Урок литературы "Герои, проблематика сказки-были К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»". Анализ произведения теплый хлеб
Технологическая карта и самоанализ урока по литературному чтению по произведению К.Паустовског "Тёплый хлеб""
Технологическая карта урока по теме: «Анализ произведения К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» (3класс)
Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач
Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий
Оборудование: презентация, карты самооценки, клок баддис, записи и рисунки на доске, секундомер, жетоны, карточки с названием героев, выставка рисунков
Технологическая карта урока
1 этап. Организационный момент. Формулировка темы и целей урокаЦель этапа: рефлексия, активизация учащихся
Формируемые УУД: ученик планирует необходимые действия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Поприветствуем наших гостей!
- Над каким произведением мы работаем?
- Это и есть тема нашего урока, только ещё добавится слово «анализ» (0ткрывается тема урока)
-Исходя из темы, сформулируйте цели урока.
- Прочитайте про себя цели урока (на слайде)
Дети встают из-за парт
- Сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Дети формулируют цели урока
2 этап. Закрепление знаний и способов действий
Цель этапа: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки
Формируемые УУД: Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1)Знакомство с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского (информацию см. приложение1)
ОЦЕНИВАНИЕ
-Вам, ученикам он обращает такие слова: «Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд. Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от липы или клевер от подорожника.
Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные её пласты отмирают, и в конце концов равнодушный человек остаётся наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием.»
- Что вы узнали о жизни и творчестве К.Г. Паустовского?
-Каким он был человеком?
-К чему призывал писатель?
-Итак, К.Г.Паустовский с большим вниманием, любовью и мастерством описывал жизнь. Давайте сегодня на уроке постараемся прочитать отрывки из сказки «Тёплый хлеб» не торопясь, как бы напиваясь родниковой водой прекрасной русской речи.
2)Работа над выразительным чтением. Анализ содержания.
-Напомните домашнее задание.
-Предлагаю вам прослушать образец выразительного чтения другого отрывка. Подумайте, как удаётся артистке передать суть происходящего.
-Кто такие христорадники?
-Когда происходит действие сказки?
-Прочитайте по ролям отрывок «Разговор бабки с Филькой». Как прозвучат в нём голоса героев?
Автор- Гилязова, Багавиева
Филька-Колотов, Ахмитзянов
Бабка- Данилова, Лукманова
Старый солдат- Слюняев, Симонов
Злой мужик- Петров, Камалиев
ОЦЕНИВАНИЕ
(беглость, правильность, выразительность)
-Кто такой камердинер?
Какие аналогии проводит автор в тексте, чьи поступки похожи?
-В чём острота, сложность ситуации?
3)Клок баддис (друзья по часам)
Вопросы на экране:
-Филькина бабушка сказала, что злой мужик умер от «охлаждения сердца». Как ты понимаешь эти слова? Почему она не сказала просто, что он замёрз?
-Почему плакал Филька, когда пришёл к Панкрату? Выбери подходящее объяснение: испугался за себя, страшно за судьбу людей, стыдно перед людьми, замёрз, жалко лошадь. А может быть есть другие причины?
ОЦЕНИВАНИЕ (пары, давшие удачные ответы получают жетоны)
4)Анализ содержания 2 и 3 частей и главной мысли сказки.
Главное:
- Какое спасение от стужи изобрёл Филька?
-Отчего мельница заработала?
ОЦЕНИВАНИЕ (ребята, чьи вопросы наиболее сложны и интересны, получают жетоны)
Рассматривание устройства мельницы по иллюстрации к сказке на экране
5)Рассуждение о полноте человеческого счастья
Пересказ эпизода о тёплом хлебе.
Выборочное чтение отрывка к иллюстрации на экране (как женщины пекли хлеб)
6)Работа над идеей сказки
- Чему учит эта сказка?
- Послушайте слова русского писателя А.И.Солженицина о раскаянии: «Раскаяние- есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперёд, не к новой ненависти, а к согласию.»
7) Выборочное чтение при решении проблемного вопроса.
- Назовите героев сказки.
- Вы назвали почти всех героев, но одного все же забыли, причём самого главного. Для того, чтобы выяснить кто же это, давайте поработаем с текстом.
Паустовский в своих произведениях много внимания уделяет описанию природы. Давайте посмотрим, как природа помогает передать отношение автора к происходящему.
Выберите и прочитайте отрывки в которых показано как меняется погода:
А) до проступка Фильки
-Какое чувство вызывает у вас такое описание природы?
В) После проступка
- Как реагирует природа на поступки героя?
В) Как погода изменилась к ночи?
Г) И, наконец, когда Филька раскаялся в содеянном, когда люди объединились, чтобы справиться с бедой
- Сделайте вывод.
Выступления детей по теме (индивидуальное задание)
Ответы на вопросы
( Тезисы: активная гражданская позиция;
Любознательность;
Любовь к нашей земле и народу;
Талант наблюдателя и рассказчика)
-Выразительное чтение отрывка из первой главы, составление вопросов ко второй и третьей главам
Прослушивание аудиозаписи отрывка из первой части- «Обида». Ответ на поставленные вопросы.
Анализ характеров героев, их поведения в разных ситуациях
Проводят аналогии:
Филька- Злой мужик
Старый солдат-Раненый конь
Работа в парах при ответе на вопросы. Динамическая пауза под музыку
(начинает говорить тот, кто выше ростом; у кого больше пуговиц на одежде)
Ученики задают друг другу вопросы, приготовленные дома.
Выборочное чтение
- Сказка учит хорошо относиться к людям, послужившим Родине.
- Если ты совершил нехороший поступок- можно исправить свою вину.
- В сложной ситуации, в беде нужно объединяться и всем миром справляться с нею.
Ребята называют героев: Филька Ну тебя, бабка, Панкрат, старый солдат, злой мужик, сорока, ребята, раненый конь
Обучающиеся читают отрывки
(Описано с юмором, мягко, радостно, умиротворённо)
(Она выражает гнев, негодование)
(Равнодушие, оставленность, природа как бы отступила от людей, ей стали безразличны их беды. «Воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота- жгучая и ясная…»
(Природа как любящая мать была отходчива на гнев. Едва дитя раскаялось, она снова заключает его в объятья. И снова присущий Паустовскому юмор: «В воздухе запахло весной и навозом»)
Вывод: природа в сказке «Тёплый хлеб» выступает как один из главных героев. Она то наказывает, то милует, реагирует на поступки людей и даже подчиняется животным
3 этап: Рефлексия, самооценка
Цель: учить обучающихся анализировать свои поступки, оценивать свою работу на уроке
Формируемые УУД: учащийся умеет оценивать свои поступки с точки зрения нравственности, умеет ставить себе оценку за проделанную работу.
- Это произведение ещё и о долге. Какой долг не захотел выполнить Филька Ну тебя?
- Какой долг есть у каждого из вас?
- За урок многие уже получили оценки. Те, кто набрал 2 и больше жетонов сдадут мне их, вложив в дневники, и также получал хорошие отметки.
Но ещё я бы хотела, чтобы вы сами оценили себя. Для этого воспользуйтесь картами самооценки.
Домашнее задание снова будет на выбор: с.11 задание 5- озаглавить все части сказки К.Г.Паустовского и подготовиться к структуре Плейсмэт консенсус
Или с.12 задание 6- написать свою историю о том, как кто-то совершил ошибку, а затем исправился
- Спасибо за работу!
- Долг перед ветераном
- Перед ветеранами, родителями, перед своей семьёй, перед Родиной
Ученики заполняют карты самооценки
Просматривают домашнее задание
Встают с мест.
Приложение 1
Знакомство с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статиста. Затем семья перебралась в Киев и будущий писатель учился здесь в 1 классической гимназии. Вот что он вспоминает о том времени: «Моей любимой наукой была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны! Я знал, что тогдашняя наша скудная неустроенная жизнь не даст мне возможности увидеть их. Моя мечта была явно несбыточной! Но от этого она не умирала. Моё состояние можно было определить двумя словами – восхищение и тоска. Восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его.»
Константин Георгиевич Паустовский окончил Московский университет. В начале первой мировой войны, он работал санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах, а затем в полевом санитарном отряде. «В отряде из попавшегося мне засаленного отрывка газеты, - вспоминает писатель- я узнал, что в один и тот же день убиты на разных фронтах оба мои брата. Я вернулся к матери, чтобы поддержать её в горе. Она в то время жила в Москве. В Москве меня застала Февральская, а затем Великая Октябрьская революция. Я начал работать журналистом.
Желание всё знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей, вылилось у меня в мечту о некоей необыкновенной профессии. Она должна была быть связана с этой кипучей жизнью.
Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира. Оно было независимым, мужественным и благородным делом.
Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и закончится.
Константин Георгиевич Паустовский очень много путешествовал. За годы своей писательской жизни он был на Кольском путешествовал вокруг Европы.
Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом на Южном фронте и также изъездил множество мест. «Но самым плодотворным и счастливым для меня, – вспоминал писатель – было знакомство со средней полосой России.
Так иногда бывает- увидишь какую-нибудь полевую дорогу или деревушку на косогоре и вдруг вспомнишь, что уже видел её когда-то давно, может быть даже во сне, но полюбил всем сердцем. Так же случилось и у меня со Средней Россией. Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил её как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки.
С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.»
Самоанализ
Сегодняшний урок по теме К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб», относится к разделу «О совести и долге» в курсе литературного чтения, 3 класса.
Тема урока является актуальной, соответствует программе, а также учитывает возрастные особенности учащихся. Содержание данного урока работает на дальнейшее использование освоенного материала не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное содержание произведения, выразительные средства языка; умение работать с текстом, при выполнении заданий; составлять план произведения; 3) воспитывать уважение к ветеранам войн, милосердие к инвалидам, больным и пр. ; дать понятие о раскаянии и исправлении своих ошибок; о пользе взаимовыручки
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет оценивать прочитанное с точки зрения нравственности
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебных задач
Тип урока: урок по закреплению знаний и способов действий
Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, фронтальная, групповая
При организации урока использованы следующие методы:
Обучения: проблемный, структуры развития критического мышления Клок баддис, Плейсмэт консенсус, словесные: беседа, рассказ, выразительное и выборочное чтение, наглядные: использование презентации, карточек со словами, записей на доске
Учения: исследовательский, практический
Преподавания: стимулирующий, побуждающий
При проведении урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:
- личностно-ориентированный подход в обучении;
- развитие критического мышления;
- формирование у учащихся умения учиться, планировать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
На уроке использовались электронные образовательные ресурсы.
Готовясь к уроку я старалась за многообразием форм и методов, цифровых ресурсов не потерять главного. А главной на данном уроке считаю воспитательное содержание сказки, наблюдение за литературным талантом писателя.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Для каждого была создана ситуация сотрудничества, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебный материал работал на обогащение жизненного опыта учеников
Произведение довольно сложное, многоплановое. Всего охватить на одном уроке не возможно. Меня порадовало…
В целом планируемые результаты урока достигнуты, поставленные цели
infourok.ru
Проект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб"
Администрация Кстовского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
ПРОЕКТ УРОКА
Литературное чтение 3 класс
( Л.А. Ефросинина)
Тема: « Теплый хлеб» К.Г. Паустовский
ВЫПОЛНИЛА:
Шуваева Антонина Ивановна
Учитель начальных классов
г. Кстово, 2015г.
Цель: Формировать читательские компетенции школьника.
Задачи:
Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского.
Учить объяснять, анализировать поступки героев с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков, учить строить высказывания о своем отношении к герою.
Продолжить работу над пониманием идеи сказки -торжество любви, добра над злом.
Учить творческому пересказу от лица героев.
Развивать навыки работы с текстом, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
Развивать умение делить текст на смысловые части, составлять план, делить текст на композиционные части.
Развивать память, внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, закрепить понятия «эпитет», «олицетворение» и др.
Развивать творческую фантазию, воображение, способность к ассоциативному мышлению.
Развивать умение работать в группе, оценивать свою работу и работу товарища.
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, любовь к животным.
Планируемый результат обучения, формирование УУД.
Личностные УУД
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение ;
Учиться составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую, моделировать;
Творческий пересказ от лица героя.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Структура урока.
1. Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке. Актуализация знаний.
1. Прием – прогнозирование.
2. Формулирование темы и цели урока.
3. Постановка учебной задачи.
2. Работа с текстом во время чтения. Анализ сюжета, композиции произведения.
1. Повторное выборочное чтение с комментированием, диалог с автором.
2. Словарная работа (выделение ключевых слов)
3. Составление характеристики героя.
4. Анализ сюжета, композиции произведения.
5. Игра «Верно-неверно»
6.Самостоятельная работа (работа в тетради). Работа в группах.
3. Работа с текстом после чтения
1. Обобщающая беседа.
2. Работа с пословицами
3. Творческая работа
4. Итог урока. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Оборудование.
Презентация.
Выставка книг с произведениями К.Г.Паустовского
Портрет писателя.
Модели
Карточки для работы в группах
Учебная хрестоматия «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина Л.А.Ефросинина, 3 класс, Москва, Вентана-Граф 2013г
Рабочая тетрадь «Литературное чтение» (часть 2) Л.А.Ефросинина, 3 класс, Москва, Вентана-Граф 2013г
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке.
Актуализация
знаний.
Работа с текстом до чтения
1. Прием – прогнозирование.
2. Формулирование темы и цели урока
Сегодня на уроке литературного чтения мы, как всегда, будем продолжать рассуждать над произведением, анализировать, помня о том, что «Читать, не рассуждая, что есть, не пережёвывая» (пословица)
Рассмотрите выставку книг.
Произведения какого автора здесь представлены? Какие произведения К.Г Паустовского вы уже читали? Что вы можете рассказать об этом писателе?
Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество К.Г Паустовского, остановим наше внимание на его замечательном произведении «Теплый хлеб», которое вы читали дома.
Какая модель соответствует этому произведению? (даны несколько моделей) Почему вы так думаете?
Верно. Это сказка о взаимоотношении человека с природой.
Снова внимательно прочитаем название сказки «Теплый хлеб». Но ведь хлеб может быть не только теплым. Он может быть…. Каким?
Все эти слова помогают нам понять, о каком хлебе идет речь. Мы называем эти слова..
А если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили. Значит, перед нами не просто определение, а художественное определение – яркое, выразительное, нужное только в этом случае. Такое определение называют…
Что же хотел сказать нам автор, назвав сказку «Теплый хлеб»? Вы хотите узнать? Мы проведем «диалог с автором» через текст и попробуем в этом разобраться.
Ученики: Рассматривают выставку книгу, строят высказывания о уже прочитанных книгах, о писателе, определяют тему урока.
Определяют «границы» своих знаний по данному вопросу.
вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.
Дети находят модель этой сказки и доказывают правильность своего выбора.
Белым-ржаным
Мягким-черствым
Вкусным, добрым и др.
Определениями
..Эпитетом.
Личностные УУД: смыслообразование,развитие мотивов учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Прогнозирование
Моделирование
К.Г.Паустовский
«Тёплый хлеб»
Работа с текстом во время чтения.
Анализ сюжета, композиции произведения
1. Повторное выборочное чтение с комментированием, диалог с автором.
2. Словарная работа (выделение ключевых слов)
3. Характеристика героя (его внешность,речь,поступки, мироощущение, мотивации)
4.Анализ сюжета, композиции произведения.
Работа над ключевой сценой.
Назовите персонажей этой сказки
Вспомните, как раненый конь оказался в деревне? Зачитайте этот отрывок.
Что ещё вы узнали из этого отрывка?
Абзац, из которого мы узнали о времени и месте действия, это…
Вступление.
Как относились к коню местные жители? Почему? Подтвердите словами текста.
Главный герой сказки - Филька. Каким вы представляете его? Что о нем сообщает автор?
Как вы понимаете слово- недоверчивый? Разберите его по составу.
Как об этом записано в словаре?
Как можно назвать все перечисленные вами качества? С каким цветом они у вас ассоциируются?
Не забывайте, события в сказке происходят в суровое военное время.
Филька живет с бабушкой, и мы не знаем, почему он так сердит.
Однако, у каждого человека можно найти хорошие, положительные качества.
Какие черты характера Фильки вам симпатичны? С каким цветом ассоциируются?
Как вы думаете, сразу ли изменился Филька? Проследим, с чего все началось?
Начало действия или…
Завязка.
С чего все началось?
Зачитайте этот эпизод.
Что значит- ударил наотмашь?
Злорадный крик? Разберите по составу слово злорадный.
Составим модель отношений:
Ф. К.
Чем так провинился конь?
Какова была реакция коня?
Как вы думаете, что в этот момент испытал Филька? Ему было хорошо? Представьте его состояние.
Конь и Филька – частицы живой природы. Однако, человек –существо разумное, на нем лежит ответственность за все живое, за все, что происходит в природе, в мире.
Как выдумаете, всегда ли человек сознает эту ответственность? Докажите.
А что Филька осознал?
Филька совершил зло «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)
Что последовало за этим событием?
Подберите синонимы к слову сильные, используя текст (контекстуальные)
Как понимаете, «лютые» морозы? Найдите объяснение в словаре.
Докажите, что это были лютые морозы (невыносимо тяжкие), приносящие мучения всем жителям.
Какова причина страшного мороза? Как объяснила бабушка? Прочитайте рассказ бабушки. Объясните смысл ее рассказа.
Как понимаете выражение от «охлаждения сердца»?
Что грозило всем людям?
Как понимаете выражение «неминучая смерть»?
Какие чувства вызвал этот страшный мороз у всех жителей деревни? Какие изобразительные средства использует автор?
Это самый напряженный момент или…
..Кульминация
Какие новые мысли появились у Фильки?
Сумел ли Филька исправить свою ошибку? Как? Зачитайте этот эпизод.
Так закончилась сказка. Это конец действия или …
Развязка
Рассмотрим теперь отношения между героями
Ф. К.
Что мог сказать Филька коню в этот момент? Как он говорил ему эти слова?
Итак, конь поверил Фильке. А люди? Докажите.
Чему радовались люди?
Почему- весна?
Автор надеется, что оживут человеческие души, потеплеют сердца, все будут стремиться к добру. Добро победит зло.
Правда, кто-то в сказке считает, что весна наступила не потому, что добро победило зло. Кто это?
Можно ли ей верить? Почему?
Мы узнали, о времени (действия происходят во время Великой Отечественной войны) и о месте действия (деревня Бережки)
…вступление
Конь был раненым, он пострадал от врага. Конь - помощник и друг человека.
Дети дают характеристику герою, при этом доказывают свою точку зрения чтением текста.
Филька: молчаливый, недоверчивый, неласковый, сердитый, грубый, плохо ладит с людьми, у него нет друзей, он обидел коня-плохо, жестоко поступил.
Не-до- вер-чив-ый.
Корень слова – вер. Нет веры.
С.И.Ожегов «Недоверчивый-отсутствие доверия, подозрительность.»
Трудолюбивый,он понял свою ошибку и сумел ее исправить,
сумел убедить друзей помочь ему,
стал внимательнее прислушиваться к людям.
ему стало стыдно быть плохим и др.
…Завязка.
Это эпизод, когда Филька ударил коня.
Сильно размахнувшись.
Злобная радость при несчастье, неудаче другого.
Ученики рассуждают так: конь пришел к Фильке за помощью, с надеждой, что Филька его накормит- обозначим зеленой или желтой стрелкой. Филька поступил жестоко –зло обозначим черной стрелкой.
«Конь заржал жалобно, протяжно. Слеза скатилась у коня из глаз»
У него появились угрызения совести.
Высказывания детей.
Сначала нет. Слеза коня –первый толчок. В душе Фильки стало что-то меняться, происходить.
Наступили сильные морозы.
Колючие, лютые, страшные.
Злой, свирепый, беспощадный, очень сильный; невыносимо тяжкий, приносящий мучения.
Морозы начались «от злобы людской», от «охлаждения сердца».
В сердце нет любви, есть зло, жестокость, холод.
Неминучая смерть.
«За окнами воздух был синий, густой, страшный.» Использование эпитета «страшный» передает те чувства, которые испытывают каждый житель деревни.
..кульминация
Все жители могут погибнуть. За зло последует наказание. Надо что-то делать, чтобы наказание не постигло, чтобы люди не погибли. Надо исправлять свою ошибку, свое зло.
Чтение текста.
..Развязка
Рассуждения учащихся:
Филька плачет. Это слезы раскаяния, очищения. Ему хочется, чтобы люди и конь простили его, поверили ему. На помощь Фильке пришел Панкрат. В конце конь доверился Фильке. «Конь положил голову на плечо»
Он просил прощение у коня. Все слова он произносил с любовью, нежностью, от души.
«Все радовались, улыбались»
Наступила весна.
Весной происходят преобразования в природе, все оживает, становится лучше.
Сорока.
Сорока- сказочный герой, это болтливая птица. Ей верить нельзя.
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста сказки;
2) умение ориентироваться в тексте
Познавательные УУД:
Свободное владение знакомым материалом данной сказки. Умение ориентироваться и работать с текстом сказки и со словарем (Толковый словарь Ожегова)
Проверка своих предположений о герое
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, используя цветовые гаммы; эмоционально «проживая» текст
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Формирование умения включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, умение свободно ориентироваться в тексте, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
Личностные УУД
Умение оценивать поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Познавательные УУД: формируем умение представлять информацию в виде модели. схемы
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую ( на основе ассоциаций)
Коммуникативные УУД.
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Игра «Верно-неверно»
Игра
1 С чем сравнивает автор сороку, которая сердито трещала на раките?
Пулемет, барабан, молотилка, трактор
2. Какому воинскому подразделению принадлежал конь?
Полк, рота, взвод отряд, армия,
3 По чему, согласно выражению Панкрата, каждый потреплет Фильку, если он изобретет спасение от стужи?
Щека, рукав, плечо, спина, вихры.
Создание ситуации успеха
Самостоятельная работа.
Работа в группах
Самостоятельная работа (в рабочей тетради)
1 группа № 1, 4
2 группа №2, 4
3 группа №3,1
4 группа - работа с пословицами. Характеристика Фильки.
5 группа- составление плана сказки.
6 группа – творческий пересказ от лица одного из героев (на выбор)
Коммуникативные УУД.
Умение договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе и следовать им;
умение работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Дифференциация- задания по степени сложности, по интересам
Работа с текстом после чтения
1. Обобщающая беседа.
2. Работа с пословицами
3. Творческая работа
1.Обобщающая беседа. Проверка самостоятельной работы.
Отчего произошел такой лютый мороз.Подумай, почему сказка озаглавлена «Теплый хлеб»?
Выбери ответ:
- потому что в деревне пахло хлебом
-потому что все любят свежий хлеб
-потому что Филька принес коню свежий хлеб
А как вы объясните название сказки?
2. Работа с пословицами
Какие пословицы характеризуют Фильку и как?
Красив тот, кто красиво поступает
Как аукнется, так и откликнется.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Так думай, чтобы после раздумки не было.
Счастливым быть – никому не досадить.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Мудрым никто не родился, а научился.
Задним умом дело не поправишь.
Зло натворишь – легче не станет.
Обидеть легко, да душе каково?
Подбери свои пословицы
3. Творческая работа
Восстанови план, дополнив его:
1Раненый конь.
2?
3. Совет мельника
4. Страшный мороз.
5. Филька и бабушка
6 Спасение мельницы
7Теплый хлеб
8?
4 Творческая работа
Перескажи эту сказку от лица одного из героев
(от лица сороки, раненого коня, Панкрата, бабушки, Фильки)
Хлеб-это жизнь
Вместе с хлебом Филька принес коню дружбу, тепло своего сердца, жизнь,
Филька изменился и правильно поступил, он понял, как плохо быть злым, жестоким.
План:
1Раненый конь.
2 Филька ударил коня
3.Филька и бабушка
4. Страшный мороз.
5 Совет мельника.
6 Спасение мельницы
7 Теплый хлеб
8 Приход весны.
Добро побеждает зло
Коммуникативные УУД.
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД.
умение делать выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя, составлять план произведения, осуществлять
творческий пересказ от лица героя
Личностные УУД:
Умение оценивать поступки людей поступки как хорошие или плохие с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения
Итог урока
Рефлексия
Итог.
Достигли цели урока? Мы узнали, почему автор назвал свою сказку «Теплый хлеб»?
Подумай, для чего К.Г. Паустовский написал эту сказку? Что он хотел сказать этим произведением?
Как К.Г. Паустовский относится к Фильке?
А у вас изменилось ли отношение к нему?
Почему вы поверили Фильке?
Филька просит прощение у коня. Вспомните, а легко ли вам просить прощение?
Какую победу одержали вы на этом уроке? Что удалось? Над чем задумались?
- Хотели бы вы ещё раз перечитать это произведение этого автора? Какие слова писателя затронули ваше сердце и заставят тебя ещё раз вернуться к этому произведению?
Оцени свою работу на уроке:
Выберите нужную фигурку, которая соответствует вашим знаниям:
- всё получилось, доволен своей работой
- - не всё получилось, но могу работать лучше
- ещё есть затруднения в работе
Продолжите фразы:
"Сегодня на уроке я узнал(а) ...",
"На уроке мне было ...
Предостеречь от злобы людской
Человек в ответе за свои поступки
Никогда не поздно исправить свои ошибки
Нельзя обижать животных, других людей и др.
Фильке было тяжело, но он сумел себя перебороть. Он одержал победу над собой. Важно признавать и исправлять свои ошибки.
Регулятивные УУД умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные УУД
Умение понимать эмоции других людей, сопереживать.
Самооценка.
Домашнее задание
Домашнее задание
1 вариант. Прочитай понравившийся отрывок из сказки, постарайся передать своим чтением, чем вам понравился данный эпизод.
2 вариант. Пересказ от лица одного из героев (от лица сороки, раненого коня, Панкрата, бабушки, Фильки)
3 вариант. Докажите, что данное произведение - сказка
Дифференциация-выбор задания на дом по степени сложности, по интересам
infourok.ru
Урок литературы "Герои, проблематика сказки-были К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»"
Цели урока:
- Способствовать формированию умения анализировать литературное произведение, выявлять причинно - следственные связи, чертить пространственно - временную модель сказки
- Организация групповой работы
- Развитие духовно - нравственных качеств личности, формирование эмоционально - ценностного отношения к действительности через развитие речи и мышления.
Постановка учебной задачи:
1. Выяснить закономерности взаимоотношений между героями (система образов)
2. Решить проблемы, поставленные автором: Почему случился мороз? Почему Филька решил исправить свою ошибку. В чем заключается смысл названия?
3. Сформулировать тему и идею сказки
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)
Структура урока:
1. Стадия вызова (10 мин)
2. Стадия осмысления (30 мин)
3. Рефлексия (5 минуты)
Оборудование и наглядные пособия
1. Таблица «Пирамида ценностей».
2. Раздаточный материал, карточки - задания.
3. Листы оценки знаний.
4. Флипчарты, маркеры, иллюстрации.
5. Компьютер, ноутбук
Ход урока
Вызов
Приветствие учителя.
Посадка в группы: при входе в класс выбирают конфеты, по виду конфеты рассаживаются в группы, читают пожелания друг другу (5 группы по 4 человека)
Обведите или закрасьте смайлик, соответствующий вашему настроению, не забывайте обращаться к нему в течение урока и в конце.
Мы продолжаем разговор о сказке Паустовского «Теплый хлеб»?
Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Формулируйте цель?
Какие вопросы остались нерешенными и их необходимо рассмотреть?
Вопросы:
*система образов
* образ героя
*проблемы, поднятые автором.
* тема, идея произведения
Мозговой штурм: Какие проблемы вы смогли увидеть в сказке? – выброс на доску, отбор материала
- Почему случился мороз?
- Почему Фильке удалось исправить свою ошибку?
- В чем смысл названия произведения?
Тема урока (записать на доске):
Герои и проблематика сказки - были К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Задания группам:
1гр – Начертить систему образов на компьютере
2гр - Рассмотреть образ Фильки (ноутбук - визуальные свидетельства)
3гр – Почему стряслась беда?
4гр – Почему смогли спастись?
5гр – Модель сказки - были. Эксперты.
Перед началом работы, давайте напомним о правилах работы в группе. Озвучьте эти правила.
Правила работы в группе
Будьте доброжелательными.
Высказать свое мнение должен каждый
Спорьте аргументировано
Цените совместную работу, в которой возникает общее решение
Умейте оценить чужую точку зрения
Осмысление
Работа в группах над заданием
5. Физминутка и тренинг: 1(ууу) , 2(прыгнуть), 3 (покружиться) – или натягивание лука, небо, земля
Выступление спикера от каждой группы – оформляют на флипчартах, компьютере, ноутбуке
1 группа. Система образов – работа на компьютере (Задание учащихся с высоким уровнем успешности)
Вывод: образы - персонажи сосуществуют с животным миром. Память прошлого - опыт, передающийся из поколения в поколение, чтобы научить молодое поколение поступать правильно
Оценка экспертов
2 группа. Образ Фильки: речь, поступки, отношение к людям – работа с текстом (Задания для учащихся со средним и низким уровнем успешности)
До происшествия:
По прозвищу "Ну Тебя", молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!".
Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из - под снега! Иди копай!
После случившегося:
Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой "Да ну вас! Проклятые!" - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.
Неужто помирать?
- Зачем помирать? Надеяться надо.
- На что?
- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.
- А как его исправить? - спросил, всхлипывая, Филька.
- А об этом Панкрат знает, мельник.
- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих.
Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился.
- Да - а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из - за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!
Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно.
- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.
Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
- Ишь ты, шустрый какой! - сказал мельник, - Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?
- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьём мы, ребята, и такой лёд!
- А ежели замёрзнете?
- Костры будем жечь.
- А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: "Да ну его! Сам виноват - пусть сам лёд и скалывает".
- Согласятся! Я их умолю. Наши ребята - хорошие.
На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице.
Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Филька. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Филька ухмылялся сквозь слезы,
Выберите визуальные свидетельства (картинки похожих мальчиков) - на ноутбуке
Вывод: в сказке образ Фильки показан в развитии – от злобного, необщительного до внимательного, уважающего старших, умеющего найти общий язык с людьми
Оценка экспертов
3 группа и 4 группа (параллельное выступление двух групп) – (задание для учащихся среднего и высокого уровня, при участии учащихся с низким уровнем успешности)
Почему стряслась беда - Почему смогли спастись?
Беда (мороз) – до мороза - - - - Спасение от стужи – после мороза
Злоба - - - - - страх перед смертью
Равнодушие (Ну тебя) - - - - - придумал, все вместе
Жестокий (ударил) - - - - уговорил, нашел общий язык
Ленивый (нехотя встал) - - - - - захотел (желание), труд
4 группа. Людям помогают силы природы.
В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте подслушивала. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё - таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?
А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что - то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.
Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит - журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.
Вывод: В сказке бабки – народная мудрость, которая помогла исправить ошибку, задуматься о значении злых поступков, поверить в людей.
Оценка экспертов
5 группа – Модель сказки - были. Эксперты - оформление постера
(Здание для учащихся со средним и высоким уровнем успешности)
Весь материал – смотрите документ.
videouroki.net