Посещение стоит 30р., фотосъемка 20р., но с меня не взяли. Могут что-то бесплатно рассказать.Открыты с 10 до 16-00, иногда с перерывом на обед, выходные — воскресенье, понедельник.
Все это я впервые посетил в лет 16 назад с экскурсией, всем классом ездили. Не знаю возят ли сейчас школоту на краеведческие экскурсии.Музей хлеба
Внутри раньше было больше экспонатов, по центру они стояли. Пряники и прочие изделия из хлеба, за 16 лет ничего не изменилось Картина Левитана "Рожь" Снопы Всяческий инвентарь Вид из окна на музейный двор Труженник целины — ГАЗ-51, их даже в Мьянму экспортировали и собирали в КНДР, КНР и Польше. Жаль он стоит без навеса даже. Надеюсь не пропадет. Вторая часть — крестьянская изба. Ее я тоже посещал 16 лет назад. Снаружи. Какая-то она маленькая, в Витославицах избы больше. Внутри Прялка, печка, шкафик Красный угол Самовар Я Тропинки из досок Клумбы Уникальный сельский Дендрарий Банька Дворик Часть третья — музей истории Тюменского района. Странно, что он не в Тюмени, так ведь большинство тюменцев и не узнает о нем. Карта Старые радиоприемники и громкоговоритель Березовый сок! Сейчас уж и не делают такого, только из Гродно возят. Памятники погибшим в ВОВ в селах Тюменского района Экспозиция состоит в основном из фотографий Первый телевизор в деревне Школьные учебники Вот кого у нас сажают Какая-то музыкальная штуковина Вероятно, первый компьютер в селе Фотографии веселой колхозной жизни Экспозиция рассказывает о продукции предприятий Тюменского района, только информация где-то времен 12 пятилетки. Например у нас до сих пор делают бутылки КурочкиМузей природы Тюменского района, музей Хлеба, крестьянская изба.
Продолжительность экскурсии - 2,5 - 3,5 часа.
Музей природы – коллекция чучел птиц, животных и рыб, обитающих в Тюменской области. Ребята узнают много интересных фактов о животных нашего края, смогут увидеть, как они выглядят в природе.
В Музее хлеба собраны всевозможные орудия, с помощью которых обрабатывали землю, сеяли хлеб, собирали урожай: макет ветряной мельницы, плуг, борона, серп, цепь-молотило, сито, ступа, кадки. Во время экскурсии ребята узнают: как родится каравай? Чем пахнет хлеб? Легок ли труд хлебопашца? Какова цена хлеба? Как работала мельница? Что такое первый сноп? Пословицы и поговорки о хлебе.
В крестьянской избе ребята увидят предметы домашнего обихода, одежду, мебель, печь, посуду, старинную утварь – все то, что окружало крестьянина в повседневной жизни. Как строился дом? Из какого материала? Почему под нижние венцы клали зерно, монетки, шерсть? Где красный угол в избе? Что такое полати и сени? Почему в крестьянской избе низкая притолока и высокий порог? Когда в крестьянском быту появились зеркала? Для чего нужны были чугунки, ухваты и кочерга? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете узнать, побывав на экскурсии. Все вещи, представленные в музее, являются подлинными и потому интересны как свидетели минувшей эпохи.
Звоните: (3452) 93-11-75; сот. 8-982-915-61-75; вечером - 32-45-82
Цены - осень- зима 2018 г.
Цена: при группе 40-46 чел-350 руб, при группе 30-39 чел. - 430 руб.
raduga-turs.ru
ДАЛЁКОЕ-БЛИЗКОЕ
САМОЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ СЕЛА, КУЛЬТУРЫ И БЫТА ОТРАЗИЛАСЬ В УНИКАЛЬНОМ СЕЛЬСКОМ МУЗЕЕ
Экспозиция под условным названием «Музей хлеба» вот уже который год работает в селе Успенка в окрестностях Тюмени. Здесь действительно можно побывать в Зале хлеба. В разряд экспонатов попали также крестьянская изба, баня по-черному, макет деревянного колодца «Ворот-журавль»… Открыты залы этнографии, природы края, истории культуры и здравоохранения, часть выставки посвящена трудовой и боевой славе односельчан. Четырехвековая история села, культура, быт и традиции русских переселенцев так или иначе отразились во множестве предметов, представленных на стендах, стеллажах, в различных коллекциях... Уголок истории притягивает гостей из дальних мест и из ближайших городов и сел.
ЕСЛИ ХЛЕБ НА СТОЛ, ТО И СТОЛ – ПРЕСТОЛ
Согласно исторической справке, издавна в здешних местах сеяли озимую рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, ярицу (яровую рожь). Урожаи в пятьдесят пудов зерна с десятины считались хорошими. Чаще все же были неурожайные годы – горькие и трудные для крестьянских семей. Нелегкая доля хлебопашца так или иначе отражена на выставочных стендах. Перед входом – известные нам с детства слова: «Хлеб – всему голова». «Где пашет сошка, там хлеба крошка», – встречаем еще одну крестьянскую поговорку.
Далее – всё, что связано с выращиванием этого продукта, начиная «от сохи». Плуги, бороны, серпы, косы, цепы, решёта, ступы, мельничные жернова, снопы ржи, пшеницы... И, конечно, сами «хлебобулочные изделия» – его высочество Хлеб, добытый большим потом, непомерным трудом селянина. Внимание посетителей привлекает репродукция известной картины «Жницы», где мать кормит грудью младенца, рядом – люлька, висящая на кольях, работающие на жатве женщины, дети, мужики… Классический сюжет патриархальной Руси, иллюстрирующий тот факт, что вырастить и испечь хлеб – это подвиг. Здесь вам расскажут и о старинных традициях. Когда, к примеру, крестьянин вязал первый сноп нового урожая, то ставил его непременно в передний угол – это был сноп-именинник. На выставке представлен макет ветряной мельницы, хотя в Успенке использовались мельницы водяные. На них и перемалывали зерно в муку. Наконец, буханка душистого хлеба, завершающая процесс. Иногда пришедших в музей спрашивают: а чем пахнет хлеб? Одни говорят – зерном, другие молчат – не знают, что сказать. А иные находят правильный ответ: «Хлеб пахнет хлебом».
Посещение такого музея – это своеобразное открытие, особенно для юных экскурсантов. Хотя, казалось бы, что такого особенного, нового можно узнать о хлебе? Его сегодня много. В магазинах полки ломятся от всяческого его разнообразия. И молодым людям, не знавшим нужды, не голодавшим, кажется: такое изобилие было всегда. Поэтому акцентированное напоминание о подлинной цене и ценности главного нашего продукта лишним не бывает. «Если хлеб на стол, то и стол – престол». Формула, вместившая в себя столько смысла. Или вспомните такие известные выражения: хлеб – имя существительное, хлеб-батюшка... Куда как актуальны сегодня и старинные нравоучения: «Не проголодавшись, за стол не садись – дороже хлеба ничего нет. Не сняв шапки, за стол не садись – старше хлеба ничего нет. Не вымыв руки, за стол не садись – чище хлеба ничего нет».
ДАЁШЬ БАНЬКУ ПО-ЧЁРНОМУ!
И где, как ни на селе, в самый раз увековечить прародительницу современных теремов- особняков-коттеджей – крестьянскую избу. Первым к этому пришел основатель Успенского краеведческого музея Георгий Сотников. Именно Георгий Яковлевич перенес на территорию музея типичную успенскую избенку. В ней постарались собрать всю сопутствовавшую селянам на протяжении веков атрибутику: предметы быта, вещи, одежду... Изба, как известно, считается самым экологически чистым жильем. И даже странно как-то, когда это стародавнее жилище у некоторых ассоциируется только с прошлым. А ведь войдя в избу, современный посетитель восхитится рациональностью и удобством быта наших предков, его продуманностью. Местные ревнители старины и вовсе высказываются за то, чтобы по большому счету возвести здесь некий национальный архитектурный ансамбль – настоящую «новую-старую избу» по общепринятым на Руси канонам, со всеми необходимыми постройками, насаждениями... Включая, конечно, баню по-черному. Настоящие ценители ритуала, посетив здешний музейный вариант – с берёзовым веничком, с каменкой и иной атрибутикой, с удовольствием вспоминают давнюю традицию национального омовения. «Баня по-черному, но дух в ней ядреный», «Баня парит – здоровье дарит». Поговорки, во всяком случае, не устарели. Нужны мастера, знатоки этого дела. А где их взять? Поэтому, утверждают скептики, русскую усадьбу воссоздать – это вам не фунт изюма.
А пока читаем отзывы в книге гостей музея: «С радостью посетили крестьянскую избу, баню по-черному, словно побывали в своей молодости», «Везде здесь говорит русская душа – добрая, щедрая, бескорыстная», «Огромное спасибо тем, кто создал такое чудо и столько лет хранит доброе, вечное…», «Выражаем благодарность хранителям музея за их труд и уважение к истории нашего края, к нашим предкам и России в целом – замечательно, что такой островок истории и памяти существует и действует».
УСПЕНСКАЯ ВОЛОСТЬ
Первые жители появились на месте нынешней Успенки и других окрестных поселений в 1620-х годах. Переселенцы шли из европейской России – они бежали от жестокого феодально- крепостного угнетения. Место ими было выбрано вполне удобное для жизни: в речке Кармак водилась рыба обильно, в окрестных лесах встречалось много дичи, а на заливных лугах в пойме реки Пышмы имелись богатые покосы. Благоприятные природные условия обеспечили быстрый рост села. Важную роль сыграло и наличие рядом Московского тракта. Успенка становится волостным центром, в состав которого входили расположенные вдоль тракта деревни Мальцево, Гилево, Мостовщики, Рябово, Верховина... Основными занятиями новопоселенцев были земледелие и животноводство, изготовление телег, саней, коромысел, дуг, кирпича, местные умельцы также катали валенки, ткали ковры и холсты… В те времена в Успенке насчитывалось 250 дворов, проживало более тысячи человек. При волостном правлении «было две церкви, сберкасса, земская школа, 10 торговых лавок, 4 водяные мельницы, казенная винная лавка, торжки по праздникам и еженедельно...».
В свое время основатель музея Георгий Яковлевич Сотников и бывший глава администрации сельсовета Николай Степанович Сараев не только открыли сельский музей, но и воссоздали прекрасную Успенскую церковь. Было отлито шесть колоколов, и теперь над селом каждый день плывет малиновый звон. Церковь, кстати, была построена 140 лет назад, в 1878 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В честь этого события село и приобрело свое нынешнее название.
Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/
tyum-pravda.ru
16 октября - Всемирный день хлеба. Тюменской области более 400 лет потребовалось для того, чтобы хлебный промысел и выращивание пшеницы стало одним из успешных и прибыльных направлений в агропромышленном комплексе региона. Сюда шли за хлебом еще в девятнадцатом веке и казанские татары, купившиеся на Столыпинскую реформу, и поволжские крестьяне в 20-м веке во время голода, и Центральная Россия в трудное послевоенное время. И каждому находился свой кусок.
Первыми официальными землепашцами на территории нынешней Тюменской области стали крестьяне - выходцы с Северной Двины. Именно этих выносливых, привыкших к морозу и ненастью людей по царскому указу Федора Иоанновича в 1590 году направили «в Сибирь на житие». Принято считать, что с этого указа началась история землепашества на Тюменской земле. И, стало быть, история тюменского хлеба. Местом первых местных пашен стали окрестности села Метелево. Прошло не менее ста лет, прежде чем Сибирь, и в частности Тюмень, начала обеспечивать себя доморощенным хлебом. Из-за нехватки «хлебного жалования» отсюда бежали служивые люди. Тех денег, что щедро платились из царской казны, хватало на все, кроме закупки в должном количестве зерна и муки, которые из Центральной России не всегда удавалось до Сибири довезти в сохранности.
Выращивали вокруг Тюмени рожь и ячмень, как самые морозостойкие и неприхотливые культуры. Собирать урожай пшеницы в промышленных объемах стали только в конце 18-го века. Примерно в то же время появилась присказка: «Сибирь в лаптях не ходит, белым хлебом собак кормит». Хлеб и мука стали основной торговой продукцией, которую наряду с кожевенными товарами расторговывали на промышленной Васильевской ярмарке (по своему размаху она почти не уступала Ирбитской - одной из главных ярмарок дореволюционной России).
Выращивали вокруг Тюмени рожь и ячмень, как самые морозостойкие и неприхотливые культуры. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук.Советское время подарило городу не только звание столицы нефтяного края, но и хлеб... Да-да, тот самый знаменитый тюменский «железнодорожный» хлеб, за которым до сих пор по утрам в магазинах бывает очередь, а те, кто поездил по стране и успел пожить в других городах, возвращаясь на малую родину, первым делом вспоминают тюменский «железнодорожный» хлеб.
Замес теста в квашне. Успенского краеведческий музей. Фото: Из личного архива/ Екатерина ГерманПравда, мало кто помнит, что за этим наименованием и уже историческим вкусом стоит своя большая история, начавшаяся в годы Великой Отечественной войны. Тогда в суровых условиях сибирского тыла женщины в железнодорожной пекарне на станции Тюмень пекли особый хлеб - на дровах. Булки были килограммовые, за качество спрашивали строго, ведь на каждом выпеченном хлебе стоял «штамп» рабочей смены. Выпекали всего два вида: белый и ржаной с примесью картофеля или отрубей. В послевоенные годы стали выпекать новый хлеб, но изменился в рецептуре лишь вес выпекаемых буханок - теперь они стали по 600 граммов.
К сожалению, в сентябре этого года стало известно о банкротстве старейшего тюменского хлебокомбината. Знаменитый тюменский «железнодорожный» хлеб тоже может стать историей.
В этом году тюменские аграрии собрали зерновые культуры с небывалой для региона урожайностью в 25 тонн с гектара. Сбор урожая составил 1696,9 тысячи тонн. А местные предприниматели активно развивают культуру хлебопотребления в регионе. Десятки небольших пекарен каждое утро выдают тысячи булок хлеба и сдобы, начиная от традиционных сортов и заканчивая экзотическими вариантами с различными добавками в виде льняной и амарантовой муки, кедровых орехов и так далее. Цена на хлеб ручной работы на порядок выше магазинского: булка самого простого бездрожжевого обойдется в 80-100 рублей против магазинского ценника в 21 рубль за булку белого не нарезного.
Единственный в регионе Музей хлеба был открыт в октябре 1983 года в с. Успенка Тюменского района. С тех пор экспозиция Успенского краеведческого музея, рассказывающая о том, как в Сибири сеяли, собирали, мололи и пекли хлеб, - одна из самых популярных. По словам заведующей музеем Ольги Травиной, практически каждый день приезжают на экскурсию тюменские школьники, которым интересно не только услышать историю землепашцев Сибири, но и прикоснуться к той утвари, которая сохранилась и была передана в дар музею от жителей села.
Ручная сеялка. Экспонат Успенского краеведческого музея Фото: Из личного архива/ Екатерина ГерманК слову, «новоделов» - экспонатов, похожих на те, что существовали на самом деле в 19-м веке, совсем немного. И квашни, и ступы, и веялки - настоящие, взятые из домашнего обихода тюменских крестьян.
Квашня, ушат - утварь, которая передана в дар музею от жителей села Успенка. Фото: Из личного архива/ Екатерина Герман.
www.tmn.aif.ru
ДАЛЁКОЕ-БЛИЗКОЕ
САМОЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ СЕЛА, КУЛЬТУРЫ И БЫТА ОТРАЗИЛАСЬ В УНИКАЛЬНОМ СЕЛЬСКОМ МУЗЕЕ
Экспозиция под условным названием «Музей хлеба» вот уже который год работает в селе Успенка в окрестностях Тюмени. Здесь действительно можно побывать в Зале хлеба. В разряд экспонатов попали также крестьянская изба, баня по-черному, макет деревянного колодца «Ворот-журавль»… Открыты залы этнографии, природы края, истории культуры и здравоохранения, часть выставки посвящена трудовой и боевой славе односельчан. Четырехвековая история села, культура, быт и традиции русских переселенцев так или иначе отразились во множестве предметов, представленных на стендах, стеллажах, в различных коллекциях... Уголок истории притягивает гостей из дальних мест и из ближайших городов и сел.
ЕСЛИ ХЛЕБ НА СТОЛ, ТО И СТОЛ – ПРЕСТОЛ
Согласно исторической справке, издавна в здешних местах сеяли озимую рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, ярицу (яровую рожь). Урожаи в пятьдесят пудов зерна с десятины считались хорошими. Чаще все же были неурожайные годы – горькие и трудные для крестьянских семей. Нелегкая доля хлебопашца так или иначе отражена на выставочных стендах. Перед входом – известные нам с детства слова: «Хлеб – всему голова». «Где пашет сошка, там хлеба крошка», – встречаем еще одну крестьянскую поговорку.
Далее – всё, что связано с выращиванием этого продукта, начиная «от сохи». Плуги, бороны, серпы, косы, цепы, решёта, ступы, мельничные жернова, снопы ржи, пшеницы... И, конечно, сами «хлебобулочные изделия» – его высочество Хлеб, добытый большим потом, непомерным трудом селянина. Внимание посетителей привлекает репродукция известной картины «Жницы», где мать кормит грудью младенца, рядом – люлька, висящая на кольях, работающие на жатве женщины, дети, мужики… Классический сюжет патриархальной Руси, иллюстрирующий тот факт, что вырастить и испечь хлеб – это подвиг. Здесь вам расскажут и о старинных традициях. Когда, к примеру, крестьянин вязал первый сноп нового урожая, то ставил его непременно в передний угол – это был сноп-именинник. На выставке представлен макет ветряной мельницы, хотя в Успенке использовались мельницы водяные. На них и перемалывали зерно в муку. Наконец, буханка душистого хлеба, завершающая процесс. Иногда пришедших в музей спрашивают: а чем пахнет хлеб? Одни говорят – зерном, другие молчат – не знают, что сказать. А иные находят правильный ответ: «Хлеб пахнет хлебом».
Посещение такого музея – это своеобразное открытие, особенно для юных экскурсантов. Хотя, казалось бы, что такого особенного, нового можно узнать о хлебе? Его сегодня много. В магазинах полки ломятся от всяческого его разнообразия. И молодым людям, не знавшим нужды, не голодавшим, кажется: такое изобилие было всегда. Поэтому акцентированное напоминание о подлинной цене и ценности главного нашего продукта лишним не бывает. «Если хлеб на стол, то и стол – престол». Формула, вместившая в себя столько смысла. Или вспомните такие известные выражения: хлеб – имя существительное, хлеб-батюшка... Куда как актуальны сегодня и старинные нравоучения: «Не проголодавшись, за стол не садись – дороже хлеба ничего нет. Не сняв шапки, за стол не садись – старше хлеба ничего нет. Не вымыв руки, за стол не садись – чище хлеба ничего нет».
ДАЁШЬ БАНЬКУ ПО-ЧЁРНОМУ!
И где, как ни на селе, в самый раз увековечить прародительницу современных теремов- особняков-коттеджей – крестьянскую избу. Первым к этому пришел основатель Успенского краеведческого музея Георгий Сотников. Именно Георгий Яковлевич перенес на территорию музея типичную успенскую избенку. В ней постарались собрать всю сопутствовавшую селянам на протяжении веков атрибутику: предметы быта, вещи, одежду... Изба, как известно, считается самым экологически чистым жильем. И даже странно как-то, когда это стародавнее жилище у некоторых ассоциируется только с прошлым. А ведь войдя в избу, современный посетитель восхитится рациональностью и удобством быта наших предков, его продуманностью. Местные ревнители старины и вовсе высказываются за то, чтобы по большому счету возвести здесь некий национальный архитектурный ансамбль – настоящую «новую-старую избу» по общепринятым на Руси канонам, со всеми необходимыми постройками, насаждениями... Включая, конечно, баню по-черному. Настоящие ценители ритуала, посетив здешний музейный вариант – с берёзовым веничком, с каменкой и иной атрибутикой, с удовольствием вспоминают давнюю традицию национального омовения. «Баня по-черному, но дух в ней ядреный», «Баня парит – здоровье дарит». Поговорки, во всяком случае, не устарели. Нужны мастера, знатоки этого дела. А где их взять? Поэтому, утверждают скептики, русскую усадьбу воссоздать – это вам не фунт изюма.
А пока читаем отзывы в книге гостей музея: «С радостью посетили крестьянскую избу, баню по-черному, словно побывали в своей молодости», «Везде здесь говорит русская душа – добрая, щедрая, бескорыстная», «Огромное спасибо тем, кто создал такое чудо и столько лет хранит доброе, вечное…», «Выражаем благодарность хранителям музея за их труд и уважение к истории нашего края, к нашим предкам и России в целом – замечательно, что такой островок истории и памяти существует и действует».
УСПЕНСКАЯ ВОЛОСТЬ
Первые жители появились на месте нынешней Успенки и других окрестных поселений в 1620-х годах. Переселенцы шли из европейской России – они бежали от жестокого феодально- крепостного угнетения. Место ими было выбрано вполне удобное для жизни: в речке Кармак водилась рыба обильно, в окрестных лесах встречалось много дичи, а на заливных лугах в пойме реки Пышмы имелись богатые покосы. Благоприятные природные условия обеспечили быстрый рост села. Важную роль сыграло и наличие рядом Московского тракта. Успенка становится волостным центром, в состав которого входили расположенные вдоль тракта деревни Мальцево, Гилево, Мостовщики, Рябово, Верховина... Основными занятиями новопоселенцев были земледелие и животноводство, изготовление телег, саней, коромысел, дуг, кирпича, местные умельцы также катали валенки, ткали ковры и холсты… В те времена в Успенке насчитывалось 250 дворов, проживало более тысячи человек. При волостном правлении «было две церкви, сберкасса, земская школа, 10 торговых лавок, 4 водяные мельницы, казенная винная лавка, торжки по праздникам и еженедельно...».
В свое время основатель музея Георгий Яковлевич Сотников и бывший глава администрации сельсовета Николай Степанович Сараев не только открыли сельский музей, но и воссоздали прекрасную Успенскую церковь. Было отлито шесть колоколов, и теперь над селом каждый день плывет малиновый звон. Церковь, кстати, была построена 140 лет назад, в 1878 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В честь этого события село и приобрело свое нынешнее название.
Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/
tyum-pravda.ru
Сельские музеи – явление, близкое к сказочному. Скажем, в краеведческом музее им. Георгия Сотникова в селе Успенка Тюменского района входной билет – 20 рублей. Вы видели такие цены? Если у вас есть фотоаппарат – еще 10 рублей. Дошкольники – бесплатно.
За эту цену в музее хлеба (под таким названием он больше известен в народе) мы увидели и даже руками потрогали предметы, которыми на самом деле сеяли и убирали хлеб. Побывали в реконструированной крестьянской избе, наполненной самыми настоящими предметами крестьянского быта. Подивились достижениям народного хозяйства времен развитого социализма.
Всех без исключения мужчин, попавших сюда (немногочисленных, конечно), восхищает сконструированный местным умельцем мотоблок со спидометром от мотоцикла. Сие чудо техники даже вывозилось на ВДНХ и имело награды. А теперь все с ним фотографируются. Еще бы! Не на каждом мотоблоке увидишь спидометр на 140 км/ч! Вот и мои озорники не удержались, чтобы не подержаться за самодельный руль!
Музей расположен в нескольких старых домах напротив сельского храма в честь Успения Богородицы (отсюда, собственно, и название села). Один из залов посвящен животному миру окрестностей села. По наблюдениям, охотники приходят сюда не только чтобы отругать медведя. С большой охотой они травят за чашкой чая охотничьи байки, и далеким от промысла сотрудникам музея потом приходится сортировать, где тут правда, а где вымысел.
В наш приезд милая девушка-экскурсовод Ольга Травина, рассказывая о зайцах, кабанах, медведях, извинилась, что не все медведи настоящие:
-- Вот нам шкуру принесли, мастер взялась сделать медведя, а морду ему «слепили» из старой шапки. Поэтому охотники, когда приходят сюда, называют его «коровой». Мол, не похож...
Тут колокола, там большой амбар. Послушали рассказ о том, откуда берется хлеб. Точнее, как его делали в стародавние времена. Вот соха, вот плуг, вот сеялка – это такая штука типа решета, куда зерно насыпали, на шею надевали и шли по полю, разбрасывали. Даже померить эту вещь дают! Потом зерно всходило, и когда созревало, выходили жать. Жали серпами – и нате вам, девушки: подержите серпы, которыми ваши прабабушки работали! А вот так выглядели палатки в поле, где спали крестьяне, чтобы не терять времени на поездки домой. А это мельница. А это – ручная мельница: кто хочет покрутить? Городские дети были в большом восторге.
Есть еще крестьянский дом позапрошлого века. Комнатка – как в нынешнем общежитии, и ведь там большие семьи жили – чтобы теплее было. Маслобойка, ткацкий станок, светец -- подставка под лучины.
Мамы наперебой вспоминают:
- А на такой маслобойке еще даже я работала в детстве, два часа уходило на пять литров сливок, чтобы масло сбить!
- А я ткала, только не ткань, а уже коврики мы делали!
- У нас два утюга было. Бабушка говорила, что это считалось самым дорогим подарком на свадьбу. Зря, кстати, все думают, что угольный утюг был лучше, раз его не надо было греть на печке, боясь испачкать. В угольный утюг надо было тоже суметь этих углей наложить специальной ложкой, чтобы они ткань не пачкали, и копоти чтобы не было...
- Отец рассказывал, что, когда он был маленький...
Рассказы и воспоминания льются рекой!
Экспонаты собирают по всему селу. Правда, в последнее время несут уже немного: и выбрали по домам почти все, и в школе небольшая экспозиция открыта. В музей хлеба местные приходят или с общей экскурсией, или если в морозы перебежками до дому добираются. Но здесь им всегда рады.
tumentoday.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»