Конспект урока обучения грамоте Как хлеб на стол пришёл (1 класс). Как хлеб на стол пришел 1 класс пнш


Конспект урока Обучение грамоте 1 класс

Предмет Литературное чтение (Обучение грамоте) Класс 1

Предметные: Продолжить знакомство с моделями единиц русского языка; формировать умение слушать и анализировать литературное произведение.

Метапредметные: Создать условия для развития речи, внимания, мышления, обогащения словарного запаса, воспитания бережного отношения к труду, хлебу

Ресурсы: Учебник «Азбука», магнитная доска, полоски бумаги для построения модели предложения, текста, иллюстрации сказок, муляжи овощей и фруктов.

multiurok.ru

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (Л, Р, П, К) или оформл доски

1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности

Включение учеников в учебную деятельность. Эмоциональный настрой на урок. Прием: доброе пожелание, девиз.

-Прозвенел для нас звонок.

Можем начинать урок?

Что на парте?

Всё в порядке?

Вижу книги и тетрадки.

Вы пришли сюда учиться?

Значит, можете садиться.

Проверка готовности к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные:

- развитие знаково-символических действий

-рефлексия способов и условий действия

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

-уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками

-слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей

-обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные:

проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;

- развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности

2. Актуализация знаний. Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для

«открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

-Разгадайте загадку:

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка.

Он с горбушкой золоченой

К нам пришел издалека.

-Верно. Это хлеб. А что вы знаете о хлебе?

-Какой вид речи вы использовании для того, чтобы всё это рассказать?

-А с каким видом речи ещё вы знакомы?

Учитель записывает на доске

«Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!»

-хлеб

Дети отвечают с опорой на собственные наблюдения и на материале детского сада.

-мы использовали устную речь

- мы знакомы с письменной речью.

3. Постановка учебной проблемы.

Учащиеся выполняют задание, учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность обсуждения затруднения

-Вы много знаете о хлебе. А что бы вы ещё хотели о нем узнать? Посмотрите на слова, записанные на доске. Вам всё понятно? Почему мы славим хлеб? В чем мы сегодня будем разбираться?

Хлеб был всегда важнейшим продуктом. С древних времен и до наших дней у человека воспитывается особое почитание к хлебу.

-Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

4. «Открытие» нового знания. Построение проекта решения учебной задачи. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог.

Работа со страницей 7 учебника.

-Рассмотрите иллюстрации. Что изображено на первой картинке?

-Кто управляет комбайном, грузовиком? Что они делают в поле?

Далее диалог по следующим картинкам.

-Куда грузовик повез зерно?

-Что с зерном происходит дальше?

-Куда отвозят муку? Зачем?

-Кто печет хлеб? Каким бывает хлеб?

-Куда грузовик везет хлеб?

-Что происходит в магазине?

-Что Миша ест за столом?

-Комбайн, грузовик.

-Комбайнер, шофер. Они убирают зерно (урожай).

Ответы детей. Обобщение знаний.

5. Первичное закрепление материала.

Осуществляется через составление текста, комментирование ситуации, проговаривание вслух. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала.

-Мы с вами ответили на вопросы по иллюстрациям. А кто может составить связный рассказ по этим иллюстрациям?

-Как называется такой рассказ?

-Покажите модель дома-текста (наглядный материал). Сколько в нем предложений? Давайте на доске составим такую модель. А теперь по этой модели (5 предложений) составим рассказ о хлебе.

Физкультминутка.

Составление текста учащимися.

-Текст.

Работа у доски с моделями текста и предложения.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий.

-Сейчас каждый из вас пусть выберет себе одну из всех иллюстраций и озаглавит её, таким образом, чтобы предложение-заголовок соответствовало схеме предложения ( предложение из 3 слов). Сколько в нем слов? Что стоит в конце?

-Я вам прочитаю сказку. Название не скажу. Вы его сами определите и составите схему.

Чтение сказки «Лиса и журавль» учителем.

-Чему нас учит эта сказка?

Выберите иллюстрации к этой сказке.

Дети самостоятельно выполняют задания. Называют свои заголовки и выкладывают схемы предложения (количество слов).

Оценивают работу:

+ справился;

? сомневался.

По окончании чтения дети составляют схему предложения-заглавия, отвечают на вопросы учителя, из множества иллюстраций выбирают нужные.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Что нового вы узнали на уроке? Почему мы славим хлеб? Какие правила нужно выполнять за столом?

-Надо ценить всё то, во что вложен труд людей. Вы тоже, повзрослев, найдете себе профессию по душе и станете приносить пользу окружающим людям. Вас тоже будут уважать и славить за ваш труд. Так, как сейчас это делаете вы. Я знаю, что вы трудитесь в школе, дома и на огороде. А что вы вырастили на огороде? Сейчас узнаем.

Игровой момент

Загадки про овощи.

-Подошел к концу урок.

Скоро прозвенит звонок.

А сейчас я предлагаю

Вместе подвести итог.

Чему научились?

Как потрудились?

Подведение итога. Оценивание.

Дети отвечают на вопросы.

- Потому что в хлеб вложено очень много труда.

-Беречь хлеб, не крошить его, брать столько, сколько съешь…

Дети разгадывают загадки, находя нужную отгадку в наборе муляжей.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Объясняют свой выбор.

Конспект урока обучения грамоте Как хлеб на стол пришёл (1 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22 г. Тюмени

Конспект урока обучения грамоте в 1 «Ж» классе

на тему: «Как хлеб на стол пришел?

Речь устная и письменная».

Выполнила: учитель начальных классов

Ефремова Ксения Викторовна

Тюмень, 2016 г.

Дата проведения: 07 сентября 2016 г.

Цель урока: узнать, что обозначают модели, которые расположены на изучаемой странице учебника.

Задачи урока:

1) формировать умение распознавать информацию по условным обозначениям

2) способствовать развитию устной речи

3) продолжать воспитывать интерес к предмету, любовь к русскому языку

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентации с разминками, предметы для демонстрации по теме, модели высказывания и предложения, иллюстрации к загадкам.

Дидактический материал: серия карточек по теме для составления устного рассказа, карточки для рефлексии

Форма работы: фронтальная, в мини-группах, индивидуальная

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели,

И открыли поскорей

Очень много букварей.

- Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь, пожалуйста, и в знак приветствия кивните головой. Молодцы, ребята, присаживайтесь.

- Скажите, что нам понадобится на уроке?

- На уроке мы сегодня будем продолжать знакомиться с азбукой.

- Верно, а еще на партах у вас лежат карточки, я попрошу вас их не переворачивать, пока для этого не наступит специальный момент.

2. Актуализация знаний.

- Откройте, пожалуйста, Азбуку на странице, которая идет после иллюстраций к сказке «Колобок», это страница 7.

- Рассмотрите картинки и модели (условные знаки, обозначения) на этой странице.

- Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке обучения грамоте?

- Мы будем учиться составлять рассказ по картинкам и должны узнать, что обозначают эти модели.

- Прочитаем предложение, которое записано на доске.

- Как хлеб на стол пришел.

- Скажите, можно ли использовать это предложение для названия рассказа по рисункам? И почему?

- Да, можем.Это предложение подходит к устному рассказу, потому что на этой странице изображен весь путь хлеба, от зерен до нашего стола.

- Все верно, а вот еще послушайте, ребята. Будет хлеб, будет и песня. Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлеба нет и куска, и стол как доска. И обед не в обед, коли хлеба нет.

3. Открытие нового знания.

- Вы слышали высказывания, которые употребляются часто. С давних времен их передавали, так же как сказки и загадки, из уст в уста. Высказывания мы слышим, пользуемся ими в устной речи, при разговоре. Каждая наша мыль в разговоре - это высказывание, мы будем обозначать его вот такой моделью.

- Рассмотрите рисунки в учебнике и отгадайте загадку:

Безбрежно, да не море,

Волны катит, да не водяные.

Корабли пройдут -

Все волны уберут.

- Правильно, это хлебное поле. (иллюстрация) Его сравнивают с безбрежным морем. Ему дано особое название - нива. Этим именем названы разные машины. Одна из них есть на первом рисунке. Как вы считаете, как называется эта техника?

- Верно, это комбайн.

- Хлебные растения дают злаки, зерна. (Демонстрация) Их ценят дорого, а потому в загадках о них встречается слово «золотой». Но это слово напоминает еще и о цвете спелых растений, которые зреют, наполняясь солнечным теплом и светом. Цвет спелых хлебных растений - золотистый.

- Отгадайте загадку:

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

- Правильно, это колос. (иллюстрация)

- А вот еще одна трудная загадка, для самых внимательных, отгадку мы можем сказать с вами хором:

У лепешки, каравая,

Сушки, плюшки,

Пирожка

От рождения седая мать по имени… (мука) - демонстрация

Физминутка «Руки подняли и покачали…»

- А вот теперь пришло время и наших карточек. Работать будем дружно в парах. Переверните их, пожалуйста. Каких картинок нет в Азбуке среди других, изображающих путь, которые проходит колос от поля до стола?

- Картинки, на которых изображено как делают из зерна муку и как замешивают тесто.

- Хорошо, давайте составим из этих картинок верный ряд так, чтобы у нас получился последовательный рассказ. Расположите картинки по порядку. На работу у нас с вами есть три минуты.

- Итак, мы готовы. Давайте составим устный рассказ по иллюстрациям.

- Сначала зерна убирают с поля, затем из зерна делают муку, потом замешивают тесто, пекут хлеб, везут его в магазин, мы в магазине его покупаем, приносим домой и едим. (демонстрация)

- Вот какой замечательный рассказ у нас получился! Молодцы!

- Скажите, а к какой картинке подойдет пословица: «Не печь кормит, а руки»?

Физминутка для глаз.

4. Закрепление пройденного на уроке материала.

- Вы сейчас отгадывали загадки, слушали пословицу. Поначалу это передавалось по памяти или из уст в уста. Загадки и пословицы и сейчас называют народной мудростью. В них собраны наблюдения и знания тайн окружающего мира и мира людей.

- Как только человек научился записывать свою речь, он смог их передавать и в письменном виде. Мысль, записанную буквами, называют предложением и обозначают вот такой моделью.

- Рассмотрите обе модели, с которыми мы сегодня познакомились. Работать будем в парах. Сравните их и подумайте, с чем связано их сходство.

- Мы считаем, что сначала человек говорит устное высказывание, а затем его записывает, оформляет письменно, пишет заглавную букву и ставит точку.

5. Рефлексия.

- Мы сегодня с вами очень плодотворно поработали, скажите, достигли мы поставленных целей?

- Да, мы познакомились с новыми моделями, условными знаками и составили по картинкам устный рассказ.

- Кто сегодня справился со всеми заданиями, поднимите вверх зеленый смайлик, кому нужно время, чтобы доработать эту тему, поднимите желтый смайлик.

- Спасибо, ребята, за урок. Приводите своё рабочее место в порядок, приготовьтесь к следующему уроку обучения письму и можете отдыхать.

botana.cc

Конспект по литературному чтению на тему "Как хлеб пришел на стол?" (1 класс)

Урок литературного чтения.

1 класс УМК «Гармония»

Тема: «Как хлеб пришел на стол?»

Цель: расширение знаний об изготовлении хлеба и его разнообразии.

Задачи:

1. Повторить орфограммы в словах.

2. Узнать об изготовлении хлеба.

3. Узнать о разнообразии хлеба.

4. Научиться читать новые слова.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, разрезные карточки, «Толковый словарь», «Букварь ч. 2».

Ход урока.

I. Организационный момент. ( Слайд 1)

-Улыбнитесь друг другу!

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спинка? Прямая!

-Урок литературного чтения.

Тему урока вы узнаете, когда выполните задания.

Загадка: Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Хлеб!

-Верно. Хлеб! (слайд 2)

-Что относится к хлебу?

-Итак, мы сегодня будем говорить о хлебе.

-А более точную тему урока мы с вами назовем, когда составим предложение.

Тема: Как хлеб пришел на стол?

-А что вы уже знаете про хлеб?

-Молодцы! А сегодня мы еще много интересного узнаем про изготовление хлеба и его разнообразии.

Цель: расширение знаний об изготовлении хлеба и его разнообразии.

-А для этого нам нужно выполнить 4 задачи:

1. Повторить орфограммы в словах.

2. Узнать об изготовлении хлеба.

3. Узнать о разнообразии хлеба.

4. Научиться читать новые слова.

-Итак, приступаем к выполнению первой задачи: повторить орфограммы в словах.

ребусы (слайд 3)

хлеб (Какая орфограмма?)

работа с «Толковым словарем» (Значение слова хлеб)

родственные слова -Как лаского называют хлеб?

-Как называется посуда, где хранят хлеб?

-Как называется квас из хлеба?

-Как называют человека, который выращивает хлеб?

-Как называют завод, где пекут хлеб?

-хлеб –хлебушек –хлебный –хлебница –хлебороб –хлебозавод

-Какое слово можно назвать проверочным?-Прочитаем эти слова хором!

Итог: -Ребята, мы выполнили первую задачу? Повторили орфограммы?

-Да, мы выполнили первую задачу!

Переходим к выполнению второй задачи: узнать об изготовлении хлеба.

-Оказывается…путь хлеба очень непростой. Нужен труд многих людей. В поле растут рожь и пшеница.

-С чего все начинается?

-Сначала землю пашут (трактористы)

Слайд 4

-Затем сеют зерно (семя)

Слайд 5

-Вырастает рожь, пшеница. За растениями ухаживают: поливают, удобряют (агроном).

Слайд 6

-Убирают урожай (комбайн, машины)

Слайд 7

-Везут на элеватор (хранилище)

Слайд 8

-Везут на мельницу, чтобы из зерна сделать муку

Слайд 9

-Из муки замешивают тесто.

Слайд 10

-Из теста испекут хлеб.

Слайд 11

-семена –колос –зерно –тесто –мука -хлеб

-Прочитаем хором!

Итог: -Вот видите, какой долгий путь проходит хлеб, чтобы попасть на стол. Давайте будем беречь хлеб! Хлеба нужно брать столько сколько съешь.

-Ребята, мы узнали об изготовлении хлеба? Да, мы выполнили вторую задачу.

Физкультминутка «Каравай».

В землю зернышко посадим.

Очень малое оно.

Но, как солнышко засветит,

Прорастет мое зерно.

Ветер тучку пригнал,

И нам дождика дал.

Сожнет косарь зерно

И размелет его.

А хозяйка из муки

Испечет нам прирожки.

И большой каравай

Всем на радость раздавай!

-Ребята, переходим к выполнению 3 задачи: узнать о разнообразии хлеба.

В этом нам поможет «Букварь» (стр. 85)

солнце

вдруг

чтение учителя -Какие слова вам не понятны?

чтение вполголоса -Приготовитесь читать вслух.

чтение вслух по предложению -Какой разный хлеб пекут?

работа по содержанию -Найдите предложение, в котором говорится, на что похожа лепешка?

-Найдите предложение, где говорится, что пекут из пшеничной муки?

-Найдите предложение, где говорится, из чего пекут черный хлеб?

Итог: -Во многих странах мира любят наш ржаной хлеб за запах и вкус.

-Ребята, мы узнали, какой разный хлеб бывает. Мы выполнили третью задачу.

Учебники закрываем.

Физкультминутка.

-мука –каравай –хлеб –булка –торт –лепешка –зерно –пироги

(первый звук парный- руки вверх, первый звук не парный- присесть)

-Переходим к выполнению 4 задачи: научиться читать новые слова.

(Работа в парах)

-Выбрать слова, подходящие по смыслу к слову хлеб.

хлебушек хлебница буханка мягкий лепешка пшеничный буква книга

Итог: Мы научились читать новые слова? Да, мы выполнили 4 задачу.

Работа с пословицей

-В нашей стране к хлебу всегда относились очень бережно. Это главное блюдо на столе. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Есть много пословиц о хлебе.

-Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Плох обед, когда хлеба нет.

-Вставить пропущенное слово.

-Будем беречь хлеб!

Итог урока: -Мы выполнили все задачи. И достигли цели урока.

Я -Узнал

-Запомнил

-Удивился

Самооценка.

-Урок окончен, всем спасибо!

Угощение блинами!

infourok.ru

Конспект урока обучения грамоте Как хлеб на стол пришёл (1 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 г. Тюмени Конспект урока обучения грамоте в 1 «Ж» классе на тему: «Как хлеб на стол пришел? Речь устная и письменная». Выполнила: учитель начальных классов Ефремова Ксения Викторовна Тюмень, 2016 г. Дата проведения: 07 сентября 2016 г. Цель урока: узнать, что обозначают модели, которые расположены на изучаемой странице учебника. Задачи урока: 1) формировать умение распознавать информацию по условным обозначениям 2) способствовать развитию устной речи 3) продолжать воспитывать интерес к предмету, любовь к русскому языку Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентации с разминками, предметы для демонстрации по теме, модели высказывания и предложения, иллюстрации к загадкам. Дидактический материал: серия карточек по теме для составления устного рассказа, карточки для рефлексии Форма работы: фронтальная, в мини-группах, индивидуальная Ход урока. 1. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели, И открыли поскорей Очень много букварей. - Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь, пожалуйста, и в знак приветствия кивните головой. Молодцы, ребята, присаживайтесь. - Скажите, что нам понадобится на уроке? - На уроке мы сегодня будем продолжать знакомиться с азбукой. - Верно, а еще на партах у вас лежат карточки, я попрошу вас их не переворачивать, пока для этого не наступит специальный момент. 2. Актуализация знаний. - Откройте, пожалуйста, Азбуку на странице, которая идет после иллюстраций к сказке «Колобок», это страница 7. - Рассмотрите картинки и модели (условные знаки, обозначения) на этой странице. - Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке обучения грамоте? - Мы будем учиться составлять рассказ по картинкам и должны узнать, что обозначают эти модели. - Прочитаем предложение, которое записано на доске. - Как хлеб на стол пришел. - Скажите, можно ли использовать это предложение для названия рассказа по рисункам? И почему? - Да, можем.Это предложение подходит к устному рассказу, потому что на этой странице изображен весь путь хлеба, от зерен до нашего стола. - Все верно, а вот еще послушайте, ребята. Будет хлеб, будет и песня. Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлеба нет и куска, и стол как доска. И обед не в обед, коли хлеба нет. 3. Открытие нового знания. - Вы слышали высказывания, которые употребляются часто. С давних времен их передавали, так же как сказки и загадки, из уст в уста. Высказывания мы слышим, пользуемся ими в устной речи, при разговоре. Каждая наша мыль в разговоре – это высказывание, мы будем обозначать его вот такой моделью. - Рассмотрите рисунки в учебнике и отгадайте загадку: Безбрежно, да не море, Волны катит, да не водяные. Корабли пройдут – Все волны уберут. - Правильно, это хлебное поле. (иллюстрация) Его сравнивают с безбрежным морем. Ему дано особое название – нива. Этим именем названы разные машины. Одна из них есть на первом рисунке. Как вы считаете, как называется эта техника? - Верно, это комбайн. - Хлебные растения дают злаки, зерна. (Демонстрация) Их ценят дорого, а потому в загадках о них встречается слово «золотой». Но это слово напоминает еще и о цвете спелых растений, которые зреют, наполняясь солнечным теплом и светом. Цвет спелых хлебных растений – золотистый. - Отгадайте загадку: Ходит дом ходуном на столбе золотом. - Правильно, это колос. (иллюстрация) - А вот еще одна трудная загадка, для самых внимательных, отгадку мы можем сказать с вами хором: У лепешки, каравая, Сушки, плюшки, Пирожка От рождения седая мать по имени… (мука) - демонстрация Физминутка «Руки подняли и покачали…» - А вот теперь пришло время и наших карточек. Работать будем дружно в парах. Переверните их, пожалуйста. Каких картинок нет в Азбуке среди других, изображающих путь, которые проходит колос от поля до стола? - Картинки, на которых изображено как делают из зерна муку и как замешивают тесто. - Хорошо, давайте составим из этих картинок верный ряд так, чтобы у нас получился последовательный рассказ. Расположите картинки по порядку. На работу у нас с вами есть три минуты. - Итак, мы готовы. Давайте составим устный рассказ по иллюстрациям. - Сначала зерна убирают с поля, затем из зерна делают муку, потом замешивают тесто, пекут хлеб, везут его в магазин, мы в магазине его покупаем, приносим домой и едим. (демонстрация) - Вот какой замечательный рассказ у нас получился! Молодцы! - Скажите, а к какой картинке подойдет пословица: «Не печь кормит, а руки»? Физминутка для глаз. 4. Закрепление пройденного на уроке материала. - Вы сейчас отгадывали загадки, слушали пословицу. Поначалу это передавалось по памяти или из уст в уста. Загадки и пословицы и сейчас называют народной мудростью. В них собраны наблюдения и знания тайн окружающего мира и мира людей. - Как только человек научился записывать свою речь, он смог их передавать и в письменном виде. Мысль, записанную буквами, называют предложением и обозначают вот такой моделью. - Рассмотрите обе модели, с которыми мы сегодня познакомились. Работать будем в парах. Сравните их и подумайте, с чем связано их сходство. - Мы считаем, что сначала человек говорит устное высказывание, а затем его записывает, оформляет письменно, пишет заглавную букву и ставит точку. 5. Рефлексия. - Мы сегодня с вами очень плодотворно поработали, скажите, достигли мы поставленных целей? - Да, мы познакомились с новыми моделями, условными знаками и составили по картинкам устный рассказ. - Кто сегодня справился со всеми заданиями, поднимите вверх зеленый смайлик, кому нужно время, чтобы доработать эту тему, поднимите желтый смайлик. - Спасибо, ребята, за урок. Приводите своё рабочее место в порядок, приготовьтесь к следующему уроку обучения письму и можете отдыхать.

weburok.com

Урок по литературному чтению "Как хлеб на стол пришел"

Тема: Как хлеб на стол пришел. Оказание почестей хлебу

Цель: оказывать содействие накоплению опыта личностного отношения учеников к системе ценностей родного края; дать ученикам представления о занятиях взрослых в городе или селе, где они живут; рассказать, как появился хлеб на столе; оказывать содействие развитию наблюдательности, мышлению, активности; воспитывать гуманную, творческую, социально активную личность, которая способна заботливо относиться к хлебу, уважать работу тружеников.

Оборудование: На уроке можно использовать наглядные пособия и демонстрационные материалы издательства «Утро»: демонстрационный материал «Природа родного края».

ХОД УРОКА

І. Упражнение «Погода».

—Тепло или холодно на улице?

—Какое небо?

—Есть ли дождь?

ІІ. Работа по иллюстрациям

Ученики рассматривают рисунки, составляют предложение.

—Какие машины изображены на первом рисунке?

—Что делает комбайн?

—Что делает грузовик?

—Откуда на поле пришел комбайн и грузовик?

—Где их изготовили?

—Что вы видите на втором рисунке?

—Где это происходит?

—Для чего нужны тракторы?

—Есть ли в нашем городе автомобильный завод? Тракторный завод?

Ученики отгадывают загадку о комбайне и подытоживают, что комбайн на поле зерно молотит, жнет и косит.

Предложите ученикам рассмотреть третий и четвертый рисунки, назвать предметы питания и быта.

—Что изготовлено в городе? Из чего?

—На каком предприятии?

—Что выращено в селе?

—Что изготовляют там, где вы живете?

—Что выращивают там, где вы живете?

ІІІ. Работа по индивидуальным карточкам

Задача 1

Ученики рассматривают рисунки, называют домашних животных, рассказывают, для чего люди их разводят, что дают куры, свиньи, коровы, овцы, зачеркивают лишние предметы.

Задача 2

Ученики отгадывают загадки, рассказывают, что выращивают на огородах, полях и в садах там, где они живут.

Задача 3

Дети рассматривают рисунки, называют, какие фабрики и заводы изображены, что на них изготовляют, какие из них есть там, где они живут.

IV. Работа с загадкой.

Хвалит его каждый,

Любит его каждый.

И дня мы прожить

Без него не можем. (Хлеб)

Физкультминутка

Дождик

Желтая листва опала.

(Медленные горизонтальные движения обеих рук.)

Из тучки падает вода.

(Имитация падения воды.)

Дождик, ты нас не трогай

(имитация отталкивания дождя)

И скорее высыхай!

От дождя спрячемся -

(бег на месте)

В жмурки поиграем.

(Руками заслонить голову).

Притча о хлебе

Учитель рассказывает притчу с последующим обсуждением

V. Работа в группах.

С помощью рисунков составить рассказы «Как хлеб на стол пришел».

Дальше учитель зачитывает, как уважают украинцы хлеб.

—Почему хлеб - это благосостояние?

—Как с давних времен уважали хлеб?

—Как о нем говорили и говорят?

—Чем встречают в Украине почетных гостей?

—Какие хлебо-булочные изделия изображены?

—Какие из них мы употребляем каждый день?

—Какие - на праздники?

—Пекут ли хлеб в вашей семье?

—Кто это делает?

—Какой хлеб любят в вашей семье?

—Какой любите вы?

—Как уважают хлеб в вашей семье?

—Как вы относитесь к нему?

Ученики отгадывают загадку о хлебе и объясняют, когда именно хлеб бьют посошками, а когда - режут.

— Объясните народную мудрость: «Как уродит рожь, то будем жить».

VІ. Итог урока.

—Что изготовляют в городе?

—Что выращивают в селе?

—Что изготовляют там, где вы живете?

—Что выращивают там, где вы живете?

—Как хлеб пришел к нам на стол?

—Почему люди уважают хлеб?

—Как называют тех, кто выращивает хлеб?

—Как берегут хлеб в вашей семье?

—Какие загадки и пословицы о хлебе вы запомнили?

На уроке также можно использовать такие задачи.

• Творческое упражнение «Дума о хлебе».

Каждый поочередно говорит любое слово, которое у него ассоциируется с хлебом, например: вкусный, хрустящий, свежий, ароматный теплый, ароматный, сытный, мягкий, бутерброд и т. п. Все, что говорят дети, записать на доске. Потом ученики составляют рассказ о том, какой хлеб они больше всего любят и почему.

• Загадки.

1) Летом служит, а зимой зубы сушит. (Борона)

2) Ходит госпожа на площади,

Куда глянет — трава вянет. (Коса косит.)

3) Если своевременно засевать, нивку исправно присматривать, осенью лишь успевай весь собрать…(урожай).

4) И весной, и осенью присматривает он поля, чтобы взрослые и малыши

Ели хлеб и пирожки. (Земледелец)

5) Конь стальной, овса не просит, а пашет и косит. (Трактор)

6) Что за хлеб такой праздничный

На рушник устроился новый? (Каравай)

7) И пухленькая, и вкусная.

Из пшениченьки она.

Из сдобного теста,

Просится, чтобы съесть. (Пышка)

Мяли, били и месили,

И качали, и лепили.

Оставили подрасти,

Чтобы рогалики испечь. (Тесто)

• Тест.

Закрасьте кружочек возле правильного ответа.

Хлеб своим появлением обязан людям таких профессий:

□ тракторист

□ водитель

□ парикмахер

□ каменщик

□ комбайнер

□ пекарь

□ врач

□ столяр

• Пословицы и сравнение.

Как посеешь, так пожнешь.

Какая пшеница, такая и паляница.

Кто летом работает до пота, зимой поест в охоту.

Кто летом жары боится, тому зимой нечем греться.

Пшеница колосится - жизнь веселится.

Землю уважай - она даст урожай.

Как мелко пахать, лучше выпрягать.

Глубже пахать - больше хлеба иметь.

Кто весной не хочет пахать, тот будет зимой голодный спать.

Без труда нет плода.

Хлеб - всему голова.

Хлеб, будто солнце.

Хлеб, будто золото.

Степь, как море.

infourok.ru


Смотрите также