Открытое мероприятие "Чудо земли - хлеб". Чудо земли хлеб классный час


Классный час "Чудо земли - хлеб"

Открытый классный час «Чудо земли – хлеб»

Проведению этого классного часа предшествовала большая подготовительная работа: просмотр видеосюжетов о работе хлеборобо;, выращивании и уборке хлеба; конкурс рисунков на тему «Хлеб – всему голова»; состоялась беседа по тематической репродукций картин А.А. Пластова «Ужин трактористов», Т.Н. Яблонский»Хлеб», Е.Гордиец «Хлеб пекут», М.В. Данциг «Золото земли». Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме.

Оформление зала: выставка репродукций картин художников, а также детских рисунков, плакаты на доске «Чудо земли – хлеб», «Хлеб – Его Величество! Ему низко до земли кланяются в самые знойные дни лета».

Ход праздника

Начинается праздник с просмотра слайдов о выращивании хлеба, о работе сельских тружеников, хлебных изделиях. Звучит песня «Русское поле».

Учитель. Наш классный час мне хочется начать стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб – высок ,румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много – всяческих преград -

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит

И если ты не глух, ни слеп, цени народный, трудный хлеб.

Учитель. И первая страница нашего устного журнала – осенняя.

1ребенок. Земля остыла, улетели птицы,

Закончился осенний листопад.

Колючим холодом и первым снегом

Ноябрь уж укрывает голый сад.

Пруды замерзли, и слегка

Ледком подернулась река.

Дети исполняют песню «Осень пришла»

Учитель. Декломация – перекличка «Хвала тебе, хлеб!»

1реб. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

2реб. Золотой простор бескрайний -

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».(хором)

3реб. Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб»(хором)

4реб. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим «Хлеб»(хором)

5реб. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Дети исполняют песню «О хлебе»

1реб. Хлебное поле большое, как море -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

2реб. Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

3реб.Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда -

Это живая награда за труд.

4реб.Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный

Как первоклашка в школе.

5реб.Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит как художник

6реб.Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

7реб.Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной

Говорим мы «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

8реб.Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Учитель. А как хлеб к нам пришел?

1реб. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

Учитель. Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи. В одном из музеев словно бесценное сокровище храниться ломтик хлеба, которому 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда – то очень давно он попал в густой ил., со временем – окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!

1реб. Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода мать – земля

На целый год.

2реб. В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел.

3реб.Внем здоровье наша, сила,

В нем –чудесное тепло.

4реб. Много рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням , всем капризам погоды открыто зеленое поле. Святое дело вырастить хлеб. Разве можно нпйти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба.

Хором: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

1реб. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

2реб. То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

3реб. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

-Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук

Учитель. Следующая страница нашего журнала «Хлеб и война»

1реб. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба 125 грамм.

Учитель. Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб». Это слово - жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В музее истории Ленинграда храниться кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города .А людям нужно было выжить назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе.

Рассказ сопровождается слайдами.

Сказочная страница.

Сказка – ложь, да в ней намек.

1реб. Корочка хлеба, хлебная крошка,

Что это – много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью.

Когда он лежит в придорожной пыли.

Дети хором: «Бросил хлеб – обидел свет»

Учитель. А вот и сказка. (инсценировка)

Учитель. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала:

1реб.(мать) Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке.

Учитель. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко Инге стало своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зеленом подземелье у ядовитой старухи – Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать.

2реб.(Инге) Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне – подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Как – то раз эту историю услышала маленькая девочка.

3реб.(мал. девочка) Бедная, бедная Инге! – заплакала она. – Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенье и ей позволили вернуться на землю.

Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

В этот же миг луч света проник в зловонное подземелье и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом к маме. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

Песенная страница.

Есть хлеб – будет и песня.

Учитель. После работы в поле девушки водили хороводы, пели песни и частушки.

Хоровод «На горе – то калина»( поют и танцуют)

Частушки.

Мальчики. Эй, девчушки – хохотушки.

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

1дев. Мы в поселке живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем.

2дев. Прянички печатные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3дев. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем ,что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4дев. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5мальчик. Дождик, дождик поливай-

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Хором. Взором радостным объемлем

Даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

Инсценировка «Хлеб» ( по Г.Виеру)

Мальчик.—Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе «спасибо»!

Хлеб ---Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.--- Кланяюсь тебе я, пашня

За горячий хлеб домашний!

Пашня----Лучше б ты не поленился-

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.---Солнце, солнце, в небе синем

За горячий хлеб спасибо.

Солнце .----Ты б сынок не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.---Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе!

Дождик.—Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик.—Вам спасибо папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!

М+П.----И тебе спасибо тоже.

Ты у нас такой хороший.

Страничка фольклорная.

Учитель. А сколько пословиц придумал народ о хлебе.

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Хлеб всему….

Плох обед, коли…..

Хлеб на стол, так и стол…..

Пирог к миру и дружбе…..

Слово пирог образовалось от слова пир. Победила страна в бою против врага заклятого, царь –батюшка пир горой закатывал: кончились беды, ждет сытость и мир- покой, вот и пирог для всех. Это символ общности и дружбы.

Загадки о хлебе.

  1. И клокова-то, и ноздрева-то,

И мягко и ломко, а всех милей.

2. Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет.

3.Не море, а волнуется.

4.На соломине дом, сто ребяток в нем.

5.Вырос в поле колоском, на столе лежу куском.

6.Ходит дом ходуном на столбе золотом, окна позолочены, ставни заколочены.

Учитель. А кто для нас хлеб создает?

1реб. Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна:»За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора»

2реб. «Дадим!» - отвечают в цехах металлисты-

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Нам только руду подавайте сюда!»

3реб.Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог.

Для хлеба идет на гора уголек.

4реб.Для хлеба плотины на реках встают,

И краны и вышки до самого неба.

Хором. Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

,Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите

То помните, кто для вас хлеб создает:

Дети. Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. Народ.

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был честным. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека.

Вот и заканчивается наш праздник. Пожелаем всем любви и добра.

Дети исполняют песню «Закончился праздник»

А сейчас угостим всех вкусным пирогом, который испекла для вас бабушка Полины.

Используемая литература:

Журналы «Начальная школа», «Дошкольное воспитание»

infourok.ru

Открытое мероприятие "Чудо земли - хлеб"

Московское бюджетное общеобразовательное учреждение

Глуховская школа – интернат №2

Московской области, г.Ногинска.

Открытое мероприятие

«Чудо земли – Хлеб».

Воспитатель :Жайдарова Л.Е.

Цели занятия:

  • Учебные: Расширение представления детей о хлебных продуктах.

  • Воспитательные: Формирование уважительного отношения к хлебу.

  • Общеразвивающие: Развитие потребности в познавательной деятельности.

- познакомить с историей хлеба,

- формировать представление о том, как делают хлеб,

- воспитывать чувства бережного отношения к хлебу, любви к Родине, к людям труда,

- закрепить представление детей о значимости хлеба.

Материал и оборудование:

  1. Компьютер; презентация.

  2. Плакат со словами «Чудо земли - хлеб», рисунки, пословицы, кроссворд,

  3. Гербарий злаков;

  4. Выставка мучных и хлебных изделий;

  5. Выставка книг о хлебе и хлеборобах.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Мотивация познавательной деятельности.

3. Основная часть.

4. Ознакомление с новым материалом (Из истории происхождения хлеба).

5. Закрепление нового материала.

- Путь хлеба: от зернышка до каравая.

- Свойства хлеба.

- Правила обращения с хлебом.

- Пословицы о хлебе.

4.Заключительная часть.

Вид занятия: классный час с использованием компьютерных технологий.

Ход мероприятия.

Презентация песни «Поле , русское поле» , в исполнении Владимира Ивашова.

Воспитатель: Отгадайтете загадку

И пшеничный, и ржаной,

Пахнет он землёй родной.(Хлеб)

Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о ценном злаке, который имеет большое значение в жизни любого человека.

С вами пройдём путь от истока , когда хлеб появился и до наших дней.

Выступление уч-ся:

Вот хлеб-высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной,

Не забывай же никогда.

Никакого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно

А жатва, если зной или град?!

Их много-всяческих преград

- Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

“Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит”.

И если ты не глух, не слеп

Цени народный, трудный хлеб.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово! Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

В центр выходит девочка в русских народном костюме. Девочка держит хлеб - соль.

Читает стихотворение.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь ,отведать просим –

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук! (Вручает хлеб-соль гостям).

Воспитатель. С хлебом связано много обрядов. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; хлеб брали с собой, отправляясь свататься, везли хлеб вместе с приданым невесты. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Хлеб - очень ценный продукт. Он имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб?

Мальчик:- Было это давным-давно. Впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они знали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зёрнышки. Упадут они на землю возле дома - на этом месте растет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки - они оказались вкусными. Так они обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних зеницы, ржи, овса, ячменя.

Девочка: Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу Зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

С тех пор прошло много времени. Люди придумали огромное количество рецептов приготовления хлеба.

Игровой момент кроссворд.

1 горизонтали

3.Пасхальный хлеб.

5.Восточный хлеб.

8.Хлебобулочное изделие продолговатой формы.

9. Хлебобулочное изделие формы полумесяца.

11. Булочка из слоеного теста.

13. Жаренный в масле плоский пирожок из тонкого пресного теста с начинкой из бараньего фарша . 14.Род открытого пирога, пирожка с творожной начинкой

  1. ... всему голова!

17. Восточная лепешка с сыром

18. Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой

19.Большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты, каши

21. Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой.

22. Круглый, жаренный в кипящем жире пирожок

23. Маленькая тонкая и очень сухая баранка

По вертикали

1. Пшеничный хлеб

2. Кушанье - тонкая лепешка из теста с запеченными на ней под соусом кусочками мяса, сыра, овощей, грибов

4. Продолговатый или круглый пшеничный хлебец

6. Круглый открытый пирожок из ржаной муки

7. Традиционная немецкая рождественская выпечка

8. Большая толстая баранка из некрутого теста .

10. Фрацузский рогалик

12. Запеченное кушанье в виде батона с начинкой.

15. Австрийское мучное блюдо в виде рулета

18.Карельский пирожок

20.Пшеничный хлебец в виде кольца.

После игрового момента, входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. (в роли пекаря выступает ученик).

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес.

воспитатель: Узнали- кто эго?

Пекарь: Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь: Верно!

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб.

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

А какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина!

Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий! В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Посмотрите на картинки и узнайте

профессии людей, кто работает над выращиванием хлеба.(мукомол, комбайнер, пекарь, тракторист, водитель, агроном)

Пекарь: Святое дело- вырастить хлеб. Из одного зернышка можно получить примерно 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона хлеба требуется более десяти тысяч зерен. Это в несколько раз больше, чем в этом снопе.

-Как вы думаете, ребята, Много ли хлеба едят русские люди?

Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

  • Как вы думаете, 15 тонн это много или мало?

Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет. Воспитатель: Хлеб у всех народов - это вечный символ жизни, символ благополучия. С детских лет цените и берегите кусок хлеба как самое большое богатство на земле. К хлебу нужно относиться с большим уважением.

  • Не раз хлеб спасал людей в тяжёлые времена. В годы Великой Отечественной войны хлеб был основной пищей в блокадном Ленинграде. 900 дней и ночей длилась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В самые суровые дни блокады ленинградцы получали по 125 г. хлеба в сутки.(показываю этот кусочек)

Фильм 5-7 мин, «О хлебе в блокадном Ленинграде», но на столе на тарелочке я тоже положила кусочек хлеба , чтобы дети увидели норму воочию.

Пекарь: Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя .

Давайте рассмотрим: это опилки, сушёная крапива, лебеда. Посмотрите: 5 граммов муки.

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

«Дневник Тани Савичевой».(можно читать под музыку «Одинокий пастух», читают по абзацам сами дети).

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут... Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Вскоре в этом дневнике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.» Сестра, несмотря на сильное истощение, продолжала сдавать кровь для раненых и каждый день проходила семь километров до завода и обратно. 28 декабря Женя уже не смогла проделать этот путь. Она скончалась на руках у своей сестры Нины.

Не прошло и месяца, как в дневнике Тани Савичевой детским почерком были начертаны уже -другие строки под буквой «В»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня-1942 гл. Бабушка Евдокия постоянно недоедала, она не хотела объедать и без того голодных внуков. В январе ей стало совсем плохо. Врач

поставил диагноз — алиментарная дистрофия, предложил проехать в стационар. Но бабушка отказалась. Она понимала, что всё бессмысленно, и не хотела занимать койку в больнице, которая могла понадобиться раненым.

28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала. В этот раз Таня не записала в свой дневник ничего, девочка хотела верить, что сестра жива.

Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Но здесь надежды не было, Таня знала — он ушёл навсегда. Под буквой «Л» Таня карандашом написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.». Лёка, как и бабушка, скончался от голода и сильного истощения.

Следующая запись не заставила себя долго ждать: «Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим.

Дядя Лёша перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Родным оставалось только смотреть, как он угасает. Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» и спрятала ненавистный дневник. Но через три дня ей пришлось достать его снова. Через три дня появились последние четыре самых страшных надписи в маленькой записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой:

Под буквой «М» — «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня»...

Воспитатель: Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения. О хлебе автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем - спросил он, голосом усталым –

-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла.

Вот перед ним возник холодный город.

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод.

И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает, мать его, больная, ждет.

Торопится он к ней, замерзли ноги.

Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.

Куски считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери, ее кусок, несет.

В глазах ее он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.

Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук.

Мать закричала « Что, сынок, с тобою.

Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.

Старушка, что батон с земли берет.

Она стоит и нежными руками.

Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.

Бежит домой, там, мать больная, ждет.

Боль матери всем сердцем понимает.

И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидя г в нем ветераны.

Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.

Все сном прошло, остались только раны

От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь».

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

Всю боль души, молчаньем сохранив.

Воспитатель: А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку «Хлеб -святой», подготовленную учениками нашего класса:

Сценка «Хлеб-святой».

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Катюша:- Фу, какой плохой хлеб!.

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Бабушка:- Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен

Катюша: - А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю.

Бабушка:- Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка.

-Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять.

-Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Катюша: -Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.

Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

Воспитатель: Давайте сравним мальчиков из стих-я и сценки.. Чем они похожи?

А теперь послушаем стих-е -обращение к таким мальчикам:

Ученик:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал.

Молодцы, ребята...Я думаю, что вы никогда не станете играть хлебом, а тем более выбрасывать куски хлеба. Нам должно быть стыдно, когда недоеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так-с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

  1. Хлеб наш берегите!

  2. Хлебом не сорите!

  3. Хлеб наш уважайте!

  4. С хлебом не играйте!

  5. Хлеб выбрасывать нельзя!

  6. Берегите хлеб, друзья!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не

остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём м чудесное тепло

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, пекарь раздает детям булочки из своей корзины.

Учитель: Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба - гласит народная мудрость.

Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело - вырастить хлеб. Разве можно найти профессии, более нужные, более почётные, чем профессии людей, вырастивших эту святыню!?

СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!

СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!

СЛАВА ТЕМ, КТО ХЛЕБ РАСТИЛ,

НЕ ЖАЛЕЛ ТРУДОВ И СИЛ!

По окончании данного мероприятия провели чаепитие.

kopilkaurokov.ru

Классный час "Чудо Земли - хлеб!"

Внеклассное мероприятие для начальной школы

Цели и задачи:1. Привитие учащимися бережного отношения к хлебу.2. Воспитание уважения к труду хлеборобов.3. Воспитание любви к своей малой родине.

Оборудование и оформление:1. Плакаты: «Хлеб – всему голова!», «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»2. Выставка книг о хлебе.4. «Каравай» на рушнике, выставка хлебных изделий. Ход праздника:

Ведущий:1 ученик: Стоит пшеница на АлтаеСреди натруженных полей, И тает в хлебном океанеЗеленый парус тополей.Шумят хлеба…В страде горячейОни земле поклоны бьютЗа теплоту души алтайскойЗа доблесть, мужество и труд!…2 ученик: В степи, под этим синим небом,Мне хлеборобы как родня.Они Россию кормят хлебом,А это значит и меня...

3ученик ”Хлеб под столом,Брошенный прямо в пыль”Кто ж это совесть свою на столВыбросил как утиль?Если б увидел его, никогда бНе подал ему руки,Будто не знал онСколько труда вложено в эти куски!”Ведущий:

Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был спасением. “Блокадный хлеб, с слезою пополам, Кто ел его, о нем не забывает”. - ”1 2 5 граммов - блокадный хлеб - это нельзя назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу” Многие знают печальную историю 11- летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала её сиротой.

Слайд («Дневник» Тани Савичевой)

В дыму ленинградское небо,но горше смертных ранТяжелого хлеба,Блокадного хлеба.Сто двадцать пять грамм.

О. Берггольц

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду,

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут - пустяк.

Поломка эта- не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь, опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб –две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне – до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Враги ошиблись: Ленинград выжил.

Ученик: Видишь, друг, у хлеба свойство замечательное есть –

Проверяют им геройство,

Силу, мужество и честь.

Помни верные слова: «Хлеб всей жизни голова!»

Дороже и злата, и соболя

Он всем и всему голова

У хлеба значенье особое

Державные держит права.

И так повелось это исстари,

Изба - пирогами красна,

Хлеб - наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью во все времена.

Учитель:

Нет кажется человека, который бы пренебрегал хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь.

Стихотворение «Вот он, хлебушко душистый»

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе1

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил.

Вот он хлебушко душистый ,

С хрусткой корочкой витой

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нём.

Уплетай за обе щёки, Вырастай богатырём.

Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Чтецы:

Так повелось на моей земле

Из года в год, из рода в род- веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь по жнивью

И сыну, указав на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему

Как матери, как общей нашей доле».

Ты вырастишь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет

Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»

Учитель: (показывает на хлеб)

Вот он лежит перед вами во всех видах – от сухаря до каравая, лежит словно одушевлённый верой поколений в его огромную силу: пышущий солнечной земной энергией. А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень? Вы приходите в столовую, а хлеб уже на столе. Вы приходите домой, а хлеб уже ждёт вас. Хлеб – это первейший продукт человечества. Хлебом всегда гордились.

Особой славой на Руси пользовались калачи. У нашего хлеба долгая память, он не терпит неряшливости, плохого отношения к себе. Народная мудрость гласит: «Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба.»

СЦЕНКА Т. Голуб «Хлеб и Маша»

Автор: - Каждый день дочурку МашуУговаривала мама:Мама: - Доченька, не будь упряма:С хлебом ешь и суп и кашу.Автор: - Маша хныкала в ответ, Говорила громко: - “ нет!”Маше бабушка твердила:Бабушка: - В хлебе, внученька, вся сила!Съешь - ка сладкий пирожок.Или сдобный кренделек.Автор: - Маша мякишек щипала И под стол его швыряла.Долго хлеб молчал, крепился,Но однажды рассердился,Быстро с хлебницы скатился,Докатился до двери, крикнул Маше;Хлеб: - Отвори! От тебя я убегу! Больше жить так не могу!Маша: - Убегай!Автор: - Сказала Маша и открыла дверь.Маша: - Без тебя жизнь станет краше и спокойней мне, поверь!Автор: - Хлеб ушел, довольна МашаНе вернется он назад.Ест без хлеба Маша кашу,И котлету, и салат.Вместо хлеба на обед,Ей дают теперь конфет,Два денечка Маша елаА на третий присмирела,На четвертый - загрустила,А на пятый попросила;Маша: - Ой, бабулечка, дружочек,Дай мне к чаю кренделечек,Или сладкий пирожок,Или хлебушка кусок.Автор: - Машет бабушка рукой;Бабушка: - Маша, Маша, что с тобой?Неужели ты забыла,Как ты хлебу нагрубила?Не вернется он назад.Съешь-ка лучше шоколад.Автор: - Маша в слезыМаша: - Что мне делать?Я без хлеба похуделаЯ без хлеба не могуЗа прощеньем побегу.Автор: - Маша к хлебу прибежала,Умолять и плакать сталаМаша: - Хлеб, голубчик, не сердисьВ дом скорее воротисьБез тебя мне больше дня не прожить,прости меня!Автор: - Молвил хлебушко в ответ:Хлеб: - Я простил бы, спору нет,Но пшеничное зерно,Сможет ли простить оно?Автор: - Маша в поле прибежала,К хлебным зернышкам припала:Маша: - Зерна, злобы не держите,Глупую меня простите.Автор: - Зерна молвили в ответ:Колоски: - Мы простили б, спору нет,Вот простит ли только поле,-Материнское раздолье?Автор: - Маша полю поклонилась,Перед полем извинилась.Но услышала в ответ:Поле: - Я б простило, спору нет,Но простят ли хлеборобы?Урожаев мастера.I комбайнер: До зари встали, чтобы Стала нивушка щедра.Рук и силы не жалели,Мало спали наспех ели,Земле бережно пахали,Разрыхляли, удобряли,Дружно сеяли зерно.II комбайнер: А когда взошло оно,Как ребенка берегли,Выйти в колос помогли.А теперь вокруг пшеницаЗолотая колосится.III комбайнер: Нет ей ни конца, ни края,Будут, будут караваи,Булки, бублики и плюшки,И оладьи и ватрушки...Каждому достанутcя,Да и впрок останутся!Поле: - Только ты не забывай, что румяный каравайТравкой в поле не растет, нужен труд иНужен пот, целой армии людей. Маша, к нам беги скорей!Автор: - Прибежала Маша к людям, стала плакать и просить:Маша: - Больше я грубить не буду, Буду хлебом дорожить.Глупую меня простите,Хлеб, пожалуйста, верните. I Комбайнер: - Что ж, если так, то вот попробуйПышный, белый каравай,Но урок не забывай!Автор: - Поклонилась Маша людям.Пышный каравай на блюде,Словно солнце подняла, Наша Маша поняла:Маша: - Что пословица права:“Хлеб - всему он голова!”

ИЗРЕЧЕНИЯ И ПОСЛОВИЦЫ (на слайде)

«Хлеб – народное богатство»«Хлеб – выше золота и алмаза»«Быть выше хлеба человек не может. Пусть даже самый главный на земле…»«Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним надо на Вы.»

«Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.»« Будешь упорно трудиться – будет и хлеб в закромах водиться.»«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.»«Без хлеба нет песен.»

Дети объясняют смысл пословиц.

Михалков «Булка»

1уч-к Три паренька по переулку,Играя будто бы в футбол,Туда-сюда гоняли булкуИ забивали ее гол.2 уч-к Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул,И, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.3 уч-к Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открыто При всех ее поцеловал.4 уч-к Вы кто такой? - спросили дети,Забыв на время про футбол.1 уч-к Я-пекарь!-человек ответилИ с булкой медленно ушел.

2 уч-к И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

Ученик:

Даже не верится нам с тобою,

Что кто- то сорит чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Учитель: это стихотворение ещё раз напоминает нам о том, что хлеб – это бесценный дар, который дан человеку на всю жизнь.

Ученик:

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди!

Научитесь хлеб беречь».

Учитель: А теперь, ребята, давайте ответим на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в нашей жизни?

Загадки:

В мельницу льются зёрна рекой

Там они станут белой……(мукой)

Потеплей найдите место,

Поднялось быстрей чтоб…(тесто)

Нужна она в каши, нужна и в супы,

Десятки есть блюд из различной ..(крупы)

Не жалей, малыш, ты рублик –

Покупай горячий …(бублик)

Каждый день я спозаранку

С молоком жую…(баранку)

В наш магазин помчался антон,

С маком он купит свежий..(батон)

Только ступим за порог-

Чуем мамин мы…(пирог)

Жарят внукам бабушки

Вкусные ..(оладушки)

Отложил я все игрушки

Ем я с творогом..(ватрушки)

Даже Лондон и Берлин

Любят пышный русский..(блин)

Нужно нам поторопиться

Ведь на ужин будет..(пицца)

Обожаю с детских лет

Мамин маковый..(рулет)

Печка из сказки просит: «Дружок,

Съешь мой горячий ржаной…(пирожок)

Очень занятый народ

На ходу ест..(бутерброд)

Для тонюсеньких ребят лучшее леченье-

Всевозможнейших сортов вкусное..(печенье)

Продаются всевозможные

В той кондитерской….(пирожные)

Любим гостить у бабули в Тюмени:

Знатные лепит она нам…(пельмени)

Запасам семейным нанёс я урон:

За ужином съел я кило…(макарон)

Вещей съедобных тыща!

Всё вместе – это..(пища)

Учитель: много вложено труда, чтобы такие»вкусности» пришли к нам на стол.

Частушки

С трактористом я дружу,

Помогать ему хожу.

Тракторист ведёт машину,

А я рядышком сижу.

Каша, каша, простокваша,

Повариха утка наша.

Вместо каши на обед

Приготовила омлет.

Ведь обед нам не в обед

Если к супу хлеба нет

И не та на вкус картошка

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше

Гусь без хлеба ерунда,

Хлеб кормилец, пища наша,

Молодецкая еда.

На работе и в походе,

У народа хлеб в почёте,

С хлебом русский человек

Богатырь из века в век.

Все на поле брюкву полют,

Всем работа нравится,

Только Катя на кровати

До полдня валяется.

Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей.

Падает от слабости,

А любит только сладости.

Ем я кашу и сметану,

У меня силёнка есть.

Всё же драться я не стану.

Только ты ко мне не лезь.

Ученик:

Вот хлеб – высок, румян и свеж,

Его ты ежедневно ешь.

Орловский, рижский, заварной.

Пшеничный любишь и ржаной.

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух. Не слеп. Цени народный, трудный хлеб.

Учитель: Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения.

Это воздух. Земля, вода, солнце, жизнь. В одном ряду с ними стоит слово – хлеб. Это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия.

Дети:

Только снег сошёл в апреле, как поля зазеленели,

Мы говорим: «Хлеб!»

Золотой простор бескрайний –

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!»

Вот зерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!»

Ученица с караваем:

Если мы хотим кого- то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Наклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

infourok.ru

Классный час чудо земли — хлеб

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Журавлёвская средняяобщеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» -666751905 Классный час «Чудо земли – хлеб» 00 Классный час «Чудо земли – хлеб»

Подготовила и провела Черниюк Надежда Борисовна, учитель 3 класса

Журавлёвка – 2015 Тема: Чудо земли - хлеб Цели: формировать представление о том, как делают хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу; закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания. Оборудование: сухие колоски, картинки с изображением этапов выращивания хлеба, таблички с названием профессий. Ход мероприятия Учитель. Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова. (На доске открывается запись.) ХАЛВАЛАДОНЬ ЕЛЬБЕЛКА Учитель. Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (Хлеб.) Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий. Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб - очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит? Вот хлеб - высок, румян и свеж. Его ты ежедневно ешь: Орловский, рижский, заварной. Пшеничный любишь и ржаной. Не забывай же никогда, Какого стоило труда Поднять тугую целину Плугами в трудную весну. Удобрить землю под зерно, Чтоб в колос выбилось оно. А жатва, если дождь иль град?! Их много - всяческих преград – Преодолеть нам суждено. Запомни же как дважды два. Народной мудрости слова: «Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит». И если ты не глух, не слеп. Цени народный, трудный хлеб. Учитель. Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб» - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб - это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. Хвала тебе, хлеб! Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.) Золотой простор бескрайний - Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.) Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.) Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Наклоняясь, отведать просим: - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! (Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. На доску прикрепляются картинки с изображением названных этапов.)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Зернышко Облако, облако! Белое, хорошее, Подари нам, облако, капельку дождя, (Дети поднимают руки вверх.) Маленькое зернышко Нами в землю брошено, (Дети изображают сеятелей.) Маленькому зернышку Без воды нельзя. (Дети через стороны поднимают руки вверх.) ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ Учитель. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор. (На доске - таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)Задание. Собрать слово из звуков. Учитель четко проговаривает каждый звук в слове. Ученики произносят услышанное слово. а)[К-А-М-Б-А-Й-Н'-О-Р]. (Комбайнер.) б)[Ш-А-Ф'-0-Р].(Шофер.) в)[П'-Э-К-А-Р']. (Пекарь.) г)[М'-Э-Л'-Н'-И-К].(Мельник.) д)[АГ-Р-А-Н-О-М]. (Агроном.) Пословицы о хлебе Хлебушко - пирогу дедушка. Без печки холодно - без хлеба голодно. Не в пору и обед, если хлеба нет. Покуда есть хлеб да вода, все не беда. Нет хлеба - нет обеда. Не шуба греет, а хлеб. Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Много снегу - много хлеба. Хлеб всему голова. Хлеб в пути не в тягость. Загадки Вырос в поле колоском, На столе лежит куском. (Хлеб.) Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб.) Гребнем плугова подруга Чешет поле после плуга. (Борона.) Железный нос в землю врос, Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.) Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок. В землю теплую уйду, К солнцу колоском взойду. В нем тогда таких, как я, Будет целая семья. (Зерно.) Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Золотист он и усат, В ста карманах сто ребят. Ходит дом ходуном На стебле золотом. (Колос.) Учитель. Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки. Упадут они на землю возле дома - на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки - они оказались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом - пшеницы, ржи. Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки. (На доске открывается запись.) АДОВЬЛОСИЖЖОРД РАХАС (Вода, соль, дрожжи, сахар.) У ч и т е л ь. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, печенье и т. д.)Много труда вложено, чтобы хлеб « нам на стол пришел. Вырос в поле колосок, Из земли вбирая сок. Сжатый бережно рукой. Стал на мельнице мукой. Из муки той хлебопек Хлеба мягкого испек. Столько вложено в нем сил – А ты разок лишь откусил. Не кидайте хлеб, уважайте труд людей. СКОРОГОВОРКИ В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. Подведение итогов Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что...»

educontest.net

Разработка классного часа с презентацией "Хлеб

Классный час "Хлеб – чудо земли"

Цели:

  • Формировать представление о том, как делают хлеб;

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу;

  • Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.

Ход мероприятия

- Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова.

Халат, ладонь, ель, белка.

Слайд 1.

- Назовите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (Хлеб).

- Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий.

Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и “изобрели” его египтяне. Хлеб – очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Слайд 2.

- А знаете ли вы, откуда к нам на стол приходит хлеб?

Вот хлеб – высок, румян и свеж.Его ты ежедневно ешь:Орловский, рижский, заварной.Пшеничный любишь и ржаной.Не забывай же никогда,Какого стоило трудаПоднять тугую целинуПлугами в трудную весну.Удобрить землю под зерно,Чтоб в колос выбилось оно.А жатва, если дождь иль град?!Их много- всяческих преград –Преодолеть нам суждено,Запомни же как дважды два,Народной мудрости слова:“Кто хлебушком не дорожит,Тот мимо жизни пробежит”.И если ты не глуп, не слеп,Цени народный, трудный хлеб.

- Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека.

- В один ряд с этими словами можно поставить и слово “хлеб” - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Хлеб – это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Только снег сошел в апреле,Как поля зазеленели.Мы говорим: “Хлеб” (Хором)Золотой простор бескрайний –Там работают комбайны.Мы говорим: “Хлеб” (Хором)Вот зерно течет рекой,Чтобы сделаться мукой.Мы говорим: “Хлеб” (Хором)

- Назовите этапы выращивания и приготовления хлеба,

Откуда хлеб начал свое путешествие?

Слайд 3.

Поле, мукомольный завод, хлебзавод, магазин.

Вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.

Физкультминутка.

Зернышко.

Облако, облако!Белое хорошее,Подари нам, облако, капельку дождя,Маленькое зернышко нами в землю брошено,Маленькому зернышкуБез воды нельзя.

Знакомство с профессиями.

- А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на Слайд 4 на названия различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

(Артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, портной, мельник).

Шофер , Комбайнер, Пекарь, Мельник, Тракторист Слайд 5

Пословицы о хлебе.

Прочитайте пословицы и объясните их смысл:

Без печки холодно – без хлеба голодно.“Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит”.Хлеб всему голова.Нет хлеба – нет обеда.

Загадки.

Вырос в поле колоскомНа столе лежит куском.

(Хлеб).

Гребнем плугова подругаЧешет поле после плуга.

(Борона).

Железный нос в землю врос,Режет, копает, зеркалом сверкает.

(Плуг).

Ты не клюй меня, дружок,Голосистый петушок.В землю теплую уйду,К солнцу колоском взойдуВ нем тогда таких, как я,Будет целая семья.

(Зерно).

Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зернышки. Упадут они на землю возле дома – на этом вместе вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки- они оказались вкусными.

Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле дома. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом – пшеницы, ржи.

(Слайды 9,10,11).

Задание.

Прочитайте записи и узнайте, что добавляют в муку, чтобы получились сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.

Слайд 11.

- Что еще можно приготовить из муки? (Ответы детей).

Много труда вложено, чтобы хлеб нам на стол пришел.

Давайте вспомним Откуда к нам пришел ХЛЕБ (Ответы детей).

Слайды 12-18.

Не кидайте, уважайте труд людей.

Слайд 19.

Рефлексия.

- Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что…”

Слайд 20.

infourok.ru

Классный час : Беседа: "Чудо земли- хлеб!"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Беседа

«Чудо земли-хлеб»

Составила: Гридасова Любовь Валентиновна,

учитель начальных классов

Цель занятия:

- расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

- воспитывать бережное отношение к хлебу

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

Звучит песня «Русское поле» (слова И. Гофф, музыка Я. Френкеля)

Учитель: Отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый (хлеб).(Слайд 1)

Ребята! Сегодня наша беседа будет посвящена чуду,

чуду, взращенному и сотворенному руками человека,

чуду земли - хлебу.(Слайд 2)

- Какое коротенькое, но очень емкое слово «хлеб». Ведь хлеб занимает в жизни человека самое важное место. Как же люди узнали о хлебе?(Слайд 3)

Это было давно. Во времена каменного века.(слайд 4)

Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб».(Слайд 5)

Хлебу нет цены.

Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?(Слайды6- 14)

Дети: вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.

2. Чтение стихотворений обучающимися (Слайд 15)

1-й ученик: Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

2.В нем здоровье наше, сила

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

3.В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем..

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем !!

3. Беседа о профессиях людей, которые участвуют при создании хлеба.

Учитель: А сейчас мы узнаем о тех профессиях, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите: на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

На доску учитель прикрепляет таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер.

4. Конкурс «Продолжи пословицу»

Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам продолжить пословицы о хлебе.

infourok.ru

классный час 'Чудо земли - хлеб'

Открытый классный час «Чудо земли - хлеб»

Проведению этого классного часа предшествовала большая подготовительная работа: просмотр видеосюжетов о работе хлеборобо;, выращивании и уборке хлеба; конкурс рисунков на тему «Хлеб - всему голова»; состоялась беседа по тематической репродукций картин А.А. Пластова «Ужин трактористов», Т.Н. Яблонский»Хлеб», Е.Гордиец «Хлеб пекут», М.В. Данциг «Золото земли». Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме.

Оформление зала: выставка репродукций картин художников, а также детских рисунков, плакаты на доске «Чудо земли - хлеб», «Хлеб - Его Величество! Ему низко до земли кланяются в самые знойные дни лета».

Ход праздника

Начинается праздник с просмотра слайдов о выращивании хлеба, о работе сельских тружеников, хлебных изделиях. Звучит песня «Русское поле».

Учитель. Наш классный час мне хочется начать стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб - высок ,румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много - всяческих преград -

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит

И если ты не глух, ни слеп, цени народный, трудный хлеб.

Учитель. И первая страница нашего устного журнала - осенняя.

1ребенок. Земля остыла, улетели птицы,

Закончился осенний листопад.

Колючим холодом и первым снегом

Ноябрь уж укрывает голый сад.

Пруды замерзли, и слегка

Ледком подернулась река.

Дети исполняют песню «Осень пришла»

Учитель. Декломация - перекличка «Хвала тебе, хлеб!»

1реб. Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб» (хором)

2реб. Золотой простор бескрайний -

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».(хором)

3реб. Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб»(хором)

4реб. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим «Хлеб»(хором)

5реб. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Дети исполняют песню «О хлебе»

1реб. Хлебное поле большое, как море -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

2реб. Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

3реб.Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда -

Это живая награда за труд.

4реб.Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный

Как первоклашка в школе.

5реб.Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит как художник

6реб.Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

7реб.Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной

Говорим мы «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

8реб.Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Учитель. А как хлеб к нам пришел?

1реб. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

Учитель. Издавна кормит людей матушка - земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома - глядь на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва - ячменя, потом пшеницы и ржи. В одном из музеев словно бесценное сокровище храниться ломтик хлеба, которому 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда - то очень давно он попал в густой ил., со временем - окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!

1реб. Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода мать - земля

На целый год.

2реб. В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел.

3реб.Внем здоровье наша, сила,

В нем -чудесное тепло.

4реб. Много рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням , всем капризам погоды открыто зеленое поле. Святое дело вырастить хлеб. Разве можно нпйти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба.

Хором: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

1реб. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

2реб. То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

3реб. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

-Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук

Учитель. Следующая страница нашего журнала «Хлеб и война»

1реб. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба 125 грамм.

Учитель. Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб». Это слово - жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В музее истории Ленинграда храниться кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города .А людям нужно было выжить назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе.

Рассказ сопровождается слайдами.

Сказочная страница.

Сказка - ложь, да в ней намек.

1реб. Корочка хлеба, хлебная крошка,

Что это - много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью.

Когда он лежит в придорожной пыли.

Дети хором: «Бросил хлеб - обидел свет»

Учитель. А вот и сказка. (инсценировка)

Учитель. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала:

1реб.(мать) Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке.

Учитель. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко Инге стало своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зеленом подземелье у ядовитой старухи - Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать.

2реб.(Инге) Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Как - то раз эту историю услышала маленькая девочка.

3реб.(мал. девочка) Бедная, бедная Инге! - заплакала она. - Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенье и ей позволили вернуться на землю.

Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

В этот же миг луч света проник в зловонное подземелье и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом к маме. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

Песенная страница.

Есть хлеб - будет и песня.

Учитель. После работы в поле девушки водили хороводы, пели песни и частушки.

Хоровод «На горе - то калина»( поют и танцуют)

Частушки.

Мальчики. Эй, девчушки - хохотушки.

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

1дев. Мы в поселке живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем.

2дев. Прянички печатные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3дев. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем ,что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4дев. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5мальчик. Дождик, дождик поливай-

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Хором. Взором радостным объемлем

Даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

Инсценировка «Хлеб» ( по Г.Виеру)

Мальчик.-Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе «спасибо»!

Хлеб ---Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.--- Кланяюсь тебе я, пашня

За горячий хлеб домашний!

Пашня----Лучше б ты не поленился-

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.---Солнце, солнце, в небе синем

За горячий хлеб спасибо.

Солнце .----Ты б сынок не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.---Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе!

Дождик.-Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Мальчик.-Вам спасибо папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!

М+П.----И тебе спасибо тоже.

Ты у нас такой хороший.

Страничка фольклорная.

Учитель. А сколько пословиц придумал народ о хлебе.

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Хлеб всему….

Плох обед, коли…..

Хлеб на стол, так и стол…..

Пирог к миру и дружбе…..

Слово пирог образовалось от слова пир. Победила страна в бою против врага заклятого, царь -батюшка пир горой закатывал: кончились беды, ждет сытость и мир- покой, вот и пирог для всех. Это символ общности и дружбы.

Загадки о хлебе.

  1. И клокова-то, и ноздрева-то,

И мягко и ломко, а всех милей.

2. Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет.

3.Не море, а волнуется.

4.На соломине дом, сто ребяток в нем.

5.Вырос в поле колоском, на столе лежу куском.

6.Ходит дом ходуном на столбе золотом, окна позолочены, ставни заколочены.

Учитель. А кто для нас хлеб создает?

1реб. Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна:»За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора»

2реб. «Дадим!» - отвечают в цехах металлисты-

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Нам только руду подавайте сюда!»

3реб.Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог.

Для хлеба идет на гора уголек.

4реб.Для хлеба плотины на реках встают,

И краны и вышки до самого неба.

Хором. Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

,Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите

То помните, кто для вас хлеб создает:

Дети. Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. Народ.

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был честным. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Мама, хлеб, Родина - это одни из самых святых слов для человека.

Вот и заканчивается наш праздник. Пожелаем всем любви и добра.

Дети исполняют песню «Закончился праздник»

А сейчас угостим всех вкусным пирогом, который испекла для вас бабушка Полины.

Используемая литература:

Журналы «Начальная школа», «Дошкольное воспитание»

botana.cc


Смотрите также