирают к заданным словам синонимы)
Воспитатель: Молодцы дети. Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?
Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.
Воспитатель: А куда доставляют муку?
Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?
Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.
Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.
Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей). А что еще делали? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Каждому знакомы,Мудрые слова:Хлеб – хозяин домаВсему он голова!
nsportal.ru
«Хлеб – всему голова».
Цель: совершенствовать представления детей об окружающем мире и месте в нем человека, Развивать речевую активность, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
- Закрепить представление детей о ценности труда, представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
-Систематизировать знания детей о последовательности выращивания хлебных злаков, процесс приготовления муки, хлеба.
- Показать значимость сельхозтехники.
- Активизировать и обогащать словарный запас, продолжать совершенствовать технику речи.
- Развивать связную речь, учить строить диалог, соблюдая основные правила ведения диалога, умение отвечать на вопросы
-Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям, отрицательное отношение к негативным качествам.
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся.
(Дети здороваются).
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне, встаньте в кружок, закройте свои глазки, давайте послушаем красивую музыку.
(Раздаётся громкий плач).
Воспитатель: Ребята, вы что то, слышите?
(да, кто то - плачет)
Воспитатель: Кажется, плач доносится вот отсюда.
(заглядывает под салфетку, достаёт колобка, грязного).
Воспитатель: Ой, ребята кто это? (колобок), но почему он такой грязный?
Подождите, подождите здесь небольшая записочка, сейчас мы её прочитаем.
(Ребята я колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а от Кузи уйти не смог, потому что он со мной плохо обращался. Он меня на пол кидал, ногами топтал, мял, а потом ещё и в мусоропровод выкинул. А к вам ребята я пришёл за помощью).
Воспитатель: Ребята , а кто же такой колобок? (хлеб). А разве можно топтать, мять, выкидывать хлеб (нет).
Воспитатель: Конечно ребята к хлебу нужно относится бережно, недаром люди придумывали пословицы о хлебе. А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети: «Где хлебно и тепло, там жить добро».
«Будет хлеб - будет и песня».
«Хлеб – наше богатство».
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошие вы пословицы знаете.
Ребята давайте поможем колобку, но как помочь колобку? (ответы детей).
Воспитатель: Я знаю кто нам может помочь, наша умная Сова. (дети идут к сове).
Воспитатель: Здравствуй умная Сова, мы пришли к тебе за советом, нам нужно помочь нашему другу колобку, но как это сделать мы не знаем, помоги нам пожалуйста.
Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и конверт с письмом. (открываем конверт и читаем).
-Здравствуйте ребята, я знаю о вашей проблеме, но для того чтобы помочь колобку вам надо рассказать домовёнку Кузи как тяжело достаётся хлеб, а для этого придётся много разговаривать и выговаривать.
Воспитатель: Ребята давайте пройдем за стол и сделаем речевую разминку.
Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен проговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Жил на свете язычок, (показывают язычок)
Он любил белить потолок, (язычок кверху на верхней нёбе)
Красить стеночки, красить пол. (язычок слева, то справа, внизу)
А когда наведет порядок в доме –
Выйдет на крылечко (показать язычок)
И зазвенит беззвучным колокольчиком. (движения язычком влево, вправо).
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте посмотрим что нам Сова написала дальше. (читает). Я дам вам волшебный колосок, который приведёт вас в поле и расскажет откуда хлеб пришёл?
Воспитатель: А вот ребята и волшебный колосок. Нам с вами нужно доехать до поля, на чём же нам туда доехать? (ответы детей).
Воспитатель: А давайте поедем на поезде, смотрите, а вот наши вагончики.
(Дети рассаживаются на стульчики перед экраном мультимедиа).
-Поехали (на экране слайды дорог, полей, цветов с весёлой музыкой).
-Вот ребята мы и приехали, смотрите, смотрите нас, уже встречает колосок (колосок появляется на экране и рассказывает детям, откуда хлеб пришёл).
-Колосок: Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый, золотистый
В нём здоровье наша, сила.
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ещё зимой начинается подготовка земли к будущему урожаю. Хлеборобы проводят снегозадержание на хлебных полях. Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти. Весной у трактора много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить тёплую и мягкую постель для зёрнышек. Трактористы работают и день, и ночь, сменяя друг друга.
Огромные поля можно быстро засеять зерном, а машины называются сеялками.
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
О дождиках проворных,
О солнце, о тепле.
Мечтают, чтоб не трогал
Ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много
Хороших, ясных дней.
Быстро прорастают семена, тянутся зелёными стебельками к солнышку.
Воспитатель: Ребята, а чтобы наше растения не засохло от жары, что нужно для этого сделать? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно поливать, а раньше люди обращались к дождику.
Давайте мы с вами попробуем позвать дождик.
(дети встают со стульчиков).
-Дождик, дождик, поливай, (пальчиком стучат по ладони)
Будет славный урожай, (делают большой круг руками)
Будут булки, будут сушки, (соединяют пальцы указательный с указательным и большой с большим).
Будут вкусные ватрушки. (хлопают в ладоши).
Воспитатель: А теперь давайте попробуем сказать побыстрее.
(дети говорят в быстром темпе с движением).
Воспитатель: Молодцы присаживайтесь на свои места.
-Колосок: Посмотрите на картину Шишкина, которая называется «Рожь». Хлебное поле сравнивают с морем. Как у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле ещё называют, словом нива. Нива от слова низ, то есть поле находится низко – низко.
Реб. Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь, ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе…
-Колосок: Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны. На комбайнах работают люди которых называют комбайнёры. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.
Воспитатель: Ребята, а как называется мука из гречки – гречневая мука,
Из ржи – ржаная мука,
Из пшеницы пшеничная мука.
(дети называют муку, нюхают её трогают).
-Колосок: Потом муку везут на хлебозаводы, из неё выпекают белый хлеб, булки, печенье, баранки.
Но не все зёрна отвезли на мельницу и смололи. Часть зёрен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять в следующем году.
Вот ребята я вам рассказала, откуда хлеб пришёл, а сейчас мне нужно идти на мельницу досвидания.
Воспитатель: Спасибо колосок за интересный рассказ.
- Ребята давайте мы с вами поиграем в игру «Угадай на вкус».
Игра «Угадай на вкус»
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите (аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в группу нас колобок заждался.
(дети сидят на стульчиках перед экраном).
(Выходят из поезда, выбегает Кузя).
Кузя: Здравствуйте ребята, вы где были? Я тут целый час торчу вас жду.
Воспитатель: Здравствуйте, а что случилось?
Кузя: Да мне тут сказали, что мой колобок к вам убежал.
Воспитатель: Да он у нас, но мы его вам не отдадим.
Кузя: Это ещё почему?
Воспитатель: Потому что, вы его не бережёте. На пол кидали, топтали, мяли, а потом ещё и в мусоропровод выкинули.
Кузя: Да, ну и что!
Воспитатель: А вы разве не знаете как обращаются с хлебом?
Кузя: Нет.
Воспитатель: Ребята давайте Кузе расскажем как трудно растить хлеб.
Подойдите к схеме
(Дети цепочкой рассказывают рассказ).
Воспитатель: Молодцы ребята, хороший рассказ получился.
Кузя: Ничего себе, сколько людей работает на полях. Ребята я вам обещаю, что буду хлеб беречь, не буду крошки кидать в мусоропровод.
Воспитатель: Ну что ребята поверим Кузе (да).
Держи Кузя своего колобка, больше не обижай его.
(Кузя прощается с ребятами).
Воспитатель: Ребята помогли мы с вами колобку? Что мы для этого сделали? (Рассказали Кузе как тяжело хлеб достаётся).
(Звук Ух, ух).
Воспитатель: Ребята слышите, нас Сова к себе зовёт, она нам приготовила сюрпризы. (раздаём смайлики).
-Давайте скажем спасибо умной Сове.
-А сейчас пойдемте, расскажем ребятам, где мы путешествовали.
nsportal.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»