«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую художнице была в 1950 году присуждена Сталинская премия II степени[1].
Произведение было задумано и создано художницей как «обобщенный образ радостной, свободной творческой работы»[2]. По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия[3].
В 1947 году на IX Украинской художественной выставке были показаны картины Яблонской «Перед стартом» (которая к этому времени была удостоена почётной премии Академии художеств) и «Вечер на Днепре». Картины подверглись острой критике[4]. Художница была расстроена прозвучавшими в её адрес упрёками в импрессионизме. Она писала позже, что сначала обвинения задевали её, а затем показались справедливыми[5]. Сама Яблонская признала себя «повинной» в импрессионизме. В 1948 году, будучи в Летаве со своими студентами на летней практике (практика продолжалась целых четыре месяца[6]), и наблюдая за трудом колхозниц, она поняла, что всё прежде сделанное ею в искусстве, «никуда не годится». Художница теперь хотела от искусства иного — «большей активности, более непосредственного, видимого вторжения в жизнь»[4]. Она побывала со студентами в поле во время уборки урожая, на всех трёх токах, принадлежавших колхозу, на свекловичных плантациях во время прополки, на птицеферме, свиноферме, в колхозной столовой и парикмахерской. Художница отметила для себя, что «основную тяжесть работы в колхозе приходилось тогда нести женщинам». Она была потрясена размахом сельскохозяйственных работ и лично познакомилась с рядовыми работницами и председателем колхоза — дважды Героем Социалистического Труда Д. В. Бойко. Кандидат искусствоведения Леонид Владич (укр.)русск. в книге о творчестве художницы, изданной на украинском языке, отмечал, что всё это вызвало глубокий перелом в мировоззрении художницы и в её творческом методе[6].
Работу художницы над картиной освещают хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи три письма Т. Н. Яблонской художнику Якову Ромасу (март 1950 года), четыре письма Марине Николаевне Гриценко, оргсекретарю Союза художников СССР (три из них датированы началом 1950 года, а одно — мартом 1955), и два письма Анне Сергеевне Галушкиной, возглавлявшая в Третьяковской галерее Отдел советской живописи и графики (1963 год), а также более поздние тексты художницы[7]. Леонид Владич выделял два этапа работы Татьяны Яблонской над картиной — 1) накопление этюдного материала и 2) работу над эскизами и полотном в мастерской. Тем не менее, он считал, что они органично соединились в единый творческий процесс, основой которого было глубокое изучение жизни[8].
ruwikiorg.ru
«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую художнице была в 1950 году присуждена Сталинская премия II степени[1].
Произведение было задумано и создано художницей как «обобщенный образ радостной, свободной творческой работы»[2]. По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия[3].
В 1947 году на IX Украинской художественной выставке были показаны картины Яблонской «Перед стартом» (которая к этому времени была удостоена почётной премии Академии художеств) и «Вечер на Днепре». Картины подверглись острой критике[4]. Художница была расстроена прозвучавшими в её адрес упрёками в импрессионизме. Она писала позже, что сначала обвинения задевали её, а затем показались справедливыми[5]. Сама Яблонская признала себя «повинной» в импрессионизме. В 1948 году, будучи в Летаве со своими студентами на летней практике (практика продолжалась целых четыре месяца[6]), и наблюдая за трудом колхозниц, она поняла, что всё прежде сделанное ею в искусстве, «никуда не годится». Художница теперь хотела от искусства иного — «большей активности, более непосредственного, видимого вторжения в жизнь»[4]. Она побывала со студентами в поле во время уборки урожая, на всех трёх токах, принадлежавших колхозу, на свекловичных плантациях во время прополки, на птицеферме, свиноферме, в колхозной столовой и парикмахерской. Художница отметила для себя, что «основную тяжесть работы в колхозе приходилось тогда нести женщинам». Она была потрясена размахом сельскохозяйственных работ и лично познакомилась с рядовыми работницами и председателем колхоза — дважды Героем Социалистического Труда Д. В. Бойко. Кандидат искусствоведения Леонид Владич (укр.)русск. в книге о творчестве художницы, изданной на украинском языке, отмечал, что всё это вызвало глубокий перелом в мировоззрении художницы и в её творческом методе[6].
Работу художницы над картиной освещают хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи три письма Т. Н. Яблонской художнику Якову Ромасу (март 1950 года), четыре письма Марине Николаевне Гриценко, оргсекретарю Союза художников СССР (три из них датированы началом 1950 года, а одно — мартом 1955), и два письма Анне Сергеевне Галушкиной, возглавлявшая в Третьяковской галерее Отдел советской живописи и графики (1963 год), а также более поздние тексты художницы[7]. Леонид Владич выделял два этапа работы Татьяны Яблонской над картиной — 1) накопление этюдного материала и 2) работу над эскизами и полотном в мастерской. Тем не менее, он считал, что они органично соединились в единый творческий процесс, основой которого было глубокое изучение жизни[8].
Внешние изображения | |
ru.wikiredia.com
Татьяна Ниловна Яблонская написала свою известную картину “Хлеб” в 1949 году.Прошло совсем мало времени после окончания войны.Люди радуются мирному времени, чистому небу, теплому солнцу, да и вообще каждой мелочи.Они так долго шли к победе, что теперь радуются каждому новому дню.Главный акцент на картине сделан на зернах пшеницы, они повсюду.Именно из этих зерен, сделают муку, и крестьяне будут обеспечены хлебом.
На первом плане женщины, которые подняли подолы юбок повыше, чтобы они не мешали работе.Они улыбаются теплому солнечному дню, а большой урожай зерна делает их счастливыми.Женщины собирают хлеб и ссыпают зерна в мешки.Чуть поодаль также стоят женщины и о чем-то разговаривают в процессе работы.Никто не ленится, все знают, что благодаря удачному урожаю они не будут голодать.Ноги женщин утопают в зерне, как в расплавленном золоте, которое блестит на солнце.
Собрали уже много зерна, вон, сколько мешков стоит подальше.Там мужчины грузят их в машины, чтобы увезти с поля в деревню.Народу много, все дружно работают и такая работа совсем не в тягость.Люди радуются богатому урожаю и возможности жить мирно и спокойно.Горячее солнце дарит свое тепло, а хорошая погода поднимает настроение.Зерна рассыпаны по всему полю, они хранят тепло и сверкают в солнечных лучах.
Кроме поля на картине нет никакого пейзажа.Только вдалеке можно увидеть темный лес, стоящий как стена.Художница хотела показать, что уборка хлеба не тяжелая обязанность, ведь хлеб основной продукт на каждом столе, без него наша жизнь невозможна.Для сельских жителей отличная погода и богатый урожай уже повод для радости.А факт того, что закончилась война, заставляет радоваться буквально каждому дню и не важно, солнечная или пасмурная погода на улице.Труд крестьян важен, ведь именно он кормит всех людей.
goldsoch.info
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»