классный час на тему: 'Цена хлеба' (3 класс). Классный час о хлебе 3 класс


Классный час на тему: "Цена хлеба" (3 класс)

Цели: Сформировать у учащихся представление о ценности хлеба, развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал, анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, знакомить с народными традициями, с историей своей страны.

Задачи: 1) рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;

2) проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;

3)проверить самостоятельную работу учащихся по поиску дополнительного материала к классному часу.

Подготовка к классному часу:

  1. Подготовка презентации;

  2. разучивание стихов;

  3. выпечка каравая ;

  4. колосья пшеницы нарисовать на ватмане;

  5. заготовить зёрнышки пшеницы;

6) 125 граммов чёрного хлеба; 50 и 500 граммов белого хлеба;

7) подготовить персонаж, исполняющий роль пекаря;

8) путь зёрнышка до каравая.

9) подготовить русский народный костюм, рушник.

Вопросы для учащихся в период подготовки к классному часу:

• Как выращивают хлеб?

  • Из чего делают хлеб?

  • Чем полезен хлеб?

  • Какие бывают сорта хлеба?

  • Какие питательные веществ, витамины содержит хлеб?

  • Какие блюда можно приготовить из хлеба?

  • Нормы потребления хлеба.

  • В какой художественной литературе есть упоминание о хлебе?

  • Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны.

  • Существуют ли музеи хлеба?

  • Народные традиции, связанные с хлебом.

Ход классного часа

Вводное слово учителя

- Ребята, тема сегодняшнего классного часа выбрана неслучайно. Наблюдая за вами в школьной столовой, я сделала вывод, что вы недостаточно знаете, откуда пришел хлеб и как нужно к нему относиться. Сегодня мы ответим на многие вопросы, это поможет вам с должным уважением относиться к хлебу. Эпиграфом нашего классного часа будут слова:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Ученик: Если мы хотим кого - то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

(Ученица в русском народном костюме подносит хлеб с солью)

С караваем соль подносим

Поклонясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб - соль из рук.

Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

Недаром народ создал пословицы:

  • Земля матушка, а хлеб батюшка.

  • Хлеб- это жизнь.

  • Хлеб- кормилец.

  • Без золота проживешь, а без хлеба – нет.

Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно по булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ученик: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Мы золотые зернышки

Живем лучистым светом,

Мы дружим, неразлучные,

Под вьюгами и тучами

Мы чистые, струистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны.

Мы людям так нужны.

.

Вон - он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

.

Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

Ученик: Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

Золотой простор бескрайний, там работают комбайны. Это - хлеб.

Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.

Тесто кружится в квашне, запекается в огне. Это - хлеб.

Ученик: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб!

Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ученица. Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу.

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

У народа есть слова:

«Хлеб - всей жизни голова».

Ставится он первым на столе.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Ученик: Хлеб... Наскучит ли он?

Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети.

За 1941 - 1945 годы в стране было выращено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Многие труженики тыла получили награды за самоотверженный труд в годы войны. В моём семейном архиве хранятся медали моей бабушки, которые ей вручили за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. Наверное, и у вас есть такие реликвии, спросите у взрослых.

Был хлеб всегда в почете на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Ученица. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба есть слово:

Блокадного хлеба 125 граммов.

(на подносе 125 граммов черного хлеба, а ученик читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).

Ученица: «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой, в котором записано кто и когда умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом, девочка умерла.

(Минута молчания).

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо,

Но горше, смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. В Санкт -Петербурге, в музее истории города хранится маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

Ученик. Зерна наших дней, светитесь,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь.

Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!

Ведущий. Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей).

Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб - драгоценность, им не сори.

Эти замечательные слова вы должны запомнить. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Отгадайте загадки:

1) Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

2) Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

3) У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (Мука)

4) Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

5) Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены. (Зерно)

1. Хлеб - наше богатство

2. Берегите хлеб

3. Хлеб - всей жизни голова.

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается

2. Не оставляй недоеденных кусков

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Продли жизнь хлебу.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относиться к хлебу.

Восстановите пословицы:

Хлеб - … (хлеб на уме)

Плох обед, … (когда хлеба нет)

У голодного … (всему голова)

Обсуждение пословиц.

- Послушайте сказку о «Девочке, которая наступила на хлеб».

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мама Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб бабушке нашей». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. Эту историю услышала маленькая девочка.

«Бедная, бедная Инге! – заплакала она. Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на землю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

- Чему учит эта сказка? (Ответы детей).

-Ребята, вы готовы порассуждать, почему хлеб называют Его Величество? (Ответы детей).

infourok.ru

Классный час на тему "Кусок хлеба" 3 класс

Классный час на тему «Кусок хлеба»

Цель классного часа: формирование уважительного отношения к хлебу.

Задачи:

  1. вызвать у детей эмоциональный отклик на предложенную информацию;

  2. показать цену военного хлеба;

  3. помочь детям определить цену хлеба для себя.

Оборудование: проектор, компьютер,

Ход классного часа

- Добрый день, ребята! Я надеюсь, у вас отличное настроение и урок пройдет интересно и увлекательно. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. 1мин

- Ребята, внимательно послушайте песню, определите, о чём будем сегодня говорить?

Слушаем песню «Хлеб – всему голова». (1 слайд)

(2 слайд)

Слушаем варианты ответов 2 мин. (3 слайд)

- Да, ребята тема нашего урока «Хлеб…». Сегодня поговорим о роли хлеба в нашей жизни. Представьте себе, в один день мама попросила вас купить хле к ужину. Вы пошли в магазин, а там никакого хлеба нет. Как бы вы поступили?

- Что мы называем хлебом?

(-Откуда мы берем хлеб? Всегда ли он есть?)

Слушаем ответы детей. (4 слайд)

- В наше время нет недостатка в хлебе. Он стоит недорого. Посмотрите: вот он на полках магазинов – пшеничный, ржаной, с отрубями, с витаминами…Разные булочки, торты, печенье, пряники, бублики, крупы – всё это хлеб.

- Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.

- Сколько хлеба вы сможете съесть? Сколько захочется. А вы представляете себе завтрак или обед без хлеба? Ребята, есть такая пословица: «Худ обед, когда хлеба нет». Как вы понимаете её смысл? (5 слайд)

(Слушаем ответы)

- Вы знаете, как трудно пришлось в годы войны людям? Как питались солдаты, рабочие, крестьяне, дети, пленные? (3 слайд)

(Слушаем ответы)

Во время войны г. Ленинград остался в кольце блокады длинной в 900 дней и ночей. Там оказалось 2 млн.887 тыс. человек. Во время блокады жители города Ленинграда получали на весь день всего 125 г хлеба по карточкам. Если теряли свои карточки, то целый месяц семья оставалась без хлеба. А бывали случаи, что их даже воровали. Посмотрите, какой это  кусок !!! (6 слайд)

- Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное  – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя . Посмотрите: 5 граммов муки. При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Настоящую цену хлеба узнали узники концлагерей. Когда советские войска освобождали заключённых из концлагерей Освенцим и Бухенвальд, не обходилось без слёз. Люди не могли идти, их приходилось выносить на руках. Взрослые люди весили 25 – 27кг. ( 5 слайд) (3 мин)

_______________прочитает нам стихотворение, которое написал узник концлагеря.

« Где-то в поле неубранном нашем

Сколько зёрен лежит у пашен.

Вот собрать бы их вместе – да в кучу,

Хлеб бы выпекли белый, пахучий.

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали.

Снова вышли бы в бой под бомбёжку!

Да, жалеть надо хлебную крошку!»

   - Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба  в мусорное ведро. Ребята, вот что рассказывает ветеран тыла села Новые Усы Агниса Николаевна. Во время войны ей было столько лет, сколько вам сейчас.

Смотрим видеозапись.

-А теперь ребята давайте сделаем небольшую творческую работу

1 группа составит памятку «Береги хлеб»

2 группа составит цепочку «Путь хлеба к столу»

3 группа выполнит работу «Как можно использовать черствый хлеб»

На это я вам да 3 минуты.

(1 слайд с песней)

Защита своих проектов.

РЕФЛЕКСИЯ.

- Ребята, наша встреча подходит к концу. Ответьте на вопрос , изменилось ли ваше отношение к хлебу.

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом.

infourok.ru

классный час на тему: 'Цена хлеба' (3 класс)

Цели: Сформировать у учащихся представление о ценности хлеба, развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал, анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, знакомить с народными традициями, с историей своей страны.

Задачи: 1) рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;

2) проследить цепочку «от зёрнышка - до булки»;

3)проверить самостоятельную работу учащихся по поиску дополнительного материала к классному часу.

Подготовка к классному часу:

  1. Подготовка презентации;

  2. разучивание стихов;

  3. выпечка каравая ;

  4. колосья пшеницы нарисовать на ватмане;

  5. заготовить зёрнышки пшеницы;

6) 125 граммов чёрного хлеба; 50 и 500 граммов белого хлеба;

7) подготовить персонаж, исполняющий роль пекаря;

8) путь зёрнышка до каравая.

9) подготовить русский народный костюм, рушник.

Вопросы для учащихся в период подготовки к классному часу:

• Как выращивают хлеб?

  • Из чего делают хлеб?

  • Чем полезен хлеб?

  • Какие бывают сорта хлеба?

  • Какие питательные веществ, витамины содержит хлеб?

  • Какие блюда можно приготовить из хлеба?

  • Нормы потребления хлеба.

  • В какой художественной литературе есть упоминание о хлебе?

  • Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны.

  • Существуют ли музеи хлеба?

  • Народные традиции, связанные с хлебом.

Ход классного часа

Вводное слово учителя

- Ребята, тема сегодняшнего классного часа выбрана неслучайно. Наблюдая за вами в школьной столовой, я сделала вывод, что вы недостаточно знаете, откуда пришел хлеб и как нужно к нему относиться. Сегодня мы ответим на многие вопросы, это поможет вам с должным уважением относиться к хлебу. Эпиграфом нашего классного часа будут слова:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Ученик: Если мы хотим кого - то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

(Ученица в русском народном костюме подносит хлеб с солью)

С караваем соль подносим

Поклонясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб - соль из рук.

Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

Недаром народ создал пословицы:

  • Земля матушка, а хлеб батюшка.

  • Хлеб- это жизнь.

  • Хлеб- кормилец.

  • Без золота проживешь, а без хлеба - нет.

Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно по булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ученик: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Мы золотые зернышки

Живем лучистым светом,

Мы дружим, неразлучные,

Под вьюгами и тучами

Мы чистые, струистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны.

Мы людям так нужны.

.

Вон - он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

.

Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

Ученик: Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

Золотой простор бескрайний, там работают комбайны. Это - хлеб.

Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.

Тесто кружится в квашне, запекается в огне. Это - хлеб.

Ученик: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб!

Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ученица. Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу.

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

У народа есть слова:

«Хлеб - всей жизни голова».

Ставится он первым на столе.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Ученик: Хлеб... Наскучит ли он?

Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети.

За 1941 - 1945 годы в стране было выращено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Многие труженики тыла получили награды за самоотверженный труд в годы войны. В моём семейном архиве хранятся медали моей бабушки, которые ей вручили за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. Наверное, и у вас есть такие реликвии, спросите у взрослых.

Был хлеб всегда в почете на Руси -

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Ученица. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба есть слово:

Блокадного хлеба 125 граммов.

(на подносе 125 граммов черного хлеба, а ученик читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).

Ученица: «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой, в котором записано кто и когда умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом, девочка умерла.

(Минута молчания).

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо,

Но горше, смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. В Санкт -Петербурге, в музее истории города хранится маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

Ученик. Зерна наших дней, светитесь,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь.

Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!

Ведущий. Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей).

Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб - драгоценность, им не сори.

Эти замечательные слова вы должны запомнить. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Отгадайте загадки:

1) Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

2) Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

3) У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (Мука)

4) Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

5) Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены. (Зерно)

1. Хлеб - наше богатство

2. Берегите хлеб

3. Хлеб - всей жизни голова.

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается

2. Не оставляй недоеденных кусков

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Продли жизнь хлебу.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относиться к хлебу.

Восстановите пословицы:

Хлеб - … (хлеб на уме)

Плох обед, … (когда хлеба нет)

У голодного … (всему голова)

Обсуждение пословиц.

- Послушайте сказку о «Девочке, которая наступила на хлеб».

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мама Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб бабушке нашей». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. Эту историю услышала маленькая девочка.

«Бедная, бедная Инге! - заплакала она. Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на землю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

- Чему учит эта сказка? (Ответы детей).

-Ребята, вы готовы порассуждать, почему хлеб называют Его Величество? (Ответы детей).

botana.cc


Смотрите также