Урок внеклассного чтения по теме Сказки Вильгельма Гауфа Карлик Нос и Маленький Мук. Викторина по сказке гауфа маленький мук


Викторина по сказкам В. Гауфа на урок литературы

Викторина по сказке В. Гауфа «Маленький Мук» Кто это? «Вид у него был довольно смешной: на маленьком, тощем тельце торчала огромная голова, гораздо больше, чем у других людей». (Маленький Мук) Что это? « У широкого пояса болтался … , такой длинный, что трудно было сказать … ли прицеплен к Муку или Мук прицеплен к … . (Кинжал) «Муку особенно понравился один … - хрустальный, с золотым рисунком. (Кувшин) «Эта … все равно стоит здесь без дела, - подумал Мук. – Возьму уж и … кстати». (Тросточка с львиной головой) Кто это сказал и кому? « Ты уже давно сносил свои детские башмаки, а все только шалишь и бездельничаешь». (Отец Муку) « Иди по свету, может и найдешь свое счастье». (Родственники Муку) «Знаешь что, Мук? Оставайся – ка ты у меня служить. Работа у меня легкая, и жить тебе будет хорошо». (Старуха) «Тпру! Тпру! Стой!» (Мук туфлям) «Милый Мук, ты еще не знаешь, какие у тебя чудесные туфли. Стоит тебе три раза повернуться на каблуке, и они перенесут тебя, куда захочешь». (Маленькая собачка) «Перенесите меня в соседний город». (Мук туфлям) «У тебя ножки тоненькие, как палочки, а ты хочешь поступить в скороходы! Убирайся подобру – поздорову!». (Начальник рабов Муку) «Я обещал не убивать тебя, и я сдержу свое слово. Но ты, наверное, открыл не все твои тайны». (Король) «Вот перед тобой все мои богатства. Бери что хочешь, только вылечи меня от этой ужасной болезни». (Король) Кто написал записку? «Враги напали на мою страну. Я закопал в этом месте часть моих сокровищ. Пусть знает всякий, кто найдет это золото, что если он сейчас же не отдаст его моему сыну, он лишится милости своего короля». (Король Сади) Вставьте слово: «Хорошо,- сказал король. Я назначу тебя моим личным … ». Кем? (Скороходом) «У меня было в руках мое счастье, а я, как … , погубил его». Как кто? (Осел).

Приложенные файлы

weburok.com

Тест В.Гауф Маленький Мук | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей

Тест по произведению В. Гауфа «Маленький Мук» Работу выполнил(а)_________________________________________________________ Почему Маленького Мука не любил его отец? а) потому что Маленький Мук был жадным ребёнком; б) потому что он был карликом; в) потому что он был непослушным ребёнком. Маленький Мук остался один, потому что а) его отец умер; б) он сбежал из дома; в) отец выгнал его из дома. Где Маленький Мук нашёл временный приют? а) у дяди в горах; б) у дедушки в лесу; в) у старухи в городе. За кем ухаживал Маленький Мук в доме, где его приютили? а) за утками и гусями; б) за кошками и собаками; в) за козами и овцами. Почему Маленький Мук сбежал из дома? а) потому что он разбил хрустальную вазу; б) потому что он съел все запасы халвы в доме; в) потому что его позвали с собой лучшие друзья. Что прихватил с собой Маленький Мук, когда совершил свой побег из дома старухи? а) мешок золота и алмазы; б) туфли и тросточку; в) шляпу и сумку. Кем нанялся к королю Маленький Мук? а) поваром; б) сапожником; в) скороходом. Что придумал маленький Мук, чтобы придворные полюбили его? а) он рассказывал им о секретах короля; б) решил найти клад и поделиться им с придворными; в) угощал их каждый день заморскими угощениями. Что спасло Маленького Мука от казни? а) ему помогли сбежать из башни мыши; б) его похитила старуха; в) он рассказал свою тайну королю. Что произошло с королём, когда Маленький Мук угостил его ягодами с первого дерева? а) у него выросли уши, как у осла; б) у него вырос нос до подбородка; в) у него вырос горб. Кому вернул Маленький Мук прежний облик, угостив ягодами со второго дерева? а) принцу; б) королю; в) принцессе. К какому литературному жанру относится данное произведение? а) это рассказ; б) это повесть; в) это сказка. Понравилось ли тебе данное произведение? Если да, то чем? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложенные файлы

weburok.com

Урок внеклассного чтения по теме Сказки Вильгельма Гауфа Карлик Нос и Маленький Мук

Урок внеклассного чтения в 4- ом классе Тема: Сказки Вильгельма Гауфа «Маленький Мук» и «Карлик Нос» Цель: Познакомить учащихся с известным немецким сказочником Вильгельмом Гауфом и его сказками «Карлик Нос» и «Маленький Мук». Задачи: Расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес к чтению, способствовать более внимательному и вдумчивому чтению Развивать логическое мышление, речь, внимание, память, творческие способности Воспитывать общечеловеческие моральные ценности и идеалы: доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность. Воспитывать интерес к истории и традициям других стран. Развивать навыки совместной деятельности в группе, навыки публичного выступления. Ход внеклассного мероприятия Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком – сказочником Вильгельмом Гауфом. Многим из вас уже знакомы увлекательные истории о невероятных, и порой и опасных приключениях, колдовстве и чудесном освобождении от злых чар. Разве можно забыть колдовской суп, превративший Якоба в уродливого карлика, смешливого калифа, чуть не оставшегося на всю жизнь аистом, Маленького Мука…? На протяжении многих лет герои волшебных сказок Гауфа учат нас добру, смелости, помогают отличать хорошее от дурного, истинное от мнимого. Кто же он такой - этот сказочник Вильгельм Гауф? Презентация. Сегодня сказочник Вильгельм Гауф поведёт нас за собой в страну, где никогда не заходит солнце, где всегда зеленеют леса, где рано или поздно все страшные приключения, выпавшие на долю героев, оборачиваются волнующими и трогательными воспоминаниями. Он поведёт нас в свою страну Сказок. Сегодня мы проводим литературную игру по сказкам Гауфа. В нашей игре принимают участие 3 команды. Но у команд ещё нет названий. Вы их узнаете, отгадав героев сказок, и заработать первые баллы. 1 конкурс “Будем знакомы” Герои рассказывают о себе, сообщая 5 фактов, команды должны отгадать героя. Чем раньше будет отгадан герой, тем большее количество баллов заработает команда (от 5 до 1). 5 б. О моей жизни можно сказать: “ Не было бы счастья, да несчастье помогло”. 4 б. В детстве я совершил большую ошибку. 3 б. Однажды мне очень хотелось посмотреть на себя в зеркало. 2 б. Я научился печь хлеб из солнечных пылинок. 1 б. Я два года жил во дворце и готовил блюда для самого герцога. Название 1 команды – Якоб 5 б. Я кое-что понимаю в колдовстве. 4 б. Мой отец – великий волшебник Веттербок, повелитель бурь. 3 б. Мой отец научил меня узнавать травы. 2 б. Я чуть не погибла на королевской кухне. 1 б. Меня спас очень добрый юноша по имени Якоб. Название 2 команды – Мими. 5 б. В детстве меня ничему не обучали. 4 б. Я рано остался сиротой. 3 б. Мне пришлось много путешествовать по свету 2 б. Однажды меня обвинили в воровстве. 1 б. У меня есть волшебные туфли и тросточка. Название 3 команды – Маленький Мук Инсценировка по сказке «Маленький Мук» Вы догадались, по какой сказке мы начинаем путешествие? Конкурс 2. Викторина по сказке “Маленький Мук” (Презентация) 1. В каком городе жил Маленький Мук? В Багдаде В НикееВ Шварцвальде 2. Настоящее имя Маленького Мука Муфта МухтиярМукра3. Как относились дворовые мальчики к Маленькому Муку? Любили слушать его сказки Его все дразнили Уважали и немно

weburok.com

«Путешествие в мир Вильгельма Гауфа» 1-7 Класс

C:\Users\Ira98\Pictures\Skazki-00.jpg

«Путешествие в мир Вильгельма Гауфа»

Тема урока: «Путешествие в мир Вильгельма Гауфа»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированное образовательное занятие развивающего обучения с использованием исследовательского, коммуникативно-дискуссионного методов и применением ИКТ

Возрастная категория учащихся: 1-7 классы

Примерная продолжительность: 90 минут

В урок интегрированы предметы:

  1. Литература

  2. География

  3. Иностранный язык (немецкий)

  4. МХК

Цели урока:

  • Образовательная: создание условий для личностно ориентированной направленности обучения средствами технологии проблемного и развивающего обучения.

  • Развивающая: развитие умений и навыков различного вида чтения: аналитического (изучающего), поискового, ознакомительного; обогащение и усложнение словарного запаса, овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

  • Воспитательная: способствовать формированию нравственных и духовных качеств личности, собственных взглядов и убеждений. 

Задачи урока:

  • совершить экскурс в биографию В.Гауфа;

  • познакомиться с произведением «Карлик Нос»;

  • понять идейное своеобразие данной сказки;

  • рассмотреть нравственные понятия: добро и зло;

  • проанализировать произведение, рассмотрев ключевые моменты;

  • совершить небольшой экскурс в современную Германию;

  • познакомиться с некоторыми из основных фраз немецкого языка;

  • совершить небольшой экскурс в страну Фантазии и ознакомиться с такими понятиями, как колдун, гном, карлик, эльф, дракон;

  • провести работу по анализу произведения в тесной интеграции со всеми, указанными выше предметами.

Оборудование и материалы:

  • Текст произведения В.Гауфа «Карлик Нос»

  • Оборудование ТСО (компьютер, SMART-доска)

  • ЭОР, презентации в point, smart.

Предварительное домашнее задание к уроку:

Ход урока

  1. Вступительное слово (учитель литературы) 5-7 минут

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами совершим небольшое путешествие в увлекательный и неповторимый волшебный мир немецкого писателя-Вильгельма Гауфа и ознакомимся с его сказкой «Карлик Нос». А для того чтобы этот урок был ярким и запоминающим, в нем решили поучаствовать учителя литературы, географии, немецкого языка и мировой художественной культуры, которые в качестве мудрых экскурсоводов поведают вам много необычного и интересного.

Сообщение целей и задач урока.

  1. Изучение нового материала 45 минут

- Ребята, страна Фантазии ждет вас!

1. «Путешествие в мир Гауфа»

Предлагаем начать наше путешествие с биографии В. Гауфа. В этом нам поможет презентация (SmartNotebook слайды № 4-5).

- Какие сказки В.Гауфа Вы знаете?

Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье секретаря в министерстве иностранных дел и его жены. Из четырёх детей он был вторым по старшинству.

В 1809 году, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии прошли юные годы Гауфа. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он окончил университет со степенью доктора философии и теологии.

Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгеля и стал наставником его детей.

Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Включал он такие произведения, как «Маленький Мук», «Калиф-Аист» и другие, сразу приубревшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки.

В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгартской утренней газеты и женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблен с детства. Однако счастье их было недолгим. Незадолго до его кончины, 10 ноября у него рождается вторая дочь, а 18 ноября 1827 года он умирает от брюшного тифа.

Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время, лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым.

В Байрсброне находится «Музей сказок Вильгельма Гауфа»

  1. Экскурс в географию, историческую родину Гауфа (слайд № 6)

- Ребята, а сейчас учитель географии расскажет вам о Германии и особенностях этой страны с точки зрения данного предмета.

- Историческая родина В.Гауфа – Германия. Вся его жизнь связана с этой страной.

-А что Вы знаете о Германии? (Учащиеся дают предполагаемые ответы).

- Молодцы! А сейчас мы предлагаем Вам познакомиться с Германией с географической точки зрения. Давайте совершим небольшой экскурс в эту страну и рассмотрим ее некоторые географические аспекты.

Европа – государство Центральной Европы. Столица государства – г. Берлин. По форме правления Германия является федеративной парламентской республикой.

ФГП Германии. Расположена в Центре Европы. Омывается водами Балтийского и Северного морей. Граничит с Данией (на севере), Польшей и Чехией (на востоке), Австрией и Швейцарией (на юге), Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами (на западе).

Население.

Численность населения: 81 751 600 человек (по данным на 1.01.2011 г.)

Плотность населения: 229 чел./км²

Религия: 64% населения исповедуют христианство.

  1. ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ В.ГАУФА «А знаете ли вы сказки?»

(слайд№ 7-14)

- Ребята, а сейчас давайте поиграем! Мы решили проверить, хорошо ли Вы знаете сказки В.Гауфа?! У нас небольшая викторина. Она состоит из нескольких интересных заданий. Ваша цель: ответить на них правильно! Скоро определим победителя! Желаем удачи и победы! А проведёт ее для вас учитель литературы (SmartNotebook слайды № 7).

  1. Просмотр фильма о Германии

Учитель МХК

- А сейчас мы предлагаем Вам посмотреть небольшой фильм о Германии.

  1. Беседа о Германии в лингвистическом аспекте (слайд № 15)

Учитель немецкого языка о Германии:

-Молодцы, ребята! А знаете ли Вы, какой язык является в Германии государственным? (Немецкий)

- А знаете ли Вы, как по-немецки звучат некоторые слова русского языка? Давайте попробуем выполнить интересное задание на сопоставление.

  1. «ЧИТАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, ОБЪЯСНЯЕМ»

Учитель литературы:

- Ну, а теперь, ребята, давайте перейдем к подробному изучению и анализу произведения В.Гауфа «Карлик Нос». Наше путешествие предлагаем начать с, казалось бы, очень простого вопроса: «Что Вы представляете при слове «КАРЛИК»? Каковы ваши ассоциации при произношении данного слова?

Работа с презентацией (слайд № 16).

- А теперь ребята, обратимся к нашей презентации и посмотрим, какое же толкование носит слово «карлик».

КАРЛИК —а, муж. 1. Животное или растение неестественно маленького размера. Орёл к. Сосна к. 2. Человек неестественно маленького роста. Злой к. (в сказках). 3. Слабо светящаяся небольшая звезда (спец.).   Толковый словарь Ожегова

Карлик — Олицетворяет бессознательные и аморальные силы природы: гномов, эльфов и т, п. У египтян бес ассоциируется с карликом. В греко- римской культуре Гефеста (Вулкана) иногда изображают в виде карлика. …   Словарь символов

  1. Карлики и гномы в литературе. Их подобие и отличие.

Учитель МХК (слайды № 18-20)

-А кто такие карлики и гномы и как их отличить? (Учащиеся дают свои ответы)

Карлик  размером скорее с полурослика, то есть сантиметров 90-100, сложен пропорционально человеку и весит, следовательно, килограммов 15 (поскольку он по всем измерениям меньше человека примерно в 1,8 раза, то весит меньше в 1,83 раза). Кожа коричнево-смуглого оттенка, на лице выделяется крупный нос — выдающийся вперед либо картофелеобразный. Борода может быть сравнительно небольшой, и чаще всего она белого цвета.

ГНОМ-человекоподобное существо ростом порядка 110-135 сантиметров, с внушительными плечами и кряжистым телосложением, непропорционально большой головой, весит килограммов сто и более. Кожа розовая, как у европейца, и, как правило, совсем не загорелая. Внушительная борода бывает присущих человеку цветов (чёрная, рыжая, каштановая, белая), но встречается и экзотика: голубые, ярко-желтые, зеленоватые бороды.

Теперь вы их, по крайней мере, не перепутаете. Но эти различия — чисто внешние, а внутренние — намного глубже.С другой стороны, карлики и гномы вполне могут быть родственниками. Выглядят и думают очень по-разному...

  1. Аналитическо-исследовательская работа с текстом

Учитель литературы:

-Ребята, давайте обратимся к тексту и попытаемся понять, как произошли описываемые там события.

- С какой целью Травница пришла на рынок?

-Почему именно его она увела к себе домой?

-Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

-Как удалось Якобу бежать с плена?

-Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?

-Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история.)

..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

-Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

-Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

-Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

-Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

-Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

-Как заканчивается сказка?

ВЫВОД: Ребята, мы сейчас уяснили для себя, как Якоб стал заложником своего характера и попал в плен и кто ему помог освободиться от злых чар.

Учитель литературы (SmartNotebook слайд № 8)

- Ребята. А сейчас мы предлагаем Вам провести небольшой сопоставительный анализ таблицы «ДОБРА И ЗЛА, или минусы и плюсы в жизни Якоба» по сказке В. Гауфа «Карлик Нос». Это своеобразная подсказка. Нам остается лишь немного порассуждать и сделать вывод, что такое «добро» и что такое «зло» не только в понятиях сказки, но и вообще как нравственная категория.

- Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, давайте разделим лист на две колонки и запишем слова или словосочетания, которые ассоциируются с понятием зла и добра.

- А что для вас добро? зло? (Предполагаемые ответы учащихся:

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...)

-Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро в жизни нашего героя! (Презентация слайд № 17)

Зло (минус)

  1. Игра «Живой мультфильм»

Задание: распределить картинки, иллюстрирующие сюжеты произведения в хронологическом порядке (SmartNotebook слайды № 11).

  1. АФОРИЗМЫ и СЛОВАРНЫЕ СЛОВА в сказке «Карлик Нос»

Учитель литературы (презентация слайдов № 29-30)

-Ребята, а вы знаете значение следующих слов: колдун, дратва, шило?

Злая колдунья Крейтервейс…

Колдун (колдунья), ведьма (ведьма),волхв (вельва), чародей (чародейка)

 — человек, которому приписывается способность

 мистического воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (волшебство, магия).

В основе «ритуальной магии» (колдовства) лежат ритуальные действия, позволяющие воспринимать «тонкие материи», «духов».

Шило- коническое стальное острие с деревянной ручкой для прокалывания кожи. 

Толковый словарь В. Драть (раздел «ДРАТВА»)

ДРАТВА -  ж. немецк. толстая смоленая нить, для шитья кожи. 

Базар, 1) торговая площадь, рынок; съезд для торга; ярмарка. — 2) Продажа с благотворительной целью.

- Ребята! А встречали ли Вы при чтении произведения афоризмы? Давайте вспомним их! Как Вы понимаете, что они обозначают, в чем заключается их смысл? Каково их значение в этом произведении? Давайте обратимся к презентации…

  • "Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

  • "Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

  • "Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

  • "Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее».

Вывод: данные афоризмы подтверждают наше мнение об этом герое, они помогают нам понять причину всех проблем, которые «свалились» на героя. Он осознал, кто виноват и что ему надо делать дальше.

  1. Анализируем, вспоминаем.

«Деловые и нравственные качества Якоба» (SmartNotebook слайды № 10)

Учитель литературы поможет вам определить деловые и нравственные качества героя.

-Какие из них он приобрел во время жизни у Травницы?

  1. «Царство фантазии»

-Учитель литературы поделится с вами, ребята, как можно попасть в страну Фантазии (слайд № 32-34)

- Ребята, а хотели бы Вы оказаться в царстве Фантазии? Почему?

- Вот несколько уроков, как попасть в царство фантазий! Слушайте и запоминайте!

  1. Работа с волшебным зеркальцем (SmartNotebook слайды №11).

При помощи данной технологии можно узнать причину будущей трагедии Якоба: грубость и бесцеремонное отношение к покупателю повлекло за собой ответный негативный удар. Травница предрекает ему безобразное лицо. В данном случае уместна пословица: «Что посеешь, то и пожнешь!»

- Ребята, как Вы думаете, какую роль играет зеркальце в данном слайде?

  1. САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РЕЦЕПТ ОТ ЯКОБА

Слайд представляет собой интересный фрагмент, способствующий развитию фантазии. Ребята переживают за героя, т.к. от этого рецепта зависит его дальнейшая жизнь!

Королевский пирог:

2 яйца, 1 стакан сахара, 2,5 стакана муки.

0,5 ч/ложки соды гашеной лимонным соком

Цедра одного лимона или апельсина

Для начинки,на выбор: варенье,ягоды,персики,сливы,

2 ст/ложки рубленного миндаля.

Плюс той таинственной травки

  1. Закрепление материала (учитель литературы) 20 минут

Учитель литературы (слайд № 36)

- А теперь, ребята, давайте немного поработаем с разделом мудрые мысли. Как Вы считаете, а важны ли они для нас с Вами? Почему?

-Какие пословицы или поговорки больше всего подходят нам по смыслу?

Работа с презентацией.

  • Чья душа в грехе, та и в ответе.

  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.

  • Самолюб никому не люб.

  • Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

  • За каждым вечером следует утро.

  • Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.

  • Язык человека может принести ему славу, и позор.

  • Жить прожить - не поле перейти.

  • Один битый двух небитых стоит.

  • Грамоте учиться - вперёд пригодиться.

- Какие из перечисленных пословиц, на Ваш взгляд, отражают тему нашего урока? (Ответ учащихся)

Задание: распредели правильно предложения в две колонки по их значению, «отрицательное» или «положительное» в характере и поступках героя . (SmartNotebook слайды № 13).

  1. Не будь тебя, дорогая Мими, я бы на всю жизнь остался карликом и, может быть, умер бы под топором палача. Я должен тебя отблагодарить. Я отвезу тебя к твоему отцу, и он тебя расколдует.. .

  2. Не то беда, что я стал уродом. Обидно, что и отец, и мать прогнали меня прочь, как собаку. Попробую еще раз поговорить с матерью.

  3. — О господин, я хотел угостить вас «пирогом королевы» на прощанье. Ведь это — король всех пирогов.

  4. Вы, оказывается, умеете говорить, госпожа гусыня! Не бойся, такую удивительную птицу я не убью.

-Ребята, представьте, что если было бы это возможным, то…

Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Прости, если можешь..." (Серёжа К.)

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? 

-Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю?

-Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красотаИ почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?

ВЫВОД: (Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия 10 минут

- Ребята, понравилось ли Вам сегодняшнее занятие? Что нового и интересного Вы узнали для себя? Какие выводы вы можете сделать, проанализировав сказку В.Гауфа «Карлик Нос»? Чему учит нас эта сказка? Какие «уроки жизни» вы приобрели или получили сегодня?

-Составьте синквейн по нашей теме урока (примерный вариант, слайд № 37)

  • СИНКВЕЙН - это стихотворение, которое состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определённые правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений».

  • 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

  • 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  • 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  • 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

  • 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Ведьма

Дряхлая, скупая

Знает, помнит, угрожает.

Малышу, что варит каши, будет служба на века

Вот тоска.

  • ВЫВОД: Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчёты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.

  1. Домашнее задание. (слайд 39) 5 минут

Написать сочинение - ответное письмо Травницы с готовым заголовком.

«Здравствуй, Якоб!!!»

Использованная литература

ВИДЕО из КОЛЛЕКЦИИ МИЛОВАНОВОЙ И.Н.

https://www.youtube.com/watch?v=rmN0oH6E_zI

  1. Германия.https://www.google.ru/search?hl=en&newwindow

  2. https://www.google.ru/search?hl=en&newwin

  3. dow=1&site=imghp&tbm=isch&source

  4. https://www.google.ru/search?hl=en&newwindow=1&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1846&bih=902&q=сказки+гофмана&

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki

  7. http://www.lki.ru/text.php?id=2069

  8. http://ru.wikisource.org/w/index

  9. http://depositfiles.com/files/keuiaqydo3

  10. video.yandex.ru/users/scool1918/view/5

  11. http://machaon.net/secrets/book.php?isbn=978-5-389-00249-4

  12. http://festival.1september.ru/articles/529825/

Добро (плюс)

Служба у ведьмы

Жил в изгнании без родителей 7 лет.

Научился натирать полы, печь солнечный хлеб, вкусно готовить.

Превращение в карлика

Потерял привлекательную внешность, которой хвастала мать; страдал от насмешек окружающих.

Сохранил душу, научился осознавать свои ошибки и прощать других, спас гусыню.

Встреча с разгневанными родителями

Получил сильный удар от самых близких: непризнания себя как личности.

Простил их, так как понимал причину такого приема, стал терпимее к ним.

Служба у герцога

Опасение за свою жизнь.

Знакомство с гусыней, проверка своих поварских умений.

Избавление от чародейства

Знакомство и прощание с волшебным миром

Вернул свою привлекательность, получил свои «уроки жизни « и запомнил их навсегда

ВЫВОД: Ничто в нашем мире не проходит бесследно. Маленькое зло порождает большое зло. Надо научиться просить прощение за свои дурные поступки, а также прощать других, быть добрым не только по отношению к себе и своим близким, но и тем, кто тебя окружает; помогать людям, не ожидая благодарности в ответ, - то есть просто быть ЧЕЛОВЕКОМ!

doc4web.ru

Урок 1по сказке В.Гауфа Маленький Мук

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Про что рассказывают сказки для взрослых?Вильгельм Гауф(1802 – 1827) Несколько столетий существовала известная, даже надоевшая от множества повторений восточная сказка про карлика, на долю которого выпали разные злоключения. Но под пером Вильгельма Гауфа она стала историей про Маленького Мука. Считают, что историю о Маленьком Муке и неблагодарном короле Вильгельм Гауф написал, вспоминая о судьбе своего отца, Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел у герцога Вюртембергского и попал в тюрьму по необоснованным подозрениям. Вышел Август «за отсутствием состава преступления» через год, потеряв здоровье и веру в человечество. Умер он, когда Вильгельму исполнилось семь лет. Задание: найдите в сказке момент, когда Маленький Мук попадает в тюрьму, сравните с биографией Вильгельма Гауфа, найдите сходства и различия. Город Штутгарт, в котором жил Фридрих Гауф, относился к крохотному Вюртембергскому герцогству. Тогда, в 1802 году, Германия ещё не объединилась и представляла собой множество мелких герцогств и княжеств, так что, по удачному выражению одного из известных писателей того времени, местный правитель, выйдя на балкон своей резиденции и вооружившись подзорной трубой, при известном терпении мог увидеть всех своих подданных. Задание: найдите в сказке момент, когда Маленький Мук уходит от вероломного короля, и сравните описание его королевства с описанием Вюртембергского герцогства. Найдите сходства и различия. После смерти отца всё семейство Гауфов переехало в Тюбинген, в дом деда по материнской линии. Любимым занятием Вильгельма стало чтение книг из библиотеки деда, а затем – их пересказ двум младшим сёстрам. Потом было поступление на факультет теологии и философии университета Тюбингена. В 1824 году он окончил учебное заведение доктором философии и теологии. После этого Гауф устроился репетитором в семью министра обороны, генерала барона Эрнста Югена фон Хёгеля и стал наставником его детей. Дети с огромным интересом слушали занимательные и страшные сказки «господина Гауфа». Однажды баронесса, которая слушала их с неменьшим интересом, посоветовала ему записать и издать их. Найдите в истории Маленького Мука сказочные моменты – с волшебными туфлями и тросточкой и с волшебными ягодами, изменяющими внешность. Докажите, что без этих моментов история больше походит на жизнь, чем на сказку. Перед Новым годом из печати вышел «Альманах сказок на 1826 год для сыновей и дочерей образованных сословий». Сказки имели огромную популярность везде, где говорили и писали по-немецки. Издавать подобные альманахи в начале года стало для писателя традицией. Правда, недолгой. Второй альманах он издал в начале 1827 года, а третий опубликовала уже его жена после смерти писателя. 18 ноября 1827 года – через восемь дней после рождения второй дочери, за 11 дней до своего 25-летия, Вильгельм Гауф умер от брюшного тифа.Памятник Вильгельму Гауфу над Рейном недалеко от замка Лихтенштейн около Штутгарта. Прочтите начало сказки (с. 136-137) и её окончание (с. 144-145). Можно ли однозначно сказать, что финал у сказки счастливый? Почему?– Делаем вывод: чем отличается детская сказка от «сказки для взрослых»? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Детская сказка«Сказка для взрослых»Обязательно сказочный сюжетСюжет может быть жизненнымСказочные элементы являются основнымиСказочные элементы обязательно присутствуютГлавный герой побеждает с помощью доброты, храбрости, смекалки, любвиГлавный герой преодолевает все препятствия. Он не обязательно самый добрый, самый храбрый

schoolfiles.net

Урок внеклассного чтения по теме "Сказки Вильгельма Гауфа "Карлик Нос" и "Маленький Мук"

Автор презентации: Валенкова Лидия Михайловна

Урок внеклассного чтения в 4- ом классе

Тема: Сказки Вильгельма Гауфа «Маленький Мук» и «Карлик Нос»

Цель: Познакомить учащихся с известным немецким сказочником Вильгельмом Гауфом и его сказками «Карлик Нос» и «Маленький Мук».

Задачи:

Расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес к чтению, способствовать более внимательному и вдумчивому чтениюРазвивать логическое мышление, речь, внимание, память, творческие способностиВоспитывать общечеловеческие моральные ценности и идеалы: доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.Воспитывать интерес к истории и традициям других стран.Развивать навыки совместной деятельности в группе, навыки публичного выступления.Ход внеклассного мероприятия

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком – сказочником Вильгельмом Гауфом. Многим из вас уже знакомы увлекательные истории о невероятных, и порой и опасных приключениях, колдовстве и чудесном освобождении от злых чар. Разве можно забыть колдовской суп, превративший Якоба в уродливого карлика, смешливого калифа, чуть не оставшегося на всю жизнь аистом, Маленького Мука…? На протяжении многих лет герои волшебных сказок Гауфа учат нас добру, смелости, помогают отличать хорошее от дурного, истинное от мнимого.

Кто же он такой - этот сказочник Вильгельм Гауф?

Презентация.

Сегодня сказочник Вильгельм Гауф поведёт нас за собой в страну, где никогда не заходит солнце, где всегда зеленеют леса, где рано или поздно все страшные приключения, выпавшие на долю героев, оборачиваются волнующими и трогательными воспоминаниями. Он поведёт нас в свою страну Сказок.

Сегодня мы проводим литературную игру по сказкам Гауфа.

В нашей игре принимают участие 3 команды. Но у команд ещё нет названий. Вы их узнаете, отгадав героев сказок, и заработать первые баллы.

1 конкурс “Будем знакомы”

Герои рассказывают о себе, сообщая 5 фактов, команды должны отгадать героя. Чем раньше будет отгадан герой, тем большее количество баллов заработает команда (от 5 до 1).

5 б. О моей жизни можно сказать: “ Не было бы счастья, да несчастье помогло”.

4 б. В детстве я совершил большую ошибку.

3 б. Однажды мне очень хотелось посмотреть на себя в зеркало.

2 б. Я научился печь хлеб из солнечных пылинок.

1 б. Я два года жил во дворце и готовил блюда для самого герцога.

Название 1 команды – Якоб

5 б. Я кое-что понимаю в колдовстве.

4 б. Мой отец – великий волшебник Веттербок, повелитель бурь.

3 б. Мой отец научил меня узнавать травы.

2 б. Я чуть не погибла на королевской кухне.

1 б. Меня спас очень добрый юноша по имени Якоб.

Название 2 команды – Мими.

5 б. В детстве меня ничему не обучали.

4 б. Я рано остался сиротой.

3 б. Мне пришлось много путешествовать по свету

2 б. Однажды меня обвинили в воровстве.

1 б. У меня есть волшебные туфли и тросточка.

Название 3 команды – Маленький Мук

Инсценировка по сказке «Маленький Мук»

Вы догадались, по какой сказке мы начинаем путешествие?

Конкурс 2. Викторина по сказке “Маленький Мук” (Презентация)

1. В каком городе жил Маленький Мук?

В БагдадеВ НикееВ Шварцвальде2. Настоящее имя Маленького МукаМуфтаМухтиярМукра3. Как относились дворовые мальчики к Маленькому Муку?Любили слушать его сказкиЕго все дразнилиУважали и немного побаивались4. Что получил Маленький Мук после смерти отца?Куртку и старые шлёпанцыШтаны и курткуШтаны и тюрбан5. Как Маленький Мук попал к старухе Ахавзи (Ахвази)?Он помог ей донести покупкиОна пригласила его в гостиОна устраивала обеды для своих питомцев6. Какую работу не выполнял Мук в доме Ахавзи?Расчёсывал кошкам шёрстку и втирал драгоценные мазиНа ночь рассказывал кошкам сказкиУкладывал кошек спать на шёлковые подушечки под тёплые одеяльца7. Кто показал Муку секретную комнату?Его любимый котМаленькая собачкаСтаруха8. Что нашёл Мук в секретной комнате?Сундук с драгоценностямиТуфли и тросточкуВолшебную лампу9. Кем Мук устроился на службу к королюЛекаремПоваромСкороходом10. Как относились придворные к Маленькому Муку?Очень полюбили егоПостоянно смеялись над нимЗавидовали11. Что Маленький Мук делал с золотом, которое находила его палочка?Отдавал королюРаздавал придворнымПерепрятывал12. Что выросло у Мука после того, как он съел волшебные плоды?Уши и рогаУши и хвостУши и нос13. Как узнал Маленький Мук, что у него выросли нос и уши?Посмотрелся в зеркалоУвидел своё отражение в водеНад ним стали смеяться в городе14. Кем представился Маленький Мук, когда пришел лечить короля?ПоваромЛекаремВолшебником15. Как стал жить маленький Мук после того, как он убежал от короля?Очень богатоВ достатке, но уединённоОбзавёлся большой семьёйКонкурс 3 Волшебные вещи

Подготовить рассказ о волшебной вещи (ТУФЛИ, ТРОСТОЧКА, ВОЛШЕБНЫЕ ЯГОДЫ) по предложенному плану: (записан на переносной доске)

Из какой она сказкиХозяин вещиКак она попала к героюВ чём волшебная сила вещиКакую роль сыграла вещь в судьбе герояТеперь мы в гостях у сказки «Карлик Нос»

Инсценировка по сказке «Карлик Нос»

Конкурс 4 Литературная викторина по сказке “Карлик Нос” (Читает вопросы учитель)

1. Кем был отец Якоба? (Сапожником)

2. Овощи, которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба. (Капуста)

3. Зверёк, в которого превратила колдунья Якоба. (Белка)

4. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи? (Скорлупки)

5. То, чем колдунья заколдовала Якоба? (Волшебной травкой)

6. Кукую воду пила старуха? (Росу с цветов)

7. Сколько лет провёл Якоб в доме колдуньи? (7 лет)

8. Птица, в которую была превращена дочь волшебника Веттербока. (Гусыня)

9. Дерево, под которым росла травка “чихай на здоровье”? (Каштан)

10. Имя дочери волшебника Веттербока. (Мими)

11. Как называлась травка, которой не хватало для приготовления паштета сюзерена? ( Головокружительное чихание или «Чихай на здоровье»)

12.Как назвали мир между князем и герцогом? (Пирожный мир)

Конкурс 5 Письмо колдунье

Представьте, что вы в образе Якоба можете пообщаться с колдуньей и передать ей ваши послания, в которых вы можете сообщить о том, что думаете о ней и о себе, о том, какие уроки вы получили из вашего печального приключения.

Задание командам. Напишите письмо колдунье.

Пока дети работают, звучит песня “Дорогою добра” из кинофильма “Маленький Мук”

Слушаем письма Якоба колдунье.

Рефлексия- Не находите ли вы, что герои этих сказок чем- то похожи? (Оба- мальчики, которым с детства пришлось многое испытать).

- Какие нравственные уроки извлекли мы, прочитав сказки? (1. Самое главное- внутренняя красота. Например, Аксаков «Аленький цветочек». 2. Путь к удаче лежит через преодоление препятствий).

- Как называется прекрасное свойство человеческой души по отношению к другим людям? ( Милосердие, доброта, человеколюбие, сердечность, душевность, нравственная красота)

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»- А.П.Чехов

- Приведите примеры милосердия в нашей жизни.

Приложение.

Литература

1. Биографические сведения

http://marinagra.livejournal.com/http://library.mpgu.edu/v-pomosch-chitatelyu/iz-fonda-redkoi-knigi/kollekcii-fonda-redkih-izdanii/proizvedeniya-vilgelma-gaufaПослесловие художника А.Ломаева в книге: Вильгельм Гауф “Маленький Мук” - СПб.: “Азбука”, 2013. – 48 с.2. Художественные произведения:Вильгельм Гауф Сказки. - Екатеринбург: О

edudocs.info

Урок 2 по сказке В.Гауфа Маленький Мук

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: В чем видел для себя счастье Маленький Мук? Для справки Мукра – мул, плод скрещивания кобылы и ослицы. Согласно Гомеру, впервые мулы появились в Малой Азии, где их разводили и использовали как вьючных животных… В Италии так называют незаконнорожденных детей и найдёнышей. Их мулами не зря назвали там.Нам грустно видеть сирот полуголых;Но если суть вещей уразуметь –Богатых сирот надо бы жалеть. Дж. Г. Байрон. «Дон Жуан» Маленький Мук и старуха Ахавзи Можно ли сказать, что госпожа Ахавзи пожалела Мука?Любила ли она кого-нибудь, кроме своих кошек?Были ли шансы у Мука остаться работать в этом месте? Почему?Почему кошки стали выживать Маленького Мука?Что взял Маленький Мук в комнате старухи?Как он рассуждал при этом?Удачным ли оказался его выбор? Почему?  Маленький Мук и король Если бы Маленький Мук не нашёл горшок с золотом, его судьба при королевском дворце могла бы сложиться? Почему? (Три предложения с доказательством.)Почему у Маленького Мука не возникло взаимопонимания с королём? Могло ли оно возникнуть? Маленький Мук и волшебные ягодыО чём думал Маленький Мук, уходя из города?Как он отомстил королю? В чём видел для себя счастье Маленький Мук? Почему он, по мнению отца мальчика, достоин уважения?А что понял мальчик, рассказывающий эту историю? Почему в самом начале он характеризует себя и своих друзей как «злых мальчиков»?Сформулируйте для себя понятие «счастье», каким вы его открыли в произведениях Гауфа. Маленький Мук открыл для себя большой мир людей, где нельзя завоевать любовь и расположение других людей ни прилежанием, ни богатством, ни особыми умениями – всё это есть и у других. Доброта и сострадание к другим, умение оставаться самим собой в любой ситуации – вот главное, что помогает обрести место в жизни. Домашнее заданиеПрочитать сказку Н.Д. Телешова «Белая цапля» (стр. 146-155)

Приложенные файлы

schoolfiles.net


Смотрите также

 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *