VIII городская исследовательская конференция
школьников I и II ступени обучения «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ»
Секция: «Первые шаги в науку»
«Хлеб всему голова!»
Авторы:
Власенко Михаил Вадимович
Кудаяров Тимур Алмазович
Ходжаева Сабрина Алихоновна,
ученики 1 «Б» класса МБОУ «Школа№4»
Руководитель:
Безуглая Наталья Михайловна,
учитель начальных классов МБОУ «Школа№4»
Муравленко,2014
«Хлеб всему голова!»
Авторы:
Власенко Михаил Вадимович
Кудаяров Тимур Алмазович
Ходжаева Сабрина Алихоновна,
Ямало- Ненецкий автономный округ
ученики 1 «Б» класса
Краткая аннотация
Проект позволяет расширить представления обучающихся об одном из ценных продуктов питания – о хлебе; ознакомить с процессом выращивания хлеба. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение наблюдать, мыслить, сравнивать, анализировать.
Оглавление:
1.Введение…………………………………………………………………………. 4
2.Основная часть:
2.1. Когда и где родился хлеб? .........................................................................5-6
2.2. Как же пекли хлеб в древности?................................................................6
2.3. Хлеб в жизни человека…………………………………………………..6
2.4 Путь от зерна до буханки …………………………………………………7
2.5. Экскурсия на хлебопекарню города Муравленко «Горячий хлеб»…….7-8
2.6 Национальные сорта хлебобулочных изделий…………………………...8-9
2.7 Хлеб в устном народном творчестве……………………………………..9
3.Заключение……………………………………………………………………….94.Список используемых источников……………………………………………..105.Приложение………………………………………………………………………11
1.Введение.
Актуальность: Мы выбрали эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше наши сверстники будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех - как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспоминать об этом надо не только в трудную минуту, а помнить - всегда! Мы наблюдали, как наши одноклассники сейчас относятся к хлебу, и мы надеемся воспитать в них уважение к труду тех людей, которые делают для нас этот бесценный продукт через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность.
Проблема: роль хлеба в жизни каждого человека и его значимость.
Цель: сформировать у сверстников представление о ценности хлеба и уважительное отношение к людям, его вырастившим.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме; выяснить, когда и где родился хлеб.
2. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.
3.Привлечь внимание к слову хлеб в устном народном творчестве в литературе и искусству.
4.Посетить хлебопекарню г. Муравленко «Горячий хлеб»
5.Научиться печь хлеб.
6. Полученный проектный продукт книга «Хлеб – всему голова!» привлечёт внимание учащихся к ценности хлеба как продукта питания, призовёт бережно, относиться к нему.
Методы проекта: сбор информации из разных источников, экскурсия, наблюдение.
Тип: учебный.
2. Основная часть.
Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Для этого мы и решили провести наш проект с целью узнать о значении хлеба в жизни человека.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее.Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен.
Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.
Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
2.2. Как же пекли хлеб в древности?
Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями, о существовании которых они и не подозревали. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства.
На разрезе хлеба, приготовленного со сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков, которые вызывают в тесте спиртовое и молочнокислое брожение с образованием углекислого газа, спирта и молочной кислоты. Углекислый газ, стремясь выйти из теста, разрыхляет его и создает пористость, что делает хлеб пышным и рыхлым. Молочнокислые бактерии образуют в тесте молочную кислоту, которая способствует набуханию муки, улучшению вкуса и аромата выпеченного хлеба. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше - сохраняется свежим и лучше усваивается организмом.
Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб.
Искусство приготовления разрыхленного хлеба со сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком.
2.3 Хлеб в жизни человека.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
2.4 Путь от зерна до буханки.
А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зёрнышка до хлеба очень длинный.
Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.
А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)
«Откуда хлеб на стол пришёл?» ( Приложение №1)
2.5.Экскурсия на хлебопекарню города Муравленко «Горячий хлеб».
Узнав много полезного и интересного о хлебе, мы решили посетить хлебопекарню нашего города «Горячий хлеб». В гости нас уже ждали, поэтому весь процесс хлебопечения мы увидели сами. Первым делом мы попали на склад где храниться мука и сырьё для выпечки хлеба. Мы узнали, что выпечка хлеба на пекарне автоматизирована. Мука из склада подаётся автоматически. Хлеб здесь готовят опарным способом. Опару (жидкое тесто) ставят с вечера. Для этого в воду добавляют ржаную муку и дрожжи. Опара киснет до утра, а утром добавляют муку, соль и замешивают тесто. Полученное тесто раскладывают в формы при помощи автоматизированной машине, в которой запрограммирован вес теста (800 грамм). После выемки теста из тестомеса, тесто помещают в расстоечный шкаф, в котором поддерживается повышенная влажность и оптимальную температура +400С. В этих условиях тесто быстро поднимается (в течение 20-40 мин.) и готово к выпечке в хлебопечи. Затем хлеб отправляют в ротационные печи. В ней происходит не только равномерное распределение воздуха по камере, но и вращение самой продукции. Благодаря сложному устройству наш хлебушек в ротационной печи быстро и равномерно выпекается и покрывается аппетитным глянцем со всех сторон. (Приложение №2)
2.6 Национальные сорта хлебобулочных изделий.
У каждого народа существует свое разнообразие хлеба и хлебобулочных изделий, разных по форме и составу. В Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.
На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный.
Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.
Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.
Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты, валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки. В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча. По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани. У азербайджанцев популярен чурек.
И мы дома решили сами испечь хлеб в современном устройстве - в хлебопечи. У нас есть разнообразные рецепты пшеничного, ржаного или смешанного хлеба с разными добавками: с сыром и чесноком, с кунжутом, со злаками и др. (Приложение №3)
2.7 Хлеб в устном народном творчестве.
В этом разделе нашей работы мы хотели показать, как люди ценят, уважают и берегут хлеб, слагая ему: пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы песни, стихи. Все это вы можете прочитать в нашей книге. Также мы составили памятку «Берегите хлеба каждую крупицу!» (Приложение №4 .Буклет)
3.Заключение.
Работая над проектом, мы открыли для себя много нового. Мы узнали, как труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нём находится практически все питательные вещества для человека. Мы поняли, почему люди с давних времён свято почитают и ценят хлеб. Из всего этого мы можем сказать, что хлеб остаётся главным и важным продуктом для человека. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы и наши одноклассники будем беречь, и ещё дольше дорожить хлебом.
4.Список используемых источников.
1.А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.
2.М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.
3.Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин,
И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г
4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г
5.http://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm6.http://bayun.ru/dia/Otkuda_hleb_prishel.html
7.Сумцов Н. Ф. Хлеб в обрядах и песнях // Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996. С. 158—248
8.http://slovari.yandex.ru/хлебопекарное
infourok.ru
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ:
I. Паспорт проектной работы:
1.1 Титульный лист проекта.........................................................................................2
1.2 Аннотация к проекту...............................................................................................3
1.3 Цель проекта.............................................................................................................4
1.4 Практическая значимость..................................................................................5
1.5 Задачи проекта.........................................................................................................6
1.6 Обзор литературы………………………………………………………...…7-10
1.7 Этапы и методы работы над проектом...............................................................11
1.8 Необходимое оборудование и смета..................................................................12
1.9 Продукт……............................................................................................................13
1.10 Отзыв руководителя.............................................................................................14
II. Описание процесса исполнения...................................................................15-17
III. Выводы и самоанализ работы над проектом................................................18
IV. Список источников информации по проекту...............................................19
V. Приложения......................................................................................................20-24
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №61"
г. Брянска.
Конкурс проектов
учащихся образовательных учреждений города (начальная школа).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Хлеб всему голова».
Окружающий мир.
Выполнили:
Дёмкина Арина
Дятлов Денис
Филатова Виктория
Чернякова Валерия
Руководитель:
Е.Г.Коношенко
Брянск 2016г.
1.2 АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ.
Каждый вечер, собираясь за ужином, бабушка кладёт на стол ломтики хлеба,
Для меня ломтики «Белорусского», для родителей - «Заварной», а себе обычный «Петровский» хлеб. Каждый из нас хвалит свой ломтик хлеба. Ведь без хлеба трудно представить себе завтрак, обед или ужин.
Какое привычное и все-таки необычное слово! Хлеб! В самом деле - вдумайтесь. Хлеб - всему голова. Как часто мы слышим и говорим о нём! Вот такое коротенькое, но емкое слово – «хлеб».
Давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Что такое хлеб? Словом хлеб называют не похожие друг на друга растение, зерно, муку, изделия из муки. Почему он занимает такое место в нашей жизни? Давайте всё по порядку. Кто не испытал голода, тот не знает истинную ценность хлеба; кто не работал в поле, тот не постиг, как трудно достаётся хлеб; когда хлеб в достатке, ценность его не замечается». Мне всегда было интересно, когда и как появился хлеб на Земле?
Здорово, что эти вопросы интересуют и моих одноклассников. Теперь мы хотим рассказать вам о хлебе, о его прошлом, настоящем и будущем.
1.3 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Свою работу мы начали в октябре и поставили перед собой цель: расширить свои знания о хлебе, пшенице, о продуктах, которые получают из злаков пшеницы, учиться правильному и бережному отношению в обращении с хлебом, сохранить культурное наследие предков. Собрать информацию и материалы для создания книги – Хлеб всему голова.
1.4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Наш проект, сплотил не только нас, но и наши семьи, мы узнали много нового о хлебе, пекли пироги и угощали одноклассников.
Мы должны уважать хлеб - главное богатство нашей страны, добиваться, чтобы каждый знал, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем больше мы будем знать о хлебе, тем дороже он будет для нас.
Мы решили создать свою книгу, которая так и называется – Хлеб всему голова! Мы считаем, что книга поможет преподавателям при проведении внеклассных мероприятий и расширит кругозор наших сверстников о хлебе.
1.5 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
1.Подобрать литературу по данной теме.
2. Познакомиться с историей выпечки хлеба.
3. Изучить полезные свойства хлеба;
4. Познакомиться с сортами пшеницы, которые выращивают в нашей местности.
5. Провести наблюдения за всхожестью зерна пшеницы.
6. Доказать достоверность выражения - «Хлеб всему голова!»
7. На основе полученных знаний выполнить творческую работу.
1.6 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
Из истории хлеба.
Хлеб – один из основных продуктов массового потребления.
Открытие хлеба произошло в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых, именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал собирать и культивировать хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным, а отношение к хлебу у русского народа во все времена было самое почтительное. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол – доска». В народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб - батюшка», «Хлеб – кормилец». Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. А для выпечки одного батона потребуется 10 тысяч зёрен.
Знаете ли вы, что ежегодно в нашей стране выпекается 300 миллионов тонн хлеба. А сколько труда вложено в каждое зёрнышко хлеба!
Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба. Такая, малость – подумаешь! А может, и в самом деле подумаем?
Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба.
В годы Великой Отечественной Войны люди умирали от голода, нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб. В музее истории Санкт-Петербурга в разделе, посвященном Великой Отечественной войне можно увидеть кусочек хлеба весом в 125 граммов. Дневная норма хлеба времен Великой Отечественной войны. Рядом с войной всегда шествовал голод. Война и голод – неразлучная пара. Только мир справлялся с голодом. Мир и хлеб – тоже неразлучная пара. Не забывайте главного, чем бережнее мы будем относиться к хлебу, тем благополучнее станет наша жизнь!
А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются словом ХЛЕБА. Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название – ЖИТО. Слово ЖИТО народ произвёл от слова ЖИТЬ. Будет жито – и жить можно! Почему именно хлеб стал главным продуктом людей в разных уголках земли? Возможно, потому что злаковые культуры отлично подходили для возделывания: тяжёлые зёрна не выветриваются, хорошо переносят зиму и не замерзают в почве. Весной после формирования колоса, у хлебов наступает период цветения. Затем в течении месяца рождается зерно. Колос обмолачивают, из собранных зёрен получают муку, а из неё – хлеб, содержащий необходимые для питания человека углеводы, белки и витамины.
Чем полезен хлеб.
Хлеб - это исключительно ценный и полезный продукт. Он содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку, поэтому можно достаточно долго прожить на хлебе и воде без всякого ущерба для здоровья. Причём самая полезная часть и черного, и белого хлеба, и даже сдобы - корка. Немецкие исследователи выяснили, что хлебная корка является богатым источником антиоксидантов, которые противостоят развитию склероза и онкозаболеваниям.
Люди, которые постоянно употребляют хлеб за едой, реже становятся пациентами стоматологов. Оказывается хлебная корочка, не хуже зубной щётки, очищает зубы от налёта, а хлебный мякиш в сочетании со слюной препятствует возникновению кариеса, т.к. нормализует кислотно-щелочной баланс во рту.
Огромное количество растительной клетчатки, способствующей пищеварению, человек получает именно из хлеба. Именно эти ценные пищевые волокна поглощают и выводят поступающие с пищей и образующиеся в процессе пищеварения вредные вещества, впитывают аллергены, снижают уровень холестерина и укрепляют иммунитет, а также способствуют нормализации работы сердечно - сосудистой системы.
Хлеб ценен и содержанием витаминов группы В (витамин B1, например, необходим для нормального обмена углеводов и функционирования нервной системы, а витамин В2 чрезвычайно важен для роста детей), а также в хлебе содержится биотин, который делает волосы пышными и блестящими.
В хлебе много триптофана - аминокислоты, которая стимулирует выработку головным мозгом "гормона хорошего настроения" - серотонина.
И самое главное: хлеб - пожалуй, единственный продукт питания, который, даже черствея, не теряет своих полезных свойств.
А еще хлеб никогда не приедается.
Из книг и рассказов взрослых мы узнали, что вырастить пшеницу и получить хлеб – это долгая, кропотливая и трудная работа, которой занимается люди многих профессий.
В трудные годы люди за горбушку хлеба готовы были работать день и ночь. Ведь хлеб – это жизнь.
Во многих странах мира есть музеи хлеба. В Санкт-Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу. Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти человека и нравственной ценности Хлеба.
Хлеб в России пекли с куполами
Чтоб хватило как неба на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считалось за грех.
Пусть во всех домах мира будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь. Хлеб – драгоценность! Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.
1.7 ЭТАПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Этапы работыСроки
Задачи, решаемые на данном этапе
Результат работы на данном этапе
Предпроект
Октябрь
(1,2 неделя)
Обсуждение идеи; формулирование темы проекта.
Выбор темы проекта.
Планирования работы над проектом
Направление творческой работы; определение временных рамок; обсуждение возможных вариантов оформления работы; постановка актуальных проблем.
Определение конечного продукта, формулирование целей и постановка задач работы.
Аналитический этап
Октябрь
(3-4 неделя)
Творческая работа и получение новых знаний и открытие своих возможностей и потенциала; уточнение цели и задач; поиск, сбор и анализ информации; изучение литературы, Интернета.
Оформление теоретической части портфолио папки проекта, анализ и обобщение полученных результатов. Подбор и заготовка материалов для книги.
Этап обобщения
ноябрь
(1 неделя)
Систематизация, полученной информации; обобщение для подведения итогов.
Изготовление книги
"Хлеб всему голова".
Презентация Полученных результатов
январь
(3,4 неделя)
Оформление папки портфолио проекта; составление презентации к защите.
Защита проекта.
1.8 НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СМЕТА.
п/пНаименование
Количество
Стоимость ( р.)
Фотопечать формат А-4
5
25
Итого
125
1.9 ПРОДУКТ.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1.10 ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ.
Отзыв на исследовательский проект
учеников 3а класса МБОУ СОШ № 61г. Брянска.
Тема проекта выбрана не случайно. В последнее время всё чаще можно наблюдать небрежное отношение к хлебу. По результатам наблюдения и социологического опроса пришли к выводу, что необходимо способствовать формированию представления о том, как появляется хлеб на столе, формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.
Реализация проекта дала возможность учащимся расширить свой кругозор, поделиться с ребятами успехами и достижениями при выполнении поставленной цели. Проект, сплотил и объединил и детей и семьи. Данный проект может быть использован на внеклассных мероприятиях, на уроках окружающего мира и литературного чтения. Проект способствует развитию познавательных интересов учащихся и бережного отношения к хлебу.
Руководитель проекта учитель начальных классов Коношенко Е.Г.
II. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ.
Получение хлеба – это трудоемкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.
Мы провели собственное исследование.
Выбрали зёрна для посева. Для нашей местности подходит пшеница сорта Московская 56, отличается повышенной зимостойкостью. Одну часть посадили в землю, другую залили водой. [2] На третий день зёрна проклюнулись, появились росточки и корешки. Мы посчитали: их было 90 зёрнышек. Через день проклюнулось ещё 6 зернышек. Остальные семена не проросли. Значит, из 100 зерен проросло 96 штук, что составляет 96 % , а это средний показатель всхожести пшеницы, который считается хорошим в нашей местности. Пшеница в горшочке стала расти и набирать силу, но наши ростки не заколосились, мы посадили озимую пшеницу, а она должна перезимовать. [3]
Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах и дома можно испечь хлеб и вкусные пироги. Пекут его из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. [4]
А как относятся к хлебу наши сверстники? Любовно? Бережно? Или не очень оттого, что хлеб нам сейчас достается легко!
Среди учащихся 3 «А», 3 «Б» , 3 «В» и 4 «А» классов был проведён опрос: «Как вы относитесь к хлебу?».
Всего в опросе принимало участие 78 человек.
После подведения итогов было выявлено, что
Какой хлеб в вашей семье едят чаще:
а) пшеничный -31 человек, т.е. 39,7%
б) ржаной – 10 человек, т.е. 12,8%
в) и тот и другой – 37 человек, т.е.47%
Как поступаете с чёрствым хлебом дома:
а) кормим птиц – 30 человек, т.е. 38%
б) после вторичной обработки употребляем в пищу: сушим сухари, жарим гренки и т. д. -42 человека, т.е. 53,8%
в) выбрасываем -6 человек, т.е. 7%
Как поступите с куском хлеба, лежащим на полу в школьной столовой:
а) пройду мимо – 6 человек, т.е. 7%
б) подниму и положу в отходы – 72 человека, т.е. 92%
Таким образом, социологический опрос показал, что дети недостаточно бережно относятся к хлебу. А это значит, что они мало знакомы с историческим прошлым хлеба.
III. ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Выбранная нами тема исследовательской работы очень актуальна и имеет большую значимость. Работая над задачами, поставленными в ходе работы мы подрастающее поколение должны понимать, что изобилие хлеба и хлебных изделий не должно порождать расточительства, не должно снижать того чувства уважения, которым хлеб пользовался во все времена, у всех народов, во всех странах.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб остаётся самой большой нравственной ценностью всего человечества. Поэтому хлеб нужно беречь. О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб, ведь не зря поётся в известной всем песне: «Ты запомни, сынок, золотые слова – Хлеб всему голова!»
IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ:
«Хлеб - всему голова» [сайт] – URL: www.kraushka.ru (сайт посвящен хлебу, его видам и способам выпечки, описаны также и другие хлебобулочные изделия: печенье, ватрушки, кексы, куличи, вафли и т.д.)
Алмазов, Б. А. Наш хлеб: научно-художественная книга / рис. и оформл. Д. Плаксина. – Л.: Детская литература, 1985. – 207 с., ил.
Ежикова, Т.А. В гости праздник к нам пришёл [Текст]// Т.А. Ежикова, Т.Я. Кляйн.- Волгоград: Учитель, 2001.-46с.
Митяев, А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»/А. Митяев.- М.: Детская литература, 1990.-15с.
Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст]/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: Азбуковник, 2001.- 940с.
Пословицы русского народа: сборник В. Даля: в 2-х т. Т.2/послесл. В. Аникина; худож. Г. Клодт.-М.: Художественная литература, 1989.-447с., ил.
Хлеб - всему голова [страница сайта]
http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/ «Хлеб всему голова» http://www.hleb.net/ «Российское хлебопечение».
http://www.murmanhleb.ru/hleb /картинки хлеба.
httpHYPERLINK"http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"://HYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114
V. ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Наша книга готова!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выбрали зёрна для посева.
Одну часть посадили в землю, другую залили водой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
На третий день зёрна проклюнулись, появились росточки и корешки.
Наши ростки не заколосились, мы посадили озимую пшеницу, а она должна перезимовать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах и дома можно испечь хлеб и вкусные пироги.
infourok.ru
Проект
на тему: «Хлеб – всему голова».
2012 -2013 уч. год
Учитель Григорьева Е. А. 1 «Г» класс
МОУ СОШ № 41 г. Саратов
Проект "Хлеб - всему голова!"
Обоснование выбора темы.
Мы выбрали эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех - как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспоминать об этом надо не только в трудную годину, а помнить - всегда!
Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность. В сказках о хлебе авторы затрагивают все вопросы воспитания.
Поэтому, мы считаем, что сказка самый первый и необходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными.
Исходя из выше сказанного, мы стараемся чаще говорить об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет хлеб в жизни человека, как люди страдали во время войны, когда хлеба практически не было. И думаем, что сможем увлечь детей любовью к хлебу, так как уже сейчас видны результаты нашей работы по этому проекту.
ЦЕЛЬ:
1. познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
2.Провести викторину о хлебе.
3.Посетить Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Россельхозакадемию в г. Саратове с целью расширения кругозора уч-ся и знаний о крупнейших ведущих научных заведений агропромышленного комплекса Саратовской губернии .
ЗАДАЧИ:
Обучающие
1. Расширять представление детей о многообразии
хлебных проду
2. Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
3. Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
1. Развивать творчество и фантазию, мышление и
любознательность, наблюдательность и воображение.
2.Обогащать словарь детей. Научить детей
концентрировать внимание и высказывать собственное
мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей
действительности.
3. Формировать у детей положительную эмоциональную
отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
4. Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Срок осуществления проекта :
Участники проекта: учащиеся 1 «Г» класса, классный руководитель Григорьева Е. А., родители.
Этапы Проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 |
1. Формирует проблему (цель) 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формирует задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2. Вхождение в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проект |
2 |
4. Помогает в решении задач. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 | 7. Практическая помощь (по необходимости) 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
nsportal.ru
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова»
Продолжительность: познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
«Лучше хлеб с солью в покое и без печали,
Чем множество блюд многоценных в печали и горе».
Иоанн Златоуст
Актуальность.
С рождения ребенок является первооткрывателем. Наилучшим образом решается задача поиска ответа на вопрос с помощью метода проекта, в основе которого лежит определенная проблема. При разработке и реализации проектов мы стремились к тому, чтобы ребенок воспринимал нужные ему знания, изучаемая проблема бралась из реальной жизни и значима для ребенка, а её решение должно требовать от него познавательной активности, проявлений творчества и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Эта тема выбрана неслучайно так, как в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в тоже время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность. В сказках о хлебе авторы затрагивают все вопросы воспитания. Поэтому, мы считаем, что сказка самый первый и необходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными.
Проектная деятельность позволяет проследить взаимосвязь в развитии познавательныхтворческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
Участие детей в проекте «Хлеб – всему голова» позволит максимально обогатить знания и представления детей о зерновых культурах, их свойствах, развивать связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель проекта:
• Расширить знания детей о хлебе.
• Вовлечение каждого участника в активный познавательный и творческий процесс.
• Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности: познавательную, творческую (художественно-эстетическую, коммуникативную.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба;
• Закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
• С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
• Обогащать словарный запас детей;
• Учить концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей;
• Формировать этическое отношение к окружающей действительности;
• Прививать навыки бережного отношения к хлебу.
• Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального общения, способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Предварительная работа:
1. Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;
2. Подбор информационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;
3. Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, стихи, загадки.
Создание условий для осуществления проекта:
• Создание мини – музея «Хлеб – всему голова»
• Подобрать картотеку мультфильмов и песен о хлебе;
• Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями про хлеб;
• Подборка дидактических пособий, репродукций картин для обновления развивающей среды;
• Рекомендовать родителям приобрести для домашнего книжного уголка произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) о хлебе.
Предполагаемый результат:
• Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Хлеб»;
• Формирование у дошкольников опыта познания процессов и явлений, происходящих в природе;
• Развитие логического мышления через осознание причинно- следственных механизмов экосистемы;
• Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе: познавательного, эстетического, гуманного;
• Развитие творческих способностей детей средствами разных видов художественно – продуктивной и театрализованной деятельности;
• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;
• Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Подготовительный этап:
Работа воспитателя:
• Работа с интернетом, энциклопедиями, с литературой по теме «Хлеб всему голова».
• Подборка книг, стихов, пословиц, поговорок и загадок о хлебе,
иллюстраций, дидактических пособий, репродукции картин для обновления развивающей среды.
• Подготовить и организовать экскурсию на «Хлебокомбинат», «Мельницу».
Создание предметно-развивающей среды в группе: мини – музей хлеба; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре: «Уборка урожая», «Пекарня».
• Изготовление папки «Как наши предки хлеб выращивали», «Как хлеб к нам стол пришел».
Работа с родителями:
• Подборка пословиц, поговорок, загадок и стихов о хлебе.
• Рисунки и поделки совместно с детьми на тему «Хлеб».
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Хлебный магазин», «Кондитерская».
• Подбор интересной информации о хлебе из книг, интернета, энциклопедий.
Содержание работы над проектом:
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы:
1-я неделя
Понедельник:
• Беседа с детьми «Как выращивают хлеб» с использованием дид. пособия «Как хлеб к нам стол пришел».
• НОД с детьми на тему: «Когда и где родился хлеб»
• Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
• С/р игра: «Магазин «ХЛЕБ», «Семья»
• Дидактическая игра «Назови профессию», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
• Познавательно – исследовательская деятельность: «Проращивание зерен»
• Познавательное развлечение: просмотр мультфильмов «Колосок», «История о девочке, которая на хлеб наступила» и др.
• На прогулке: п/и «Пахари и жнецы»
Работа с родителями: чтение и разучивание с детьми пословиц и поговорок о хлебе
Вторник:
• Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба» и составление рассказов по картинке с целью: закрепление знаний последовательности выращивания хлеба.
• Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Мельница»
• Чтение сказок «Лёгкий хлеб», «Крупеничка».
• Инсценировка отрывка из сказки «Лёгкий хлеб».
• Сюжетное рисование с помощью трафаретов по теме «Хлеб»
• На прогулке: п/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем»
Среда:
• Беседа с детьми на тему: «Для чего растению нужны семена?»
• Опытно – экспериментальная деятельность: «Отделяем зерна от плевел»
Пластический этюд «Колосок»
• Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь»
• Проговаривание чистоговорки «Калачи»
• Аппликация обрывным методом «Колоски»
• Разгадывание загадок
• На прогулке: речевая игра «Корреспондент» с целью закрепление знаний по теме «Хлеб».
Четверг:
• Просмотр презентации «Как колосок на стол хлебом пришёл»
• Дидактическая игра «Что за, чем» - выстраивание цепочки последовательности выращивания хлеба с помощью карточек с целью закрепления знаний
• Лепка из солёного теста хлебобулочных изделий
• Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
• Проговаривание скороговорок о хлебе
• Слушание песни в исполнении О. Воронец «Хлеб – всему голова»
• На прогулке: п/и «Пахари и жнецы», с/р игра «Пекарня» (хлебобулочные изделия из песка, «Магазин «Хлеб»
Работа с родителями: чтение дома сказок о хлебе, или в которых упоминается о нем.
Пятница:
• Экскурсия на мельницу
• Беседа по экскурсии с целью закрепления полученных впечатлений и информации детьми.
• Дидактическая игра: «Какая мука, из какого зерна получается?»
• На прогулке: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Работа с родителями: совместно с детьми испечь печенье и булочки.
2-я неделя
Понедельник:
• НОД с детьми на тему: «Хлеб – великое чудо земли»
• Просмотр презентации: «Традиции русского гостеприимства»
• Выставка семейного творчества «Хлеб – всему голова» (выпечка)
• С/р игра «К нам пришли гости» (пригласить детей младшей группы в гости на чаепитие с угощениями, испеченными совместно с родителями)
• Разучивание песенки о хлебе: «Отличные пшеничные»
• Повторение стихов и пословиц
• На прогулке: дид. игра «Сложи колосок» (из геометрических фигур, работа в раскрасках по теме: «Хлеб»
Вторник:
• Чтение и пересказ произведения Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками»
• Познавательно – исследовательская деятельность: «Рассматривание пророщенных зерен»
• Разучивание физминутки «Бабочка божьей коровке звонила…»
• Дидактическая игра «Что нужно для хорошего роста растений?»
• Слушание песни – загадки «Бываю я чёрным, бываю я белым»
• Разгадывание кроссворда по теме: «От зернышка до каравая»
• На прогулке: игра -эстафета «Кто быстрее соберет урожай», с/р игра «Кондитеры», дид. игра «Когда это бывает?», «Что за чем?» (индивидуальная работа)
Среда:
• Экскурсия на хлебокомбинат.
• Беседа по экскурсии с целью закрепления полученных впечатлений и информации детьми.
• Дидактическая игра «А какой он, хлеб», «Назови профессию»
• Этюд «Тесто»
• ТРИЗ «Плохо – хорошо» (бережное отношение к хлебу)
• Раскрашивание хлебобулочных изделий из соленого теста
• На прогулке: п/и «Пшеница и хлебороб», хороводная игра «Каравай»
Четверг:
• Организация и проведение сюжетно – ролевой игры «Экскурсовод» (экскурсия по мини – музею)
• Дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»
• Изготовление детьми плоскостного театра «Путешествие колоска»
• Театрализованная деятельность: «Путешествие колоска»
• Словесная игра «Продолжи пословицу»
• Викторина по сказкам о хлебе
• На прогулке: дид. игра «Испеки каравай», с\р игра «Пекари», «Булочная»
Работа с родителями: совместно с детьми испечь хлебобулочные изделия к чаепитию.
Пятница:
• Итоговое интегрированное познавательное занятие «От зернышка до каравая» с использованием ИКТ
• Чаепитие детей и родителей с дегустацией испеченных хлебобулочных изделий
• Творческая мастерская «Составление узоров и рисунков из круп»
• Выставка работ
• На прогулке: п/и «Пшеница и хлебороб», хороводная игра «Каравай», речевая игра «Корреспондент» с целью закрепление знаний по итоговому занятию.
Ресурсы проекта:
1. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 40с.
2. Данюкова А. Вы любите проекты?// Обруч – 2001. - №4 – с. 11-13.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.
4. Коломина Н. А. Занятие по экологии в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 144с.
5. Методическая литература под редакцией Л. Г. Горького и Т. Бондаренко.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – состав.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 4-е изд., М.:АРКТИ, 2006. – 96с.
7. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
8. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».
9. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. – 2000.- №2. – с. 8-17.
10. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.11. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – Мозаика – Синтез, 2006. – 104 с.
12. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 32 с.
13. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.
Приложение №1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Берёзка»
Конспект интегрированного познавательного занятия
На тему: «От зёрнышка до каравая»
Подготовительная группа.
Воспитатель:
Задачи: Обучающие:
• Уточнить и закрепить знания детей о выращивании хлеба;
• Закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
• С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
• Обогащать словарный запас детей;
• Учить концентрировать внимание и высказывать собственное мнение. Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей;
• Формировать этическое отношение к окружающей действительности;
• Прививать навыки бережного отношения к хлебу. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Материал: Демонстрационный: презентация «От зёрнышка до каравая», каравай;
Раздаточный: карточки модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба; солёное тесто, стеки, формочки, ножницы, баночки с водой, кисточки, салфетки, доски, колпачки поварят.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»; украинской народной сказки «Колосок»; белорусской народной сказки «Легкий хлеб»; разучивание пословиц и стихов о хлебе; инсценировка отрывка из сказки «Лёгкий хлеб»; мини – музей хлеба; изготовление макета каравая.
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в зал под музыку.
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время. Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: - Давайте поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим хорошим настроением:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро! Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
(дети садятся за столы)
Воспитатель:- Для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый,
И бывает подгорелый.
Без него плохой обед.
Вкуснее и полезней его нет.
(хлеб)
Дети: Хлеб
Воспитатель: - Я не случайно загадала вам эту загадку. Сегодня мы поговорим о хлебе, а точнее о его пути «От зернышка до каравая». Воспитатель: - Хлеб есть на столе у нас всегда, и его мы все очень любим. Представить жизнь, нас, современных людей, которые могут приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Про хлебможно говорить бесконечно. О хлебе существует множество пословиц и поговорок, сложено много песен и стихов, есть много разных сказок, в которых упоминается о хлебе. Герои этих сказок живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним некоторые из них: прослушайте, отрывок аудиозаписи, и скажите из какой он сказки?
Дети слушают аудиозапись сказки «Колосок».
(ответы детей)
Воспитатель: - А сейчас я вам зачитаю один эпизод из сказки, а вы мне скажите, как называется эта сказка:
…Царь опять позвал сыновей:
- Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.
Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:
- Что закручинился? Он отвечает:
- Надо к завтрему испечь царю хлеб.
- Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.
А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:
- Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.
Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.
Дети: «Царевна- лягушка», р. н. сказка.
Воспитатель: - А теперь посмотрите фрагмент сказки и скажите, как называется это произведение:
(инсценировка отрывка из сказки «Легкий хлеб»)
Сказка «Легкий хлеб»
Косил мужик траву на лугу, уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.
Выходит из лесу голодный волк. Видит мужик под кустом сидит и что-то ест.
Подошел к нему волк, спрашивает:
- Ты что ешь?
- Хлеб, - отвечает мужик.
А вкусный он?
- Страсть, какой вкусный!
- Дай мне попробовать.
- Милости прошу!
Отломил мужик кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!
- Ладно, говорит, мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать….
Воспитатель: Вы, догадались, как называется эта сказка?
Дети: Сказка «Легкий хлеб»
Воспитатель: А вы помните, о чем эта сказка? А чем она закончилась?
Дети: Мужик рассказал ему как хлеб доставать, а Волк хотел отведать легкого хлеба, и в итоге остался ни с чем.
Воспитатель: - Ребята, а так ли легко достается хлеб на самом деле, как хотелось волку?
Дети: Нет.
Воспитатель: - А почему?
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами вспомним, как выращивают хлеб. У вас на столах лежат карточки модели последовательности выращивания хлеба (трактор + земля; сеялка; поле с колосьями; комбайн + машина; элеватор; мельница; хлебозавод; магазин, вам необходимо разложить их в правильном порядке.
Воспитатель:- А теперь, ребята, обратите ваше внимание на экран и сравните, правильно ли вы выполнили задание.
(Дети сверяются).
Актуализация знаний:
Уточнение значения каждого звена в цепочке с сопровождением загадок или вопросов.
Воспитатель:- Молодцы ребята, с заданием все справились правильно. А теперь давайте разберем каждое звено.
Воспитатель: - Где растет хлеб?
Дети: В поле
Воспитатель: - Как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы
Воспитатель: - Что делают люди в поле на тракторе?
Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.
Воспитатель: - Зачем нужны людям в поле сеялки?
Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.
Воспитатель: - Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?
Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.
Воспитатель: - Что за машина помогает убрать хлеб с поля?
Дети: Комбайн.
Воспитатель: - Как называют людей, которые водят эти машины?
Дети: Комбайнеры.
Воспитатель: - Куда с полей везут зерно?
Дети: На элеватор.
Воспитатель: - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
Воспитатель: - Что дальше происходит с зерном?
Дети: с элеватора его везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку.
Воспитатель: - Вот на мельнице пшеница. Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (мука)
Воспитатель:- А что дальше?
Дети: Затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Воспитатель:- А кто печет хлеб?
Дети: Пекари.
Воспитатель:- На большом хлебозаводе станет тестом та мука.
Хлебу путь теперь не долгий.
Вот и в булочной на полке,
Вот к тебе уже на стол
Он пожаловал, пришел.
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам на время тоже стать пекарями.
Затем дети надевают колпачки и садятся за столы.
Физминутка «Пекари».
(На каждом столе стоят контейнеры с солёным тестом, стеки, зубчатые ножницы, доски, салфетки, скалки).
Воспитатель:- Дети, а что можно испечь из муки?
Дети: Хлеб, булочки, пироги и т. д.
Показ слайдов этих изделий.
Воспитатель:- А как можно сказать по- другому?
Дети: Хлебобулочные изделия
Воспитатель:- Правильно ребята, но издревле на Руси одним из главных символом считался каравай. Караваем в России встречают дорогих гостей. Обратите, пожалуйста, ваше внимание на то, какой он красивый, аппетитный, как он украшен.
Воспитатель:- Вот и я ребята каравай сделала, а украсить его не успела. Сейчас я предлагаю вам помочь мне его украсить. У вас на столах есть все необходимое для этого. Но украшения каждый стол будет делать разные: 1- раскатывает тесто в длинные «колбаски» (палочки) и скручивает их в жгуты. Ими мы будем украшать край каравая. 2- делает цветочки с помощью стеков или формочек. Этими цветами мы украсим середину нашего каравая. 3- вырезаете с помощью стеков или фигурных ножниц листочки. Ими мы украсим пустое место между цветами и жгутиками.
Дети выполняют работу и украшают каравай. Воспитатель по мере необходимости помогает им.
Воспитатель:- Ну вот, каравай украшен, теперь нам нужно его испечь.
Ча-ча-ча – наша печка горяча.
Чи-чи-чи – пеки печка калачи.
Чу-чу-чу – будет всем по калачу.
Чо-чо-чо – осторожно горячо!
Воспитатель кладет каравай в печь.
Воспитатель: - А пока наш каравай печётся, давайте с вами вспомним пословицы и стихи о хлебе. Какие вы знаете пословицы о хлебе?
Дети читают пословицы:
-«Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска»;
-«Хлеб - всему голова»;
-«Ешь пироги, а хлеб вперёд береги».
Воспитатель: - Ребята, а кто нам прочтет стихотворение о хлебе?
Ребёнок читает стихотворение.
Положит в землю человек зерно,
Прольётся дождь- зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок.
По совести достанется кусок (автор Я. Аким).
Воспитатель:- Ребята, а как нужно относиться к хлебу?
Дети: - Нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно.
Воспитатель:- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.
Сюрпризный момент:
Воспитатель:- Ребята, мы совсем забыли про наш каравай, мне кажется, что он уже готов. Давайте посмотрим?
Воспитатель идет к печке и приговаривает вместе с детьми:
«Попало наше тесто в горячее место.
Попало - не пропало, румяным караваем стало».
Воспитатель:- Посмотрите, какой красивый, пышный и ароматный получился у нас каравай!
Вот он, каравай душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле.
Воспитатель:- Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Угощаем караваем всех гостей.
Приложение №2
nsportal.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»