Сценарий праздник хлеба в школе. День хлеба в школе


Сценарий праздник хлеба в начальной школе |

Ведущий: Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чём будет сегодня наш праздник.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

Дети: Хлеб

Ведущий: Вы правильно отгадали. Это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети: Мягкий, душистый, пышный, белый, чёрный, подгорелый.

Ведущий: Молодцы, вы уже много знаете о хлебе. А сегодня мы ещё раз вспомним о хлебе и поиграем.

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

Славится он первым на земле

Ставится он первым на столе.

Главный урожай, который выращивается на наших полях – это урожай зерна, пшеницы и ржи. Эти зёрна потом смелют в муку, а из неё испекут для всех нас хлеб. Дети, а кто знает, из пшеницы какой хлеб получается (Белый), а из ржи? (Черный). Молодцы!

Ребёнок1: На полях, как на параде,

Осень в праздничном наряде.

По полям он идёт,

Точный счёт зерну ведет.

Ребёнок 2: Колоски кругом шуршат,

Много хлеба у бригад,

Собран хлеб ещё не весь.

Так что трудно его счесть.

Ребёнок3: Сколько – знает агроном

И амбары под зерном,

На дорогах тягачи,

Хлебопёки у печи.

Все дети: Принимай скорей, страна

Добрый урожай зерна!

Ребёнок4: Осень, осень на пороге!

Всем трудящимся пирог!

(Выходит Хлебушко, кланяется)

Хлебушко: Здравствуйте, дети!

Дети здороваются.

Ведущий: А кто вы такой, наш уважаемый гость?

Хлебушко: Вот вы заговорили о том, что самый важный урожай у нас в стране тот, из которого потом намолотят зерно для муки. Всё верно. А из муки испекут хлеб. Хлеб у нас – самая главная пища. Вот я и есть тот самый дедушка по имени Хлебушко.

Ведущий: А наши дети поговорки и стихи о хлебе сейчас расскажут.

Ребенок 1: Хлебушек ржаной – наш отец родной.

Ребёнок 2: Ржаной Хлебушко – всем калачам дедушка.

Ребёнок 3: Всем знакомые слова

«Хлеб всему голова!»

Счастлив край,

Где хороший урожай.

Ребёнок 4: Сеют в поле зёрна

Раннею весной,

А над ними светит

Солнышко родное.

На ветру весёлом

Зашумят колосья,

Будет урожайной

Золотая осень.

Ведущий: Посмотрите, ребята, украшен наряд нашего гостя?

Дети отвечают: Хлебными колосьями.

Ведущий: Но чтобы выросли хлебные колосья, надо много потрудиться.

Игра «Кто с нами?»

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Пашеньку пахати?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Пашеньку пахати.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Жито рассевати?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Жито рассевати.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Жито косити?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Жито косити.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Жито молотити?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Жито молотити.

Хлебушко: Кто с нами, кто с нами

Муку молотити?

Дети: Мы с вами, мы с вами

Муку молотити.

Хлебушко: Это хорошо, что вы такие трудолюбивые.

Ребёнок 1: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Ребёнок 2: Когда человек трудится – земля не ленится.

Ребенок 3: День прозевал – урожай потерял.

Ребёнок 4: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Ребёнок 5: Ветер спросил, пролетая,

Отчего ты рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

— Золотые руки растят!

Хлебушко: А чтобы урожай был богатым, люди придумали заклички о дождике и солнышке, чтобы и солнце в меру согревало колоски, и дождик в меру лил.

Закличка «Дождик»

Дети: Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Закличка «Солнышко, выгляни»

Дети: Солнышко, выгляни,

Красное, высвети,

К нам на нивку иди,

Ладить косы и серпы!

Солнышко, оглянись,

Красное, повернись,

Посвети нам в лесок,

Покажи нм грибок!

Хлебушко: Многое вы теперь знаете, как раньше собирали урожай. А давайте со мной поиграем в игру «Дед».

(Игра «Дед». Дети отходят в сторону и совещаются, как лучше обмануть деда. Они договариваются о какой-нибудь работе. Затем подходят к Деду.)

Дети: Здравствуй, дедушка:

Дед: Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На работе.

— Что делали?

Дети поют «У нас серпы – то золотые». В конце песни показывают выбранное движение. Дед угадывает и догоняет детей. Пойманный становится новым Дедом.

Ведущий: Казачата потрудились, вы старались, не ленились. А устали вы?

Дети: Чуть-чуть.

Ведущий: Ну, пора и отдохнуть.

Песня «Казачата» муз. Листова

Ведущий: Сейчас на помощь людям на поле пришли машины: трактора, сеялки, комбайны.

Проводится упражнение «Трактора»

Тара-тара-тара-ра,

Из колхозного двора

Вышли в поле трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

Будем рожь молотить,

Малых детушек кормить.

Ведущий: А для чего трактор пашет землю? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зерном было уютно, и они не остались на поверхности.)

Хлебушко: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери родственное слово к слову «Хлеб».

Игра с мячом. Хлебушко задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)Крошки хлеба, какие? (Хлебные)Квас из хлеба как называется? (Хлебный)Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)Кто печёт хлеб? (Хлебопек)Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

Молодцы! Вы хорошо играли.

А теперь давайте представим, что мы в поле,

(«Психогимнастика»)

Я превращаю вас в зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли-росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Ну, вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки. Какие замечательные колоски у нас выросли! Как много муки из них получится. А что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги и т.д.) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия). А как называется магазин, где можно купить хлебобулочные изделия? (Булочная) Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную!

(Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия)

— Какие изделия лежат в нашей булочной?

— Баранки, сухари, пряники, вафли, печенье, хлеб и т.д.

Аттракцион: «Узнайте на вкус»

Дети угадывают с завязанными глазами предложенные им хлебобулочные изделия.

Ведущий: Сегодня мы много говорили о хлебе, а давайте сами испечём что-нибудь из муки. Чтобы хорошо замесить тесто, нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Пекарь»

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Да сушки Ванюшке,

Да баранки Танюшке,

Да бублики Гришке,

Да крендель Маришке.

Ведущий: Что нам нужно, чтобы замесить тесто? (Мука, яйцо, соль, сахар). Воспитатель замешивает тесто.

— Чтобы наши пирожки получились вкусными и пышными, тесту нужно подойти (постоять). А пока тесто подходит, мы попляшем.

Хоровод «Собирайся, народ, в хоровод» муз. Агафонникова.

Ведущий: Тесто наше подошло, теперь можно лепить пирожки и разные булочки.

Дети лепят. Готовые изделия выкладывают на противень. Ведущий рассматривает с детьми, какие разные и красивые получились хлебобулочные изделия.

Ребенок 1: Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Ребёнок 2: На чужой каравай

Рот не разевай,

А пораньше вставай

Да свой затевай.

Ребёнок 3: Где работано, там и густо,

А в ленивом дому пусто.

Ведущий: А сейчас отнесём наши пирожки на кухню. Повар поставит их для выпечки в духовку. А потом мы их съедим и детей из младших групп угостим.

Хлебушко: Ну, вот время пришло и проститься. Теперь вы знаете, с каким трудом выращивается хлеб, и будете бережно к нему относиться.

Хлебушко уходит. Дети идут в столовую, куда им приносят испеченные пирожки.

scenarii-dlja-vzroslykh.ru

Утренник "Праздник хлеба". - Внеурочка

Сафонова М.П.

«День рождения хлеба».

16 октября во всем мире отмечают День хлеба.

Цель: формирование бережного отношения к хлебу

Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи,

развивать чувство ответственности, коллективизма, словарный запас,

воспитывать уважение к труду хлебороба

Оборудование: караваи, ваза с колосками пшеницы, рисунки с изображением хлеба, выставка хлебных изделий” Хлебное царство”,мини книжки «Загадки о хлебе» , мини проекты «Рецепты изделий из хлеба», презентация.

Класс празднично украшен. На центральной стене нарисовано хлебное поле, на дальнем плане мельница. На столах разложены хлебобулочные изделия, две панорамы на них нарисовано как сеяли хлеб, как за ним ухаживали, как убирали и пекли его в давние времена и сейчас.

Под песню «Русское поле» (муз. Я Френкеля, сл. И. Гофф) в зал входят дети.

Ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник.

Ох и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.

А сегодня у нас необычный осенний праздник. День рождение хлеба.

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль - это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью.

А главный хлеб на Руси — это, конечно же, каравай. Ну, а женщин, которые раньше преподносили хлеб, называли каравайщицами. Относились к ним с почтением.

Вот и я прошу нашу каравайщицу встретить гостей хлебом-солью!

(Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц». Каравайщица выходит с хлебом-солью.)

Каравайщица:

Здравствуйте, желаннушки мои, доброхотушки! Мы с вами встретились в поре-то уж багряной, осенней. Осень золотистая — хлебом колосистая!

А вот и наш именинник – каравай!

Но прежде чем угостить вас хлебушком, мы приготовили для вас интересный сказ.

-Для того, чтоб выросла пшеница,

Нужно, не жалея сил, трудиться:

Полюшко вспахать весною ранней,

К севу приступить без опозданий.

-В почву лягут золотые зерна,

Встанут стебельки над пашней черной.

А пригреет солнышко сильнее –

И земля ковром зазеленеет!

Под весенним дождиком пшеница

Будет вырастать и колоситься.

За весною вслед наступит лето –

И нальётся колос незаметно.

А потом придёт к нам в гости осень.

Собирать пшеницу всех нас просит!

На сцену выбегают девочки в костюмах пшеницы. В руках у них колоски.

1-ая девочка:

Я пшеница, белолица!

Я расту в широком поле,

Созреваю на приволье!

2-ая девочка:

Это поле будто море.

Только море не простое –

Море хлеба золотое!

3-ая девочка:

Намелят из меня муки

Испекут вам пироги.

4-ая девочка:

Испекут и плюшки,

Бублики, ватрушки!

5-ая девочка:

Испекут каравай-

Дорогих гостей встречай!

6-ая девочка:

Колосочки, вы ржаные!

Эй, дружочки дорогие!

Выходите поскорей,

Вместе будет веселей!

На сцену выбегают мальчики, костюмы которых украшены колосками ржи, а один – васильком.

1-ый мальчик:

Я – колосок ржаной,

Я пшенице брат родной!

Вместе с пшеницей

Будем веселиться!

2-ой мальчик:

Если сеют меня в дождь –

Хороша бывает рожь!

3-ий мальчик:

Василёк украсит рожь,

Будет урожай хорош!

4-ий мальчик:

Буду вкусный и душистый,

С мягкой коркой золотистой!

Я от голода спасаю,

От души всем помогаю!

5-ый мальчик:

Дождик будет поливать,

Солнце красно согревать.

Будет людям урожай!

Испекут всем каравай!

6-ой мальчик:

Эй, девчонки, хватит спать!

Становитесь танцевать!

Исполняется танец «Колоски».

Каравальщица:

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не попал.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу чудесницу!

Ведущий :

А на мельнице из колосков получится мука. А из муки – румяные пирожки…

Что из муки можно приготовить? У нас есть волшебные, хлебные загадки. Вы готовы их отгадывать?

1. Он- не мяч и не клубок,

Он – румяный … (колобок)

2. Маленькое сдобное,

Колесо съедобное!

Я одна тебя не съем.

Разделю ребятам всем. (бублик)

3. Что на сковороду наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают. (блин)

4. Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху - в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (пряник)

5. В праздник он придёт ко всем,

Он большой и сладкий.

В нём всегда орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

6.Сидит на ложке

Свесив ножки. (Макароны)

7.Комовато, ноздревато, и губато,

И горбато, и пресно, и вкусно,

И красно, и кругло, и легко,

И мягко, и черно, и бело,

И всем людям мило.

(каравай)

Ведущий.

Славно потрудились люди. Собрали богатый урожай хлеба.

-Говорят в народе:

Кто трудился от души

-Веселись теперь, пляши!

Каравальщица:

Мы на пляску собрались,

Запевайте звонче,

А ты польку пианист,

Заиграй погромче.

Мальчики приглашают девочек на польку.

Танец «Полька»

Пословицы рассказывают дети.

1.Горька работа, да хлеб сладок.

2.Рыба – вода, ягода – трава,а ржаной хлеб всему голова.

3.Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

4.Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

5.Лиха беда хлеба нажить, а с хлебом-то всякий может прожить.

Ведущий:

«Закончи пословицу».

Кто пословицу отгадает,

Тот баранку получает!

1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)

2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)

3. Земля - матушка, а хлеб – (батюшка, дедушка, учитель)

4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)

5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг) .

6.Горька работа да хлеб ….(сладок)

Ведущий:

В праздники на Руси любили устраивать состязания. Состязались в пляске, в уме, в удали молодецкой, в силе.

Ведущая:

Эй, девчонки хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Спойте громко и игриво,

Чтобы выглядеть красиво.

Дети исполняют частушки о хлебе.

1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

Хлебные частушки.

2. Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра

Очень весело проходят

В нашей группе вечера.

3. Хлеборобы землю пашут,

Пекарь служит у печи .

Ну, а все ребята наши

Любят булки, калачи.

4. Лучше нету ничего

Чем ватрушка с молоком

Тетя Света - повар наш

Что ещё нам к чаю дашь?

5. Пироги так хороши,

Просто объедение.

Повар наш нам напечет

Всем на день рождения.

6. Каравай заводит дружбу

С тем, кто с детства любит труд .

Если ты с работой дружен

Выходи смелее в круг.

Ведущий:

Ребята, а в день рождения, что принято дарить имениннику?

Дети:

Подарок!

Ведущая:

А мы подарим нашему имениннику и всем гостям песню про хлеб.

Каравайщица:

Выходи в хоровод,

Именинник песни ждет!

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето».

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом даётся корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И ещё, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Ведущий: А сейчас поиграем в игру «Угадай по вкусу»

Игра «Угадай по вкусу. На подносе нарезаны кусочки разных хлебобулочных и мучных изделий. Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели. (пряник, черный хлеб, батон, тортик, пирожок и тд.)

Ведущий:

А все это нам приготовили пекари.

Входят три пекаря в белых колпаках. На шее — связка сушек

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет, как нет.

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!

1-ый Пекарь.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл!

2-ой пекарь

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3-ий пекарь

В нём — земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырем!

Каравайщица:

На этом мой сказ подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том, как он тяжело достается, и о том, как люди радовались сбору урожая, и о том, как его надо беречь.

Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения, и мы приглашаем вас всех в хоровод.

Дети встают в хоровод и поют русскую народную песню «Каравай».

Каравальщица:

Я люблю, признаться, всех!

Но, сегодня, я хочу

Подарить свой каравай всем вам.

Под песню «Шумят хлеба» муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова Каравайщица угощает детей булочками, пирожками, баранками и они уходят в группу на чаепитие.

7.Комовато, ноздревато, и губато,

И горбато, и пресно, и вкусно,

И красно, и кругло, и легко,

И мягко, и черно, и бело,

И всем людям мило.

(каравай)

1-ая девочка:

Я пшеница, белолица!

Я расту в широком поле,

Созреваю на приволье!

2-ая девочка:

Это поле будто море.

Только море не простое –

Море хлеба золотое!

3-ая девочка:

Намелят из меня муки

Испекут вам пироги.

4-ая девочка:

Испекут и плюшки,

Бублики, ватрушки!

5-ая девочка:

Испекут каравай-

Дорогих гостей встречай!

6-ая девочка:

Колосочки, вы ржаные!

Эй, дружочки дорогие!

Выходите поскорей,

Вместе будет веселей!

multiurok.ru

Сценарий праздник хлеба в школе |

Ведущий.

И.Токмакова «ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА».

«ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА» -говорят у нас в народе. Почему это так? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба-не может.

Вы подумайте: о чём же здесь говорится. Пойди в магазин и купи-хлеб у нас стоит дёшево. И редко кто из вас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять, вырастить, убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.

Ни днём, ни ночью не уходят с полей хлеборобы – механизаторы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины-комбайны. Они помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра. Нелегка работа у хлебороба-механизатора. Нелёгкая, но радостная. Разве не радость накормить хлебом свой народ, чтобы всем сытно жилось и хорошо работалось в родной стране!

ЗОЛОТОЙ ЗВОН.

Звон золотой по полям,

В поле звенят подголоски

Хлеба созревшего там.

Ярки на солнце полоски

Золотом чистым горят,

Звоном хлебным звеня

Слава труду человека.

Благовест мирный гудит

Ясно от края до края,

Добрую весть он гласит;

Осень идёт золотая.

С жёлтым тяжёлым снопом,

С сочным румяным плодом,

С сотом янтарно -прозрачным.

Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются хлеба. Это: пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеницу, рожь, ячмень называют ещё и жито. Их общее название сходно со словом «жить» не случайно. Есть ещё одно слово, которое тоже близко слову «жить» — это «жильё».Народ мудро сказал: «Был бы кусок хлеба да крыша над головой — и жить можно».

«Худ обед, коли хлеба нет», — говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Главное достоинство этого продукта – он никогда не приедается.

Тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать.

Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, России, Украины, Белоруссии. Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает… Хлебом встречают жениха и невесту, угощают гостей на свадьбе. Хлебным зерном принято посыпать молодых на свадьбе, желая им счастья и благополучия.

Хлебом встречают самих дорогих гостей, хлеб-соль подают на юбилеях и других торжествах, хлеб дарят космонавтам, возвращающимся из длительных полётов.

Мы знаем, в самых отважных полётах,

Где космос открытый зовёт корабли,

Ломтики хлеба для звёздных пилотов─

Как будто живые частицы Земли.

И как бы тот путь ни был долог труден,

Хлеб будет делиться своей теплотой.

Хочется хлебу так же, как людям,

На доброту отвечать добротой.

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

БУЛКА.

С.МИХАЛКОВ

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда─ сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

─Вы кто такой?─ спросили дети,

Забыв на время про футбол.

─Я ─ пекарь!─ человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Каждый ломтик хлебушка

Пахнет тёплым небушком,

И земля всю силу

В хлебе затаила.

С юга и до севера

Краше злата-серебра

Зреет рожь-красавица,

Пшеница наливается.

Здесь дождинки быстрые,

Зори здесь лучистые,

Радугой украшен

Хлеб родимых пашен.

От весны до осени

Русыми колосьями

Светится любимая

Земля необозримая.

Сколько надо вложить труда в хлеб, чтоб он оказался на столе. Приятно посидеть за чашкой чая с вкусным пирогом, тортом, с булкой и калачом.

ПОЧЕМУ У ПИРОГА ЗАРУМЯНИЛИСЬ БОКА.

В.СТЕПАНОВ

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода-

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Лётчик с воздуха поля.

Убран хлеб — и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

Поле – полюшко устало,

И под снегом спит оно.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое – страда —

Праздник мирного труда.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что в поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днём весенним,

Летним днём,

Осенним днём

Согреваем землю мы

И любовью,

И трудом.

Люди разных профессий потрудились над урожаем, это: хлеборобы-механизаторы, агрономы, трактористы, пекари, кондитеры.

ХЛЕБ.

С.ПОГОРЕЛОВСКИЙ

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

В нём — земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

КОНДИТЕР.

Дети, здравствуйте!

Вы любите сласти?

Я пеку пирожные –

Всевозможные.

Я и сам очень горд,

Что испечь –

Умею торт.

Он больше, чем дверь,

Ты мне поверь,

Если хватит силы,

Бери вилку

И ешь пока свеж!

ПЕКАРИ.

Е.СТЮАРТ.

Когда под звёздным небом

Все по домам уснут,

Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут.

Ночными переулками

Шуршат машины с булками,

Рядком в кузовике

Лежат щека к щеке.

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов.

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки.

На цыпочках машины,

Чтоб спящих не будить,

Спешат по магазинам

Поклажу развозить.

А там на чистых полках

Её разложат с толком.

Спешат, спешат машины

Шуршат чуть слышно шины!

Заря займётся алая,И пекари усталые

Халаты снимут белые:

— Мы эти булки сделали,

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки!

Катали мы рогалики

И маком посыпали.

Шофёры помогали нам:

Возили их — не спали,

Чтоб свежим хлебом встретить

Когда проснутся дети.

Мы все трудились от души.

Садитесь, ешьте, малыши!

ЗАГАДКИ.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(хлеб)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(колос)

Без рук, без ног, но подпоясанный.

(сноп)

Сама длинна, худа, всю ветром шатает, а весь пир питает.

(пшеница)

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

(рожь)

В поле у дорожки

Качаются серёжки,

И каждая – из золота,

На веточке приколота.

(овёс)

Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка;

А положишь на толе –

Беленькая глыбка.

(рис)

Росло – красно,

Цвело – бело,

А снял зерно –

Почти черно.

(гречиха)

А сейчас послушаем как в старину убирали хлеб с полей.

«КОЛОСКИ В СНОПЫ ВЯЖУТСЯ, КАРАВАЕМ В ПЕЧИ ОБОРАЧИВАЮТСЯ» ─так в старину говорили. Тогда машин не было.

Серпами колосья срезали, руками снопы вязали, цепами зерно выколачивали. Тех, кто колосья жал, жнеями звали. Раным ─ ранёшенько жнеи вставали, серпы брали, на поля шли и до вечера спину гнули. Тяжела жнивная пора, но не умолкали на полях песни.

Хлеб рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица Земля!

С давних пор весенней ранью,

Чтоб зерно могло взойти,

Шли к земле с сохой крестьяне,

Нелегко с сохой идти.

Прадед в землю свято верил,

И с рассвета до темна

Он в руке с надеждой мерил

Тяжесть каждого зерна.

И была мужичья доля

Из несчастий и беды.

Потом политое поле

Воздавало за труды.

Утром ранним, утром росным

Выходили косари,

На полях свистели косы

От зари и до зари.

Развивалась наука и техника, на помощь крестьянам пришли тракторы, комбайны.

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

Гребнем частым, борона,

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

Но вглядись в простор бескрайний:

Что такое там вдали?..

Выплывают в степь комбайны

Словно в море корабли.

Ох, машинища какая!

Ну, комбайнер, покажи,

Как пшеницу подсекая,

Ходят острые ножи,

Как из колоса тугого

Выбирается зерно,

Как, пожалуйста, готово –

В ящик сыплется оно.

Продолжается рассказ –

Урожай поспел у нас.

Дует в поле ветер вольный,

Ходят в поле волны, волны:

Чем не море – ширь полей?!

Только нету кораблей.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь…

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу-чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

Вместе с мельницей речной,

Паровой и ветряной

Устарели для муки

Толстобокие мешки.

Вот почти космический

Контейнер металлический –

Уж, сюда наверняка

Помещается мука!

И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь-муковоз

На завод муку привёз…

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

ХЛЕБ, ХЛЕБЕЦ, ХЛЕБУШКО.

Из глубины веков, из старинных легенд, из сказов народных дошли до нас сокровенные слова:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.

Не каждый человек, который давал обещание или клятву другому человеку, осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.

Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ СПАСЁМСЯ»… И ставил новую избу.

ХЛЕБА НИ КУСКА-

ТАК И В ТЕРЕМЕ ТОСКА,

А ХЛЕБА КРАЙ-

ТАК ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет, никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится.

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.

Когда на пороге появлялись гости, они кланялись приветливо хозяевам и говорили так: «ХЛЕБ-СОЛЬ»! Значит, добра желали достатка.

ГДЕ ХЛЕБНО ДА ТЕПЛО, ТАМ И ЖИТЬ ДОБРО.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Хорошей хозяйке, которая вкусный хлеб испекла, улыбкой гостей одарила и вкусным обедом всех накормила, люди платили доброй прибауткой:

ЗА ХЛЕБ, ЗА СОЛЬ,

ЗА ЩИ С КВАСОМ,

ЗА ЛАПШУ, ЗА КАШУ,

ЗА МИЛОСТЬ ВАШУ-

БЛАГОДАРИМ!

В.ТОЛМАЧЁВА

За долами, за лесами

Есть резной чудесный дом.

На крыльце – петух с ключами,

Дед и баба – за столом.

Перед ними тесто горкой,

Мёду целое ведёрко,

Сливки в глиняном горшке.

Дед и баба все в муке…

Слепили коровку –

Масляну головку.

С нею рядышком коза –

Леденцовые глаза.

Пастушок с дудочкой,

Рыболов с удочкой,

Дом,

И речка с мостиком,

И собака с хвостиком.

Хлебные кони

Стоят на ладони,

Воду пьют,

Копытами бьют:

Просятся в поле ─

Землю пахать.

На вольной воле

Гривой махать.

Жаворонки, кулики

Из ─ под бабкиной руки

Норовят взвиться.

Ай да птицы!

Лепили, лепили─

Всех в печь посадили:

Пусть поджарятся,

Зарумянятся.

Будут прянички подовые,

Золотые да медовые!

Дед и баба говорят:

«Будет праздник для ребят»!

А. ЛОГУНОВ

ИНСЦЕНИРОВКА.

ПРАЗДНИК КАРАВАЯ.

К лицеистам на машине

Каравай приехал ныне,

В круг вставай каравай,

Кого хочешь ─ выбирай!

.

Каравай. Пекаря!

Он не грел на печке бок─

Каравай ребятам пёк.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Пекарь. Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Мельник. Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь─ выбирай!

Хлебопашец. Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда ─ урожай!

Всех на праздник приглашай!

Пекарь. Слава урожаю в закромах!

Мельник. Слава караваю на столах!

Хлебопашец. Слава натруженным рукам!

Как не хватало хлеба во время войны. Чтобы получить несколько граммов хлеба, необходимо было отстоять бесконечные очереди, держа в руках заветную хлебную карточку. Хлеб с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды и других суррогатов был таким желанным.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля─ 900 дней вражеской блокады. Жители города получали по 125 г хлеба на весь день, но именно этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

Был хлеб всегда в почёте на Руси─

Её просторов главное богатство,

Его ты цену хочешь знать?─

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище─ тысячи могил. Около одной всегда много людей, они стоят и молча плачут. На могиле лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка «Доченька, если б я могла дать его тогда»…

Многим известна печальная история 11─летней ленинградки Тани Савичевой. От голода у неё умерла вся семья. Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в посёлок Шатки Горьковской области, но спасти её не удалось ─ истощённая голодом, девочка умерла.

Звучит «Реквием» В. Моцарта.

«ПРИ СЫТОСТИ ПОМНИ ГОЛОД»─ звучит русская пословица, которую мы не должны забывать.

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепёшку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград.

Жизнь продлевала

Даже крошка хлеба…

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелёгким

Каждая лепёшка.

Не раз прощал

Тебе я озорство

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного

Всуе брошенного хлеба.

Х.САПАРОВ

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали,

Душистый хлеба каравай!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

scenarii-dlja-vzroslykh.ru


Смотрите также