Беседа «Как выращивают хлеб»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;
Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.
В-ль: Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:
Он сыплет в мельницу зерно. Ты назови скорей его. (Мельник.)
В-ль: Правильно, к нам в гости пожаловал Мельник, встречайте его.
Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Давайте посмотрим ее.
(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб.) Сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как люди выращивают хлеб сейчас и как выращивали хлеб раньше.
Хлеб наш верный друг, его имя надо произносить с любовью и теплотой.
Но очень редко кто задумывается, когда берет хлеб в руки, о том, сколько, же людей приложили свои руки, чтобы хлеб появился на нашем столе?
Пашут каждую веснуПодымают целинуСеют, жнут, ночей не спят . С детства знай как хлеб растят
Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеютСил для хлеба не жалеют.
- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. (трактор).
Кто ведет его ….. (Тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. (Картинка)
-Ребята, а кто знает. Как пахали землю раньше? (картинка)
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
Теперь можно начинать сеять!
Там, где тракторы прошли.
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже
До полночи с темнотой
Зерна сыпались как дождик
Точно дождик золотой.
Мельник: Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?
Дети: Потому что люди работали до поздна.
Теперь к трактору прикрепляют… сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна. (картинка)
В давние времена сеятель выходил в поле с лукошком, полным семенами, и в ручную равномерно кидал семена в землю. (картинка)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (картинка)
- Хлебное поле еще называют, словом Нива
-Так как же еще называют хлебное поле?
- Но вот зерна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины.
Хлеб созрел.В полях моторыПесню жатвы завели.В степь выводят комбайнерыПолевые корабли.
Так какие машины выходят в поле? А кто работает на комбайне (комбайнер).
- Что же делает комбайн? (жнет ) (картинка)
- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
-А кто знает, как убирали хлеб раньше?
Мельник (подытоживает ответы детей): Раньше крестьяне срезали хлеб вручную с помощью серпа и связывали его в снопы. Снопы с поля вывозили на телегах, запряженных лошадьми.
Дальше машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Вот на мельнице пшеница,Здесь такое с ней творится. В оборот её берут!В порошок её сотрут!
-А как же мололи муку раньше? (жернова)
Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так. (Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть ладонью о ладонь)Жернова быстрей вращай! Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).Получается мука!
-Стали зернышки мукою.
- Куда же потом?
Ответы детей (на хлебозавод).
- Правильно муку везут на хлебозавод.
А зачем ее туда везут?
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской.
Но прежде, чем замесить тесто нужно что-то добавить в закваску.
Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускаютДрожжи тесто раздували. воздух).Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)Разрастись и поднимись!Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)Тесто зрело и толстело – ох! Ох!Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)И весёлкой повзбивали.
Сейчас в нашей стране выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины.Ребята, а для чего нам нужен хлеб?
Хлеб – всему голова . Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали, какие работы выполняют на полях хлеборобы?
Что делает тракторист? Комбайнер? Водитель?
Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, жнут).
- Какие машины помогают хлеборобам?
Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)
- Как нужно относиться к хлебу? Ответы детей.
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»
«Хлеб надо всегда доедать»
«Хлеб нельзя бросать на пол»
Я надеюсь. Теперь ни один из вас не осмелится выбросить даже кусочек хлеба, да и другим ребятам объяснит, почему так делать не надо.
Хлеб валяться не имеет права
Потому, что если хлеб в пыли
Самая великая держава
Не поднимет крылья от земли.
infourok.ru
Беседа «Как выращивают хлеб»
Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.
Задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
• Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения.
• Активизировать словарь детей (колос, рожь, пшеница, комбайн, сеялка, элеватор).
• Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте:
Отгадать легко и просто
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный он и белый
А бывает и румяный.
Вкусней его на свете нет.
Дети: Это хлеб
Воспитатель: Да, верно, сегодня мы будем говорить о хлебе. Это самый главный продукт на каждом столе. А вот каким он бывает, вы мне расскажете.
Игра:«Какой бывает хлеб? »
Ответы детей: румяный, белый, свежий, душистый, черный, аппетитный, воздушный, витаминный…
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно - полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память и улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда ваши родители берут хлеб?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Давайте я расскажу вам, как он попал в магазин. Но сначала скажите мне, из чего делают хлеб?
Дети: Хлеб пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука? Из чего ее получают?
Дети: Из зерен пшеницы и ржи.
Воспитатель: Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Нужно сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб? Так вот, слушайте: сначала трактором землю вспашут, затем ее проборонят земляной расческой. Далее выезжает в поле трактор, к которому прицеплена специальная сеялка, куда засыпается зерно, которое равномерно высеивается в землю. Зерно прорастает и наступает время жатвы. Жать зерно выезжает комбайн, собирающий зерно к себе в бункер и высыпающий в машину, которая зерно увозит на элеватор, на мукомольный завод, где мелют его в муку. Из муки делают тесто, из теста пекут хлеб и развозят по магазинам, где мы его и покупаем. Вот так выращивается хлеб. Давайте повторим новые слова: сеялка, бункер, элеватор, комбайн.
Физкультминутка «Зернышко».
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
и росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю по картинкам составить рассказ о том, как выращивается хлеб.
Дети составляют рассказы.
Воспитатель: Скажите, чей рассказ был интереснее и почему? (ответы детей).
Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий? ».
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки.
Дети: Каравай, батон, печенье, торт, хлеб, сушки, ватрушки, крендельки. Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что я для вас приготовила ( на столе – разные виды хлебобулочных изделий).
Воспитатель: Я вам раздам картинки, а вы должны по этим картинкам объединить их в одно название (картинки с выпечкой, например, - батон)
Воспитатель: Вы все были очень внимательными. А что понравилось вам? О чем мы говорили сегодня? Какие новые слова вы узнали? (Ответы детей).
Сегодня занимались все хорошо, молодцы, я вами довольна. Спасибо вам.
nsportal.ru
Цель:Познакомить детей о труде хлеборобов; продолжать воспитыватьуважение к людям, выращивающим хлеб, воспитывать бережное отношение кхлебу.
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям содержание предыдущего занятия охлебе:
-Чтобы в каждом доме был хлеб, трудятся хлеборобы, мукомолы, пекарии люди многих других профессии. Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?
Выслушав ответы детей, воспитатель задает уточняющие вопросы. Затемрассказывает:
-Только что убрали комбайны хлеб, а на полях уже появились трактора.Пашут, боронят. Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе! Надворе - то осень! А затем, видно, пашут, чтобы набрала она за зиму и весну какможно больше талой воды.
Лежит земля под снегом, жддт весны, тепла, ждвт зерен.
Л колхозники зерно уже к посеву готовят: проветривают, просушивают,на всхожесть проверяют.
Механизаторы технику ремонтируют о обновляют: трактора, сеялки,комбайны.
И вот пришла весна. Опять вышли в поле трактора, (показывает картину,иллюстрации). Перепахали землю. Умные машины внесли удобрения, засеялиполя зерном. Стали хлеборобы первых восходов дожидаться.
Проклюнулись восходы тоненькими нежными травинками. Как уберечьэти росточки от неожиданных заморозков или внезапной жары, от ливней иветров, от вредных насекомых и болезней? Пока хлеб растет - ни секундысвободной нет у хлеборобов!
А начнет хлеб созревать - новые заботы: не сломались бы и обет, неполегли бы от ветров и бурь, не осыпалось бы зерно, не начало бы гнить!Послушайте , как говорится об этом в стихотворении:
Ты расти, расти, травинка.Наливайся сладким соком.Подымайся надо мноюСпелым колосом высоким!...
(Я. Дягутите Земля)
И вот пришло время жатвы. Жатва - это труд с утра до позднего вечера.Упустишь время, осыплется зерно, пропадет урожай, выращенный с такимитрудностями!
Жатва - это праздник! Вот почему спешат на приемные пункты машины скрасными флагами и плакатами, (показывает иллюстрации.) По радио ителевидению каждый день - репортаж с полей страны.
Как убирают хлеб, вы уже знаете. Расскажите об этом сами, а картины икартинки, которые вам потребуются, стоят перед вами.
Дети рассказывают о том, что комбайны скашивают и обмолачиваютхлеб, выгружают его в машины, другие машины увозят с полей валки соломы,зерно поступает на приемные пункты и т.д. Воспитатель продолжает разговор:
- Не успели убрать хлеб, а на поля уже вышли трактора. Пашут, боронят.Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе? На дворе - то осень!Вспомните, зачем пашут и боронят осенью. Да, чтобы мягкая, рыхлаявспаханная земля набрала побольше влаги. Некоторые пазя засевают ужеосенью, под зиму. Осенние восходы называют озимью. Вслушайтесь в этислова: озимь. озимые.
Интересно выглядит поле с озимью. Кругом все вянет, желтеет, засыхает,а поле со всходами стоит в яркой зелени. Об этом прекрасно сказалзамечательный русский поэт Александр Николаевич Плещеев:
Вянет и желтеетТравка на лугах.Только зеленеетОзимь на полях.
(Осенью)
Вот тебе и осень! Заставляет и пахать, и боронить, и сеять, и восходовдожидаться. (если есть возможность следует показать детям соответствующую иллюстрацию, картинку.)
- Осень, рыженькая осень!
Почему ты в платье старом?
- Как же быть ему не старым.Ведь я хлеб в нем убирала.
В крепкие снопы питала,И пахала,И косила.
(Я Райнис. Осень)
«В крепкие снопы вязала». Почему так сказано в стихотворении? -интересуется воспитатель. Объясняет, что раньше, когда не было техники, рожьи пшеницу жали в ручную серпами и вязали в снопы, (показывает картинку.)Это была очень трудная работа.
-Сейчас во многих колхозах и совхозах существует такая традиция, -рассказывает педагог. - прежде чем хлеб начнут косить, передовые работницысовхозов (старейшие колхозницы) жнут серпом рожь (пшеницу), увязывают всноп и дарят его гостям или лучшей бригаде комбайнеров.
Заканчивает беседу воспитатель так:
- Богатая у нас страна, дети! Богатые урожаи выращивают нашихлеборобы!» Честь им и слава! А вы, дошкольники, должны научится беречьхлеб и уважать труд хлеборобов.
Автор: Рамазанова Зульфия Ильясовнаpedportal.net
Беседа с детьми «Как выращивают хлеб»
Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Отгадать легко и просто
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный он и белый
А бывает и румяный.
Вкусней его на свете нет, что это…
Дети: Хлеб
Воспитатель: Верно, мы будем говорить о хлебе. Это - наиглавнейший продукт. Каким он бывает.
Дети: белый, черный, свежий, румяный, душистый, воздушный
Воспитатель: Хлеб обязательно полезный и вкусный. В нем содержится витамин В, который улучшает память и помогает пищеварению. Ребята, а где можно взять хлеб?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Давайте я расскажу вам, из чего делают хлеб?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А что такое мука? Из чего ее получают?
Дети: Из зерен пшеницы и ржи.
Воспитатель: Правильно, из зерен пшеницы - пшеничную муку, а из зерен ржи - ржаную. Для этого нужно много потрудиться. Хотите узнать, как в наше время сеют и выращивают хлеб? (дети смотрят видео).
Воспитатель: Вспомним, что мы видели?
Дети: Сначала трактором пашет землю, потом сеют зерна, зерно прорастает, урожай собирают. Делают муку, из муки пекут хлеб.
Физкультминутка «Зернышко»
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
и росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Вот картинки и я предлагаю по ним составить рассказ о том, как выращивается хлеб.
Дети выполнят задание и составляют рассказы.
Воспитатель: Молодцы, а чей рассказ был интереснее и понравился больше остальных и почему? (ответы детей).
Игра: «Кто больше назовет хлебных изделий?».
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, а вы будете называть изделие из муки.
Дети: Каравай, батон, печенье, торт, хлеб, сушки, ватрушки, крендельки. Воспитатель: Вы все были молодцы. О чем мы говорили? Какие нового вы узнали? (Ответы детей).
nsportal.ru
Как наши предки выращивали хлеб
Цель: формирование знаний детей об истории ведущей отрасли растениеводство. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз.
Слайд-1
Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков.При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.Слайд 2- сев
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
Слайд -3. ХЛЕБ РАСТЕТ
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
Слайд-4. ЖАТВА
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».
Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.
Слайд-5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы.
Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.
А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.
Слайд-6. НА МЕЛЬНИЦЕ
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.
С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы.
Слад- 7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.
Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».
На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.
Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.
Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.
Слайд-8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.
Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.
nsportal.ru
Цель:Познакомить детей о труде хлеборобов; продолжать воспитыватьуважение к людям, выращивающим хлеб, воспитывать бережное отношение кхлебу.
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям содержание предыдущего занятия охлебе:
-Чтобы в каждом доме был хлеб, трудятся хлеборобы, мукомолы, пекарии люди многих других профессии. Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?
Выслушав ответы детей, воспитатель задает уточняющие вопросы. Затемрассказывает:
-Только что убрали комбайны хлеб, а на полях уже появились трактора.Пашут, боронят. Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе! Надворе - то осень! А затем, видно, пашут, чтобы набрала она за зиму и весну какможно больше талой воды.
Лежит земля под снегом, жддт весны, тепла, ждвт зерен.
Л колхозники зерно уже к посеву готовят: проветривают, просушивают,на всхожесть проверяют.
Механизаторы технику ремонтируют о обновляют: трактора, сеялки,комбайны.
И вот пришла весна. Опять вышли в поле трактора, (показывает картину,иллюстрации). Перепахали землю. Умные машины внесли удобрения, засеялиполя зерном. Стали хлеборобы первых восходов дожидаться.
Проклюнулись восходы тоненькими нежными травинками. Как уберечьэти росточки от неожиданных заморозков или внезапной жары, от ливней иветров, от вредных насекомых и болезней? Пока хлеб растет - ни секундысвободной нет у хлеборобов!
А начнет хлеб созревать - новые заботы: не сломались бы и обет, неполегли бы от ветров и бурь, не осыпалось бы зерно, не начало бы гнить!Послушайте , как говорится об этом в стихотворении:
Ты расти, расти, травинка.Наливайся сладким соком.Подымайся надо мноюСпелым колосом высоким!...
(Я. Дягутите Земля)
И вот пришло время жатвы. Жатва - это труд с утра до позднего вечера.Упустишь время, осыплется зерно, пропадет урожай, выращенный с такимитрудностями!
Жатва - это праздник! Вот почему спешат на приемные пункты машины скрасными флагами и плакатами, (показывает иллюстрации.) По радио ителевидению каждый день - репортаж с полей страны.
Как убирают хлеб, вы уже знаете. Расскажите об этом сами, а картины икартинки, которые вам потребуются, стоят перед вами.
Дети рассказывают о том, что комбайны скашивают и обмолачиваютхлеб, выгружают его в машины, другие машины увозят с полей валки соломы,зерно поступает на приемные пункты и т.д. Воспитатель продолжает разговор:
- Не успели убрать хлеб, а на поля уже вышли трактора. Пашут, боронят.Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе? На дворе - то осень!Вспомните, зачем пашут и боронят осенью. Да, чтобы мягкая, рыхлаявспаханная земля набрала побольше влаги. Некоторые пазя засевают ужеосенью, под зиму. Осенние восходы называют озимью. Вслушайтесь в этислова: озимь. озимые.
Интересно выглядит поле с озимью. Кругом все вянет, желтеет, засыхает,а поле со всходами стоит в яркой зелени. Об этом прекрасно сказалзамечательный русский поэт Александр Николаевич Плещеев:
Вянет и желтеетТравка на лугах.Только зеленеетОзимь на полях.
(Осенью)
Вот тебе и осень! Заставляет и пахать, и боронить, и сеять, и восходовдожидаться. (если есть возможность следует показать детям соответствующую иллюстрацию, картинку.)
- Осень, рыженькая осень!
Почему ты в платье старом?
- Как же быть ему не старым.Ведь я хлеб в нем убирала.
В крепкие снопы питала,И пахала,И косила.
(Я Райнис. Осень)
«В крепкие снопы вязала». Почему так сказано в стихотворении? -интересуется воспитатель. Объясняет, что раньше, когда не было техники, рожьи пшеницу жали в ручную серпами и вязали в снопы, (показывает картинку.)Это была очень трудная работа.
-Сейчас во многих колхозах и совхозах существует такая традиция, -рассказывает педагог. - прежде чем хлеб начнут косить, передовые работницысовхозов (старейшие колхозницы) жнут серпом рожь (пшеницу), увязывают всноп и дарят его гостям или лучшей бригаде комбайнеров.
Заканчивает беседу воспитатель так:
- Богатая у нас страна, дети! Богатые урожаи выращивают нашихлеборобы!» Честь им и слава! А вы, дошкольники, должны научится беречьхлеб и уважать труд хлеборобов.
nsportal.ru
Беседа «Как выращивают хлеб»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;
Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.
В-ль: Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:
Он сыплет в мельницу зерно. Ты назови скорей его. (Мельник.)
В-ль: Правильно, к нам в гости пожаловал Мельник, встречайте его.
Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Давайте посмотрим ее.
(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб.) Сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как люди выращивают хлеб сейчас и как выращивали хлеб раньше.
Хлеб наш верный друг, его имя надо произносить с любовью и теплотой.
Но очень редко кто задумывается, когда берет хлеб в руки, о том, сколько, же людей приложили свои руки, чтобы хлеб появился на нашем столе?
Пашут каждую веснуПодымают целинуСеют, жнут, ночей не спят . С детства знай как хлеб растят
Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеютСил для хлеба не жалеют.
- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. (трактор).
Кто ведет его ….. (Тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. (Картинка)
-Ребята, а кто знает. Как пахали землю раньше? (картинка)
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
Теперь можно начинать сеять!
Там, где тракторы прошли.
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже
До полночи с темнотой
Зерна сыпались как дождик
Точно дождик золотой.
Мельник: Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?
Дети: Потому что люди работали до поздна.
Теперь к трактору прикрепляют… сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна. (картинка)
В давние времена сеятель выходил в поле с лукошком, полным семенами, и в ручную равномерно кидал семена в землю. (картинка)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (картинка)
- Хлебное поле еще называют, словом Нива
-Так как же еще называют хлебное поле?
- Но вот зерна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины.
Хлеб созрел.В полях моторыПесню жатвы завели.В степь выводят комбайнерыПолевые корабли.
Так какие машины выходят в поле? А кто работает на комбайне (комбайнер).
- Что же делает комбайн? (жнет ) (картинка)
- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
-А кто знает, как убирали хлеб раньше?
Мельник (подытоживает ответы детей): Раньше крестьяне срезали хлеб вручную с помощью серпа и связывали его в снопы. Снопы с поля вывозили на телегах, запряженных лошадьми.
Дальше машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Вот на мельнице пшеница,Здесь такое с ней творится. В оборот её берут!В порошок её сотрут!
-А как же мололи муку раньше? (жернова)
Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так. (Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть ладонью о ладонь)Жернова быстрей вращай! Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).Получается мука!
-Стали зернышки мукою.
- Куда же потом?
Ответы детей (на хлебозавод).
- Правильно муку везут на хлебозавод.
А зачем ее туда везут?
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской.
Но прежде, чем замесить тесто нужно что-то добавить в закваску.
Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускаютДрожжи тесто раздували. воздух).Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)Разрастись и поднимись!Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)Тесто зрело и толстело – ох! Ох!Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)И весёлкой повзбивали.
- Какое пышное тесто у нас получилось!
Сейчас в нашей стране выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины.Ребята, а для чего нам нужен хлеб?
Хлеб – всему голова . Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали, какие работы выполняют на полях хлеборобы?
Что делает тракторист? Комбайнер? Водитель?
Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, жнут).
- Какие машины помогают хлеборобам?
Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)
- Как нужно относиться к хлебу? Ответы детей.
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»
«Хлеб надо всегда доедать»
«Хлеб нельзя бросать на пол»
Я надеюсь. Теперь ни один из вас не осмелится выбросить даже кусочек хлеба, да и другим ребятам объяснит, почему так делать не надо.
Хлеб валяться не имеет права
Потому, что если хлеб в пыли
Самая великая держава
Не поднимет крылья от земли.
infourok.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»