Развлечение для детей подготовительной группы (6–7 лет) «Хлеб – всему голова!». Хлебом земля славится


Земля родная Ноты для детского хора Тексты песен

Родная странаМузыка В. Локтева, слова О. Высотской

1. Широка и привольна Ты, родная страна! Как светла твоих рек, Твоих озер глубина! Как обширны поля И обильна земля, Сколько сил таит она!

2. Как нам дороги рощи Наших белых берез, Перелески, луга И крепкий русский мороз, И над волжской волной Город, всем нам родной, Где великий Ленин рос!

3. Образ Ленина в сердце Мы с любовью храним. Мы хотим завершить Всё, что задумано им! Хорошо нам расти И с народом идти К новым далям золотым.

4. Широка и привольна Ты, родная страна! Правде ленинских слов Ты беззаветно верна! Мы тебя сбережем И прославим трудом, Будь счастлива и сильна!

Люблю тебя, мой край родной Музыка Г. Подэльского, слова И. Насалевича

Люблю тебя, мой край родной. На век страна моя, с тобою сердцем я. Ты молодей и расцветай, страна, страна моя!

Стоят березы у дорог, у дорог и пенятся листвой, и пенятся, И манят в шум лесной, и манят в шум. Здесь каждый малый бугорок приятель давний мой.

Под синим куполом небес Цветет знакомый луг, живым ковром вокруг. Любой ручей я знаю здесь, он мой старинный друг.

Люблю тебя, мой край родной, край родной, На век страна моя, страна моя, с тобою сердцем я, с тобою я. Ты молодей и расцветай, страна, страна моя.

Ты молодей и расцветай, страна, страна моя.

 

Парнишка ушел на войну Музыка С. Соснина, слова Я. Серпина

 

Песня о родной земле Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского

1. Я смотрю на луга и горы, Я любуюсь моей землей — Величавым степным простором И былинной лесной красой. Где-то у речки-голубоглазки Слышится музыка соловья. Для меня ты чудесней сказки, Земля родная моя.

2. Я люблю доброту и силу, Берегу красоту твою. Ты для песни простор открыла, Я ее о тебе пою. Пусть выше птицы она взовьется, Счастья крылатого не тая. Для меня ты светлее солнца, Земля родная моя.

3. И другой мне земли не надо, Здесь мой дом, здесь моя судьба. Для меня в самоцветах радуг Колосятся твои хлеба. Золото льется под синим небом, Нивы бескрайние, как моря. Для меня ты теплее хлеба, Земля родная моя.

 

Это милый край Музыка Ю. Гурьева, слова В. Татаринова

1. Встань пораньше, друг, Посмотри вокруг, Не проспи рассвет — Краше в мире нет. Припев: Это милый край, Это в сердце май, Это мой и твой Дом родной!

2. Грохот первых гроз, Сладкий сок берез, И со всех сторон Соловьиный звон. Припев.

3. Тополь солнцу рад, Вся земля как сад. А зима придет — Кружева сплетет. Припев: Это милый край, Это в сердце май, Это мой и твой Дом родной!

Песня сельских ребят Музыка В. Ренева, слова А. Пришельца

1. Рано солнышко встает, В небе тучки тают. Мы опять идем в поход По родному краю. В поле ходит ветерок, Шевелит пшеницу, А простор широк, широк — Не видать границы.

Припев: Дорожками проходим мы, Тропинками ходили мы— Всюду наша Родина, Земля необозримая!

2. Молодой кудрявый лес Убегает в дали — Это мы весною здесь Деревца сажали. Мы сажали их весной И еще посадим. Мы тебя, ^аш край родной, Весь в сады нарядим! Припев.

3. Зеленей, наш край, цвети, Разливайся нивой! В целом мире на найти Ничего красивей! Нам пока немного лет, Только все мы знаем: Ничего дороже нет, Чем страна родная! Припев.

Станем трактористами Музыка Т. Попатенко, слова А. Гангова

1. Пришла горячая пора, Пора больших забот. Рокочут в иоле трактора — Весенний сев идет.

Припев: Трактористом быть, друзья, Замечательно! Трактористом станешь ты, Трактористом стану я Обязательно!

2. Лучится зорька за рекой, Простор весенний чист. С улыбкой машет нам рукой Знакомый тракторист. Припев.

3. Доверят нам стальных коней — Заслужим эту честь, Нам только б вырасти скорей, Скорей за руль бы сесть! Припев:

Урожай Музыка Т. Попатенко, слова Е. Трутневой

1. Над кудрявыми садами Пробегает ветерок, А сады полны плодами, Все в садах созрело в срок. Сколько яблок будет снято! Целый день в саду ребята. Припев: Урожай, урожай, Наше лето провожай!

2. Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде дорвать неплохо Крупный красный помидор! Пробежишься огородом — Съешь морковку мимоходом. Припев: Урожай, урожай, Наше лето провожай!

3. Ветерок летит по нивам, Гнет колосья до земли. По овсам зеленогривым Волны сизые пошли. Сколько хлеба будет снято! Хорошо в полях, ребята! Припев: Урожай, урожай, Наше лето провожай!

Земля хлебами славится Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского

1. Каждый ломтик хлебушка Пахнет теплым небушком, И земля всю силу В хлебе затаила. С юга и до севера Краше злата-серебра Зреет рожь-красавица, Пшеница наливается.

2. Здесь дождинки быстрые, Зори здесь лучистые. Радугой украшен Хлеб родимых пашен. От весны до осени Русыми колосьями Светится любимая Земля необозримая.

3. Здесь поля привольные, Люди хлебосольные. Добрым караваем Мы гостей встречаем. С юга и до севера, Краше злата-серебра Зреет рожь-красавица, Пшеница наливается.

Лесной марш Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского

1. Нам птицы просигналили подъем. Привычными тропинками проходим мы И каждую березку сбережем В лесах любимой Родины. Припев: Мы сами написали В лесной зеленой книжке О том, что есть у леса Надежные друзья — Такие же девчонки, Такие же мальчишки, Такие же счастливые, Как ты и я.

2. Мелькают наших песен огоньки. Шагаем мы лесами-перелесками Под кедрами красавицы тайги, Под соснами полесскими. Припев.

3. Нам солнце улыбнется веселей, И каждый день нам радостным покажется, Когда пройдут по всей родной земле Отряды наших саженцев. Припев.

4. И добрые волшебники-леса Похожи на поэтов и художников. Природа дарит людям чудеса, А мы —ее помощники. Припев.

Осенняя эта пора Музыка В. Ренева, слова Е. Валиной

1. В наряде из легких туманов, Что утром плывут вдоль полей, Идешь ты по роще багряной, По нашей раздольной земле. Припев: Здравствуй, красавица! Мы с летом простились вчера. Богатством и щедростью славится Осенняя эта пора.

2. Под крыльями стай журавлиных, Не пряча звенящей красы, Несешь ты нам гроздья рябины И яблоки в каплях росы. Припев.

3. Сады здесь раскинулись шире, Распахан простор целины, И трудятся в дружбе и мире Народы советской страны. Припев: Здравствуй, красавица! Мы с летом простились вчера. Богатством и щедростью славится Осенняя эта пора.

Русская изба Музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского

1. Наши прадеды любовно Топором тесали бревна, Гвозди крепко забивали, Песни громко запевали. Припев: Ставенки узорные — Тонкая резьба. До чего просторная Русская изба!

2. Что избе капризы моды! Что ей годы, непогоды! В ней хозяевам не тесно— И для гостя хватит места. Припев.

3. Ухмыляются иные, А изба стоит и ныне: Не сломалась, не сгорела, Лишь немного постарела. Припев.

4. Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечно прадедов работа Будет радовать кого-то! Припев: Ставенки узорные — Тонкая резьба. До чего просторная Русская изба!

Деревенское детство мое Музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского

1. Заблудились в тумане деревья, Поднимается солнце в зенит. А на рыжем пригорке деревня Посредине России стоит. Здесь на лавочках деды шутливо Про свое вспоминают житье. Здесь ныряет в речушку с обрыва Деревенское детство мое.

2. От огня гребешков петушиных Загорается зорька вдали. Кружит голову запах дождинок, Запах сена и теплой земли. Здесь ведерки гремят у колодца, Шалый ветер полощет белье. Здесь по снегу на санках несется Деревенское детство мое.

3. Заливаются в клубе гармони, Желтый месяц согнулся в дугу. И пасутся усталые кони На прохладном и мокром лугу. Здесь вручили мне землю в наследство — Ни за что не прожить без нее. Здесь навеки прописано детство, Деревенское детство мое!

Пионеры сажают леса Из оратории «Песнь о лесах». Музыка Д.Шостаковича, слова Е.Долматовского

ale07.ru

Развлечение для детей подготовительной группы (6–7 лет) «Хлеб – всему голова!»

Разделы: Работа с родителями

Цель: прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, бережное отношение к хлебу, помнить о цене хлеба, ведь с этого  и начинается воспитание любви к Родине.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область “Познавательное развитие”

  • Знакомство с профессиями, связанными с производством хлеба.
  • Сформировать систему знаний о приготовлении хлеба, представления о том, как выращивают хлеб.

Образовательная область “Речевое развитие”

  • Развивать и обогащать речь детей, умение поддерживать диалог с взрослыми и со сверстниками.

Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”.

  • Приобщать детей к родной культуре.
  • Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”

  • Формировать умение ценить и любить нелегкий труд людей хлеборобов.
  • Развивать чувство патриотизма к своей стране, краю, народу.
  • Формировать умение выразительно читать стихотворения.
  • Познакомить с последовательностью трудовых действий, народными традициями.

Образовательная область “Физическое развитие”

  • Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать грациозность, выразительность движений.

Предварительная работа:

  • Знакомство с традициями и культурой русского народа.
  • Беседы с детьми, чтение стихотворений, рассказов, сказок, пословиц и поговорок о хлебе.
  • Просмотр презентации “Откуда хлеб пришел”.
  • Просмотр слайдов и мультфильмов о хлебе.
  • Экскурсия на хлебозавод.
  • Рассматривание иллюстраций, макета “Дворик мельника” и т.д.
  • Материалы и оборудование.

    • Оформление зала по теме “Хлеб”.
    • Колоски, каравай, рушник.
    • Мельница, русская печка.
    • Костюмы русско-народные, шапочки маски.
    • Ноутбук, проектор.

    Музыкальное сопровождение.

    • Музыка “Хлеб да соль”.
    • Песня “Земля хлебами славится”.
    • Песня “Расти колосок” (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).
    • Танец с колосками под музыку “Ой ты, рожь”.
    • Песня “Ой блины, блины…” (минус).
    • Музыка дождя.
    • Музыка “Хлеб”, “Тимоня”.
    • Песня “Пых-пых, Самовар” (минус).

    Место проведения: подготовительная группа.

    Ход урока

    Зал украшен по теме “Хлеб”. Дети под музыку “Хлеб да соль” входят в зал, встают в большой полукруг. В центре мальчик и девочка с караваем.

    Ведущий:

    Хлеб в России пекли с куполами, Чтоб хватило, как неба, на всех. За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех. И хлеб-соль – это русский обычай Словно символ людской доброты. Хлеб-да-соль, вам, гости дорогие!

    Ребенок 1:

    Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

    Ребенок 2:

    Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро от души, С уважением большим,

    Ребенок 3:

    То гостей таких встречаем С круглым белым караваем. Он на блюдце расписном, С белоснежным рушником.

    Ребенок 4:

    С караваем соль подносим, Поклоняясь отведать просим - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук!

    Дети вручают хлеб-соль гостям праздника.

    Ребенок 5:

    Вот он – хлебушко душистый, С хрустящей корочкой витой, Вот он – теплый, золотистый, Словно солнцем налитой!

    Ребенок 6:

    В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло; В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем…

    Все дети: уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

    Ребенок 7:

    Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно потрудились на земле.

    Ведущий:

    Да, ребята, хлеб пахнет полем, печью, небом. А главное – работой пахнет хлеб! Давайте, дети, скажем хорошие добрые слова о хлебе.

    Ребенок 1: Хлеб – всему голова!

    Ребенок 2: Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка!

    Ребенок 3: В хлебе вся сила!

    Ребенок 4: Каждую крошку в ладошку!

    Ребенок 5: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

    Ребенок 6: Береги хлеб - он наше богатство!

    Ведущий: В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной и сбору урожая.

    Песня “Земля хлебами славится”

    1. Каждый ломтик хлебушка Пахнет теплым небушком, И земля всю силу В хлебе затаила.

    С юга и до севера Краше злата-серебра Зреет рожь-красавица, Пшеница наливается.

    2. Здесь поля привольные, Люди хлебосольные. Добрым караваем Мы гостей встречаем.

    С юга и до севера Краше злата-серебра Зреет рожь-красавица, Пшеница наливается

    Ведущий: Поговорим, дети, сегодня о том, как выращивают хлеб, ухаживают за ним. Ранней весной люди начинают заботу о хлебе.

    Иди, весна! Иди, весна! Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок.

    Ведущий: Начались весенние работы.

    Ребенок: Что посеешь – то и пожнешь, Что пожнешь, то и смолотишь, Что смолотишь, то и смелешь, Что смелешь, то и съешь!

    Песня “Расти колосок”

    1. Ржаной росток зелёный Оглядывает поле, Смешной и удивлённый, Как первоклашка в школе.

    Припев:

    Зелёный росток, весёлый росток, Ты только пробился из зёрнышка. Расти, колосок, расти, колосок, Расти, колосок, до солнышка! Расти, колосок, расти, колосок, Расти, колосок, до солнышка!

    2. Его расти научит Любой весенний дождик, И каждый летний лучик Раскрасит, как художник

    Мальчики садятся на свои места, девочки берут колосья

    Выбегают дети с колосьями, присаживаются на колено, важно выходит ребенок – Петушок, хочет склевать зернышко.

    Зернышко:

    Ты не клюй меня, дружок, Голосистый Петушок, В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нем тогда таких, как я, Будет целая семья!

    Петушок уходит.

    Ребенок: (с султанчиком):

    Дождик, дождик, припусти! Дай колосьям подрасти. Лей, лей, веселей, Землю-матушку полей.

    Закличка “Дождик”

    Дождик, дождик, пуще. Будет травка гуще. Дождик, дождик, посильней Ты пшеничку полей. Дождик, дождик, веселей, Капай, капли не жалей.

    Зернышко: (обращаясь к солнышку)

    Золотое солнышко, Ты согрей-ка зернышки!

    Закличка “Солнышко”

    Солнышко красно, Гори, гори ясно! В небо пташкой залети! Нашу землю освети!.Чтобы нашим колоскам Зеленеть, цвести, расти!

    Танец с колосками

    Ребенок:

    Колосочки поспевают, Комбайнеры выезжают, Быстро и дружно, Убрать нам хлеб нужно!

    Дети-комбайнеры “убирают” хлеб.

    Девочки-“колоски” опускают скошенные колосья вниз, садятся на места.

    Ведущий: Вот и убрали хлеб с полей, только одна полоска осталась несжатой. Позову-ка я помощников.

    Солнце поднимается, Заря разгорается, А наши жнецы на поле идут, Поют – заливаются.

    Мальчики имитируют работу жнецов.

    Жнецы:

    А мы – жнецы молодые, У нас серпы золотые, Мы жито жали, На межу клали – В поле стогами, На столе пирогами!

    Ведущий: Конечно дадут жнею пирожок, угостят румяными блинами. Давайте и мы угостимся, в игру поиграем, на вкус угадаем.

    Игра “Угадай на вкус”

    Дети с завязанными глазами угадывают на вкус хлебобулочные изделия: белый хлеб, сушки, пряники.

    Ведущий: По русскому обычаю пора бороду завивать, чтобы батюшка Илья послал нам погоду солнечную, ясную. Чтобы был хороший урожай.

    Ребенок 1: Вот тебе, батюшка Илья, хлеб да соль.

    Ребенок 2:

    Батюшка Илья-борода, Уроди ржи-овса, Ячменя и пшеницы.

    Ребенок 3:

    Вейся, вейся, борода, Бородушка, вейся, Сусек наполняйся!

    Ребенок 4:

    Илья-борода, Илья-борода, На будущий год, Уроди нам хлеба города!

    Ребенок 5:

    Пошли нам, батюшка Илья, Ясное солнышко на весь жатный денек, На золотой колосок.

    Ведущий: Говорят в народе: “Есть хлеб – будет и песня”.

    Дети встают в полукруг

    Песня “Блины” (1 куплет) + подвижная игра “Не обожгись” все по кругу передают “блинчики” со сковороды на тарелку.

    1. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

    5. Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.

    Ведущий: Молодцы! И блинами угостимся.

    В зал вбегает Тимоня с балалайкой в руках, ложится на диван.

    Тимоня: Как бы и мне съесть самый вкусный да румяный пирожок?

    Дети: А ты кто такой? Где ты был, когда мы все трудились?

    Тимоня:

    Я – Тимоня – лежебока и засоня! До обеда я на печке лежал, Все бока я себе отлежал. Здесь болит, здесь болит, И болит тут! Очень вреден мне физический труд!

    Ведущий: Коли есть охота – работай до пота!

    Тимоня: Что вы? что вы? Какая работа? Я и так замерз…

    Ведущий: Не одеть ли нам его?

    Игра “Не одеть ли нам его?”

    (Имитация движений)

    - Не одеть ли нам его? Не обуть ли нам его? Как с молодца кафтан, Со старушки сарафан, С молодицы-то платок, С красной девушки венок.

    Изображают, как его одевают.

    Дети: Что ты, Тимоня, сидишь?

    Тимоня: Пить, есть хочу!

    Дети: Что ж тебе надобно?

    Тимоня:

    Калачей, рогаликов, пряников штук 200 Пирожков, баранок, булочек поесть бы!

    Ведущий: Помоги ребятам, Тимоня, потрудись немножко, тогда и угощение получишь! А наши хозяюшки этим временем приготовят нам румяных бараночек.

    Лепка из теста “Бараночки” (для девочек)

    Игра “Перенеси муку на мельницу” (для мальчиков)

    Ведущий: Посмотрите, какие бараночки налепили наши хозяюшки,

    Что, Тимоня, даже похудел?

    Тимоня: Спасибо, ребята, я больше не буду на печке лежать, а буду вам помогать.

    Ведущий: Ай, да молодцы, ребята! И Тимоня как старался-то. Теперь он не лодырь и засоня, а в любом деле помощник. Закончились все работы, можно и хороводы водить. Делу – время, а потехе – час. Ребята, а давайте вспомним какой путь прошел хлеб “от зернышка до каравая”.

    Цепочка закономерности “От зерна до каравая”

    Земля – пашня (трактор) – зерно – дождь – солнце – колоски - жатва (комбайн) – мельница - каравай.

    Ведущий: Молодцы, ребята всё вы сделали верно, вы сегодня славно потрудились. А главное, дети, помните о том, что хлеб – самое главное и великое богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите, дети, хлеб!

    Хлеб - всему голова Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: “Хлеб – всему голова!” - В поле, в доме, в державе!

    Всех приглашаем к праздничному столу. А без русского самовара ни одно застолье не обходится.

    Под музыку “Пых-пых, Самовар” выходит ребенок-самовар и девочки с угощениями.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Литературно-музыкальная композиция "Хлеб – всему голова" для учащихся 2-х классов

    Разделы: Внеклассная работа

    Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

    Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

    • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
    • Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
    • Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

    Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

    У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

    Ход праздника

    С.1

    Звучит песня “Хлеб – всему голова”. Ведущий приглашает гостей. На сцену выходят мальчик и девочка в русских костюмах и исполняют С.2 песню “Земля хлебами славится” (Ю.Чичков, П.Сенявский).

    Чтец.

    Слава миру на Земле! С.3 (Приложение 1)

    Чтец.

    Слава хлебу на столе!

    Чтец.

    Если мы хотим кого-то С.4Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. С.5 Он на блюдце расписном С белоснежным рушником.

    Чтец.

    С караваем соль подносим, С.6Поклонясь, отведать просим: – Дорогой наш гость и друг! Принимай хлеб-соль из рук.

    Дети вручают хлеб-соль гостям праздника и уходят. На сцене по очереди появляются выступающие.

    Чтец.

    Пышный, мягкий, пропеченный, С.7 Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека.

    Чтец.

    В каждый дом, на каждый стол С.8Он пожаловал, пришел, В нем здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило Сохраняло, берегло.

    Чтец.

    В нем земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем, Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем. С.9

    Ведущий.

    С.10

    Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы* “Земля – матушка, а хлеб – батюшка”, *“Хлеб – это жизнь”, *“Хлеб – кормилец”, *“Без забот проживешь, а без хлеба – нет”. Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолоть, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.

    Ведь не сразу стали зерна Хлебом, С.11 Тем, что на столе, Люди долго и упорно, Потрудились на земле!

    Чтец.

    Только снег сошел в апреле С.12Как поля зазеленели. Это – хлеб.

    Золотой простор бескрайний С.13Там работают комбайны. Это – хлеб.

    Вот зерно течет рекой, С.14 Чтобы сделаться мукой. Это – хлеб.

    Тесто кружится в квашне, С.15,16,17 Запекается в огне. Это – хлеб.

    Ешь его, расти и помни: С.18 В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!

    С.19

    Чтец. Нелегок труд землепашца. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб.

    Чтец.

    Не сама собой природа С.20Хлеб на блюдце подает. Сколько требует ухода Мать – земля за целый год. Чтоб сошлись, как в океане, В закромах твоей страны Золотой поток с Кубани И далекой целены.

    Чтец.

    Степные машины С.21Покоя не знают, Горячую воду моторы глотают. Горячее солнце, Нагревшийся воздух, И ночью восходят горячие звезды. И капли горячего Пота на спинах – Горячее время В совхозах целинных…

    Перед этой пашней шапку скинь, сынок, С.22 Видишь, пробивается хлебный стебелек, С.23 Сколько в это зернышко вложено труда, Знают только солнышко, ветер да вода…

    Учитель. Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.

    Ведущий.

    Хлеб… Наскучит ли он?

    Чтец.

    Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.

    С.24 Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

    Девочки исполняют танец и песню “Золотые зернышки”(М.Васильев)

    Мы золотые зернышки, С.25 Полны лучистым светом. Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами. Мы чистые, струистые, Мы зерна золотые. Мы ветерком провеяны И солнышком просвечены, Выносливы, дружны, Мы людям так нужны. Отдельно каждый – зернышко Маленькое, скромное, А вместе – хлеб, как солнышко Страны своей огромной!

    С.26

    Приглушенно звучит песня “Священная война”.

    Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.

    Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.

    В дыму ленинградское небо, С.34 Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм.

    Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

    Ведущий. С.35

    “Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

    Чтец.

    Зерна наших дней, светитесь С.36,* Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной Не мечтаем мы о чуде, – К нам полей живая речь. Берегите хлеб, вы люди, Научитесь хлеб беречь!

    Ведущий.

    “Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

    Чтец.

    Прошу тебя! Не оброни сынок, Когда лепешку ешь, Хоть крошку хлеба! Мы собирали Каждый колосок, Когда грозой войны Гремело небо. Тот хлеб спасал Москву и Ленинград, Жизнь продлевала даже Крошка хлеба. Но и сейчас Оплачена стократ Трудом нелегким Каждая лепешка. Не раз прощал тебе я озорство, Я знаю детство Без игры нелепо. Но не смогу простить Лишь одного – Хоть крошки Всуе брошенного хлеба.

    В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

    На свете видела я хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала. И клала на стол, осеняя крестом. Он отдыхал, накрытый холстом. В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка, Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

    С.38 О хлебе народ сложил много пословиц. *Разломить с кем-то хлеб – породить дружбу. *Поделиться хлебом – быть бескорыстным *Быть хлебосольным – значит быть гостеприимным. *Зарабатывать свой хлеб – стать трудолюбивым. *Осыпать молодых хлебом – желать достатка, здоровья, счастья.

    С.39,* Так повелось на моей земле: Из года в год, из рода в род – веками Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками.

    Он их теплом, он их добром пропах, И песней той, что жаворонком спета Под синим небом в золотых хлебах В июльский полдень солнечного лета. Пройдется пахарь утром по жнивью, И сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: “Поклонись ему, Как матери, как нашей общей доле!” Ты вырастишь и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете И скажешь: “Ничего дороже нет, Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

    Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

    Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Мы хлеборобами земли донской гордимся

     

    Внеклассное мероприятие профориентационной направленности

    Профориентационный урок

    «Мы хлеборобами земли донской гордимся»

    Для учащихся 5-6 класса.

    Цель мероприятия– Прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, бережное отношение к хлебу,  помнить о цене хлеба, ведь с этого  и начинается воспитание любви к Родине,  приобретение навыков коммуникативного общения и публичного выступления перед аудиторией. 

    Заранее оформляется класс: развешены на стенах плакаты с пословицами и высказываниями выдающихся людей о хлебе, подготовлена стенгазета «Хлеб – всему голова», стенд «Поэты о хлебе».

    Учитель готовит видеоролики  «Человек и хлеб», «Слава хлебу и рукам, что его растили».

    Приглашается фермеры, занимающиеся земледелием.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

       Звучит мелодия песни «Земля хлебами славятся». В белых фартуках и шапочках бегут «продавцы хлеба». В руках у них лотки, караваи, подносы с булками, кренделями и т. д. «Продавцы» выстраиваются на сцене, образуя с двух сторон ряды. Мимо них проходят на сцену чтецы и артисты — «покупатели». На ходу идет игра «продажа хлеба».

    После импровизированной игры ребята становятся в два ряда и исполняют песню «Земля хлебами славится» (песня сопровождается кадрами видеороликов о хлебе)

     

    Чтец 1:

    Хлеб уложен горочкой,

    И к румяным корочкам

    Протянуло солнце

    Сто лучей в оконце.

    И в обычной булочной

    Хлеб совсем не будничный

    -Он все время праздничный,

    Песенный и красочный...

     

    Чтец 2:

    Весна звенит ручьями,

    Стрекочет, как будильник,

     И зиму выключает

    Как будто холодильник.

    Запели дружным хором

    Под яркими лучами

    Басистые моторы

     Со звонкими плугами.

     

    Чтец 3:

    И вот под снегом талым

     Распахнуты поля —

    Платком пуховым стала

    Широкая земля.

    И вслед за тракторами

    Старается весна,

    Чтоб стали колосками

    Ржаные семена…

     

    Учитель (Ведущий):

    Хлеб — один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:

    «Земля — матушка, а хлеб — батюшка»,

     «Хлеб — это жизнь»,

    «Хлеб — кормилец»,

    «Хлеб в закромах — счастье в домах»,

    «Хата бела, но без хлеба бедна»,

    «Без золота проживешь, а без хлеба — нет»,

    «Худ обед, коли хлеба нет»,

    «Хлеба ни куска, так и в тереме доска»,

     «Будешь - трудиться, будет у тебя и хлеб водиться».

    Каждая такая пословица — а их великое  множество — выстрадана людьми во время неурожаев, бесхлебья. И глубокий смысл слов: «Нет хлеба, нет жизни» — человек познает сполна, лишь на себе испытав, что такое голод.

    Изобилие хлеба — заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. К. А. Тимирязев сказал: «Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслужит благодарность человечества».Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булочки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд. Не одного человека, не двух, не трех. Труд многих людей.

      Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом  хлеб молол, а потом испек.

    (На сцену выходят ребята,  представляющие основные профессии хлеборобов: агроном, тракторист, комбайнёр, механик, инженер, водитель пекарь)

     

    Полностью урок можно скачать в начале страницы

    Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Хлебом земля славится : Пословицы и поговорки о хлебе и труде земледельца

    Поиск по определенным полям
    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    author:иванов

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    author:иванов title:исследование

    Логически операторы
    По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    author:иванов title:разработка

    оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    author:иванов OR title:разработка

    оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    author:иванов NOT title:разработка

    Тип поиска
    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $исследование $развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    "исследование и разработка"

    Поиск по синонимам
    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    #исследование

    Группировка
    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

    Приблизительный поиск слова
    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.
    Критерий близости
    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    "исследование разработка"~2

    Релевантность выражений
    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
    Поиск в интервале
    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

    author:[Иванов TO Петров]

    Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

    author:{Иванов TO Петров}

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    search.rsl.ru

    Хлеб – всей жизни голова

    Однажды на классном часе нам рассказывали о блокадном Ленинграде: мы заслушали очерки и воспоминания людей, которым помогли выжить уверенность в победе и всего 150 граммов хлеба в день

    С первых дней блокады был проведен учет продовольствия на складах железных дорог и речного флота. Каждый грамм хлеба и все, что было пригодно для питания, подсчитывалось, выдавались карточки на хлеб. Когда появилась возможность немного увеличить хлебный паек, - у булочных люди обнимались, плакали. Когда узнавали о хлебной прибавке, и говорили: «Теперь мы будем жить!»

    И мне очень захотелось подробнее узнать, что же такое на самом деле хлеб и как он попадает к нам на стол?

    Блокадная порция хлеба Карточка на хлеб

    «Хлеб – на стол, и стол расцвел»

    Ну а все же, как приходит

    Этот хлеб к тебе на стол?

    Хлеб один из самых удивительных полезных продуктов человеческого труда.

    Недаром народ создал пословицы, поговорки, загадки, стихи:

    "Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

    В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

    Земля – матушка, а хлеб – батюшка В нем тогда, таких как я, будет целая семья".

    (Зерно)

    Без золота проживёшь, а без хлеба – нет "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит".

    (Трактор)

    "Корабль-великан не по морю плывет.

    Худ обед, когда хлеба нет Корабль-великан по земле идет.

    Поле пройдет - урожай соберет".

    (Комбайн)

    Хлеба ни куска, так и в горнице тоска "Всем нужен, а не всякий сделает"

    "Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

    Хлеб да вода – молодецкая еда Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".

    Без хлеба и у воды жить худо

    Хлебушко – калачу дедушка

    Хлеба нет – и корочки в честь « Каравай хлеба не свалится с неба»,

    Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. « Много снега – много хлеба!».

    У кого хлебушко, у того и счастье. « Славится он первым на земле, славится он первым на столе».

    Каравай земли и неба на твоем столе -

    Ничего сильнее хлеба нету на земле.

    В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

    А на каждом колосочке

    Держится земля.

    Хлеб - наша русская пища – «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом и за едой. - «Хлеба кушать!» - отвечают ему в смысле: "Милости просим, садись с нами и ешь".

    Вот лежит каравай

    У меня на столе.

    Черный хлеб на столе -

    Нет вкусней на земле!

    Дорога хлеба к нашему столу очень нелегкая и начинается она с полей. Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудится много людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

    Ведь не сразу стали зерна

    Хлебом тем, что на столе

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле!

    Весной трактористы пашут землю и засевают поля пшеницей и рожью.

    Стелется по полю рожь и пшеница колосистая. Если смотреть на них, когда пройдет по ржаному полю и пшеничному полю вольный ветер и начнет шевелить стебли и наклонять колосья, то поле кажется морем, по зеленому ковру его как будто бегут серебряные волны.

    Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зерна. И тогда комбайнеры выводят на поля мощные машины — комбайны, которые плывут по полю, как корабли. На комбайнах скашивают и обмолачивают пшеницу или рожь, загружают ее в кузова машин, а водители машин доставляют зерно на мельницы и элеваторы.

    Элеватор — это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая.

    На мельницах мукомолы мелют зерно в муку, а потом оно идет в хлебопекарни, где пекари выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.

    Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб — из пшеничной, черный — из ржаной,

    При слове «хлеб» мы сразу представляем образы нарезного батона, круглого хлеба, запах пекарни за углом и горячей выпечки, прямо с хлебозавода.

    Хлеб выпекают разных сортов:

    1. Хлеб ржаной

    2. Хлеб ржано-пшеничный

    3. Хлеб из смеси разных сортов ржаной и пшеничной муки

    4. Хлеб из пшеничной муки

    5. Хлеб из смеси разных сортов пшеничной муки

    6. Булочные изделия

    7. Сдобные булочные изделия

    Вот он хлебушко душистый

    Хрустом, корочкой витой

    Вот он теплый, золотистый,

    Словно солнцем залитой

    В нем здоровье, наша сила,

    В нем чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло.

    Легко ли кушать хлеб

    Кажется – очень легко – нарезал и поел

    С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни ежедневный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до старости.

    Мама мне рассказывала, что в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Зерна пшеницы были мелкими и другие по вкусу.

    А есть такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивал их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

    Из энциклопедии я ещё узнала, что слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно звучит, как наше слово «хлеб». Сначала хлеб делали в виде плоских лепешек, но древние египтяне научились добавлять в него дрожжи, чтобы тесто поднималось.

    В степных краях растут огромные зерновые поля с рожью, пшеницей, овсом, ячменем и другими зерновыми культурами. От зари до зари трудятся люди, когда весной сеют зерно. потом когда приходит жаркая пора уборки урожая. День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Настоящие хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

    А есть и озимый хлеб, когда сеют зерно осенью под зиму и как только растает снег весной, когда солнышко пригреет - озимые поля зеленеют. Зерно здесь раньше созревает и убирают его в первую очередь.

    Когда мы кушаем такой вкусный, теплый, душистый хлеб, то даже не задумываемся, что это нелегкий труд многих людей. Надо всегда помнить об этом и бережно относиться к хлеб.

    Хлеб кушать легко, а донести его до нас очень трудно

    Только хлеб сошёл в апреле

    Как поля позеленели.

    Мы говорим: «Хлеб».

    Золотой простор бескрайний,

    Там работают комбайны.

    Мы говорим: «Хлеб».

    Вот зерно течет рекой,

    Чтобы сделаться мукой,

    Мы говорим: «Хлеб».

    Тесто кружится в квашне,

    Запекается в огне.

    Мы говорим: «Хлеб».

    Ешь его, расти и помни:

    Что на стол к тебе явился

    Свежий хлеб.

    Хлеб нелёгкий путь проходит,

    Чтоб попасть к тебе на стол.

    И в любом кусочке хлеба

    Ты почувствуешь всегда

    Теплоту родного неба,

    Привкус доброго труда.

    Помни верные слова:

    www.hintfox.com

    Тема: «Чудо земли хлеб!» - Документ

    Хохрина Елена Францевна.

    Учитель начальных классов.

    Тема: «Чудо земли – хлеб!»

    Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

    Оформление зала:

    На сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой плакат: «Чудо земли - хлеб». В зале плакаты: «Хлеб - всему голова!», «Много снега – много хлеба!»,

    «Славится он первыми на земле, славится он первым на столе», «Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля матушка, а хлеб батюшка». Рисунки ребят на тему: «Хлеб - всему голова». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре – каравай хлеба на рушнике.

    1 ребенок: Слава миру на земле!

    2 ребенок: Слава хлебу на столе!

    3 ребенок: Слава тем, кто хлеб растил! Не жалел труда и сил!

    4 ребенок: Вот он хлеб душистый.

    Вот он теплый золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел!

    1 ребенок: В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!

    2 ребенок: В нем земли родимой соки, Солнца свет в нем… Уплетай за обе щечки, Вырастай богатырем!

    3 ребенок: Хлеб-драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери.

    Есть пословица в народе: «Хлеб на стол, и стол расцвел».

    Ну а все же приходит

    Этот хлеб к тебе на стол?

    Учитель: « Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него обходится и скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и голод, человеку нечего было есть.

    И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна удобно было есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

    Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измеришь.

    Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело -вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. Сколько же надо зерен, чтобы накормить народ?

    Вот он душистый

    Хрустом, корочкой витый

    Вот он – теплый, золотистый,

    Словно солнцем залитой

    В нем здоровье, наша сила,

    В нем чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло.

    2 ученик:

    Ведь не сразу стали зерна

    Хлебом тем, что на столе

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

    Вот об этом-то как раз

    Начинается рассказ.

    Подымались трактористы,

    Умывались чисто-чисто

    3 ученик:

    В степь весеннюю с утра

    Выводили трактора

    Продолжается рассказ

    Урожай поспел у нас.

    Выплывают на просторы

    Ветер песни им поет

    Капитаны-комбайнеры

    Смотрят с мостиков вперед

    4 ученик:

    Но ветер доносит

    Сквозь горечь полыни,

    Сквозь запах бензина

    В горячей кабине,

    Сквозь гул молотилок,

    Сердец колыханье,

    Горячее, сытное

    Хлеба дыханье.

    Все вместе:

    Не мечтаем мы о чуде

    К нам с полей живая речь:

    Берегите хлеб, вы, люди!

    Научитесь хлеб беречь!

    Слово ведущего: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля матушка, а хлеб батюшка», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет»

    - А какие пословицы знаете вы?

    («Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко - калачу дедушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно», «У кого хлебушко, у того и счастье»)

    Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд ни одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

    Ведь не сразу стали зерна

    Хлебом тем, что на столе

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле!

    Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый город Астана. У целинников были свои песни (звучит куплет песни на музыку Е.Родыгина, слова Н.Солохиной «Едут новоселы»)

    5 ученик:

    Перед этой пашнею шапку скинь сынок,

    Видишь, пробивается хлебный стебелек.

    Сколько в это зернышко вложено труда,

    Знают только солнышко, ветер да вода.

    Для него, для зернышко, через всю страну,

    Комсомольцы ехали через всю страну.

    Учитель:

    День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами.

    6 ученик:

    Пора щедрая пришла

    И подаркам нет числа

    Амбары полнятся пшеницей

    Осенний собран урожай

    Так из года в год бывает

    Только время подойдет

    Добрый праздник урожая

    Всюду радостный народ.

    7 ученик:

    Знаем мы, что вдоволь будет

    Калачей и хлеба нам

    Слава людям! Слава людям!

    Работящим их рукам.

    Хлеб рождается в бороздках.

    Посмотри-ка на поля,

    Ведь земля – земля не просто,

    А кормилица – земля!

    Зеленеют дружно всходы,

    Присмотрись: увидишь тут

    Самый главный труд народа,

    самый главный в мире труд.

    Хлеб созрел.

    В полях моторы песню жатвы завели.

    В степь выходят хлеборобы

    Полевые корабли.

    Каравай земли и неба

    На твоем столе-

    Ничего сильнее неба

    Нету на земле.

    В каждом маленьком кусочке

    Хлебные поля,

    А на каждом колосочке

    Держится земля.

    8 ученик:

    В малом зернышке пшеницы

    Летом и зимой

    Сила солнышка хранится

    И земли родной.

    И растет под небом светлым

    Строен и высок,

    Словно Родина, бессмертный

    Хлебный колосок.

    Ведущая: Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде и хлебе?

    Терпенье и труд все перетрут.

    Хлеб всему голова.

    Кто труда не боится, того и лень сторонится.

    Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

    Без труда, только небо коптить.

    Умелые руки не знают скуки.

    Хлеб-батюшка, а вода-матушка.

    Маленькое дело, лучше большого безделья.

    Ведущая: А сейчас время посоревноваться.

    Приглашаю ребятишек поиграть в игру «Кто быстрей?»

    1. Сбор картофеля деревянными ложками

    2. Завязывание фартука и платка

    3. Бег через скакалку

    4. Ведение баскетбольного мяча

    5. Петушиные бои

    Ведущая: Молодцы, победила дружба.

    Ведущая:

    Поднимает настроение,

    Всюду нас она бодрит.

    Ведь частушка, без сомненья,

    На всех праздниках звучит!

    Частушкой славится народ,

    Поет везде и всюду

    Весною, летом и зимой

    Частушка – это чудо.

    Частушки:

    1. Мы сейчас для вас споем,

    Как мы весело живем.

    Уговор у нас такой-

    Хочешь, слушай,

    Хочешь, пой.

    1. Как полосоньку я жала

    На снопочки я вязала

    Шел Алеша по межи

    Попросила: «Завяжи!»

    1. Две лягушки на болоте

    Вечерочком квакали,

    А ребята для лягушек

    В балалайки квакали.

    4. Как по осени ломала

    Красную калинушку.

    Во полях снопы вязала,

    Натрудила спинушку

    5. Жали жито, жали,

    Жали не ленились.

    А потом после работы

    Пели, веселились.

    - А молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на заводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь!

    - К хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол.

    - Почему один хлеб - черный, другой – белый (Пшеничная и ржаная мука. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг «Мир – народам, хлеб - голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125г. хлеба, рабочему – 200г. (показать кусочек в 125г.) И еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

    - В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады поек для осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.

    Военный хлеб.

    Я помню хлеб,

    Военный, горький,

    Он весь почти из лебеды.

    В нем в каждой крошке,

    В каждой корке

    Был горький вкус людской беды.

    На той беде замешан круто

    Нелегкий хлеб нелегких дней

    Но как сладка была минута,

    Когда кусок в руке моей

    Посыпан был щепоткой соли,

    Приправлен маминой слезой.

    Я есть хотел, а мама с болью

    Взгляд отводила стороной.

    Как горе было гостем частым

    (Им были детства дни полны),

    Особо помню я, что счастью

    Был равен горький хлеб войны.

    В дыму ленинградское небо,

    Но горше смертельных ран

    Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

    Сто двадцать пять грамм.

    В годы тягот и лишений

    Новый мир мужал и креп.

    Значит правильны слова:

    Все дети:

    Хлеб всему голова!

    В земле наша правда,

    В земле наши корни,

    И сила в плечах

    От лугов и полей.

    Земля и денет

    Земля и накормит.

    Ты толь себя

    Для нее не жалей!

    Ведущая: Пришла пора провести хлебную викторину. У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить к каждой команде, а вы будете брать по одному листочку, читать и отвечать на вопросы.

    1. Как называют хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово «пир» означало праздничный хлеб, отсюда и пирог)

    2. Что такое «сусек»? (Ящик для хранения зерна, муки)

    3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины)

    4. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме…(тоска)»

    5. Почему пряник печатный? (На нем есть напечатанная картинка или текст)

    6. Почему каравай так назван? (Это хлеб испеченный в каравайнике – круглой посуде)

    А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с хлебом?

    Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе, которые они подготовили заранее.

    Без ножа хлеба не отрежешь.

    Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

    Без соли хлеб не еда.

    Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила:

    - Бери хлеб столько, сколько съешь.

    - Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

    А также помни:

    - Никогда не бери хлеб грязными руками.

    - Не заворачивай хлеб в газету. Не клади в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть

    Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара….

    За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!

    Хлеб нелегкий путь проходит,

    Чтоб попасть к тебе на стол.

    И в любом кусочке хлеба

    Ты почувствуешь всегда

    Теплоту родного неба,

    Привкус доброго труда.

    Ведущая:

    Собирайся народ

    В хоровод, в хоровод

    Кто работы не боится

    Тот и пляшет и поет.

    Хоровод «Во - саду ли в огороде »

    Во - саду ли в огороде

    Девица гуляла,

    У ней русая коса,

    Лента голубая.

    Раз-два у-ха-ха, три-четыре ха-ха-ха (сходятся в круг)

    Она ходит и гуляет

    По лесной дорожке

    Поливает, удобряет

    Маковые зерна

    Раз-два у-ха-ха, три-четыре ха-ха-ха (сходятся в круг)

    Викторина «Мозговый штурм»

    Вопросы викторины:

    1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую - осенью, в зиму)

    2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор-хранилище для зерна.)

    3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице)

    4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

    5. Как называют еще дрожжевое , забродившее тесто? (Опара)

    Учитель:

    А теперь, ребята, давайте с вами попробуем ответить на вопрос:

    «Почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко им поклонимся им »

    10 ученик:

    Почет и честь вам, хлеборобы!

    За ваш прекрасный урожай!

    За то, что Родине вы дали

    Душистый хлеба каравай!

    11 ученик:

    Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,

    Встретить щедро, от души, с уважением большим,

    То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.

    Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

    Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко им поклонимся им.

    12 ученик:

    Почет и честь вам, хлеборобы!

    За ваш прекрасный урожай!

    За то, что Родине вы дали

    Душистый хлеба каравай!

    (В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят почетные гости, и благодарит этим караваем)

    uchebana5.ru


    Смотрите также