Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства». Цветок хлеба анализ


Ю. Я. Яковлев «Цветок хлеба» Технология

Тема урока: Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба» Технология: чтение и письмо для развития критического мышления

Стратегия: «Дерево предсказания»Цели:

  1. Дидактическая
- Формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки

- Закрепить знания учащихся по работе над глубоким анализом произведения2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- духовности и нравственности

- уважения к старшему поколению

- любви к Родине

  1. Развивающая
В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать) Оборудование:

  1. Иллюстрация с изображением каравая хлеба
  2. Иллюстрация памятника «Цветок жизни»
  3. «Лепестки» у каждого ученика
  4. Таблица. Порядок работы над написанием синквейна.
  5. Портрет писателя

Ход урока:1. Сообщение темы и целей урока.- Мы будем читать рассказ «Цветок хлеба» (запись на доске)

- Этот рассказ написал Юрий Яковлевич Яковлев

- О чём может быть этот рассказ?

- Запишите на листочках (учитель записывает на доске варианты учащихся)

О колоске

О цветке

О хлебе

О труде

О любви

О чувствах

О природе

О людях и т.д.

- Всё сказали?

- Проверим наши предположения.

- Сейчас я буду читать 1 фрагмент, а вы выберите и те слова и выражения, которые являются ключевыми, самыми главными, которые на «душу легли».

2. Работа с текстом. Чтение и анализ.

2.1.Чтение учителем 1 фрагмента:

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженный, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным, - щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие – то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники – вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий, от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями. - Что вы узнали из этого фрагмента рассказа?

- О ком идёт речь? (герой - мальчик Коля)

- Охарактеризуйте героя и его действия.

Тема рассказа Действия героя Характеристика героя
Голод – ассоциация со словом хлеб Не мог приладиться к голоду Взъерошенный
Жадно съедал Исхудалый волчонок
Искал добычу Проступают рёбрышки
Глаза сердито поблёскивали Ввалившиеся глаза
- Как вы думаете, о чём должен быть следующий фрагмент?

- Во время моего чтения найдите ключевые слова, которые или опровергнут или подтвердят данные предположения2.2.Чтение учителем 2 фрагмента:

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдоволь. И хлеб был не из веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату ночью.

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывавший на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

- Эй, хозяин, пойди – ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

- Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он тёплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб.- Возвращаемся к началу.

- Что подтвердилось из ваших предположений? О чём же рассказ? ( о хлебе)

- Что нового мы узнаём о Коле?

- Во время чтения следующего фрагмента, постарайтесь отыскать те слова, которые подтвердят наше предположение, что этот рассказ о хлебе.2.3.Чтение учителем 3 фрагмента:… Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

- Скоро наш хлеб зацветёт, - говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветёт хлеб. Появились колосья – глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. Потом полоска стала соломенной.- Что ожидал увидеть мальчик и что увидел?

- Как растёт хлеб?

Всходы проклюнулись Он даже не заметил цветения
Трава
Нет хлебного вкуса
Воспоминания о хлебе

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

- Найдите в тексте слова и выражения, которые передают встречу Коли с хлебом2.4.Чтение учителем 4 фрагмента:

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. Он ещё сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

- Отведай, внучок, моего коржа.

Какая – то скрытая пружина сработала внутри – руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить частичку вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатской буханки, но он таял с неудержимой силой, и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало… Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался своей рожицей.

- Отнеси этот корж деду, - сказала бабушка.

- Давай отнесу, - упавшим голосом сказал Коля.ВСТРЕЧА КОЛИ С ХЛЕБОМ

Хлеб Коля
Пахучий Глаза приросли
Румяный Вдыхал дух
Корж величиной с подсолнух Скрытая пружина
Как солнце
- Как дальше развивались события? (предположения учащихся)

- Как вы думаете – донесёт Коля корж деду? (варианты)

- Давайте послушаем следующий фрагмент.2.5.Чтение учителем 5 фрагмента:

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку. Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел. Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекла ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчёлы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

- Хороший корж, - сказал дед.

- Хороший, - тут же согласился Коля.

- Без немцев и земля лучше родит! – Дед опустил руку с коржом. – Как там бабка – то? Ползает?

- Ползает, - вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

- Зачем медаль? – сказал он. – Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш.

До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.(в рассказе появился ещё герой - дед)

- Донёс Коля корж деду? (да)

- Что испытывал Коля, пока шёл к деду?

- Какая черта характера проявилась у мальчика? (выдержка, ответственность, терпение)

- А что вы узнали про деда?

Хлеб Действия Коли Дед
Дорогая ноша Прятал Старый
Горячий Терпел Лицо заросло щетиной
Жёг кожу Весь в пчёлах
Вкусный гостинец Пил сладковатую воду из желобка для пчёл

- Как вы думаете, на что надеялся Коля? Что он ожидает от деда? (предположения учеников)

- Как поступит дед? (предположения учеников)

- Какое чувство испытал Коля в тот момент, когда дед унёс корж в шалаш? (разочарование, не оправдались надежды на деда)

- Какие действия деда? (предположения)

1. съел сам 2. отдал с грязным бельём половину 3. отдал с грязным бельём кусочек

- Давайте проверим ваши предположения:2.6.Чтение учителем 6 фрагмента:Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём - пусть бабка простирнёт! – у Коли что – то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед – он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый, наверное, и вкуса – то не чувствует.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

- Дед велел простирнуть!

- Как он там, не болеет? – насторожилась бабушка.

- Чего ему болеть – то? Сказал Коля. – Пасёт себе пчёл.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое – то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам… И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

Коля сполз со скамейки и пошёл прочь… но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.- Мы закончили чтение этого рассказа.- Каким предстал перед нами дед со слов Коли?

ДЕД

Жадный

Одичал

Специально спрятал

Не делится

Потом будет макать в мёд

(Коля хотел попросить кусочек, но промолчал, понимая, что этот корж для деда.) (чувство обиды) - Изменилось ли отношение Коли к деду, когда бабушка «положила нежданный гостинец перед внуком»? (да)

- Как и почему изменилось?

ДЕД

Не макает в мёд, а пьёт подслащённую водичку, заглушая голод

- Какое чувство испытал Коля за свои мысли? (стыд, он был несправедлив)

- О чём же этот рассказ? (о любви. Солдат и семья любят Колю, т.к. он маленький, не может себя накормить и защитить)

- Почему этот рассказ назван «Цветок хлеба»? (Хлеб - это цветок жизни)- На 3 – м километре бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалёво, стоит памятник Цветок жизни. В центре композиции – наклонная плита с надписью : «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» белый каменный цветок на десятиметровом столбе возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце»3. Обобщение.

- Назовите главные действующие лица рассказа. (Хлеб Коля Дед)

- А сейчас вы выполните творческую работу, создадите «цветок жизни – цветок хлеба», который как маленькое солнышко принесёт людям радость.

- На лепестках напишите СИНКВЕЙН, используя любые слова с доски.СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)

Порядок построения: Правила написания
1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект 1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.
2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта 2. Описание темы в 2 – х словах – прил.
3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта 3. Описание действия в рамках этой темы

3 –я словами – глаголы

4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте 4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи
5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение 5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи
- Работа учащихся. Запись синквейна.

- Прочитайте, что у вас получилось

4. Итог урока.

- Скажите одним словом, что вам дала работа на уроке чтения? (творчество, ожидание,…)

5. Домашнее задание.

- Подберите пословицы о хлебе

Варианты синквейнов.

ХЛЕБ

Тёплый, румяный

Растили, пекли, угостили

Отдали самое дорогое внуку

Вкусно!

ХЛЕБ

Соблазнительный, желанный

Манит, искушает, вызывает

Недобрые мысли о близких людях

Стыдно!

КОЛЯ

Маленький, беззащитный

Живёт, мечтает, терпит

Думает, что дед жадный

Стыдно!

ДЕД

СТАРЫЙ, БОЛЬНОЙ

ОДИЧАЛ, ЗАБОТИТСЯ, РАБОТАЕТ

НА ПАСЕКЕ, УХАЖИВАЕТ ЗА ПЧЁЛАМИ

ЛЮБИТ!

kak.znate.ru

Тема урока: Ю. Я. Яковлев «Цветок хлеба» Технология: чтение и письмо для развития критического мышления Стратегия: «Дерево предсказания»

Тема урока: Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»

Технология: чтение и письмо для развития критического мышления

Стратегия: «Дерево предсказания»

Цели:

  1. Дидактическая
- Формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки

- Закрепить знания учащихся по работе над глубоким анализом произведения

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- духовности и нравственности

- уважения к старшему поколению

- любви к Родине

  1. Развивающая
В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Оборудование:

  1. Иллюстрация с изображением каравая хлеба
  2. Иллюстрация памятника «Цветок жизни»
  3. «Лепестки» у каждого ученика
  4. Таблица. Порядок работы над написанием синквейна.
  5. Портрет писателя

Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

- Мы будем читать рассказ «Цветок хлеба» (запись на доске)

- Этот рассказ написал Юрий Яковлевич Яковлев

- О чём может быть этот рассказ?

- Запишите на листочках (учитель записывает на доске варианты учащихся)

^

О цветке

О хлебе

О труде

О любви

О чувствах

О природе

О людях и т.д.

- Всё сказали?

- Проверим наши предположения.

- Сейчас я буду читать 1 фрагмент, а вы выберите и те слова и выражения, которые являются ключевыми, самыми главными, которые на «душу легли».

2. Работа с текстом. Чтение и анализ.

2.1.Чтение учителем 1 фрагмента:

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженный, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот всё, что было съедобным, - щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие – то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники – вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий, от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

- Что вы узнали из этого фрагмента рассказа?

- О ком идёт речь? (герой - мальчик Коля)

- Охарактеризуйте героя и его действия.

Тема рассказа Действия героя Характеристика героя
Голод – ассоциация со словом хлеб Не мог приладиться к голоду Взъерошенный
Жадно съедал Исхудалый волчонок
Искал добычу Проступают рёбрышки
Глаза сердито поблёскивали Ввалившиеся глаза
- Как вы думаете, о чём должен быть следующий фрагмент?

- Во время моего чтения найдите ключевые слова, которые или опровергнут или подтвердят данные предположения

^

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдоволь. И хлеб был не из веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату ночью.

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывавший на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

- Эй, хозяин, пойди – ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

- Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он тёплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб.

- Возвращаемся к началу.

- Что подтвердилось из ваших предположений? О чём же рассказ? ( о хлебе)

- Что нового мы узнаём о Коле?

- Во время чтения следующего фрагмента, постарайтесь отыскать те слова, которые подтвердят наше предположение, что этот рассказ о хлебе.

^

… Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

- Скоро наш хлеб зацветёт, - говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветёт хлеб. Появились колосья – глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. Потом полоска стала соломенной.

- Что ожидал увидеть мальчик и что увидел?

- Как растёт хлеб?

Всходы проклюнулись Он даже не заметил цветения
Трава
Нет хлебного вкуса
Воспоминания о хлебе

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

- Найдите в тексте слова и выражения, которые передают встречу Коли с хлебом

^

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. Он ещё сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

- Отведай, внучок, моего коржа.

Какая – то скрытая пружина сработала внутри – руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить частичку вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатской буханки, но он таял с неудержимой силой, и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало… Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался своей рожицей.

- Отнеси этот корж деду, - сказала бабушка.

- Давай отнесу, - упавшим голосом сказал Коля.

^

Хлеб Коля
Пахучий Глаза приросли
Румяный Вдыхал дух
Корж величиной с подсолнух Скрытая пружина
Как солнце
- Как дальше развивались события? (предположения учащихся)

- Как вы думаете – донесёт Коля корж деду? (варианты)

- Давайте послушаем следующий фрагмент.

^

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку. Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел. Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекла ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчёлы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

- Хороший корж, - сказал дед.

- Хороший, - тут же согласился Коля.

- Без немцев и земля лучше родит! – Дед опустил руку с коржом. – Как там бабка – то? Ползает?

- Ползает, - вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

- Зачем медаль? – сказал он. – Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш.

До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(в рассказе появился ещё герой - дед)

- Донёс Коля корж деду? (да)

- Что испытывал Коля, пока шёл к деду?

- Какая черта характера проявилась у мальчика? (выдержка, ответственность, терпение)

- А что вы узнали про деда?

Хлеб Действия Коли Дед
Дорогая ноша Прятал Старый
Горячий Терпел Лицо заросло щетиной
Жёг кожу Весь в пчёлах
Вкусный гостинец Пил сладковатую воду из желобка для пчёл

- Как вы думаете, на что надеялся Коля? Что он ожидает от деда? (предположения учеников)

- Как поступит дед? (предположения учеников)

- Какое чувство испытал Коля в тот момент, когда дед унёс корж в шалаш? (разочарование, не оправдались надежды на деда)

- Какие действия деда? (предположения)

1. съел сам 2. отдал с грязным бельём половину 3. отдал с грязным бельём кусочек

- Давайте проверим ваши предположения:

2.6.Чтение учителем 6 фрагмента:

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём - пусть бабка простирнёт! – у Коли что – то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед – он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый, наверное, и вкуса – то не чувствует.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

- Дед велел простирнуть!

- Как он там, не болеет? – насторожилась бабушка.

- Чего ему болеть – то? Сказал Коля. – Пасёт себе пчёл.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое – то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам… И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

Коля сполз со скамейки и пошёл прочь… но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

- Мы закончили чтение этого рассказа.

- Каким предстал перед нами дед со слов Коли?

ДЕД

Жадный

Одичал

Специально спрятал

Не делится

Потом будет макать в мёд

(Коля хотел попросить кусочек, но промолчал, понимая, что этот корж для деда.) (чувство обиды)

- Изменилось ли отношение Коли к деду, когда бабушка «положила нежданный гостинец перед внуком»? (да)

- Как и почему изменилось?

ДЕД

^

- Какое чувство испытал Коля за свои мысли? (стыд, он был несправедлив)

- О чём же этот рассказ? (о любви. Солдат и семья любят Колю, т.к. он маленький, не может себя накормить и защитить)

- Почему этот рассказ назван «Цветок хлеба»? (Хлеб - это цветок жизни)

- На 3 – м километре бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалёво, стоит памятник ^ В центре композиции – наклонная плита с надписью : «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» белый каменный цветок на десятиметровом столбе возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце»

3. Обобщение.

- Назовите главные действующие лица рассказа. (Хлеб Коля Дед)

- А сейчас вы выполните творческую работу, создадите «цветок жизни – цветок хлеба», который как маленькое солнышко принесёт людям радость.

- На лепестках напишите СИНКВЕЙН, используя любые слова с доски.

СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)

^ Правила написания
1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект 1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.
^ (прилагательные) Характеристика объекта 2. Описание темы в 2 – х словах – прил.
3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта 3. Описание действия в рамках этой темы

3 –я словами – глаголы

^ (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте 4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи
^ (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение 5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи
- Работа учащихся. Запись синквейна.

- Прочитайте, что у вас получилось

4. Итог урока.

- Скажите одним словом, что вам дала работа на уроке чтения? (творчество, ожидание,…)

5. Домашнее задание.

- Подберите пословицы о хлебе

Варианты синквейнов.

ХЛЕБ

Тёплый, румяный

Растили, пекли, угостили

Отдали самое дорогое внуку

Вкусно!

ХЛЕБ

Соблазнительный, желанный

Манит, искушает, вызывает

Недобрые мысли о близких людях

Стыдно!

КОЛЯ

Маленький, беззащитный

Живёт, мечтает, терпит

Думает, что дед жадный

Стыдно!

ДЕД

СТАРЫЙ, БОЛЬНОЙ

ОДИЧАЛ, ЗАБОТИТСЯ, РАБОТАЕТ

НА ПАСЕКЕ, УХАЖИВАЕТ ЗА ПЧЁЛАМИ

ЛЮБИТ!

fs.nashaucheba.ru

Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ликургская основная общеобразовательная школа

Буйского муниципального района Костромской области157063 Костромская область Буйский район с. Ликурга ул. Овражная д.1

Тема: «Рассказ Ю.Яковлева «Цветок хлеба».

(Из серии «Нравственные уроки детства»)

Подготовила Лебедева Людмила Геннадьевна,

учительница русского языка и литературы

Ликургской основной школы.

Методическое обоснование.Рассказы Ю.Яковлева как нельзя лучше подходят для внеклассного чтения в средних классах. Рассказы небольшие по объёму, но очень ёмкие по смыслу.

Писатель очень любит детей и даёт им «уроки жизни». Ю.Яковлев показывает, каким должен быть человек, как должен поступать, если он хочет, чтобы его считали порядочным человеком, нравственным человеком, просто «быть человеком» в полном смысле этого слова.Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства».

В 6 классе проведён урок по теме «Нравственные уроки Ю.Яковлева» по рассказам «Рыцарь Вася», «Багульник» и др. и создана презентация.

В 7 классе продолжаем изучение творчества Ю.Яковлева на основе рассказа «Цветок хлеба».Способ изучения данного рассказа – лингвосмысловой анализ.

Целью лингвосмыслового анализа на уроках литературы является выделение языковых средств и композици­онных приёмов, определение их функции в раскрытии идейно-тематического содержания текста, в реализации за­мысла автора.

Появляется возможность самостоятельной работы школьников со словарями.

Межпредметные связи получают реальное воплощение, так как подобная работа тесно связывает рус­ский язык с изучением литературных произ­ведений. Учитель не «раздваивается» на словес­ника и литератора, а у школьника развивает­ся наблюдательность, формируется умение читать художественную литературу.(Перед чтением рассказа надо показать презентацию, чтобы напомнить изученное (без 2-х последних слайдов). Биографию писателя обязательно).

Цель: урок доброты. Развивать умение выделения языковых средств, помогающих понять замысел автора. Задачи:

конкретно-познавательная (образовательная): понять смысл рассказа Ю.Яковлева «Цветок хлеба», используя лингвосмысловой анализ.Коммуникативно-развивающие (развивающие):

  1. развивать речь, логическое мышление;
  2. прививать навыки учебной деятельности, коммуникативные навыки.

Социально-ориентационные (воспитательные):

  1. воспитывать у ребят качества, необходимые для социализации: быть внимательнее и уважительнее к старшим, учить видеть в людях душевную красоту и доброту,
  2. прививать уважительное отношение к хлебу.

Оборудование: 1) репродукция картины В.Пластова «Юность» и др. с изображением хлебного поля;

2) таблица по биологии «Строение цветка пшеницы».

Ход урока:1. Посмотрите на тему урока. О чём мы будем сегодня говорить?

- О рассказе Ю.Яковлева «Цветок хлеба».

С какими рассказами Ю.Яковлева мы уже знакомы?

- «Рыцарь Вася», «Багульник» и др.

В чём их основной смысл?

- За неброской внешностью скрываются благородные сердца. Чтобы разглядеть их, надо быть внимательнее к людям, надо знать, как и чем они живут.

Дома вы прочитали рассказ Ю.Яковлева «Цветок хлеба» и написали отзыв.

Не читая ваш отзыв, я хочу задать вам ряд вопросов.2. Беседа.

Что вас удивило в этом рассказе? (обратите внимание на название)

- Рассказ называется «Цветок хлеба», а говорится не о цветке, даже описания его нет.А что есть? - Есть ожидание мальчиком этого цветка.Каким он его представляет? Найдите в тексте.

- Ожидание прекрасных красивых цветов.Почему? - Потому что мальчик был постоянно голодным, а солдаты его угостили настоящим хлебом, и лучшего вкуса он не знал.

Ему казалось, что всё прекрасное связано с едой, с хлебом. Почему он был голодным? На кого он похож?

- Шла война. Похож на волчонка, потому что постоянно

выискивает «добычу» (так говорит автор, как о животном),

т.е. еду (щавель, ягоды, корни).Что они ели дома? - Хлеб (но к муке добавляли веники проса, и хлеб похож на глину) и то не досыта. Почему? - Продукты все отправляют на фронт, главное – победить врага, себе – только самое необходимое. 3. Слово учителя:

Итак, описания цветка нет, рассказ называется «Цветок хлеба». А мы знаем, что тема произведения отражается в названии.

Что же имел в виду Ю.Яковлев? Что подразумевается под этими словами? Это и будет целью нашего урока. Надо, наверное, подробно рассмотреть весь рассказ: о чём и о ком здесь говорится, зачем автор нам рассказал об этом.

Солдаты накормили мальчика настоящим, вкусным хлебом. Ему кажется теперь, что всё вокруг хлебное. И когда мать в конце войны посеяла полоску пшеницы, Коля с нетерпением ждёт её появления. Подтвердите текстом, что он с нетерпением ждёт?

- Когда появились всходы, он берёт хлебную травинку и

жуёт, но хлебного вкуса нет, трава как трава. Когда сказали,

что скоро зацветёт, он смотрит на него, но цветка так и не

увидел. Почему? Вы видели, как цветёт хлеб? - ???

-

К сожалению, сейчас, действительно, трудно увидеть зерновое поле, так как поля теперь засеивают, в лучшем случае, овсом.

4. Давайте рассмотрим репродукции картин.

Сравните 2 картины. Каких красок больше, когда хлеб цветёт?

А когда процвёл?

- Действительно, цветы невзрачные, не такие, какими хотел увидеть Коля.5. Наконец хлеб испечён. Мальчик ест настоящий, вкусный, только что испечённый хлеб.

Посмотрите, как называет автор этот хлеб, которого ждёт мальчик – «завидное угощение».

Давайте сделаем словообразовательный разбор этого слова: угощение – угощать – угостить – гость.Заполним таблицу:

Слова из текста

Комментарии

Угощение

что-то необычное, очень вкусное, для гостей приберегали самое лучшее

Гостинец

товар, привезённый купцом – подарок гостя – подарок.

Родить

Родить – общеславянское, образовано от слова

«род» при помощи суффикса «ити». Род от слова «рост». Однокоренные – род, родина, родной, родственники.

Земля «родит»

даёт хороший урожай, всё хорошо растёт

Жито

Жито – жити, при помощи суффикса «то» (такие же «путо», «тесто»)

Оба слова связаны с продолжением жизни.

Посмотрите, действительно ли это угощение для него? Давайте найдём, как об этом говорится в тексте.

- «…скрытая пружина сработала…и его скоро не стало».С чем вы сейчас можете сравнить такой вкус? Что бы вы могли съесть с такой быстротой?

- Торт и то не всегда. Вы всего наелись, вы сыты.

Каковы его чувства после того, как он съел свой корж?

- Ему хочется ещё: «Второй…улыбался всей своей рожицей». Коля несёт хлеб деду. Как теперь называет автор хлеб?

- дорогая ноша, гостинец (боится, что отнимут ребята, они тоже голодные).Гостинец – в этимологическом словаре, стр.112

Гостинец – товар, привезённый купцом – подарок гостя – подарок.

Принёс. На что надеется? - Что дед разломит корж пополам.Дед что делает с хлебом? - Нюхает.Ему хочется есть? - да.Что делает дед с хлебом дальше? - Относит в шалаш.Что думает об этом внук? - Деду не хочется делиться, он потом съест один.Что интересует деда? - Как чувствует себя Бабка, т.е. заботится о её здоровье.Давайте посмотрим, какое слово употребляет дед, говоря о земле, которая даёт такой вкусный хлеб.

- Земля «родит».

Какое значение имеет это слово?6. Групповая работа.Делимся на 2 группы: 1 группа – смотрит в толковом словаре.

2 группа – смотрит в этимологическом словаре.

В толковом словаре. В этимологическом словаре.

Родиться – появиться на свет. Родить – общеславянское, образовано от слова

Родить – произвести на свет. «род» при помощи суффикса «ити».

Род от слова «рост». Однокоренные – род, родина, родной, родственники.Следовательно, земля «родит» - даёт хороший урожай, хорошо растёт.

Записываем слова.7. В каком значении употреблено слово «родит» в сочетании со словом «земля»: в прямом или в переносном? - В переносном.

Как называется в литературе перенос качеств одушевлённого предмета на неодушевлённые?

- Олицетворение.Значит, земля живая для деда, почему?

Почему о земле такое слово? - Уважение к земле, к хлебу свойственно деревенским людям: ведь

они знают, сколько нужно вложить труда, чтобы вырастить, а затем

и испечь хлеб, т.е. перед нами речь хлебопашца. Он раньше работал

на земле, теперь сил не стало, и он с такой же любовью занимается

пчёлами. Они его не жалят, принимают за своего, потому что он

постоянно с ними.

    1. Дома у вас было задание: провести анкетирование.
Один из вопросов – Как называли хлеб, поля с хлебными посевами раньше? - Жито.

Как вы думаете, какое слово у него однокоренное? - Жить.Коллективная работа: смотрим этимологический словарь, стр. 148

Жито – жити, при помощи суффикса «то» (такие же «путо», «тесто»)

Оба слова связаны с продолжением жизни.

(Можно прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Сильный колос»).

Там употреблены слова «жито», «нива». Скажите, а как автор называет хлеб в начале рассказа, солдатский хлеб? - Житник.

Хлеб – житник;

хлебное поле, поле с посевами - жито.Скажите мне результаты анкетирования по первому вопросу:- Употребляете ли вы в пищу хлеб? - Все ответили «да».

9. Послушайте, ребята, сказку о хлебе.

Чтение «Сказки о хлебе».

О чём предупреждает, от чего предостерегает сказка?- Эта сказка – предостережение, что нельзя относиться к хлебу небрежно.Люди, которые выращивают хлеб, хорошо это знают; знают, сколько труда надо вложить, сколько людей участвует в процессе выращивания зерна и превращения его в те драгоценные продукты, которые мы употребляем: а это и хлеб, и булочки, и печенье, и баранки, и торты.10. Беседа.

Вернёмся к рассказу.

Коля идёт обратно от деда. О чём он думает?

- что дед сейчас ест хлеб, что дед не захотел поделиться с ним, ему обидно, и поэтому он даже представляет, как перемалывает дед своим беззубым

ртом запечённую корочку.Слово учителя:

В УНТ ( сказках, былинах, песнях) на дорогах происходят важные встречи, происходят важные события.

У русских писателей «дорога» символизирует «жизненный путь» (у Пушкина, у Гоголя – познакомимся позднее). Мотив дороги содержит глубокий философский смысл. Философия – наука, которая изучает законы развития природы, общества.Давайте посмотрим, изменила ли дорога что-то в жизни Коли?Бабушка выкладывает грязное бельё, а на дне котомки лежит завёрнутый в чистую тряпицу хлеб. Она положила гостинец перед внуком.Чем показался хлеб внуку?

- Солнышком. Оно ослепило мальчика.Почему? - Он не ожидал, он плохо думал про деда, у него было плохое настроение.

Солнышком, потому что дед оказался таким добрым и щедрым: не то что

поделился, он отдал всё. А ведь он даже не попробовал его.Как ведёт себя Коля? - Если первый корж он съел, ни о ком не думая, то тут он протянул руку, и его удержало чувство сильнее голода, важнее хлеба.Какое? - Чувство доброты, ответственности за других, он впервые подумал о других.

Дед и бабушка не ели хлеба, они берегли ему. Он увидел то, чего раньше не

замечал: люди совершают поступки, не требуя за это платы, награды. Бабушка

испекла хлеб, но себе не оставила ничего, только ему и деду. Дед воевал с нем-

цами, а медали ему не надо; работал на земле, теперь нет сил - занимается

пчёлами, чтобы как-то помочь семье, но награды – еды, хлеба – за это не надо.

Что делает Коля?

- Коля берёт хлеб, заворачивает его в чистую тряпицу и кладёт в дедушкин сундук,

т.е. это будет гостинцем для деда.

О чём говорит такой поступок?

- О взрослении героя, доброта порождает доброту.Какую роль сыграла дорога «К деду и обратно»?

- научила внимательнее относиться к людям.11. Слово учителя:

Если в начале рассказа перед нами голодный мальчик, похожий на волчонка, теперь мы видим его повзрослевшим, способным на подвиг: ведь отказаться голодному от хлеба – подвиг.Токи доброты проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его сильнее. Совесть, уважение к деду, чувство долга перед дедом – первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика.Дорога сыграла большое значение, она дала мальчику жизненный опыт, может быть, первый, что если ты живёшь среди людей, то надо думать не только о себе, но и о других.12. Давайте вернёмся к названию рассказа.

У писателей ничего не бывает случайным. Почему же именно так назвал Ю.Яковлев свой рассказ?Какой он, цветок хлеба?

- незаметный, но он дорог людям, важен для них.Что у нас в рассказе важно для человека, но незаметно сразу, не бросается в глаза?

- доброта, душевная щедрость.

Дед уважительно относится к земле, заботится, как там без него его жена.

Не болеет ли, хотя и спрашивает «ползает?»Почему именно таким словом?

- Медленно ходит, старая, уставшая, но тоже, как и он, без дела не сидит.Получил Колька урок доброты, свой цветок хлеба?

- Да, он тоже хочет угостить деда.13. Вывод:

Что имеет в виду автор под названием «Цветок хлеба»?

Это жизненно необходимое человеку качество. Цветок хлеба – это доброта, душевная теплота, щедрость, которые не видны сразу, но дороги людям, как хлеб.Слово учителя: Это и Колька, который увидел эту доброту, оценил её и процветши стал хорошим человеком, хорошим писателем; теперь он учит нас видеть то, что не бросается в глаза: неяркое, неброское, но очень важное для людей. В литературе такое сравнение называется метафорой (как и «Багульник»). (Метафора – перенос качеств одного предмета на другой).Как по-другому мы можем назвать наш урок, т.е. сформулируйте тему урока.

- «Урок доброты» или «Доброта рождает доброту».14. А теперь проведём рефлексию.Результаты анкетирования:1) Какой хлеб вы предпочитаете?2) Как с ним поступают, если пришёл в негодность? - пожилые, взрослые – отдают животным.

- молодые – бросают.Какой урок вы вынесли для себя?

- Хлеб – очень трудоёмкий процесс превращения зерна в продукт питания.

Многие люди трудятся, надо уважать их труд. Если пришёл в негодность –

скормить животным. А ещё, ребята, сейчас холодно, скоро выпадет снег –

покормите птиц. Они – наши помощники в борьбе с вредителями. Е.Носов,

писатель, рассказ которого мы будем изучать нынче, попросил, чтобы у него

на надгробном памятнике были написаны слова: «Покормите птиц».

Он никогда не выходил из дома без хлеба или семечек для птиц. И после смер-

ти он хотел, чтобы каждый пришедший к нему вспомнил о пернатых. Скажите, у вас появилось желание что-то добавить в свой отзыв? Обо всём ли вы написали?15. Д/З: Написать отзыв о рассказе Ю.Яковлева «Цветок хлеба».Обязательно надо рассказать о смысле названия, роли композиции (построения) в раскрытии идеи произведения.

И в «Рыцаре Васе» и в «Цветке хлеба» автор призывает быть внимательнее к людям. Люди хорошие не выпячивают свои достоинства вперёд. Они скромны, умны. Хороших людей вокруг нас много, но только надо уметь разглядеть их среди других людей.

Болтанка – похлёбка из муки или толокна, разведённая на воде или молоке.

А н к е т а.1) Употребляете ли вы в пищу хлеб?

2) Какой хлеб вы предпочитаете?

3) Как с ним поступают, если пришёл в негодность?

4) Как называли хлеб, поля с хлебными посевами раньше?

Сказка о хлебе.Человек должен бережно относиться к тому, что даёт природа, и понимать, что возможности земли не бесконечны. Они нуждаются в бережном отношении человека к ней, иначе рано или поздно человек должен будет заплатить слишком дорогую цену за величайшее благо, которое родит земля — хлеб.

Давным-давно это было. Был хлеб господином и властелином. Были у него его постоянные спутники и по­мощники: Солнце. Ветер и Вода Зорким дозором обходили они землю, следили за порядком на полях и пашнях. Однажды идут они по дороге и слышат, как рожь жалуется на свою долю,

- Бедная я, бедная. Несчастная я, несчастная. С таким трудом собирали одни люди мои колоски, в плохую погоду собрали все до зернышка. Да не сумели другие люди все вовремя на зерноток доставить, часть зерен рассыпали, часть в поле забыли.

Хлеб из муки испекли, вкусный, полезный, да и тот доесть не смогли, в пыль придорожную плохие люди выбросили. Это ли дело?

Рассердился Ветер и говорит Солнцу: «Что же это люди с хлебом делают? Кто им такое право дал? Кто позволил драгоценности на землю бросать?»

А Солнце ему и отвечает: «А ты, брат, не расстраивайся! Нашли-ка ты на людей суховей, а я жару поддам».

На том и порешили. И началась в той местности страшная жара: озёра и реки обмелели, рожь побелела. Забеспокоились люди, запричитали: «Урожай гибнет! Что делать? Как рожь спасти?!».

А дождя все не было. Все запасы зерна давно перевели на муку, хлеб испекли и съели. Все запасы муки за­кончились. А дождя нет.

Стали люди искать в запасах своих сухари, любой корочке были рады. Люди каялись, просили у солнца по­щады. Только теперь они поняли, как бездумно и зло жили.

И вот однажды людские слезы так заблестели на солнце, что оно не выдержало и сказало дождю: «Пошли на землю столько влаги, чтобы каждое зернышко могло напиться вдоволь, чтобы колос наполнился зерна­ми». А Ветру Солнце наказало: «Неси тучи бережно, не разбрасывай град, не заливай дождями ржаное поле. Я же сяду в своё тронное кресло и посмотрю, как люди работать будут».

Пошел дождь: теплый, урожайный, такой, какого давно не было в этом крае. Люди смеялись и пели песни, умывались дождевой водой и радовались тому, что земля сможет вволю напиться.

Долго ждали люди урожая: голодали, питались грибами да ягодами и с надеждой смотрели на житное поле. А оно было колосистым, красивым, на ветру казалось, что это не хлебная нива, а золотое море.

Однажды пришли люди на поле и поклялись, что больше никогда поле не будет на них в обиде, и ре­шили, что ни один колос не упадет в придорожную пыль, ни одно зернышко не потеряется по дороге на ток.

С тех пор они решили, что слова «жито» и «жизнь» — одного корня и быть им рядом вечно.

А солнце решило, что отныне оно сделает так, что любые лакомства на земле могут человеку надоесть, но только не хлеб. Наклонилось солнце к хлебной ниве и сказало: «Отныне и навеки быть тебе властели­ном над людьми. А кто дозволит себе забыть, кто такой есть хлеб, пусть в его жизни будут такие мину­ты, когда он пожалеть должен, что глумился над Хлебом. Отныне, Хлеб — ты — имя существительное в языке людей».

Это красивая сказка о хлебе. Но это и предупреждение людям о том, что хлеб требует уважения к себе, и никто не вправе разбрасывать то, что земля наша растит с таким трудом.

100-bal.ru

Book: Цветок хлеба

Юрий Яковлевич Яковлев

ЦВЕТОК ХЛЕБА

ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все, что было съедобным,- - щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники - вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников - настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики.

Они вошли в хату ночью. Их тяжелые шинели и сбитые сапоги были измазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. А на дворе шел дождь. Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

- Эй, хозяин, пойди-ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: "Хочу! Хочу!" Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

- Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.

...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

- Скоро наш хлеб зацветет, - говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветет хлеб. Появились колосья - глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.

Потом полоска стала соломенной.

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

- Отведай, внучок, моего коржа.

Какая-то скрытая пружина сработала внутри - руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.

Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало...

Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

- Отнеси этот корж деду, - сказала бабушка.

- Давай отнесу, - упавшим голосом сказал Коля.

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку. Все лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щек торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.

Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожженное место. Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. Но он терпел. Он прошел мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем - перед желобком, по которому текла вода. Пчелы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчелы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам.

- Хороший корж, - сказал дед.

- Хороший, - тут же согласился Коля.

- Без немцев и земля лучше родит! - Дед опустил руку с коржом. - Как там бабка-то? Ползает?

- Ползает, - вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

- Зачем медаль? - сказал он. - Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем - пусть бабка простирнет! - у Коли чтото дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед - он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку. Старый, наверное, и вкусато не чувствует.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

- Дед велел простирнуть!

- Как он там, не болеет? - насторожилась бабушка.

- Чего ему болеть-то? - сказал Коля. - Пасет себе пчел.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика.

Радостный огонек вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам... И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

Коля сполз со скамейки и пошел прочь... Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.

www.e-reading.mobi


Смотрите также