ХЛЕБ САЛЬВАДОРА ДАЛИ. Хлеб картина дали
ХЛЕБ САЛЬВАДОРА ДАЛИ | ARTотека еды
Сальвадор Дали (1904–1989) однажды сказал: “ Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо ”. И его желание сбылось.
Даже спустя 25 лет после смерти о Дали продолжают спорить, его творчество изучают и обсуждают, а количеству последователей и подражателей нет числа. Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Наверное, с этим связано его особое отношение к еде. О жителях Каталонии — пограничной области между Францией и Испанией — бытует поговорка, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть. Недаром Дали говорил, что “всё красивое должно быть съедобно”. Фетишем Дали, его личным брендом на протяжении всего творчества был хлеб.
Одна из первых известных работ художника “Корзина с хлебом” была написана в 1926 году, когда Сальвадору было 22 года. Глядя на классический натюрморт, напоминающий работы старых мастеров голландской школы, трудно представить дальнейший путь художника. Зато не вызывает недоумения высказывание Дали о том, что его любимым живописцем был Ян Вермеер.
Кусок хлеба. Я изобрел колумбово яйцо: хлеб Сальвадора Дали. В то же время я раскрыл тайну хлеба — он может остаться несъеденным. Насущную вещь, символ питания и святого бытия, я превращу в бесполезную, эстетическую. Я сотворю из хлеба предмет сюрреализма. <…> Хлеб Дали предназначен не для помощи многодетным семьям. Мой хлеб был сугубо антигуманным. Он символизировал месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Это хлеб станет аристократичным, эстетическим, параноидальным, софистским, иезуитским, феноменальным и ошеломительным”. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим (1942).
В 1933 году для сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж) Дали создал скульптуру “Ретроспективный бюст женщины” – бриколаж фарфорового бюста женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую водружена бронзовая чернильница — репродукция картины “Анжелюс” Жана-Франсуа Милле. Вокруг шеи обмотана полоска бумаги с танцующим мальчиком для барабана зоотропа, на лице кишат муравьи как символ тления, на плечах початки кукурузы – пародия на современную парижскую моду. Эпатажный бюст просуществовал недолго. Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Пес, в блаженном неведении о художественной ценности работы, обошелся со скульптурой крайне не почтительно – он попросту сожрал батон, водруженный на бюст.
Сейчас в Фигерасе в театре-музее Сальвадора Дали выставлена реконструкция этой скульптуры.
Удлиненная и тонкая форма хлебного батона для Дали — однозначно фаллическая. В 1932 году были написаны две провокационно-фрейдистские “хлебные картины” – “Антропоморфный хлеб” и “Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба”, нарочито выполненные в палитре Старых голландских мастеров.
На картинах Дали можно увидеть эрегированный хлеб, бессильный хлеб, хлеб в любовном томлении, хлеб ласкающий женщину и даже хлеб-невидимку. Он стал “торговой маркой” художника наряду со знаменитыми усами.
“Хлеб всегда был одним из самых старых субъектов фетишизма и навязчивой идеей в моих работах, первый и единственный , которому я более всего верен ”
- напишет он в 1945 году в каталоге выставки в нью-йорской Bignou Galeria.В 50-е годы начинается новый этап творчества художника — Дали становится мистиком. Одна из самых значительных работ этого периода “Мадонна Порт-Льигата”(1951), образцом для которой послужила алтарная картина Пьеро делла Франческа “Мадонна с младенцем и святыми” (1472).
С одной стороны она знаменует обращение Дали к католицизму, с другой — увлечение молекулярной и квантовой физикой, начавшееся после взрыва атомной бомбы. Характерными особенностями этого периода становятся парящие предметы, застывшие в хрупком “атомном равновесии”. Центр картины “Мадонна Порт-Льигата” – парящий ломоть сакрального хлеба, представляющий тело Христа. Именно хлеб является центром мироздания, источником духовной силы, дарителем света.
Постепенно хлеб как универсальный символ исчезает из живописи Дали, но возрождается в различных инсталляциях, конструкциях, объектах поп-арта и фотографиях. Пожалуй, самой причудливой была идея создания хлебной мебели. В 1969 году Дали познакомился с известным французским булочником и предпринимателем Lionel Poilâne. С этого времени пекарня Poilâne стала готовить для художника различные арт-объекты и скульптуры из хлеба, а в 1971 году Дали заказал целую хлебную спальню.
Свою экстравагантную просьбу художник объяснил так: хочу проверить, нет ли в доме мышей. Тем не менее, заказ был выполнен. В память об этом событии пекарня Poilâne, которой владеет уже третье поколении семьи, периодически готовит из фирменных буханок и багетов стулья и люстру, как для Дали. Хрупкие арт-объекты приходится менять каждые 7–8 лет, поскольку хлеб крошится и приходит в негодность.
В 1974 году был открыт театр-музей Сальвадора Дали, выполненный по проекту самого художника, который назвали крупнейшим сюрреалистическим объектом в мире. На территории музея можно увидеть скульптуры со знаменитыми шляпами-батонами.
Но более всего впечатляет орнамент стен самого здания – сотни аккуратно распределенных керамических буханок каталонского хлеба, традиционно выпекаемых в виде шляпы матадора. Башня Галатея, присоединенная к театру позднее, стала последней резиденцией художника. Здесь же он и был погребен со всеми почестями 25 января 1989 года.
И в завершении темы – инсталляция из эко-музея хлеба в Каталонии, вдохновленная работами Сальвадора Дали.
Кстати, может быть именно фантазии Сальвадора Дали оказались источником вдохновения для Тима Бирбаума (Tim Bierbaum) и Джона Миллера (John Miller) – участников скетч-группы Serious Lunch, — которые в конце 2012 года выдвинули идею фотопроекта под названием Baguette-me-nots или, как его окрестили -“багетинга”, заключавшуюся в замене длинным французским хлебом (багет) любых бытовых предметов, а сделанные фото выложить в сети на всеобщее обозрение (статья о популярном сетевом меме под названием “багетинг”).
www.art-eda.info
Неподражаемый Сальвадор Дали: nubis162
Сальвадор Дали был и остается одной из самых ярких фигур в двадцатом веке, несмотря на самые противоречивые эмоции и оценки, которые вызывает его творчество, рамки которого простираются не только на сферу искусства, но и на сферу жизни. Еще до того как начали теоретизировать построение имиджа, он начал планомерно создавать образ Сальвадора Дали, который должен был обязательно привлекать внимание публики, шокировать. Не зря же он взял себе девиз: «О Сальвадоре Дали должны говорить, пусть даже и хорошо». Но если сейчас внешние проявления человека зачастую не соответствуют его внутренней сущности, а конструируются в зависимости от того, какой образ надо создать, то поведение Дали напрямую было обусловлено его мировосприятием и характером. Обычное для нынешнего времени несоответствие демонстрируемого образа реальному заставляет все время искать во всех действиях и заявлениях Дали какой-то подвох. Но поскольку он был не только выдающимся художником, но и выдающимся жизнетворцем, буквальных подтверждений этому найти не удается.
При всей кажущейся ненормальности его картин, Сальвадор Дали очень последователен. Свою художественную задачу он формулировал так: реалистически изображать иррациональную мысль. Что очень важно – это именно его личная иррациональная мысль и, следовательно, система используемых им образов – это отражение его сознания и памяти. Большинство часто повторяющихся образов родом из его биографии. Например, особое отношение к еде, которое Жиль Нере в своей книге «Сальвадор Дали» называет «материально-кулинарным атавизмом», связано с его каталонским происхождением. О жителях этого региона, расположенного между Францией и Испанией говорят, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть. Применительно к себе Дали подтверждает это утверждение эпиграфом к своей книге мемуаров «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Он звучит так: «Я знаю, что я ем (и что переварю). Не ведаю совсем, что я творю».
Натюрмотрт. 1915
Съедобность как одна из ключевых характеристик образов в творчестве Дали и гурманское отношение к еде воплотились в многочисленных образах еды в самых разных картинах и в натюрмортах. В самом начале творческого пути живописная манера Дали очень сильно меняется в зависимости от того, каким стилем он увлекался. Один из ранних натюрмортов (1915 г.) написан в реалистичной манере, хотя то внимание, с которым Дали изображает глянцевитую поверхность фруктов и овощей в тарелке, шелковистый блеск луковицы, лежащей рядом, сияние глазури, покрывающей кувшины, в солнечном свете чем-то напоминает работы импрессионистов.
Натюрморт с двумя лимонами. 1926
В «Натюрморте с двумя лимонами» очень заметно влияние Поля Сезанна, которого относят к постимпрессионистам. Дали обобщает форму лимонов до того, что они выглядят так, будто составлены из ровных плоскостей, а складки ткани изображены настолько схематично, что сложно понять, каким именно образом она сложена. Фактура же в натюрморте отсутствует полностью, что вполне согласуется с призывом Сезанна видеть окружающие предметы в первоначальных формах (о фактуре речь не идет вообще).
Пуристский натюрморт. 1924
Следующими стилями в арсенале Дали стали кубизм и пуризм. Все предметы на «Пуристском натюрморте», в котором присутствуют и элементы кубизма, состоят из абсолютно чистых, четко очерченных как на чертеже геометрических форм. Ломтик арбуза выглядит как часть диска, левый край бутылки, изображенной в продольном разрезе, частично изображен как цилиндр с прямоугольными краями, однако все предметы еще сохраняют привычные взгляду формы.
Натюрморт. 1924
На другом натюрморте того же года (1924) кубистические черты гораздо более явные и предметы лишь с трудом угадываются сквозь нагромождение форм и цветовых пятен.
Постепенно Дали начинает искать свой собственный стиль и формулировать основные его положения. В главе одиннадцатой «Тайной жизни Сальвадора Дали» он выписывает манифест под названием «Моя борьба», где в виде таблицы, с колонками «За» и «Против» он перечисляет основные идеологические принципы своего творчества. Самой первой в списке стоит борьба против простоты за сложность, а кроме нее – против прогресса за постоянство и против абстракции за конкретность. Со сложностью, в общем-то, все ясно, весь сюрреализм как таковой очень далек от простоты, а вот стремление к постоянству и конкретности несколько озадачивает. За фантастическим сочетанием привычных предметов как-то проходит мимо внимания то, что изображены все эти бредовые фантазии средствами реалистической живописи.Куда более заметно стремление Дали к точности и конкретности на «простых» полотнах вроде «Корзины с хлебом» 1926 года, напоминающей голландский натюрморт. Глядя на это произведение как-то легче верится в то, что одним из любимейших художников Дали был Вермеер. Этот натюрморт – первый в череде картин, где главную роль играет хлеб. В «Тайной жизни» Дали рассказывает, как возник этот «параноидальный» образ:
«Я доел бобы и посмотрел на хлеб: на столе лежал один кусок. Я уже не мог оторвать от него глаз. Взял его, поцеловал, пососал, надкусил. Кусок хлеба. Я изобрел колумбово яйцо: хлеб Сальвадора Дали. В то же время я раскрыл тайну хлеба – он может оставаться несъеденным. Насущную вещь, символ питания и святого бытия, я превращу в бесполезную, эстетическую. Я сотворю из хлеба предмет сюрреализма. Что может быть легче, чем аккуратно вырезать с тыльной стороны хлеба два отверстия и вставить в них чернильницы? Что может быть более унизительным и прекрасным, чем видеть, как хлеб, вырезанный в корке, служит вставочкой для перьев. А если хочешь вытирать перья прекрасным, довольно свежим мякишем, ничего не стоит заменять хлеб каждое утро.Вернувшись в Париж, я выдвинул новый загадочный лозунг: «Хлеб, хлеб и ничего кроме хлеба». Спрашивали не без юмора, не стал ли я коммунистом? Но уже догадались, что хлеб Дали предназначен не для помощь многодетным семьям. Мой хлеб был сугубо антигуманным. Он символизировал месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Этот хлеб станет аристократичным, эстетическим, паранойяльным, софистским, иезуитским, феноменальным и ошеломительным».
Антропоморфный хлеб. 1932
В 1932 году был написан «Антропоморфный хлеб». Батон хлеба, изображенный на этой картине похож одновременно на кусок экскрементов и на возбужденный половой орган, тяжесть которого поддерживается тонкой ниткой. На нем висят мягкие часы, которые Дали изобрел годом ранее при создании картины «Постоянство памяти». Антитеза в принципе достаточно проста: вялые, аморфные, съедобные, растекающиеся часы, напоминающие растекающийся сыр камамбер, и твердый батон. Чернильница, располагающаяся на правом конце батона, превращает всю конструкцию в настольный гарнитур, подставку для письменных принадлежностей – вроде той, о которой Дали писал в своей «Тайной жизни».
Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда,пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба. 1932
Сходное противопоставление твердого и мягкого присутствует на картине «Французский батон…», только вместо мягких часов – мягкая яичница. Полное название картины напоминает аналогичные многословные наименования картин вроде «Сна, вызванного полетом пчелы…», которые исчерпывающе описывают сюжет полотна.
Два куска хлеба, объясняющиеся в любви. 1940
На фоне этих вызывающе-сексуальных полотен «Два куска хлеба, объясняющиеся в любви» выглядят невероятно лирично и лаконично. На огромном песчаном пространстве, которое лишь в верхней кромке холста переходит в небо и горы, изображены два куска хлеба, между которыми стоит пешка. Их расположение очень напоминает композицию картины Франсуа Милле «Анжелюс», которой Дали восхищался с детства и неоднократно самыми разными способами интерпретировал в своих картинах (например, «Пара с облаками в головах», «Архитектонический Анжелюс», «Атавизм сумерек»). Об «Анжелюсе» он много писал, и в частности видел в этой картине колоссальное напряжение, считал что пространство, в котором расположены фигуры мужчины и женщины, сумеречно и враждебно. Ничего этого в «Двух кусках» нет. В отличие от многочисленных полотен, в которых действие разворачивается на фоне пейзажа, в этой картине практически отсутствует небо, от него осталась лишь тонкая полоска в самом верху холста, поэтому куски хлеба выглядят уязвимыми и крошечными, хотя две человеческие фигурки на заднем плане еще меньше.
Корзинка с хлебом. 1945
После второй мировой войны, а точнее после взрыва атомной бомбы, в картинах Дали появляется «атомный» компонент. Покой, предшествующий взрыву (состояние, которое очень увлекало Дали), мы видим в «Корзинке с хлебом», которая снова выполнена в лучших традициях голландского натюрморта. Еще одной «атомной» чертой, которая появляется во многих его картинах этого времени, было «атомное равновесие». Парящие в пространстве предметы, не соприкасающиеся друг с другом, мы видим на картинах «Атомная Леда», «Дематериализация носа Нерона», «Мадонна Порт-Льигата». Такие же парящие предметы, но не застывшие в пространстве, а движущиеся, мы видим в «Движущемся натюрморте». Это словно подброшенные невидимыми руками предметы вдохновили фотографа Филиппа Хальсмана на создание одного из самых известных фотопортретов Сальвадора Дали.
Движущийся натрюрморт. 1956
Натюрмортов в творчестве Дали не так много – сказывается стремление к сложным и монументальным полотнам, но и на других его картинах съедобное так или иначе встречается. Это может быть кусочек бекона (на «Мягком автопортрете»), вареные бобы («Предвидение гражданской войны в Испании»), хлеб, уже как вполне традиционный христианский символ («Ядерный крест», «Мадонна Порт-Льигата»), сырые котлеты («Портрет Гала с двумя бараньими котлетами на плече»), разломленный гранат («Сон, вызванный полетом пчелы…», «Дематериализация носа Нерона»). Смысл они могут иметь самый разный, все зависит от самой картины. Например гранат в «Сне, вызванном полетом пчелы…» можно толковать как образ «Большого взрыва», из которого зародилась жизнь, как начинающую делиться оплодотворенную яйцеклетку, а в «Дематериализации носа Нерона» - как образ атома. Но, так или иначе, все эти продукты намекают на съедобность или на сам процесс поедания. Например, бекон на «Мягком автопортрете» указывает на съедобность оболочки, которая благодаря своему цвету вообще кажется сделанной из шоколада, а телячьи отбивные на плече Гала говорят о стремлении Дали поглотить ее. Журналистам он вообще объяснял этот портрет так: «Я люблю котлеты и люблю свою жену. Не вижу причины не писать их вместе». Процесс поглощения, поедания присутствует в картинах и отдельно от еды. Он может иметь две коннотации: поглощение для удовольствия и поглощение для уничтожения, и часто очень сложно понять, какой именно смысл Дали вкладывает в свои картины. Если в «Осеннем каннибализме» - это абсолютно точно уничтожение, причем элегантное и изысканное, по всем правилам этикета (в руках у этих пожирающих друг друга фигур столовые приборы), то в «Архитектоническом Анжелюсе» это не так очевидно: мягкие тягучие массы перетекают одна в другую, стремясь то ли пожрать друг друга, то ли слиться воедино.
Исследовать вселенную Дали – задача непростая. Даже такой сравнительно небольшой ее сегмент как образы еды, и процесса поедания настолько сложен и многогранен, что единственная возможность относительно полно раскрыть его — найти альбом с подробным комментарием к каждой картине, в котором раскрывается все, что Дали вкладывал в изображаемые им образы, расписывается как тот или иной предмет или события связаны с его биографией, где их истоки. Смысл же картины в целом – дело сугубо индивидуальное, если вообще такая категория уместна при анализе работ Дали. Как не уместен и школьный вопрос: что хотел сказать автор? Какой смысл может быть у потока сознания? Его просто нет, он передает лишь состояние автора, а какую-то четко определенную сверхзадачу в нем может найти лишь зритель. Сам Дали в одной из своих многочисленных письменных работ отмечал эту особенность своего творчества: произведение появляется как бы само по себе без какой либо цели, и лишь потом сам художник вместе со зрителями начинает смотреть на него, анализировать и пытаться понять, что же в этом произведении есть. Все как с бессознательным, которое раскрывается через случайные образы, ассоциации, оговорки. Творчество Дали – это наглядная иллюстрация теории Фрейда, которая перевернула сознание людей в двадцатом веке, кардинальным образом поменяла способ восприятия мира, и во многом обусловила направление развития искусства. Все, то, что появилось в искусстве 20 века, уже так или иначе содержится в картинах Дали, и именно поэтому его по праву можно считать гением.
--Мария Гаврилина, мл. Nicksa
nubis162.livejournal.com
Испания: музей Великого Дали в Фигейросе
Итак, после монастыря Монтсеррат мы отправились в Фигейрос, который славен, прежде всего Театром-музеем великого Сальвадора Дали - мастера сюрреализма. Фигейрос - родной город Дали, он расположен в 40 км от Франции и считается вторым по посещаемости музеем Испании после мадридского Прадо.
01. Собственно памятник не только самому Пужольсу (его серый бюст установлен на голове Гомера), которого почитал Дали как философа, открывшего мир в Подсознательное. На заднем плане в виде фигуры с головой-яйцом Дали, предположительно, изобразил себя. Справа от фигуры памятник атому водорода - элемент образной системы Дали.02. Инсталляция Дали - гигантская голова с телефизором во лбу. Возвышающаяся рядом скульптура - "Обелиск телевидения" Вольфа Фостеля:
03. Один из трёх памятников, посвящённых французскому живописцу Мейсонье, установленный на автомобильных шинах.
04. Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание, рядом - фигуры с батоном хлеба - ещё одним излюбленным символом Дали.
Водолаз, возможно, отзывает зрителя, к одному событию в биографии Дали. Как-то по приглашению он читал лекции в таком виде в одном американском университете. Во время лекции что-то случилось с подачей кислорода, Дали начал задыхаться и только чудо в лице одного студента, догадавшегося как-то снять этот скафандр, спасло Дали от смерти.
05. Внутренний двор. Статуя-инсталляция Дали "Дождливое такси". Инсталляция представляет собой кадиллак, внутри которого при опускании монетки идёт дождь. На кадиллаке стоит фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет столб из автомобильных шин. Венчает всю композицию Лодка Гала (по имени жены и музы Дали - Гала, или Елены Дьяконовой). Капли, падающие с нижей части лодки, по некоторым сведениям - презервативы, наполненные синей краской.
06. Лодка Гала, чёрный зонтик. Позади - геодезический купол музея.
07. Автомобиль - часто встречающийся иконографический элемент в творчестве Дали, в нём сочетается ископаемая материя и нечто из новейшей истории человека. Дали утверждал, что было сделано только 6 таких машин. и приписывал владение одной из них Аль Капоне (знаменитому "крёстному отцу"), объясняя разбитые стёкла в выставленном в музее экспонате. якобы как акт вандализма. По словам, художника, одна из машин принадлежала Рузвельту, одна - Кларку Гейблу и т.д. А эта 4-ая машина копия была подарена Дали своей жене Гала. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шофёру.
08. Внутренний двор инсталлирован также статуями, сделанными на манер (а может сознательно) под статуи "Оскар", которые приветствуют своих зрителей. Здесь представлены гротескные чудовища между центральными окнами двора.
09. Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки, обломки горгулий из соседней церкви св. Петра, китового остова, каменного рога, выдвижных ящиков (также излюбленный символ Дали в работе с подсознанием) - вся эта скульптура представляет собой мужское начало.
10. "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна". Здесь Дали выступает как новатор идеи двойного образа.
11. Авторская копия на ткани картины "Галлюциногенный тореро", здесь Дали снова прибегает к идее двойного образа.
12. Одна из многочисленных инсталляций Дали. Видна библейская тема в виде распятой фигуры. По краям бюста - каталонский хлеб причудливой формы, который виден во многих произведениях Дали, в том числе и во внешней отделке театра-музея.
13. Сцену муниципального театра (а раньше здесь находился именно театр, который был затем передан в дар Дали местными властями) венчает поразительный прозрачный купол, ставший символом Театра-музея и всего Фигейроса в целом. Архитектором этого "геодезического купола", напоминающего строение глаза мухи (излюбленное насекомое Дали в его работах как символ паранойи) стал Эмилио Пинейро. Купол уникален по своей конструкции, он создаёт игру зеркальных отражений и являет собой символ единства и монархии по мнению Дали.
14. "Призрак сексуальной привлекательности" (одна из первых сюрреалистичических работ Дали). Художник часто использовал такой приём - огромная помпезная рама и небольшое в сравнении с ней изображение. В нижней правой части Дали изобразил себя ребёнком в матросском костюмчике, разглядывающим огромное чудовище, мягкое и жёсткое одновременно. Этот образ для художника символизировал сексуальность. Фоном явялется гиперреалистическкий пейзаж мыса Креус. Следует отметить и значимое присутствие костылей, у Дали это символ смерти и воскрешения.
15. Зал Мэй Уэст. В центре популярная трёхмерная инсталляция, посвящённая этой американской актрисе. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый диван-губы. Другими элементами являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина, Венера Милосская и шеей жирафа и выдвижными ящиками.
16. Чтобы вся композиция превратилась в трёхмерное изображение лица актрисы нужно подняться по ступенькам к верблюду и посмотреть в линзу, подвешенную к животу верблюда.
17. Также в этом зале: ванная комната на потолке, перевёрнутая верх ногами:
18. Слева - гигантский парик - волосы Мэй Уэст, он вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой парик, заказанный Дали у одного известного парикмахера.
19. А вот собственно изображение, которое видят зрители через линзу, подвешенную к верблюду:
20. Дали был разносторонне одарённым человеком и пробовал себя также в оформлении витрин для различных магазинов. Это витрина носит название "Ретроспективный женский бюст". Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины "Анжелюс" Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в чёрной перчатке и, вокруг которой обвивается другая рука из белого парафина. Завершают убранство витрины акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и многозначный рог носорога.
21. Во второй витрине Дали создаёт ансамбль образов, на фоне тех же фазаньих перьев выделяется жакет от Коко Шанель и скульптуры - "Цветок зла" в форме кувшина из стеклянной пасты со вставленными в него ступнями (одна - парафиновая, другая - анатомический муляж) и мифологические братья Диоскуры, Кастор и Поллукс. сыновья Зевса и Леды (здесь они представлены в виде 2 статуэток, круглые вершины которых сделаны со слепков попок младенцев). Следует отметить тот факт, что Дали сам всегда отождествлял себя Зевсом, а Гала - Ледой. Как известно из греческой мифологии - они были братом и сестрой. Так и Дали всю свою жизнь питал к Гала подобные чувства и считал кощунством нарушать их плотским желанием.
22. Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией "Дождливое такси" (как в данном случае) из окно галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем.
23. Одна из графический работ Дали. Меня привлекло в ней то, что Дали дерзко балансирует между мужским и женским, смело вплетаю в канву картины символы половой принадлежности.
24. Зал "Дворец ветра". Это помещение было особенно дорого Дали, потому что здесь впервые будучи 14 лет от роду, он выставил свои работы и получил много похвальных отзывов в прессе. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и 2 поднимающиеся в воздух фигуры (Дали и Гала) - на самом деле это чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море, воплощённое в изгибе залива Розас. И, добавляет Дали, в центре, на месте солнца зияет дыра, а в ней - глубокая ночь, и из глубины человеческого подсознания всплывает подводная лодка. Края картины - это элементы наиболее значимых работ Дали, его символы и знаки. (Здесь они не видны)
25. Вход в рабочую студию Дали. Справа - бюст Веласкеса - одного из излюбленных художников Дали, которым он всегда восхищался. Посередине - графический портрет Гала. На потолке - панно "Дворец Ветра" с элементами образной системы Дали (см. предыдущее фото).
26. Студия Дали. Его мастерская, посвящённая теме Вечно Женственного. В центре комнаты - "Обнажённая" Вильяма Адольфа Бугеро, известного как салонный и академический художник. Над скульптурой привлекает внимание своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся над всем на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.
27. В углу комнаты на мольберте 2 картины - "Галатея сфер" и "Портрет Гала с симптомами оносороживания", относящимися к периоду ядерного мистицизма.
28. Фортуна с ложками.
29. Спальная комната. На стене гобелен с картины "Постоянство памяти", находящейся в музее Современного искусства в Нью-Йорке. В своей автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" художник так описывает реакцию Гала, впервые увидевшую это полотно: "Я пристально следил за лицом Гала и увидел, как её удивление переходит в восхищение. Это меня убедило, что новый образ производит впечатление, ведь Гала всегда безошибочно определяла настоящую загадку. Я спросил её:- Думаешь, через 3 года ты вспомнишь эту картину?
30. Картина Милле "Анжелюс". Элементы этой картины уже встречались на бюсте в оформленной витрине под названием "Ретроспективный женский бюст". Дали не зря ввёл их в своё произведение, но... использовал их несколько с иной целью. Дело в том, что художник изобразил на своей картине молящихся мужчину и женщину. Во время работы в поле они прервались и совершают привычный для того времени обряд молитвы. На заднем фоне виднеется церковь. Но Дали не был бы Дали, если бы в этой безобидной картине не углядел тайный смысл. Он провёл целые исследования и пришёл к выводу, что женщина, стоя в определённой позе, так как стоит самка-богомола, которая после спаривания со своим самцом, убивает его. Так вот Дали решил, что женщина и мужчина склонились перед половым актом, после которого участь мужчины предрешена.
31. Здесь приведены документальные исследования Дали по поводу своей теории о самке богомола и фигуры женщины на картине Милле.
32. "Если уж падает, так падает". Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в париже и "далинизированный". Художник сделал из этого натюрморта аллегорию в знак своей признательности другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу. На полотне отчётливо видны изменения, внесённые Дали, и надпись на столе - фраза Пужольса - "Если уж падает, так падает". Этой фразой, давшей название картине, заканчивался обширный и сложный философский текст, который чрезвычайно заинтересовал Дали. По мнению некоторых художников, здесь Дали пророчески написал дату своей смерти (на циферблате растёкшихся часов) - 23.01.1989.
33. Зал "Ложа", посвящённый оптическим трюкам - стереоскопии, анаморфозу и голографии.
34. И ещё раз "Ретроспективный женский бюст" с фигурками из "Анжелюса" Милле и муравьями на лице. Дали считал такой женский бюст идеальным и приходил в ужас от пышных размеров бюста. Очевидцы даже утверждали, что Дали падал в обморок при виде огромного бюста.
35. Сцена театра-музея с огромным панно "Лабиринт" по мифу о Тесее и Ариадне. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившими в Нью-Йорке. Здесь театральность Дали наиболее очевидна: в центре бюст - это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади - пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея. В маленькое тёмное помещение, смежное с женским туалетом, в тот день нас не пустили. Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: "Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 - 1989".
Ещё при жизни Дали был присвоен титул маркиза.
36.
37. "Портрет Бетховена, написанный с помощью 2 осьминогов и пальца ноги Дали". Дали брал 2 осьминогов, окунал их в краску и просто бросал на полотно, они ползали, извивались и оставляли свои причудливые следы на полотне. А Дали потом просто дорисовывал портрет.
38. Инсталляция Дали под геодезическим куполом.
39. Ещё раз инсталляция "Дождливое такси" и вид на сцену позади.
40. Башня Галатеи, сделанная Дали специально для Гала. На фасаде тот самый каталонский хлеб, который я уже упоминала. Яйца - отсылают к древнегреческому эпосу о том, что дети Зевса и Леды родились именно из яиц. Впрочем, у Дали их можно интерпретировать и как зарождение новой жизни и как его неразрывную, "однояйцевую" связь с Гала. Его вечной музой, после смерти которой жизнь его потеряла всякий смысл.
От себя могу сказать, что Дали, хоть и не самый любимый мною художник, но гений и потрясающе трудоспособный человек. Прожить вот так жизнь, словно каждый день играешь сюрреалистическую пьесу, понятную лишь одному тебе, это не так уж просто.
В следующем посте испанская Таррагона - уютный городок в Каталонии!
tatiana-gayduk.livejournal.com