Храм Владимирской иконы Божией Матери. Хлеб насущный даждь нам днесь


Хлеб наш насущный даждь нам днесь « Храм Владимирской иконы Божией Матери

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хлеб называется насущным в трех смыслах. И дабы знать нам, когда мы молимся, какой хлеб просим мы у Бога и Отца нашего, рассмотрим значение каждого из сих смыслов.Во-первых, хлебом насущным мы называем обычный хлеб, телесную пищу, смешивающуюся с

телесной сущностью, дабы росло и укреплялось тело наше, и дабы не умереть ему от голода.

Следовательно, имея в виду хлеб в этом смысле, не должны мы искать тех кушаний, которые дадут телу нашему питание и сладострастие, о коих говорит апостол Иаков: «Просите у Господа и не получаете, ибо не просите у Господа необходимого, а того, чтобы употребить для ваших вожделений». А в другом месте: «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания».

Но говорит Господь наш: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно».

И потому, должно просить нам лишь необходимую пищу, ибо Господь снисходит к человеческой слабости нашей и повелевает нам просить только хлеба насущного, но не излишеств. Если бы было по-другому, то не включил бы Он в главную молитву слова «даждь нам днесь». А сие «днесь» святитель Иоанн Златоуст толкует как «всегда». И потому эти слова имеют синоптический (обзорный) характер.

Святой Максим Исповедник называет тело другом души. Приточник же наставляет душу, дабы не заботилась она о теле «обеими ногами». То есть, дабы не заботилась она о нем излишне, а заботилась лишь «одной ногой». Но и это должно происходить редко, дабы не случилось, по его словам, того, чтобы насытилось тело и восстало над душой, и чтобы делала она все то же зло, кое делают нам демоны, враги наши.

Послушаем же апостола Павла, говорящего: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть дьявольскую, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей и ведут их в бедствие и пагубу».

Может быть, однако, некоторые думают так: поскольку Господь повелевает нам просить у Него необходимую пищу, буду сидеть я праздный и беззаботный, ожидая от Бога послать мне пропитание.

Тем же ответим мы, что одно дело заботы и попечения, а другое – труд. Забота есть отвлечение и волнение ума по поводу многих и чрезмерных проблем, тогда как трудиться – значит работать, то есть сеять или подвизаться в прочих трудах человеческих.

Итак, человек не должен быть обуреваем заботами и попечениями и не должен волноваться и омрачать ум свой, но возлагать все свои надежды на Бога и вверять Ему все заботы свои, как говорит и пророк Давид: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает», то есть «Возложи на Господа заботы о пропитании своем, и Он будет кормить тебя».

А возлагающий надежды более всего на дела рук своих, или на труды свои и ближних своих, да услышит, что говорит пророк Моисей в Книге Второзакония: «Тот, кто ходит на руках своих и надеется и уповает на дела рук своих, нечист, и тот, кто впадает во многие заботы и скорби, тоже нечист. И тот, кто ходит всегда на четырех, тоже нечист».

А ходит и на руках, и на ногах тот, кто все свои надежды возводит на руки, то есть на те дела, которые делают руки его, и на свое умение, по словам святого Нила Синайского: «Ходит на четырех тот, кто, предавшись делам чувственным, ими занимает непрестанно владычественный ум. Многоножный же человек есть тот, кто отовсюду окружен телесным и во всем на нем основывается и охватывает его двумя руками своими и со всей силой».

Пророк Иеремия говорит: «Проклят да будет человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь».

Люди, почто мы печемся напрасно? Путь жизни короток, как говорит и пророк и царь Давид Господу: «Вот, Господи, сделал Ты дни жизни моей столь малыми, что сочтены они на пальцах одной руки. И состав естества моего ничто есть пред Твоей вечностью. Но не только я, но и все тщетно. Тщетен каждый человек, живущий в сем мире. Ибо мятущийся человек живет свою жизнь не по-настоящему, но напоминает жизнь его нарисованную картину. И потому тщетно волнуется он и собирает богатство. Ибо не знает он на самом деле, для кого собирает он это богатство».

Человече, приди в себя. Не спеши, как безумный, круглый день по тысяче дел. А ночью снова не садись подсчитывать дьявольские проценты и прочее подобное, ибо вся жизнь твоя, в итоге, проходит через счета Мамоны, то есть в богатстве, происходящем от несправедливости. И потому не находишь ты даже малого времени, дабы вспомнить о грехах своих и поплакать о них. Не слышишь Господа, говорящего нам: «Никто не может служить двум Господам». «Не можете, – говорит, – служить и Богу, и Мамоне». Ибо хочет Он так сказать, что не может человек служить двум господам, и иметь сердце в Боге, а богатство – в неправедности.

Разве не слышал ты о семени, упавшем в тернии, что заглушили его тернии, и что не принесло оно никакого плода? Значит же это, что упало слово Божие на человека, погрязшего в заботах и попечениях о богатстве своем, и не принес сей человек никакого плода спасения. Не видишь ли ты разве то тут, то там богачей, совершивших подобное тебе, то есть собравших большое богатство, но после дунул Господь на руки их, и ушло богатство из рук их, и потеряли они все, а с ним и разум свой, и сейчас слоняются они по земле, обуянные злобой и демонами. По заслугам получили они, ибо сделали Богом своим богатство, и приложили ум свой к нему.

Услышь, человече, что говорит нам Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». И не должен ты собирать сокровища здесь на земле, дабы не услышать и тебе от Господа тех же страшных слов, которые сказал Он одному богачу: «Безумный, в ночь сию душу твою возьмут от тебя, а кому оставишь всё, что ты собрал?».

Придем же мы к Богу и Отцу нашему и возложим на Него все заботы о жизни нашей, а Он будет заботиться о нас. Как говорит апостол Петр: придем же к Богу, как призывает нас пророк, говоря: «Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся в том, что остались вы без помощи».

Вот так с Божьей помощью истолковали мы вам первый смысл насущного хлеба.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Второй смысл: хлеб насущный есть Слово Божие, как свидетельствует Святое Писание: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Слово Божие есть учение Святого Духа, иными словами, все Святое Писание. И Ветхий Завет, и Новый. Из сего Святого Писания, как из источника, черпали Святые Отцы и учители нашей Церкви, оросившие нас чистыми родниковыми водами своего боговдохновенного учения. И потому книги и учение Святых Отцов мы должны принимать как хлеб насущный, да не умрет душа наша от голода по Слову жизни еще до того, как умрет тело, как и случилось с Адамом, нарушившим заповедь Божию.

Не желающие же слушать Слово Божие и не дающие слушать его другим, словами ли своими либо плохим примером, который они подают другим, а сходным образом и те, кто не только не способствуют созданию школ или прочим подобным начинаниям на благо христианских детей, но и чинят препятствия тем, кто желает помочь, унаследуют слова «Увы!» и «Горе вам!», адресованные фарисеям. А также те иереи, которые по нерадивости не учат прихожан своих всему тому, что необходимо им знать для спасения, и те архиереи, которые не только не учат паству свою заповедям Божиим и всему необходимому для ее спасения, но своей неправедной жизнью становятся помехой и причиной отхода от веры среди простых христиан – и те унаследуют «Увы!» и «Горе вам!», адресованные фарисеям и книжникам, ибо закрывают они Царствие Небесное для людей, и ни сами не входят в него, ни других – тех, кто желают войти – не пускают. И потому люди сии, как плохие управители, лишатся защиты и любви народа.

К тому же и учителя, учащие детей христиан, также должны наставлять их и вести к добронравию, то есть к добрым нравам. Ибо в чем польза, если обучить ребенка грамоте и другим философским наукам, но оставить в нем развращенный нрав? Какую пользу может все это принести ему? И какого успеха может достичь сей человек хоть в духовных делах, хоть в мирских? Конечно же, никакого.

Я говорю об этом, дабы не сказал и нам Бог те слова, которые сказал Он и евреям устами пророка Амоса: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних». Сие наказание постигло евреев за их жестокие и непреклонные намерения. И потому, дабы не сказал и нам такие слова Господь, и дабы не постигло и нас сие ужасное горе, да пробудимся все мы от тяжкого сна нерадивости и будем насыщаться словами и учением Божиим, каждый в силу своих возможностей, да не постигнет душу нашу горькая и вечная смерть.

Таков второй смысл насущного хлеба, настолько же превосходящий по важности первый смысл, насколько важнее и необходимее жизнь души жизни тела.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Третий смысл: насущный хлеб есть Тело и Кровь Господни, настолько же отличное от Слова Божиего, насколько солнце от его лучей. В Таинстве Божественной Евхаристии Весь Богочеловек, как солнце, вступает, соединяется и становится одним целым со всем человеком. Он освещает, просветляет и освящает все душевные и телесные силы и чувства человека и ведет его из тлена к нетлению. И именно потому, главным образом, мы называем хлебом насущным Святое Причащение Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, ибо оно поддерживает и сдерживает сущность души и укрепляет ее на выполнение заповедей Владыки Христа и на любую другую добродетель. И это есть подлинная пища и души, и тела, ибо и Господь наш говорит: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

Если же кто-либо сомневается в том, что хлебом насущным называется именно Тело Господа нашего, пусть он послушает, что говорят об этом святые учителя нашей Церкви. И прежде всего светоч Нисский, Божественный Григорий, говорящий: «Если приходит в себя грешник, подобно блудному сыну из притчи, если возжелает он Божественной пищи Отца своего, если вернется он на Его богатую трапезу, то он насладится сей трапезой, где в изобилии есть хлеб насущный, питающий работников Господних. Работники же суть те, кто работают и трудятся в винограднике Его, в надежде получить плату в Царствии Небесном».

Святой же Исидор Пелусиотский говорит: «Молитва, которой научил нас Господь, не содержит ничего земного, но все ее содержание небесное и нацелено на пользу душевную, даже того, что кажется в душе малым и незначительным. Многие мудрые люди считают, что Господь хочет сей молитвой научить нас значению Божественного Слова и хлеба, питающего бестелесную душу, и непостижимым образом приходящего и соединяющего с ее сущностью. И потому хлеб был назван и насущным, ибо сама идея сущности более подходит душе, нежели телу».

Святой Кирилл Иерусалимский также говорит: «Хлеб обыкновенный не есть насущный, а сей святый хлеб (Тело и Кровь Господа) есть насущный. И называется насущным, ибо сообщается всему твоему составу души и тела».

Святой Максим Исповедник говорит: «Если мы придерживаемся в жизни слов молитвы Господней, то примем же, как хлеб насущный, как жизненную пищу для душ наших, но и для сохранения всего, что даровано нам Господом, Сына и Слово Божие, ибо Он сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с небе» и дающий жизнь миру. И сие происходит в душе каждого, принимающего Причастие, согласно праведности, и знанию, и мудрости, которыми он обладает».

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Этот хлеб есть начаток будущего хлеба, который есть хлеб насущный. Ибо слово насущный означает или хлеб будущий, т. е. будущего века, или хлеб, вкушаемый для сохранения нашего существа. Следовательно, и в том, и в другом смысле Тело Господне одинаково прилично будет называться хлебом насущным».

Вдобавок и святитель Феофилакт присовокупляет, что «Тело Христово есть насущный хлеб, о неосужденном Причащении которого нам должно молиться».

Однако сие не означает, что поскольку Святые Отцы считают Тело Христово хлебом насущным, они не считают обыкновенный хлеб, необходимый для поддержания тела нашего, насущным. Ибо и он есть дар Божий, и никакая пища не считается презренной и предосудительной, согласно Апостолу, если принимается и вкушается с благодарением: «Ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».

Обыкновенный хлеб неверно, не по своему основному значению, называется насущным, ибо он укрепляет лишь тело, а не душу. В основном, однако, и по общепринятому мнению, хлебом насущным мы называем Тело Господне и Слово Божие, ибо они укрепляют и тело, и душу. Об этом свидетельствуют своею жизнью многие святые мужи: например, Моисей, постившийся сорок дней и ночей, не вкушая телесную пищу. Также сорок дней постился и пророк Илия. И позднее, после вочеловечения Господа нашего, многие святые жили длительное время лишь Словом Божиим и Святым Причастием, не вкушая другой пищи.

И потому и мы, удостоившиеся возродиться духовно в Таинстве Святого Крещения, должны непрестанно принимать сию духовную пищу с горячей любовью и сокрушенным сердцем, дабы жить жизнию духовной и пребывать неуязвимыми для яда змия духовного – диавола. Ибо и Адам, если бы вкушал сию пищу, не испытал бы двойной смерти и души, и тела.

Сему хлебу духовному необходимо причащаться с должным преуготовлением, ибо Бог наш зовется и огнем обжигающим. И потому лишь тех, кто вкушает Тела Христова и пьют Пречистую Кровь Его с чистой совестью, предварительно искренне исповедовав свои грехи, очищает, просвещает и освящает сей хлеб. Горе, однако, тем, кто причащается недостойно, не исповедовав предварительно священнику своих грехов. Ибо Божественная Евхаристия обжигает их и истлевает полностью их души и тела, как произошло с тем, кто пришел на брачный пир без брачной одежды, как говорится в Евангелии, то есть, не совершив добрых дел и не имея достойных плодов покаяния.

Слушающие же сатанинские песни, глупые разговоры и бесполезную болтовню и прочие сходные бессмысленные вещи люди делаются от этого недостойными слушать слово Божие. Это же касается и тех, кто живет во грехе, ибо не могут они причащаться и приобщаться жизни бессмертной, к которой ведет Божественная Евхаристия, ибо их душевные силы умерщвляются жалом греха. Ибо очевидно, что как члены нашего тела, так и вместилища жизненных сил получают жизнь из души, если же начнет разлагаться или засохнет любой из членов тела, то жизнь больше не сможет поступать в него, ибо жизненная сила не поступает в мертвые члены. Так же и душа жива, пока поступает в нее жизненная сила от Бога. Согрешив же и перестав принимать жизненные силы, она умирает в мучениях. А спустя некоторое время умирает и тело. И так погибает весь человек в вечном аду.

Итак, мы поговорили о третьем и последнем смысле насущного хлеба, столь же необходимом и полезном для нас, как и Святое Крещение. И потому необходимо регулярно причащаться Божественных Таинств и принимать со страхом и любовью хлеб насущный, которого просим мы в молитве Господней у небесного Отца нашего, до тех пор, пока длится «днесь».

Это «днесь» имеет три значения:

во-первых, оно может означать «каждый день»;

во-вторых, всю жизнь каждого человека;

и, в-третьих, нынешнюю жизнь «седьмого дня», завершаемого нами.

В будущем веке не будет ни «днесь», ни «завтра», но весь этот век будет одним вечным днем.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Святой Макарий Нотара. Толкование на молитву «Отче наш»Источник

Просмотры (79)

anat-kinari.cerkov.ru

Отче наш - Православный журнал "Фома"

Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами?

«Отче наш, иже еси на Небесех»

1 Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?

Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

2 Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?

Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

3 Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит на Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».

«Да святится имя Твое»

4 Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».

«Да приидет царствие Твое»

5 О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?

Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

1. Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.

2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.

Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть — будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это — духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

6 Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

7 Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

8 Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

9 Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

10 Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?

Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».

На заставке фрагмент spbpda/wwww.flickr.com

foma.ru

Проповедь "ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ." - Священник Сергий Ганьковский

Неделя 8 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Отче наш», или Молитва Господня, та самая, которой Господь научил своих учеников и апостолов, самая главная молитва Церкви, известна нам с детских лет, независимо от того, родились мы в традиционно православной семье или пришли к вере в сознательном возрасте. Она как-то непостижимо сохраняется в народном сознании, разобранная на присловья и поговорки, временами искажённая, не всегда и не всеми осознаваемая как собственно молитва, но всё живая, всё неистребимая. Так происходит, конечно, оттого, что не человеческим умом измыслены эти великие слова, не фантазией поэтов порождены эти строки: в них звучит голос Божий, в них слышно дыхание Христово. «Да святится имя Твое… да будет воля Твоя…» (Мф.6.9,10) – вот стихи, изреченные некогда нашим Богом!

В этой величественной поэме есть всё, что нам открыто о Боге Им Самим. В каком-то смысле эта молитва – Символ веры той некогда неразделённой общины христиан, какой была до поры до времени апостольская община. В этой молитве – исповедание веры и ожидание будущего Царства. В ней призыв и предостережение: призыв на Небо и предостережение от упоения землёй. В ней, такой, казалось бы, короткой, весь «закон и пророки» (Мф.7.12), то есть всё упование, вся надежда Ветхого Завета, всё многотысячелетнее ожидание «жизни будущего века», как мы поём в нашем Символе веры.

И в этой молитве наш Бог научает нас просить о хлебе насущном. О хлебе, который, оказывается, столь же важен, как и Царство, о котором нам нужно молиться и которого нам нужно искать прежде всего остального, потому что только в этом случае это остальное и «приложится вам» (Лк.12.31), как обещает нам Господь. Хлеб и Вечность сопоставлены в этой молитве и равнозначно важны для человека. Хлеб назван нашим Богом «насущным», то есть жизненно необходимым для существования, таким, без которого само это существование бессмысленно и невозможно. И это притом, что мы как-то издавна привыкли думать, что человек ест для того, чтобы жить, а не живёт для того, чтобы есть. Иными словами, хлеб, даже и насущный, не цель жизни, а всего лишь способ поддержания её. Поневоле возникает вопрос: о хлебном ли каравае говорит Господь, или Он имеет в виду нечто другое? То, без чего нельзя, не имеет смысла жить, сводимо ли к телесной пище? И тот ли это «хлеб», о котором в начале человеческой истории было предсказано Богом, что доставаться он будет согрешившему Адаму «в поте лица» его?

Конечно, этого не может быть хотя бы потому, что Сам Спаситель сказал: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк.6.25), то есть сколько ни ешь хлеба, добытого потом и кровью, он никогда не насытит тебя навсегда. Взалчет насыщенный, рано или поздно проголодается даже объевшийся, потому что пшеница, истёртая жерновами в муку, может дать человеку только временное насыщение. И странно было бы жертвенное Воплощение Сына Божия только для того, чтобы мы, рабы Его, «избыточествовали хлебом» (Лк.15.17).

Нет! Сын Божий стал Сыном Человеческим не для того, чтобы решить продовольственную проблему, а для того, чтобы и богатый, и нищий, и избыточествующий хлебом, и наполняющий чрево рожками (Лк.15.16) «имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10.10). Потому и говорит Он Своим ученикам «истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6.32,33,35). Недаром Сын Человеческий, взалкавший в безжизненной пустыне, отверг сатанинские соблазны и отказался совершить чудо, «чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4.3). Отчего же Пренебрегший чудом на вершине горы Искушений всё-таки умножил хлебы на берегу Тивериадского озера? Только ли затем, чтобы голодные насытились?

Не для того, чтобы вкусить чудесной пищи, не для того, чтобы стать свидетелями умножения хлебов и рыб, люди оставили свои дома, бросили свои неотложные дела и устремились за Спасителем. Они пошли за Ним, чтобы слышать Его Слово, чтобы внимать Его Учению. Они и не ожидали чудес, они не искали их. Они были просто верны позвавшему их Слову. Они, на самом деле, искали Царство Небесное, они просто слушали своего Бога, совершенно не заботясь о хлебе телесном. Потому и взыскал их Господь хлебом «на сей день» (Мф.6.11), что они оставили повседневные заботы во имя «единого на потребу» (Лк.10.42), во имя «Хлеба сшедшего с небес» (Ин.6.41). И тогда совершенно понятно, почему наши бесконечные и изнурительные усилия по возделыванию данной нам в удел земли не венчаются благословенным успехом, почему природные стихии упорно разрушают плоды наших трудов, почему их жжёт солнце, губит «безгодный» дождь, а преломленный нашими руками хлеб не может насытить всех алчущих. Это происходит потому, что сколько ни слушаем мы, всё никак не можем услышать давних Христовых слов: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19.29). Аминь.

18 августа 2002 г.

www.hram.info

Когда приступаете к молитве. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. - Сентябрь 2016 - Духовный источник

Когда приступаете к молитве
Много может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5, 16). Итак, только усердная молитва праведника много может. Но мы, христиане, и грешники, и часто молимся без усердия, и потому что же наши молитвы? Полезны ли они сколько-нибудь для нас, или мы, молясь, только время тратим? Нет, и мы не напрасно время тратим, когда молимся, и наши молитвы полезны для нас. Если мы не имеем усердия к молитве, то это усердие может пробудиться в нас, когда мы будем молиться постоянно. Усердная и пламенная молитва не вдруг приобретается, она не есть, собственно, упражнение, а следствие и, так сказать, награда уже за постоянное упражнение в молитве. Таким образом, от нашего усилия во время молитвы может родиться в душе нашей молитвенный жар. Так от движения происходит теплота и в холодном теле человека. «Молясь с принуждением, говорит св. Макарий Великий,— с неторопливостью, мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться с радостью, в покое. Молитва с принуждением состоит в нашей воле, а молитва в покое есть дар благодати». Итак, ни в каком случае не надобно оставлять молитвы: надобно, сколько возможно, принуждать себя к молитве. И потому, когда звон колокола созывает христиан на молитву, иди и ты, даже если бы тебе не хотелось молиться; когда наступает время сна или наступает утро, непременно читай свои молитвы, как бы ни тяготила тебя твоя леность и беспечность. Грехи, конечно, служат препятствием успеху наших молитв. Наши грехи, как облака, препятствуют изливаться в нас лучам Божия благословения; вопль преступных страстей, как шум ветра, не допускает нашим прошениям доходить до слуха Божия. Но неужели поэтому грешник и не должен молиться? Нет, он-то и должен молиться, ему-то и необходима молитва. Ибо и ум наш просвещается светом истины, когда мы молимся Богу, Который есть вечная Истина; и сердце наше воспламеняется огнем любви, когда мы молимся Богу, Который есть беспредельная Любовь; и воля наша направляется к добру, когда мы молимся Богу, Который есть верховное Добро. Оттого-то и бывает, христиане, что иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником — приступает к молитве оскверненным нечистотами греховными, а отходит убеленным благодатию, паче снега. Таким образом грешник может исходатайствовать себе у Бога прощение грехов. А по прощении грехов будет исполнено и прошение его: пройдут греховные облака, утихнут вопли преступных страстей, и Бог, как солнце после мрачной бури, явится к нему со Своим благословением, и молитва его, как фимиам, будет приятна для Бога. Итак, христиане, не смущайтесь ничем, когда приступаете к молитве. Молитесь, когда и не чувствуете усердия к молитве, молитесь, когда и чувствуете за собой много грехов. Молитесь лишь неослабно — и ваша молитва много будет значить пред Богом. Небесный Царь и Владыка любит, чтобы Его просили. Чем дольше Его просят, тем Он щедрее бывает. Чем дольше Он не дает, тем больше даст: в то время, когда не дает нам просимого, Он как бы готовит, как бы придумывает, чем лучше наградить нас. Наша неотступная просьба столько же приятна Богу, сколько людям противна: Он из нее видит, что мы усердно желаем просимых благ и что мы не хотим получить этих благ ни от кого другого, кроме Него. Итак, христиане, когда просите у Бога каких-либо благ — временных или вечных, то просите неотступно. Чем больше Бог не дает, тем неотступнее просите. Если Он, вместо того чтобы дать просимое благо, подвергнет вас несчастьям, и тогда не отступайте от Него. Если увидишь Бога, посылающего тебе меч, если ощутишь этот меч в твоем сердце — и тогда не отступай от Него, и тогда ожидай просимой милости. Когда гневается на нас человек, безопаснее всего бежать от него, а когда гневается на нас Бог, то всего лучше и надежнее стоять пред Ним. Аще убиет мя, на Него уповаю. Так уповай — и не посрамишься. Если Бог не дает тебе того, чего желаешь и просишь, то будь уверен: Он готовит и непременно даст что-нибудь лучшее и полезнейшее для тебя. Аминь. 

Протоиерей Родион Путятин

Хлеб наш насущный даждь нам днесь
Что такое хлеб насущный} Дневной. Так как Господь Иисус сказал: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли, и так как Он беседовал с человеками, обложенными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия, то хотя и повелевает исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют оные, однако снисходит и к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельской строгости жизни; впрочем, не требую бесстрастия. Ибо того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище». Смотри, как в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном, но только о хлебе, притом хлебе дневном — так, чтобы нам не заботиться о завтрашнем. Для чего и присовокупил: хлеб насущный, то есть дневной. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил после этого и другое: даждь нам днесь, дабы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. Ибо если не знаем, увидим ли продолжение оного, то для чего и пещись о нем? Это Спаситель заповедал и в Своей Нагорной проповеди: Непецытеся, говорит, наутрей (Мф. 6, 34). Так как Он упомянул о земле, а существам, происшедшим из нее и живущим на ней, облеченным телом земным, нужна соответственная пища, то по необходимости Он присовокупил: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф. 6, 11). Он повелел просить хлеба насущного, не для объедения, а для питания, восполняющего истраченное в теле и отклоняющего смерть от голода,— не роскошных столов, не разнообразных яств, произведений поваров, изобретений хлебопеков, вкусных вин и прочего тому подобного, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум, помогает телу восставать на душу и делает этого жеребца непослушным вознице. Не этого просить научает нас заповедь, но хлеба насущного. 

Святитель Иоанн Златоуст

www.komiprav.ru

Хлеб наш насущный даждь нам днесь…

Размышления о святыне

Молитва Господня – так называется всем известная молитва «Отче наш», которую оставил нам Сам Господь Иисус Христос. Поэтому эта молитва для православных христиан – самая главная. В дореволюционной России, где свято почитали православную веру, не знать молитву «Отче наш» считалось неприличным. В старину говаривали: «Знаю, как «Отче наш». Это потом уже, во времена советской власти, эту поговорку заменили на лаконичное: «Знаю, как дважды два четыре».Об этой молитве мы узнаём из святого Евангелия. Известно, что во времена Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос поучал учеников Своих и то множество народа, которое ходило за Ним, чтобы послушать Его учение о спасении, о том, как исполнять Закон Христов, чтобы наследовать жизнь вечную. В Нагорной проповеди, помимо девяти Заповедей блаженств, содержится и молитва «Отче наш».Перед тем, как открыть текст этой главной молитвы для всех православных христиан, Господь поучает: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»… (Мф, 6, 7-9).И дальше идёт молитва «Отче наш»: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Мф, 6, 10-13).

Обратим внимание на слова Спасителя: «молясь, не говорите лишнего… ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Из 7 просьб к Богу Отцу, первому лицу Пресвятой Троицы, содержится и прошение о хлебе насущном! Господь заповедал нам просить не о богатстве, не о роскоши, не об избытке благ земных, а о самом насущном, необходимом! Именно хлеб и символизирует всё необходимое для нашей земной жизни.В этой молитве, конечно же, важны все слова. Но слух наш всё-таки пронзает: Хлеб наш насущный даждь нам днесь… Хлеб – велико значение этого слова! Под видом хлеба в таинстве святого Причастия подаётся Тело Христово. В Евангелии от Матфея читаем: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф, 25, 26). Воистину, тайна сия велика есть! Величайшее таинство оставлено нам, многогрешным, Самим Спасителем! И как важно осознать, что без этого святого таинства нет спасения, нет жизни вечной! Потому-то Спаситель и предупреждает нас: «Кто не ест Тела Моего и не пьёт Кровь Мою, тот Царства Небесного не наследует!»В Богодухновенной Псалтири царь Давид восклицает: «И хлеб сердце человека укрепит» (Пс.103, 15). Почитание хлеба как святыни было присуще русскому человеку во все времена. Наши бабушки благоговейно почитали не только сам хлеб, но даже и хлебные крошечки бережно собирали в ладошку! Испортившийся хлебушек никогда не выбрасывали: крошили птичкам. Во время Великой Отечественной войны изголодавшиеся люди мечтали о хлебной корочке, а в блокадном Ленинграде норма хлеба была всего 150 граммов в день! В послевоенные годы была популярной песня в исполнении Людмилы Зыкиной: «Ты запомни, сынок, золотые слова: хлеб – всему голова! Хлеб – всему голова!» И даже в хлебных магазинах в советские годы можно было встретить лозунг: «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность – им не сори!»Голодные военные годы, слава Богу, позади. Наши магазины и супермаркеты изобилуют хлебной продукцией на любой вкус. Но где и когда произошла подмена вечных ценностей и, в частности, в отношении к величайшей святыне – к хлебу? На переменах в школе можно увидеть брошенные надкушенные булочки – современным детям это запросто! В мусорных контейнерах валяется выброшенный хлеб. А хлеб, купленный в магазине, очень быстро портится и плесневеет… Такое ощущение, что выпечен он недобросовестными людьми, нарушающими технологию его приготовления, или из плохой муки.… Наши современницы отказываются вкушать хлеб вообще, чтобы «не испортить фигуру». Когда мы перестали относиться к хлебу как к святыне?Давайте вспомним русскую классику. Недавно перечитывала А.С.Пушкина, моего любимого Пушкина, «Путешествие в Арзрум». Своё отношение к хлебу писатель облекает в художественную форму: «Дорого бы я дал за кусок русского чёрного хлеба, который им <туркам> был так противен…». Или ещё в одном месте читаем: «Турецкие пленники разрабатывали дорогу. Они жаловались на пищу, им выдаваемую. Они никак не могли привыкнуть к русскому чёрному хлебу. Это напомнило мне слова молодого приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего: чёрного хлеба не допросишься!» Вот так! Русский человек без хлеба не представлял своего существования! Пора бы и нам задуматься над этой простой истиной, что «хлеб всему голова!» и пересмотреть своё отношение к святыне!

Лариса Леонидовна Телегина,преподаватель Воскресной школы храма Рождества Христова

139

nv-rh.cerkov.ru


Смотрите также