Интересная тема, о которой я давно хотел написать большой пост — это Культ Хлеба в СССР. Думаю, многие из вас помнят отдельные фрагменты этого культа — практически во всех детских книжках вместе с остальной советской пропагандой обязательно был раздел и о хлебе (о том, как важно чтобы его было много), а во многих советских столовых висели плакаты вроде "Хлеб — всему голова!", "Хлеб — наше богатство, береги его!", "Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб - драгоценность, им не сори!" и так далее.
Что интересно — никто толком так и не объяснил, зачем в СССР был нужен этот культ. Я вижу в нём следовую реакцию "народничества", которое было популярно в царской России в конце XIX века — в литературе до 1850-60-х годов никакого особого пиитета к хлебу нет. Этот культ появился лишь в СССР и, по-моему, ставил своей целью навязать людям ещё один "высший авторитет", которому бы все поклонялись.
И всё это очень хорошо доказывает тот факт, что СССР изнутри был вовсе не тем, чем старался казаться — вместе с "высокотехнологичными полётами в космос", которые не касались 99,99% населения (в отряде космонавтов за всю историю СССР побывало всего 120 человек) существовали какие-то странные культы и суеверия, которые касались намного большего числа людей.
Итак, в сегодняшнем посте — большой и интересный рассказ о Культе Хлеба в СССР. Заходите под кат — и вы о нём обязательно вспомните. Ну и в друзья добавляться не забывайте)
Откуда взялся Культ Хлеба?
Для начала давайте подумаем, откуда же возник и чем подпитывался столь примитивный культ, больше свойственный для каких-нибудь древних вождеств, а не для "развитой страны XX века", каковой считал себя СССР? С появлением мы более-менее разобрались — Культ Хлеба уходит корнями ещё в дореволюционное "народничество" — но там, скорее, было просто описание крестьянской жизни, но никакого "особого статуса" хлеб не имел. Отчего же такой культ возник и развивался в СССР?
Я бы выделил здесь два основных фактора. Во-первых, всё своё существование СССР жил достаточно плохо и бедно, и вне крупных городов хлеб был действительно часто единственным продуктом, который позволял избежать голода и крестьянских бунтов. Если в советском сельпо был хлеб — то оно не могло считаться "пустым", и государство как бы выполняло свои минимальные обязательства перед народом: "хлеб есть — с голоду не умрёте! При царе у вас и этого бы не было" — как бы говорило оно.
Второй фактор также исходит от бедности, замешанной с советской пропагандой — советским гражданам с самого раннего детства преподносили всеобщую обеспеченность хлебом как некое великое достижение великого государства. Детям подробно описывали процесс производства хлеба, рисовали полные зерна автомобили, изображали ломящиеся от буханок хлеба полки магазинов — что преподносилось как что-то экстраординарное. Рядом ещё могли поместить рисунок какого-нибудь дореволюционного мальчика с огрызком корки или голодающего негритёнка — и советский пионер сразу верил, что он живёт в лучшей в мире стране.
Навязывание Культа Хлеба.
Вместе с мёртвым дедом (который на самом деле не умер), Хлеб был для советского пионера ещё одним Высшим Авторитетом, который нужно было со всей религиозной открытостью впустить к себе в сердце и быть готовым ему поклоняться. Наподобие религиозного культа, советский культ хлеба ставил человека на положение существа малого и неумного, а также зависимого от постусторонних сил, которые чуть что — могут наслать кару. Карой за непочитание культа хлеба был Голод и Война, а также всякие другие мелкие жизненные неудачи.
У культа хлеба были свои запреты — хлеб ни в коем случае нельзя было выбрасывать ни в каком виде, заплесневелые корки надлежало хранить в старой наволочке в шкафу или на балконе, и даже птицам его нельзя было крошить слишком много.
Культ хлеба постоянно подпитывался всякими детсткими книгами и журналами. Про культ хлеба обязательно писали всякие там Буквари и "Родные речи", которые были по большому счёту пропагандистскими книжками. Можете проверить — откройте любое такое издание советских лет, и с вероятностью в 9 из 10 вы найдёте в такой книжке хотя бы один-два разворота, посвящённые Культу:
А подробнее хотелось бы рассказать о журнале "Весёлые Картинки" за июль 1979 года, который целиком был посвящён Культу, и в котором Культ приобрёл свой оформленный и законченный вид. То, что выпуск будет о чём-то серьёзном, становилось понятно уже с обложки — с неё на советского пионера немигающим взглядом смотрело антропоморфное Божество, созданное из стилизованных буханок и булочек:
Повествование о Культе Хлеба развивается по строгим канонам любого религиозного культа — сперва есть миф о Сотворении с участием Чуда:
Затем есть мантры и суры о радости и счастье, которые всегда приходят в тот край, где правит Божество:
Игра "Весёлый урожай" на следующих страницах показывает идеальный и гармоничный мир, в котором всё подчинено Культу Хлеба и все граждане страны задействованы в нём, все при деле:
Далее показан некий аналог рая для всех правоверных служителей Культа Хлеба — это будут залитые солнцем пашни под вечной радугой и белыми башнями Храмов-Зернохранилищ на горизонте. Справа напечатана Песнь Праведников Хлеба, а слева — изображен один из таких счастливцев, который уже попал в Хлебный Рай и теперь живёт в вечной ласке Божества.
А ещё дальше показан и ад, который ожидает всех ослушников. Ад создан по сказке Андерсена "О девочке, которая наступила на хлеб" — с реальными картинками всех мук, что ожидают всех, кто ослушается Культа — "И оказалась Инге в зловонном подземелье у Ядовитой Старухи Болотницы", "И стала Инге истуканом. Руки и ноги её окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной. А по лицу ползали мухи с оторванными крыльями".
Ну что, советский пионер, страшно уже? Поклонись-ка Хлебушку, поклонись-ка Доброму, а то и тебя будет ожидать такая же участь.
Культ хлеба и гнилая капуста.
Интересно, что все эти религиозные столпы Культа Хлеба сильно расходились с действительностью — как впрочем, это очень часто бывает в различных религиозных системах. На селе кислый "сельповский" хлеб нередко покупали на корм свиньям, остатки хлеба (особенно в городах) без зазрения совести выкидывали, также не считалось чем-то зазорным выбросить нетронутую буханку хлеба, чуть подернутую плесенью.
Но что самое смешное — культивируемый практически религиозный пиитет к хлебу (пусть и существующий в основном на бумаге и в книгах) никак не распространялся на остальные продукты — на советских овощебазах и в подвалах-хранилищах вполне спокойно гнила капуста и подмороженная картошка — которые потом выбрасывали тоннами. Либо отправляли её перебирать всевозможные трудовые коллективы из НИИ и ВУЗов, что целиком обесценивало Культ Хлеба как попытку привить "уважение к продуктам" в целом — его не было. Был просто какой-то странный и бесполезный культ, который вместе с СССР канул в Лету.
А вы помните советский Культ Хлеба? Рассказывали вам учителя в школе что-то такое? Как вы относились к этому?
Напишите в комментариях, интересно)
Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)
Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку ВконтактеПодписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о культе хлеба в нищем СССР, нажав на кнопочку ниже:
maxim-nm.livejournal.com
Вы помните его? Клёклый, черствый, невкусный... Половинка - 9 копеек.
Его привозили в синих фургонах на специальных деревянных лотках, которые никогда не мылись. Потом его клали на вот эти вот наклонные полки, которые тоже не отличались стерильностью. Затем плохо одетые люди тыкали его специальной железной ложкой, чтобы узнать - совсем черствый или еще можно брать. Ложки эти, привязанные мохнатыми веревками к прилавкам, тоже, естественно, никогда не мылись. А хлеб, между тем, не имел вообще никакой упаковки - ни бумажной, ни полиэтиленовой. Почему? Один советский сатирик сказал, что для ответа иностранцу на этот вопрос, нужно начинать рассказывать с 1917-го года.Его так и грузили на хлебокомбинате - прямо в рабочих рукавицах.
И в этой связи полнейшим издевательством выглядел этот вот плакат Советской власти:
А что касается качества хлеба, то о нем напомнили вот эти комментарии:
"Советские газеты позволяют легко избавиться от ностальгии некоторых по советскому хлебу:"Неделя" №32 (1168) за 1982 г.,. - редакция проверяет один сибирский город за другим, но везде находит одно и то же - в булочных ассортимент скудный, хлеб довольно часто чёрствый, невкусный в мусоропроводы уходит - практически ПОЛОВИНА всего купленного хлеба В Запорожье - примерно такая же картина - вкусный, свежий хлеб можно купить только в фирменном магазине "Паляницы", в гастрономах №20, и №56 - ни ассортимента, ни свежего хлеба, с хлебозавода идёт много брака, постоянно не хватает ни ржаного хлеба, ни для диабетиков.И тут часто хлеб чёрствый - потому что постоянно практикуется завоз ночью."
"Все правильно. Я был лично знаком с директором хлебозавода имени Бадаева в Ленинграде, он был моим поставщиком и хорошим приятелем, мы с ним бухали у него раз сто, мог послушать его и посмотреть все своими глазами. Этот завод построен в конце 20-х и с большой помпой был назван "Первый советский завод-автомат". С тех пор его оборудование не менялось. Я своими глазами видел, сколько хлеба перегорает и сколько идет обратно на размол и в тесто. Никакими силами справиться с этим было нельзя. Но всем было всё равно: не свое.
Поработал однажды в помещении действующего хлебозавода в США. Перед началом инструкция у менеджера, с просьбой не проходить никуда, кроме помещения, где шла работа, а туда пропуск. Не приближаться к штабелям с мукой (все упаковано, как цемент и на поддонах). Строжайшее запрещение курить.
Общее впечатление - в этой хлебопекарне я бы согласился на полостную операцию, настолько там было все чисто. Сравнил с бардаком и тараканами на совковом заводе."
"Ага, тараканы, бычки и обгоревшие спички в хлебе были довольно нередким явлением. Самому попадались."
Но и за таким хлебом были очереди:
А вот, в качестве своеобразного постскриптума, и о советской колбасе от тех же комментаторов:
"Просто для примера "постоянно возрастающего советского качества" - ЧЕМ КОНКРЕТНО оно обеспечивалось в производстве советской колбасы?Тем, что к 1989 году "40 % мясокомбинатов СССР находились в аварийном состоянии, а две трети технологического оборудования имели моральный и физический износ, требующий замены"?Или тем, что "отсутствовало метрологическое обеспечение производства и состав компонентов вносился "на глазок"?
Может, тем, что "в колбасные изделия закладывалось от 25 до 62 % мороженого мяса длительного хранения, а также тощего, и даже "условно-годного"?
Неужели тем, что "более миллиона (!) тонн варёных колбас и изделий 1 и 2 сортов вырабатывались с применением белковых добавок растительного и животного происхождения, что придавало колбасе несвойственный вкус и вызывало многочисленные жалобы"
Тем, что "много колбасных изделий поступало к покупателю с истекшими сроками реализации" Или тем, что "на предприятиях в многочисленных выявленных фактах грубо нарушалась технология изготовления колбас"?
Только в 1988 г. органами Госстандарта была забракована каждая третья тонна из проверенного объёма продукции.( "О неудовлетворительном состоянии производства и качестве вырабатываемых колбасных изделий. "Председатель Комитета народного контроля СССР С. Манякин 05.06.1989 г. )
maxpark.com
В разделе Общество на вопрос Почему при СССР булка хлеба весила килограмм, а сейчас и 500 гр не весит... заданный автором ~Sоvы не те,кем кажутsЯ~ лучший ответ это уныло видеть такие ответы.. .в любом слове только политику видят. .всё всегда просто. .вес булки зависит от формы, в которой она выпекается. .ссылка
♌ Высший разум(232169)добрый утр..)
Ответ от 22 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему при СССР булка хлеба весила килограмм, а сейчас и 500 гр не весит...
Ответ от Дивергент[гуру]Мяса стали больше есть.
Ответ от Просочиться[гуру]При СССР, был хлеб, а сейчас в основном подобие его. За хорошим хлебом очереди выстраиваются.
Ответ от разносол[гуру]С этих булок сейчас отьедают нехилые попки В СССР таких задниц небыло
Ответ от Евровидение[гуру]Потому что сейчас используют другие технологии и методы производства. И разрыхлителя сейчас ложат на много больше.
Ответ от Нет,просто Марина[гуру]Сегодня специально на контрольных весах взвешу.. Брось печалится... нам много не надо..!
Ответ от Strath[гуру]Раньше были Госплан и стандарт, а сейчас бизнес-план и никаких стандартов.
Ответ от Ёидор Сидоров[гуру]Потому что лидеры КПСС не думали о красоте народа, а заботились только о здоровье. Своем здоровье.И было много толстых людей. Сам двоих видел. Толстых таких.А сейчас лидеры - думают.Про то что бы население стройное было....
Ответ от Ѐыжая[гуру]Потому что в СССР муки не было, колхозов и совхозов никто не создавал, а сейчас у нас и колхозы и совхозы и фермеров поддерживают, и пшеницей все поля усеяны)) Разгильдяйство, наплевательство, раскол, развал, пох... зм и т. п
Ответ от ЂЕНЬ ЧЕРНОБЫЛЯ[гуру]Нет СССР нет хлеба остаются только дерьмократические зрелища
Ответ от Аванез Кирпикин[гуру]Сейчас море булок, их пекут по разным технологиям, те что пекли при совке, пекут и сейчас, они отвечают требованиям ГОСТ. Нефиг покупать буржуйские булки, которые пекту по буржуйским технологиям и на буржуйском оборудовании.п. с. В РФ опочти самый дешевый хлеб в мире.
Ответ от Алексей Овсов[гуру]А вот поллитра, как была так и осталась
Ответ от Їужой[гуру]В Союзе на всё был ГОСТ, сейчас ТУ, широкие возможности . Не указан вес на буханке - претензий никаких .
Ответ от Вэд солод[гуру]это касается многих продуктов: сгущ-ка, туш-ка, масло и т. д.из-за принципа жизни-нае-и ближнего.
Ответ от Михаил Шевченко[гуру]Помню были большие батоны 50-60 годы, может и около килограмма ценой 28 копеек (примерно 30 центов) , хорошего качества и вкуса. Многие покупали половинку. Потом к 70-м стали чаще брать батоны меньшего размера около 400 грамм, ценой от 13 до 18 копеек, но и их можно было брать половину.
Ответ от Полнота Эмоций[гуру]Раньше и телевизоры весили по 10 килограмм и выше, а сейчас и килограмма не будет )
Ответ от Долблю дерьмократов[гуру]да потому что воруют на производстве объём тот же но наполнитель не мука а целлюлоза
Ответ от Кузьмич[гуру]После США и Канады, мы - третьи экспортеры хлеба.... нужно ж отщипнуть от каждой булки...))
Ответ от (<u>Просветитель</u>)[гуру]Откопал специально ГОСТ 86-го года:Хлеб белый из пшеничной муки высшего сортаОписание изделияГОСТ 26987-86 «Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия» определяет:....1.2. Масса хлеба должна быть 0,5-1,2 кг. Допускаемые отклонения в меньшую сторону от установленной массы одного изделия в конце срока максимальной выдержки на предприятии после выемки из печи не должны превышать 3,0% массы отдельного изделия.А ныне массово начали продавать "бракованный" хлеб, масса которого в среднем 250 г)) )Формовой хлеб должен иметь массу 700 г, ну допускается плюс-минус 20 г. Мы ходим в магазин дочуркой, она как вату несет эти "пустые шарики", чистое "надувательство" теста углекислым газом искусственного происхождения. По идее трехлетнему карапузу должен быть не под силу тащить четыре булки хлеба.
Ответ от Валерий Костромин[гуру],,, вся фишка в оборудовании, Социалистическое устарело и вышло из строя вместе с заводами изготовителями этого оборудования, пришлось приобретать Европейское оборудование, поэтому стандарты форм для выпечки изменились и стали чуть меньше ,,,
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
22oa.ru
Жители закрытых городов вообще по советским меркам катались как сыр в масле у Христа за пазухой. Зато у них в городах было очень скучно и они были невыездными. Впрочем, почти все были невыездными.
Хорошо жилось тем, кто мог быть чем-нибудь полезен. Скажем, директор магазина "Ванда" был уважаемейшим человеком. Супер-випом по недавним стандартам. И мясник был уважаем. И начальницу отдела в "Детском мире" уважали. И даже кассиршу на Ленинградском вокзале. Все они могли что-то "достать". Знакомство с ними называлось "связями" и "завязками". Директор бакалеи был достаточно уверен в том, что его дети поступят в хороший университет.
1975-й год. Хлебозавод. Я чувствовал, что надрезы на батонах делали руками (сейчас уже робот напиливает)
1975-й год. Шереметьево-1. Тут, кстати, не сильно поменялось. В кафе можно было встретить шоколад, пиво, сосиски с горошком. Сендвичей не существовало, мог быть в наличии бутерброд, представляющий собой кусок белого хлеба, на одном конце которого была ложка красной икры, а на другом - один виток сливочного масла, который каждый как мог заталкивал и притаптывал вилкой под икрой.
Магазины по продаже хлеба были двух типов. Первый - с прилавком. За продавщицей в контейнерах лежали батоны и буханки. Свежесть хлеба определялась в процессе расспроса уже купивших хлеб или в диалоге с продавщицей:- За 25 батон свежий?- Нормальный.Или, если покупатель не вызывал отторжения:- Ночью привезли.
Второй тип булочных - самообслуживание. Тут грузчики подкатывали контейнеры к специальным проемам, с другой стороны которых находился торговый зал. Продавщиц не было, были только кассирши. Это было круто, потому что хлеб можно было потыкать пальцем. Конечно, лапать хлеб не разрешалось, для этого висели на неровных веревках специальные вилки или ложки. Ложки были еще туда-сюда, а вилкой определить свежесть было нереально. Поэтому каждый брал в руки лицемерное приспособление и аккуратно поворачивал палец, чтобы проверить привычным образом, насколько хорошо нажимается. Через ложку совсем непонятно.
Индивидуальной упаковки хлеба, к счастью, не существовало. Сегодня почти весь хлеб - невкусное упаренное говно, потому что он успевает посидеть в полиэтиленовом удушье.
Лучше батон, который кто-то аккуратно потрогал пальцем, чем невкусная гуттаперча. Да и всегда можно было, проверив мягкость руками, взять буханочку из дальнего ряда, до которой еще никто не дотягивался.
1991-й. Скоро появится защита потребителей, которая вместе с заботой убьет вкус. Половинки и четвертинки готовились с технической стороны. Иногда можно было даже уговорить отрезать половину белого (- А кто вторую купит? - спрашивали покупателя из подсобки).
Пакетов на кассе тоже никто не давал - каждый приходил со своим. Или с авоськой. Или так, в руках нес.
У бабки в руках пакеты с кефиром и молоком (1990-й.). Тогда еще не было Тетрапака, был какой-то Элопак. На пакете было написано "Элопак. Запатентовано". Синий треугольник означает сторону, с которой пакет должен открываться. Когда только закупили упаковочную линию, к ней прилагалась бочка правильного клея. Я застал те времена, когда пакет открывался в нужом месте без мучений. Потом клей кончился, надо было открывать с двух сторон, а потом одну сторону складывать обратно. Синие треугольники остались, а клея с тех пор никто не покупал, идиотов мало.
Кстати, тогда на упаковке продуктов не было никакой дополнительной информации - ни адреса, ни телефона производителя. Только гост. Да и брендов не было. Молоко называлось молоком, а различалось по жирности. Мое любимое - в красном пакете, пятипроцентное.
Еще молочные продукты продавались в бутылках. Различалось содержимое по цвету фольги: молоко - серебряная, ацидофилин - синяя, кефир - зеленая, ряженка - малиновая и т. д.
1991-й.
Радостная очередь за яйцами. На холодильной витрине еще могло лежать масло "Крестьянское" - его резали проволокой, потом ножом на куски поменьше, заворачивали сразу в масляную бумагу. В очереди все стоят с чеками - до этого они отстояли очередь в кассу. Продавщице надо было сказать, что дать, она смотрела на цифру, пересчитывала все в голове или на счетах и, если сходилось, выдавала покупку ("отпускала"). Чек нанизывался на иглу (в левой части прилавка стоит).
По идее, обязаны были продавать даже одно яйцо. Но покупка одного яйца считалась страшным оскорблением продавщицы - она могла в ответ поорать на покупателя.
Кто брал три десятка, тому без вопросов давали картонный поддон. Кто брал десяток, тому поддон не полагался, он складывал все в пакетик (были еще специальные проволочные клетки для эстетов).
Это клевая фотка (1991-й год), тут на заднем фоне видны кассеты видеопроката.
Хорошее мясо можно было достать по знакомству или купить на рынке. Но на рынке все было в два раза дороже, чем в магазине, поэтому туда ходили не все. "Рыночное мясо" или "рыночная картошка" - это высшая похвала продуктам.
Радость 1990-го года:
На рынке было относительное изобилие. Тоже 1990-й.
Кстати, я понял, почему в 1990-м же году в логотипе Макдональдса был советский флаг. Дело в том, что у нас строили не американский, а канадский макдональдс (у них там как-то хитрожопо поделен мир). А в Канаде исторически буква М идет с канадским флагом. Ну они просто сделали по аналогии, как им привычно было.
Очередь за курицей. Советская курица считалась говном. Вот венгерская курица - это круто, но она всегда была дефицитом. Слова "круто" тогда еще в широком употреблении не было (то есть было, но по отношению к скалам).
До 1990-го года невозможно было себе представить, что иностранного фотокорреспондента пустят снимать в советский магазин (особенно - с другой стороны прилавка). В 1990-м стало возможно все, об удивительной деградации того времени будет отдельный пост.
Вот еще колоритик.- Мужчина, два шестьсот, брать будете?
На улице в то же время цвет мяса был более естественным.
Лежат две курицы на прилавке - импортная и советская. Импортная говорит: - Ты посмотри на себя, вся синяя, не ощипанная, тощая!- Зато я своей смертью умерла.
ekabu.ru
Не в том смысле, что мы любили его есть, потому что жили плохо, голодно, и хлеб спасал наши юные организмы от недостатка калорий. Мы его любили вообще. Как идею, как символ, как что-то очень важное, незыблемое и прекрасное…
Мы ведь росли на фильмах про войну, на рассказах деда о том, как мамка пекла ему и еще семи его братьям лепешки из лебеды, на бабушкином укоризненном взгляде, когда недоеденная корочка отправлялась в мусор. А ещё бабушка всегда сгребала хлебные крошки со стола в горсть и одним скупым движением отправляла их в рот.
Мы уважали хлеб. Бравировали, конечно, кидаясь горбушками в школьной столовой. Но это был как раз именно элемент богоборчества. Страшное преступление, за которое, заметь нас кто из взрослых, последовала бы немедленная расплата. Да и самим нам после содеянного было невыносимо стыдно. Ведь это же – хлеб. Это же труд многих людей и спасение других многих людей от голода.
В общем, мы любили хлеб. Нас научили его любить, и мы пронесли эту любовь, это уважение, этот почти религиозный трепет через всю нашу жизнь.
Итак, мама отправила тебя в булочную. Выдала авоську, 30 копеек мелочью и ценные указания. А также строго-настрого наказала сдачу не тратить, по улицам не шляться и донести покупку до дома в целости и сохранности, желательно к ужину.
А дальше начинается приключение. Ты заходишь в булочную, пробираешься к хлебным полкам, берёшь (ну, ты взрослый солидный человек и всё уже давно умеешь делать в свои шесть лет) двухзубцовую вилочку, привязанную бечевой к вбитому в стеллаж гвоздику, и начинаешь проверять хлеб на свежесть.
Тут помял, тут прижал, тут осторожно (чтобы никто не видел) потыкал, и принял решение – нужно брать. Правда мама наказала только батон и ничего кроме батона – но у тебя целых 30 копеек, а двушку ты нашёл только что под кассой. И значит 10 копеек у тебя – «лишние», и ты можешь потратить на свежую, сладкую невыносимо сдобную булочку с изюмом. Берём? Ну, конечно же берём.
Булочка съедается прямо на крыльце, потому что невозможно терпеть ни секунды, а потом ты бредёшь домой, загребая валенками снег и как-то незаметно для себя кусаешь батон за краешек. На морозе он такой ароматный, такой тугой, такой немножечко сладкий. И ты отрываешь зубами еще кусочек – кро-о-ошечный, чтобы мама не заметила. И потом ещё один. И ещё.
«И это всё» ? – всплеснёт мама руками, когда ты, краснея, протянешь ей авоську с печальным хлебным огрызком. И рассмеётся.- «Ну, ладно. У соседки перехвачу. Но чтоб больше ни-ни».
И ты стоишь довольный, счастливый и безумно любящий маму, соседку и саму жизнь.
Кстати, цены могут разнИться, поскольку были поясными, ассортимент практически одинаков.
Мне кажется, что тот хлеб был гораздо вкуснее, он был настоящим. Возможно возраст…ну, типа, трава зеленее и девки моложе. Но нормального ржаного сейчас не купить, говорят изменили рецептуру, а жаль…
источник
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
vsegda-tvoj.livejournal.com
Далее слова автора:
Еда в СССР была больше, чем еда. После голодных послевоенных лет, возможность, не просто добыть пропитание, а порадовать семью и гостей чем-то вкусным и оригинальным, превратило домашнюю кулинарию в творчество. Да, ассортимент на прилавках магазинов был скуден. Но, в СССР было то, что трудно объяснить живущим в мире изобилия — было "искусство добывания дефицита"…Я неоднократно встречал мнение граждан зрелого возраста, что мол Раньше при СССР еда была натуральнее и вкуснее. Народ жалуется: "Теперь масло без запаха и вкуса, горчица без горечи, всё без холестерола, без сахара, без соли...За что!!!"И хоть раньше за продуктами приходилось гоняться, нынче мол совсем всё не то, добавки всякие, и вообще натурального нету — всё химия. А если бы в СССР нас так не любили партия с правительством, то они тут-же обеспечили бы нас всё той-же химией, в том-же что и сейчас объеме...Попробуем разобраться в чем тут дело?
Это счеты, в девичестве Абак. Применялся в совторговле и общепите вместо калькуляторов и прочих буржуазных излишеств, еще были трещащие кассы на базе арифмометра, с ручкой на случай ядерной войны...
Все, кто работали в торговле, общепите, предприятиях пищепрома, выносили столько,что хватало, не только, своей семье, но, и всем знакомым и родственникам.Было эдакое сотрудничество "ты — мне, я — тебе", даже кино про это сняли.А для того, чтобы что-то купить в магазине "просто так", надо было успеть к "завозу" и постоять в очереди.
В общепите было практически тоже самое…
Баранки отчего-то были в дефиците особенно простые и с маком.Надо сказать, что ванильные сушки в дефиците не были.
Каждую осень орды мародеров разоряли наше передовое село в едином порыве настоятельно инициированные райкомами все от студента до профессора отправлялись на помощь селу...Но в первую очередь конечно, армия и студенты... Впрочем картошка всё равно гнила на полях.
А это знаменитый "кулинарный техникум"..
Были магазины спецобслуживания, где пристраивались отовариваться. Были на предприятиях "праздничные наборы", те кто рулил ими — жил, то есть ел, лучше других....В заказах иногда встречалась полукопченая, реже копченая колбаса, иногда (мне ни разу не досталось) икра красная.
Застолья были очень популярны в том числе из соображения поесть, ну и выпить конечно.А так пища была простой и довольно однообразной. А вот и типичный стол того времени... А на нем:
Салат оливье под майонезом но не с мясом как в оригинале а с вареной колбасой ,какую достали, горошком венгерским из заказа, а зелень — это уже современное...
Селедка под шубой...
И конечно синяя птица — королева советского застолья — курица.
А к чаю — самодельный тортик "Наполеон" с заварным кремом.
До сих пор в старшем поколении особенно среди фазендовладельцевКрайне популярны домашние консервы... Впрочем на селе это не блажь.
А это закруточная машинка без нее крышечку не закроешь...
И соленые огурчики к водочке... Впрочем у всех разные...
А с помощью сего девайса доставали крышки банки из кипятка.
Для того, чтобы рассказать о "закрутках", которые делали хозяйки, надо быть поэтом. А "фазенды"! Разве можно сравнить вкус тех, с грядки, помидоров и огурцов с теми, что мы покупаем сегодня?Конечно нельзя, но вот беда их было мало этих революционеров помидоров, да и огурчиков было мало, во всяком случае среди моих знакомых много их было только у одной семьи, но они на грядке ЖИЛИ... Включая их детей, у которых были проблемы со временем для игр.
Вместо дорогих шоколадок, можно было купить Гематоген по 11 копеек.
А рядом с Гумом и Цумом продавали мороженное почти в таком-же хрустящем стаканчике, что и сейчас... Но дорогое 15 - сливочное, 19 - пломбир.
А это сливочное по 9 в вафельном стаканчике. Ушедшая натура...
Летом был популярен квас из бочки, за ним ходили с Бидончиками, реже с банками в авоськах. Трехлитровые банки очень ценились.
Проблема тары вообще была очень болезненной. . И не только кстати винно-водочной.Её собирали все и аккуратно сдавали. Была даже шутка про производную от пьянки, на сданную посуду...
Такого чтобы что-то пристойное и без очереди — я не упомню...И обратите внимание в специально пошитый мешочек.
Полкило в одни руки...
Овощи и фрукты были в достатке "по сезону", а бананы — редкость даже в Москве.В декабре появлялись абхазские сине-зеленые натуральные мандарины...Так почему невкусно-то - спросите вы — сейчас, а не тогда? Вроде именно тогда разносолов не было?А потому, что во-первых икра есть в каждом магазине, равно как и 40 сортов колбасы как минимум. Выставив на стол икру и колбасу вы уже не доказываете свою принадлежность к "элите"... Просто у вас есть деньги, но немного, иначе бы вы заказали зал или столик в ресторане...Да и нету ничего особенного в ветчине или балыке — идешь, покупаешь, кушаешь.Приелось, тогда на фоне котлет по 7 копеек и супчика из супового набора - копченая колбаска и салатик "оливье" это да, это праздник, а нынче на завтрак "опять эта икра".
Еда потеряла сакральный смысл. Да и желудок уже не тот, у кого печень шалит, или камни где попало... Девушки стали старше, опять--же...
Отсюда
trinixy.ru
Многие любители нарезного батона отмечают, что в советское время он был вкуснее, чем сейчас. Так ли это на самом деле и с чем это может быть связано?
В советское время весь хлеб вырабатывался по ГОСТам. Были выпущены специальные сборники, где поэтапно расписано, как именно готовить нарезной батон. И производители не могли отклониться от требований стандарта.Рецептура предусматривала способ приготовления батона – опарный. Он подразумевает, что в 60% от нужной вам муки добавляется вода и дрожжи, все это смешивается и на выходе получается опара. Она должна бродить в течение 3,5-4 часов. Такое долгое брожение позволяет полуфабрикату накопить вкусовые и ароматические вещества. После этого к опаре добавляются остальные 40% муки и дополнительное сырье – маргарин и сахар. И снова тесто должно пройти процесс брожения – до 1, 5 часов. В общей сложности на приготовление одного батона уходило около 7 часов. Это классическая технология, которая позволяет получить настоящий нарезной батон. В рецептуру батона нарезного входил маргарин сливочный или молочный, который давал изделию дополнительный молочный вкус и аромат.
В настоящее время на современных производствах не всегда есть возможность ставить опары (может быть нехватка площадей, технологическая линия не предусматривает приготовление опары и др.). Батон делают по ускоренной технологии, когда тесто замешивается сразу. И время приготовления хлеба сокращается до 3-х часов.К тому же, перестали использовать маргарин, перешли на растительное масло, сливочно-молочный вкус у батона исчез. Поскольку процесс приготовления изделия сокращен, а мы должны получить на выходе батон такого же качества, возможно использование пищевых добавок (улучшителей).Помимо этого на качество хлеба очень влияет то, в какой печи его приготовили. Раньше печи были газовые, которые позволяли получать тончайшую корку и мелкопористый мякиш, сейчас – электрические, а они, наоборот, корку сильно высушивают. Хорошая печь исправит некачественное сырье, недосмотр в процессе приготовления хлеба. Если раньше все от замеса до выхода контролирует технолог, то сейчас эти функции за высокотехнологичными линиями.
Раньше хлеб не упаковывали. Вспомните, в советское время заходишь в магазин, а там пахнет свежеприготовленными булками. А все потому, что по требованиям ГОСТа сроком годности батона был 24 часов, поэтому в упаковывании хлеба не было необходимости. Сейчас изменились требования к хлебу в части санитарии. Мы не трогаем хлеб руками, поэтому хлеб сегодня упаковывается. Это наша с вами безопасность.
У упакованного хлеба изменяется вкус, особенно, если он долго лежит. С появлением первых технических условий (ТУ) на упакованный хлеб появились батоны со сроком годности 72 часа и 120 часов. Если батон имеет срок годности свыше 5 суток, необходимо добавлять пищевые добавки (улучшители, консерванты). Вот и получается, что ряд факторов изменил вкус того нарезного батона, который мы так любили еще 20-30 лет назад.
chert-poberi.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»