Рассказ В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Отражение истории страны в художественном произведении. История создания хлеб для собаки


Рассказ В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Отражение истории страны в художественном произведении.

ВСТРЕЧА –…………

Родины образ – не земли да воды

Только (как думаем мы иногда)…

Это еще и минувшие годы,

И достопамятных дел череда.

 

Знать, потому нас и тянет вглядеться

В дикую степь, где гулял печенег.

( Так возвращаются памятью в детство

В зрелые годы уже человек.)

 

Тянет прочесть, за страницей страницу,

Книгу – писалась та книга века –

И про царя Косаря, и царицу,

И про дела бунтаря мужика;

 

И про засилье правителей разных,

Призванных из-за чужой городьбы;

И про веками болевшую язву

Междоусобной кровавой борьбы;

 

 

 

И про татаро-монгольское иго

( потом лошажьим пропахшая выть!)

О мой народ! Несравненную книгу,

Вижу, тебе довелось сочинить!

 

В ней –

Дух свободы и рабства вериги…

Родина! Я бы солгал пред тобой,

Если б сказал, что я вижу в той книге

Розовый цвет лишь да цвет голубой.

 

Черные, вижу, разлиты чернила –

Густо притом - на странице иной.

Родина! Ты за беспечность платила

В те времена дорогою ценой.

 

Как точно наш вологодский поэт С. Викулов определил цветовую гамму истории России: розовый, голубой и черный. Эти цвета, если бы нарисовать историю России красками, отразили бы, на мой взгляд, суть происходящих в стране событий 20-30 годов прошлого века.

Гражданская война, ее последствия, строительство новой советской экономики, НЭП, первые пятилетки, индустриализация, коллективизация… Этот список можно было бы продолжить. Но… Остановимся на мгновение, обратимся к одному из событий.

Звучит отрывок из песни «Нас утро встречает прохладой…»

 

Стремительное, новое время. В стране в те годы началась коллективизация.

 

Что такое коллективизация? Каковы причины и последствия этого исторического процесса? (Выступление группы историков и обсуждение).

 

Такой мы увидели историю глазами ученых. А как описывали коллективизацию некоторые писатели?

 

На фоне музыки чтение отрывка из рассказа Тендрякова «Хлеб для собаки» ( С начала и до слов « Такие и после смерти не походили на людей – по-обезьяньи сжимали деревья.» )

 

Страшная, но правдивая картина. Не правда ли?! Именно такой увидел ее маленький мальчик Володя Тенков, герой рассказа « Хлеб для собаки», автором которого является наш земляк В.Ф.Тендряков. В творчестве Владимира Федоровича есть немало произведений, связанных с историей нашей страны. Почему? Попытаемся ответить на этот вопрос.

 

 

Выступление группы учащихся. ( Краткий рассказ о жизни писателя, обзор творчества, основные темы произведений).

 

Создавая свои произведения, Тендряков обращает наше внимание не только и не столько на исторические факты, сколько на нравственные понятия, основополагающим из которых является СОВЕСТЬ.

Именно совесть заставляет главного героя рассказа «Хлеб для собаки» ужасаться происходящему. Кто же он, главный герой рассказа?

 

Выступление группы учащихся. ( Рассказ о главном герое и обсуждение).

 

 

Перед читателем возникает образ «впечатлительного, уязвимого мальчика», сознание и чувства которого сильнее сознания и чувств взрослого человека. Володю потрясает скверик с его обитателями: «Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.»

 

А что потрясло вас при чтении рассказа В.Тендрякова? (Обмен впечатлениями о прочитанном)

 

Потрясает разговор Дыбакова, первого секретаря партии, и одного из доходяг, как пишет Тендряков, «это был оборванец – костяк в изношенной, слишком просторной коже».

 

Чтение сцены «Разговор Дыбакова и доходяги» по ролям.

 

Итак, враг… Этот человек, некогда имевший пару лошадей, не желавший отдать их в колхоз, теперь превратился в врага. Как просто поделили людей на своих и врагов!.. Такова история.

 

Какие еще сцены, детали помогают нам, читателям, представить те далекие 30-ые годы? Обсуждение.

 

Тяжелые испытания всегда меняют человека, и Володя Тенков, маленький мальчик, втянутый в трагический водоворот событий, размышляя о происходящем, становится взрослее. Все это находится в центре внимания автора.

 

Так почему же рассказ называется «Хлеб для собаки»? (Обсуждение смысла названия)

 

Рассказ завершается документальной репликой (выразительное чтение ).

 

 

Возникает вопрос, почему же В.Тендряков на страницах своих произведений решил рассказать о том страшном, трагическом для страны времени? Может, потому что сам был свидетелем происходящих в стране перемен? Может, потому что это было близко ему: многие жители нашего района, его земляки, были раскулачены, высланы, расстреляны. Как проходил процесс создания колхозов на территории нашего Верховажского района?

 

Выступление историков на тему «Коллективизация в нашем крае».

 

За этими цифрами стоят сотни искалеченных человеческих судеб. Может, кто-то скажет, что необходима была столь жесткая рука, которая направляла, вершила историю / то, что называется исторической необходимостью/. Благодаря этой жесткой руке СССР выстоял. Но вслед за этим возникают вопросы: «Какой ценой вершилось счастье миллионов людей? Неужели не было таких, кто бы, пусть и молча, но противостоял той системе? Были! Есть такой герой и в рассказе Тендрякова.

 

Выступление учащихся. ( Рассказ о начальнике станции).

 

Тендряков своими произведениями заставляет нас думать, помогает понять, что на ненависти мир не построишь, что спасти нас может только доброта и милосердие.

Чем стала для вас сегодняшняя встреча с историей 30-х годов и рассказом В.Тендрякова?

Обсуждение, выбор наиболее точного слова, которое выносится в название темы: ВСТРЕЧА – ПОТРЯСЕНИЕ.

 

 

Домашнее задание: написать отзыв о рассказе В.Тендрякова «Хлеб для собаки»;

нарисовать обложку книги «Хлеб для собаки»;

собрать и оформить материал на тему: «Коснулась ли

коллективизация мою семью?»

/ задание на выбор /

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок-проект по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"

Разделы: Литература

1. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки". В год публикации (1988), уже после смерти автора, один из публицистов назвал свою статью о нём "Потаённый Тендряков". Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной жизни и творчестве написано очень мало. Итак, открыть для себя "потаённого" Тендрякова предстоит нам сегодня.

Мы назвали наш урок-проект "Тревожная совесть Тендрякова". Наше исследование будет состоять из презентации уже готовых индивидуальных проектов, представляющих аналитическую деятельность с выходом в Интернет, практическую проектную деятельность с использованием компьютерных технологий; группового проекта на основе решения исследовательских аналитических задач. Кроме этого у нас будет работа над общим учебным проектом на основе сотрудничества учителя и учащихся для решения задачи: как понимается выражение "тревожная совесть" писателя.

Важнейшей целью нашего исследования станет попытка проникновения во внутренний мир писателя, каким он предстаёт в рассказе "Хлеб для собаки".

Слово предоставляется " биографу". (Презентация проекта " В.Ф.Тендряков. Личное дело").

Приложение 1.

2. Знакомясь с жизненной и творческой биографией писателя, можно составить представление о внутреннем мире Тендрякова, главным качеством которого было требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к самому себе.

Теперь мы обратимся к самому рассказу Тендрякова. Анализировать содержание начнём с такого структурного элемента, как заголовок. Название часто является ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности писателя.

Над этим работала N, известный в нашем классе, да и, пожалуй, в районе, "литературовед", победитель недавнего конкурса сочинений о Ф.И.Тютчеве.

(Презентация проекта "Смысл названия рассказа").

3. Итак, мы определили, что название имеет не столько прямое значение (оно связано с содержанием рассказа), сколько переносное и приобретает метафорическое значение. Автор, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, совпавшие с одним из самых драматических периодов в истории нашего государства, но и анализирует свои детские впечатления и размышления "о времени и себе". Главным в отношении писателя к окружающим и к самому себе является совесть. Именно это качество не даёт ему возможность забыть те далёкие годы.

Проанализировать свой собственный духовный мир и выяснить, как мы сами понимаем, что такое "совесть", попытался N, почти профессионал, журналист, внештатный корреспондент газеты "Маяк" и печатного органа Пушкинского Молодёжного центра "Молодое Пушкино".

Он подготовил видеосюжет.

Приложение 2.

(Презентация видеосюжета проекта "Что такое совесть")

4. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразными мерилом нравственности человека.

У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является определяющим в выборе поступка, за который потом не было бы мучительно стыдно

Экспозиция рассказа помогает понять суть выбора, перед которым находится герой Что является экспозицией в рассказе " Хлеб для собаки"? (Автор выносит её в самое первое предложение, с которого начинается повествование; это дата - "лето 1933 года").

Выступление группы историков. (Презентация проекта "1933 год в судьбе страны").

Учитель: Ксения очень правильно определила сущность следующей работы, которая будет новым этапом проектной деятельности. Наша работа будет сосредоточена на анализе текста.

Подумайте, какой основной вопрос мы можем рассмотреть в этой части нашего исследования?

Основной вопрос - проблема выбора.

Основную гипотезу можно представить в виде своебразного "треугольник", где вершиной будет понятие "счастье", а у основания расположатся понятия "государство" (я бы добавила "власть", "насилие", раз речь идёт о 30-х годах) и "человек".

Мне кажется, что главная задача нашей работы с текстом - выявить, какой будет судьба человека, позволившего однажды компромисс с собой.

Ну а цель этой работы?

В любой ситуации человек должен выбрать тот поступок, за который он может заслужить уважение прежде всего в собственных глазах.

Хорошо! Ну а план исследования я оставлю за собой, если вы не возражаете. Итак, начнём...

Вечная проблема, которую человек ведёт с самим собой - время ли виновато в том, что иногда приходится идти против своей совести или на сделку с ней, или всё-таки сам человек виновен в этом? В своём рассказе всем ходом развития действия Тендряков даёт однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только сам человек, ибо только ему одному даровано знание о самом себе - то знание, которое мы сопоставляем с понятием "совесть". "Это знание может быть интуитивным или организовано в стройную систему нравственных понятий, но при любых условиях оно побуждает совестливого человека вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подаёт человеку. В структуру повествования. Тендряков вводит определённую систему символических обозначений времени". ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Заставляя читателя не просто следить за фабулой, но и задумываться о происходящих событиях и о мучительных размышлениях героя - ребёнка, автор как бы призывает заглянуть в самих себя, проверить, как каждый из нас поступил в подобной ситуации.

Символы времени в рассказе.

С какой целью автор обращается к символике, обозначающей характер времени?

Послушаем Регину, которая приготовила нам музыкальный номер. (Фортепиано + аудиозапись)

Приложение 3.

  • Кто ещё нашел какие-либо приметы времени в рассказе? Расскажите.
  • Какую новую грань мироощущения писателя мы можем назвать, познакомившись с символами времени в рассказе?

Учитель: Такую сложную ситуацию не смог пережить даже взрослый человек - начальник станции. Мальчик делает свой выбор: он кормит бездомную собаку, понимая, что накормить всех он не сможет.

Внимательно прослушайте отрывок из рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки" (Выразительное чтение от слов "Как-то под утро я внезапно проснулся:" до слов "Щедра без устали:")

  • Отметьте ключевые слова и ответьте на вопросы:
  • Какое внутреннее состояние человека автор считает счастьем?
  • Какова, с точки зрения автора, реальная возможность осуществления счастья в жизни героя?

(Для более точного ответа проследите за композиционным "обрамлением" предложенного отрывка.)

  • Какие новые черты внутреннего мира открываются для нас в ответах на два предыдущих вопроса?

Учитель: Говорят: человек создан для счастья, как птица для полёта. Мы мечтаем о счастье, стремимся к нему. Государство как бы гарантирует каждому счастливую гармоничную жизнь, принимает на себя определённые обязательства, издавая законы, выпуская постановления и т.п.

Советское государство, проводя в 30-е годы политику индустриализации и коллективизации, обещало каждому своему гражданину счастливую жизнь, как о том говорилось в песне, целыми днями звучащей над посёлком.

Перечитайте документальные сведения, которые автор вводит в рассказ в качестве заключения. Подумайте, с какой целью писатель обращается к документальным данным, связанным с раскулачиванием?

Обратимся к эпиграфу к уроку: "Разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им?"

Учитель: Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нём автор выбирает события, которые носят трагический характер. Кажется, что может сделать десятилетний мальчик для тех несчастных, с которыми столкнули его обстоятельства? Разве можно сравнить его возможности с возможностями государства? Но герой не задаёт себе, как признаётся автор, этих "взрослых" вопросов. Он подчиняется первому порыву - жалости - и пытается накормить голодных. Нужно ли это делать? Ведь отец говорит мальчику: "Чайной ложкой море не вычерпаешь".

Как характеризует Тендрякова его желание вести разговор с читателем от 1-го лица?

С точки зрения жанра рассказ автобиографичен. Это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку... Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нем участия. Именно поэтому горькая исповедь соединяется с художественным рассказом... сплавляется с документом. (Н. Иванова Потаённый Тендряков, ж. "ЮНОСТЬ" 1989. №9). В цитате, есть ответ на вопрос, почему автор не отделяет себя сегодняшнего от того времени: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совестью. "Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть ещё одну тайну самого себя. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не мог изменить ситуацию с голодающими. Предельно жестокий суд над самим собой, хотя бы и ребёнком, вершит сейчас, на наших глазах, взрослый человек, жаждущий понять природу компромисса" ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Исповедуясь перед читателем, лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается воспитать в себе человека, который был бы способен сделать выбор между добром и злом с достоинством, не идя на сделку со своей совестью

Учитель: Итак, герой один на один со своей совестью. Как же происходит этот жестокий суд? Обратимся к тексту.

  • Проанализируйте отмеченные фрагменты текста, где говорится о размышлениях героя.
  • Подчеркните ключевые слова. Определите позицию автора по отношению к герою.
  • Какую вину берёт на себя герой?
  • Какова позиция автора в споре героя с самим собой?

Герою стыдно за свою сытую жизнь, ему жалко несчастных "куркулей", врагов, которых он должен презирать, ненавидеть. Но чувство сострадания оказывается сильнее вражды! Как мучительно трудно дается мальчику его выбор! Ведь даже самые близкие люди, отец и мать, не могут, не смеют ему помочь. И герой находит компромисс: он кормит бездомную голодную собаку, пытаясь заглушить внутреннюю боль и беспокойный голос совести. Мальчик сам осуждает свой выбор. И в этом самоосуждении есть этап взросления души героя, хотя тяжесть этого выбора он будет нести всю жизнь. В этот момент Тендряков словно обращается к читателю: есть ситуации, когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, должен сделать свой выбор, не пользуясь подсказками.

В этом смысле рассказ - это обращение к нам с вами: нужно всегда контролировать свою душу, сверять свои поступки с высоким понятием совести. К этому взывает нас, читателей, "тревожная" совесть Тендрякова.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».

Технологическая карта урока

Разработчик: Останина Наталия Владимировна

Модуль

Тема урока: «Интегрированный урок (литература – история) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки» (11 кл)

Цель: формирование гражданской позиции через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий.

Тип урока: комбинированный урок

Механизмы создания мотивационного поля:

- создание проблемной ситуации

- эмоционально насыщенная позитивная атмосфера, поддержка со стороны учителя

- совместная работа группы, нацеленная на результат

- причастность к истории страны

- целостность восприятия (история + литература)

Проблемная задача, учебная задача, проблемная ситуация

Формы организации работы: диалог (учитель - ученик), групповая, монологическое высказывание

Рефлексия: Эссе (д/з), высказывание своего мнения

Домашнее задание: разноуровневое, по выбору учащихся

Результат урока: формирование УУД:

- личностные: Нравственная оценка, своё отношение к событиям 30-х годов

- регулятивные: постановка цели, коррекция своих действий, планирование работы в группе

- познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структуирования, логические действия и операции

- коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, эффективно сотрудничать с учителем, оказывать поддержку друг другу

Необходимое оборудование: действия и операции

1.Текст рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки».

2.Интернет.

3.Учебники истории.

4.Картины, фотографии 30-х годов 20-го века

5.Аппаратура для показа презентаций.

Интегрированный урок (литература-история)

по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».

Ребята, сегодня на уроке перед вами лежат 2 учебника: литературы и истории. Домашнее задание к уроку – прочитать рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки», также по желанию были даны индивидуальные задания.

Мне хотелось бы начать урок с такого задания: кто из вас может сформулировать о чём прочитанный вами рассказ (кратко)

Ответы учащихся, например: - о детстве Тендрякова

- о голоде в 30-е годы

- о совести…

- о кулаках …

(Учитель записывает кратко все версии детей на доске)

Хорошо, всё, что вы сказали, правильно, но в начале урока я хочу задать вам вопрос: «Ребята, а было ли вам когда-нибудь стыдно за то, что вы совершили?»

(Детям даётся время подумать, если кто-то хочет, может рассказать о поступке, за который им было стыдно).

Как вы объясните, что такое совесть?

(Версии детей можно записать на доске)

Выступление докладчика, объяснение лексического значения и этимологии слова «совесть».

Совместно с детьми формулируется тема урока.

(Возможные варианты может подготовить учитель).

«Голод как нравственная проблема».

«Бесчеловечное отношение к ссыльным».

«Изображение определенной эпохи в жизни нашей страны».

Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».) 

Эпиграфом к уроку будут слова русского философа Н.А. Бердяева: «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема». 

Герою рассказа Володе Тенкову тоже было стыдно, а за что?

(Ответы уч.-ся)

Выскажите, пожалуйста, своё мнение: может ли маленький (десятилетний) мальчик отвечать за поступки взрослых людей?

(Ответы уч.-ся)

Только ли о переживаниях, муках совести мальчика рассказ или можно обозначить более широкую тему?

(Ответы уч.-ся)

Обратите внимание (см. текст рассказа), с чего он начинается и чем заканчивается.

(Ответы уч.-ся)

Зачем это дано в рассказе?

(Ответы уч.-ся: - чтобы рассказать о времени, событиях 30-х гг.)

- рассказ о тяжёлых голодных годах…

Ребята, а что вы знаете о 30-х годах из уроков истории? Запишите в тетради в виде тезисов.

Дети записывают, затем называют, учитель пишет на доске (кратко):

- голод в Поволжье

- враги народов, шпионы

- коллективизация

Специально подготовленный ученик выступает с сообщением и презентацией по данным пунктам.

Мы с вами услышали о мрачной стороне жизни наших соотечественников в 30-е годы, а только ли мрачные картины рисовались? Была ли другая сторона в жизни нашей страны?

Я попрошу вас разделиться на группы и почитать в интернете о тех событиях 30-х годов, которые я записаны на доске: парады физкультурников, стахановцы, съезды молодёжи, спортивные марши, развитие индустриализации…

На работу даётся 8-10 минут.

Заслушиваются сообщения всех групп.

На экран проецируется 2 фотографии 30-х гг. На одной голодные дети, на другой здоровые, весёлые, сильные, гордые молодые советские люди.

Детей можно попросить составить ассоциативный ряд к каждой фотографии.

( В тексте постоянно противопоставлены друг другу смерть куркулей и постоянно звучащая по радио песня «Не спи, вставай кудрявая!»)

А сейчас вернёмся к рассказу Тендрякова. Кого в рассказе называют куркулями?

Кто такие куркули: враги народа или люди, честным трудом заработавшие своё состояние?

Что вы почувствовали, прочитав рассказ?

Рассказ Тендряков раскрывает как личную драму десятилетнего мальчика, так и драму в жизни людей 30-хгг.

У страны, к сожалению, есть два «я»: одно – внешне – «я» бодрых песен, красивых лозунгов, другое – внутреннее – драматическое, но реальное, истинное «я» нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, застрелившегося в муках совести начальника станции, внутренних противоречий Володиного отца, детей, столкнувшихся со зрелищем массовой гибели людей, и, наконец, той странной власти, которая распорядилась в голодный, ужасный год вывозить зерно за границу.

Ребята, а зачем В.Тендряков спустя 36 лет рассказывает о своём детстве, к чему он призывает? Нужны ли в литературе такие страшные произведения?

Рассказ этот обращён ко всей стране: к правительству, и ко всем ее гражданам. Автор призывает отвечать за свои действия, быть внимательным к любому живому существу, особенно к человеку, взрослому или ребёнку, говорит об ответственности перед людьми и собой самим, перед своей совестью. Рассказ будоражит человеческую совесть именно своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Он, несмотря на изображённые в нём ужасные картины, или, вернее, благодаря им, представляет собой истинно гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше, чем они есть.

Д/З: 1.Мини-сочинение (размышление на тему рассказа)

2.Эссе.

3.Сочинение-рассуждение на одну из тем:

«Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О.Волков)

«Научить гениальному нам не по силам… научить бы одному: не обижайте друг друга, люди!» (В.Тендряков)

kopilkaurokov.ru

Методическая разработка по литературе. В.Тендряков Хлеб для собаки

Маликова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 54 г.Томска

Тема урока «…ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто…едина

Разве совесть».

Цели урока: формирование коммуникативной и социокультурной компетенций через осмысление и анализ художественного текста.

Задачи: 1) совершенствовать навыки анализа художественного текста;

2) формировать гражданскую позицию через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий;

3) через организацию групповой работы развивать коммуникативные способности учащихся.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя:

кластер

  1. Актуализация

  1. Слово о писателе Владимире Федоровиче Тендрякове (сообщение уч-ся «Писатель и его время»)

  1. Слово учителя

  1. Работа в группах

  1. Ответы групп.

  1. Слово учителя

  1. Домашнее задание

В качестве темы этого урока я предлагаю вам слова нашего замечательного поэта А.С.Пушкина из трагедии «Борис Годунов». Запишите тему урока, приготовьтесь прочитать это высказывание и объяснить, как вы понимаете его смысл?

(ответы уч-ся)

Сразу ли открывается смысл этого высказывания? Почему?

(сложная фраза, устаревшие слова)

Какие слова или слово не вызвали затруднений? (Скорей всего, слово «совесть». Почему?). Дайте его толкование.

А вот какое определение этого слова дает толковый словарь (слайд).

(совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. Угрызения совести. Жить по совести.)

Очень часто мы слышим и используем выражение «жить по совести», что это значит?

(ответы уч-ся в кластере)

- Как вы думаете, почему наш урок я так начала? (с разговора о совести).

ДЕТИ САМИ МОГУТ ПОДВЕСТИ К ЭТОЙ СВЯЗИ…

Дома вы читали рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Как можно соотнести содержание данного рассказа с темой нашего урока? (ответы уч-ся)

Тогда каковы цели и задачи нашего урока?

( постановка целей и задач)

Знаком ли вам этот писатель и его произведения? Тогда я вам предлагаю небольшой экскурс в биографию этого человека (сообщение уч-ся и презентация).

Мы с вами сейчас услышали, что основополагающее понятие в этическом кодексе писателя – совесть. Это видно даже из названий его произведений: «Расплата», «Весенние перевертыши», «Хлеб для собаки».

Рассказ «Хлеб для собаки» вы читали дома. О чем этот рассказ? Как вы определите его тему?

(На слайдах даются варианты: «Голодный 1933 год», «Бесчеловечное отношение к ссыльным», «Муки человеческой совести», «Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства».)

Свой выбор аргументируйте. (ответы уч-ся)

Конечно, все эти темы так или иначе осмысляются в этом произведении, но все-таки постараемся выделить главную, без которой рассказ утратил бы свой «стержень».

Для этого сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы свое задание.

У нас работает группа историков, литературоведов, лингвистов, психологов. На столах у вас памятка «Как работать в группе». Перед началом работы не забудьте с ней ознакомиться. Помните, что ваша работа будет оценена как внутри группы, так и каждой группой. Подумайте, кто из группы будет отвечать, остальные могут дополнять товарища.

(Презентация результата работы в группах. В это время каждой группе обучающиеся других групп могут задать уточняющие вопросы, помогающие оценить качество их работы)

Жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью его страны. Поэтому первыми мы приглашаем экспертов-историков, которые помогут окунуться нам в эту эпоху.

С исторической эпохой мы определились. В чём же проявилось мастерство писателя, сумевшего не оставить равнодушными своих читателей? Об этом расскажут эксперты-литературоведы.

На реализацию идеи писателя работает не только его образное мышление, но и трепетное отношение к слову. Приглашаем экспертов-лингвистов со своими наблюдениями.

Сегодня мы работаем с непростым понятием - «совесть». И здесь нам необходима помощь экспертов

- психологов, которые помогут разобраться в природе человеческих поступков.

(Не забыть оценить работу групп)

Мы выслушали всех экспертов и теперь вернемся к темам, которые прозвучали в начале урока.

Можете ли вы теперь выделить из них стержневую? (Муки человеческой совести). Кого работа в группе заставила изменить свое мнение? Что повлияло на ваше мнение?

В 6 классе мы с вами читали сказку Николая Петровича Вагнера «Папа-пряник». Автор использует интересную метафору для зрительного восприятия совести. Может быть, кто-нибудь помнит, какую? (если – нет, то напомнить: «У каждого человека, маленького и большого, в сердце сидит хорошенькая крошечная девочка в белом платьице. Но только это платьице не всегда бывает чисто. Если кто-нибудь сделает доброе, хорошее дело, то маленькая девочка начинает прыгать от радости и тихо поет веселые песенки. Но если человек сделает что-нибудь дурное, то маленькая девочка горько заплачет. Да и как же ей не плакать, когда от каждого дурного дела у ней на беленьком платье выходит черное пятнышко, как будто на него брызнули грязью. Кому же приятно ходить в платье с пятнами?»). Сегодня вы сможете объяснить, почему у этого автора возникла именно такая метафора? А какую бы метафору придумали вы?

  1. Дома, используя составленный вами кластер, нарисуйте, какой вы себе представляете совесть? Письменно дайте свое описание. Может быть, кто-то напишет инструкцию, как ею пользоваться.

  2. И второе задание: найдите и запишите фразеологизмы со словом «совесть».

время

Материалы к уроку

Памятка

«Как работать в группе».

  1. Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.

  2. Внимательно прочитайте, прослушивайте задание. Уточните, все ли каждому понятно в нем.

  3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.

  4. Запишите ответ каждый в своем черновике.

  5. При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику, словарям.

Вдохновения, терпения, удачи.

Задания для групп

(Группы выступают в том порядке, в каком прописаны задания)

Эксперты – историки

  1. О какой исторической эпохе рассказывает автор?

  2. Что вы знаете об этой эпохе из текста произведения?

  3. С какой целью автор дает «документальную реплику»?

  4. Рассмотрите иллюстрации на странице 115 в учебнике («Парад физкультурников» и «Погибающие от голода дети»). С какой целью эти фотографии помещены на одной странице? Какое отношение к ним испытываете вы?

  5. Какие эпизоды вы считаете значимыми для создания облика эпохи?

  6. Почему В.Ф.Тендряков поднимает в своем произведении эту тему? Каково ее значение? Нужны ли в литературе такие произведения?

Эксперты – литературоведы

  1. Рассказ начинается со страшного описания ссыльных, «куркулей». Найдите их описание, какой литературный прием для этого описания использует автор и для чего?

  2. Проследите по тексту, на какую деталь портрета обращает внимание автор, создавая образы своих персонажей? Какие эпитеты он использует при этом? Как вы их понимаете? Для чего они используются?

  3. Обратитесь к концовке этого рассказа. Как вы понимаете выражение «Не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»? Как называется использованный автором художественный прием? Какова его роль?

Справочный материал

Метафора - вид тропа, скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (например: костер рябины красной).

Эпитет - образное, художественное определение.

Антитеза - противопоставление, противоположность.

Оксюморон - стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, например : живой труп, убогая роскошь.

(Вспомните выражение «Глаза – зеркало души».)

Эксперты – лингвисты

  1. Автор рассказа сознательно играет со словом, все это работает на идею рассказа. Объясните следующие выражения:

- Он (куркуль) выпал из числа людей. (стр.104)

- По перрону бродил по долгу службы начальник станции в новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом. Он глядел себе под ноги и молчал. (стр. 105)

- Я украдкой, воровски не доел то, что поставила передо мной мать. Я воровски загрузил в свои карманы честно сэкономленные три куска хлеба… Среди бела дня я вышел на воровское дело – на тайную охоту на самого, самого голодного. (Подумайте, почему доброе дело «свершается» воровски?) стр.108-109

- Я с досады – да и с голода тоже, - не сходя с места, съел хлеб. Он неожиданно был очень вкусен и … ядовит.

  1. Как поняли вы смысл выражения «сердце обмозолилось»? О ком из героев можно так сказать?

  2. Какова в этом произведении роль пословицы «Чайной ложкой море не вычерпаешь»? (Кто ее говорит, с какой интонацией, что при этом чувствует герой?)

Эксперты - психологи

  1. Перечитайте отрывок на стр.108 (слайд с текстом на доске). Можно ли его назвать диалогом? Кто его участники? Зачем этот фрагмент включен автором в произведение? Как он соотносится с разделом, который мы изучаем?

  2. Разные качества могут проявляться в разных людях по-разному. Изобразите на прямой (на листе формата А3), как проявляется такое качество, как совесть, у героев В.Ф.Тендрякова (от наименьшего проявления этого качества к наибольшему проявлению). Где на этой прямой будут находиться главный герой Володя Тенков, его отец, начальник вокзала, брат Володи, милиционер Ваня Душной, женщина по прозвищу Отрыжка? Свое мнение обоснуйте.

  3. Какой смысл автор вкладывает в фразу (стр.115) : «Не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтоб моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни»?

  4. Ваше обобщение, что такое «совесть» и какую роль в ее понимании нами сыграл рассказ В.Тендрякова?

Владимир Федорович Тендряков

Родился в семье сельского служащего. Наутро после школьного выпускного вечера ушел на фронт. Воевать ему довелось недолго, но в самую тяжелую пору войны. В 1943 году он был тяжело ранен и демобилизован.

Так началась «жизнь на гражданке». Владимир Федорович пошел преподавать в школу военное дело. Затем стал работать секретарем комсомольской организации.

После войны Тендряков начал работать журналистом – корреспондентом журнала «Огонек». Он писал очерки о деревне. Ежегодно выходили сборники прозы, посвященные социальным и этическим проблемам. В центре его прозы стоит человек, по собственной вине или в силу трагических обстоятельств вырванный из нормального хода жизни.

Основные темы творчества писателя – жизнь на селе в 40-50 гг., школа и подросток, духовность человека. Основополагающее понятие в его этическом кодексе – совесть. В повести «Три мешка сорной пшеницы» отчетливо выражает важнейший для Тендрякова идейный мотив: нет такого блага, такой «высокой» цели, ради которой стоило бы пренебрегать отдельной конкретной личностью.

Произведения В.Ф.Тендрякова почти всегда вызывали острые споры. Он ставил перед читателями вопросы, в которых взаимосвязаны экономика страны, ее идеология и нравственность. Писатель не предлагает однозначных ответов. Многие его вещи сегодня звучат на редкость злободневно.

compedu.ru

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по рассказам В.Тендрякова "Хлеб для собаки" и "Пара гнедых"). 11-й класс

Разделы: Литература

Цель:

– осмыслить содержание рассказов В.Тендрякова 1960-х -1970-х годов (на примере нескольких рассказов, например, «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»), ответив на вопросы:

  • Каким предстает время конца 20-х – начала 30-х годов 20 века в рассказах?
  • Каково восприятие событий рассказчиком – ребёнком?
  • В чем абсурдность и трагизм существования  простого человека в описываемую эпоху?

– совершенствовать умения учащихся работать с текстом художественного произведения по заданным учителем параметрам; – совершенствовать умение составлять интеллект-карту; – воспитывать ответственность за свои поступки в ситуации выбора.

Тип урока – изучение нового материала с элементами повторения изученного.

Форма проведения – сочетание беседы и практической работы учащихся по построению интеллект-карты.

Оборудование – возможно использование интерактивной доски для «рисования» карты.

ХОД УРОКА

1. Необходимо ввести изучаемые рассказы в контекст других произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве: «Реквием» А.Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича»  А.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова, «Пролётный гусь» В.Астафьева. Учащиеся  уже пришли к выводу  о том, что судьба простого человека в России  20 века – трагедия. Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказов.

2. По мере обсуждения проблемных вопросов и работы с текстом составляется интеллект-карта по соответствующим рассказам.

Что такое интеллект-карта?

По сути, интеллект-карта – это древовидная схема, которая связывает основную концепцию либо идею с другими идеями, процессами, мыслями и задачами. Психологи считают, что в основе этого подхода лежит радиантное мышление, когда отправной точкой размышлений является центральный (радиантный объект).   В отличие от линейного списка, интеллект-карта позволяет окинуть взглядом всё сразу, всё дерево – будь то схема проекта, план кампании, результат мозгового штурма или график жизненных целей и приоритетов. Важно помнить, что можно подписывать не только вехи, но и ветки, которые могут обозначать процесс, взаимосвязь или отношение разных уровней карты.

Основные правила построения интеллект-карт:

  • Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения интеллект-карты, объект, от которого отходят все ассоциации. Начинайте с главной идеи,  и обязательно появятся новые для продолжения.
  • Читайте и рисуйте карту по часовой стрелке, начиная сверху,  – это общее правило принято для построения интеллект карт, тем более, такой способ восприятия привычен, так как каждый знаком с обычными аналоговыми часами – в них час начинается как раз вверху циферблата.
  • Используйте разные цвета – в выбираемых цветах гораздо больше смысла, чем нам кажется, тем более, для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста. Кроме того, разные цвета имеют различную эмоциональную окраску и воспринимаются по-разному. Рисуйте – если есть выбор, рисовать или нет – нужно однозначно рисовать. Каждый человек умеет рисовать, так как в детстве мы все сначала рисуем, а потом уже пишем. Информация в виде рисунков воспринимается нашим мозгом значительно быстрее, чем информация в виде текстов.
  • Используйте ключевые слова – все-таки без текста интеллект-карту построить нельзя, поэтому нужно выражать мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые можно восстановить мысли.
  • Связывайте понятия – использование связей позволяет мозгу структурировать информацию и создавать целостные образы. Рекомендуется использовать не более 7+2 ответвлений от каждого объекта, так как такое их количество позволяет даже уставшему человеку легко воспринимать интеллект-карту.

Название рассказа – это ключевое понятие, которое мы должны поставить в центр карты.

Рассказ «Хлеб для собаки»

См. Приложение 1 Интеллект-карта «Хлеб для собаки»

Вопрос

Комментарий учащихся, учителя

Этап создания карты

1. Какие приметы времени (действительность лета 1933 года) мы находим в рассказе? Раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка («куркули»: «слоны» и «шкилетники»). «Нормальная жизнь»: Часто можно было услышать песню «Не спи, вставай, кудрявая! В цехах звеня, страна встает со славою на встречу дня…»Время жутких противоречий!

Заполняется фрагмент «Действительность» См. Приложение 1
2. Какой предстает «память детства» рассказчика? Каковы его детские воспоминания? «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства». Дети наблюдали за смертью «куркулей». Женщина, пролившая молоко, плакала и вычерпывала его из копытной ямки на дороге. После случая с хлебом герой наотрез отказался брать завтраки в школу. Герой оказался свидетелем разговора первого секретаря партии с одним шкилетником. «Если враг не сдается, его уничтожают». Они не сдавались. Что ж… попали в березняк…» «Комхозовский конюх Абрам едет «собирать падалицу».Абсурд совершающихся событий! Заполняется фрагмент «Детская память»
3. Что может спасти от ощущения ужаса? Как не сойти с ума в этой «системе»? «Я кой к чему успел привыкнуть, не сходил с ума…» Рассуждения героя о том, что совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. «Меня заставляли проглотить первую ложку». «Я съел их жизнь…» «Я не должен есть свои обеды один». Надо найти «самого». Герой съел хлеб, который не донес до умирающего, – «ядовитый хлеб». «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».Только совесть может помочь остаться человеком в мире хаоса. Заполняется фрагмент «Как не сойти с ума?»
4. Какова роль «документальной реплики» в финале рассказа? «Сделаем всех колхозников зажиточными!» Автор подчеркивает масштаб трагедии. Читателя поражает цинизм государства по отношению к «простому советскому человеку». Заполняется фрагмент «Документ в финале»
5. Какова авторская оценка времени и событий? «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?» (слова начальника станции) «…застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».Этот персонаж опосредованно выражает авторскую позицию – недопустимо существование в мире, где нет места совести и состраданию. Заполняется фрагмент «Авторская оценка»

Рассказ «Пара гнедых»

См. Приложение 2 Интеллект-карта «Пара гнедых»

Вопрос Комментарий учащихся, учителя

Этап создания карты

1. В чем предметный смысл названия рассказа? Символический смысл? Пара гнедых – это лошади (шерсть их лоснилась и отливала золотом, у них были гладкие тощие морды с крупными, горящими глазами и хрупкие, сухие ноги). Это и символ красоты, которая гибнет в абсурдном мире, и символ самой абсурдности и трагичности происходящего. Заполняется фрагмент «Лошади» См. Приложение 2
2. Какие приметы времени (действительность лета 1929 года) мы находим в рассказе? Переезжающая деревня. Самая бедная семья в деревне, семья Вани Акули, переселялась в добротный, самый лучший в деревне пятистенок кулака Антона Коробова. Акуля пропил железную крышу дома Коробова. Во время дождей Ваня Акуля вместе с семьей перебрался обратно в свою баньку. «Возвращающаяся после выпасов скотина никак не может внять, что в селе произошло переселение». У Мирона Богаткина, нового хозяина гнедых, «коней-то уж отобрали. Они вместе с брюхастой лошаденкой Петрухи Черного попали в колхозные конюшни». «Это он (отец рассказчика) поднял село».Абсурд совершающихся событий! Заполняется фрагмент «Время»
3. Какой предстает «память детства» рассказчика? Каковы его детские воспоминания? До пяти лет – обрывочные воспоминания. После пяти лет –  «сплошным потоком»: с одной стороны красота мира (река, мост, крапива, запах хлеба), с другой – недетские впечатления  ненормальности того же самого мира.Объективность восприятия ребенка – ужас от того, что это не вымысел, а реальность. Заполняется фрагмент «Память детства»
4. Какие варианты взаимоотношений государства и человека описаны в рассказе? Роль отца в совершающихся событиях («исполнитель»). Жители села («колесики и винтики» системы). Антон Коробов (с его проницательностью и иронией вставший над системой).Любая «роль» бессмысленна  и трагична.  Заполняется фрагмент «Государство и человек»
5. Какова роль «документальной реплики» в финале рассказа? Автором подчеркивается масштаб трагедии. Заполняется фрагмент «Документы в финале»
6. Какова авторская оценка времени и событий? Авторская оценка видна в образе  полусумасшедшего старца Санко, который цитированием Евангелия создает атмосферу Апокалипсиса, предчувствия чего-то ужасного. Ощущение катастрофичности мира усиливается. Заполняется фрагмент «Авторская оценка»

3. Итак, можно сделать следующие выводы:

  • Тендряков показывает человека на фоне трагических обстоятельств, которые «спровоцированы» тоталитарным государством. И пусть главный герой  только «созерцатель», его восприятие показывает, что судьба маленького человека в России 20 века – это трагедия.
  • Это трагедия целой страны, когда возникает пропасть между холодным миром идей, абстрагированным от живых людей, по сути враждебным им, и   «живой» человеческой жизнью. Ужас положения заключается в том, что эта трагедия становится типичной.
  • Рассказы Тендрякова – это  приговор обездушенному обществу, несправедливому устройству жизни, которое уничтожает маленького человека, делает трагичной его жизнь.

4. В финале урока уместно пожелать учащимся, несмотря на «провокации» времени, эпохи, государства,  ответственно принимать решения в любых обстоятельствах, помня об уроках русской литературы и русской истории.

5. Домашнее задание – согласно рабочей программе. Возможно чтение рассказов Тендрякова «Параня», «Донна Анна» с самостоятельным составлением интеллект-карт.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-проект по рассказу В. Тендрякова “Хлеб для собаки”. Нравственное воспитание

Дополнительные сочинения

1. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки". В год публикации (1988), уже после смерти автора, один из публицистов назвал свою статью о нём "Потаённый Тендряков". Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной жизни и творчестве написано очень мало. Итак, открыть для себя "потаённого" Тендрякова предстоит нам сегодня.

Мы назвали наш урок-проект "Тревожная совесть Тендрякова". Наше исследование будет состоять из презентации уже готовых индивидуальных проектов, представляющих аналитическую деятельность с выходом в Интернет, практическую проектную деятельность с использованием компьютерных технологий; группового проекта на основе решения исследовательских аналитических задач. Кроме этого у нас будет работа над общим учебным проектом на основе сотрудничества учителя и учащихся для решения задачи: как понимается выражение "тревожная совесть" писателя.

Важнейшей целью нашего исследования станет попытка проникновения во внутренний мир писателя, каким он предстаёт в рассказе "Хлеб для собаки".

Слово предоставляется " биографу". (Презентация проекта " В. Ф.Тендряков. Личное дело").

Приложение 1.

2. Знакомясь с жизненной и творческой биографией писателя, можно составить представление о внутреннем мире Тендрякова, главным качеством которого было требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к самому себе.

Теперь мы обратимся к самому рассказу Тендрякова. Анализировать содержание начнём с такого структурного элемента, как заголовок. Название часто является ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности писателя.

Над этим работала N, известный в нашем классе, да и, пожалуй, в районе, "литературовед", победитель недавнего конкурса сочинений о Ф. И.Тютчеве.

(Презентация проекта "Смысл названия рассказа").

3. Итак, мы определили, что название имеет не столько прямое значение (оно связано с содержанием рассказа), сколько переносное и приобретает метафорическое значение. Автор, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, совпавшие с одним из самых драматических периодов в истории нашего государства, но и анализирует свои детские впечатления и размышления "о времени и себе". Главным в отношении писателя к окружающим и к самому себе является совесть. Именно это качество не даёт ему возможность забыть те далёкие годы.

Проанализировать свой собственный духовный мир и выяснить, как мы сами понимаем, что такое "совесть", попытался N, почти профессионал, журналист, внештатный корреспондент газеты "Маяк" и печатного о ргана Пушкинского Молодёжного центра "Молодое Пушкино".

Он подготовил видеосюжет.

Приложение 2.

(Презентация видеосюжета проекта "Что такое совесть")

4. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразными мерилом нравственности человека.

У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является определяющим в выборе поступка, за который потом не было бы мучительно стыдно

Экспозиция рассказа помогает понять суть выбора, перед которым находится герой Что является экспозицией в рассказе " Хлеб для собаки"? (Автор выносит её в самое первое предложение, с которого начинается повествование; это дата - "лето 1933 года").

Выступление группы историков. (Презентация проекта "1933 год в судьбе страны").

Учитель: Ксения очень правильно определила сущность следующей работы, которая будет новым этапом проектной деятельности. Наша работа будет сосредоточена на анализе текста.

Подумайте, какой основной вопрос мы можем рассмотреть в этой части нашего исследования?

Основной вопрос - проблема выбора.

Основную гипотезу можно представить в виде своебразного "треугольник", где вершиной будет понятие "счастье", а у основания расположатся понятия "государство" (я бы добавила "власть", "насилие", раз речь идёт о 30-х годах) и "человек".

Мне кажется, что главная задача нашей работы с текстом - выявить, какой будет судьба человека, позволившего однажды компромисс с собой.

Ну а цель этой работы?

В любой ситуации человек должен выбрать тот поступок, за который он может заслужить уважение прежде всего в собственных глазах.

Хорошо! Ну а план исследования я оставлю за собой, если вы не возражаете. Итак, начнём...

Вечная проблема, которую человек ведёт с самим собой - время ли виновато в том, что иногда приходится идти против своей совести или на сделку с ней, или всё-таки сам человек виновен в этом? В своём рассказе всем ходом развития действия Тендряков даёт однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только сам человек, ибо только ему одному даровано знание о самом себе - то знание, которое мы сопоставляем с понятием "совесть". "Это знание может быть интуитивным или организовано в стройную систему нравственных понятий, но при любых условиях оно побуждает совестливого человека вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подаёт человеку. В структуру повествования. Тендряков вводит определённую систему символических обозначений времени". ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Заставляя читателя не просто следить за фабулой, но и задумываться о происходящих событиях и о мучительных размышлениях героя - ребёнка, автор как бы призывает заглянуть в самих себя, проверить, как каждый из нас поступил в подобной ситуации.

Символы времени в рассказе.

       

С какой целью автор обращается к символике, обозначающей характер времени?

Послушаем Регину, которая приготовила нам музыкальный номер. (Фортепиано + аудиозапись)

Приложение 3.

Кто ещё нашел какие-либо приметы времени в рассказе? Расскажите.

Какую новую грань мироощущения писателя мы можем назвать, познакомившись с символами времени в рассказе?

Учитель: Такую сложную ситуацию не смог пережить даже взрослый человек - начальник станции. Мальчик делает свой выбор: он кормит бездомную собаку, понимая, что накормить всех он не сможет.

Внимательно прослушайте отрывок из рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки" (Выразительное чтение от слов "Как-то под утро я внезапно проснулся:" до слов "Щедра без устали:")

Отметьте ключевые слова и ответьте на вопросы:

Какое внутреннее состояние человека автор считает счастьем?

Какова, с точки зрения автора, реальная возможность осуществления счастья в жизни героя?

(Для более точного ответа проследите за композиционным "обрамлением" предложенного отрывка.)

Какие новые черты внутреннего мира открываются для нас в ответах на два предыдущих вопроса?

Учитель: Говорят: человек создан для счастья, как птица для полёта. Мы мечтаем о счастье, стремимся к нему. Государство как бы гарантирует каждому счастливую гармоничную жизнь, принимает на себя определённые обязательства, издавая законы, выпуская постановления и т. п.

Советское государство, проводя в 30-е годы политику индустриализации и коллективизации, обещало каждому своему гражданину счастливую жизнь, как о том говорилось в песне, целыми днями звучащей над посёлком.

Перечитайте документальные сведения, которые автор вводит в рассказ в качестве заключения. Подумайте, с какой целью писатель обращается к документальным данным, связанным с раскулачиванием?

Обратимся к эпиграфу к уроку: "Разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им?"

Учитель: Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нём автор выбирает события, которые носят трагический характер. Кажется, что может сделать десятилетний мальчик для тех несчастных, с которыми столкнули его обстоятельства? Разве можно сравнить его возможности с возможностями государства? Но герой не задаёт себе, как признаётся автор, этих "взрослых" вопросов. Он подчиняется первому порыву - жалости - и пытается накормить голодных. Нужно ли это делать? Ведь отец говорит мальчику: "Чайной ложкой море не вычерпаешь".

Как характеризует Тендрякова его желание вести разговор с читателем от 1-го лица?

С точки зрения жанра рассказ автобиографичен. Это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку... Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нем участия. Именно поэтому горькая исповедь соединяется с художественным рассказом... сплавляется с документом. (Н. Иванова Потаённый Тендряков, ж. "ЮНОСТЬ" 1989. №9). В цитате, есть ответ на вопрос, почему автор не отделяет себя сегодняшнего от того времени: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совестью. "Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть ещё одну тайну самого себя. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не мог изменить ситуацию с голодающими. Предельно жестокий суд над самим собой, хотя бы и ребёнком, вершит сейчас, на наших глазах, взрослый человек, жаждущий понять природу компромисса" ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Исповедуясь перед читателем, лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается воспитать в себе человека, который был бы способен сделать выбор между добром и злом с достоинством, не идя на сделку со своей совестью

Учитель: Итак, герой один на один со своей совестью. Как же происходит этот жестокий суд? Обратимся к тексту.

Проанализируйте отмеченные фрагменты текста, где говорится о размышлениях героя.

Подчеркните ключевые слова. Определите позицию автора по отношению к герою.

Какую вину берёт на себя герой?

Какова позиция автора в споре героя с самим собой?

Герою стыдно за свою сытую жизнь, ему жалко несчастных "куркулей", врагов, которых он должен презирать, ненавидеть. Но чувство сострадания оказывается сильнее вражды! Как мучительно трудно дается мальчику его выбор! Ведь даже самые близкие люди, отец и мать, не могут, не смеют ему помочь. И герой находит компромисс: он кормит бездомную голодную собаку, пытаясь заглушить внутреннюю боль и беспокойный голос совести. Мальчик сам осуждает свой выбор. И в этом самоосуждении есть этап взросления души героя, хотя тяжесть этого выбора он будет нести всю жизнь. В этот момент Тендряков словно обращается к читателю: есть ситуации, когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, должен сделать свой выбор, не пользуясь подсказками.

В этом смысле рассказ - это обращение к нам с вами: нужно всегда контролировать свою душу, сверять свои поступки с высоким понятием совести. К этому взывает нас, читателей, "тревожная" совесть Тендрякова.

Поделиться

dp-adilet.kz


Смотрите также