КЛАССНЫЙ ЧАС "Хлеб – всему голова". Хлеб всему голова тема


Тема: «Хлеб всему голова» - внеурочная работа, мероприятия

Конспект открытого занятия по окружающему миру.

Тема: «Хлеб всему голова»

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания .

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Круг приветствия. Разминка «Колоски»

Потянулись колоски, распрямили волоски.

Дождик капал, дождик капал, ручеек большой накапал.

Дождь пшеничку поливай, будет щедрым урожай.

2.Работа по теме.

Воспитатель:

-Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Загадка про хлеб

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

-Хлеб знают все, кто ест. Хлеб наша главная еда Всегда! Рыба- водица, Ягода-трава, А хлеб, как говорится, Всему голова!

Воспитатель:

-Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Демонстрация хлеба.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель:

-Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети: -Его покупают в магазине.

Воспитатель: -А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Дети: -Пекут из муки.

Воспитатель: -А что такое мука, из чего её получают?

Дети: -Из зёрен.

Воспитатель: -Ребята что у вас лежит на тарелочках?

Дети: -Зерна пшеницы.

Воспитатель: -Это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите какие они на ощупь? Скажите, какой они формы, величины и цвета?

Дети: -Маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки.

Воспитатель: -Вы увидели, что каждое зерно имеет бороздку которая делит его на две половинки? В каждом зернышке живет росток, а чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю.

Воспитатель:

-Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: -Да хотим.

Воспитатель:

-Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети: -Тракторист.

Воспитатель:

-Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

-Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: -Комбайнёр.

Воспитатель: -Что же делает комбайн?

Дети: -Собирает колосья.

Воспитатель:

-Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

-А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: -На мельницу.

Воспитатель:

-Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: -На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

-Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто . А сейчас я предлагаю поиграть в шуточную игру «Замесим тесто». Станьте поудобнее.

Физкультминутка «Замесим тесто»

(Повторяется 2 раза).

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки /хлопки ладонями/

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно /имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол /присели/

Тесто убежало

Начинай сначала. /лёгкий бег на месте/

-И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.

-А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети: -Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

-А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: -Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:

-Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому нужно всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки ).

Пословицы и поговорки про хлеб

«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

Воспитатель : - О хлебе написаны стихи, песни, рассказы, сказки. Давайте послушаем ребят.

1.В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

2. Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3. Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

5. Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Воспитатель: - А теперь отгадайте загадки?

1. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб) .

2. Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены. (Зерно) .

3. Корабль- великан по земле идет.

Поле пройдет – урожай соберет. (Комбайн) .

4. На просторе в море хлеба

Замок с башнями до неба,

Сохранит все море хлеба. (Элеватор) .

5.Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари) .

Воспитатель: - Дети, давайте нарисуем колосок.

3. Итог занятия

-Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети: -Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель: -Какие машины помогают хлеборобам?

Дети: -Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель: -Как нужно относится к хлебу?

Дети: -Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: -Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

kopilkaurokov.ru

Классный час на тему " Хлеб

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецкая общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №89

Классный час

«Хлеб – всему голова»

Авдеева Наталья Петровна

Учитель «Русского языка и литературы»

Донецкая общеобразовательная школа № 89

Категория: Специалист

Донецк 2015 г.

Аннотация

Тема классного часа «Хлеб – всему голова!» была выбрана не случайно. На это есть две причины. Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется его значимость. Это проявляется в небрежном отношении к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей чувства патриотизма, гражданской ответственности, бережное отношение к хлебу.

Во-вторых, в процессе подготовки был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что большинству обучающихся класса хотелось бы узнать что-то новое.

  Данная разработка с презентацией "Хлеб - всему голова" раскрывает исторические корни и значимость для славянского народа хлеба. В данном материале показывается, как складывались русские традиции, которые живы и сегодня. В ней показана история создания хлеба. Работа прекрасно иллюстрирована и сопровождена конспектом выступления.

Классный час. «Хлеб – всему голова»

Цель: Углубить и расширить знание детей о хлебе. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации. Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.

Задачи: обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуациях. Самостоятельное ознакомление учащихся с пословицами, поговорками о хлебе.

Оборудование:

полотенце над доской, запись девиза “Хлеб - всему голова”, выставка, изготовленных руками родителей и бабушек хлебных изделий: каравай, хлеб ржано-пшеничный, формовой, подовый ржаной, домашний пшеничный хлеб, батон, пироги; колосья ржи, пшеницы; презентация.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Знакомство с новым материалом

1. Слово учителя.

Слайд 1

Сегодня на прилавках магазинов можно увидеть разные хлебные изделия, разных народов.

Слайд 2

В 19 веке за сутки человек съедал более одного килограмма хлеба, сегодня – около 400 граммов.

В былые времена хлеб пекли в русских печах, сейчас, чтобы удовлетворить наши нужды в хлебных изделиях – работают заводы. Хлеб в нашей стране стоит не очень дорого, многие ,наверное, поэтому позволяют выбрасывать остатки хлеба в помойку. Наши же предки относились к хлебушку с особым уважением и даже почётом.

Слайд 3

Они считали, что в приготовлении хлеба участвуют Земля, Огонь и Вода, которых в древности считали Божествами и им поклонялись.

(Обратить внимание на божества)

Слайд 4

Хлеб хозяйки выпекали в виде калача или каравая.

Через отверстие этого калача (который считался оберегом) смотрели на людей, чтобы получить их симпатию или защитить себя от сглаза.

Слайд 5

Первым «хлебным растением» считается не пшеница и не рожь, а дуб. Ученые археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили это. В Древнем Риме плоды дуба – желуди – называли «божественными плодами». На территории нашей страны в Кировоградской области при раскопках были найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.

Слайд 6

Независимо для обычной трапезы или праздничной, накрывая стол хозяйка в первую очередь ставила на него хлеб и соль. Хлеб и соль почитали как символ благополучия и достатка.

Слайд 7

В Древней Руси Горожане Древней Руси едали хлебы «пресные», «квасные», «хлебы с медом и маком творенные»… Хлеб в Древней Руси издавна символизировал народное благополучие, довольство, а люди, изготовлявшие хлеб, всегда пользовались большим почетом.

Слайд 8

На Руси всегда брали хлеб, отправляясь свататься.

На хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе

Родители благословляли своих детей на брак не только иконой, но и хлебом.

После венчания молодых встречали хлебом и квасом, с солью стали встречать значительнее позднее. Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты.

Слайд 9

Хлеб как оберег хлеб клался в колыбель к новорожденному.

Хлеб был не только оберегом, но и нёс на себе сакральное значение (т. е. обрядовое, ритуальное).

2. Беседа

- Дети, вы когда-нибудь нюхали, как пахнет хлеб? (Ответ детей? )

- Сегодня мы пройдем тот путь, по которому проходит хлеб с поля к столу.

- С чего начинается хлеб? (Ответ детей? )

- Я вырос из зернышка, которое осенью посеяли в землю.

Зимой покоился под рыхлым слоем снега.

Весной пророс маленьким росточком рос, рос, набирался сил и стал прекрасным колоском.

В жатву меня скосил, обмолотили и увезли на элеватор, посушили.

- В мельнице смололи, и я превратился в белую муку.

На хлебопекарни с меня испекли душистый хлеб.

ІІІ. Закрепление материала

1. Находим синонимы.

Синонимы: к слову «хлеб» – каравай – калач

2. Провести словарную работу:

Каравай – большой круглый хлеб

Калач – белый круглый хлеб

3. Слово учителя.

На Руси существует обычай встречать гостей хлебом с солью. При этом говорят: хлеб да соль. – Что означает это выражение? А какие обычаи, связанные с хлебом, вы знаете?

4. Пословицы и поговорки о хлебе. Слайд 10 – 11

Хлеб всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб в человеке воин.

Ржаной хлебушка – калачу дедушка.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеба нет – и корочка в честь.

Русский человек хлеб-соль водит.

5. Собери пословицы.

- Пословицы потеряли свой конец.

Слайд 12 – 14

6. Загадки.

Слайд 15 – 26

***

Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. (хлеб)

***

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

***

У хлеба есть сестренки и братья,

Предлагаю их скорее отгадать я!

Все родственники эти из муки,

Замеси скорее тесто и пеки!

Если буханку ножом измельчить,

Эти кусочки в печи подсушить,

Смело с собою в поход их бери,

Ведь получаешь всегда… (Сухари)

***

Это печенье в глазури обычно,

В виде лепешки, фигурки привычной.

Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,

Если к столу принесет кто-то… (пряник)

***

Белый хлебец, на баранку похожий,

Толстый, весь в маке и стоит дороже.

В чашечку кинь рафинада ты кубик,

Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик)

***

Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной… (батон)

7. Учитель читает текст: «Какой бывает хлеб»

Слайд 27 – 28

Хлеб – гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет, и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнение с хлебом.

Но хлеб не только продукт питания, это – освещенный веками символ труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью русские люди до сих пор встречают и провожают дорогого, любимого человека, которому желают оказать почтение. (А.Барыкин)

Слайд 29

Ответить на вопросы:

1) Что мы узнали о хлебе?

2) Какие хорошие чувства рождает хлеб в нашей душе?

IV. Рефлексия и подведение итогов.

Ученик читают стих о хлебе.

Слайд 30.

Воистину: не угламиИзба и теперь красна,

А хлебом да пирогами,

Как в давние времена.За ужином ли, за чаем мы хлеб, не спеша, жуём, жуём – и не замечаем – Не ценим: добро живём! …………………………….

Воистину: не углами

От века изба красна!

А хлебом… всё та же мода!

Так помните же, сыны:

Хлеб – это судьба народа!

Хлеб – это судьба страны!

V. Домашнее задание: Составить кроссворд о хлебобулочных изделиях.

Список литературы.

  1. http://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm

  2. http://www.gotovim.ru/library/hleb/narussy.shtml

  1. http://roghdenierebenka.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st097.shtml

  2. http://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=126&topic=26715.0

  3. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html

  4. История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во “Олма-Пресс Образование”, 2003.

  5. Россия и мир. Хрестоматия для основной школы. Книга 1 (5-7 классы). Ред. Ушакова Н.М., Пятина В.А., Курбатова А.А. и др. Изд-во АГПУ, 1997.

  6. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988.

  7. Н.А. Кун “Легенды и мифы Древней Греции”.

  8. И.В. Рак “Мифы Древнего Египта”, СПб, изд-во “Петро-РИФ”, 1993 г.

  9. А.М. Прохоров “Большой энциклопедический словарь”.

infourok.ru

Тема урока: "Хлеб – всему голова"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Слайд 1

Цели урока: обобщить знания о существительных  2-го склонения;

Задачи: научить бережно  относиться   к хлебу; воспитывать любовь к труду, ближнему, любимому человеку.

Оборудование:

  • Изречения о хлебе, картина И.И. Шишкина “Рожь”, музыка Яна Френкеля “Русское поле”.
  • На столе, накрытом скатертью, различные х/б изделия, на рушнике каравай с солью и кусочек черного хлеба.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Под музыку Яна Френкеля “Русское поле” гостей встречают девушки в чувашских костюмах с хлебом солью.

2. Проверка домашнего задания

– Ответить на вопросы: 1) Какие существительные относятся ко 2-му склонению, привести примеры

3. Знакомство с новым материалом

– Сегодня мы будем говорить об имени существительном 2-го склонения хлеб. Все мы знаем, что такое хлеб. Хлеб – это продукт питания. Как много усилий надо приложить, чтобы у нас на столе был вкусный хлеб. О хлебе есть много пословиц и поговорок. Вот одна из пословиц: «Хлеб – всему голова», чему и посвящается наш урок. И на этом уроке мы должны научиться бережно относиться к хлебу, воспитывать в себе любовь к труду, ближнему, любимому человеку. – А вы, ребята, какие пословицы знаете о хлебе?

(Учащиеся находят пословицы о хлебе)

Слайд 2

  • “Будет хлеб – будет и песня”
  • “Хлеба ни куска – и в доме тоска”
  • “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”
  • “Хлеб в пути не тягость”

– Находим синонимы.

Синонимы: хлеб – каравай – калач

Провести словарную работу:

  • Каравай – большой круглый хлеб
  • Калач – белый круглый хлеб

– С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; встречали с хлебом и солью молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. – На Руси существует обычай встречать гостей хлебом с солью. При этом говорят: хлеб да соль. – Что означает это выражение? А какие обычаи, связанные с хлебом, вы знаете?   

Ответы учащихся. Заранее подготовленный ученик рассказывает о свадебном каравае, другой –  традиции народа провожать в солдаты.

Слайд 3

Свадебный каравай — атрибут древней традиции, обязательной в Древней Руси, берущей начало в верованиях славян-язычников. Земледельческие племена считали хлеб щедрым даром земли-кормилицы, награждающей тружеников за трудную терпеливую работу. Каравай становился фактически символом плодородия, воплощением богатства. Каравай присутствовал в ритуалах многих славянских праздников, в том числе и на свадьбах, причем независимо от достатка семьи. Правда, в бедных семьях он был размером поменьше. Свадебный каравай был круглым, чем символизировал солнечный круг. Известно, что язычники поклонялись богу-Солнцу, поэтому на свадьбе они просили его благословить новобрачных и взять их под свой покров. Каравай на свадьбе обещал молодым жить долго и зажиточно. Пекли свадебный каравай специально выбранные каравайницы – исключительно замужние дамы, при живых мужьях и с детьми. Обычно их было 5-7. Старшая среди них занималась руководством процесса. Роль старшей отдавалась той женщине, которая жила с мужем в мире и согласии, дети которой были хорошо воспитаны и трудолюбивы, ведь, по поверью, она передавала будущей семье свою положительную энергию. Часто старшей каравайницей становилась крестная жениха или невесты.

Слайд 4

Проводы в армию: родственники и друзья призывника собирались за одним столом – каждому предлагали отломить по кусочку чёрного и белого хлеба. То, что останется, клали к иконе. Считается, что так вспоминают об умерших родных, которые будут оберегать солдата.

Учащиеся читают стихи о хлебе.

Слайд 5

Зёрна наших дней, светитесь Позолотою резной! Говорим мы: «Берегите. Берегите Хлеб родной... Не мечтали мы о чуде. К нам с полей живая речь: «Берегите хлеб, вы –люди! Научитесь хлеб беречь».

Автор: Н Тихонов

Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

 Автор: С. Погореловский

Тонкой струйкой сытной Змеится теплый запах по углам. Вдыхаю мир отрадный, самобытный С любовью и слезами пополам. Как просто пониманье Мирозданья, Когда, проснувшись по утру в тепле, Под солнечное лучика лобзанье, Домашний хлеб увидишь на столе.

В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И расти под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина – бессмертный, Хлебный колосок.

Автор: В. Орлов

Слайд 6

– А какой бывает хлеб? Давайте послушаем и думаем, что такое хлеб.

Учащимся раздается текст: «Какой бывает хлеб?» Учитель читает текст, учащиеся слушают. После чтения учителем учащиеся еще раз самостоятельно прочитают. Вместе с учителем учащиеся составляют кластер со словом хлеб.

Слайд 7

 Текст: «Какой бывает хлеб»

Хлеб – гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет, и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнение с хлебом. Но хлеб не только продукт питания, это – освещенный веками символ труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью русские люди до сих пор встречают и провожают дорогого, любимого человека, которому желают оказать почтение.

(А.Барыкин)

4. Обобщение материала

Ответить на вопросы:

1) Что мы узнали о хлебе? 2) Какие хорошие чувства рождает хлеб в нашей душе?

5. Домашнее задание. Написать рассказ от имени корочки хлеба.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

КЛАССНЫЙ ЧАС "Хлеб – всему голова"

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: « Хлеб – всему голова»

Цель: формирование жизненных ценностей на примере бережного отношения к хлебу.

Задачи:

Образовательная: формирование знаний у учащихся о этапах производства хлеба

Развивающая: расширять кругозор детей, креативное мышление, познавательный интерес; психические процессы: внимание, память, связную речь.

Воспитывающая: воспитывать ценностное бережное отношение у детей к хлебу и уважение к труду хлеборобов.

Оборудование:

1. Сноп пшеницы. 2. Каравай хлеба с солонкой (на рушнике). 3. Изделия из муки ( батон, калач, пряники, бублики, булки ) на столе (скатерть). 4. Сарафан и кокошник для девочки. 5. Запись песни «Русское поле» ( муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф). 6. Пословицы: «Каравай хлеба не свалится с неба», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Хлеб – всей жизни голова». 7. Иллюстрации хлебного поля, комбайна, …8. Красные пояса (для мальчиков). 9. Гербарии хлебных колосков.10. Баночки с зёрнами пшеницы, ржи, ячменя, с мукой. 11. Плакаты: «Хлеб – наше богатство! Берегите его!» и «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность! Им не сори!» 12. Словарные слова: квашня, каравай, комбайн, мелькомбинат, блокада.

Ход занятия

Под музыку «Русское поле» входят гости, родители.

Девочка в сарафане встречает их с караваем хлеба на рушнике и говорит слова: «Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!»

Ведущий:

-Есть в мире ценности, значение которых не преходяще. Это воздух, земля, вода, солнце и человеческая жизнь. В этот ряд можно поставить и хлеб – древний и вечно необходимый продукт человеческого труда.

- Сегодня на занятии, тема которого «Хлеб – всему голова», мы поговорим о хлебе. Узнаем, почему люди его так любят, ценят и относятся к нему бережно.

Словарная работа (по ходу занятия):

Квашня - деревянная кадка для замешивания теста.

Каравай - большой круглый хлеб.

Комбайн - специальная машина для уборки зерна.

Мелькомбинат- предприятие для изготовления муки.

Блокада- окружение города войсками противника, с целью не дать возможности оказать помощь со стороны и тем самым принудить жителей города сдаться.

Ведущий:

- Издавна хлеб берегли, в честь него слагали песни, говорили о нём, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб- батюшка. С тех далёких времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем. Он стал символом достатка и счастья. И этим счастьем люди спешат поделиться со всеми.

Чтецы:

- Вот он - хлебушко душистый,

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

-В нём – здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

А сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведущий:

- Хлеб нам дорог, как главный продукт питания. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Есть хлеб – человек сыт, здоров. Нет хлеба – человек голоден. В хлебе есть все питательные вещества, которые необходимы для жизни человека.

- У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»

Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

Слушание песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

Беседа по содержанию песни. Вывод: на Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу.

- Есть и другие пословицы о хлебе (хоровое чтение):

«Каравай хлеба не свалится с неба»

«У кого хлебушко, у того и счастье».

- Как вы понимаете их смысл?

Ведущий:

- Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нём.

- Проснутся утром люди, и кто-нибудь спешит купить хлеба к завтраку.

- Мчатся по улицам машины, а на них крупными буквами выведено «Хлеб».

- Тысячи людей во всех концах нашей Родины заняты то посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой хлеба.

- Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни людей?

Чтец:

- Растёт в поле пшеница, рожь, ячмень – это хлеб.

И мука из зёрен – это хлеб.

И то, что из муки сделано, тоже называют хлебом.

Ведущий:

- Сейчас вы прослушаете стихотворение, а потом должны будете ответить на вопрос:

- Какие работы проделывают люди, чтобы получить хлеб?

Чтецы:

- Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Пусть кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

Ведущий:

- Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

- Ребята! Так какие работы проделали люди, чтобы получить хлеб?

Работа с иллюстрациями на стенде.

Дети: 1. Вспахали землю. 2. Посеяли зерно. 3. Летом убрали урожай комбайнами.4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.5. Испекли на пекарне хлеб. 6.Привезли хлеб в магазин. Выложили на прилавок.7. Мы его купили, принесли домой, выложили на стол.

Вывод: благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе пышный хлеб.

Ведущий:

- О тяжёлой работе пекаря расскажет нам мама Г. Н., которая уже много лет работает на пекарне. Печёт для нас хлеб.

Чтец:

- Тем, кто хлеб печёт чуть свет,

Шлёт пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет, -

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари.

Ведущий:

- Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других.

Песня «Золотое зёрнышко» (дети поют хором).

Ведущий:

- Пришла пора провести «Хлебную викторину».

1. Что называют хлебом? Колосья, зёрна, печёный хлеб.

2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом? Чёрный – ржаной хлеб.

3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? Блины.

4. В какой сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто–то пшеницу мять да топтать? «Конёк – горбунок».

5. Почему пряник печатный? На нём есть напечатанная картинка или надпись.

6. Кто не велел в русской народной сказке садиться на пенёк и есть пирожок? Маша в сказке «Маша и медведь».

7. Назвать хлебобулочные изделия.

8. Как называют круглый хлеб? Каравай.

Физминутка.

Ведущий:

- Давайте поиграем в старую русскую народную игру «Каравай, где бывал?»

Правила игры: Выбирается «каравай». Он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и спрашивают у него хором: «Каравай, каравай, где бывал? Каравай, каравай, что видал?»

Каравай отвечает: «Я на небе бывал, я месяц видал»

Дети говорят: «Каравай, каравай, ты другого выбирай»

На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где бывал, что видал. Он отвечает. Повторяться нельзя (солнце, звёзды, тучи, облака, ветер, радуга, заря.) Если повторяется, дети ему хором говорят: «Каравай, каравай, то не правда! Ай–ай-ай!»

Чтец:

- Был хлеб всегда в почёте на Руси -

Её просторов главное богатство!

Его ты хочешь цену знать?

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы. (В. Суслов.) (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г чёрного хлеба):

Ведущий:

- Ребята. Жители города Ленинграда пережили в годы войны страшную блокаду (словарная работа).

- 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Это 2,5 года! Но не сдались! В это время пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители (старики, женщины, дети) – вот эти 125 г. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесных опилок, отрубей и других примесей. Эта была вся еда на весь день. Больше есть, было, нечего. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять!

Звучит песня «Священная война».

Ведущий:

- Но около полумиллионов ленинградцев умерли во время блокады от голода. В этом городе на Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…». Она адресована девочке Тане Савичевой, которая умерла от голода.

- Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим фактам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, чтобы выжить. И они умирали. А в наше время мы бережём и ценим хлеб?

Дети (читают хором):

Хлеб – драгоценность! Им не сори! Хлеба к обеду в меру бери.

Ведущий:

- Обращайтесь с хлебом бережно. Никогда не выбрасывайте его. Помните, что несколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите. А если не съели, посушите и пейте чай с сухариками или ешьте с супом, борщом. А ещё из кусочка хлеба можно сделать вкусный бутерброд.

Практическая часть.

На столе кусочки хлеба, колбасы, сала, сыра,…Дети делают себе бутерброды. Можно угостить гостей.

Чтец:

- Хлеб наш «насущный»- святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова-

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб-щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы. (Д. Леднев.)

Итог занятия.

Ведущая:

- Вот и подходит к концу наш разговор о хлебе.

- Так почему в народе говорят: «Хлеб – всему голова», «Хлеб - наше богатство»?

- Как мы его будем беречь?

globuss24.ru


Смотрите также