Понятие "однозначное слово": примеры и значения. Хлеб однозначное слово или многозначное


Многозначные слова

I- Многозначные слова

1. Определить многозначное слово. А) Торговец. В) Ёрш. С) Сыр. D) Пиала. Е) Известь. Правильный ответ: В. 2. Определить многозначное слово. А) Невеста. В) Мёд. С) Заложить. D) Медиана. Е) Небо. Правильный ответ: С. 3. Многозначные слова бывают среди всех частей речи, кроме: А) Числительных. В) Прилагательных. С) Существительных. D) Наречий. Е) Глаголов. Правильный ответ: А. 4. Укажите многозначное число: А) Договор. В) Делигат. С) Лингвистика. D) Компания. Е) Интерьер. Правильный ответ: D. 5. Укажите многозначное число: А) Ровесник. В) Расчётчик. С) Незаурядный. D) Планета. Е) Акварель. Правильный ответ: Е. 6. Укажите многозначное число: А) Экспонат. В) Полотно. С) Стадион. D) Фестиваль. Е) Натюрморт. Правильный ответ: В. 7. Укажите многозначное число: А) Тетрадь. В) Апельсин. С) Телевизор. D) Кнопка. Е) Велосипед. Правильный ответ: D. 8. Укажите многозначное число: А) Пиджак. В) Рукав. С) Вестибюль. D) Брошюра. Е) Каникулы. Правильный ответ: В. 9. Укажите многозначное число: А) Пурга. В) Гравий. С) Цикада. D) Колокольчик. Е) Флейта. Правильный ответ: D. 10 Укажите многозначное слово: А) Изморозь. В) Плато. С) Человек. D) Конкурс. Е) Кисть. Правильный ответ: Е. 11. Укажите ряд многозначных слов: А) Очертание, планёр, пороша. В) Колокольчик, перо, хвост. С) Сувенир, флора, циновка. D) Гантель, брошюра, лексикон. Е) Айсберг, бакен, кроссворд. Правильный ответ: В. 12. Укажите ряд многозначных слов: А) негодование, невзгоды, пурга. В) вестибюль, доверие, каталог. С) конкурс, космос, обаяние. D) кнопка, кисть, хлеб. Е) циновка, жюри, изморозь. Правильный ответ: D. 13. Укажите ряд многозначных слов: А) мираж, натюрморт, комиссия. В) мираж, каникулы, ровесник. С) меркнуть, недруг, территория. D) игла, перо, земля. Е) поликлиника, санаторий, творчество. Правильный ответ: D. 14. Укажите ряд многозначных слов: А) телевизор, планер, партер. В) стадион, фойе, антракт. С) персонаж, телеграмма. D) делегат, интерьер, космос. Е) колонна, полотно, акварель. Правильный ответ: Е.

15. Фразеологизм имеет значение «мало»: А) Хоть пруд пруди. В) Кот наплакал. С) Яблоку негде упасть. D) На всю глотку. Е) Во все лопатки. Правильный ответ: В 16. Фразиологизм имеет значение «много»: А) Сломя голову. В) В час по чайной ложке. С) Слово в слово. D) Тьма-тьмущая. Е) Кот наплакал. Правильный ответ: D. 17. Фразиологизм имеет значение «точно»: А) Держать в голове. В) Хоть пруд пруди. С) Заткнуть за пояс. D) Вилами по воде писано. Е) Комар носа не подточит. Правильный ответ: Е. 18. Фразиологизм имеет значение «Быстро»: А) Куры не клюют. В) Черепашьим шагом. С) В мгновение ока. D) Вилами по воде писано. Е) Яблоку негде упасть. Правильный ответ: С. 19. Фразиологизм имеет значение «медленно»: А) Сложить руки. В) Черепашьим шагом. С) Ловить ворон. D) На скорую руку. Е) Шевелить мозгами. Правильный ответ: В. 20. Фразиологизм имеет значение «Запомнить»: А) Сесть в калошу. В) Заткнуть за пояс. С) Зарубить на носу. D) Прикусить язык. Е) Наложить вето. Правильный ответ: С. 21. Фразиологизм имеет значение «Фантазировать»: А) Обвести вокруг пальца. В) Метать гром и молнии. С) Вилять хвостом. D) Витать в облаках. Е) Кот наплакал. Правильный ответ: D. 22. Фразиологизм «витать в облаках» обозначает: А) Сдерживающая сила. В) Любимое дело. С) Уязвимое место. D) Постоянная угроза. Е) Двигательная сила. Правильный ответ: С. 23. Фразиологизм «Тёртый калач» обозначает: А) Рассеянный человек. В) Сомнительный человек. С) Умный человек. D) Глупый человек. Е) Бывалый человек. Правильный ответ: Е. 24. Фразиологизм «тёмная лошадка» обозначает: А) Сомнительный человек. В) Жадный человек. С) Глупый человек. D) Бывалый человек. Е) Умелый человек. Правильный ответ: А. 25. Фразеологизм имеет значение «проголодаться»: А) Заморить червяка. В) Положить зубы на полку. С) Сыграть в ящик. D) Заварить кашу. Е) Держать язык за зубами. Правильный ответ: В. 26. Найти фразеологизм: А) Сабуров с трудом удерживался, чтобы не клевать носом при генерале. В) И скучно и грусно и некому руку пожать. С) И дым отечества нам сладок и приятен. D) Каштанка металась то взад, то вперёд. Е) И жить торопится и чувствовать спешит. Правильный ответ: А. 27. Найти фразеологизм: А) Каштанка завиляла хвостом и отошла в сторону. В) Отвязав козу, бабка пустила её в огород. С) Девочка сидела, сложив руки на коленях. D) Бабушка не любила сидеть сложа руки. Е) Засучив повыше рукава, мама месила тесто. Правильный ответ: D. 28. Найти предложение с фразеологическим оборотом: А) И скучно и грусно и некому руку подать. В) Девочка сидела, сложив руки на коленях. С) Сломя голову Иван бежал по коридору в столовую. D) Засучив повыше рукава, мама месила тесто. Е) Каштанка завиляла хвостом и отошла в сторону. Правильный ответ: С. 29. Фразеологизм «бить баклуши» имеет значение: А) Лежать. В) Бегать. С) Спать. D) Трудиться. Е) Бездельничать. Правильный ответ: Е. 30. Многозначные – это слова: А) Разные по значению, но одинаковые по звучанию. В) Разные по значению, но одинаковые по написанию. С) Близкие по своему значению. D) Имеющие противоположные значения. Е) Имеющие свойство употребляться в разных значениях. Правильный ответ: Е. 31. Слово земля в значении суша: А) За рекой простирается земля соседнего района. В) Тщательная обработка земли – залог урожая. С) Земля движется вокруг Солнца. D) Вахтенный матрос увидел землю. Е) Он хотел увидеть чужие земли. Правильный ответ: D. 32. Слово тяжёлый в значении неуживчивый: А) Тяжёлое наказание. В) Тяжёлая обязанность. С) Тяжёлый чемодан. D) Тяжёлые шаги. Е) Тяжёлый характер. Правильный ответ: Е. 33. Слово идти в значении наступать: А) Сон не идёт. В) Идти к намеченной цели. С) Лёд идёт по реке. D) Идти за своим учителем. Е) Часы идут хорошо. Правильный ответ: А. 34. Имя прилагательное употреблено в прямом значении в варианте: А) Железная дисциплина. В) Железное здоровье. С) Железный порядок. D) Железный характер. Е) Железная руда. Правильный ответ: Е. 35. Укажите однозначное слово: А) Глаз. В) Обморок. С) Море. D) Вечер. Е) Авангард. Правильный ответ: В. 36. Укажите однозначное слово: А) Веер. В) Облепиха. С) золотой. D) Базар. Е) Автограф. Правильный ответ: В.

37. Укажите однозначное слово: А) Насморк. В) Уход. С) Имя. D) Жаворонок. Е) Десятка. Правильный ответ: А. 38. Укажите однозначное слово: А) Насекомое. В) Работа. С) Деталь. D) История. Е) Туча. Правильный ответ: А. 39. Укажите однозначное слово: А) лабиринт. В) Школа. С) Инструмент. D) Нить. Е) Ботаника. Правильный ответ: Е. 40. Укажите многозначное слово: А) Автобаза. В) Область. С) Лаванда. D) Глина. Е) Забияка. Правильный ответ: В. 41. Укажите многозначное слово: А) Автобус. В) Туча. С) Ладонь. D) Завиток. Е) Глобус. Правильный ответ: В. 42. Укажите многозначное слово: А) Ландыш. В) Инвалид. С) Детёныш. D) Поток. Е) Парта. Правильный ответ: D. 43. Укажите многозначное слово: А) Иней. В) Дефис. С) Математика. D) Лагерь. Е) Бакен. Правильный ответ: D. 44. Укажите многозначное слово: А) Диаметр. В) Матрос. С) Иностранец. D) Бархан. Е) Машина. Правильный ответ: Е. 45. Укажите многозначное слово: А) Желудок. В) Вареники. С) Насекомое. D) Кактус. Е) Спутник. Правильный ответ: Е. 46. Укажите многозначное слово: А) Интеграл. В) Жаргон. С) Василёк. D) Школа. Е) Ромашка. Правильный ответ: D. 47. Лексикология – это: А) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. В) Система знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме. С) Система правильного написания слов. D) Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав. Е) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения звуков и звукосочетаний. Правильный ответ: D. 48. Омонимы – это: А) Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи. В) Слова, которые одинаково звучат и пишутся. С) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением. D) Устойчивые сочетания слов. Е) Одинаковые слова, похожие по звучанию, но различные по значению. Правильный ответ: В. 49. Общеупотребительные – это: А) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. В) Слова, известные всем. С) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. D) Новые слова, возникающие в языке. Е) Слова, связанные с особенностями работы людей. Правильный ответ: В. 50. Слова, имеющие одно лексическое значение: А) Флаг, акробат, айсберг. В) Автомат, грамота, журавль. С) Календарь, караван, литера. D) Лавр, папирус, линейка. Е) Лучина, праздник, ручка. Правильный ответ: А. 51. Слова, имеющие несколько лексических значений: А) Аккорд, вокализ, девиз. В) Фонема, гипотеза, палеолит. С) Император, кафтан, кашпо. D) Календарь, караван, литера. Е) Авеню, ботфорты, жалюзи. Правильный ответ: D. 52. Слова, имеющие несколько лексических значений: А) Авеню, ботфорты, жалюзи. В) Аккорд, вокализ, девиз. С) Мотоцикл, электровоз, монорельс. D) Император, кафтан, кашпо. Е) Зеркало, праздник, ручка. Правильный ответ: Е. 53. Устаревшие слова: А) Космонавт, Интернет, инвестиция. В) Комфорт, мольберт, хоккей. С) Аршин, бремя, кафтан. D) Октава, праздник, палитра. Е) Пальто, сумка, книги. Правильный ответ: С. 54. Устаревшие слова: А) Октава, праздник, палитра. В) Пальто, сумка, книги. С) Княжич, колчан, коробейники. D) Космонавт, Интернет, инвестиция. Е) Комфорт, мольберт, хоккей. Правильный ответ: С. 55. Определите предложение, в котором встречаются диалектизмы: А) В Москву переведён через моё содейство. В) Настал день, назначенный для судного поединка. D) Здесь тягостный ярем до гроба все влекут. Е) –Откуда дровишки? -Из леса вестимо, Отец, слышишь рубит, А я отвожу. Правильный ответ: Е. 56. Определите предложение, в котором встречаются устаревшие слова: А) О, если б я нищ был! Как миллиардер. В) Люблю я пышное природы увяданье. С) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. D) О, как мучительно тобою счастлив я. Е) Шуми, шуми, послушное ветрило… Правильный ответ: Е. 57. Определите предложение, в котором встречаются устаревшие слова: А) Всё море – как жемчужное зерцало. В) О как мучительно тобою счастлив я. С) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. D) Люблю я пышное природы увяданье. Е) О, если б я нищ был! Как миллиардер. Правильный ответ: А. 58. Профессиональные слова музыкантов: А)Фланг, контратака, фронт. В) Солист, ария, концерт. D) Фюзеляж, пропеллер, шасси. Е) Электровоз, тендер, букса. Правильный ответ: В. 59. Профессиональные слова железнодорожников: А) Солист, ария, концерт. В) Фланг, контратака, фронт. С) Электровоз, тендер, букса. D) Фюзеляж, пропеллер, шасси. Е) Бульдозер, экскаватор, бетон. Правильный ответ: С. 60. Определите строку слов, объединённых в тематическую группу: А) Машина, чайник, пылесос. В) Книга, яюлоко, диван. С) Кровать, диван, стул. D) Игла, окно, свет. Е) Компьютер, лейка, книга. Правильный ответ: С. 61. Определите тематическую группу слов: А) Помидор, шоколад, книга. В) Свекла, земля, вода. С) Капуста, конфета, лпмпа. D) Яблоко, слива, вишня. Е) Лук, чеснок, печка. Правильный ответ: D. 62. Главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырёх томах, автор орфографического словаря, которым и сегодня пользуются школьники: А) Д.Н. Ушаков. В) Л. В. Щерба. С) В. И. Даль. D) М. В. Ломоносов. Е) А. Х. Востоков. Правильный ответ: А. 63. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов: А) Хохот, шезлонг. В) Телевизор, фужер. С) Телеграмма, телезритель. D) Съедобный, утомление. Е) Съёмка, ручка. Правильный ответ: Е. 64. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов: А) Велосипед, мотоцикл, трамвай. В) Автобус, пианино, гитара. С) Дорога, лист, стол. D) Снегоход, снегирь, снегурочка. Е) Гипотенуза, ом, бином. Правильный ответ: С. 65. Укажите фразеологизмы, выражающие удивление, недоумение, изумление. А) Как вкопанный; подумать только! Вот так штука! В) Задерживать взгляд; глаза разбегаются; смотреть в рот. С) Войти в положение; делать упор; смотреть в оба. D) Под горячюю руку; Рвать и метать; дальше некудв! Е) Не поздоровится; зарубить на носу; брать на пушку. Правильный ответ: А.

66. Укажите, в каком варианте содержится правильный ответ: Слова многозначные: А) Имеют несколько лексических значений. В) Не имеют переносного значения. С) Обозначают одно и то же, отличаются оттенком значений. D) Одинаковы по звучанию и написанию, но разные по значению. Е) Имеют одно лексическое значение. Правильный ответ: А. 67. Укажите, в каком варианте слова профессиональные: А) Негатив, фиксаж, закрепитель. В) Барышник, лопатник, приказчик. С) Колчан, диван, сундук. D) Родник, зелёный, чаща. Е) Кровать, кукла, свекла. Правильный ответ: А. 68. Укажите диалектные слова: А) Зной, жара, пекло. В)Красивый, стол, сидеть. С) Горят щёки от мороза,светиться от счастья. D) Ответить, отозваться, откликнуться. Е) Курень, полуночник, шелоник. Правильный ответ: Е. 69. Укажите, в каком варианте профессиональные слова: А) Аккорд, вокализ, мольберт. В) Заставить комнату мебелью, заставить работать. С) Метель, пурга, буран. D) Отечество, родина, отчизна. Е) Гиппопотам, бегемот. Правильный ответ: А. 70. Укажите, в каком варианте профессионализмы – морские термины: А) Половой, конка, приказчик. В) Втулка, комбайн, ключ. С) Квадрат, эскадра, тральщик. D) Целинник, первопроходец. Е) Июнь, июль, август. Правильный ответ: С. 71. Укажите, в каком варианте правильный ответ: Фразеологизмы – это… А) общеупотребительные слова .В) лексический состав языка. С) устойчивые сочетания слов. D) устаревшие слова. Е) словосочетания. Правильный ответ: С. 72. Укажите, в каком варианте правильно указан фразеологический синоним к слову зазнаваться. А) Задирать нос. В) До корней волос. С) Как рыба в воде. D) Врезаться в память. Е) Повесить голову. Правильный ответ: А. 73. Укажите лексическое значение фразеологического оборота задирать нос. А) Бездельничать. В) Прочитать книгу до конца. С) Быстро убегать. D) Зазнаваться. Е) Помнить долго. Правильный ответ: D. 74. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота за тридевять земель. А) Сильно плакать. В) лодырничать. С) Очень много говорить. D) Быстро возвратиться. Е) Находиться далеко. Правильный ответ: Е. 75. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота до корне волос. А) Уехать очень далеко. В) Легко держаться в воде. С) Опечалиться очень. D) Покраснеть сильно. Е) Бежать очень быстро. Правильный ответ: D. 76. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота пасть духом. А) Разувериться в чём-либо. В) Очень много работать. С) Отсутствие аппетита из-за сильных неприятностей. D) Родительский долг,, по отношению к детям,выполненный до конца. Е) Бездельничать. Правильный ответ: А. 77. Лексическое значение фразеологического оборота не терять головы. А) Быстро возвратиться. В) Легко держаться в воде. С) Уехать очень далеко. D) Купить очень дёшево. Е) Быть серьёзным осмотрительным. Правильный ответ: Е. 78. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота на вес золота. А) Очень темно. В) Будь внимателен. С) Попасть в некдобное положение. D) Стремиться выполнить српзу два дела. Е) Стоить очень дорого. Правильный ответ: Е. 79. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот: А) Над деревней носятся белые снежинки, падая на истоптанную землю. В) Он с утра до вечера бил баклуши. С) Лёд трогается каждую весну. D) Вокруг темень. Е) На другой день Лиза проснулась очень рано. Правильный ответ: В 80. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот: А) Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку. В) Влажный ветерок набегает лёгкой волной. С) Кротко синеет майское небо. D) Хорошие словари стареют, потому что стареет язык. Е) Первый том словаря Д. Ушакова вышел в 1935году. Правильный ответ: А. 81. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот. А) Господин был встречен трактирным слугою, или половым. В) Слышится сдержанный, неясный шёпот ночи. С) Крепкий свежий запах стесняет дыхание. D) Нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. Е) Ни зги не видно, ночь вокруг. Правильный ответ: Е. 82. Укажите, в каком варианте имеется фразеологический оборот. А) Мы с отцом крепко дружили, но были у нас и размолвки. В) Моя бабушка послужила моделью для образа Томирис. С) Театр уж полон. D) В этот день ни свет ни заря поднялись дети. Е) Музыкальный театр поставил оперу «Ер-Таргын» и привёз её в город на Неве. Правильный ответ: D. 83. Укажите, в каком варианте даны профессиональные слова, связанные со столярным делом. А) Штабс-капитан, ротмистр, хорунжий. В) Граница, рубеж, предел. С) Красивый, великолепный. D) Правда, ложь. Е) Фуганок, стамеска, зубило. Правильный ответ: Е. 84. Укажите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «быстро». А) Остаться пустым звуком. В) Умыть руки. С) Выводить на чистую воду. D) Во все лопатки. Е) Взять отстающего на буксир. Правильный ответ: D. 85. Укажите, вкаком варианте указаны диалектизмы. А) Кочет, петух. В) Компьбтер, космонавт, менеджер. С) Пила, фуганок, долото. D) Скальпель, премьера, эксперт. Е) Засека, ракита, площадь. Правильный ответ: Е. 86. Укажите, в каком варианте указаны профессионализмы, связанные с музыкальным искусством. А) Вахтёр, привратник, швейцар. В) Ложа, портер, амфитеатр. С) Увертюра, октава, аккорд,вокализ. D) Нотариус, презумция невиновности, иск. Е) Яхта, парусник, бриг. Правильный ответ: С.

87.Укажите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «БЫСТРО» А) Собак гонять. В) Водить за нос. С) Лодыря корчить. D) Заправлять арапа. Е) Во весь дух. Правильный ответ: Е. 88. Синоним к слову безукоризненный. А) Безупречный. В) Осмотрительный. С) Устойчивый. D) Незыблимый. Е) Ординарный. Правильный ответ: А. 89. Синоним к слову фаворит. А) Мечтатель. В) Модник. С) Франт. D) Любимец. Е) Фантазёр. Правильный ответ: D. 90. Синоним к слову франт. А) Протеже. В) Баловень. С) Утопист. D) Модник. Е) Кумир. Правильный ответ: D. 91. Синоним к слову протеже. А) Модник. В) Щёголь. С) Утопист. D) Ставленник. Е) Франт. Правильный ответ: D. 92. Синоним к слову щёголь. А) Франт. В) Фантазёр. С) Кумир. D) Утопист. Е) Протеже. Правильный ответ: А. 93. Синоним к слову абсолютный. А) Безусловный. В) Бессмысленный. С) Авторитетный. D) Нелепый. Е) Исправный. Правильный ответ: А. 94. Синоним к слову апатия. А) Соответствие. В) Пунктуальность. С) Влияние. D) Подобие. Е) Равнодушие. Правильный ответ: Е. 95. Синоним к слову банальный. А) Совершенный. В) Бессознательный. С) Бесталанный. D) Заурядный. Е) Флегматичный. Правильный ответ: D. 96. Синоним к слову достоверный. А) Принципиальный. В) Прирождённый. С) Прозорливый. D) Дальновидный. Е) Безошибочный. Правильный ответ: Е. 97. Слова, имеющее одно лексическое значение: А) Аккорд, вокализ, декламатор. В) Лавр, папирус, линейка. С) Календарь, караван, литера. D) Автомат, грамота, журавль. Е) Лучина, праздник, ручка. Правильный ответ: А. 98. Устаревшие слова даны в варианте: А) Комфорт, мольберт, хоккей. В) Барышник, брадобрей, боярин. С) Космонавт, Интернет, инвестиция. D) Октава, праздник, палитра. Е) Пальто, сумка, книги. Правильный ответ: В. 99. Синоним слова доминировать. А) Преобладать. В) Реорганизовать. С) Преобразовать. D) Утрировать. Е) Реформировать. Правильный ответ: А. 100. Синоним слова преобладать. А) Утрировать. В) Реорганизовать. С) Реформировать D) Преобразовать. Е) Доминировать. Правильный ответ: Е. 101. Синоним к слову тождественный. А) Привилигированный. В) Адекватный. С) Ориентировочный. D) Ординарный. Е) Рентабельный. Правильный ответ: В 102. Синоним к слову адекватный. А) Рентабельный. В) Ориентировочный. С) Ординарный. D) Привилегированный. Е) Идентичный. Правильный ответ: Е. 103. Синоним к слову идентичный. А) Ориентировочный. В) Тождественный. С) Рентабельный. D) Ординарный. Е) Привилегированный. Правильный ответ: В. 104. Слова, имеющие несколько лексических значений: А) Флаг, акробат, айсберг. В) Путь, гребень, ручка. С) Авеню, ботфорты, жалюзи. D) Аккорд, вокализ, девиз. Е) Император, кафтан, кашпо. Правильный ответ: В. 105. Заимствованные слова: А) Журавль, зубило, кафтан. В) Аршин, ботфорты, боярин. С) Гамма, жалюзи, километр. D) Китель, княжич, коробейник. Е) Веретено, грамота, девиз. Правильный ответ: С. 106. Синоним, употребляющийся в официальной речи: А) Просить. В) Умольть. С) Взывать. D) Клянчить. Е) Ходатайствовать. Правильный ответ: Е. 107. Глагол, употребляющийся в разговорной речи: А) Просить. В) Клянчить. С) Взывать. D) Декларировать. Е) Ходатайствовать. Правильный ответ: В. 108. Определите предложение, в котором встречаются диалектизмы: А) Здесь тягосный ярем до гроба все влекут. В) В Москву переведён через моё содейство. С) Восстань, пророк, и вождь,и внемли. D) По базам мычали, не наевшись молодой травы, коровы. Е) Настал день, назначенный для судного поединка. Правильный ответ: D. 109. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими: А) Браслет, ласточка, сестра, овраг. В) Свеча, солнце, утюг, тулуп. С) Кружево, зонтик, сестра, свеча. D) Ребёнок, сказка, шуба, зонтик. Е) Кружево, корзина, невод, зодчий. Правильный ответ: Е. 110. Профессиональные слова военных: А) Электровоз, тендер, букса. В) Бульдозер, экскаватор, бетон. С) Фюзеляж, пропеллер, шасси. D) Солист, ария, концерт. Е) Фланг, контратака, фронт. Правильный ответ: Е. 111. Переносное жилище кочевников, главным образом Средней Азии и Казахстана: А) Юрта. В) Шалаш. С) Вигвам. D) Чум. Е) Палатка. Правильный ответ: А. 112. Определите строку с омонимами: А) Сражаться мечом – мечи дальше. В) Длинная коса – косить траву. С) Пилю дрова- железная пила. D) Почитать книгу – почитать отца. Е) Почитать старых людей – почёт ветеранам. Правильный ответ: D. 113. Начало и конец – лексическое значение фразеологизма: А) Открыть Америку. В) Сказка про белого бычка. С) Альфа и омега. D) Аннибалова клятва. Е) Ни вашим ни нашим. Правильный ответ: С. 114. Определите фразеологизм к словам проучить, наказать. А) Зарубить на носу. В) Засучив рукава. С) Игра не стоит свеч. D) Зуб на зуб не попадает. Е) Намылить шею. Правильный ответ: Е. 115. Определите фразеологизм к словосочетанию очень любить. А) Души не чаять. В) Яблоку негде упасть. С) Как свои пять пальцев. D) Себе дороже. Е) Положа руку на сердце. Правильный ответ: А. 116. Раздел языкознания, который изучает слова и их значение: А) Пунктуация. В) Фонетика. С) Синтаксис. D) Морфология. Е) Лексикология. Правильный ответ: Е.

www.sesiya.ru

Тест по теме" Однозначные и многозначные уроки"

Однозначные и многозначные слова

1 Укажите однозначное слово

А) насморк

В) жаворонок

С) десятка

Д) имя

Е) уход

2 Укажите ряд многозначных слов

А) конкурс, космос, обаяние

В) циновка, жюри, изморозь

С) негодование, невзгоды, пурга

Д) вестибюль, доверие, каталог

Е) кнопка, кисть, хлеб

3 Укажите, в каком варианте содержится правильный ответ

Слова многозначные:

А) одинаковы по звучанию и написанию, но разные по значению

В) имеют несколько лексических значений

С) имеют одно лексическое значение

Д) имеют переносное значение

Е) обозначают одно и то же, отличаются оттенками значений

4 Укажите многозначное слово

А) незаурядный

В) планета

С) расчетчик

Д) акварель

Е) ровесник

5 Укажите многозначное слово

А) дефис

В) бакен

С) математика

Д) лагерь

Е) иней

6 Многозначные слова – это

А) близкие по своему значению

В) разные по значению, но одинаковые по звучанию

С) имеющие свойство употребляться в разных значениях

Д) имеющие противоположные значения

Е) разные по значению, но одинаковые по написанию

7 Укажите ряд многозначных слов

А) айсберг, бакен, кроссворд

В) очертание, планер, пороша

С) сувенир, флора, циновка

Д) гантель, брошюра, лексикон

Е) колокольчик, перо, хвост

8 Укажите многозначное слово

А) спутник

В) вареники

С) желудок

Д) насекомое

Е) кактус

9 Укажите ряд многозначных слов

А) поликлиника, санаторий, творчество

В) мираж, каникулы, ровесник

С) мираж, натюрморт, комиссия

Д) игла, перо, земля

Е) меркнуть, недруг, территория

10 Укажите однозначное слово

А) ботаника

В) инструмент

С) лабиринт

Д) школа

Е) нить

11 Укажите ряд, состоящий из многозначных слов

А) снегоход, снегирь, снегурочка

В) дорога, лист, ом, бином

Д) велосипед, мотоцикл, трамвай

Е) автобус, пианино, гитара

12 Укажите многозначное слово

А) наречие

В) калина

С) желудь

Д) карандаш

Е) самолет

13 Укажите многозначное слово

А) диаметр

В) бархан

С) иностранец

Д) матрос

Е) машина

14 Укажите, в каком варианте содержится правильный ответ

Однозначные слова:

А) обозначают одно и то же, отличаются оттенками значений

В) имеют несколько лексических значений

С) имеют одно лексическое значение

Д) имеют переносное значение

Е) одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

15 Укажите ряд, состоящий из многозначных слов

А) съедобный, утомление

В) телевизор, фужер

С) съемка, ручка

Д) телеграмма, телезритель

Е) хохот, шезлонг

16 Слова, имеющие несколько лексических значений

А) аккорд, вокализ, девиз

В) авеню, ботфорт, жалюзи

С) император, кафтан, кашпо

Д) календарь, караван, литера

Е) фонема, гипотеза, палеолит

17 Укажите однозначное слово

А) автограф

В) золотой

С) базар

Д) веер

Е) облепиха

18 Слова, имеющие несколько лексических значений

А) император, кафтан, кашпо

В) лавр, папирус, линейка

С) флаг, акробат, айсберг

Д) авеню, ботфорты, жалюзи

Е) аккорд, вокализ, девиз

19 Укажите многозначное слово

А) ромашка

В) школа

С) интеграл

Д) василек

Е) жаргон

20 Укажите многозначное слово

А) автобус

В) завиток

С) ладонь

Д) глобус

Е) туча

21 Укажите однозначное слово

А) кнопка

В) лук

С) кисть

Д) железо

Е) флаг

22 Это слово однозначное

А) кроссворд

В) летать

С) крыло

Д) хлопья

Е) косить

23 Укажите многозначное слово

А) молния

В) инфаркт

С) сапфир

Д) лектор

Е) лекарство

24 Укажите многозначное слово

А) земля

В) фильм

С) режиссер

Д) насморк

Е) ветер

25 Укажите однозначное слово

А) зайчик

В) полотно

С) кровать

Д) игла

Е) перемена

26 Укажите многозначное слово

А) карандаш

В) айсберг

С) водопровод

Д) лицо

Е) грач

27 Найдите слово с одним лексическим значение

А) хлеб

В) овсянка

С) флаг

Д) колокольчик

Е) спутник

28 Укажите однозначное слово

А) дополнение

В) число

С) ствол

Д) планер

Е) челнок

29 Укажите многозначное слово

А) брошюра

В) диспут

С) ровесник

Д) телевизор

Е) колонна

30 Многозначное слово в

А) обаяние

В) библиотека

С) доверие

Д) договор

Е) недруг

Код ответов « Однозначные и многозначные слова»

infourok.ru

Многозначные и однозначные слова

5-bal.ru

  1. МНОГОЗНАЧНЫЕ И ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Язык возник в глубокой древности из потребности общения людей в процессе их трудовой деятельности. Язык необходимо считать постоянно развивающимся, изменяющимся, т.к. все изменения в общественной жизни находят отражение в языке.Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексика и фразеология, фонетика и орфография, словообразование, грамматика.Я хочу остановиться на лексике и фразеологии, ибо без достаточного лексического запаса трудно говорить о развитии других сторон языка.«…Слово дано человеку

не для самоудовлетворения,

а для воплощения и передачи той мысли,

того чувства, той доли истины или

вдохновения, которым он обладает,

другим людям»

В.КороленкоЛексика – это вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языковедения, изучающий лексику, называется лексикологией.Лексология в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений, определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску. Для исторической лексикологии важным является вопрос о происхождении слов, его семантики, сфере употребления, стилистической принадлежности в разные периоды развития языка.Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова, (такие слова называются многозначными).Слово – центральная единица языка.

  1. Многозначные слова. Многозначность – это свойство слов употребляться в разных значениях, например:

ЯДРО –

  1. Внутренняя часть плода в твердой оболочке.
А орешки не простые, все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

  1. Основа чего-либо. На Волге было уничтожено ядро немецкой армии.
  2. Центральная часть чего-либо. Ядро – атома
  3. Старинный орудийный снаряд в виде круглого литого тела. Катятся ядра, свищут пули.

Кисть руки – это часть руки от сгиба (запястье) до конца пальцев.

Кисть винограда – это скопление ягод винограда на одной ветке.

Кисть малярная – это пучок щетины, прикрепленный к рукоятке, служащей для нанесения краски, клея на поверхность.Кнопка канцелярская, кнопка электрического звонка, кнопка на платье. Хвост кометы, хвост кошки, хвост самолета.Почему возникла в языке многозначность слов?Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть путем переноса названных по сходству предметов или их признаков, например:

по сходству признаков:

нос ( человека ) - нос ( корабля )

формы предметов:

яблоко (антоновское) – яблоко (глазное)

по сходству ощущений, оценок:

теплое (течение) – теплое (участие)

по сходству выполняемых функций:

перо (гусиное) – перо (стальное)

В результате ассоциаций по смежности (метонимические переносы),

бронза (наименование материала)- бронза (изделие из этого материала)

Многозначные слова могут быть среди всех частей речи.ЗАДАНИЯ:

  1. Определить, где слово картина имеет значение:

а) произведение живописи,

б) то, что можно видеть, представить в наглядных образах,

в) яркое словесное изображение чего-либо,

г) часть действия драматического произведения, требующая самостоятельной декорации,

д) кинофильмы.

  1. Выставка картин московских художников прошла с большим успехом.
  2. «Недоросль» сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства.
  3. Настроение в зале повышалось с каждым актом, с каждой картиной.
  4. Киностудия страны выпускает на экран несколько новых картин.
  5. Я смотрел кругом, наслаждаясь дивной картиной вечера.

П. Определите, где слово думать имеет значение:а) размышлять б) считать, предполагать в) намереваться, собираться г) заботиться, беспокоиться.

  1. Я думал о форме плана и как героя назову.
  2. Наступила ночь. Нужно было думать о ночлеге.
  3. Я думаю, что он скоро вернется.
  4. Он думает поехать в Крым.

Ш. Определите, где слово упорный имеет значение:а) неотступно стремящийся к чему-либо;

б) требующий много усилий, выдержки;

в) длительный, постоянный.

  1. На северном участке фронта шли упорные бои. Сергей был до удивления упорен и настойчив. Хотел писать – но труд упорный ему был тошен.

1V. Укажите различные значения существительного земля.

  1. Земля движется вокруг Солнца.
2. После многих дней плавания вахтенный матрос увидел, наконец, землю.

3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи.

4. При посадке некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной.

5. С детства он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли.

6. За тем лесом простирается колхозная земля.V. Укажите различные значения прилагательного тяжелый.

  1. Носильщик с трудом поднял тяжелый чемодан.
  2. После смерти родителей на долю старшего брата выпала тяжелая обязанность воспитывать маленькую сестренку.
  3. Сзади нас слышались чьи-то тяжелые шаги.
  4. Трудно сладить с человеком, у которого тяжелый характер.
  5. За тяжелое преступление полагается и тяжелое наказание. Рана оказалась весьма тяжелой. Вся местность кругом после пожара представляла собой тяжелое зрелище.

V1. Укажите, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких – в переносном значении

  1. Высокое мнение, высокий порыв, высокий холм, высокая честь.
  2. Глухая осень, глухая стена, глухое место, глухое недовольство, глухой мальчик.
  3. Горячая беседа, горячая лошадь, горячее участие, горячий спор, горячий суп.
  4. Железная дисциплина, железная руда, железная стружка, железное здоровье, железный характер.
  5. Заячий мех, заячьи следы, заячья душа. заячья натура, заячья шуба.
  6. Золотое кольцо, золотое сердце, золотые дни, золотые руки, золотые слова.
  7. Свежая мысль, свежие новости, свежие силы, свежие фрукты.
  8. Тонкая тетрадь, тонкая шутка, тонкие пальцы, тонкий намек, тонкий слух.
  9. Холодная душа, холодная красота, холодное сердце, холодный ответ, холодный чай.
  10. Угловатое лицо, угловатые плечи, угловатый человек, угловатый камень.

VII. Работа с толковым словарем1. Нахождение многозначных слов, например: челнок, чуткий, щеголять.

а) выявить сходство между разными предметами (признаками, действиями)

б) подобрать подходящее по смыслу слова к данным словам,

в) записать словосочетание по образцу:Вишня: 1) посадить вишню, 2) компот из вишни.

Челнок: 1) плыть на челноке, 2) ткацкий челнок, 3) вставить шпульку в челнок.

Чуткий: 1) чуткая лошадь, 2) чуткий к слову, 3) чуткий мальчик

Щеголять: 1) щеголять в новой одежде, 2) щеголять обновкой.VПI. Составление словарной статьи многозначного словаIX. Можно провести выборочный диктант

1. Записать только те словосочетания, в которых употреблено многозначное слово.

а) ехать в пургу, бирюзовый перстень, остаться из-за пурги, бирюзовые волны.

б) на влажной земле, обточить жернов, разрыхлять землю, поменять жернов.

Х. Составить предложения с многозначным словом «молния»Яркая молния, помчался молнией, металлическая молния.

ХI. Предъявить рисунки и спросить, какие ошибки допустил художник, иллюстрируя предложения:1. Школа вышла на уборку территории. Он плыл на челноке. Петя влез на ствол и т.д.

ХП. Нахождение многозначных слов и определение общего смысла, объединяющего его лексическое значение.Свежий свежее молоко,

свежий хлеб,

свежая газета,

свежий фильм,

свежая рубашка.

ХIП. Работа с книгой: использование многозначных слов в художественных произведениях.

ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВАОднозначные слова – это слова, которые имеют одно лексическое значение, например:

айсберг, планер, сорока, воробей, дятел, рожь, овес, водород.

ОМОНИМЫОмонимами называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Различаются омонимия лексическая (полная и неполная, или частичная) и оморфомия.

Полные лексические омонимы представляют собой слова одного грамматического класса, у них совпадает вся система форм. Например: коса – вид прически, коса – сельскохозяйственное орудие, коса – мыс, отмель.

Заставить – загородить чем-либо поставленным: заставить, принудить кого-то что-то сделать.

Неполная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают в звучании и написании не во всех грамматических формах.

Пал – лесной, полевой или степной пожар.

Пал – свая или чугунная тумба, с которой канатами прикрепляют судно во время стоянки. Во множественном числе эти слова имеют разное ударение: пал-палы, пал-пал. Не совпадут все формы и у слов – омонимов «завод» - действие по глаголу заводить, и завод – предприятие. А также глагол сов.в. закапать (лекарство) и в нес.в. закапывать, но закапывать будет и от глагола «закопать» (что-то в землю). Надо не путать омонимы и многозначные слова. У предметов, обозначаемых многозначными словами, имеется сходство в чем-либо, а между предметами, обозначаемыми омонимами, нет никакого сходства.УПРАЖНЕНИЯ

  1. Почему эти слова называют близнецами?

Сколько кос на свете?

В море суши полоса

Называется коса

Цвета спелого овса

На траве лежит роса, -

Косит травушку коса,

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?Б.Гольберг

Два ключаШел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну,

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду.Лук

Меня послали в огород

За луковым пером.

Смотрю, на грядках лук растет,

А перьев нет кругом.

Они на курицах растут,

Я точно знаю это.

Какая-то ошибка тут –

А лука перьев нетуГ.Новицкая

ЗагадкиНочью в небе один

Золотистый апельсин

Миновали две недели

Апельсины мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.(Месяц)Составить со словом «месяц» предложения в разных значениях.Растянувшись во весь рост,

Он концами в землю врос,

Через реку по нему

Мы идем по одному(Мостик)Омонимы к слову «мостик»

Мостик (капитанский) и мостик (гимнастическое упражнение)

Шутливые вопросы

  1. По какому мостику нельзя перейти через реку?
  2. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
  3. Какой пятачок не годится для проезда в автобусе?
  4. Какой журавль не может летать?
  5. Из какого крана нельзя брать воду?
  6. Какой губкой нельзя мыться?
  7. Какой кистью не выкрасишь стену?
  8. Какая гусеница не годится для танка?

1V. Отличить омонимы от многозначных слов.Выиграть тур, дикий тур, лист липы, лист железа, перекрыть крышку, перекрыть улицу, мазать йодом, мазать брюки.

V. Нахождение слов-омонимов:внимательная санитарка, посадить больного в санитарку, угонять в лес, быстро угонять, ударник производства, ударник в оркестре, добавить флюс, вскрыть флюс.V1. Нахождение слов-омонимов в толковом словаре:брак, карьер, вал, насыпь, полка, свет, следствие. Составить с ними предложения.VП. Отгадывание омонимов по рисункам.VШ. Употребление омонимов в речи:шьет в строчку, заканчивает строчку, попал в точку, ставлю точку, были у лисички, ели у лисички: есть – кушать, есть – имеется, пеночка – корочка на молоке, пеночка – название певчей птицы. Овсянка - каша из овса: овсянка – название певчей птицы; мир – согласие, отсутствие войны, мир – вселенная, земной шар; стан – корпус, туловище, стан – лагерь.1Х. Докажите, что эти слова омонимы: клуб, горы, кран, трубка, бак, бар.Х. К выделенным словам в первой части упражнения

найти омонимы во второй части: объясните значение

тех и других слов.

  1. Закинув голову, он увидел невысоко над собой балку потолка, оклеенную бумагой.
  2. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.
  3. За границей пробыл я, как уже я имел удовольствие вам донести, три года.
  4. Вход в нишу заставили ширмой.
  5. Через несколько минут они мчались по улице, вздымая жаркие клубы пыли.
  6. Мир! Всеми владела одна мысль, одно ощущение: война окончена.
  7. Море тоже принимало участие в образовании этой полосы земли.
  8. Походит-походит Кондратий Трифоныч и остановится. Проиграв восемь тактов, музыканты вдруг опустили свои инструменты.

П

  1. Екатерину Ивановну в ее комнате причесывал парикмахер. Она собиралась в клуб на танцевальный вечер.
  2. Каждое человеческое дело успешно идет только тогда, когда руководится умом и знанием: а, ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием.
  3. Марья взяла со стола пустую чашку, но не донесла ее благополучно до печки.
  4. Утром беглецы выбрали место для отдыха в глухой лесной балке, у ручья.
  5. В целом мире нигде нету силы такой, чтобы нашу страну сокрушила.
  6. Кабан, обитающий в Уссурийском крае, - вид, близкий к японской дикой свинье.
  7. Адъютант на длинных ногах старался совсем походить на генерала.
  8. С тактом, присущим, простым и добрым людям, он (Звягинцев) замолк, вздыхая и неловко переминаясь с ноги на ногу.
  9. Райского окружили сверстники, заставили его играть, играли сами, заставили рисовать, рисовали сами.

ОМОФОРМЫ – это слова, которые совпадают по звучанию и написанию в

одной или нескольких формах. Если омонимы – это слова

всегда одной части речи, то омоформы могут относиться и

к разным частям речи.

Например: (что?)

Существительный: течь, пасть, стать.

Глаголы в н.ф. ( что делать?) течь, пасть, стать.

Мыла – р.п. сущ. ср.р. мыло

Мыла – гл.прош.вр., ж.р. от гл. мыть

Лечу – лечить Вожу – возить

Лечу – лететь Вожу – водить.

Кос – род.пад. множественного числа от сущ.коса.

Кос – краткое прилагательное от косой.

Жгут – существительное

Жгут – настоящее время от глагола жечь.

О дне (морском) от сущ. дно.

О дне (воскресном) от сущ. день.Омографы – это слова, которые произносятся по-разному, но

пишутся одинаково.

Например:

Колок – стержень, на который навивается струна.

Колок – от колкий.

Замок – замок.

Атлас – атлас.

Уже – уже.

Парить – парить

Понятие "однозначное слово": примеры и значения

Язык – это один из самых интересных объектов исследования. Сегодня мы рассмотрим понятие «однозначное слово». Примеры, конечно, тоже не заставят себя ждать.

Определение

Логичное начало, не так ли? Не будем же никого разочаровывать.

Однозначные слова – это те, которые имеют только одно лексическое значение. Их еще называют моносемантическими. Догадливый читатель поймет, что в последнем прилагательном не обошлось без греческого языка, и он совершенно прав, ибо monos - один и semantikos – означающий. Не так уж трудно, правда?

Хотя в русском языке большая часть – это многозначные слова, но и понятие «однозначное слово» (примеры следуют далее) найдется чем проиллюстрировать.

Ради такого дела напишем о примерах отдельно.

Виды

Без предисловий переходим к главному.

  1. Имена собственные. Петя, Вася, Коля, Наум Романович – все они означают только то, о чем написано. Даже если у человека несколько имен, как в известном фильме «Москва слезам не верит», то сами имена в этом случае все равно однозначны. Даже перевод имени "Джон" как "Иван" ничего не значит, ибо сами имена однозначны, а то, что в разных культурных традициях у них разное написание при сохранении сути, никого не интересует. Правило распространяется и на имена городов, например, Москва, Владивосток или Венеция.
  2. Недавно родившиеся, но уже «обрусевшие» словечки также однозначны. Среди них можно выделить «пицца», «брифинг» и даже «поролон». Но, к примеру, «менеджер» (тоже недавнее) – многозначное.
  3. Слова, обозначающие вещи специального назначения («чемодан», «бисер», «троллейбус»).
  4. Термины всегда однозначны. Названия болезней или части речи в русском языке.

Естественно, нельзя представлять однозначное слово (примеры уже были) как нечто застывшее, его значение может варьироваться в пределах контекста, но сохранять свою сущность. Береза все равно остается собой, какое бы языковое окружение ее ни сопровождало.

Как узнать, сколько у слова значений?

На этот вопрос можно ответить просто и легко. Естественно, метод научного тыка здесь не подходит, лучше обратиться к толковому словарю, и вот если там одно значение, то, соответственно, слово однозначное. Пример: улыбка – это мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие или насмешку и другие чувства. Характерно и то, что в русском языке нет у улыбки подходящих синонимов, стопроцентных. И это правильно: доброта должна быть безальтернативна.

С другой стороны, улыбка ведь бывает не только доброй, но и злой, надменной, высокомерной, сумасшедшей, но не будем о грустном и страшном.

Читателя, конечно, еще интересует вопрос: «А “самовар” – однозначное слово?» Да, разумеется. Не верите нам, спросите у словаря. Последний не даст соврать. Тем более что самовар, как и чемодан, – это специфичный предмет. На него спрос невелик.

Сапог и сапоги

В контексте темы вспоминается очень интересная деталь. Смотрите, если мы говорим о сапоге в единственном числе, то это не только «обувь, охватывающая голени», как написано в словаре, но и «грубый, невежественный человек, который не разбирается в чем-либо», то есть сапог – слово многозначное (ведь у него больше одного значения), а вот сапоги во множественном числе – это однозначное слово. Что и говорить, велик и могуч русский язык. Наверное, в каждом средстве сообщения есть свои тонкости, о которых знают доподлинно только носители, но мы, в свою очередь, не устаем удивляться тому, как богат наш язык.

Потенциал развития языка

Последний пример про сапоги наталкивает на вот какое интересное умозаключение: может быть, именно сленг и переносные значения в будущем охватят все новые территории. Например, туляков будут называть «самоварами», и необязательно это будет плохо. "Чемодан" обретет еще какое-нибудь значение вроде того смысла, которое сейчас придается слову «балласт». К примеру, плохо зарабатывающий муж или родственник – это чемодан без ручек: его и бросить жалко и нести тяжело. Но только в будущем переносное значение порвет связь с испорченной вещью и станет самостоятельным значением.

Такого рода изменений можно нафантазировать целую кучу, попробуйте, вам понравится, мы уверены.

Разного рода интересные словечки – это то, что раскрашивает нашу жизнь, наши, простите за штамп, серые будни. Но язык как нечто обиходное перестает восприниматься людьми как кладезь удивительных вещей. Как же быть?

Слушать, как говорит молодежь, как рассуждают дети. Например, в книжке «От 2 до 5» Корнея Ивановича Чуковского есть замечательные эпизоды детских озарений о том, как устроен мир. Конечно, прославленный классик сводит детские языковые ошибки к элементарному незнанию законов словообразования и прочих правил, но есть в этих неточностях и несуразностях что-то гениальное. Правда, это совсем не значит, что нужно поощрять подобные вольности или радоваться им. Педагогический кодекс строг, а обучение языку не терпит демократии, но взрослым будет небезынтересно познакомиться с прекрасной книгой.

Однако мы сильно отвлеклись, но вреда от этого не будет, тем более уже всем ясно, какое слово является однозначным.

fb.ru


Смотрите также