Конспект занятия: "Вот он - хлебушко душистый". Аким хлеб текст


deb.libnvkz.ru

Пшеница

Положит в землю человек зерно,Прольётся дождь - зерно орошено.Крутая борозда и мягкий снегЗерно укроют на зиму от всех.Весною солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки пекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.

                          

                                                    Я. Аким

 

 

Пахнет хлебом

На пустых полях стерняЖухнет и сереет.Солнце только среди дняСветит, но не греет.

По утрам седой туманБродит по болотам,То ли что-то прячет там,Толи ищет что-то.После сумрачных ночейВыцветает небо…

А в деревне из печейТянет свежим хлебом…Пахнет домом хлеб ржаной, Маминым буфетом,Ветерком земли родной,Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.- Папа, дай кусочек!

                            (Перевод И. Токмаковой)

 

 

***Вновь взращено и обмолочено,Вновь в закрома течёт оно.Ладонь натруженную дочернаВрачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.И вот он, труд наш, на виду.Забыто всё, что недоеденоИ что не доспано в страду.

 

                                            В. Буданов

 

 

Булка

 

Три паренька по переулкуИграя будто бы в футбол,Туда-сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шёл мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул,И, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с неё сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех её поцеловал.- Вы кто такой? – спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я – пекарь! – человек ответилИ с булкой медленно ушёл.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.

 

                                  С. Михалков

 

 

***

Радо солнцу небушко, полюшко - подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

                                                                 Г. Виеру 

***Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

 

                                                           Я. Аким

                                                                

     

***Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. Набежала туча издали, промочила лес насквозь. Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели - Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

 

                                                                  Я. Дягутите 

 

  

 

 

***Вешний день, пахать пора.

Вышли в поле трактора. Их ведут отец мой с братом,

По холмам ведут горбатым. Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу. А отец мне отвечает:

 - Трактор пашет, не катает! Погоди-ка, подрастёшь, сам такой же поведёшь!  

                                                                 В. Воронько

 

 

***Вот он Хлебушек душистый, Вот он тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл. В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нём - земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём... Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!                                                            

                                                               С. Погореловский

 

 

 

 

 

 

***Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой! До того он загордился, вырос кверху бородой.

                                                              С. Погореловский 

 

 

 

***Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперёд, из края в край. Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зёрнышко.

                                                                    В. Воронько

 

Конспект занятия: "Вот он - хлебушко душистый"

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
  2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.
  3. Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко “Комбайнер”.
  4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
  5. Упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных.
  6. Отражать полученные впечатления в рисунке.
  7. Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

  1. Рассказы о труде хлеборобов.
  2. Экскурсии на поле: наблюдение разных стадий созревания и уборки урожая, работу мощных сельскохозяйственных машин.
  • Первая экскурсия: показать детям пахоту, обращаю внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: “Как ножом режет”. Загадываю загадку: “Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит”. Рассказываю, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд колхозника.
  • Вторая экскурсия: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объясняю, что этот трактор сеет зерно, рассматриваем зерна пшеницы, рассказываю, что из каждого зерна вырастет много зерен.
  • Третья экскурсия: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.
  • Четвертая экскурсия: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, сколько в них зерен: “Целая семья”, “А поле как золотое море”.
  • Пятая экскурсия: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно.
  1. Чтение рассказов и заучивание стихов: марийская народная сказка “Лепешка”, Ю. Жадовская “Нива, моя нива”, Плещеева “Осенью”, Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”.
  2. Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов.
  3. Заучивание пословиц и поговорок.
  4. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”.
  5. Рисование рисунков по темам экскурсий.

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход занятия

Логопед читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,С хрупкой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила,В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Логопед: Колосок, послушай, какую наши дети знают “Песню о хлебе” музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник “Музыка в детском саду”).

Дети исполняют песню.

Логопед: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Логопед: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Логопед: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса... Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Логопед: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:

“Черная земелька, а милее нет.Черная земелька – будет белый хлеб”.                                   (Э. Мошковская)

Логопед: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.

Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.

Логопед: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Логопед: Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Логопед: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Логопед: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Логопед: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Логопед: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой,Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик,Точно дождик золотой”.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Логопед: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Ученик читает стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторыПесню жатвы завели.В степь выходят комбайнеры-Полевые корабли.

Логопед: Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Логопед: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Логопед: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Логопед: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Логопед: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Логопед: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Логопед: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Схема выкладывания цепочки:

  1. Идет снегозадержание на полях.
  2. Поля пашут и удобряют.
  3. Боронят поля.
  4. Сеют зерно.
  5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.
  6. Идет сбор урожая.
  7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.
  8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.
  9. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.
  10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима “Хлеб”.

“Пашут каждую весну, подымают целину,Сеют, жнут, ночей не спят. С детства знай, как хлеб растят. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют”.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Физкультминутка

Логопед: Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны),Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание),Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи),Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).

Логопед: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хороша нива у дружного коллектива.
  • Все за одно, один за всех.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд земледельца велик и почетен.
  • Знай секундам цену, минутам счет.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

Логопед: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте Колоску нарисуем рисунок – подарок. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка, или рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию, после завершения работы дарят рисунок Колоску.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем. Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение С. Дрожжина “Каравай”:

“Вот лежит каравай у меня на руках.Черный хлеб на руке – Нет, милей на земле. Будет плакать мой хлеб, Каравай мой румяный, Если я разленюсь, если лодырем стану.Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.Вот увидишь: тебе горевать не придется.Пусть не плачет мой хлеб, Пусть он только смеется”.

Логопед: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

nsportal.ru

Библиотека

СЛАВА ХЛЕБУ  И  РУКАМ,  ЧТО  ЕГО  РАСТИЛИ

 

Ребята, давайте вспомним сказку «Колобок». (Пересказ сказки). А скажите, из чего сделан колобок? (Ответы детей). Правильно, из муки. А что колобок по вкусу напоминает? (Ответы детей). Правильно, пироги, хлеб. Ребята, отгадайте загадку: и комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей. (Ответы детей). Правильно, это хлеб. Мы начали со сказки и незаметно перешли к теме нашего занятия - хлебу. Хотите немного поиграть? Есть такая игра, которая связана с хлебом - «Каравай». (Проводится игра). А что такое каравай? Как он выглядит? Правильно, он круглый. Каравай всегда ставили на середину стола, на самое почетное место. Любовались им, восхваляли хозяйку, которая его испекла.

Скажите, ребята, а почему люди о хлебе так много думают, говорят о нем уважительно? (Ответы детей). Ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

- Хлеб – всему голова.

- Хлеб – батюшка, вода – матушка.

- Хлебушко – калачу дедушка.

- Худ обед, когда хлеба нет.

- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

- Красна река берегами, обед – пирогами.

 

Хлеб – какое знакомое и родное слово для всех нас. Ребята, а вы знаете откуда пришел к нам хлеб? Это было очень-очень давно … (Прочитать стр. 14-16 Елизаветин Г. «Всему голова»). А хотите узнать, что случилось однажды ранним утром в немецком городе Дрездене? (Прочитать стр. 75 та же книга - глава «Для королевской утробы»).

Хлеб – это жизнь. Сколько хлеба может съесть каждый из вас? Сколько захотите. Вы даже представить себе не можете, что значит - НЕТ хлеба. А между прочим на Земле еще много людей, которые не видят хлеб, голодают.

Не знаете вы, мальчики и девочки, когда играя в хоккей, гоняете вместо шайбы черствый бублик, когда бросаете недоеденную булочку, пирожок, кусочек хлебушка. Не знаете, как дорог был кусочек ржаного хлеба весной трудного 1919г. Два кусочка хлеба тех лет хранятся в музее революции в Москве. Как попал туда хлеб 1919г.? Оказалось, что эти 50 грамм черного хлеба передал музею пенсионер Добудагло. Как же дорого доставался ему кусочек черного хлеба, если через всю жизнь человек его пронес!

А горький, прошедший под пулями драгоценный хлеб войны. Ленинградский блокадный хлеб. Как он мал - 125-тиграммовый кусочек, в котором было только 7% муки. В то тяжелое для страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба. Хлеб - это жизнь.

Поэт Григорий Люшнин пережил в фашистском лагере смерти Бухенвальде голод и ужасы. Когда в лагерь пришли советские воины и освободили узников, поэта несли на руках. Он весил всего 26 кг. В одном из стихотворений поэт писал:

Крошка хлеба на землю упала.

Меньше хлеба на крошку стало.

Где-то в поле неубранном нашем

Сколько зерен лежат у пашен.

Вот собрать бы их вместе – да в кучу.

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильные стали,

Мы б тюремные  стены сломали,

Снова вышли б в бой, под бомбежку!

Да, жалеть надо хлебную крошку.

 

Потом поэт вспоминал, как однажды он нашел в кармане шинели, в самом уголке крошку хлеба. Положил ее под язык и выпил целый котелок кипятку. И ему казалось, что он пьет чай, заваренный травой, не с крошкой хлеба, а с медом. Разве человек, который пережил войну, бросит когда-нибудь кусочек недоеденной булки, хлеба? Нет. Никогда.

И бывает очень больно, когда многие люди не ценят хлеб. Не только кусками - буханками швыряются. Допустим, каждый выбрасывает в день 20 грамм хлеба - это пол-ломтика. Вроде немного, а за год набирается 7 кг, а это 15 батонов! И столько хлеба выбрасывает только 1 человек, а у нас таких людей немало. И получается, что сотни колхозов и совхозов работают зря: они сеют, ухаживают, собирают урожай, потом в городе нам выпекают хлеб. А мы просто так его выбрасываем. Задумайтесь об этом, ребята.

На Земле каждый пятый ребенок умирает от голода. Каждую минуту на Земле умирает от голода 1 человек. Относиться к хлебу мы должны как к святыне. Потому что нет труда, который требовал бы больше терпения, ума, сердца, чем труд людей, которые делают хлеб. И нет для нас с вами запаха более приятного, чем запах свежего хлеба.

(Прочитать стихотворение Кончаловской «Хлеб»).

 

 

Мальчишке было 10 лет.

Он шел по переулку

И нес домой в плетенке хлеб,

Жуя дорогой булку.

В пути груженную песком

Он встретил пятитонку

И недоеденным куском

Швырнул он ей вдогонку.

Но если б думал мальчик тот

О зернышке- о чуде,

И сколько мыслей и забот

В него вложили люди.

О том, что знает вся страна

Путь от озимой травки,

Путь от проросшего зерна

До хлеба на прилавке.

О том, что хлеб пришел не вдруг,

      От копен желтокудрых,

         А через сотни сильных рук

И механизмов мудрых.

И что он много испытал,

Хоть очень свеж и молод,

Что он на солнышке лежал

И в жерновах промолот.

В пекарне на дрожжах бродил,

Прошел огонь и воду.

А уж потом в дома входил,

Чтоб пищей стать народу.

А вот сбирал бы паренек

Колосья меж стогами,

Так не лежал бы тот кусок,

Растоптанный ногами.

К вам обращаюсь, сыновья,

Мои или чужие,

Отчизна, хлеб, мать  и семья –

         Понятия Святые!

 

 

Ребята, вы, наверно, знаете такие известные всем выражения - «Хлеб - наше богатство», «Без хлеба не будет обеда». А скажите честно, задумывались ли вы над этими словами? Мне кажется, что нет, просто проходите мимо. Некоторые не только не берегут хлеб, но даже кидаются и плюются им, делают из него шарики, даже играют засохшим хлебом в футбол. Видели ли вы таких ребят? Я думаю, что видели. Ребята, скажите, как вы относитесь к таким детям? (Ответы ребят). Я думаю, что надо их оставить на недельку без хлеба, вот тогда она поймут, чем они кидались и как надо относиться к хлебу.

Из чего же делают наш хлеб? (Ответы детей). Правильно, из пшеницы, ячменя, ржи - всё это называется одним словом «жито». А почему они так называются, знаете? От слова «жить». В народе так говорят - «будет жито и жить можно». Да, ребята, с давних пор люди выращивают хлеб, и даже слово пшено произошло от слова пашня. Люди пахали пашню, бороновали ее, сеяли зерно, а пашня давала за это людям пашенницу, т.е. пшеницу. Но как бы не был древен хлеб, когда-то все-таки его не было. Я вам сейчас прочитаю, что же было придумано перед хлебом и как люди научились делать хлеб. (Прочитать рассказ из книги «Ржаной хлебушко - калачу дедушка»). Ну вот теперь вы все знаете, как получили первый хлеб. Пусть он был некрасивый, серого цвета, не такой вкусный, но все-таки это был первый хлеб.

В древние века люди очень бережно относились к хлебу. Они считали его живым существом. Перед сбором урожая они выходили на поле вместе со священником и молились о том, чтобы хлеб уродился, чтобы был хороший урожай. Люди знали, если не будет урожая, то не будет и жизни. Сейчас я вам прочитаю рассказ о том, какие беды несет людям засуха и что бывало, если не было урожая. (Прочитать рассказ «И радости, и беды» из книги «Ржаной хлебушко - калачу дедушка»). Вот как важен хлеб для людей. Без него просто не может быть жизни.

Ребята, а кто из вас знает, что значит выражение «блокадный хлеб»? Да, вы уже слышали и знаете о блокаде Ленинграда. Фашисты окружили город плотным кольцом так, что город и его жители остались без электричества, отопления. Но главное - они оказались без хлеба. (Прочитать рассказ «Блокадный хлеб»). А когда кончилась война, опять зашумели колосья, и хлеба снова стало вдоволь. Но люди не стали хуже относиться к хлебу, потому что без хлеба жизнь остановится. Так давайте и мы с вами после нашей беседы будем лучше относиться к нашему русскому хлебу и его беречь. Ведь перед тем, как придти к нам на стол, тысячи людей вставали до зари, пахали, сеяли, убирали хлеб.

 

 

Стихи по теме «Хлеб».

 

Крошка хлеба на землю упала.

Меньше хлеба на крошку стало.

Где-то в поле неубранном нашем

Сколько зерен лежат у пашен.

Вот собрать бы их вместе – да в кучу.

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильные стали,

Мы б тюремные  стены сломали,

Снова вышли б в бой, под бомбежку!

Да, жалеть надо хлебную крошку.

           (Григорий Люшнин)

 

Мальчишке было 10 лет. Он шел по переулку

И нес домой в плетенке хлеб, жуя дорогой булку.

В пути груженную песком он встретил пятитонку

И недоеденным куском швырнул он ей вдогонку.

Но если б думал мальчик тот о зернышке- о чуде,

И сколько мыслей и забот в него вложили люди.

О том, что знает вся страна путь от озимой травки,

Путь от проросшего зерна до хлеба на прилавке.

О том, что хлеб пришел не вдруг, от копен желтокудрых,

А через сотни сильных рук и механизмов мудрых.

И что он много испытал, хоть очень свеж и молод,

Что он на солнышке лежал и в жерновах промолот.

В пекарне на дрожжах бродил, прошел огонь и воду.

А уж потом в дома входил, чтоб пищей стать народу.

А вот сбирал бы паренек колосья меж стогами,

Так не лежал бы тот кусок, растоптанный ногами.

К вам обращаюсь, сыновья, мои или чужие,

Отчизна, хлеб, мать  и семья – Понятия Святые.

                          (Кончаловская «Хлеб»)

 

Пахнет хлебом, пахнет пышкой,

Пахнет сладкою коврижкой.

Пахнет хлебушком прохожий,

Сам он на калач похожий!

Обещали хлебопеки печь такие караваи –

Как огромные трамваи!

Созову тогда гостей –

Всех знакомых мне детей –

На ту улицу, где с хлебом

Мед едят под звонким небом!

           (Ю. Некрошюс «На улице хлебной»)

 

Пышут жаром блины, хороши оладушки!

До чего ж они вкусны на столе у бабушки!

Прямо с жару, из печи,

Горячи, душисты, остывают калачи

На скатерке чистой. На плите серчает чай …

И, тяжелый – здорово! –

На столе каравай! Урожая нового,

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

Покрупнее отрезай! Не забудь при этом –

Кто хлеба в полях косил, тесто мягкое месил,

Кто вставал с рассветом.

          (Шамсутдинов Николай «Хлебные стихи»)

 

Солнышко на столе, где твои корни?

- В земле.

Славься, пшеничное Солнышко,

Выросшее из зернышка!

                     («Каравай»)

 

Эта желтая пшеница не сама собой родится,

Чтоб вырос добрый хлеб, брат вскопал весною степь.

А потом по степи просторной мой отец посеял зерна.

… Поднялись над полем всходы. Тут привез мой дядя воду.

Не жалел речной водицы, чтоб росла дружней пшеница.

А как вызрел урожай, тут уж дед не оплошал –

Сжал и вывез аккуратно хлеб степной наш ароматный.

И из желтой той пшеницы намолол семье мучицы.

Чтоб мучица хлебом стала, рук мужских, однако, мало:

Протопила мама печь, стала хлебцы в печке печь.

Испеченный нашей мамой, пышет жаром каравай,

Пышный, с корочкой румяной, - всякой пище голова.

Точно степь, он ароматен, прибавляет людям сил.

Но особенно приятен тем, кто этот хлеб растил.

                    («Хлеб» Гашам Иса-Заде)

 

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

               ( ???)

 

 

Вот лежит каравай у меня на руках.

Черный хлеб на руке – не милей на земле.

Будет плакать мой хлеб, каравай мой румяный,

Если я разленюсь, если лодырем стану.

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет.

Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.

Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.

Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.

Вот увидишь: тебе горевать не придется.

Пусть не плачет мой хлеб, пусть он только смеется.

         (Дрожжин С. «Каравай»)

 

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

           (Я. Аким «Хлеб»)

 

ПО земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера, и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

           (Е. Трутнева «Золотой дождик»)

 

Когда пекут домашний хлеб в селе,

Им пахнет сад, и улица, и хата,

И запах тот дурманно-кисловатый

За 9 верст уловишь на земле.

Им сладко пахнут руки матерей,

И, кем бы мы не стали в отчем крае,

Родную печь и детство вспоминая,

Мы рады хлебу до скончанья дней.

           (А. Довчий, пер. А. Чепурнова).

 

 

 

 

- Золото, золото падает с неба! –

Дети кричат и бегут за дождем.

- Полноте, дети его мы сберем,

Только сберем золотистым дождем,

В полных амбарах душистого хлеба.

           (А. Майков «Дождь»)

 

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И караваи хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

               (В. Лившиц «Труд»)

csdbf4.ru

Сараевский детский сад №1 - Хвала хлебу

         ХЛЕБ –ВСЕМУ ГОЛОВА

ПРОЧИТАЙТЕ      ДЕТЯМ           

Я. Аким «Хлеб».

И. Беликова «О хлебе чудесном».

С. Михалков «Булка».

С. Маршак «Что такое год».

Л. Воронкова «Солнечный денек».

 

                     СЛАВА      ХЛЕБУ

 Есть пословицы в народе -

«Хлеб -  на стол  и стол – пристол..»

Хлеб не легкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

 

              Он рождается в бороздках

              Посмотри-ка на поля -

              Ведь земля – земля не просто,

              А кормилица земля!

 

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда:

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

 

 

 

 

         ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

ДОБРОЕ ЗЕРНЫШКО И КОЛОС РОДИТ.

ТРУД ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА ВЕЛИК И ПОЧЕТЕН.

ХЛЕБ БРОСАТЬ - СИЛУ ТЕРЯТЬ.

РЖАНОЙ ХЛЕБУШЕК-КАЛАЧУ ДЕДУШКА.

ГЛУБЖЕ ПАХАТЬ - БОЛЬШЕ ХЛЕБА ЖЕВАТЬ.

КТО ПАХАТЬ НЕ ЛЕНИТЬСЯ ,У ТОГО ХЛЕБ РОДИТСЯ.

НЕТ ХЛЕБА, ТАК И НЕТ ОБЕДА.

ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.

 КТО СПИТ ВЕСНОЮ, ТОТ ПЛАЧЕТ ЗИМОЮ.

 ЗИМОЙ СНЕГ ГЛУБОКИЙ-ЛЕТОМ ХЛЕБ ВЫСОКИЙ.

 МАЙ ХОЛОДНЫЙ – ГОД ХЛЕБОРОДНЫЙ.

 БЕЗ ДОЖДЯ И ТРАВА НЕ РАСТЕТ.

 СКОЛЬКО НИ ДУМАЙ, А ЛУЧШЕ  ХЛЕБА НИЧЕГО НЕ ПРИДУМАЕШЬ.

             Б Е Р Е Г И Т Е    Х Л Е Б !

                     

 Мы живем в богатой стране, можем купить столько хлеба –сколько потребуется. Одна-ко хлеб надо беречь, не оставлять недоеден-  ные куски, не выбрасывать их.

Когда вы будете есть хлеб, то вспомните сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.

         Очень важно приучать детей  бережно относиться к хлебу и другим продуктам питания.

 

 

 

 

                                          Х Л Е Б

                   Н. Рубцов

 

 

Положил в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял, -  ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

 

Все же бабка сунула краюху!

Все на свете зная на перед,

Так сказала: - Слушайся старуху!

Хлеб родимый , сам себя несет.

 

                     СЛОВО О ХЛЕБЕ

 

     На Руси хлеб издавна выпекают и  из пресного и из  кислого теста, и издавна отношение к хлебу было благоговейно – уважительное. Огнем и сохой отвоевал Россиянин у дремучих лесов землю под пашню, терпеливым трудом выращивал урожай, моля бога и только его, послать хлебушка, а значит послать жизнь.

 

Уважение к хлебу – главному богатству страны,

бережное отношение к нему, издавна считается  одним из критериев нравственности человека. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей.

 

И в наш век великих научно – технических достижений он составляет первооснову жизни народа. Люди вырвались в космос, покоряют реки, добывают нефть и газ, а хлеб остается хлебом.

 

 

                          З а г а д к и

 

Вырос в поле колоском, на столе лежит куском.

 

Весь из золота отлит, на соломинке стоит.

 

                   

 

 

 

                     К А Р А В А Й

 

                                                       С.Дрожжин

 

ВОТ ЛЕЖИТ КАРАВАЙ У МЕНЯ НА РУКАХ

ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ НА РУКЕ, НЕТ МИЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ

 

БУДЕТ ПЛАКАТЬ МОЙ ХЛЕБ

КАРАВАЙ МОЙ РУМЯНЫЙ

ЕСЛИ Я РАЗЛЕНЮСЬ, ЕСЛИ ЛОДЫРЕМ СТАНУ.

 

ПЛАЧЕТ ХЛЕБ, ЧТО ЛЕНТЯЙ ЕГО В РУКИ БЕРЕТ

ПЛАЧЕТ ХЛЕБ , ЕСЛИ ЛОДЫРЮ В РОТ ПОПАДЕТ

 

НО ВЕДЬ Я НЕ ЛЕНТЯЙ, Я В РАБОТЕ ПРОВОРНЫЙ,

 

ВОТ УВИДЕШЬ: ТЕБЕ ГОРЕВАТЬ НЕ ПРИДЕТСЯ -

 

ПУСТЬ НЕ ПЛАЧЕТ МОЙ ХЛЕБ,

ПУСТЬ ОН ТОЛЬКО СМЕЕТСЯ !

Презентация Хлеб всему голова

 

 

 

                                        

 

 

             

 

det-sad-1.ucoz.ru

Конспект комплексного занятия с детьми в подготовительной коррекционной группе (ЗПР) на тему "Хлеб

Разделы: Работа с дошкольниками

Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума.

К. А. Тимирязев.

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
  2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.
  3. Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко “Комбайнер”.
  4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
  5. Упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных.
  6. Учить отражать полученные впечатления в рисунке.
  7. Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

  1. Рассказы о труде хлеборобов.
  2. Экскурсии на поле: наблюдение разных стадий созревания и уборки урожая, работу мощных сельскохозяйственных машин.
  • Первая экскурсия: показать детям пахоту, обращаю внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: “Как ножом режет”. Загадываю загадку: “Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит”. Рассказываю, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд колхозника.
  • Вторая экскурсия: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объясняю, что этот трактор сеет зерно, рассматриваем зерна пшеницы, рассказываю, что из каждого зерна вырастет много зерен.
  • Третья экскурсия: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.
  • Четвертая экскурсия: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, сколько в них зерен: “Целая семья”, “А поле как золотое море”.
  • Пятая экскурсия: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно.
  1. Чтение рассказов и заучивание стихов: марийская народная сказка “Лепешка”, Ю. Жадовская “Нива, моя нива”, Плещеева “Осенью”, Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”.
  2. Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов.
  3. Заучивание пословиц и поговорок.
  4. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”.
  5. Рисование рисунков по темам экскурсий.

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый, С хрупкой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Педагог: Колосок, послушай, какую наши дети знают “Песню о хлебе” музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник “Музыка в детском саду”).

Дети исполняют песню.

Педагог: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса... Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:

“Черная земелька, а милее нет. Черная земелька – будет белый хлеб”.                                    (Э. Мошковская)

Педагог: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.

Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.

Педагог: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Педагог: Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Педагог: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой”.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Педагог: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Ученик читает стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторы Песню жатвы завели. В степь выходят комбайнеры- Полевые корабли.

Педагог: Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Педагог: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Педагог: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Схема выкладывания цепочки:

  1. Идет снегозадержание на полях.
  2. Поля пашут и удобряют.
  3. Боронят поля.
  4. Сеют зерно.
  5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.
  6. Идет сбор урожая.
  7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.
  8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.
  9. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.
  10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима “Хлеб”.

“Пашут каждую весну, подымают целину, Сеют, жнут, ночей не спят. С детства знай, как хлеб растят. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют”.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Физкультминутка

Педагог: Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны), Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание), Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи), Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).

Педагог: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хороша нива у дружного коллектива.
  • Все за одно, один за всех.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд земледельца велик и почетен.
  • Знай секундам цену, минутам счет.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

Педагог: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте Колоску нарисуем рисунок – подарок. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка, или рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию, после завершения работы дарят рисунок Колоску.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем. Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение С. Дрожжина “Каравай”:

“Вот лежит каравай у меня на руках. Черный хлеб на руке – Нет, милей на земле. Будет плакать мой хлеб, Каравай мой румяный, Если я разленюсь, если лодырем стану. Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет, Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет. Но ведь я не лентяй, я в работе проворный. Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный. Вот увидишь: тебе горевать не придется. Пусть не плачет мой хлеб, Пусть он только смеется”.

Педагог: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также