Всемирный день хлеба. День хлеба в россии когда
Всемирный день хлеба
Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни, – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября.
Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.
Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром столько поговорок мы помним ещё с детства – «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие.
Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. А ещё считается, что первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. И уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем. И даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре.
Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, и он стал пользоваться большей популярностью.
Хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем (Фото:
Надо сказать, что и на Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют давние корни. Наши бабушки очень трепетно и с благоговением относились к выпечке хлеба. Этот процесс считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом теста хозяйка обязательно молилась и вообще подходила к процессу вымешивания теста в хорошем расположении духа, напевая душевные песни. И всё это время в доме было запрещено громко разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, над ним делали крест. Даже в настоящее время в христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью, а отправляя родных в дальнюю дорогу, любящие люди всегда дают с собой уезжающему краюху хлеба.
И хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же, сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Но прежде чем хлеб попадет в наш дом, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта), задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.
Кстати, хлебу посвящено много праздников, и у каждого народа они свои. В России, помимо сегодняшнего Дня, отмечают ещё и Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьей. Существовала и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». А 18 февраля на Руси отмечался Агафьин день – День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т.д.
Сегодняшний праздник – это ещё и повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире (Фото
И сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. К тому же, это ещё один повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире.
Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки хлебной продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, народные гулянья, а также бесплатные раздачи хлеба всем нуждающимся, благотворительные акции и многое другое. Все желающие могут не только попробовать различные сорта и виды хлеба и хлебобулочной продукции, но и узнать о том, как появился хлеб, его историю и традиции, из чего он сделан, где рос, как выпекается и т.д. В этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки со всех уголков Земли принимают поздравления и нашу признательность в тяжелом и ответственном деле – выпечке вкусного, ароматного и полезного хлебушка.
Поучаствуйте и вы в этом поистине всенародном празднике, и, может быть, это поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный. И с праздником всех – кто есть хлеб, и кто вкладывает силы и душу в его создание!
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3323/© Calend.ru
nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru
от Нестора и до наших дней
Хлеб известен человечеству с древнейших времен. Предположительно, еще в неолите наши предки пытались готовить что-то похожее на лепешки, а впоследствии хлеб стал главенствующим продуктом питания для многих культур и цивилизаций. И Россия здесь не исключение — хлебу в русской культуре всегда отводилось особое место.
От Нестора и до Петра
Считается, что хлебопечение на Руси начало развиваться под сильным византийским влиянием, но прямых доказательств этому нет. Первое же описание приготовления хлеба можно найти у Нестора в житии св. Феодосия Печерского (относится к 80 гг. XI века). Благодаря Нестору и нескольким другим источникам, известно, что хлеб в этот период был заварной. Для его приготовления часть ржаной муки заливали кипятком и добавляли остатки предыдущего замеса теста, именуемые «закваской».
Кстати, «хлебом» в этот период называли именно ржаной хлеб, а хлеб из пшеничной муки — «калачом». Ржаные хлеба делились на ситные и решетные, а пшеничные — на тертые, коврищатые, крупичатые. Мукой высшего сорта считалась крупичатая. Но, увы, желающих приобщиться к старинным рецептам ждет жестокое разочарование — все сведения в источниках той поры носят лишь описательный характер. Так продолжалось вплоть до 1610 года, когда появились первые описание рецептур русских блюд: «Роспись царских кушаний» и «Дополнение к „Домострою“».
Не менее значимое место в русской кухне занимали и пироги, различавшиеся по способу приготовления (подовые, которые пекли только из кислого теста на поду печи, и пряженые, для которых тесто могло быть любым), форме (продолговатые, круглые и «копытцами» — т.е. в виде ватрушек) и величине (от больших до маленьких — пирожков). Источники XVII века различают более 50 видов пирогов. Помимо них популярностью пользовались караваи, делившиеся на «битые», «яцкие», «брацкие», «с сыром», «с сахаром». Тесто для каравая ставили на молоке с добавлением большого количества яиц, коровьего масла и творога.
От Петра и до революции
С наступлением петровской эпохи хлебопекарные традиции изменились так же, как и уклад жизни. Традиционным русским видам теста пришлось потесниться и освободить немного места для французского бисквитного и песочного теста, а так же и французской слойки. Определенной популярностью пользовалась немецкая сдоба и английские кексы, но все-таки торжество Франции было практически безраздельным. Даже венская сдоба появилась в России благодаря французам.
Большое количество переводной кулинарной литературы породило противоположную тенденцию: стали появляться книги, посвященные и традиционной русской кухне. Главными идеологами этого движения можно назвать Василия Левшина и Н.П. Осипова. Впрочем, обоих авторов волновала не столько история, сколько современность. Приводимые ими рецепты характерны именно для второй половины XVIII века.
Не менее существенные изменения ожидали хлебопечение и в XIX столетии. В 1840–1860 гг. в продаже появились прессованные дрожжи, а в 80-е годы — хлебопекарные. Благодаря им дрожжевое тесто получило не просто широкое распространение, но и практически вытеснило всех конкурентов кухни (кроме, разве что, пресного теста). Даже в поваренных книгах конца XIX века рецептов хлеба на закваске уже весьма немного, а в официальных рецептурах советского времени их практически нет. Таким образом, знакомые нам дрожжевые пироги (которые у многих и ассоциируются с «традиционной русской кухней»), на самом деле есть детище второй половины–конца XIX века и вряд ли могут считаться столь уж «традиционными».
От революции и до сегодняшнего дня
Современная хлебопекарная промышленность (советская, а потом и российская) была создана в 1924–1925 гг. В эти годы заводы («Мельстрой», воронежский «Машинотрест» и семфиропольский «Крымское машиностроение») стали выпускать технологическое оборудование для производства. Но главной проблемой на тот момент являлись кадры: квалифицированных рабочих практически не было. Отсюда и появились учебники, написанные простым языком, предназначенные для низовых специалистов. Среди прочего, авторам пособий приходилось маскировать и «буржуазное» происхождение значительной части рецептур. Так, сдобный французский хлеб стал именоваться нарезным батоном, а пресловутая французская булка — горбулкой.
Первый же учебник для технологов и студентов вузов появился в СССР лишь в 1932 году благодаря Л. Я. Ауэрману. Это был не просто первый учебник в Советском Союзе, но и первый в мире. И, как не удивительно, его написал не профессиональный пекарь, а инженер. Труд Ауэрмана может считаться классическим для советской хлебопекарной промышленности. Для специалистов уровнем пониже (бригадных мастеров и начальников цехов) была выпущена книга под названием «350 сортов хлеба», а для простых рабочих предназначалась «Булочно-берлинское производство».
Увы, индустриализация, коллективизация и война наложили свой неизгладимый отпечаток на развитие советской хлебопекарной промышленности. В послевоенные годы ассортимент выпускаемой продукции стал постепенно сокращаться, а позднесоветский дефицит привел к исчезновению многих сортов хлеба — в редкой советской булочной начала 80-х гг. их встречалось более десятка.
В 90-е годы XX века началась новая глава в хлебопечении — теперь уже не советском, а российском. Если хлебопекарные заводы продолжали выпускать привычные хлебобулочные изделия, то энтузиасты-хлебопеки разделились (условно) на два лагеря: «западников» и «почвенников». Благодаря «западникам» российскому потребителю стали привычны багеты, пиццы, венские булки. Благодаря «почвенникам» к нему вернулись расстегаи, кулебяки и самые разные пироги. В начале XXI века, благодаря всеобщему увлечению здоровым образом жизни, появились пропагандисты безглютеновой и бездрожжевой выпечки (продающие не столько хлеб, сколько соответствующую идеологию питания). Сегодняшнее же среднее хлебопекарное производство представляет собой эклектическую смесь технологических процессов и идеологий. Благодаря этому на прилавках магазинов мирно уживается нарезной батон, французский багет, итальянская чиабатта и русский калач. И вряд ли этому соседству хоть что-то угрожает.
chelrestoran.ru
Всемирный День хлеба
События и даты
16.10.2017 251