Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс ). Хлеб и война
Сочинение на тему Хлеб и война (15.3 9 класс )
Главным является то, что среди трех вышеперечисленных ценностей хлеб занимает именно первое место. Вероятно, что многие люди пока что не знают о ценности хлеба.
Но на самом деле, даже небольшой ломоть хлеба является символом жизни каждого из нас, хлеб сам по себе олицетворяет жизнь и рост. Это результат труда большого количества людей, старания которых мы просто обязаны по-настоящему ценить.
Сейчас работают тысячи человеческих рук для того, чтобы хлеб попал к нам домой на столы. Одни люди сеют на огромнейших размеров полях зерна, занимаются их обработкой и дожидаются, пока колоски взойдут. Другие собирают, мелют, замешивают и в итоге лепят тесто. Третьи - готовый хлеб везут в магазины, последние продают его нам. И только после всего этого пути хлеб оказывается в наших руках. Длительное время занимает весь этот процесс, и он заслуживает настоящего уважения.
Наравне с оружием, мерилом жизни был хлеб. Как был так и остается он одним из важнейших факторов, которые помогли выстоять во времена войны и защитить свою Родину.
В голодные военные годы даже небольшой ломоть хлеба продлевал людям жизнь, а его отсутствие лишало ее. Тогда жизнь сильно зависела именно от того, был ли хлеб в семье. Никогда не уйдет из памяти людей и их потомков легендарные 125 граммов - драгоценный, на ладони помещавшийся маленький кусочек, в котором была сила, тепло и сама жизнь.
Это были 125 граммов, которые состояли из соевой муки, жмыха, целлюлозы, отрубей и отбойной пыли. Сейчас нам сложно представить, как в 1941 и 1942 годах, кроме этих роковых 125 граммов, люди ничего не получали (это было суточным пропитанием).
Из-за нехватки муки, в годы страшной войны, хлеб пекли с примесями, добавляя жёлуди, картошку, а также картофельную шелуху. Нехватку сахара обучились заменять сделанным из тыквы и свёклы мармеладом. Из семян лебеды варили каши, пекли лепёшки из конского щавеля.
Затирка была в те времена самым распространенным блюдом. Натирали с водой немного муки и спускали в кипяток, после этого заправляли травами и луком. Мальчишки ловили кротов и сусликов, также часто ели мясо павших животных. Грибы и ягоды собирали те же дети. Набирали большое количество черёмухи. Всё это засушивали, а зимой заваривали и ели.
Ловили рыбу в ручьях и запасались на зиму: рыбёшку сушили в печи, толкли, а после всего ссыпали в мешочки и зимой добавляли в похлёбку.
Несмотря на острую нехватку еды, страх и страдания, люди в тылу проявили мужество, отвагу, и настоящую любовь к отчизне.
Блокадный хлеб готовили из мука ржаной обойной, жмыха, остатков муки с оборудования и пола, пищевой целлюлозы, хвои. Хлеб совсем не имел вкуса и аромата обычного хлеба, он был горьким и травянистым на вкус.
На оккупированных немцами территориях, в госпиталях, раненых солдат кормили всего по две ложки пшеничной каши в день (так как хлеба не было совсем). Варили все тот же кисель из небольшого количества муки - затирку. Настоящим праздником для голодных людей был суп из перловки или гороха. Ужасным было то, люди лишились хлеба - привычного и особенно для них дорогого.
Очень трудно читать или слушать без слез о том, как выживали в голоде и холоде жители оккупированных территорий в годы губительной войны. Нацисты отнимали у людей все продовольствие и увозили его в Германию. Матери не только страдали от голода сами, но еще больше – глядя на мучения собственных детей, раненых солдат, голодных и больных родственников.
Как они выживали и что ели? Это находится за пределами нашего понимания. Ценой человеческих жизней в те времена добывалось даже самое малое.
Пройдет еще много лет, и потомки не раз спросят: каким образом СССР сумел не только устоять на краю пропасти, но и победить? Как же он пришел к Великой победе? Большую благодарность за это нужно выразить не только сражавшимся, но и тем людям, которые обеспечивали воинов и местное население продовольствием, а самое главное - хлебом.
Именно поэтому мы обязаны ценить тяжкий труд, ценить то, что у нас есть в достаточном количестве и чего другие в свое время были лишены. Мы не можем сказать, что таким образом мы чем-то поможем голодающим во времена войны. Но мы, по крайней мере, проявил уважение к ним.
15.3 9 класс
Хлеб и войнаuchim-klass.ru
Хлеб и война | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Место проведения: школьный историко-краеведческий музей «Исток».Оборудование: в центре зала небольшой стол, накрытый яркой скатертью, на нем ваза с колосьями пшеницы, блюдо с пирогами, буханка черного хлеба и, на отдельной тарелке, 2 нормы хлеба: 250 гр. и 150 гр. (нормы блокадного Ленинграда). На стенде сочинения, рисунки о хлебе.Цель: нравственное и патриотическое воспитание школьников на примере подвига народа в годы В.О.В., углубление знаний о войне.Задача: показать как и какой ценой была завоевана Победа в В.О.В., какие подвиги совершали бойцы и мирные жители, чтобы обеспечить фронт Хлебом.Ведущий: Поговорим сегодня о хлебе! О хлебе, который каждый день видим на столе. Видим и не задумываемся о цене хлеба Нет, кажется, человека, который не знал бы вкуса хлеба, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова. Вот он лежит перед вами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, лежит словно одушевленный верой поколений в его животворящую силу: румяный, пышущий солнечной и земной энергией, сгустками страсти, бед и радости человека.1 Чтец:Дороже и злата, и соболяОн – всем и всему голова.У хлеба значенье особое:Державные держит права.И так повелось это исстари!Изба пирогами краснаХлеб – наиглавнейшая исповедьПред жизнью, во все времена. Ведущий: Задумывались ли вы: «В чем ценность хлеба?»Мало зернышко – грамма не весит. А взрастить его всенародные силы нужны: семена, машины, удобрения, элеваторы, мельницы, пекарни, магазины. Так что реальную цену хлеб имеет. И по мере долгого пути и превращения «пашня – колос – зерно – мука – хлеб» стоимость возрастает. Есть и еще одно качество хлеба; именно хлебом, умением дорожить им и делиться выверяется душевная щедрость человека. И поэтому хлеб, которым мы делимся в трудную минуту, не имеет себе равных по вкусу.
1 Чтец: С хлебом русский человек –Богатырь из века в век.Хлеб душистый, пропеченный,С хрупкой спинкой золоченой.Нам привычен и знаком,К нам заходит в каждый дом,Не везде, дружок, на светеХлеб едят до сыта дети.
2 Чтец: Хлеб России! Сильный хлеб России!Как не восхищаться нам тобой.Если ты из неоглядной синиХлещешь как безудержный прибой!Хлеб России! Хлеб моей ОтчизныДюжий богатырский как всегда.Жизнью создавался ты для жизниИ трудом для нового труда.
Чтец: «Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего в мире аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» - гласит народная мудрость.
Он пахнет полем, пахнет утром ранним.В нем рук тепло, забота строгих глаз.Он входит в дом, сквозь годы испытаний,Не зачерствев, как кое-кто из нас.
Ведущий: В июне колос наливается зерном, нежится и золотится под лучами яркого солнца, крепнет, набирается силой каждое зернышко. Радуется хлебороб богатому урожаю, любуясь хлебной нивой.(пауза)22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно, фашистские полчища вторглись на нашу землю.Горели хлеба. Кричали младенцы на груди умирающих матерей.Сумеете ли вы понять,что выстрадал наш народ? Какие муки он испытал?Каким был хлеб военного времени?
Чтец: «Черный хлеб»Я помню хлеб. Он чёрен был и липок- Ржаной муки был грубоват помол. Но расплывались лица от улыбок,Когда буханку ставили на стол. Военный хлеб. Он к щам годился постным, Раскрошенный, он был неплох с кваском. Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.Его мы отдирали языком. Он кислым был,- ведь был он с отрубями! Не поручусь, что был без лебеды. И всё ж с ладони жадными губами Я крошки подбирал после едыЯ неизменно с острым интересом Я с сердцем замирающим следилЗа грозным, хладнокровным хлеборезом,Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!Я восторгался им, прямым и честным, Он резал грубо, властно, без затей, Горелой коркой, как в угле древесном, Испачкавшись почти что до локтейНа нём рубаха взмокла холстяная, Он был велик в восторге трудовом. Он резал хлеб, усталости не зная, Лица не вытирая рукавом!(Евгений Винокуров)
Ведущий:Осенью 1941 года немецкое командование поняло, план молниеносной войны не удался, что война приобретает затяжнойхарактер и нужно кормить своих солдат, поддерживать свою армию. Именно поэтому предусматривалосьограбление населения на занятых фашистами территориях.Были отобраны или угны в Германию лошади, коровы, свиньи, овцы и козы. Фашистская армия отправила в Германию тысячи эшелонов с награбленными грузами.Трудно было выстоять советскому народу в этой войне. Но особенно тяжелое положение сложилось в блокадном Ленинграде. Фашисты стремились сломить волю людей,взять Ленинград голыми руками.Чтец: Без воды, без тепла, без светаДень похож на черную ночь.Может, в мире и силы нету,Чтобы все это превозмочь?и говорили:- Наши дети увидят свет!- Но ворота они не открыли,На колени не встали, нет!Мудрено ли, что в ратной работеГород наш по-солдатски хорош?..Петр построил его на болоте,Но прочнее земли не найдешь.(Елена Рывина)Ведущий:8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей.В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие и дети – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.(показать)Сто двадцать пять блокадных граммС огнем и кровью пополам(Ольга Берггольц)Чтец: На развороченном путиСтоит мальчишка лет пяти,В глазах расширенных истома,И щеки белые, как мел.
- Где твоя мама, мальчик?- Дома.- А где твой дом, сынок?- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.В его глазах мутится свет.Он даже хлеба не попросит.Он тоже знает: хлеба нет!Ведущий:Дети в осажденном городе Смотреть на голодающих детей – их в городе оказалось около 400 тысяч – нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. Не просили, а только смотрели грустными глазами на мать. Было очень тяжело. Но ленинградцы жили, творили, дрались за жизнь и победу.Торжеством жизни над смертью стала ледовая дорога через Ладогу, действовавшая 152 дня.Дорогой жизни шёл к нам хлеб,дорогой дружбы многих к многим.Ещё не знают на землестрашней и радостней дороги.Чтец 1:Казалось, что конец земли...Но сквозь остывшую планетуна Ленинград машины шли:он жив ещё. Он рядом где-то.На Ленинград, на Ленинград!Там на два дня осталось хлеба,там матери под тёмным небомтолпой у булочной стоятЧтец 2:...О, мы познали в декабре не зря «священным даром» названобычный хлеб, и тяжкий грех хотя бы крошку бросить наземь:таким людским страданьем он,такой большой любовью братскойдля нас отныне освящён,наш хлеб насущный, ленинградский.Ведущий:Торжеством жизни над смертью стал подвиг ленинградцев, перенесших тяготы блокады. Торжеством жизни над смертью стал подвиг всего советского народа, выстоявшего войну. 9 мая 1945 года Победой завершилась битва добра со злом. Великое счастье, что нынешнее поколение не знает войны, не знает голода. Но помнитеЧтец 1:1941Мяли танки теплые хлеба,И горела, как свеча, изба.Шли деревни. Не забыть вовекВизга умирающих телег,Как лежала девочка без ног,Как не стало на земле дорог.Но тогда на жадного врагаОполчились нивы и луга,Разъярился даже горицвет,Дерево и то стреляло вслед,Ночью партизанили кустыИ взлетали, как щепа, мосты,Шли с погоста деды и отцы,Пули подавали мертвецы,И, косматые, как облака,Врукопашную пошли века.Шли солдаты бить и перебить,Как ходили прежде молотить.Смерть предстала им не в высоте,А в крестьянской древней простоте,Та, что пригорюнилась, как мать,Та, которой нам не миновать.Затвердело сердце у земли,А солдаты шли, и шли, и шли,Шла Урала темная руда,Шли, гремя, железные стада,Шел Смоленщины дремучий бор,Шел глухой, зазубренный топор,Шли пустые, тусклые поля,Шла большая русская земля.(Илья Эренбург)Ведущий:Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как все минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками. Мы не вспомним поросшие бурьяном поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень. Мы не сможем вспомнить и заново пережить, потому что было это не с нами. 30 миллионов наших людей унесла война. Они не требуют сострадания и участия. Но мы должны о них помнить.К вам обращаюсь, сыновья,Свои или чужие:Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья –Понятия святые!Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. А вспомним, как не просто пришел он к нам. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом блеб молол, а потом пек его.Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит.Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека. Мне жить, пока стоят хлеба,И петь о них, пока имею голос.Как хлебороба вечная страда,В судьбе моей страны – высокий колос.
(Дети угощают пирогами присутствующих)
Загадки про хлебМеня режут, мелют, бьют, колотят, а я все терплю - людям добром плачу.(хлеб)Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило.(хлеб)"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)Основной шрифт
educontest.net
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы "Хлеб и война"
Разделы: Начальная школа
Ведущий 1:
“Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина. Вслушайтесь в слово “страда”. Оно дышит огнём, зноем боя. Земледелец – как солдат на войне. Войны нет, но хлебный фронт никогда не кончается.” (Расул Гамзатов)
Слайды хлеба.
Звучит песня “Хлеб всему голова” . Выходит студент в русском костюме, вносит хлеб на рушнике.
Ведущий 2:
Встаньте, люди! Тёплый хлеб в человеческих руках, разве не чудо? Поклонись, человек хлебу.
Ученики:
1.
Хлеб России, сильный хлеб России! Как не восхищаться над тобой, Если ты из неоглядной сини Хлещешь, как безудержный прибой!
2.
Хлеб России, хлеб моей Отчизны. Дюжий, богатырский как всегда. Жизнью создавался ты для жизни И трудом для нового труда.
Ведущий 1: В одном из очерков, посвящённых селу, я прочитала: “Велик сеятель.
Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни беде.
И никакая глыба не перевесит крошку хлеба!”.
Ведущий 2: В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям надо было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
Ученики:
1.
Хлеб войны был с лебедой, Пол лам с большой бедой, Жизнь была ему цена... Помнит эти дни страна.
2.
Хлеб сражался за народ Хлеб в тылу спасал сирот, Среди стали и свинца, Грел ладони и сердца.
3.
В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба, Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм.
Слайды военных лет о хлебе.
Звучит 7 симфония Д.Д. Шостаковича.
Ведущий 1. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.
Ведущий 2. В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С ноября 1941 года суточный паёк хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов.
Ведущий 1: Начался голод, от которого с ноября 1941-го по октябрь 1942 года погибло 641 803 человека.
Ведущий 2.
Крошечный, почти невесомый ломтик: Сто двадцать пять блокадных грамм С огнём и кровью пополам...
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба.
Ведущий 1: Воспоминание участника Блокады Ленинграда.
Запись голоса.
“Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики...помню, как я на коленках ползла по полу в надежде найти хоть какую нибуть крошку хлеба. Помню свою бабушку старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам детям свой паек. Помню маму больную обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.”
Ученик 1.
Мяли танки тёплые хлеба, И горела как свеча изба, Шли деревни, Не забыть во век Визга умирающих телег, Как лежала девочка без ног, Как не стало на земле дорог.
Ученик 2.
Но тогда на жадного врага Ополчились нивы и луга, Разъярился даже горицвет, Дерево и то стреляло вслед, Ночью партизанили кусты И взлетали, как щепа, мосты.
Ученик 3.
Дети, плача, хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской.
Ведущий 2. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой в котором она записывала даты смерти своих родных.
(Показ слайдов о Тане Савичевой)
Ведущий 1: Детская рука теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, поражённая невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции.
Ведущий 2: Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические “визиты смерти” в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
В. 1. “28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года”. В. 2. “Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
В. 1. “Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
В. 2 “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
В. 1.“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
В. 2. “Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”
В. 1. “Умерли все”. “Осталась одна только Таня”. которую увезли в горьковскую область, но истощенная голодом девочка умерла.
Дети:
1.
НЕ плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
2.
Хлебом и песней, мечтой и стихами, Жизнью просторной, Каждой секундой, каждым дыханьем Будьте достойны.
3.
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоёвано счастье, - Пожалуйста, помните!
Ведущий 2. Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как все минувшее, чему мы не были свидетелями , ни участниками.
(Показать еще раз фото крохотный кусочек хлеба, являющийся экспонатом музея истории Ленинграда)
Ведущий 1. Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля пресный вкус кирпичной пыли на руинах наших городов и деревень, запах смерти не символический, а реальный.
Ведущий 2. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. 30 миллионов наших людей- мужчин, женщин и детей- унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют сострадания и участия.
Ведущий 1. Но мы должны о них помнить!
Ведущий 2. И мы помним о них!
Дети:
1.
Нам нужен мир на голубой планете, Его хотят и взрослые, и дети. Нам хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне.
2.
Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли. Нам нужен мир навеки! Навсегда!
3.
Пусть Солнце нам светит, Пусть реки текут, Пусть мамочки наши, Нам булки пекут. А папы пусть пашут И сеют зерно... Землю разрушить Никому не дано
4.
По-разному зовутся дети- Нас очень много на планете
5.
Есть Насти, Вовы и Алены, Детей повсюду миллионы!
6.
Нужны нам книжки, песни, пляски И увлекательные сказки!
7.
Пусть всем везде хватает школ, Чтоб утром каждый в школу шел.
8.
Хотим под мирным небом жить, И радоваться и дружить!
9.
Хотим, чтоб всюду на планете Войны совсем не знали дети!
Исполняется песня “Солнечный круг”.
Приложение.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Хлеб мира и войны... | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
«Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина… Вслушайтесь в слово «страда». Оно дышит огнем, зноем боя. Земледелец – как солдат на войне. Войны нет, нет но хлебный фронт никогда не кончается.» Расул ГамзатовСлайд 2
Нет ничего превыше хлеба! В нем наш исток и наш итог, Пшеничный катиться поток. Хлеб убирать… так быстротечна, Так незатейлива страда, И в то же время это вечно, Хлеб наш насущный навсегда.
Слайд 3
– Хлеб! Какое краткое, но емкое слово! – Хлеб! Он заключает в себе всю историю человеческую! – Хлеб! Он символ богатства. – Хлеб! Он может поставить на ноги, может на колени! – Есть хлеб – будет жизнь. Хлеб и жизнь эти 2 слова всегда стоят рядом. Вечна жизнь – вечен хлеб. Они не отделимы друг от друга.
Слайд 4
Хлеб - основа жизни. Хлеб – одно из величайших творений рук человеческих. Плод великого труда земледельца, и в зной и в ненастья взрастившего золотой колос с драгоценными зернами. «С детских лет запомни навсегда: Хлеб – земля; Хлеб – воздух; Хлеб – вода».
Слайд 5
Кормилицы нашего хлеба – и земля, и воздух, и солнце! В хлебе соль земли, свежесть воздуха, сила и тепло солнца. Вот он, хлебушка душистый, с вкусной корочкой витой, вот он теплый золотистый, словно солнцем налитой. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем, уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Слайд 6
«До чего же всесилен запах свежего хлеба! Он над всею Россией, он самого неба! Им пропахли руки, и машин кузовища, и речные излуки и родные жилища, славим хлеб свой насущный, будет он – будем живы! Это добрая сущность бьется из стари в жилах. Нет, не буду, он пресен, посолили работой и не будет без песен даже в трудных заботах. Хлеб! Говоря это, мысленно представляешь себе вкусную хрустящую булку». В. Бочарников . Однако вскоре пришлось печь другой хлеб – хлеб войны .
Слайд 8
Хлеб войны был с лебедой, Пополам с большой бедой, Жизнь была ему цена… Помнит эти дни страна. Хлеб сражался за народ Хлеб в тылу спасал сирот, Среди стали и свинца, Грел ладони и сердца. А был еще и бабий хлеб, И тот, кто сердцем не ослеп, О бабе помнит, как она, Покуда в мире шла война, Была и плугом, и серпом, И лошадью, и хомутом…
Слайд 9
У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется» Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.
Слайд 10
Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется легендарная осьмушка гражданской войны или 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.
Слайд 11
С 20 октября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался в таком составе: муки ржаной – 63%, льняного жмыха – 4%, отрубей – 4%, овсяной муки – 8%, соевой муки – 4%, солодовой муки – 12%, муки из затхлого зерна – 5%. С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов. Начался голод, от которого с ноября 1941-го по октябрь 1942 года погибло 641 803 человека. Хлеб войны. Дроздов А.Ю.
Слайд 12
Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба.
Слайд 13
Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают хлебу цену. Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная бирочка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? Во что оценить блокадную пайку?
Слайд 14
Нет, у хлеба цена особая! Хлеб Родины – это Тысячи сильных людей, Бездорожье, грозы, жара. Это – Труд сегодня и завтра, Напряжение как на войне, До сих пор небывалая жатва Эшелоны хлеба– Стране! Это Душные ночи без сна И от пота в глазах темно. Это – хлещущее зерно! Моря! Океаны зерна! Это голос страны, Который окреп. Это гордость ее И сила…
Слайд 15
Хлеб России, сильный хлеб России! Как не восхищаться над тобой, Если ты из неоглядной сини Хлещешь, как безудержный прибой! Хлеб России, хлеб моей Отчизны. Дюжий, богатырский как всегда. Жизнью создавался ты для жизни И трудом для нового труда. Мир – народам Хлеб – голодным! Бегут через годы Слова по полотнам. За мир! Что не только на нашей земле. За хлеб! Чтоб не только на нашем столе.
nsportal.ru
Персональный сайт - Хлеб и война
Хлеб и война.
( документально- поэтическая композиция ).
Оформление зала: плакат «Родина – мать зовёт», 125 грамм хлеба, рецепт супа из ботвы брюквы с мукой, диск «Музей Тани Савичевой»
Цели: познакомить детей с одним из этапов Великой Отечественной войны, сформировать представление о трудностях, которые испытали защитники блокадного Ленинграда.
1 Ведущий: Осенью 1941 года немецкое командование осознало, что план молниеносной войны провалился, что война приобретает затяжной характер. А чтобы выдержать длительную войну, надо было кормить своих солдат, поддерживать свою армию. Именно поэтому предусматривалось ограбление населения на занятых фашистами землях.
2Ведущий: В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. На захваченных территориях, словно чертополох, разрасталась рать немецких жандармов, и все они в меру сил отбирали у крестьян скот, хлеб, птицу, овощи. Они разорили несколько тысяч колхозов и совхозов, отобрали или угнали в Германию семь миллионов лошадей, семнадцать миллионов голов крупного рогатого скота, двадцать миллионов голов свиней, двадцать семь миллионов овец и коз. Фашистская армия отправляла в Германию тысячи эшелонов с награбленными грузами.
1Ведущий: Для фашистской Германии миллионы человеческих жизней ничего не стоили. Но главари понимали, что людские и материальные ресурсы Германии ограничены. А потому в Берлине вдруг заговорили о недопустимости «рисковать жизнью немецкого солдата» при взятии Москвы и Ленинграда. Последовали многократные истерические выкрики Гитлера, что блокированный Ленинград «выжрет сам себя и, как спелый плод, упадёт нам в руки.
2Ведущий: Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на всё- это фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сломить волю людей к сопротивлению и укрепить свой тыл.
1Ведущий: О тех тяжёлых днях Екатерина Одаричева читает стихотворение.
И листовки летели с неба
На пороги замёрзших квартир
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали и говорили:
-Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?
Пётр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдёшь.
2Ведущий: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.
1Ведущий: В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а неработающие по 125 грамм в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
2Ведущий: Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире – ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.
Стихотворение читает Ирина Бартенева.
На салазках кокон пряменький
Спеленав, везёт
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метёт.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей вот тоже дочери
Схоронён вчерась.
Бог прибрал, и слава Господу
Легче им и нам.
Я сама- то скоро с ног спаду,
С этих со ста грамм
Труден путь, далёк до кладбища,
Как с могилкой быть?
Довезти сама смогла б ещё
Сможет ли зарыть?
А не сможет- сложат в братскую,
Сложат, как дрова
В трудовую, Ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки,-
Стало уж темнеть
Схоронить трудней, мой маленький,
Легче умереть».
1Ведущий: Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мёртвых хоронили без гробов, обёрнутых простынёй или одеялом, а позднее просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мёртвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискарёвской дорогой. Так образовалось известное Пискарёвское кладбище, где похоронены 470 тысяч ленинградцев.
2Ведущий: Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тысячи человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в народе.
Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого - все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой в торжество Победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, учёного на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них у самих подкашивались ноги и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших исполнителей наступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть.
1Ведущий: Трудное и героическое время. На фронтах было очень тяжело, но именно в это время родилось большое количество песен.
2Ведущий: Только песен «Катюша» солдаты сочинили больше десятка. Одну фронтовую Катюшу вы уже слышали в исполнении Насти Рукавишниковой на нашей встрече 23 февраля, а сейчас мы предлагаем вам послушать ещё один вариант «Катюши», а исполнит снова Анастасия Рукавишникова.
1Ведущий: Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи неподвижно встали,
Но спокойно под набат гудков
Девочка играет на рояле.
У неё косички за спиной,
На диване в ряд уселись куклы…
Бомба, слышишь? В корпус угловой
Дрогнул пол …Коптилка вдруг потухла.
Кто- то вскрикнул. Стёкла, как песок
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок
В темноте, играя по привычке.
Так ещё не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясён.
В грозный час разрыва близкой бомбы
И наутро, в очередь идя
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя,
Потерпи ещё, ещё немножко
Зимовать остался Мендельсон,
Как надежда музыка бессмертна.
Стрелки стали. Город окружён.
До своих - большие километры,
Хлеб, как пряник, съеден по пути,
Раскладушка в ледяном подвале.
Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.
2Ведущий: Дети в осаждённом городе…
Смотреть на голодающих детей, а их в городе оказалось немало - около 400 тысяч, и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь,- нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали всё, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силёнки, тем самым, нанося вред своему здоровью.
1Ведущий: Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоёмов таскали вёдрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде бельё и чинили одежду при тусклом свете коптилки, скудные размеры получаемых продуктов распределяли по дням, а в течение дня – по часам.
2Ведущий: Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребёнок
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши
И вязнет в сугробах и ямах.
Не плачь, потерпи, мой хороший,
И что – то бормочет о граммах.
Их лиц я во мраке не вижу.
Подслушала горе в слепую,
Но к сердцу продвинулась ближе
Осада, в которой живу я.
1Ведущий: Находили все способы, чтобы накормить людей. Из дрожжей приготовляли супы, которые засчитывали в счёт нормы крупы, полагавшейся по карточке. Тарелка дрожжевого супа часто была единственным блюдом в течение дня для многих тысяч людей. Из мездры шкурок молодых телят, найденных на кожевенных заводах, варили студень. Вкус и запах такого студня был крайне неприятен, но кто обращал на это внимание? Голод подавлял все чувства. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Её собирали, обрабатывали и использовали как примесь в муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же отправляли в хлебопечение.
2Ведущий: В ноябре 1941 года начинаются особые трудности в работе одного из хлебозаводов Ленинграда. Это заключалось в том, что надо было сохранить и растянуть на довольно продолжительный период имеющиеся крохотные запасы ржаной муки, так как последняя не поступала в связи с блокадой Ленинграда. Поэтому встал вопрос о заменителях муки. Жмыхи, соевая мука, ячменная мука (отход). Применяли также обойную пыль, рисовую пыль. А когда иссяк запас и этих примесей, тогда встал вопрос о применении в качестве заменителя муки… целлюлозы. На это толкала жесткая необходимость: как можно на более долгий срок обеспечить Ленинград каким бы то ни было хлебом.
1Ведущий: Хлебных примесей и суррогатов было переработано и съедено 18 тысяч тонн, не считая солодовой и овсяной муки. То были главным образом ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых, мельничная пыль, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки.
2Ведущий: В общей сложности примеси и суррогаты дали возможность кормить население и войска хлебом 25 дней, а каждый выигранный день в условиях блокады города имел неоценимое значение.
1Ведущий: Замураев Александр читает стихотворение «Черный хлеб».
1Ведущий: Но вот в декабре 1941- январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» по Ладожскому озеру, и в Ленинград поступает полноценная ржаная и пшеничная мука. К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с примесями пшеничной муки.
2Ведущий: Но наступила весна 1942 года. Весна- время, когда из года в год крестьянин с заботой о будущем выходил пахать землю и сеять хлеб. Прошедший 1941 год хлеба много не принёс: и без того скудные урожаи сгубила война. А страна должна была жить, должна была есть, как и в прежние годы. И чтобы из рецепта «суп из ботвы» не вычеркнули «мука 3 грамма», чтобы в пайке блокадного хлеба, кроме соломы, жмыха, опилок, было хотя б одно размолотое пшеничное зернышко, чтобы дети шли в школу, рабочие - к станку, а солдаты - в бой, нужно было кому-то пахать и сеять, косить и молотить. Нужно было кому-то сесть за разбитые, ненужные фронту тракторы и вести их по полю. Тащить на себе. На своём животе волочить их по пашне. Но - кому?
1Ведущий:1. Чтоб наша жизнь была крепкаЗерном чувалы пятилоПокоя не давай рукамРаботай втрое, впятеро.2. Друзья идут на фронтОни стоят за наше делоПодруга друга замениИди к машине смело!3. Чтоб у бойцов у наших былОбед сытнее сытогоСкорей давай поставку, тыл,Зерно для хлеба ситного.4. Врагу богатство колет глазКолхозный каждый саженьВраг губит всё, что есть у насСекретно с неба ссажен.5. Чтоб диверсант, в хлеба засев, Бедою не набаловалСледите за полями всеОт старого до малого6. К нам лезут, всё сметая в дым,Непрошенные гости,Но мы им сразу говорим:«Не вырвите ни горсти!»7. Для тех, кто к нам затеял лезтьБандитскими отрядамиУ нас другая пища естьНакормим их снарядами.
2Ведущий: В деревнях и сёлах мужчин не было - они воевали на фронте. Остались только старики, женщины и дети. Пожилым женщинам трактор был страшен. Детям - велик, но собирались девчата 16- 17 лет, которые покрепче, да ехали учиться на трактористок. Зимой пошли учиться, весной уже пахали. А до пахоты готовили свои «СТЗ» (марка трактора Сталинградского тракторного завода). С металлическими колёсами на шипах, без кабин, без стартеров и пускачей, эти тракторы требовали ухода и силы отнюдь не женской, - не машины, а развалины. Но других тракторов небыло. Надо Родину кормить. Надо от врага защищаться. И девушки немало сил отдавали такой пахоте.
1Ведущий: Поедут пахать - вдоволь наплачутся. Масло им и в глаза, и в рот, и по лицу. Руки по локоть в мозольных и ожоговых пузырях. Умывались керосином, руки оттирали землёй. И засыпали в борозде, когда ночью пахали. Темно, ничего невидно. Одна трактористка с фонарём идёт, а другая за ней на этот фонарь едет. И страшно обеим, потому что волки вокруг стаями, как грачи, собирались. Да и трудно было понять, то ли трактористка в тракторе заснёт от усталости, то ли напарница с фонарём, потеряв силы, упадёт под трактор.
2Ведущий: Косили напрямую. Хлеб был очень засорённый. Барабан часто так забивался всяким мусором, что не хватало сил очистить его. Да и комбайны были в основном на тракторной тяге. Когда комбайнами молотили, то женщины в прицепы впрягутся и катят. Кто за колёса, кто за что - и к комбайну. Тяжек, что там говорить, хлеб войны.
1Ведущий: Мяли танки тёплые хлеба
И горела, как свеча губа.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег.
2Ведущий: Как лежала девочка без ног
Как не стало на земле дорог
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга.
1Ведущий: Разъярился даже горицвет
Дерево и то стреляло вслед
Ночью партизанили кусты
И взлетали, как щепа мосты.
2Ведущий: Шли с погоста деды и отцы
Пули подавали мертвецы
И, косматые, как облака
В рукопашную пошли века!
Мы всегда будем помнить о тех, кто боролся и выстоял. Мы их помним!
Возложение гирлянды к памятнику воинам- односельчанам.
bobarikina-tatjana.narod.ru
Смоленская газета (SmolGazeta.ru) - Хлеб войны
ИсторияХлеб войны
В поле днём и ночьюВ годы войны хлеб был солдатом. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали армию и тружеников тыла в первую очередь хлебом и сухарями.Американская корреспондентка Элла Уинтер, побывавшая во время войны в одном из колхозов, назвала свою статью "В этом колхозе хозяйствуют женщины": мужчины на фронте, остались женщины, подростки, дети и престарелые…На имеющихся тракторах с металлическими колёсами на шипах, без кабины, без стартеров и пускачей работали девчата шестнадцати-семнадцати лет.После коротких курсов трактористки трудились по одиннадцать часов посменно, и днём, и ночью. Одна из трактористок вспоминает в книге "Дети военной поры": "Когда пахали ночью, хорошо, если луна. А то одна впереди с фонарём идёт, а ты за ней едешь. И страшно ведь было. Уж и не знаешь, то ли ты в тракторе заснёшь, то ли она с фонарём, сонная, упадёт под трактор. А ещё волки кругом воют. А как заводили тракторы! Надевали на рукоятку трубу, все на неё наваливались. Если в обратную сторону отдавало, все наземь валились. И плакали, и смеялись".Дарья Гармаш, бригадир жен¬ской тракторной бригады, Герой Социалистического Труда, вспоминает: "Потные, измученные, трактористки спрыгивают на землю. От солнца и ветра лица у всех красные. Никто из них толком не может разогнуться. Одна держится руками за поясницу и стонет. Другая пытается разогнуться, ей больно, она сжимает губы, молчит. Ещё одна скособочилась и испуганно спрашивает: – А кишки в животе от тряски могут перевернуться? Другая сквозь гримасу боли шутит: – Смотри, как ходим-то, будто раненые. Тяжесть мы, как все, несли фронтовую. Зерно сдавали – на семена не оставляли. А весной за семенами чуть не всей деревней ходили в райцентр. Даже дети несли свои мешочки".Прасковья Малинина, председатель колхоза, дважды Герой Социалистического Труда, пишет: "Тягловой силы в колхозе почти не было, и стали мы отбирать быков да коров для работы. Придумали специальные хомуты для быков, а они не приучены в упряжке ходить – головой мотают, ревут, упрямятся, назад пятятся да шарахаются в сторону, и тебя, того и гляди, рогом подцепят. Мучились женщины с ними".Ветеран труда Екатерина Данилова говорит: "Эти мучения я помню до сих пор, спустя уже много лет… Поздняя осень, холодно, но ещё не выпал снег и не замёрзла речка. Мы с мамой едем за сеном, мне 13 лет. Огромный бык запряжён в арбу. Мама подаёт вилами сено, я наверху с граблями равномерно это сено расправляю. Навьючили воз сена, перевязали верёвками и двинулись в обратный путь. Мама за хомут направляет быка, а я – на верху воза, в валенках. Подъехали к речке, которую уже переезжали. По мелководью начинаем переезжать, и вдруг это огромное, сильное и упрямое животное двинулось не по мелководью, поперёк реки, как его направляла мама, а вдоль. А мы знали, что впереди большая глубина. До сих пор помню, какой ужас охватил меня, я закричала каким-то диким голосом и автоматически съехала с воза в воду, прямо в валенках. По-видимому, мой дикий крик как-то воздействовал на это животное. Мы с мамой с большим трудом направили его на мелководье и выехали на дорогу".
Сухари с записочкойЗаменив ушедших на фронт мужчин, у горячих печей трудились женщины и девушки. У печей стояли по 12-14 часов. Многие пекари были переведены на казарменное положение и с заводов не выходили. Работали, спали где-нибудь в красном уголке или в каморке начальника цеха.О военном времени вспоминает одна из пекарей в книге "Хлеб, который мы едим": "Парни пошли на фронт. Мы же, девчонки, досрочно сдали экзамены в школе фабричного ученичества – и на производство, к печам.Помню, катишь дежу, а в ней шестьсот килограммов, думаешь: ещё шаг – и упаду. Ничего, довозили. Тесто разделывали вручную. Муку тоже сами возили, в вагонетке…В смену мы вырабатывали сорок-сорок две тонны ржаного формового хлеба, весовым он назывался. И ещё дополнительно готовили армейский сухарь – уж как его мы пестовали, как хотели, чтобы повкусней был да посытней. В мешок с сухарями вкладывали записочку: ешь, фронтовик, и бей врага!"Женщина-пекарь военной поры вспоминает: "А закончится смена, направляемся в подшефный госпиталь. Ходим там по палатам, улыбаемся, песни поём, будто после отдыха, а не прямо от горячей печи. Конечно, и помогали раненым, как умели, перевязку сделать или там бинты постирать, письмо написать". Походная хлебопекарная печь – выдающаяся конструкторская находка. Фронтовые пекари говорили, что для них эта хлебопекарная печь была тем же, чем для танкистов танк Т-34. В военное время конструкторы разработали даже на базе двух пульмановских вагонов вагон-пекарню.
Блокадные граммыЭто был суррогатный хлеб, 125 граммов – еда на весь день.Блокадный хлеб состоял из ржаной муки (10-12%), остальное – жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя, вода – три четверти.В июле-сентябре 1941 года немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. 960 дней Ленинград был отрезан от тыла страны. Снабжение города и советских войск было налажено по "Дороге жизни" через Ладожское озеро. В июле 1941 года были введены хлебные карточки по всей стране. Для экономии стали выпекать в основном формовой хлеб из ржаной муки."Хлеб войны на одну десятую состоял из картошки, – вспоминает Любовь Пучкова, профессор Московского университета пищевой промышленности. – В нём больше было воды и соли. Это для того, чтобы сэкономить муку. Выпекали хлеб в формах, иначе тесто повышенной влажности расплывалось…".Екатерина Данилова вспоминает: "Долгое время в годы войны и после войны мою детскую и юношескую память преследовала одна навязчивая мысль: "Вот бы хлеба поесть досыта". Отношение к хлебу как к чему-то святому и боязнь, что вдруг хлеба не станет, сохранились до сих пор. Хотя некоторые представители "технократического оптимизма" считают, что человечество со временем перейдёт к производству искусственных продуктов питания, но какие будут социальные последствия этого – никто не знает".Когда советские войска вошли в Берлин, одной из первых забот нашей комендатуры было наладить снабжение мирного населения хлебом. Развернули походные печи. И потянулись на идущий от них аромат берлинцы. Многие тысячи тонн хлеба получил в те дни освобождённый от фашизма город.Пекли хлеб армейские пекари. Более того, советские воины помогли вспахать и засеять более 300 тысяч гектаров в Польше и Германии.Помнил, ничего не забыл советский солдат: ни собственную хлебную пайку, промёрзлую, окаменевшую, которую грыз в окопах сорок первого года, ни страшные дни блокадного Ленинграда, который гитлеровцы терзали голодом. Помнил обо всём, но делился хлебом с берлинцами.
Те годы – с нами!Надо ли учить памяти о войне тех, кто вырос в послевоенном мире, надо ли нарушать безмятежность их юных лет?История войны писалась кровью, но чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, молодёжь, жесточайшие её факты. Однако никогда они не должны перестать волноваться, узнавая о них.Память – это история семьи, история народа. Каким будет взгляд на неё подрастающего поколения, таким будет завтрашний день. Стерев прошлое семьи, народа, мы стираем будущее.Помнить историю своей семьи, своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы понимать смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.Войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории. Это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле.Семейная память, память истории народа означает самоутверждение человека.Существенным моментом является память – важнейшее условие сознания. И через сто лет школьники, студенты, молодые люди с гордостью и волнением будут писать о своём прапрадеде, своей прапрабабушке, которые были фронтовиками:Бессмертен их подвиг!Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь эта память – наша совесть.Она как сила нам нужна…Ю. Воронов
smolgazeta.ru
Вечер "Хлеб и война"
МКОУ «Непрядвеская средняя общеобразовательная школа»
Вечер
День памяти защитников Ленинграда
Подготовила учитель истории и
обществознания Санкина О.Н.
День памяти защитников Ленинграда
(Горят свечи, звучит печальная музыка)
22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, тёплым, тихим. Но вдруг в мирную тишину ворвался из уличных репродукторов громкий тревожный голос: «Германские войска вероломно вторглись на территорию страны. Война! (песня «Священная война.)
Весь наш народ мужественно встал на защиту своего отечества. Всё трудоспособное население ушло на фронт.
В короткое время враг занял большую территорию нашей страны. Он подходил к Москве, окружил Ленинград. Сегодня мы чтим память защитников блокадного Ленинграда.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда длинною в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось 2 миллиона 885 тысяч человек.
Что такое блокада? Фашистам удалось окружить Ленинград. Из окружённого города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не может в окружённый Ленинград. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружён врагами, это и значит, что он в блокаде.
Людям было трудно, очень трудно. Днём и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград. Падают на землю убитые, полыхают пожары.
Ленинград в декабре, Ленинград в декабре!
О, как ставенки стонут на тёмной заре,
Как угрюмо твоё ледяное жильё
Как врагами изранено тело твоё-
Опустели цеха Ленинградских заводов. Потому что много рабочих ушло на фронт, но заводы должны работать. Идёт война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулемёты. Кто же их будет делать? Тогда на заводы пришли женщины и подростки.
-Мы заменим наших мужей, - сказали женщины. А подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев.»
В эти дни четырнадцатилетний мальчик Фёдор Быков написал отцу на фронт:
«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой помогаем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины.
Дорогой папа! Я всё время хочу есть , и мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает.
Дорогой папа! Бей фашистов. Остаюсь твой сын, рабочий завода № 5 Фёдор Быков».
Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди не досыпали, не доедали, но с Энтузиазмом выполняли поставленные задачи. Из ворот Кировского завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт. Завод бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места.
Стихотворение « С утра не замолкает канонада».
С утра не замолкает канонада, Так день за днём, так много, много дней. Враги хотят на месте Ленинграда, Оставить груды пыли и камней. Но мы стеною от земли до неба Все поднялись и отстояли свет. И Ладога, и дальняя Онега Услышали сто ярусное: «Нет» Нет , не сдадим мы город русской славы И от земли до неба оградим, Своих садов и парков величавых, Своих святынь врагам не отдадим. Не отдадим грядущий день Победы, Сияние солнца, отблески зари, Не предадим могил отцов и дедов, Курганов, где лежат богатыри. Не отдадим полей бескрайних, синих, Не отдадим прекрасную Россию,
Не отдадим!
С первых дней осады Ленинграда стал испытывать недостаток электроэнергии. Не хватало топлива, запасы продовольствия иссякали. В связи с этим стали снижаться нормы выдачи хлеба. Рабочие, которые на заводах готовили оружие для фронта, стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а неработающие 125 грамм. Это крошечный, почти невесомый ломтик.
Что это был за хлеб: муки в нём было мало, значительную часть в хлебе составляли жмых, мельничная пыль, рисовая лузга, кукурузные ростки и даже целлюлоза. Но, не смотря на это, маленький кусочек хлеба был для блокадников самым большим лакомством.
Ржаной муки был грубоват помол
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным.
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.
Его мы отдирали языком.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И всё ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Голод. Едим столярный клей. Ничего. Схватывает иногда нервная судорога от отвращения, Но я думаю, что это от излишнего воображения. Он, этот студень, не противен, если положить в него корицу или лавровый лист. Едим рыбий клей и варим щи из лечебной беломорской капусты.
Острый голод, который испытывали жители Ленинграда во время блокады, давал о себе знать всё сильнее и сильнее. Истощенные от голода люди умирали. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире ложился спать и засыпал навеки. Нередко обрывалась и на работе у станка. Истощённые люди не могли даже похоронить умерших.
На салазках кокон пряменький спеленав везёт
Мать заплаканная, в валенках, а метель метёт.
Труден путь, далёк до кладбища, как с могилой быть?
Довезти сама смогла б ещё, сможет ли зарыть?
А не сможет - сложат в братскую, сложат, как дрова,
В трудовую, ленинградскую, закопав едва.
И спешат по снегу валенки, стало уж темнеть,
Схоронить трудней, мой маленький, легче умереть.
(учитель рассказывает о дневнике Тани Савичевой).
Сергей Смирнов «Таня Савичева»
На берегу Невы, в музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечёт.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца до наивного мальца.
И письменная сущность содержания ошеломляет души и сердца.
Это всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,
Время возвышает образ Тани и её доподлинный дневник
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове ёмкость, глубь подтекста, Ключ к людской судьбе, свет души,
Простой и многогранной, и почти мочанье о себе
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнберского суда.
Это боль, которая клубится.
Это сердце, что летит сюда.
Время удлиняет расстоянье
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шевствует она,
Пусть живёт, не ведая старенья,
И гласит про наши времена
( дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнберском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников).
О, город без огня и без воды!
125 блокадных граммов хлеба.
звериное урчание беды
С безжалостного, мертвенного неба.
Стонали камни, охали торцы,
Но люди жили, находили силы,
И те, что погибали как бойцы,
Ложились тесно в братские могилы.
Город окружён. Как в город доставить продовольствие. На самолётах нельзя, поезда, машины не проходят. Что делать? И тогда родилась идея построить ледовую дорогу через Ладожское озеро. Голод подгонял. 8 ноября, когда ледостав на озере только начинался, был отдан приказ о строительстве дороги жизни. Сооружение этой трассы Военный Совет фронта объявил скоростной ударной стройкой. Бок о бок с армейскими сапёрами трудились тысячи колхозников из окрестных деревень. Они рубили лес, настилали бревенчатые гати через заболоченные незамерзающие участки, подвозили щебёнку, песок.
Мы постучали в Ладогу,
В просторы льда,
И Ладога ответила нам тогда
-Давай, давай- я выдержу борьбу с бедой
- Давай, давай - я выдержу бой с ордой!
Самым трудным вопросом в строительстве дороги жизни были 30 км пути по ладожским льдам. Трещины льда, промоины, запорошенные снегом, они могли оказаться ловушками для шоферов. К счастью, холода в то время наступили рано, сковали лёд на Ладоге.
Мы постучали в Ладогу, В просторы льда,
И Ладога ответила нам тогда:
Давай, давай, я рядом,
И я помочь могу,
И вместе с Ленинградом ударю по врагу!
Ударили, ударила,
Страдала за него и ей любовь подарена
Народа моего и с ним победу празднуя,
Вольна и велика,
Дорогой Жизни названа и это на века!
22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости по следу лошадей поехали за грузом. Но 2-х тонные грузовики везли только по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло.
Во время блокады Ленинграда погибло 500 тысяч ленинградцев. Все они похоронены на городском Пескарёвском кладбище.( минута молчания).
Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней и ночей (2 с половиной года), но Ленинград не сдался врагу. Среди бойцов, сражавшихся за Ленинград, были и наши односельчане. Я хочу рассказать об одном из них- Гридине Михаиле Ивановиче. Сначала он воевал в составе Калининского фронта. Был разведчиком. В феврале 1943 года за выполнение разведзадания получил свою первую награду - медаль « За боевые заслуги».
Звучит «День Победы»
multiurok.ru