Законы отделения халы. Когда хлеб хала едят


Хлеб хала: калорийность, польза, рецепты

Еврейский хлеб хала — не просто традиционная выпечка иудеев, но и часть культуры и истории этого народа. Хотя стоит отметить, что слово «хала» сегодня в повседневном обиходе человека используется не совсем корректно. Источником, откуда этот термин берёт своё начало, является Тора, и, согласно её тексту, халой считается разновидность жертвоприношения, а именно кусочек теста, который отщипывают от общей массы перед выпеканием любого хлеба, после чего сжигают. Так что, если копнуть чуть глубже, хала — это не просто плетёная булка хлеба на субботнем столе (а именно для субботнего шаббата халу готовят заранее, с вечера пятницы, как праздничное блюдо), но и часть символического ритуала иудеев.

Что из себя представляет хала

Согласно Торе, во время приготовления хлеба, которое традиционно считается обязанностью исключительно женской, необходимо принести так называемую халу, то есть жертву: отделить небольшой кусочек сырого теста и сжечь его. До сожжения Иерусалима и его центрального храма, это тесто отдавалось служителям храма (коэнам), чтобы избавить их от необходимости заботиться о собственном пропитании. Сегодня считается, что до момента, пока храм не восстановят, никто другой не достоин этой чести, именно поэтому отделённый кусочек предают огню.

Отделение халы несёт в себе цель напомнить человеку, что всё, что есть у него, нельзя держать только для себя. Если есть у иудея мудрость, здоровье и богатство, их необходимо посвятить достижению разнообразных духовных задач. Кроме того, это работает как напоминание о том, что для того, чтобы творить и добиваться поставленных целей, недостаточно только собственных сил, умений и знаний, но и обязательно необходимо божье благословение. Интересно, что обычай жертвы прослеживается не только на этапе приготовления халы или других видов хлеба. Земледельцы, которые занимаются выращиванием и сбором зерна, тоже отделяют от урожая часть на пожертвования (маасер и трумо).

Еврейские женщины предпочитают печь халу самостоятельно, а не покупать её в магазинах, так как иудаизм признаёт это мицвой — хорошим поступком, достойным похвалы, который может порадовать и саму женщину, и её домочадцев.

Отделять халу разрешается не от любого теста, а только от приготовленного из муки определённых видов злаковых культур:

Важно, чтобы тесто, от которого будет отщипываться хала, обязательно содержало воду. Кроме того, количество муки в нём должно быть не менее 1230 г. Если для приготовления теста понадобилось меньше муки, халу от него не жертвуют. В случаях, когда количество муки больше, чем 1230 г, но менее 1666 г, отделение халы происходит без произношения благословения.

Благословение представляет собой молитву, которая произносится после замеса теста до того, как сформировать изделие. Её проговаривают над всей массой теста перед тем, как отделить кусочек. Разрешено провозглашать молитву (благословение) при отделении халы из теста, где муки использовано более, чем 1666 г.

Сжигание кусочка теста может происходить на открытом огне, в печи или духовке, для этого его нужно предварительно обернуть в фольгу. Разрешается избавиться от неё и другим способом, а именно выбросить в мусор, завернув перед этим в два слоя бумаги или ткани.

В более привычном сегодня значении, халой называют плетёный хлеб, приготовленный из дрожжевого теста, имеющий форму кольца или продолговатую, овальную, прямоугольную. Субботняя хала, пышная, ароматная и воздушная, словно проводит черту между напряженными рабочими буднями и более праздничными выходными днями. Булка имеет воздушный, упругий мякиш и хрустящую поджаристую корочку.

На просторах интернета можно найти рецепты на любой вкус, но классическая хала обычно не имеет выраженного сладкого или солёного вкуса, как и обычный обеденный хлеб.

Так как символически хала считается манной небесной, её посыпают маком или кунжутом. Форма продукта тоже имеет определённый смысл, например, круглая хала готовится к Новому году. В плетёной косичке из трёх полосок каждая из них обозначает мир, истину и правосудие. Хлеб, сплетённый из 6 полосок, обычно подаётся в виде двух булок одновременно, символизируя 12 хлебов для 12 колен Израилевых.

Разновидности халы

Иудеи — удивительная нация, которая за время своей продолжительной истории расселилась по всему земному шару. Соответственно, хала в разных странах мира имеет свои особенности и различные названия. Южнонемецкий бархес или берхес готовится без масла и яиц.

В Западной части Германии халу называют дацером или дахером, а Венгрии — сомбати-калачом. Литовское и латвийское название хлеба — китке. В Польше халу готовят на большие праздники, например, на свадьбы, и называется она «койлеч». Этот хлеб используется в процессе свадебного ритуала.

Калорийность и состав продукта

Основное отличие халы от похожей на неё плетёной выпечки — отсутствие в рецептуре молока и добавление большого количества яиц. Есть, правда, рецепты и без яиц.В составе продукта есть целый кладезь ценных витаминов — А, D, Е, Н, РР и группа В. Кроме того, присутствуют полезные минералы: кобальт, цинк, кальций, сера, йод, калий, магний, фтор, бор, ванадий, кремний, олово, титан, никель, алюминий, хром, молибден, фосфор и натрий.

Способы приготовления халы

Праздничный субботний хлеб иудеев может готовиться и сладким, и солёным, с добавлением различных специй, пряностей, и даже цукатов с орехами. Правда, об аутентичности таких рецептов речь не идёт, зато всю семью можно побаловать удивительным лакомством.

Самый распространённый рецепт — классическая или традиционная хала. Для неё потребуется 45 г дрожжей, половина чашки тёплой воды, 1/2 чашки сахара, 1 столовая ложка соли, четверть или половина чашки растительного масла, 9 чашек муки и 4 взбитых яйца.

Дрожжи разводят в тёплой воде, и оставляют на 10 минут. После чего в них добавляют сахар, соль, масло, яйца, и тщательно перемешивают. Мука кладётся порциями — сначала 3 чашки, после чего будущее тесто понемногу мешают. Далее — следующие 3 чашки, а смесь в это время начинает приобретать текстуру густого теста, и его нужно продолжать замешивать. Последняя порция добавляется в смесь, и тесто начинают замешивать руками. При необходимости можно добавить ещё муки. Тесто должно стать мягким и однородным. После этого его мешают в течение 7 минут, потом кладут в большой сосуд, обмазанный изнутри маслом, ставят в тёплое место (например, около плиты или печки) на полтора часа. Размеры теста должны увеличиться вдвое. Чтобы в структуре не оставалось воздушных зазоров, можно обработать продукт кулаками — резкие удары по нему помогут «выбить» остатки воздуха.

После этих процедур можно отделять от теста халу (если это — традиционное еврейское блюдо для шаббата). Остальные просто делят тесто на равные части и оформляют в форме плетёнки из 3 или 6 полос.

Противни, на которых будет готовиться хала, смазываются маслом. Тесто отправляется в духовку — там оно должно взойти ещё вдвое.

С этого момента его выпекают в течение получаса при температуре 175 градусов Цельсия. Есть также рецепты халы, которая готовится в хлебопечке, например, сладкая хала с мёдом. Ингредиенты:

  • 3/4 стакана тёплой воды;
  • 4 яйца;
  • 100 г сливочного масла;
  • половина стакана мёда;
  • 1 столовая ложка соли;
  • 7-8 стаканов муки;
  • 3 чайные ложки сухих дрожжей.

Кроме того, потребуется 1 яйцо и столовая ложка воды для смазывания поверхности изделия.

С помощью хлебопечки готовится тесто для будущей халы: все ингредиенты помещаются в неё на 2 часа в соответствующем режиме. После того, как тесто замесится, его достают из хлебопечки и оставляют ещё на 20-40 минут в тёплом месте, чтобы оно могло подняться больше. Далее тесто делится на две части в соотношении примерно треть к двум третям. Каждая из частей ещё раз делится, на этот раз на три одинаковые части. Из каждой порции формируются жгуты, которые заплетаются косичкой. Полученные косы, естественно, имеют разные размеры. На противень, смазанный сливочным маслом, сначала кладётся большая из них, её поверхность смачивается водой, а поверх размещается та, что имеет меньший размер. После этого косички накрывают чистой плотной тканью и оставляют на 30 минут — тесто должно за это время раздаться примерно в 2 раза. Яйцо взбивают со столовой ложкой воды, полученной смесью обмазывают поверхность будущего хлеба, после чего блюдо отправляется в духовку. Температура выпекания — не более 180 градусов, длительность — до появления золотистой корочки.

Как насчёт нотки итальянской экзотики в традиционной еврейской выпечке?

Хала с пряными травами и чесноком получается ароматной и необычной, чем-то напоминающей украинские пампушки. Для приготовления берут:

  • 1 стакан тёплой воды;
  • 2 яйца;
  • 2 столовые ложки мёда;
  • 60 г сливочного масла комнатной температуры;
  • 4 стакана муки;
  • чайную ложку соли;
  • 2 чайные ложки порошковых дрожжей;
  • 2 зубчика чеснока;
  • по половине чайной ложки базилика, тмина и розмарина в виде сушёных приправ.

2 столовые ложки топлёного сливочного масла, 1 яйцо, зубчик чеснока и ещё по пол чайной ложки душистых трав пригодятся для обмазывания.

Тесто можно готовить с использованием хлебопечки или без неё. Технологии этих двух вариантов уже описаны выше. В случае, если тесто готовится вручную, травы и измельчённый чеснок кладутся в последнюю очередь. Свежий базилик, безусловно, мог бы дать хлебу больше ароматности, но из-за него тесто хуже всходит, поэтому используется именно сушёная приправа.

Из теста формируются жгуты, которые заплетаются косичками. Её края можно свернуть кольцом, спрятав внутрь концы. На противне, смазанном сливочным маслом, будущий хлеб стоит ещё 20-30 минут, доходя до нужного состояния. Смесью масла, яйца, специй и чеснока обмазывают поверхность халы, после чего её ставят в духовку на 35-40 минут при температуре 180 градусов, пока она не зарумянится. Готовый хлеб можно остудить на специальной решётке. Резать халу можно спустя 2 часа после доставания из духовки, когда она остынет., хотя отщипывать её руками гораздо более приятно.

Халу заплетают чаще всего из двух, трёх, четырёх или шести жгутов. На просторах интернета есть немало видеороликов, помогающих постичь эту науку. Главное, в процессе плетения не тянуть жгуты, а просто перекладывать их.

Польза

Может ли еврейский субботний хлеб быть полезным в употреблении? Безусловно, так как в нём есть большой набор микроэлементов, минералов и витаминов, которые в комплексе улучшают самочувствие, стимулируют иммунитет, придают бодрости, помогают бороться с сезонной хандрой, укрепляют опорно-двигательный аппарат, нервную и сердечно-сосудистую систему человека, а также придают энергии для жизнедеятельности.

Безусловно, хала не является панацеей от всех бед, и, как и любые мучные изделия, она достаточно калорийна. Приготовленная из белой муки, она может влиять на уровень холестерина в крови, увеличивая его. Людям с избыточным весом и сахарным диабетом, скорее всего, нужно будет получить одобрение лечащего врача, чтобы попробовать халу.

Евреи готовят этот дрожжевой хлеб для особых случаев, на Пасху, для шаббатных суббот и торжеств. Вкусная, ароматная и воздушная хала, с красивой золотистой корочкой, несомненно, будет занимать почётное место на праздничном столе.

Однако вовсе не обязательно иметь принадлежность к древнейшей нации, чтобы попробовать эту выпечку: достаточно найти в интернете любой интересный рецепт (сладкой халы, пряной, с мёдом, цукатами, орехами, специями или классический), и потратить некоторое время на замешивание теста. Конечно, есть вариант приобрести плетёнку в магазине, но она, скорее всего, уступит по своим вкусовым характеристикам домашнему продукту, приготовленному с душой, вдохновением и любовью.

 

nogiperru.com

Законы отделения халы

Тесто, замешанное из муки пяти видов злаков (они перечислены ниже) и испеченное (но не жаренное в масле или сваренное в жидкости), требует отделения Халы, при условии, что оно имеет плотную тестообразную консистенцию.

Пять видов злаков: пшеница, ячмень, рожь, овес и полба.

Хотя отделение Халы — обязанность всех евреев, и мужчин, и женщин,- эта Мицва, как и зажигание свечей в Ша-бат, доверена специально хозяйке дома. Относительно минимального количества муки, требующего отделения Халы, смотри главу о подготовке к Шабату.

От теста, которое собираются варить, а не печь, следует отделить Халу без Брахи при условии, что тесто имеет достаточно плотную консистенцию. Тем не менее, если даже малое количество теста будет испечено, Хала отделяется с Брахой (если общее количество муки, из которого сделано тесто, достигает требуемого минимума). Только хлебное тесто, то есть тесто, содержащее хотя бы немного воды, требует отделения Халы с Брахой.

От теста для пирогов, печенья и т.п., то есть от теста, замешанного без воды, тоже должна отделяться Хала, но без Брахи. Если есть также хлебное тесто, лучше отделить Халу от обоих видов теста вместе; женщине следует произнести Браху и отделить Халу сначала от хлебного теста, а потом — от теста другого вида. При этом она должна иметь в виду, что Браха относится к обоим отделениям.

Если кто-то забыл отделить Халу от теста, это можно сделать после выпечки. Как будет упомянуто дальше, вне Эрец Исраэль Хала может быть отделена, даже когда почти весь хлеб уже съеден.

Халу отделяют и тогда, когда тесто приготовлено из смеси муки различных злаков, упомянутых выше, и общее количество муки достигает требуемого минимума, даже если по отдельности муки каждого вида недостаточно для отделения. Это, однако, относится только к тому случаю, когда смешивается сухая мука, а потом замешивается тесто. Если из муки каждого вида замесили тесто, причем каждое не требовало отделения Халы, а затем объединили эти виды теста, то следует руководствоваться следующими правилами:

1. Тесто из пшеницы можно объединять только с тестом из полбы.

2. Тесто из ячменя объединяется с любым другим, кроме теста из пшеницы.

3. Тесто из ржи или овса объединяется только с тестом из ячменя или полбы.

4. Тесто из полбы объединяется с тестом из любого другого злака (из указанных пяти).

Кроме того, различные виды теста объединяют, только если они не настолько отличаются по вкусу и виду, чтобы владелец стал возражать против их смешивания. Два или более различных видов теста (из муки одного злака или из муки разных злаков, которые могут быть объединены так, как сказано выше) объединяются, образуя то количество теста, от которого следует отделять Халу, только в том случае, если выполнено одно из следующих условий:

а) если они слеплены так, что их нельзя разъединить, избежав некоторого их смешения;

б) если они помещаются в какую-то посуду со стенками так, что (даже после выпечки) часть каждого теста ниже высоты стенок. Или, если они выступают полностью над стенками посуды, то их можно накрыть салфеткой или скатертью;

в) если куски теста положены на скатерть, а края ее завернуты на тесто так, чтобы она более или менее покрывала тесто.

Если было приготовлено тесто из такого количества муки, которое требует отделения Халы, а потом это тесто разделили на более мелкие куски, Хала для всего теста (или хлеба, если он уже испечен) может быть отделена от любой части, даже если остальные части теста не находятся здесь же.

Если у кого-то есть два (или более) вида теста, причем каждое из них по объему требует отделения Халы, то можно отделить Халу для всех видов теста, отделив от одного из видов теста. При этом все виды теста должны лежать на столе или другой плоской поверхности и находиться в одной комнате. Если тесто находится в разных мисках или другой посуде, эти миски должны быть открыты и поставлены рядом так, чтобы они касались друг друга.

Хлеб и пироги, испеченные из малых порций теста, не составляющих нужного минимума, могут быть объединены и от них можно отделить Халу (эта процедура обычно используется при выпечке Мацы для Песаха), положив их после выпечки в одну посуду или завернув в скатерть, как объяснено раньше. Точно так же только после выпечки отделяют Халу от теста, которое имеет слишком жидкую консистенцию.

Поскольку отделение Халы — Мицва, хозяйке следует, когда есть возможность, стремиться исполнить ее: либо замешивать количество теста, позволяющее ей отделить Халу с Брахой, либо, чтобы достичь нужного размера, объединять разные виды теста или печенья согласно тем правилам, которые изложены.

Халу нельзя отделять в Шабат. В Йом Тов ее можно отделять от теста, которое замесили в Йом Тов, но не от того, которое сделано накануне.

Если Халу не отделили перед Шабатом или Йом Товом, следует оставить кусок, несколько больший, чем пол-яйца, и отделить Халу от этого куска после Шабата или Йом То-ва. (Заметьте, что весь оставленный кусок не может быть Халой', только часть этого куска отделяется как Хала, а остаток должен быть съеден). Эти правила справедливы только вне Эрец Исраэль; в Эрец Исраэль нельзя есть хлеб, от которого не была отделена Хала.

Если уже отделенная Хала по случайности смешалась с остальным тестом, следует проконсультироваться с компетентным Равом. То же самое относится к случаю, когда тесто или что-то печеное, от чего уже отделена Хала, смешались с тем же видом печеного или теста, от которого Хала еще не отделена.

Отделять Халу должна сама хозяйка дома (т.е. владелец теста) или кто-то, кому она это поручит. Халу не может отделять нееврей или ребенок моложе возраста Бар или Бат Мицвы.

Размер отделяемой Халы приблизительно равен половине яйца. Этот кусочек должен быть сожжен, так, чтобы он стал абсолютно непригоден к употреблению. Если сжечь Халу невозможно, следует проконсультироваться с Равом относительно подходящего способа уничтожения.

Замечание. Относительно дополнительных деталей см. "Практическое руководство по соблюдению Кашрута" Рабби Ш.Вагшала.

Благотворительные пожертвования

Раньше уже упоминалось, что по еврейскому закону всем имуществом семьи владеет муж. Тем не менее замужней женщине разрешается жертвовать относительно небольшие суммы на благотворительность без ведома мужа и без его позволения. Более того, в наше время, когда все средства (или их существенная часть) на содержание дома обычно находятся в руках женщины и расходуются ею по ее усмотрению, она может жертвовать и большие суммы постольку, поскольку это приемлемо для их общего бюджета, так как предполагается, что муж не будет возражать, если узнает. Но если муж определенно возражает против этого, женщине не разрешается делать пожертвования вообще. Все сказанное относится также к займам, которые она может дать кому-либо.

Если женщина имеет свое дело (или работает), она может жертвовать из своего заработка, даже если муж относится к этому неодобрительно.

Если женщина имеет какие-то денежные обязательства, которые она не выполнила перед замужеством, она может отдать долг после, даже против воли мужа.

Все сказанное касается законов о праве жены давать Цда-ку. Однако мужу следует предоставить жене полную свободу жертвовать такие суммы, какие она пожелает.

 

Запись опубликована в рубрике: .

chassidus.ru

СОВЕТСКАЯ ХАЛА, ЕВРЕЙСКАЯ ХАЛА | Shalom

Многие, наверное, помнят румяную плетенку-халу, "хлебобулочное изделие" советских лет. Посыпанная маком, с блестящей корочкой, со слегка сладковатой, очень белой и пышноймякотью, хала занимала почетное место между  обычным батоном, который нарезали к обеду,и сдобными булочками, которые подавали к чаю. Хала с маслом, брынзой, сыром, вареньем,вареной сгущенкой была любимым лакомством трудящихся и в булочных не залеживалась,хотя  стоила почти в два раза дороже обычного белого хлеба – если мне не изменяетпамять, 22 копейки. Даже прическа - пышный начёсанный пучок на затылке - называлась хала.

Хала в кругу "хлебобулочных изделий" под номером 7:1 - булка витая; 2 - булка одесская; 3 - кольцо с маком; 4 - подковка;5 - калач московский; 6 - гребешок; 7 - хала с маком; 8 - булка городская; 9 – батонВот как описывается я хала в советских справочниках для пекарей:Халы. Это сплетенные из 3 — 6 жгутов изделия продолговатой формы с ясно выраженнымивитками. Перед выпечкой изделия смазывают яйцом, благодаря чему они приобретают блестящуюверхнюю корку. В рецептуру хал кроме муки 1-го или высшего сортов, дрожжей и соли входит5 — 7% сахара, 1,5 — 2,5% маргарина и яйца. Чтобы жгуты, из которых делают халу, не слипались,тесто делается более крутым. Благодаря этому халы имеют плотный мякиш с мелкой пористостью.Вес изделий 400 г.

Халу советские пекари унаследовали из дореволюционного ассортимента "хлебобулочных изделий".В России халы стали популярны в конце 19 века, и попали они на русский стол прямо с еврейскогосубботнего стола. Попали, утеряв свою самую важную особенность, которая дает право халеназываться халой. Чтобы понять, какую именно особенность, нужно вспомнить о значении хлебав еврейской традиции.

Владимир  Любаров. Халы.   Две картины из цикла "Еврейское счастье" 

Хлеб для верующего еврея – это не дополнение к еде, и даже не просто обычная повседневная пища,но пища более всего почитаемая. Духовное содержание трапезы определяется не тем, насколькоона разнообразна или обильна, а тем, входит ли в нее хлеб. Даже если вы намерены съесть всеголишь маленький кусочек хлеба, полагается совершить ритуальное омовение рук, произнестиособые благословения до и после еды.

Елена Котляр. Бабушкина хала 

Выпечка кошерного хлеба – самое обычное повседневное занятие – подобна маленькому домашнемуб-гослужению. От приготовленного теста отделяют небольшой, размером с оливу, кусочек, которыйтут же сжигают в печи. Этот кусочек теста называют халой. Так во времена Иерусалимского Храмаименовался «хлебный дар», который предписано было жертвовать священникам: «От начатков теставашего возносите Б-гу приношение во все поколения ваши» (Книга Чисел, 15:21). Заповедь отделенияхалы и поныне строго соблюдается в любой еврейской кухне, в любой пекарне, в Земле Израиля и заее пределами. Хала сжигается, потому что передать ее в дар священникам Храма нет возможности,но людям она уже не принадлежит.

Марк Шагал. Мать печет хлеб. 1911 г.

Отделение халы, так же как и зажигание субботних свечей, считается почетной обязанностью женщины,поэтому многие еврейские хозяйки, не убоявшись дополнительных хлопот, выпекают хлеб, в особенностисубботние халы, сами. Чтобы правильно выполнить древнюю заповедь, хозяйка должна вооружитьсяточными весами и авторитетными руководствами: надо учитывать, какие злаки входят в состав муки,каков ее вес, сколько жидкости и какой именно добавлено в тесто.

Ривка Беларева. Буква  "ХЕС" для словаря идиша

Предназначенная в жертву порция теста и дала название знаменитой еврейской хале, праздничномуи субботнему хлебу. Хала – это отнюдь не всегда плетенка. Форма и размер халы зависят от того, покакому случаю она выпекается. На субботнем столе мы чаще всего увидим халу в форме косы,сплетенной из трех или шести полосок теста. Иногда на косу из трех полосок укладывают еще одну,меньшего размера. Существует также обычай подавать каждому участнику субботней трапезымаленькую халу в виде косички или спирали. Такие порционные мини-халы весят меньше стаграммов, в то время как на свадебном столе можно увидеть огромную десятикилограммовую халу.

Фигурная свадебная хала 

На еврейский Новый Год - Рош Хашана - выпекают  круглые халы-спирали, символизирующиебесконечность жизни, беспредельность времени и пространства. Существует интересный обычайподавать на стол в канун поста Йом Кипур халы в виде лестницы или руки. Лестница символизируетстремление человека достичь духовной высоты и просветления, а рука – Б-жественную длань,подписывающую людям приговор на будущий год.

     Круглые новогодние халы

Встречая субботу, на стол подают на специальном овальном блюде две халы: это символ двойнойпорции хлеба небесного – манны. Когда евреи сорок лет странствовали по пустыне, для их пропитанияс небес падала манна, которую людям нужно было лишь собрать. В пятницу же порция манны быладвойной, чтобы освободить субботу, как и предписано, для отдыха. Маковые или кунжутные зерна,которыми обсыпают халу, тоже символизируют манну, подобную, по преданию, белому маковомусемени. Сверху халу покрывают особой вышитой салфеткой, и опять же не просто так, а в памятьо том, что, падая на землю, манна всегда оставалась свежей, потому что под ней и над ней былслой Б-жественной росы. Красивые старинные блюда и специальные ножи для халы, вышитыесалфетки украшают не только субботние столы, но и витрины музеев.

   Современное блюдо и нож для халы, вышитая салфетка для халы (Германия, конец 19 в.) 

Почтение к хале, которую нельзя просто выкинуть, если она зачерствела, побуждает хозяекпридумывать разнообразные блюда из черствого хлеба. В еврейских кулинарных книгах всегда естьрецепты гренок, шарлоток, запеканок, в состав которых входят размоченные в воде или молокекуски черствой халы. И вкусно, и экономно!

Аарон Ройтман. Манна небесная

Не знаю, есть ли еще в ассортименте российских булочных халы, или, как и многие другие памятныес детства "хлебобулочные изделия", они вытеснены с прилавков новыми сортами хлеба с диковинныминазваниями. Я, приезжая в Москву, не нахожу не только халу, но даже и самих традиционных булочных.Их, похоже, вытеснили хлебные отделы в супермаркетах. А на еврейском столе две халы по-прежнемунеизменно появляются каждую субботу, такие же, как сто и двести лет назад. Нет, простите, не каждуюсубботу – в дни еврейской Пасхи халу заменяет хрустящая маца.

Михоэль Мучник. Суббота

maxpark.com

Еврейский хлеб и hафрашат «хала» (отделение халы)

Хлеб – главный пищевой продукт человечества и главный признак человеческой цивилизации. Кошерный еврейский хлеб пекут из тщательно просеянной муки, сито должно быть с очень мелкими ячейками, чтобы в замес не попали мучные насекомые. Но еврейский хлеб отличается от любого другого, не формой, не ингредиентами и не вкусовыми качествами, а духовным содержанием. Еврейский хлеб выпекается еврейскими руками или при участии еврея с благословением, которое наделяет его особой святостью (Шулхан Арух 112). Такой хлеб сохраняет уста человека в чистоте.

Сказал Всевышний: «Прикажи сынам Исраэйля и скажи им: приношение Мне, хлеб Мой для возжиганий Мне в приятное благоухание Мне, соблюдая, приносите Мне в своё время» (Бэмидбар 28:2). Приносили на жертвенник жертву всесожжения  (корбан минха), часть её сжигали на жертвеннике, а оставшееся ели коены, не дав ей закваситься. Как сказано: «Остальное же от приношения хлебного – Аhарону и сынам его; это (как) святое святых из огнепалимых жертв Г-сподних» (Ваикра 2:3).Приносили хлебный дар с возлиянием вина и грехоочистительную «жертву бедняка». Приносили по окончании первого дня празд¬ника Песах хлебный дар «омера». Приносили хлебную «жертву ревности», жертвоприношение из злаковых, совер-шае¬мое женщиной, которую муж подозревал в супруже¬ской измене.Наибольшую ценность по сравнению с другими имела хлебная жертва, хлебный дар бедняка (Бавли, «Менахот» 104б).

Хлеб был главной жертвой в Храме, «халы», испечённые особым образом, двенадцать хлебов, по числу колен Израиля, укладывали на золотой стол каждую пятницу, в «йом шиши». Он оставался свежим до следующей пятницы, когда приносили и укладывали свежий хлеб, а этот съедали коhены.

 «И сказал Г-сподь Моше, говоря: Говори сынам Исраэйля и скажи им: когда вы войдёте в землю, в которую Я веду вас, то, когда будете есть хлеб той земли, возносите возношение Г-споду. От начатков теста вашего «халу» возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатков теста вашего отдавайте Г-споду возношение во всех поколениях ваших» (Бэмидбар 15:17-21).

Заповедь отделения «халы» (hафрашат «хала») действовала только в Эрец Исраэль. Коhены служили в Храме и  представляли перед Творцом весь народ Израиля, поэтому Он обязал евреев-исраэли делиться с ними урожаем своих полей и садов (отделять «трума» и «маасэр») и хлебом.

Коhены получали «халу», часть теста, готового к выпечке хлеба, но испечённый из этого хлеб они могли есть только в состоянии ритуальной чистоты (“таhара”). В настоящее время нет Храма, коhены потеряли ритуальную чистоту и потеряли право на «трума», на «маасэр» и на «халу».

Чтобы народ Израиля не забыл эту заповедь, мудрецы Торы обязали отделять «халу» из пяти видов злаков: пшеницы,   ячменя, ржи, овса и полбы, и сжигать её в огне или уничтожать другим образом. В настоящее время евреи обязаны исполнять заповедь «халы» во всех странах своего обитания. Женщины обязаны исполнять все запрещающие заповеди, такие, как не воруй, не прелюбодействуй, не зажигай огонь в шаббат, не употребляй в пищу мясо с кровью, и т.д. Но они освобождены от многих повелевающих заповедей, особенно тех, на исполнение которых требуется значительное время. Основные обязанности женщины это отделение халы при выпечке хлеба, зажигание субботних свечей и соблюдение своей женской чистоты.  При всём при этом главный долг женщины - быть доброй женой и хорошей матерью.  Еврейская женщина обязана, когда печёт хлеб, и если  на  тесто,  замешенное  для  выпечки, расходует не менее 520 дирхэм муки, что соответствует:   3 гр. х 520 = 1560 грамм, благословить и отделить  от готового теста  «халу»,  кусочек  весом 28 грамм. «Халу» отделяем только от теста, приготовленного из муки пяти видов злаков – пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.Пишет рав гаон рабби Хаим Фаладжи в книге "Хаим лерош" (110:1), что вес теста должен быть 777 дирахим, что соответствует 3 гр. x 777 = 2331 граммам. Если муки взято меньше указанного количества  1560 грамм или тесто весом меньше указанного количества 2331 грамм, «халу» отделяем без бэрахи, т.е. не благословляем.  Если муки меньше 1200 грамм, нет обязанности отделять «халу», но лучше отделить, чтобы мицва не забылась. Отделяем «халу» с благословением, если тесто замешано на воде. Если тесто замешано на яйцах, на вине, на фруктовых соках или на мёде, отделяем «халу» без бэрахи. Если тесто предназначено для пирогов, где служит только оболочкой для содержимого,  или тесто  для варки, оделяем «халу» без бэрахи.

В традиции горских евреев отделять пять кусочков из пяти мест готового теста, как напоминание о пяти видах злаков, на которые распространяется заповедь «халы». Предпочтительно кусочки теста завернуть в алюминиевую фольгу и сжечь.

«Халу» обязан отделять хозяин (хозяйка) теста. Если печёт кто-то другой, например пекарь в пекарне, или, когда несколько пекарей делают несколько замесов, хозяин (хозяйка) теста отделяет «халу» сам (сама), а может поручить другому еврею, мужчине или женщине, своему представителю, шалиаху. И этим выполняет заповедь.

Если хозяйка забыла или по какой-либо другой причине не отделила «халу» от теста, можно отделить от готового хлеба. Вне Эрец Исраэль ««хала»» может быть отделена, даже когда почти весь хлеб уже съеден. Однако в шабат отделять «халу» запрещено.

Отделяя «халу» мы признаём её глубокий сакральный смысл. Эта заповедь имеет две важные основы: первая,  хлеб – пища для тела и для души, и вторая –  чтобы Всевышний дал пищу в радость, без горечи и печали. Поэтому перед «hафрашат «хала»» следует читать теhилим 104, 122 и 128. А женщины, отделяющие «халу», произносят молитву:

יְהִי רָצוֹן מִלְּפָנֶיךָ, ה' אֱלֹהֵינוּ וֵאלֹהֵי אֲבוֹתֵינוּ, שֶׁמִּצְוַת הַפְרָשַׁת חַלָּה תֵּחָשֵׁב לִי כְּאִלּוּ קִיַּמְתִּיהָ בְּכָל פְּרָטֶיהָ וְדִקְדּוּקֶיהָ, וְתֵחָשֵׁב הֲרָמַת הַחַלָּה שֶׁאֲנִי מְרִימָה כְּמוֹ הַקָּרְבָּן שֶׁהֻקְרַב עַל גַּבֵּי הַמִּזְבֵּחַ וְתִתְקַבֵּל בְּרָצוֹן. וּכְמוֹ בִּזְמַן שֶׁבֵּית הַמִּקְדָּשׁ הָיָה קַיָּם, הָיְתָה הַחַלָּה נְתוּנָה לְכֹהֵן וְהָיְתָה זוֹ לְכַפָּרַת עֲווֹנוֹת, כָּךְ תִּהְיֶה הַפְרָשָׁה זוֹ לְכַפָּרַת עֲווֹנוֹתַי, וְאָז אֶהְיֶה כְּאִלּוּ נוֹלַדְתִּי מֵחָדָשׁ נְקִיָּה מֵחֵטְא וְעָווֹן וְאוּכַל לְקַיֵּם מִצְוַת שַׁבַּת קֹדֶשׁ וְהַיָּמִים הַטּוֹבִים עִם מישפחה שלי, לִהְיוֹת נִזּוֹנִים מִקְּדֻשַּׁת הַיָּמִים הָאֵלֶּה. וּבִזְכוּת מִצְוַת חַלָּה יִהְיוּ יְלָדֵינוּ נִזּוֹנִים תָּמִיד מִיָּדָיו שֶׁל הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא בְּרֹב רַחֲמָיו וַחֲסָדָיו וּבְרֹב אַהֲבָה. וּתְקַבֵּל מִצְוַת חַלָּה כְּאִלּוּ נָתַתִּי מַעֲשֵׂר. וּכְשֵׁם שֶׁהִנְנִי מְקַיֶּמֶת מִצְוַת חַלָּה בְּכָל לִבִּי, כָּךְ יִתְעוֹרְרוּ רַחֲמָיו שֶׁל הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא לְשָׁמְרֵנִי מִצַּעַר וּמִמַּכְאוֹבִים כָּל הַיָּמִים. אָמֵן כֵּן יְהִי רָצוֹ

Йhе рацон милфанэха Ад-най, Эло-эну вэ Эло-эй авотэну, шемицват hафрашат хала тэхашев ли кэилу киямтия бэхоль пэратэйа вэ-дикдукэйа, вэ-техашев hэрамат hа-хала шеани мэрима кэмо hа-карбан шеhукрав аль габей hа-мизбеах вэ-титкабэль бэрацон. Укмо ше-Бет hа-Микдаш hайя каям, hайта hа-хала нэтуна ле коhен вэ-hайта зо ле-капарат авонот, ках тиhйе hафрашат зо ле-капарат авонотай, вэ-аз эhйе кэилу ноладти мехадаш некийа мехэт вэ-авон, вэ-ухаль лекаем мицват шабат кодеш вэ-hа-йамим hа-товим им мишпаха шели лиhйёт низуним микдушат hа-йамим hа-эле.Убизхут мицват хала иhйу йеладену низуним тамид им-ядав шел Кадош Барух hУ бэ-ров рахамав вэ-хасадав у-бэ-ров аhава.Вэ-тэкабель мицват хала кэилу натати маасэр.Ухшем ше-hинени мекаемет мицват хала бэхоль либи, ках итореру рахамав шель hа-Кадош Барух hУ лешамрени мицаар умимах'овим коль hа-йамимАмен кен иhйе рацон.

Да будет воля Твоя, Б-г наш и Б-г наших отцов, чтобы заповедь отделения «халы» была засчитана мне, как точно исполненная во всех деталях. И вознесение этой «халы» пусть будет, как вознесение жертвы на жертвенник  Храма, которую Ты соизволил принять. Так же, как во время Храма, когда хала была дана в руки коhенов и была искуплением греха, пусть отделение этой «халы» станет искуплением моих грехов, словно я заново родилась, свободная от грехов и провинностей для исполнения заповеди святого шабата в добрые дни для меня и для моей семьи, и будет пропитание нам от Твоей святости в нашей жизни.И в заслугу исполнения заповеди «халы» наши дети всегда будут получать питание из рук Творца, благословен Он, в великом милосердии, милости и любви. Пусть исполнение заповеди «халы» будет принято, как маасэр (отделение десятой части урожая).   И так же, как я исполняю эту заповедь от всего сердца, пусть пробудится милость Творца, Благословен Он, и сохранит Он меня от беды и от болезней во все дни моей жизни. Амен. И такова будет воля Его.  

Теперь произносим благословение:

БАРУХ АТА АД-НАЙ ЭЛО-ЭНУ МЕЛЕХ hАОЛАМ АШЕР КИДЭШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕhАФРИШ ХАЛА

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.

Заповедь отделять «халу» очень важная, пренебрегающий ею не может надеяться, что у него всегда будет достаток в доме. Всесильный будет поддержкой еврейского дома и даст  изобилие и мир народу Израиля. Амен.

Автор: Рав Адам Давидов

stmegi.com


Смотрите также