"Горький хлеб Албазина " Н. Дьякова (драматическая поэма в 2-х действиях). Горький хлеб албазина


Театр драмы покажет «Горький хлеб Албазина» — Амурская правда

Амурский писатель — о самой громкой премьере года

Китайское название «Албазин»

Знакомый журналист из ватаги обычно сопровождающих губернатора, как хороший профессионал и человек неравнодушный, поделился со мной своими переживаниями. Лет десять назад из Хабаровска приехал полпред президента, наш губернатор Николай Колесов возил начальника по предприятиям, колхозам, делился соображениями, как намерен вести разрешать проблемы, просил помощи. Наконец, оказались на долгострое, обзываемом горожанами «Бастилией», то есть на объекте социального назначения — областном культурном центре. Строительство велось судорожными рывками, по мере поступления средств. Гость поинтересовался,  каково, мол, название ОКЦ? Губернатор ответил.

— «Албазин»? А что это слово означает? — спросил чиновник.

— Да, что-то китайское, — отметил тогдашний амурский губернатор, как бог на душу положил.

— Тогда можно еще «поиграть» с названием, чтобы нашенское было, русское, амурское, — высказал суждение высокий гость, урожденный татарин.

— Поиграем… — в тон ему ответил губернатор.

Тогдашнему руководителю области такое незнание истории Приамурья можно и простить, все-таки был он из варягов. Между тем немногие коренные амурчане готовы предметно говорить на темы истории родного края.

1,5

миллиона — стоимость проекта «Горький хлеб Албазина». 400 тысяч рублей на него выделило Министерство культуры России. Остальные средства изыскали в областном бюджете

Новая постановка амурского театра драмы «Горький хлеб Албазина» — знаковая в этом смысле. Чтобы разговаривать с людьми об истории родного края, создать удобоваримую пьесу, которая бы не вызывала неприятия у артистов и у зрителей, кроме таланта литератора, необходимо «быть в теме». Создать такого рода материал сродни настоящему колдовству, которое удалось осуществить заведующей литературной частью театра драмы, автору десятка книг Нине Дьяковой.

— С материалами по Албазину соприкасаюсь с первых студенческих лет, — признается она. — Но зацепила меня идея создания пьесы по албазинскому противостоянию, завершившемуся подписанием Нерчинского договора, три года назад, когда побывала на Дорохинских чтениях. Было время,  неспешно походила по тем историческим местам. Я впервые побывала там 17-летней студенткой педвуза под руководством Нины Шенкевец в составе небольшой группы филологов, которая прибыла в Албазино собирать слова для готовившегося Словаря говоров Приамурья. Да и позднее, уже будучи сотрудником краеведческого музея, также регулярно соприкасалась с материалами по Албазину. Но побудило к написанию пьесы все же именно на этих чтениях, где врезался в память доклад о Нерчинском договоре. В воображении рисовались картины происходившего в 17-м веке, и далее уже не отпуская, самостийно то и дело всплывали в сознании, не давая душе покоя.

Между святителем Иннокентием и Албазином

В том, что амурский драматический способен поднять такого рода материал, сомнений не было. Сыграло свою роль и 350-летие ценнейшей реликвии тех времен иконы Албазинской Божьей Матери.

— Из Минвостокразвития пришло предложение об участии в программе грантов на знаковую  историческую тему. Владивостокцы, к примеру, эффектно обставили массовое представление с крейсерами  — прямо на море,  на воде с пиротехникой и потешными боями. А у нас было сразу два варианта по гранту. Это постановка по Иннокентию Вениаминову и Албазин, — продолжает Нина Николаевна. — Оба чрезвычайно  интересны. Следующий год — юбилей Святителя. Это легендарная личность, благодаря  ему — персоне, на мой взгляд, не менее значимой, чем Муравьев-Амурский, — и наш город назван. А каковы материалы по Албазину! Я прочла сотни документов — доездные, отписки, челобитные, послания царю, переписку между воеводами, частные письма… А какие лидеры казачества были! Ерофей Хабаров, Онуфрий Степанов, Никифор Черниговский, Алексей Толбузин, Афанасий Бейтон, яркие личности — воеводы, казаки.

По словам автора пьесы, постановка охватывает почти сорокалетний отрезок времени — так называемый Албазинский клинч.  Защитники и строители Албазина пережили три долговременные осады и проявили себя как люди жертвенные, истинные герои.

Режиссера пригласили из Хабаровска

Под крупный проект необходимо было заявить нерядового режиссера. И такой на Дальнем Востоке есть. Это Вадим Гогольков, заслуженный артист России, руководитель «Триады» — самобытного муниципального камерного театра в Хабаровске. В амурском областном театре этот человек появился не случайно. Зритель со стажем добром помнит постановки Вадима Сергеевича на благовещенской сцене  — «Вишневый сад», «Король Лир», «Горе от ума». «Горький хлеб Албазина» — пятая работа в этом ряду. С неизменным успехом работает Гогольков.

— Во-первых, мне интересно работать с другими артистами, — рассуждает Вадим Сергеевич. — Другая причина в том, что артистов амурского драматического в большинстве я хорошо знаю. Третье: в моем театре маленькая сцена, особо не развернешься. А здесь масштаб постановки иной. Плюс свежий драматургический материал.

«С материалами по Албазину соприкасаюсь с первых студенческих лет», — признается автор пьесы Нина Дьякова. 

По мнению режиссера, дополнительная трудность в том, что в материале много дат —  временных отметок, перескоков от одной даты к другой. По ходу действия в противостояние вступают все новые и новые персонажи. И порой крайне сложно показать жизнь человека за минуту-две-три. Это сродни видеоклипу. Да и артистам непривычен такой материал. А ведь зрителю все должно быть понятно с первого просмотра.

— Мы перекраивали, переписывали некоторые сцены — появлялись новые сюжетные ходы и линии. В одном из предложенных поначалу вариантов на порядок изменился временной масштаб. Это был живой материал, и требовалось постоянное присутствие автора. Так что для Нины Дьяковой постановка вылилась в суровое испытание. Она выдержала.

КОММЕНТАРИЙ

Татьяна Бедина, директор Амурского областного театра драмы:

— Зная о том, что впереди круглая дата иконы Албазинской Божьей Матери и Албазинской крепости, мы два года кряду подавали заявку в федеральное Минкультуры на финансирование проекта, — рассказала директор театра Татьяна Бедина. — Конечно, полученные суммы оказались значительно меньше запрашиваемых. Но войти в проект и сделать необходимые выплаты авторам хватало. Затраты на постановку предстояло вести за счет других источников, поскольку последние годы финансирование на постановки отсутствовало напрочь. Благодаря нашей настойчивости в части оформления заявок в Минкультуры России, мы ежегодно умудряемся получать грант. Пусть небольшой, но он регулярно есть. А при имеющейся поддержке губернатора Амурской области, который в своем рабочем графике нашел время пообщаться с творческим коллективом театра, смотрим в будущее оптимистично. Мы постарались донести до руководителя региона, почему именно данный проект должен быть. Он понял нас, впрочем, и сам знает историю Албазина, поэтому на равных вел диалог с творцами, одобрив посыл, что знать свою историю необходимо. «Горьким хлебом Албазина»  мы открываем очередной театральный сезон. Приглашаем на премьеру! Не уверена в том, что наши земляки стоят в библиотеках в очереди за книгами по краеведению и затем  читают их взахлеб.  Амурчане в массе не знают, почему и в честь кого названы населенные пункты. Наша цель — пробудить интерес земляков к истории нашей малой родины.

Режиссер — профессионал с большой буквы

Поделился соображениями по поводу новой постановки народный артист России Владимир Матвеев. Владимир Гаврилович, которому счастливо под восемьдесят, не пропускает ни одной постановки, если для него имеется  «возрастная» роль. В «Горьком хлебе Албазина» — не одна. Здесь занята вся труппа, плюс легионеры из служб театра, включая завмуза.

— Мы с коллегами сошлись на мысли, что из всех многочисленных режиссеров, работавших в театре, никто, кроме Вадима Гоголькова, со столь сложной работой не справился бы. Профессионал с большой буквы! — считает Владимир Гаврилович. — Он любит артистов. Излишне не насаждает свои представления, не учит назидательно, а неспешно умеет наладить и творческие, и человеческие взаимоотношения. Апломб и столичный снобизм исключены. Единственно, если человек, играя по правилам, установленным в команде, вдруг нарушает, Вадим Сергеевич может показать  «желтую карточку», строго предупредить. Но никогда — «красную». Торческую инициативу приветствует. Но если это идет вразрез с его представлениями, умеет убедить актера отказаться от новаторства. Албазинский клинч — дела давно минувших дней, немного достоверных данных  о том, как на самом деле говорили люди, во что одевались. Остается фантазировать, а этот режиссер умеет обращаться с таким материалом. Да и наша постановочная команда опытная — от пошивочников костюмов до художников, балетмейстера,  инженеров по звуку и свету.

Материалы по теме
В областном театре драмы прошла премьера «Пиковой дамы» (фото)13.02.2018, 10:12Перед премьерой «Пиковой дамы» для амурчан проведут спиритический сеанс08.02.2018, 14:34Амурский театр покажет дальневосточникам «Горький хлеб Албазина»10.10.2017, 17:15Благовещенск и Владивосток на время поменяются театрами29.09.2017, 17:35Тындинский драмтеатр получит вокальную радиосистему и новые кресла04.05.2017, 14:27Белогорских театралов ждут на творческом вечере26.03.2017, 08:52Народный артист РФ Владимир Матвеев находится в реанимации13.03.2017, 16:10Любимец публики актер Роберт Салахов покидает Амурскую область07.02.2017, 09:01После «Ночи в театре» благовещенцев развезут автобусы30.09.2016, 13:03«Визит» по-сахалински: Чехов-центр открыл гастроли в Благовещенске самой массовой постановкой02.06.2016, 18:50

Показать еще

ampravda.ru

"Горький хлеб Албазина " Н. Дьякова (драматическая поэма в 2-х действиях)

Дорогие друзья!

После скоротечного лета, Государственный Академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина поднял традиционно 1-го сентября занавес и открыл 128-й театральный сезон постановкой режиссера Андрея Борисова «Капитанская дочка».

Уже отгремели шумные аншлаги в Благовещенске, где с 14 по 27 сентября гастролировал наш театр. Амурчане увидели лучшие постановки старейшего театра из Якутии. В то же время наш театр любезно предоставил сцену своему «брату» - Амурскому областному театру драмы. Эти гастроли стали возможны благодаря финансированию Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, в рамках программы «Большие обменные гастроли». Мы встретили в Благовещенске неравнодушного и понимающего зрителя. Обязательно вернемся туда еще раз.

Ну а что ждет в этом сезоне нашего зрителя, какие премьеры готовит театр?

В октябре мы восстановим легендарный спектакль «Созвездие Марии».

К новому году для наших маленьких зрителей театр готовит приятный подарок – спектакль «Золушка», в постановке режиссера ГАРДТ Андрея Габышева. Зритель помнит сказку «Приключения Алисы», которая была абсолютно новаторская, в стиле стим-панк. Спектакль «Золушка» будет классический. В постановке будет много музыки и живое исполнение песен. Надеемся, что взрослые вспомнят знаменитое советское черно-белое кино, а дети познакомятся со старой доброй сказкой.

В 128-м театральном сезоне, ребятишек ждёт еще одна сказочная премьера – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина.

Осенью начнутся репетиции нового спектакля, премьера которого назначена на ноябрь – итальянская комедия положений «Дети понедельника, или очень трудный день» Ивана Алифанова. Это новая пьеса, вышедшая в 2017 году. Постановку доверили заслуженному работнику культуры Якутии, режиссеру Галине Карасевой. Она уже знакома зрителям по спектаклям «Сказка о царе Салтане», «Бременские музыканты» и др. Режиссер известна тем, что в работе дает определенную свободу артистам, поэтому ожидается, что постановка получится очень живой и динамичной.

Традиционно, завершится 128 театральный сезон громкой премьерой.

А об этом, по традиции, расскажу в следующий раз.

А мне хочется обратить внимание зрителя на то, что 2019 год объявлен Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Годом Театра! Мы надеемся, что в этом году, если не воплотим в жизнь, то хотя бы продвинемся на несколько шагов ближе в направлении двух наших глобальных проектов.

Первое – это ремонт сцены и её технической части: машинерии, света, звука, что давно уже и технически и морально устарели, второе - реконструкция наших мастерских, где у театра должна появиться малая сцена на 100 мест. Она же станет ещё и учебной сценой для театральной студии, которую мы хотим возобновить, работа в которой была бы сориентирована на подрастающее поколение не только актеров, но и работников постановочной части.

xn--80afe1cl.xn--p1ai

ГОРКИЙ ХЛЕБ АЛБАЗИНА — Хабаровский краевой театр драмы

По произведению амурской поэтессы, лауреата губернаторской премии Нины Дьяковой

Режиссер-постановщик — заслуженный артист России Вадим Гогольков

Художник-постановщик — заслуженный работник культуры Амурской области Василий Веровчук

Композитор — Сергей Еременко

Балетмейстер-постановщик — Ольга Черевко

Художник по костюмам — Инга Широкова

Ведет спектакль — помощник режиссера Ольга Привалова

Действующие лица и исполнители:

Воевода Францбеков — артист Ярослав Шевченко

Приказной Ерофей Хабаров — народный артист Росиии Владимир Матвеев

Пронька — заслуженный артист Амурской области Олег Бойко

Авдошка — заслуженная артистка Амурской области Елена Грачева

Тимошка, беглый — артист Константин Таванцев

Маруся, девочка — школьница Катя Тихонова

Маруся, подросток — артистка Александра Дымшакова

Даурка Дарсун — народная артистка России Анна Лаптева

Онуфрий Степанов (кузнец) — артист Юрий Егоров

Семен — артист Максим Клепалов

Климка — артист Ярослав Шевченко

1-й казак — артист Никита Жидовленко

2-й казак — артист Захар Майстренко

3-й казак — артист Леонид Щепеткин

4-й казак — народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров

Никифор Черниговский — заслуженный артист России Юрий Роголев

Онисьеца, его жена — заслуженная артистка Амурской области Наталья Петрова

Воевода Обухов — заслуженный артист России Игорь Булатов

Продавец в пушном ряду — артист Михаил Василенко

Иеромонах Гермоген – артист Леонид Щепеткин

Федор Черниговский — артист Захар Майстренко

Федотка Лукьянов — артист Никита Жидовленко

Микулка Еремеев — артист Михаил Тихомиров

Ивашка — артист Ярослав Шевченко

Гавря (Гаврила) — артист Максим Клепалов

Тихон — артист Александр Симонец

Император Цинской империи Сюань Е (Канси) — заслуженный артист России Игорь Булатов

Сонготу — артист Константин Таванцев

Телицын — артист Юрий Егоров

Сидор — артист Никита Жидовленко

Осип — артист Захар Майстренко

Михайло — артист Леонид Щепеткин

Сяо Юн, подросток — артистка Татьяна Овсеенко

Воевода Власов — артист Сергей Еременко

Алексей Ларионович Толбузин — заслуженный артист Амурской области Олег Бойко

Афанасий Иванович Бейтон — народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров

Маруся взрослая — артистка Ольга Васенина

Настасья — артистка Юлия Стафиевская

Олена — артистка Александра Аверьянова

Устя — артистка Екатерина Гордейчик

Агриппина — артистка Ольга Зорина

Казак-порученец (гонец) — артист Леонид Щепеткин

Манчжуры — заслуженный артист Амурской области Олег Бойко, артист Константин Таванцев

Казачки — артистки Дарья Бакшеева, Ольга Зорина, Анна Ковальская, Екатерина Мартынова,Анна Радецкая, Марина ЩекинаСоло в пластических этюдах — артистка Александра Аверьянова, артистка Ольга Черевко

Действие спектакля происходит в 1649-1689 годы, на территории Забайкалья и в Приамурье. На сцене не только героическая защита Албазинского острога, но и захватывающая история любви. Автор пьесы «Горький хлеб Албазина» поэтесса и писательница Нина Дьякова работала над ней целый год — изучала исторические документы, памятники устного народного творчества XVII века. Для спектакля создали масштабные декорации, десятки костюмов и даже специально сочинили несколько песен.

По словам автора пьесы, постановка охватывает почти сорокалетний отрезок времени — так называемый Албазинский клинч.  Защитники и строители Албазина пережили три долговременные осады и проявили себя как люди жертвенные, истинные герои.

Фотографии

habdrama.ru

Горький хлеб Албазина — Биробиджанская филармония

Амурский областной театр драмы г.Благовещенск и ОГБУК "Биробиджанская областная филармония" представляют спектакль "Горький хлеб Албазина"

Режиссер-постановщик - заслуженный артист России Вадим Гогольков

Действие спектакля происходит в 1649-1689 годы, на территории Забайкалья и в Приамурье 

Художник-постановщик - заслуженный работник культуры Амурской области Василий Веровчук

Композитор - Сергей Еременко

Балетмейстер-постановщик - Ольга Черевко

Художник по костюмам - Инга Широкова

Ведет спектакль помощник режиссера Ольга Привалова

Воевода Францбеков - артист Михаил Тихомиров

Приказной Ерофей Хабаров - народный артист Росиии Владимир Матвеев

Пронька - заслуженный артист Амурской области Олег Бойко

Авдошка - заслуженная артистка Амурской области Елена Грачева

Тимошка, беглый - артист Константин Таванцев

Маруся, девочка - школьница Катя Тихонова

Маруся, подросток - артистка Александра Дымшакова

Даурка Дарсун - народная артистка России Анна Лаптева

Онуфрий Степанов (кузнец) - артист Юрий Егоров

Семен - артист Максим Клепалов

Климка - артист Ярослав Шевченко

1-й казак - артист Никита Жидовленко

2-й казак - артист Захар Майстренко

3-й казак - артист Леонид Щепеткин

4-й казак - народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров

Никифор Черниговский - заслуженный артист России Юрий Роголев

Онисьеца, его жена - заслуженная артистка Амурской области Наталья Петрова

Воевода Обухов - заслуженный артист России Игорь Булатов

Продавец в пушном ряду - артист Михаил Василенко

Иеромонах Гермоген - заслуженный артист России Роберт Салахов

Федор Черниговский - артист Захар Майстренко

Федотка Лукьянов - артист Никита Жидовленко

Микулка Еремеев - артист Михаил Тихомиров

Ивашка - артист Ярослав Шевченко

Гавря (Гаврила) - артист Максим Клепалов

Тихон - артист Александр Симонец

Император Цинской империи Сюань Е (Канси) - заслуженный артист России Игорь Булатов

Сонготу - артист Константин Таванцев

Телицын - артист Юрий Егоров

Сидор - артист Никита Жидовленко

Осип - артист Захар Майстренко

Михайло - артист Леонид Щепеткин

Сяо Юн, подросток - артистка Татьяна Овсеенко

Воевода Власов - артист Сергей Еременко

Алексей Ларионович Толбузин - заслуженный артист Амурской области Олег Бойко

Афанасий Иванович Бейтон - народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров

Маруся взрослая - артистка Ольга Васенина

Настасья - артистка Юлия Стафиевская

Олена - артистка Александра Аверьянова

Устя - артистка Екатерина Гордейчик

Агриппина - артистка Ольга Зорина

Казак-порученец (гонец) - артист Леонид Щепеткин

Манчжуры - заслуженный артист Амурской области Олег Бойко, артист Константин Таванцев

Казачки - артистки Дарья Бакшеева, Ольга Зорина, Анна Ковальская, Екатерина Мартынова,Анна Радецкая, Марина Щекина

Соло в пластических этюдах - артистка Александра Аверьянова, артистка Ольга Черевко

www.birfil.ru

Амурский областной театр драмы / спектакли / Горький хлеб Албазина

Режиссер-постановщик - заслуженный артист России Вадим Гогольков

Художник-постановщик - заслуженный работник культуры Амурской области Василий Веровчук

Композитор - Сергей Еременко

Балетмейстер-постановщик - Ольга Черевко

Художник по костюмам - Инга Широкова

Ведет спектакль помощник режиссера Ольга Привалова

Воевода Францбеков - артист Михаил Тихомиров

Приказной Ерофей Хабаров - народный артист Росиии Владимир Матвеев

Пронька - заслуженный артист Амурской области Олег Бойко

Авдошка - заслуженная артистка Амурской области Елена Грачева

Тимошка, беглый - артист Константин Таванцев

Маруся, девочка - школьница Катя Тихонова

Маруся, подросток - артистка Александра Дымшакова

Даурка Дарсун - народная артистка России Анна Лаптева

Онуфрий Степанов (кузнец) - артист Юрий Егоров

Семен - артист Максим Клепалов

Климка - артист Ярослав Шевченко

1-й казак - артист Никита Жидовленко

2-й казак - артист Захар Майстренко

3-й казак - артист Леонид Щепеткин

4-й казак - народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров

Никифор Черниговский - заслуженный артист России Юрий Роголев

Онисьеца, его жена - заслуженная артистка Амурской области Наталья Петрова

Воевода Обухов - заслуженный артист России Игорь Булатов

Продавец в пушном ряду - артист Михаил Василенко

Иеромонах Гермоген - заслуженный артист России Роберт Салахов

Федор Черниговский - артист Захар Майстренко

Федотка Лукьянов - артист Никита Жидовленко

Микулка Еремеев - артист Михаил Тихомиров

Ивашка - артист Ярослав Шевченко

Гавря (Гаврила) - артист Максим Клепалов

Тихон - артист Александр Симонец

Император Цинской империи Сюань Е (Канси) - заслуженный артист России Игорь Булатов

Сонготу - артист Константин Таванцев

Телицын - артист Юрий Егоров

Сидор - артист Никита Жидовленко

Осип - артист Захар Майстренко

Михайло - артист Леонид Щепеткин

Сяо Юн, подросток - артистка Татьяна Овсеенко

Воевода Власов - артист Сергей Еременко

Алексей Ларионович Толбузин - заслуженный артист Амурской области Олег Бойко

Афанасий Иванович Бейтон - народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров

Маруся взрослая - артистка Ольга Васенина

Настасья - артистка Юлия Стафиевская

Олена - артистка Александра Аверьянова

Устя - артистка Екатерина Гордейчик

Агриппина - артистка Ольга Зорина

Казак-порученец (гонец) - артист Леонид Щепеткин

Манчжуры - заслуженный артист Амурской области Олег Бойко, артист Константин Таванцев

Казачки - артистки Дарья Бакшеева, Ольга Зорина, Анна Ковальская, Екатерина Мартынова, Анна Радецкая, Марина Щекина

Соло в пластических этюдах - артистка Александра Аверьянова, артистка Ольга Черевко

Действие спектакля происходит в 1649-1689 годы, на территории Забайкалья и в Приамурье

www.amurteatr.ru

Театр драмы покажет «Горький хлеб Албазина» — Амурская правда

Амурский писатель — о самой громкой премьере года

Китайское название «Албазин»

Знакомый журналист из ватаги обычно сопровождающих губернатора, как хороший профессионал и человек неравнодушный, поделился со мной своими переживаниями. Лет десять назад из Хабаровска приехал полпред президента, наш губернатор Николай Колесов возил начальника по предприятиям, колхозам, делился соображениями, как намерен вести разрешать проблемы, просил помощи. Наконец, оказались на долгострое, обзываемом горожанами «Бастилией», то есть на объекте социального назначения — областном культурном центре. Строительство велось судорожными рывками, по мере поступления средств. Гость поинтересовался,  каково, мол, название ОКЦ? Губернатор ответил.

— «Албазин»? А что это слово означает? — спросил чиновник.

— Да, что-то китайское, — отметил тогдашний амурский губернатор, как бог на душу положил.

— Тогда можно еще «поиграть» с названием, чтобы нашенское было, русское, амурское, — высказал суждение высокий гость, урожденный татарин.

— Поиграем… — в тон ему ответил губернатор.

Тогдашнему руководителю области такое незнание истории Приамурья можно и простить, все-таки был он из варягов. Между тем немногие коренные амурчане готовы предметно говорить на темы истории родного края.

1,5

миллиона — стоимость проекта «Горький хлеб Албазина». 400 тысяч рублей на него выделило Министерство культуры России. Остальные средства изыскали в областном бюджете

Новая постановка амурского театра драмы «Горький хлеб Албазина» — знаковая в этом смысле. Чтобы разговаривать с людьми об истории родного края, создать удобоваримую пьесу, которая бы не вызывала неприятия у артистов и у зрителей, кроме таланта литератора, необходимо «быть в теме». Создать такого рода материал сродни настоящему колдовству, которое удалось осуществить заведующей литературной частью театра драмы, автору десятка книг Нине Дьяковой.

— С материалами по Албазину соприкасаюсь с первых студенческих лет, — признается она. — Но зацепила меня идея создания пьесы по албазинскому противостоянию, завершившемуся подписанием Нерчинского договора, три года назад, когда побывала на Дорохинских чтениях. Было время,  неспешно походила по тем историческим местам. Я впервые побывала там 17-летней студенткой педвуза под руководством Нины Шенкевец в составе небольшой группы филологов, которая прибыла в Албазино собирать слова для готовившегося Словаря говоров Приамурья. Да и позднее, уже будучи сотрудником краеведческого музея, также регулярно соприкасалась с материалами по Албазину. Но побудило к написанию пьесы все же именно на этих чтениях, где врезался в память доклад о Нерчинском договоре. В воображении рисовались картины происходившего в 17-м веке, и далее уже не отпуская, самостийно то и дело всплывали в сознании, не давая душе покоя.

Между святителем Иннокентием и Албазином

В том, что амурский драматический способен поднять такого рода материал, сомнений не было. Сыграло свою роль и 350-летие ценнейшей реликвии тех времен иконы Албазинской Божьей Матери.

— Из Минвостокразвития пришло предложение об участии в программе грантов на знаковую  историческую тему. Владивостокцы, к примеру, эффектно обставили массовое представление с крейсерами  — прямо на море,  на воде с пиротехникой и потешными боями. А у нас было сразу два варианта по гранту. Это постановка по Иннокентию Вениаминову и Албазин, — продолжает Нина Николаевна. — Оба чрезвычайно  интересны. Следующий год — юбилей Святителя. Это легендарная личность, благодаря  ему — персоне, на мой взгляд, не менее значимой, чем Муравьев-Амурский, — и наш город назван. А каковы материалы по Албазину! Я прочла сотни документов — доездные, отписки, челобитные, послания царю, переписку между воеводами, частные письма… А какие лидеры казачества были! Ерофей Хабаров, Онуфрий Степанов, Никифор Черниговский, Алексей Толбузин, Афанасий Бейтон, яркие личности — воеводы, казаки.

По словам автора пьесы, постановка охватывает почти сорокалетний отрезок времени — так называемый Албазинский клинч.  Защитники и строители Албазина пережили три долговременные осады и проявили себя как люди жертвенные, истинные герои.

Режиссера пригласили из Хабаровска

Под крупный проект необходимо было заявить нерядового режиссера. И такой на Дальнем Востоке есть. Это Вадим Гогольков, заслуженный артист России, руководитель «Триады» — самобытного муниципального камерного театра в Хабаровске. В амурском областном театре этот человек появился не случайно. Зритель со стажем добром помнит постановки Вадима Сергеевича на благовещенской сцене  — «Вишневый сад», «Король Лир», «Горе от ума». «Горький хлеб Албазина» — пятая работа в этом ряду. С неизменным успехом работает Гогольков.

— Во-первых, мне интересно работать с другими артистами, — рассуждает Вадим Сергеевич. — Другая причина в том, что артистов амурского драматического в большинстве я хорошо знаю. Третье: в моем театре маленькая сцена, особо не развернешься. А здесь масштаб постановки иной. Плюс свежий драматургический материал.

«С материалами по Албазину соприкасаюсь с первых студенческих лет», — признается автор пьесы Нина Дьякова. 

По мнению режиссера, дополнительная трудность в том, что в материале много дат —  временных отметок, перескоков от одной даты к другой. По ходу действия в противостояние вступают все новые и новые персонажи. И порой крайне сложно показать жизнь человека за минуту-две-три. Это сродни видеоклипу. Да и артистам непривычен такой материал. А ведь зрителю все должно быть понятно с первого просмотра.

— Мы перекраивали, переписывали некоторые сцены — появлялись новые сюжетные ходы и линии. В одном из предложенных поначалу вариантов на порядок изменился временной масштаб. Это был живой материал, и требовалось постоянное присутствие автора. Так что для Нины Дьяковой постановка вылилась в суровое испытание. Она выдержала.

КОММЕНТАРИЙ

Татьяна Бедина, директор Амурского областного театра драмы:

— Зная о том, что впереди круглая дата иконы Албазинской Божьей Матери и Албазинской крепости, мы два года кряду подавали заявку в федеральное Минкультуры на финансирование проекта, — рассказала директор театра Татьяна Бедина. — Конечно, полученные суммы оказались значительно меньше запрашиваемых. Но войти в проект и сделать необходимые выплаты авторам хватало. Затраты на постановку предстояло вести за счет других источников, поскольку последние годы финансирование на постановки отсутствовало напрочь. Благодаря нашей настойчивости в части оформления заявок в Минкультуры России, мы ежегодно умудряемся получать грант. Пусть небольшой, но он регулярно есть. А при имеющейся поддержке губернатора Амурской области, который в своем рабочем графике нашел время пообщаться с творческим коллективом театра, смотрим в будущее оптимистично. Мы постарались донести до руководителя региона, почему именно данный проект должен быть. Он понял нас, впрочем, и сам знает историю Албазина, поэтому на равных вел диалог с творцами, одобрив посыл, что знать свою историю необходимо. «Горьким хлебом Албазина»  мы открываем очередной театральный сезон. Приглашаем на премьеру! Не уверена в том, что наши земляки стоят в библиотеках в очереди за книгами по краеведению и затем  читают их взахлеб.  Амурчане в массе не знают, почему и в честь кого названы населенные пункты. Наша цель — пробудить интерес земляков к истории нашей малой родины.

Режиссер — профессионал с большой буквы

Поделился соображениями по поводу новой постановки народный артист России Владимир Матвеев. Владимир Гаврилович, которому счастливо под восемьдесят, не пропускает ни одной постановки, если для него имеется  «возрастная» роль. В «Горьком хлебе Албазина» — не одна. Здесь занята вся труппа, плюс легионеры из служб театра, включая завмуза.

— Мы с коллегами сошлись на мысли, что из всех многочисленных режиссеров, работавших в театре, никто, кроме Вадима Гоголькова, со столь сложной работой не справился бы. Профессионал с большой буквы! — считает Владимир Гаврилович. — Он любит артистов. Излишне не насаждает свои представления, не учит назидательно, а неспешно умеет наладить и творческие, и человеческие взаимоотношения. Апломб и столичный снобизм исключены. Единственно, если человек, играя по правилам, установленным в команде, вдруг нарушает, Вадим Сергеевич может показать  «желтую карточку», строго предупредить. Но никогда — «красную». Торческую инициативу приветствует. Но если это идет вразрез с его представлениями, умеет убедить актера отказаться от новаторства. Албазинский клинч — дела давно минувших дней, немного достоверных данных  о том, как на самом деле говорили люди, во что одевались. Остается фантазировать, а этот режиссер умеет обращаться с таким материалом. Да и наша постановочная команда опытная — от пошивочников костюмов до художников, балетмейстера,  инженеров по звуку и свету.

Материалы по теме
В областном театре драмы прошла премьера «Пиковой дамы» (фото)13.02.2018, 10:12Перед премьерой «Пиковой дамы» для амурчан проведут спиритический сеанс08.02.2018, 14:34Амурский театр покажет дальневосточникам «Горький хлеб Албазина»10.10.2017, 17:15Благовещенск и Владивосток на время поменяются театрами29.09.2017, 17:35Тындинский драмтеатр получит вокальную радиосистему и новые кресла04.05.2017, 14:27Белогорских театралов ждут на творческом вечере26.03.2017, 08:52Народный артист РФ Владимир Матвеев находится в реанимации13.03.2017, 16:10Любимец публики актер Роберт Салахов покидает Амурскую область07.02.2017, 09:01После «Ночи в театре» благовещенцев развезут автобусы30.09.2016, 13:03Театр драмы покажет «Горький хлеб Албазина»30.09.2016, 07:10«Визит» по-сахалински: Чехов-центр открыл гастроли в Благовещенске самой массовой постановкой02.06.2016, 18:50

Показать еще

ampravda.ru

В ночь на 1 октября в амурском театре испекли «Горький хлеб Албазина»Героической драмой об амурских событиях театр открыл 133-й сезон

Удивительная история Албазинского острога наконец обрела живые очертания. Тщательно изучив существующие документы и результаты исследований, которые получили учёные во время раскопок на берегу Амура, благовещенская писательница Нина Дьякова создала пьесу. Её название – «Горький хлеб Албазина», по ней был поставлен спектакль. Эта драматическая история стояния русских на Амуре протяжённостью всего в 40 лет и спустя столетия будоражит ум и волнует сердце. В спектакле сошлось многое: и судьба маленькой девочки Маруси, и мировая геополитика, и три жестоких обороны Албазинского острога. Премьера постановки «Горький хлеб Албазина» состоялась в Амурском театре драмы 30 сентября, открыв собой новый, 133-й театральный сезон.

«Ночь в театре»: казаки на лошадях и угощения по старинным рецептам

Этот спектакль был во всех отношениях необычен. Его обыграли задолго до того, как поднялся бархатный занавес, впервые объявив в Благовещенске акцию «Ночь в театре». Ещё засветло по улице Ленина со стороны Мухина к театру подъехал в карете сам граф Николай Муравьёв-Амурский, а сопровождал его эскорт казаков на лошадях. У входа его песнями приветствовал народный ансамбль песни «Русь» в праздничных нарядах и с большим караваем. Всем показали ратный бой в исполнении клуба ролевого и исторического моделирования «Дружина», а после предложили зайти в театр.

Внутри здания одновременно работало около десятка творческих интерактивных площадок. Причём впервые зрителям разрешили заглянуть в театральное закулисье.

В восточном фойе амурские мастера устроили выставку-ярмарку, где можно было увидеть и приобрести произведения гончарного искусства, всевозможные обереги, тряпичные куклы, вышивку и много всего другого.

А в западном фойе проходила бойкая дегустация казачьих яств. Всем желающим предлагали откушать албазинского чёрного хлеба, пирожков, варенья и каш, изготовленных по старинным рецептам.

- В нашем албазинском меню - пирожки рыбные, ягодные, с капустой и грибами. Варенье - паслёновое, из жимолости, грушевое. Каша тыквенная сладкая с сечкой и мясная несладкая, жареная на сале. Запить можно ядрёной медовухой, мы приготовили бак, или травяным чаем, - рассказала сотрудник театра Юлия Кошелева.

Вдоволь отведав кушаний, гости могли сделать на память фотографии в обстановке казачьей избы, на фоне большого самовара. Выгородка стояла на втором этаже и пользовалась большой популярностью.

С головой окунуться в казачий быт можно было в 34-й гримёрке, где около 100 посетителей приняли участие в древних обрядах. Молодые актрисы в старинных костюмах по всем обычаям встречали гостей, дарили им берёзовые обереги с изображениями рун: Феху, Одал, Дагаз. Каждая из них имела своё значение, но все, по поверьям, делали человека сильнее и удачливее.

- Потом мы все вставали в круг, брались за руки и проводили обряд получения энергии из земли и от неба. Но нам хотелось максимально подготовить зрителей к спектаклю про оборону Албазинского острога, и в следующий миг в гримёрке гас свет, а в двери и окна начинали прорываться кровожадные багдойцы. Все кричали, в общем, атмосфера была похожая, - рассказала актриса театра Екатерина Мартынова.

- Я думаю, перфоманс удался. Мы сами его предложили. Эта форма работы была полезна и нам – было перечитано много литературы. И выяснилось, что в то время мирно соседствовали и язычество, и христианство. В будущем, думаю, можно было бы проводить такие перфомансы перед спектаклями, расширив их мастер-классами и другим интерактивом, - добавила Екатерина Гордейчик.

Почувствовав себя жителями осаждённого Албазинского острога и отхватив порцию адреналина, гости театра возвращались в фойе. В ожидании премьеры можно было познакомиться с фотовыставкой Алёны Лаптевой «Трудный путь спектакля» и понаблюдать за таинством создания картин. Над очередным холстом колдовал заслуженный художник России Сергей Попов, в апреле этого года он презентовал в краеведческом музее серию работ на тему казачества.

По довольному виду амурских театралов можно было сделать вывод, что первая «Ночь в театре» удалась.

- Нашей главной задачей был, конечно, спектакль. К «Ночи в театре» мы готовились параллельно. Но эта акция далась нам как-то легко: быстро откликнулись Городской дом культуры, Амурский краеведческий музей, конноспортивный клуб «Аллюр», клуб «Дружина». Всё, по сути, было готово, нужно было только собрать воедино. Вот, например, зону с бытом русской избы мы создали с музеем очень быстро. У них была выгородка с интерьером, снопы и лавки, у нас – забор из другого спектакля. Вся благовещенская культуры сработала очень дружненько, - рассказала директор театра драмы Татьяна Бедина.

«Горький хлеб Албазина»: о прошлом с большим будущим

Посмотреть на спектакль и исторический перфоманс прибыло немало важных гостей. В холле можно было встретить представителей благовещенской мэрии, областного правительства. По случаю премьеры приехала даже гостья из Минвостокразвития России.

- Я с нетерпением ждала этого грандиозного спектакля, зная возможности Амурского театра драмы. Это важный исторический материал об освоении Дальнего Востока. И он настолько ценный, что проект не мог не получить государственную поддержку, - рассказала представитель Минвостокразвития России Марина Шолохова.

Албазинский проект выиграл федеральный грант, получив 400 тысяч рублей в рамках программы «Культура России». Ещё 1 миллион 100 тысяч выделило правительство Амурской области.

- 365-летняя история нашей области заставляет взглянуть на село Албазино совершенно по-особенному. Это гордость амурчан. Это наша земля. И задача руководителей нашего региона — дать импульс для дальнейшего развития этого историко-культурного центра. Создание там туристической зоны — это очень важно, — отметила заместитель председателя правительства Амурской области Ольга Лысенко.

Судьба спектакля решилась в прошлом году. Всё это время амурская писательница и завлит театра Нина Дьякова работала над литературным материалом. Много было изучено исторических документов XVII века, образцов устного народного творчества того времени. Ставить «Горький хлеб Албазина» пригласили известного дальневосточного режиссёра - художественного руководителя театра хабаровского «Триада» Вадима Гоголькова. Для него – это пятая работа в Амурском театре драмы.

В спектакле оказалась занята вся труппа, роли раздали даже привлечённым артистам, в том числе и пятерым ребятишкам. В общей сложности за один вечер на сцену вышло более 30 артистов, некоторые играли по 2-3 роли.

Постановка получила хорошие исторические костюмы, декорации и даже тематическое видео, которое шло фоном на протяжении всего спектакля: на большом экране то неспешно катил свои воды величавый Амур и шумели сосны, то полыхало страшное пожарище.

«Горький хлеб Албазина» - это героическая драма в двух действиях, которая охватывает сравнительно небольшой промежуток по меркам истории – 39 лет. Но для российской геополитики эти годы стали золотым веком по расширению своих территорий на Восток.

- События Албазина развивались очень быстро, но быстро они и забылись, - этот грустный пролог звучит в начале спектакля. Нина Дьякова взялась исправить эту историческую несправедливость, правда призналась, что вместить всё в два часа было невероятно трудно.

События в спектакле начинаются 6 марта 1649 года, когда успешный торговец и землепроходец Ерофей Хабаров обратился к якутскому воеводе Дмитрию Францбекову с челобитной, в которой просил отправить с ним 150 человек, обязуясь снарядить их за свой счет и привести «прибыль великую» русскому царю. На что последовал ответ: «походу в даурские земли быть, а насильство никому не чинить». Приамурские земли были известны своим богатством ещё со времён экспедиции Василия Пояркова. Однако пройти их удалось далеко не сразу: сказывались малочисленность отрядов и неприятие местным населением.

Тем не менее уже в 1650 году Ерофею Хабарову удалось без боя занять городок даурского князя Албазы, на месте которого казаки выстроили Албазинский острог. И с этого момента начинается главная почти 40-летняя история крепости. Казаки собирали соболиный ясак с местных племён и отправляли его в казну. Красной нитью через весь спектакль проходит судьба казачки Маруси, от самого рождения. Зрители видят и старинные обряды, и быт, и трогательную любовь.

В этом же спектакле рассказывается и история прибытия на Амур чудотворной Албазинской иконы Божией Матери, это самая почитаемая православная святыня на Дальнем Востоке. Её принёс священник Ермоген, его со всей правдивостью образа сыграл заслуженный артист России Роберт Салахов. Когда он произносил слова молебнов и поднимал икону над сценой, в зале некоторые крестились.

Интересно, что в спектакле использован настоящий список иконы, переданный театру ещё в 2003 году архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом. Тогда также по пьесе Нины Дьяковой был поставлен казачий сказ «Река любви» о возвращении русских на Амур. Роль святителя Иннокентия, с которым связано и возвращение Албазинской чудотворной иконы, играл народный артист России Владимир Матвеев.

- Пусть икона останется у вас, - сказал тогда после премьеры архиепископ.

Но жизнь на границе неспокойна. Всё нарушают «богдайские люди»: на сцене разворачиваются масштабные сцены боёв с манчжурами. Самые крупные осады пережил в 1685 и 1686 годах.

- Ну что, братцы, сдюжим? – вопрошает воевода Алексей Толбузин.

- Сдюжим! – звучит дружное в ответ.

- Закрывай Албазин, закрывай! – страшным голосом кричит даурская бабушка Дарсун в исполнении народной артистки России Анны Лаптевой, да так, что мурашки бегут по коже. Битва идёт страшная. Актёры настолько мощные в своём единстве, когда вместе наваливаются на край сцены, что есть ощущение: сейчас они не только стены разлетятся, но и земля содрогнётся. В зале многие утирали слезы.

Но по истории Албазинский острог выстоял и в первый, и во второй раз, несмотря на потери, голод и цингу. Плоды почти 40-летнего героизма были нивелированы Нерчинским договором от 6 сентября 1689 года, которым предписывалось провести границу между Россией и Китаем по реке Аргуни и далее по Становому хребту к берегу Охотского моря. Албазинский острог при этом подлежал «разорению до основания», при «клятвенном обязательстве» самих цинов не заселять «албазинские земли». Из 800 человек, населявших острог, смогли уйти живыми только 80. А история освоения Россией Дальнего Востока была отодвинута ещё на 200 лет…

Несмотря на то, что спектакль завершился почти за полночь, все досмотрели его до конца. Самый героический момент происходит в финале, он и определяет название спектакля – «Горький хлеб Албазина». Это история удивительной силы духа русского народа, который чувствуется спустя три столетия. Это удивительный феномен землепроходчества, когда меньше, чем за 100 лет русские дошли от Волги до Амура. На поклоне зал стоял и долго аплодировал. Среди зрителей были люди, для которых Албазино уже давно стало близким и даже родным.

Мнения зрителей

- У моей старшей сестры по мужу есть потомки албазинских казаков. У них даже сохранилась старинная сабля, по-моему. Дед их прожил 92 года, он был наполовину русский, наполовину хакас. Иванов фамилия. У них сохранилось это семейное предание о стойкости и отваге тех казаков. Так вот, спектакль «Горький хлеб Албазина», по-моему, показывает реальную обстановку тех времён, реальный накал страстей. Актёры прекрасно играют, очень жизненно. И ещё я поражаюсь, насколько глубокая была проведена историческая работа над литературным материалом: столько имён, столько дат и географических мест называется. А история с иконой – это ведь общеизвестное предание, что 350 лет Албазинская святыня охраняет амурские рубежи. Мне очень понравилось, - рассказала благовещенка Галина Викторовна.

- Для меня этот спектакль оказался очень близким. Я плакала. В Албазине я бываю каждый год в августе, мы туда ездим со своим православным приходом. Мы были на раскопках, на захоронении обнаруженных останков защитников Албазина. И когда мне подруга подарила билет на этот спектакль… После него я была потрясена. Близко к оригиналу. Икона, молитвы, крест кладут правильно. Очень сильный спектакль. Вот сейчас почти полночь, но я не усну. Вся взбудоражена увиденным, - поделилась жительница Свободного Валентина Юрьевна.

- Спектакль, безусловно, важен. Он рассказывает славную историю о землепроходцах, которые присоединили к Российской империи огромную площадь. Причём мирным путём. И последующий договор – Айгуньский, который в 1856 году подписал Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, также путём мирной дипломатии оставил Амур за нами. А основу для этого процесса составило российское казачество – верное, трудолюбивое, с невероятной силой духа. Дай бог, чтобы этот спектакль жил, - подытожил Игорь Терехов, атаман Амурского казачьего войска Союза казачьих войск России и зарубежья.

И это только начало

Между тем тема Албазинского острога – очень широкая. Так, макет Албазинского острога амурские власти представляли на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, после его можно было увидеть на площади ОКЦ в Благовещенске.

На территории бывшего острога в Албазино последние два года идут активные раскопки. В прошлом году состоялась церемония перезахоронения и отпевания останков 70 казаков-первопроходцев. Это было уже третье захоронение, в этом году была обнаружена вторая скудельня – братская могила защитников острога. В краеведческом музее выставлены экспонаты, обнаруженные в ходе раскопок: засапожный нож, рыболовные крючки, ядра, слюду для окон, русскую обувь (чирики) и другие экспонаты.

Подвиг участников Албазинского стояния не менее значимый, чем защита Брестской крепости или оборона Сталинграда, отметили исследователи.

Руководитель Албазинской экспедиции Андрей Черкасов вместе с московской группой этим летом провел съёмки документального фильма под рабочим названием «Албазинский рубеж». Будет и художественная картина – конкурс сценариев для исторической драмы выиграл кинодраматург из Архангельска Александр Ерюхин. И здесь инициаторы съёмок обещают, что фильм про Албазино будет максимально историческим. Будут сохранены все настоящие имена героев и соблюдены реалии того времени.

Первая ласточка - спектакль «Горький хлеб Албазина» - открыл 133-й театральный сезон. Увидеть героическую постановку можно также 1, 2, 9, 16 и 22 октября в 18 часов. Телефон кассы театра – 33-74-20.

Рубрика отражает субъективную позицию автора и не является продукцией информационного агентства «Амур.инфо».

www.amur.info


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *